VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Своеобразие дома в романе-хронике Н

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011103
Тема: Своеобразие дома в романе-хронике Н
Содержание
Содержание
Введение	2
1.1 Образ Дома в устном народном творчестве.	9
1.2 Образ Дома в русской литературе 18-19 века	16
1.3 История создания, проблематика, особенности жанра романа «Соборяне»	27
Глава 2 Характеристика образа Дома в романе-хронике Н.С. Лескова «Соборяне»	35
2.1 Дом Савелия Туберозова	35
2.2 Дом Захарии Бенефактова	40
2.3 Дом дьякона Ахиллы	41
2.4 Дома антигероев: учителя Варнавы Препотенского, акцизницы Бизюкиной, чиновника Термосесова	42
Глава 3	51
3.1	51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	67
Список литературы	71

     


     Введение
     Николая Семёновича Лескова (1831-1895) называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть».1
     Богатое, многообразное творчество Лескова, хотя и не лишено противоречий, вместе с тем отличается удивительной художественной и эстетической цельностью. Произведения писателя объединяют пафос высокой нравственности и яркая самобытность поэтических форм.
     Его видение действительности, его поэтика органически сочетали реализм и романтическую мечту, насыщенность повествования массой конкретных, иногда документальных подробностей, почти натуралистических зарисовок и глубокую художественную обобщенность воссоздаваемых картин.
     Лесков пришел в литературу не из рядов той «профессиональной»,
     демократической интеллигенции, которая получила свое идеологическое происхождение от Белинского, от социальных и философских кружков 1940-х годов. Он рос и развился за пределами этого движения, которое определило основные черты русской литературы и журналистики во второй половине девятнадцатого века. Его жизнь до тридцати лет шла так, что он меньше всего мог думать о литературе и письме. В этом смысле он был прав, когда неоднократно повторял, что попал в литературу «случайно».2
     Николай Семенович Лесков родился в 1831 году в селе Горохов в Орле. Его отец произошел из духовной среды: "большой, замечательный умник и дремучий семинарист", как говорит его сын. Порвав с духовной средой, он стал чиновником и служил в уголовной палате г. Орел. В 1848 году он умер, и Лесков, покинув гимназию, решил пойти по стопам своего отца: он поступил на службу в такое же уголовное подразделение. В 1849 году он перешел из Орла в Киев, где жил его дядей ( по матери) С. П. Алферев, небезызвестный профессор  медицинского факультета. Жизнь стала более интересной и более информативной. Лесков поступил на службу в Казенную палату, но имел иногда возможность "приватно" слушать в университете лекции по медицине, сельскому хозяйству, статистике и пр.. В рассказе «продукт природы» он говорит о себе :. «Я был очень маленьким мальчиком, и я не знал, куда себя определить, я хотел изучать науку, живопись, а моя семья хотела, чтобы я пошел на службу, и они думали, что это более надежно». Лесков служил, но он упрямо мечтал о каком то «живом деле», «потому что сама служба привела его к контакту с разнообразной средой местного населения, он много читал и много лет жил в Киеве, изучил украинский и польский язык, вместе с Гоголем, его любимым писателем был Шевченко.3
     Началась Крымская война, которую позже назвал Лесков «многознаменательным для русской жизни ударом набата», что было очень важно для русской жизни. Умер Николай І (1855), и началось общественное движение, которое привело к освобождению крестьян и целой серии других последствий, которые изменили старый образ жизни России. Эти события повлияли на жизнь Лескова: он бросил казенную службу и перешел к частному - англичанину Шкотту (мужу тети), он работает на основе обширных имений для Нарышкина и Перовского. В какой-то степени он осуществил свою мечту о «живом деле»: как представитель Шкотта он побывал по всей России – уже не какчиновник, а как общественный деятель, из-за характера своего дела он налаживает тесные контакты с людьми.4
     В письмах к Шкотту Лесков поделился своими впечатлениями; Эти письма заинтересовали соседа Шкотта по имени Ф. Селиванов, который, как позже вспоминал Лесков, «читал и находил их «достойными для печати» и в авторе которых предвидел писателя». Так начал свою деятельность литературный Лесков, первоначально ограниченный узким кругом экономических и бытовых тем.
     Казалось, что Лесков решил посоревноваться со всеми великими писателями того времени, противопоставляя им, свой жизненному опыту и свой необыкновенный литературный языку. Горький отметили характерную черту его первых вещей, они просто обращают их внимание современников: «Он знал людей с детства, в возрасте тридцати лет он путешествовал по всей Великой России, посещал провинции степи, они долгое время жили в Украине,  знал другую культуру. Он занялся творчеством зрелым человеком, совершенно вооруженным не книгой, а реальным знанием жизни людей. "
     В письмах и разговорах он иногда иронически использует слово «интеллигент» и сравнивает себя с «теоретиками», как писателя, у него гораздо больше, а главное, более разнообразный опыт. Он охотно пишет много и рассказывает об этой захватывающей теме, каждый раз пытаясь определить, что ему кажется самым сильным пунктом его позиции"Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, - говорит он с некоторой запальчивостью, явно намекая на столичных писателей-интеллигентов, - а я вырос в народе на Гостомельском выгоне... Я с народом был свой человек... Публицистических рацей о том, что народ надо изучать, я не понимал и теперь не понимаю. Народ просто надо знать, как саму нашу жизнь, не штудируя ее, а живучи ею"5. «Или это:« Книги сотой части не рассказали мне, что сказал конфликт с жизнью ... всем молодым писателям нужно ехать из Санкт-Петербурга, чтобы служить в Уссурийском регионе, в Сибири, в южных степях ... Вдали от Невского!»6 это было: "Мне не приходилось пробиваться сквозь книги и готовые понятия к народу и его быту. Книги были добрыми мне помощниками, но коренником был я. По этой причине я не пристал ни к одной школе, потому что учился не в школе, а на Сарках у Шкотта".7
     В рассматриваемых произведениях можно выделить много образов –рассказчика, женщины, России, праведника, но особое, центральное место занимает образ дома.
     В рассказах и повестях Лескова, словно рожденные заново, были почти неисследованные области жизни, заставляя читателей оглядываться на весь российский мир. Здесь появилась «отходящая, самобытная Русь» и современная ему действительность.
     Тридцать пять лет служил Лесков родной литературе. И, несмотря на непроизвольные и горькие иллюзии, он всю свою жизнь был глубоко демократическим художником и настоящим гуманистом. Он всегда действовал в защиту чести, достоинства и постоянно боролся за «свободу мысли и совести», воспринимая человека как единственную прочную ценность, которую нельзя жертвовать никаким идеям, ни мнениям разноречивого  света. В своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвиг писателя. Важный смысл в произведениях имеют у Лескова  «мелочи жизни». Они помогают понять характер человека и его быт. («Человек же, как известно, наилучше познается в мелочах»). Поэтому духовная зависимость человека от “дома” становится значимой для Н.С.Лескова в теме творчества, в вопросе о том, что определяет русского писателя..  Дом – ипостась феномена русской земли у Н.С.Лескова, то есть наделенное душой пространство, позволяет читателю проникнуть в суть этого феноменологического образа: отказаться от представления об объективности «смысла» дома и чистой субъективности «взгляда» на дом воспринимающего героя.
     Можно сказать, что “дом” в творчестве Н.С.Лескова шестидесятых годов понимается как то место на русской земле, которое настоятельно требует от человека преодолеть в себе “нигилистическое” начало и поддерживать творческую силу жизни.8
             Образ “дома” не только оформляет конфликт “своего” и “чужого”. “Дом” несет конфликт и в себе самом. “Дом согласия” – не абстрактная идея, это реальность, и он так же принадлежит русской земле, как “приют безмятежный” (монастырь) и “колыбельный уголок”, что делает образ России глубоко трагичным. Судьба России раскрывается в романе как борьба созидания и разрушения.
     Жизнь и творчество Н.С. Лескова не раз становились предметом исследования многих литературоведов и лингвистов. Среди самых значимых публикаций следует назвать двухтомник сына писателя А.Н. Лескова «Жизнь Николая Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям» (1984), работы Л.А. Аннинского «Лесковское ожерелье» (1986), А.А. Горелова «Н. С. Лесков и народная культура» (1988), Н.Н. Старыгиной «Лесков в школе» (2000). Кроме того, по творчеству Н.С. Лескова защищен ряд кандидатских и докторских диссертаций. В частности, роман «Соборяне» исследуется в работах Вязовской В.В. («Ономастика романа Н.С. Лескова «Соборяне».9
     Роману-хронике «Соборяне» посвящены многие статьи. Однако почти ни в одной работе нам не встречалось специального анализа образа дома в романе Н.С. Лескова «Соборяне». Используя пример романа «Соборяне», мы проанализируем архетипическую картину дома и его функций. Мы рассмотрим, как создается образ дома, каковы его функции, его связь с судьбой героев произведения. Этим и объясняется научная новизна исследования в дипломной работой.
     Актуальность работы определяется необходимостью обращения к классической русской литературы, имеющую постоянную художественную и содержательную ценность. Образ дома, как никогда ранее, имеет смысл даже сейчас, когда отношение к этой концепции несколько изменилось. Но дом всегда связан с концепцией морали, патриотизма, семейных ценностей. Вот почему мы считаем, что тема и направление наших небольших исследований актуальны.
     Материалом для исследования была русская проза XIX века - время, в которое она получила достаточно зрелую, полную художественную форму. Исследование основано на материале романа и повести.
     Наше внимание было обращено на те повести, в которых образ Дома воспринимается в связи с идеологическими установками писателей, что позволяет нам выявить некоторые черты взаимоотношений героя с миром и с самим собой.
     Цель работы - выявить своеобразие дома в романе-хронике Н.С. Лескова «Соборяне». Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
     1. Изучить научную литературу, посвященную понятию архетип, архитипический образ.
     2. Изучить статьи и монографии, посвященные роману – хронике Лескова «Соборяне».
     3. Выявить своеобразие образа дома, определить его семантические функции.
     4.  Сравнить особенности художественного отражения образа дома в романах «Соборяне», «На ножах», «Некуда».
     Объектом исследования является роман-хроника Н.С. Лескова «Соборяне», предметом – образ дома, представленный в нем.
     Методы исследования: историко-литературный, сравнительный, типологический.
     Структура работы традиционна. В первой главе «Архетип Дома в русской литературе» выделены вопросы, необходимые для нашего исследования: понятие об архетипическом образе (§1.1); архетип Дома в русской литературе XIX-XX вв. (§1.2). § 1.3. посвящен истории создания, жанровому своеобразию и краткой характеристике проблематики романа «Соборяне». Во второй главе «Своеобразие образа Дома в романе-хронике Н.С. Лескова «Соборяне», направленной непосредственно на анализ романа Н.С. Лескова «Соборяне», представлены результаты изучения произведения. В частности, выделены и подробно проанализированы отдельные образы жилища, принадлежащего разным персонажам: Савелию Туберозову, Захарии Бенефактову, дьякону Ахилле, а также антигероям – учителю Варнаве Препотенскому, акцизнице Бизюкиной и чиновнику Термосесову (каждому из них посвящен отдельный параграф).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1
1.1 Образ Дома в устном народном творчестве.
     В ряду пространств, с которыми связан человек, дом занимает особое место. Это центр мира, место, которое объединяет семью. Место, где таится любовь, и в то же время - конкретная точка отсчета для других миров. Дом - это убежище от опасных сфер, его непогрешимость прямо противоположна хаосу внешнего мира.10
     В народном творчестве дом всегда был традиционным, ключевым, знаковым явлением. Дом - это пространство физического и духовного существа человека. Идея «живого» пространства, его приручение с людьми, когда мир вокруг человека перемещается в пространство, в котором он существует, напрямую связано с домом. В широком смысле, дом - это место, где все для его жильца свое.
     Дом принадлежит к числу всеобъемлющих архетипических образов, с незапамятных времен функционирующих в человеческом разуме. Аналог славянского слова «дом» древнееврейского «bait» относится к широкому кругу понятий: дом, семья, строение, в определенном месте, а также явления, связанные с культурной жизни организации: управление, семейная жизнь, или народа, наследие, иерархию, порядок. Концепция дома также связана с его жильцами, законами государства, права, морали, памяти и лояльности. В мифологических представлениях старых славян дом получил очень важное место. Его интерпретировали как «мир, приспособленный к масштабам человека и созданный им».11
     Дом был главным носителем «внутреннего» знака: она защищала человека от трудностей внешнего мира, создавала атмосферу безопасности, уверенности, организации и противодействия внешнему хаосу. Дом был сравнен с матерью, которая кормит и защищает ребенка, а также чревом матери, с курицей, которая защищает цыплят. Закрытое обжитое пространство, которое доминировало в атрибутах дома: кровать, печь, тепло, долгое время сравнивали с женщиной, в отличие от неуютного холодного внешнего мира, в котором главную роль играл мужчина — землепроходец, строитель, завоеватель.. Знаки дома, такие как сила, собственность («мой дом - моя крепость»), одушевленность («полная гоница людей») постоянно подчеркивалась. Человеку нужен был дом, который соединял небо и землю.12
     В доме четыре стены олицетворяли четыре сторонами мира, а фундамент, рама и крыша соответствуют трем уровням Вселенной (ад - земля - ??небо). Части дома являются священным центром, обычно занимают периферийное место в топографическом смысле. Самое почитаемое место - красный угол, но не менее значительный, и печь, расположенная по диагонали от него. В некоторых церемониях дом символизирует стол, порог, или место под средней частью матицы. Окно и дымовая труба противопоставлены дверьи как выход из дома, через который с возникают контакты со сверхъестественным миром. В обрядовой поэзии переселение человека (например, вышедшей замуж девушки) в новый дом сравнивается со смертью. И наоборот, гроб (домовина) представлен в погребальных обрядах и причитаниях как дом, в которой человек движется после смерти.
     Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, слово «дом» на русском языке означает не только «жилищную структуру» 13или «дом со всемхозяйством», но и «семью, семейство хозяев с домочадцами».
     По мнению Э.М. Меетльского14 литература генетически связана с мифологией через фольклор, что является связующим звеном в культурном пространстве веков. Согласно Метельскому, дом в сказке - это ритуальное общество, из которого сверхъестественные силы захватывают человека и посылают его на волшебную дорогу. Сказка, из-за специфики своего вида, не имеет топографической информации, но путь к ней, по которому высшие силы, отправляют человека в потусторонний мир. Охраняется граница между «здешним» миром и «потусторонним» (родным домом и магическим царством, жизнью и смертью)- охраняема. Границы входа в другой мир охраняет страж. В него попадают только достойные пройдя ряд испытаний.
     В начале сказки герой отказывается от родного, привычного, любимого дома. Изначально, «все было хорошо»: «Старик жил со старухой, была дочь и маленький сынок.»15 Если  герой сказки социально ущемлен, ему плохо живется в своем доме: «У мачехи была падчерица и родная дочь. Она что не сделает чтобы  все ее поглаживали голову и  называли «Умной». Падчерица, независимо от того, насколько она угождает, все неправильно, все плохо, ... у  мачехи каждый день умывалась слезами ». Сказочная история, несомненно, предполагает, что герой должен покинуть дом, но то, что побуждает его делать это поверхностно, «видимые» условия скрывают рассказы, но не вызывают проблем ни рассказчика, ни слушателя. Причины могут быть самыми разными: герой выгоняет вредитель, герой идет искать что-то или герой нарушает запрет на выход из дома.
     Тема дороги связана самым тесным образом с мотивом Дома в сказке. Кто бы ни покинул дом, человек должен идти, чтобы преодолеть каждый путь и прийти к определенному моменту, противоположному Дому (социуму) - до такой степени, когда встречаются люди и другие мира, где наиболее важные - фактически преодолеваются и возрождаются. Движение героя в конкретном сказочном пространстве, его маршрут, путь и дорога составляют ось сказки. Конечный пункт назначения - независимо от причины, по которой герой прошел этот путь, - очень далеко, в «другом», «ином царстве» царстве.
     Народное творчество подчеркивает, что объединяет людей в обществе - не кровное родство, а моральные связи - «свободно и красиво исполнять волю отца» искреннее желание. Жилищем для каждой семьи - это дом, построенный ею.
     Прежде всего, дом не был физическим, даже культурным, но этическим пространством - местом, где реализуется настоящая любовь. Таким образом, Дом прежде всего означал семью, круг людей, которые считают себя родными не только в крови, но и по духу и обычаю. Семейное «теплое гнездо» было прибежищем. Метафора гнезда адаптирована к особенностям славянофильского идеального дома, однако, поскольку этот дом как гнездо органично подходит для окружающей природной среды и сельских районов, связанных с ними бесчисленными экономическими и культурными нитями. В концепция «Славянофила» дом был прежде всего проекцией собственного опыта, он носил стигму мифопоэтических идей о том, как Дом спасения крови и хранитель светского образа жизни, в сфере философии и истории культуры.
     Дом всегда играл большую роль в жизни человека. Вот почему образ дома отображен во многих произведениях народного искусства. Дом многогранен, его значение определяется как: «дом-жилище, укрытие, отдых и воля, независимость, неприкосновенность». Главная страница - традиция, преемственность, родина, нация, люди, история. Дом, «родное пепелище» - основа «самоопределения», человечности, «залог величия его», чувство осмысленности и неодинокого существования. Священная, онтологическая, величественная и спокойная концепция; символ единого, целостного, великолепного существа. "16
     Дом, каким бы он не был, всегда имеет свое пространство, голоса и лицо. Исследователь уделяет особое внимание уюту, полагая, что «уют связан с чувством мира. Уют - это означает мирно. Уют- это значит любовь и забота. Уют в основном совпадает с концепцией дома и крыши. В некотором смысле, уют - это дом »17.
     Дом соединяется с самыми важными направлениями человеческой жизни. Он относится к ряду важных, фундаментальных для пространственных структур человека, которые касаются широко понимаемой культуры. Расположение дома в пространстве давно определило концепцию мира.
     Дом установил границы между внутренним пространством, своим и обычным, и внешним. Дом является важным пространственным мотивом в славянской мифологии и контрастов «как с окружающим миром так и замкнутым пространством, опасным - безопасным, внутренним - внешним». Кроме того, дом в народной культуре является «центром основных ценностей жизни, счастья, благополучия, единства семьи. В речевых оборотах часто встречается понятие «дома», связанная с человеком («безопасный дом», «толковый дом»), было упомянуто, что дом может быть церковью как дом Бога, а гробница - последним прибежищем, вечным домом. Кроме того, дом может быть местом для групповых встреч (мужской «дом»), в котором женщина не принимается. Исследователь отмечает, что «большой (общий) дом является символом единства и сплоченности». Динамичность образа дома не имеет ничего общего с хаосом. Дом - это воплощение особого образа жизни, исходящего из «первого творения», хаоса. В этом отношении, во многих мифах, дом является прототипом социальной организации и богослужения. Он спускается с небес или приносится героем культуры, создавая тем самым социальную структуру и нормы права, религии и семейных отношений. Согласно тем же правилам, сам дом оценивает жителей. Картина дома - одна из самых стабильных художественных картин и одна из неизменных мифологий. Дом позволяет почувствовать надежность приюта, укрытия, отцовского гнезда. У каждого должен быть свой дом, потому что он помогает тем, кто живет в нем, быть собой. Отсутствие дома, его разрушение приводит к господству антимирских правил. Описывая концепцию «дома» в культуре, вы можете объединить ее с семиосферой, определяя ее как «семиотическое пространство для своей цели, по существу, равно культуре. Устройство, состоящее из отправителя, получателя и информационного канала, не будет работать независимо. Чтобы сделать это, вы должны погрузиться в семиотическое пространство. Это означает, что участники общения должны иметь более раннюю семиотическую культуру. Внутри семиосферы можно разделить на понятия культуры и природы, реальности и текста, осознавая прагматичную текучесть границ между ними »18.
     Изображение образа дома в народном искусстве неразрывно связано с пространством образа, что ученые понимают, как определенные масштабы пространства «семиосфера», что любой «культурный» взгляд на мир «бинарна» в природе, то есть, каждая модель пространства в условиях разделения на две «участка» : «Каждая культура начинается с разделения мира на внутреннее («свое») и внешнее ( их») пространство». Это изображение интерпретируется на основе бинарного пространства, т. е. Деления на «свое» и «чужое». «Свое» связано с домом, который понимается как модель космоса, а «чужое» связано с хаосом.
     На основе этого образ дома рассматривается в бинарной модели как противостоящий «антидому», отмечая при этом универсальность такого противопоставления в мифопоэтическом и фольклорном дискурсах: «Среди универсальных тем мирового фольклора большое место занимает противопоставление «дома» (своего, безопасного, культурного, охраняемого покровительственными богами пространства) «антидому», «лесному дому» (чужому, дьявольскому пространству, месту временной смерти, попадание в которое равносильно путешествию в загробном мир)»19.
     Это возражение проявляется в народном искусстве очень часто, реализуя не только традиционную идею дома, как место, где люди счастливы, но и определение пространства, которое отражает худшее от строительства и отделки здания до внутреннего мира людей, живущих в нем. 
     «Архетипический смысл оппозиции «дома / антидома »может быть представлен следующим образом: дом, это место, где человек чувствует себя хорошо, уютно счастливо, а пространство вне дома кажется хаосом»20.
     Подводя итог вышесказанному, важно помнить, что традиционный образ дома рассматривается как цивилизованное, безопасное место и противопоставляется месту дикому, враждебному, чужому. Понятие «дом» связано с такими явлениями реальности, как строительство, , внутренний двор, улица и так сложные явления, метафорическая атмосфера, образ жизни. Поэтому повествование о доме - это рассказ о судьбе человека, а во многих ситуациях - о судьбе Родины в целом.
     «Дом - это концентрация духовности, которая находит выражение в богатстве внутренней культуры, творчества и любви, интимности;
     Таким образом, в научных исследованьях образа дома можно установить две тенденции: с одной стороны, определить мотивационную систему по образу дома как смысловое единство, с другой - выявить в ней дуалистический, конфликт. Мы считаем необходимым определить новый, современный научный подход к изучению образа дома в народном творчестве.
     Прежде всего, мы считаем, что очень важно определить характеристики русского народного искусства, обращаясь к нему, можно сказать, что образ Дома виден через описание сельской жизни (немую роща, дуб, липа, красивые сосны, пруд, вечный лес, сад, степь, бесконечные поля), семейное гнездо (опустошенный дом родительский дом, мрачный пустой замок, высокий барский дом, дом души ), церковь (одинокий храм, колокольня), кладбище (могила отца, старое кладбище,  память о мертвых,), дороги (блуждающий странник, блудный сын, путь) , родина (родная земля, отеческий дом), используя эпитеты и метафоры (седовласый старик, святой старик, дикие места, отдаленный монастырь, священный зов родины, любимый старик, тихие долины, бесконечные пространства). По нашему мнению, это наиболее важные элементы образа дома в устной народной живописи.
     1.2 Образ Дома в русской литературе 18-19 века
     Во времена величайшего процветания русской литературы образ Дома все еще был важной концепцией для национальных классиков. Это был семейный дом в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века, и в литературе он еще больше выделяется как основной компонент в создании автором особого образа его родины.  Лихачев отметил, что «русская литература с самого раннего периода характеризуется высоким патриотизмом, интересом к публичному предмету и построением государства, неизменно развивает связи с народным искусством.
     По словам исследователя А.Шуклина, представляющего картину дома, можно указать две тенденции: с одной стороны, есть указание на дом как семантическое единство мотивов системы, а с другой – дуалистическое раскрытие, конфликта».21
     Шуклин анализирует наиболее важные черты дома в русской лирической поэзии. В частности, он отличает следующие инструменты для описания изображения:
     - описание сельской жизни (мирные рощи, дуб, красивые поля, пруд, вечный лес, степь, бесконечные поля)
     - Описание семейного гнезда (опустошенный дом, наследственная нора, забытый терем, пустой дом, семейный дом, мрачный пустой замок, высокая усадьба, дом души),
     - Описание религиозных зданий и комплексов (одинокий храм, монастырь, колокольня).
     - кладбища (отцовские могилы, скромное кладбище, сельское кладбище, сон мертвых, память о смерти),
     - описание дома как желаемого места назначения (странствующий странник, блудный сын, великая дорога, путь)
     - дом как символ родины (любезность родины, сила отца, военная столица победы над врагом, знамена победы, Петр I, Катерина II, Санкт-Петербург, Москва)
     - изображения дома, созданное прилагательными и метафорами (седой старик, святой старик, дикие места, крайние желания, отдаленный монастырь, священный зов родины, любимый старик, тихая долина, бесконечное пространство).
     Феномен образа Дома - художественно-концептуальный феномен, на протяжении веков отражался в русской литературе и приобретал особое значение в первой трети XIX века, в произведениях Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Было объяснено, как тот факт, что русская культура Европейского Союза в это время относится к ее национальному происхождению и противостоит проблеме сохранения и развития новой национальной постпетровской культурной ситуации, восстанавливающей целостность духовного сознания общества. Это было соблюдено очень тщательно, потому что именно в те моменты, когда необходимо сохранить свои национальные принципы, чтобы укрепить национальный дух, человек сначала решает сам, что является его родиной. Именно таким переломным этапом и стала постпетровская действительность для обращения к образу Родины, родного Отечества.
     Единым элементом проявления феномена Дома в русской литературе является религиозный элемент. Православие ответило на многие вопросы верующего. Не был исключением и вопросом образа Дома. Живым примером является заявление Грибоедова о передаче Булгарину: «Только в храмах Божий люди собираются, думают и молятся по-русски, своей стране, в России». <...> Мы русские - только в церкви, - и я хочу быть русским »22.
     В комедии Грибоедова «Горе от ума» «в восприятии Фамусова пространство отечественного Дома уподобляется пространству дома семейного». Понимая границы дома, характерной Фамусовой особенностью является «свое и чужое». Т.И. Радомская в своей работе делает важное замечание, что «мир древнерусской истории, в котором понятие Дома было сопряжено с понятием Отечества, а то и другое вместе восходило к Отцу Небесному и Отечеству Небесному, был «любезен» Грибоедову, его он пытался понять…»23. Стоит отметить, что предмет поиска Родины определяет феномен Дома в «Горе от ума» и напрямую связан с образом Чацкого. Желание Чацкого к своему дому восходит к притче о блудном сыне, который возвращается на родину. Тема проходит через всю пьесу. В пьесе Грибоедов осмысливаеться отношения между земного отечества и Отечества Небесного. Образ  Дома рассматривается как духовное пространство, в котором мертвые и живые объединены.
     В творчестве А.С. Пушкина образ Родины напрямую связан с Отчим домом. Для автора Отчий дом - «наследственное имение, в котором покоится прах предков. Это конкретный образ, повторяющийся не раз в разных стихотворениях поэта, углубляется и получает свое духовное осмысление в незаконченном стихотворении «Два чувства дивно близки нам…»24
     Два чувства дивно близки нам -
     В них обретает сердце пищу -
     Любовь к родному пепелищу,
     Любовь к отеческим гробам.
     Животворящая святыня!
     Земля была б без них мертва,
     Как пустыня
     И как алтарь без божества..
     Пушкинское восприятие Дома получает свое определенное завершение в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» и в образе идеального Дома в романе «Евгений Онегин».
     Потерянные дороги в Дом и попытка их найти - в общем, вы можете определить этот общий исторический, культурный, духовный, социальный контекст, который сформировал феномен Дома в зрелых работах Пушкина.
     В конце рукописи позднего стихотворения Пушкина ««Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», что можно отнести к одному из последних аккордов на сложном пути найти Дом лирическому «я»  Поэта.
     Важно рассмотреть их не только для анализа этого стихотворения, но и для понимания того, как Дом воспринимается в художественном сознании Пушкина и что было ему открыто в конце пути. Давайте перейдем непосредственно ко всем мирским текстам, которые являются возможным продолжением. ««Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»
     В конце текста перед нами предстает идеальная картина дома. Здесь представлена ??природа природы, социально-культурная, семейная сфера земного человеческого существования - «поля, сад, крестьянство, книги, поэзия». Но такая гуманистическая модель Дома не исчерпывает своего идеала, сформированного в творческом сознании поэта. Последние стихи «Религия, смерть» являются решающими и особенно важными здесь. Они указывают на Дом, в котором чувственная жизнь человека стремится объединиться с синим миром. Это Дом, где проводится временная встреча с Вечным, с открытием мира за порогом смерти. Не случайно, что в вышеупомянутой нотации пушкинской «религии» (как известно, этимологический смысл слова является источником) стоит рядом со смертью. Смерть здесь приобретает особое восприятие, близкое к понятию «связь». Смерть, как религия, соединяет земной мир с синим миром. Смерть - это переход от сущности земли к бытию Бесконечного.25
     Таким образом, для художественного сознания Пушкина феномен Дома определяется привязанностью земных гуманистических ценностей к тому, что находится над ними, и тем, что открывает поэту через религию и смерть. Обратим внимание на то, что Татьяна в конце романа «Евгений Онегин» мечтает точно о Доме, в которой Земля появляется в единстве с Небесами.
     Запись сделана для «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» почти буквально воссоздает образы, из которых Татьяна создает идеал Дома:
     «Мои успехи в вихре света,
     Мой модный дом и вечера,
     Что в них? Сейчас отдать я рада
     Всю эту ветошь маскарада,
     Весь этот блеск, и шум, и чад
     За полку книг, за дикий сад,
     За наше бедное жилище,
     За те места, где в первый раз,
     Онегин, видела я вас,
     Да за смиренное кладбище,
     Где нынче крест и тень ветвей
     Над бедной нянею моей...»
     Сад, крестьяне, поэзия, религия, смерть (в записи Пушкина), книжные полки, заброшеный сад, смиренное кладбище (в воспоминаниях Татьяны) - все это показывает нам дом, где космические земные столкновения с космическим воздухом, и так каждый день, ежедневная одухотворение.
     Это место, где сердце находит мир, это дом, и он есть, путь ищет поэта в этой конечной точке. Таким образом, в ««Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» мотив покоя оказывается соотносим с образом Дома, явленным в прозаическом продолжении этого стихотворения, а его первая часть есть сжатое описание той жизни, от которой «удаляется домой» путник.. Ее отличительная черта относится к течению времени ее границ - физическая смерть, это образ жизни, который, как жидкость вступает в силу:. «Дни идут на и принимает участие каждого час бытия.»26
     В творчестве Лермонтова феномен дома связывается с темой пути, причем романтический мотив разочарованного, «гонимого миром странника» характерен для его траектории». «Как  отмечает T. И. Радомская, земном Отечестве поэту близко то место, где могила его отца, ушедшего на небо, оно названо «родиной».  Стихотворение «Мой дом» полностью посвящено образу своего дома, в нем показано, состояние души Лермонтова, в котором земля или на небе находятся в согласии. Это идеальная модель дома, к которому лирическое «Я» стремится. Приобретение дома в творческом сознании Лермонтова происходит в основном в пространстве, в котором нет современного человека, это либо мир природы, где душа встречает Бога или мир русской истории.
     Образ Дома также развился в творчестве Н. Гоголя. Стоит обратить внимание на то, насколько эффективно и инновационно Гоголь пришел к использованию образа Дома как инструмента укрепления портретов его персонажей. В «Мертвых душах» у себя дома Собакевича, Манилова, Коробочки, Плюшкина выступать не только в качестве фона для этих персонажей - они дополняют его портрета. Зачастую (как в случае Плюшкина, например) рисование образа героя начинается именно с дома: «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Стены дома были голыми, покрыты штукатурками местами и, по-видимому, страдали от различных видов погоды, дождя, вихрей и осенних изменений. Только два окна были открыты, другие были закрыты и даже заблокированы. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги» Гоголь Н.В. Мертвые души, гл.VI.27
     В романе И.С. Тургенев «Нобелевское гнездо» слово «Родина» используется автором как ключевое слово. Важной особенностью в формировании .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%