VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Свобода мысли и слова

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007911
Тема: Свобода мысли и слова
Содержание
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Южно - Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Юридический институт 

Кафедра «Правоохранительной деятельности и национальной безопасности»







Конституционная свобода мысли и слова в Российской Федерации

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»

ЮУрГУ 400502. 2017.165 ПЗ КР



Нормоконтролер

______________

______________





























                                          Челябинск,2017



Руководитель работы

Спирин А.С.

___________________

___________________2017 года



Автор работы,

Студентка группы Ю-204

________________ А.О. Кучумова

________________2017 года



Работа защищена

с оценкой (прописью, цифрой)

___________________________

___________________2017 года















Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Южно - Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Юридический институт 

Кафедра «Правоохранительной деятельности и национальной безопасности»









ЗАДАНИЕ

На курсовую работу студента

Кучумовой Альбины Олеговны

Группа Ю-204

1. Дисциплина: «Конституционное право Российской Федерации».

2. Тема работы: «Конституционное право Российской Федерации».

3. Срок сдачи работы –  1 декабря 2017 г.

4. Перечень вопросов, подлежащих разработке:

4. 1.Свобода мысли и слова

4.2. Ограничение  свободы мысли и слова

4.3. Гарантии  конституционных прав на свободу мысли и слова

4.4. Система процессов обеспечения и защиты прав и свобод

4.5. Основные правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова

4.6. Защита  конституционного права  на свободу мысли и слова

5. Исходные данные к курсовой работе:

5.1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

5.2.  Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015.



Календарный план



Наименование разделов курсовой работы



Срок выполнения разделов работы

Отметка о выполнении Руководителя

Введение

Сентябрь 2017



Глава 1

Сентябрь 2017



Глава 2

Октябрь 2017



Заключение

Октябрь  2017







Руководитель работы (проекта)____________________________/ Спирин А. С./

							(подпись)

Студент				__________________________/Кучумова А,О,./

							(подпись)

































АННОТАЦИЯ



В работе исследуется понятие «свобода мысли и слова», его сущность, ограничения и гарантии. Рассматриваются основные правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова.

Раскрывается теоретико-правовой ограничения свободы мысли  слова.

Курсовая работа выполнена с учетом позиций современных представителей конституционного права.

Ключевые слова: свобода мысли, свобода слова, гарантии, защита.



































ОГЛАВЛЕНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	6

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ПРАВА СВОБОДЫ МЫСЛИ И СЛОВА.	9

		1.1.	Право свободы мысли и слова	9

		1.2.	Ограничение свободы мысли и слова	12



	ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА СВОБОДЫ МЫСЛИ И СЛОВА	17

	2.1.  Гарантии конституционных прав свободы мысли и слова	17

	2.2.  Правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова	19

	2.3.  Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод	20

	2.4.  Защита конституционного права свободы мысли и слова	23



	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	26

	БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	29























ВВЕДЕНИЕ

В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это свидетельствует о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность, другие общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются на  более низкой ступени и не могут ей противоречить. 

Подчёркивание прав и свобод человека как высшей ценности, защищаемой, соблюдаемой, признаваемой государством, не означает и не допускает принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства значительно повышает его авторитет и значение в жизни общества, в организации культурной и экономической жизни общества. Если эти необходимые общественные функции государства будут полностью и последовательно исполняться. 

Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, выраающие её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с государством, обществом, другими индивидами. 

Права человека дают обществу возможность управлять государством, самоопределяться в сфере частной жизни, отношении к религии, выборе убеждений, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер. 

Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, религиозные, этические, политические, философские предпосылки. В науке о правах человека отводится наиболее важное место исследованию взаимодействия прав человека и государства. Поскольку права человека – это сложное многомерное образование, то наука рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с религией, политикой, философией, нравственностью, 

Человек - существо мыслящее. Поэтому способность мыслить - необходимое условие нашей жизни. Помимо этого мышление одна из наших основных духовных потребностей. Казалось бы, раз это так, то человек эту потребность может свободно реализовывать каждый день, каждую минуту, не спрашивая ни у кого на то согласия. Но, все же, имея способность к мышлению и потребность мыслить, человек ещё нуждается и в возможности поделиться своими мыслями с знакомыми,  родными, друзьями да и незнакомыми тоже. При этом делиться плодами своих раздумий он может по-разному: в письме, просто в разговоре, в статье в журнале или в газете. Мысли иных людей находят воплощение в повести, романе,  стихах, живописных полотнах и т.д. Как бы  мы не делились своими мыслями, в любой из них есть возможность раскрыть нашу человеческую сущность, наш внутренний мир, реализовать творческий потенциал. Если запретить человеку преобразовывать мысли в словах, в каких-то конкретных делах, то само мышление потеряет всякий смысл.

Но если мыслить никто не может запретить, то делиться мыслями запретить можно. Это случалось в истории не раз.

Право человека на свободное выражение своего мнения закрепляется законодательно в современных демократических государствах. Поскольку свобода имеет границы, то можно предположить, что и свобода выражать свои мысли не является абсолютной. Если это так, то встаёт ряд других особо важных вопросов: ради каких целей могут вводиться ограничения? какими должны быть пределы ограничения? кто должен определять и вводить эти пределы?

Свобода слова занимает особое место среди политических прав и свобод граждан, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая идею примата этой фундаментальной свободы, французский просветитель Вольтер писал: "…нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли". В данный момент свобода слова, которая  долгое время находилась в забытье, стремится вновь подняться до уровня, определенного для нее Вольтером. О ней вновь говорят после длительного затишья.

Без свободы мысли и слова нет нормальной жизни общества, или она лежит в основе других важнейших свобод, предположим свобода печати, таких как свобода, выбирать и быть избранным, свобода творчества и др. Но все же свобода слова не может быть абсолютной. Пользование свободой мнений сопряжено с некоторыми ограничениями, так как налагает особые обязанности и особую ответственность что закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах.  Они касаются прав других лиц, их охраны государственной безопасности и репутации, здоровья и нравственности населения, общественного порядка.















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ПРАВА СВОБОДЫ МЫСЛИ И СЛОВА.

Право свободы мысли и слова



Мысль как результат, продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в убеждениях, представлениях, мнениях, взглядах. Свобода мысли сама по себе не может быть предметом регулирования правом, так как характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с государством, обществом, другими людьми, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы. Гарантирование Конституцией каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопущение какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Мысли человека, воплощенные в его мнениях и убеждениях, характеризуют внутренний мир человека, содержание его сознания, определяют индивидуальность. Мнения - более подвижный элемент сознания. Убеждения - устойчивая система взглядов, характеризующая ценностные ориентации личности. 

Мышление и мысль, как его результат, продукт, - естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью. 

Если мысль может быть скрыта от других, не выражена печатным или устным способом и остаться лишь достоянием самого человека, то свобода слова, гарантированная Конституцией, дает возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другим людям. Свобода слова может быть реализована только в условиях демократического режима, который заинтересован в проявлении многообразия мнений по различным вопросам жизнедеятельности государства и общества. Тоталитарные режимы различными способами, не исключая и массовых репрессий, пытаются достичь всеобщего единомыслия. Однако это недостижимая задача: можно лишь ограничить или запретить свободу слова, свободу выражения мнений. 

Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на митингах, собраниях, другими средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать, искать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как, например, право на образование, право петиции, право на участие в выборах, свобода творчества, свобода совести, и др. 

Подлинная реализация свободы слова в современном информационном обществе возможна только в условиях доступа к средствам массовой информации. Здесь действенной гарантией свободы слова в Российской Федерации выступает возможность свободного создания средств массовой информации и недопустимость цензуры массовой информации. Исходя из Закона Российской Феде­рации «О средствах массовой информации» любой дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и не отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, может выступить учредителем средства массовой информации. Тем не менее, любой гражданин или организация, в отношении, которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности, или ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (реплику, комментарий) в том же средстве массовой информации.

Свобода мысли и слова является важнейшим признаком демократического и правового государства которая закреплена в статье 29 Конституции России. Свобода мысли и слова предполагает право индивида беспрепятственно формировать свои мнения, убеждения и придерживаться их, право на свободный отказ от них, а также право на свободное выражение своих убеждений и мнений, право на общение в устной и письменной форме, включая право воздержаться от общения, право на свободный выбор языка общения. Не допускается принуждение к выражению своих мнений и убеждений. Важность свободы мысли и слова является не менее важным условием реализации иных конституционных прав личности, прежде всего, в политической сфере.

Статья 29 Конституции РФ провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу мнений, убеждений, идей, их беспрепятственного гласного выражения. Статья действует во взаимосвязи с положениями ст. 13, 24, 28, 43, 44 Конституции. 



Ограничение свободы мысли и слова



Для реального проявления свободы человека, выражения своего мнения чрезвычайно важна свобода мысли и слова. Но эта свобода не может быть безграничной, абсолютной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильное воздействие на поведение и сознание людей. Оно может созидать и разрушать, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. звать к социальному прогрессу и призывать к насилию. Тем самым объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

Конституция РФ устанавливает главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускается агитация или пропаганда возбуждающая расовую, социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства. Правда эти конституционные запреты и сформулированы в достаточно общем виде, но дают вполне определенный ориентир поведения при осуществлении рассматриваемой свободы. Их нарушение влечет за собой предусмотренную законом ответственность. 

Так, статья 282 УК устанавливает уголовную ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно за пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации. 

В преамбуле Закона "О языках народов Российской Федерации" (ВВС РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740; СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3804) указано на недопустимость пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, создания противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иных нарушений законодательства Российской Федерации о языках народов России. Таковые нарушения со стороны юридических и физических лиц, как установлено в ст. 28 Закона, несут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии с законодательством. 

Существующие на Конституции конкретные запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, и соответствующие меры ответственности предусмотрены и в других статьях УК, в ГК, КоАП. Так, в УК установлена ответственность: за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному ее удержанию или насильственному изменению конституционного строя (ст. 280), к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); за клевету и оскорбление (ст. 129, 130, 298), незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов или предметов (ст. 242); в КоАП - за опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при непредоставлении ему возможности обнародовать опровержение либо иное разъяснение в свою защиту (ст. 4013) и др. Статья 152 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. 

Известно, что и в законодательстве зарубежных стран содержится немало строгих санкций за сочинение и умышленное искажение фактов, за призывы к мятежу, за утрату государственной тайны, распространение "непристойностей", поношение нации, республики, конституции, конституционных учреждений, и т.д.

Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др., но наиболее развернуто сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он гласит: "Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия".Аналогичное, правда более общее и краткое, положение содержится и в ч. 3 ст. 55 Конституции. 

Федеральный Закон “Об информации, информатизации и защите информации” не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. 

В Законе РФ “О СМИ” также содержится ряд ограничений, обусловленных:

 - соблюдением государственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны;

 - охраной частной жизни;

 - обеспечения безопасности и целостности государства;

 - охраной здоровья;

 - уважением прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций (ст. 49 “Обязанности журналиста”);

Ст. 4 Закона о СМИ говорит о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Ст. 51 устанавливает, запрет на использование права журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам возраста, пола, языка, отношения к религии, расовой или национальной принадлежности, места жительства и работы, профессии, а также в связи с их политическими убеждениями.

Из этого следует что, реализация конституционных норм о свободе слова, выражения своего мнения предполагает как беспрепятственное осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой.































ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА СВОБОДЫ МЫСЛИ И СЛОВА

2.1.  Гарантии конституционных прав свободы мысли и слова



Конституция провозглашает Российскую Федерацию - правовым и демократическим государством. Это предполагает под собой наличие в таком государстве гарантируемых и реально существующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием правового характера законодательства и практики его применения.

Российская Федерация, которая признает право человека на свободу слова, гарантируя его непосредственное действие Конституцией, законами и другими правовыми актами может претендовать на звание "правовое государство", Но насколько реальны эти гарантии? 

Конституции советского периода гарантировали свободу печати, слова лишь в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя (например, ст. 50 Конституции СССР 1977 г.). Об интересах и развитии самой личности при этом даже не упоминалось. Действующая Конституция не обусловливает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими рамками. Напротив: конституционные нормы о свободе мысли и слова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13). Реально гарантированная свобода выражения разнообразных мнений, взглядов, убеждений, свобода критики, оппозиции является конкретным показателем демократизма общества. 

Каждый человек может воспользоваться своим правом на получение и распространение информации с помощью СМИ, являющиеся главным, но не единственным средством для реализации этого права. Получение и распространение информации возможно и в межличностном общении, а также на митингах, фестивалях, собраниях, клубах, выставках и т. д. Необходимым условием для этого является то, что все эти действия должны осуществляться законным способом и в рамках ограничений предусмотренных международными документами, Конституцией, а также другими федеральными законами. 

Часть 5 ст.29 Конституции запрещает цензуру, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. 

По требованию ст. 58 Закона "О средствах массовой информации" обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи которых входит осуществление цензуры массовой информации влечёт их немедленную ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Запрет цензуры - это значительный шаг в сторону "правового государства", а также наиболее действенная гарантия свободы слова. Впрочем  её запрет еще не означает безграничность и абсолютность свободы слова.



2.2.  Правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова



Свободу мысли и слова гарантирует 29 статья Конституции РФ. Более того право на свободу слова отражено и в других документах. Так в Документе Московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ государства-участники договорились о защите свободы слова сотрудников судебных органов “с учетом лишь таких ограничений, которые совместимы с осуществлением ими своих функций”, а также о стремлении обеспечить свободу слова и свободу информации. В Законе РФ “О статусе военнослужащих” затрагивается вопрос о праве военнослужащих на свободу слова с оговоркой, что при его реализации они “не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников)”. Министерство обороны РФ в 1992 г. издало Приказ №147 “О введении в действие положения об офицерском собрании в вооруженных силах Российской Федерации”, статья 3 данного документа устанавливала недопустимость каких-либо действий, направленных “на зажим критики и ограничения свободы слова”, но в то же время исключалась “критика и обсуждение приказов, распоряжений командиров и начальников”. Свобода слова упоминается также и в Уставе Союза Беларуси и России (подписан 23 мая 1997 г.), где в части “основные обязанности” первым же пунктом оговаривается “обеспечение свободы слова и средств массовой информации”. 

Данный перечень правовых актов, затрагивающих свободу слова, не является исчерпывающим. Но содержится во многих правовых актах, которые, не раскрывая само содержание права, используют его конституционную гарантию к той ситуации, которую освещают.



2.3.  Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод



Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Большую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Тем не менее деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления. 

Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие.

Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. 

В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Для выполнения этой обязанности Президент как глава государства обладает широкими полномочиями. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

Правительство РФ и его аппарат на своем уровне разрабатывают и решают многие вопросы о защиты прав и свобод человека и гражданина. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств, решать вопросы борьбы с преступностью. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие экономические, культурные, социальные и политические права граждан. 

Одним из способов защиты гражданином своих прав (наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в органы местного самоуправления, общественные объединения, государственные органы, руководителям организаций, учреждений, предприятий.

Многочисленные неправительственные организации возникли В Российской Федерации и официально действуют, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека.

Эффективным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции журналов, газет, на телевидение, радио и т.д.

В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко использовались забастовки, шествия, митинги, пикетирование. Апелляция к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. К примеру каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, а так же и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.). Споры, связанные с ущемлением свободы массовой информации или с недобросовестным использованием этой свободы, с обеспечением принципов равноправия и политического плюрализма в сфере массовой информации, других споров и дел в этой сфере, вплоть до своего упразднения, рассматривала Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Теперь эту функцию исполняют суды общей юрисдикции.

2.4.  Защита конституционного права свободы мысли и слова



Конституционная свобода мысли и слова означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, свое мнение, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет, предусмотренный в ч. 3 статьи 29 Конституции РФ, обязаны соблюдать все - государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Таким образом охраняется внутренний мир человека, гарантирует свободное развитие личности, в том числе право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности, свободных дискуссий, обсуждения различных идей. 

Вследствие этого представляет интерес позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в его определении от 27 сентября 1995 г., касающемся жалобы А.В. Козырева (ВКС РФ, 1995, N 6, с. 2-4). Поводом для жалобы послужило рассмотрение в одном из судов дела по иску В.В. Жириновского к НТВ и А.В. Козыреву о защите чести и достоинства. А.В. Козырев считал, что ст. 7 ГК РСФСР (как и ст. 152 нового ГК) о судебной защите чести и достоинства не соответствует ст. 29 (ч. 1 и 3) Конституции, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, поскольку допускает возможность судебного опровержения любых сведений. По мнению заявителя, существуют определенные сведения, которые не могут быть предметом судебного опровержения, поскольку они являются выражением личного мнения и взглядов, оценочных суждений того, кто их распространяет, и принуждение к отказу от них - это вторжение в область "мысли и слова", "мнений и убеждений", охраняемых ст. 29 Конституции. 

 Конституционный Суд отметил, что право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией свободу мысли и слова. Но в определении поставлен важный и актуальный вопрос: как добиться в каждом конкретном случае, чтобы требования защиты чести и доброго имени не противоречили интересам свободной дискуссии по политическим проблемам в демократическом обществе? 

Решение указанного вопроса относится к компетенции судов общей юрисдикции. 

 При рассмотрении в судах общей юрисдикции дел о защите чести и достоинства подлежит установлению не только достоверность, но и характер распространения сведений, исходя из чего суд должен решить, наносит ли распространение сведений вред защищаемым Конституцией ценностям, укладывается ли это в рамки политической дискуссии, как отграничить распространение недостоверной фактической информации от политических оценок и возможно ли их опровержение по суду. Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова - с другой.

Из этого следует что, основной способ решения проблемы – обращение в суд общей юрисдикции (о признании права, восстановлении права и т.д.), в конституционный суд (о признании неконституционным данного акта). 

Тем временем в реализации прав и свобод человека и гражданина существует  проблема прямого применения Конституции Российской Федерации. Дело в том, что суды не всегда напрямую применяют положения Конституции РФ, что и является препятствием в реализации личных прав и свобод человека и гражданина.

Применение конституционных норм - императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, в том числе и к судам общей юрисдикции (ст.15 Основного закона).

Российская судебная система предусматривает три варианта реализации принципа прямого действия Конституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обращение судов общей юрисдикции и арбитражных судов с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также обращение граждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Однако, на практике суды общей юрисдикции неохотно применяют положения Конституци.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%