VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность понятия «прибыль»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001884
Тема: Сущность понятия «прибыль»
Содержание
Содержание



Введение	3
1.Сущность понятия «прибыль»	5
2. Анализ мнений Й. Шумпетера, Ф. Найта и Д.Ф. Уэстона	10
2.1 Теория Ф.Найта	10
2.2 Теория Й. Шумпетера	12
2.3 Теория Д.Ф. Уэстона	16
3.Развитие теории прибыли	19
Заключение	25
Список источников и литературы	27



Введение
     
     Развитие основных понятий в экономике, как микроэкономике предприятий, так и в массовом макроэкономическом контексте.
     Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих нормальное его функционирование в условиях рыночной экономики. Способность получения прибыли в процессе осуществления хозяйственной деятельности обеспечивает организацию собственными источниками финансирования, снижает необходимость привлечения финансовых средств из внешних источников, свидетельствует о высоком уровне самофинансирования деятельности и финансовой независимости.
     В практической деятельности хозяйствующих субъектов возникает множество вопросов по формированию прибыли, определению источников прибыли, изысканию резервов ее роста, по направлениям использования, которые ведут к необходимости управления прибылью, созданию менеджмента организации, целью которого является развитие организации, наращивание имущественного потенциала и собственного капитала.
     Управление прибылью требует глубокого изучения ее категорий и понятий в историческом аспекте, концептуальных направлений развития в современных условиях экономических реформ, осуществляемых в России.
     В экономической теории единого понятия прибыли нет. Понятие прибыли по мере развития экономики постоянно усложнялось. Причем трактовки прибыли были и остаются до сих пор довольно спорными. 
     Исходя из такого разночтения мнений по поводу сути понятия «прибыли», актуальность темы курсовой работы является обоснованной. При этом основной идеей данной работы является рассмотрение мнений Й. Шумпетера, Ф. Найта и несколько противоположного им мнения Д.Ф. Уэстона.
     Итак, целью курсовой работы является – провести анализ теорий (концепций) прибыли Й. Шумпетера, Ф. Найта и Д.Ф. Уэстона.
     Задачи курсовой работы:
     1. Рассмотреть основную сущность понятия «прибыль».
     2. Теоретические предпосылки рассматриваемых авторов.
     3. Выявить основную взаимосвязь мнений авторов на основе развития экономической теории и теории прибыли.
     Курсовая работа состоит из трех глав: первая глава носит теоретический характер и рассматривает суть понятия «прибыль», вторая глава носит системный характер рассмотрения мнения авторов по поставленному вопросу, а в третьей главе проводится композиция и анализ развития концепций прибыли.


1.Сущность понятия «прибыль»
     
     Прибыль это один из важнейших двигателей экономики. Она отвечает интересам не только государства, но и индивидуальных предпринимателей и организаций.
     Тенденция российской экономики на рыночные взаимодействия потребовала пересмотра отношения к прибыли, что привело ее на особенное место в системе хозяйствования.
     Прибыль - это оценочный действенный признак, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода юридического лица, которая считается источником формирования различных средств.
     Финансовое содержание выгоды приравнивается к такому понятию как «прибавочная стоимость». Прибыль как финансовая группа отображает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в ходе формирования и рассредоточения бюджета предприятия. Главными функциями выгоды считаются: учетная; оценочная; стимулирующая.
     Первый действенный признак прибыли характеризует эффективность используемых имеющихся ресурсов, достижение в бизнесе, динамику размеров работы.
     Второй, количественный признак рассматриваемого показателя являет из себя различие между ценой и стоимостью товаров, между размером продаж и себестоимостью. Прибыль способствует условиям для расширения и развития самофинансирования, увеличения конкурентоспособности, в связи с тем, что считается окончательным итогом работы компании.
     В течении всего времени развития экономики, такое определение как «прибыль» всегда усовершенствовалось от самого простого, а конкретно «доход» (полученный от производства и реализации какого-нибудь товара), до определения «чистой прибыли». В текущее время прибыль разделяют на два вида: микроэкономическая и макроэкономическая. Калькуляция выгоды на макро - и микро уровне значительно различается. На муниципальном уровне (то есть макроэкономическая прибыль) ее исчисление связанно с определением места прибыли в доходе страны, а на уровне компании (микроэкономическая), ее исчисление связанны с процессом образования.
     С позиции компании, покупателя или государства понятие «прибыль» имеет различные ценности. Хотя оно постоянно означает выгоду. В случае если компания действует прибыльно, это свидетельствует о том, что клиент, покупая продукт конкретно в данном торговом центре получает удовольствие от покупки. Вместе с тем, правительство сможет с помощью налогов на прибыль поддерживать бесприбыльные объекты, регулировать приоритетные общественные задачки.
     Регулирование экономических интересов государства, компании, сотрудников и владельцев состоит в наличии дохода. Та часть прибыли, которую уплачивает организация в виде налога на прибыль, и которую общество применяет для решения социальных задач, считается объектом финансовых интересов страны. Финансовые интересы компании содержатся в повышении доли прибыли, которая остается в ее распоряжении. За счет данной выгоды компания решает производственные и общественные задачки собственного развития. Интересы сотрудников в повышении прибыли связаны с созданием возможностей для совершенствования вещественного благополучия и увеличения уровня их общественного становления. В подъеме и прибыли компании кроме того заинтересованы владельцы, потому что повышение дивидендов ведет к повышению их денег.
     Прибыль - это непростая и разноплановая группа. Экономист П.Э. Самуэльсон, известный южноамериканский ученый, представлял прибыль как бесспорный заработок от производства, как заслугу за предпринимательскую деятельность, как катализатор к техническим нововведениям и модернизациям, вознаграждение за способность рисковать в условиях неопределенности.
     С течением времени в рыночных отношениях стали говорить о других происхождениях прибыли:
     - прибыль, заработанная благодаря инициативе бизнесмена;
     - прибыль, приобретенная при подходящих жизненных обстоятельствах;
     - внезапная, дозволяемая и признанная органами государственной власти.
     Важными факторами, характеризующими прибыль, считаются:
     - введение инноваций;
     - отсутствие страха перед рисками;
     - разумное внедрение средств;
     - достижение хороших объемов работы.
     Прибыль увеличивается до того времени, пока процентная ставка по банковским кредитам станет ниже величины прибыли на вложенный капитал.
     Тогда присутствие задолженности допустимо, кроме того, она способствует получению выгоды. Почти все маленькие и средние компании боятся задолженности, что порой целесообразно, но, используя стратегию добровольной задолженности, нужно бояться невысокой рентабельности, так как она заставит компанию склоняться к дополнительным займам с целью обновления оборудования либо ассортимента. А такое может привести к состоянию пониженной платежеспособности и даже к банкротству.
     Введение инноваций, как источника прибыли, подразумевает создание (реализацию) новейшего товара либо предложения наиболее достойного уровня, освоение нового рынка, организационно-управленческие новаторства, освоение новейших источников поступления товаров.
     Длительность притока прибыли от внедрения инноваций определяется следующими факторами:
     - значимостью изобретения;
     - значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой);
     - видом деятельности.
     Бывают ситуации, в которых роль бизнесмена в достижении выгоды и расходования своих средств пассивна. Эти ситуации порождены: видом работы, имеющейся текстурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием стагнации экономики (которая выгодна для организаций, имеющих задолженность и получивших неиндексированные займы и кредиты).
     Прибыль, учитывая отличия между ее прогнозируемым и приобретенным уровнем, выполняет четыре функции:
     1. Прогнозируемая прибыль считается основой принятия инвестиционных решений;
     2. Приобретенная прибыль выступает датчиком итогов работы организации;
     3. Часть приобретенной прибыли считается источником самофинансирования предприятия;
     4. Часть прибыли поступает в виде вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).
     В рыночной экономике получение прибыли способной в будущем обеспечить становление компании считается главной целью любой деятельности платной структуры. Доходность, в такой ситуации, не только главная задача, но и основное условие деловой активности компании, как итог ее работы, эффективного воплощения функций по обеспечению потребителей товарами и предложениями в соответствии со спросом на них.
     В зависимости от положения организации на рынке, присутствия ресурсов, спроса и времени деятельности основная задача может быть детализирована. В длительном периоде это будет достижение наибольшей прибыли, в краткосрочном - необходимой прибыли при конкретных размерах деятельности, и во всех периодах - обеспечение конкурентоспособности компании. При всем этом повышение прибыли в длительном периоде может быть только при поэтапном достижении конкретных нужных объемов прибыли. Достижение нужного размера прибыли в длительном и краткосрочном периодах определяется необходимыми потребностями в работе компании, удовлетворении интересов владельцев, сообщества и коллектива.
     Таким образом, можно сделать вывод, что на основе мнений различных авторов понятие прибыль имеет тенденцию трансформироваться на основе интересов самих авторов. Приведем пример Шумпетера, рассматривающего инновации - как основу предпринимательской деятельности, Найта – рассматривающего технологию предпринимательства.
     

2. Анализ мнений Й. Шумпетера, Ф. Найта и Д.Ф. Уэстона
2.1 Теория Ф. Найта

     В своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» (1921 г.) американский экономист Фрэнк Найт (1895-1973 гг.) по иному раскрывает суть предпринимательской деятельности и ее специфики. Она также связанна с проблемой неопределенности, но эта неопределенность иного характера. Найт отталкивается от классической концепции Дж. Милля, в частности увязывающей прибыль предпринимателя с платой за риск, но разделяет этот риск на предсказуемый, который собственно и может называться риском, и на непредсказуемый, который в действительности составляет суть понятия неопределенность. С точки зрения Ф. Найта риск – это просчитываемая вероятность неудачи, которая поддается оценке и страхованию, в частности с помощью теории вероятности, а неопределенность – это состояние полного отсутствия какой- либо информации о возможных исходах. В такой ситуации не существует данных для оценки риска, его невозможно предсказать, а потому невозможны и процедуры страхования. Причины возникновения ситуации неопределенности Ф. Найт связывал с тем, что люди, а особенно предприниматели, которые имеют дело с растянутым во времени производственным процессом, при принятии решений ориентируются на субъективные оценки будущей ситуации.
     Ф. Найт последовательно анализирует невозможность выведения будущих показателей ни аналитическими (общие законы, модели) методами, ни эмпирическими (метод классификации и типизации данных). При этом, согласно Ф. Найту, ситуация неопределенности существенно влияет на принцип принятия решений именно предпринимателями. При выборе стратегии они ориентируются на прогнозы будущего – оценку будущей доходности своих вложений, связанной с будущим потребительским спросом. Это принципиальным образом отличает поведение предпринимателя от поведения потребителя.
     Последний принимает решение, исходя из наличного набора потребительских благ, наличного дохода и собственных актуальных предпочтений. Поэтому Ф. Найт видит необходимость в пересмотре лишь модели принятия решений предпринимателя. Поэтому эта новая модель – поведения в ситуации неопределенности – получает название теории предпринимательского поведения или предпринимательства. Эта новая модель описывает механизм принятия решений, не опирающийся на рациональный расчет, которые описываются в неоклассических теориях. Поскольку предприниматель сталкивается с принципиальной неопределенностью будущего, он не обладает информацией для таких расчетов. В этой связи решения принимаются интуитивно. Хотя они опираются на знание прошлого и настоящего, но не формируются на основе этих знаний строго определенно. Как пишет Ф. Найт, анализируя проблему, предприниматель привлекает свои теоретические знания, эмпирический опыт аналогичных предприятий, детальный анализ конкретной ситуации. Объединяя эту информацию, он рассматривает различные варианты действий до тех пор, пока один из этих вариантов не начнет вызывать устойчивое чувство уверенности в его оптимальности. Механизм перехода от сбора информации к принятому решению, согласно Ф. Найту, невозможно описать. Это примерно как на глаз мы определяем расстояние, не имея при себе измерительных приборов. Талант предпринимателя как раз и заключается в умении наиболее точно определить оптимальный вариант действий, тем самым наиболее точно оценив картину будущего; в умении, которое не гарантируется никакими знаниями и расчетами. Это умение обеспечивает предпринимателю преимущественное положение и более высокий доход в сравнении с другими участниками рынка, которые не столь удачно смогли определить будущее. Ф. Найт существенно меняет традиционный взгляд на природу и динамику предпринимательской прибыли. Он утверждает, что:
     1) эта прибыль никак не связана с объемом вложений в производство, с уровнем технологий и т.д.
     2) она целиком зависит от деловых способностей экономического агента, причем способностей, не связанных с рациональным расчетом, поскольку в условиях неопределенности такие расчеты в принципе невозможны в силу отсутствия необходимой информации
     3) она предполагает существование прибыли в стационарном состоянии экономики, т.е. в точке равновесия.
     Идеи Ф. Найта получили свое развитие в работе американского экономиста Мориса Добба (1900-1983) «Капиталистическое предпринимательство и социальный прогресс» (1925). М. Добб указывал на то, что предпринимательский доход зависит от успешности решения в условиях неопределенности, а потому не является постоянным. Из этого допущения он делает принципиальный вывод о том, что не существует закона выравнивания предпринимательской прибыли, подобно закону выравнивания заработной платы.
     
2.2 Теория Й. Шумпетера
     
     Первым, кто связал предпринимательскую деятельность и предпринимательский доход с новаторством, был Дж. Б. Кларк. Он указывал на то, что превышение дохода над процентом и рентой возникает при успешном внедрении технологических, коммерческих или организационных инноваций. Но последовательное и поистине всестороннее развитие эта идея получила в работах австрийского экономиста Йозефа Алоиза Шумпетера (1883-1950). Его главные работы – «Теория экономического развития» (1912) и «Капитализм, социализм и демократия» (1942). Как уже указывалось, согласно Й. Шумпетеру, ситуация неопределенности также является основной характеристикой предпринимательства и источником предпринимательской прибыли. Она возникает именно в ходе производственной деятельности, и здесь его идеи перекликаются с идеями Ф. Найта. Но не все производители являются предпринимателями. Многие решают проблему неопределенности тем, что придерживаются традиционных, проверенных методов ведения хозяйства, тем самым исходя из предположения, что будущее кардинально не отличается от настоящего и прошлого. Й. Шумпетер указывает, что такое допущение является оправданным в ситуации стационарной экономики. Когда будущее не отличается от настоящего, результаты действий предопределены, и решения производителей не являются предпринимательскими. Предпринимательство как действие в условиях неопределенности характерно лишь для инновационной деятельности, связанной с внедрением новаций. Именно здесь последствия решений неизвестны, принципиально не определены в силу своей инновационности.
     Инновации – это:
     a. Производство новых потребительских благ
     b. Использование новых методов производства
     c. Открытие новых рынков сбыта
     d. Применение новых источником сырья или новое использование уже известных ресурсов
     e. Реорганизация – установление монопольного положения или нарушение монопольного положения конкурентов.
     Таким образом, функция предпринимателя – взятие на себя риска по внедрению инноваций. Расчет здесь невозможен, поэтому новатор принимает решения, опираясь на интуицию, чутье. Именно за этот талант, чувствовать потенциальную выгоду, он и получает свой доход.
     Но здесь следует отметить разницу в понимании природы этих интуитивно принимаемых решений у Й. Шумпетера и у Ф. Найта. Если Ф. Найт дает глубокий анализ всех аналитических процедур, которые предшествуют принятому решению, то Й. Шумпетер прямо указывает на то, что предприниматель для своей успешности не должен быть большим аналитиком. И если у Ф. Найта, чувство уверенности возникает как результат не формализуемой, но все же интеллектуальной деятельности, то у Й. Шумпетера это скорее психологическое свойство определенного типа людей, которые всегда уверены в правильности своих решений.
     Согласно Й. Шумпетеру, главный мотив предпринимателя – сверхдоход. Природа этого сверхдохода – временное монопольное положение, которое приобретает предприниматель в результате успешного внедрения инновации. Поэтому этот доход:
     – не является постоянным, как только нововведение начинает распространяться среди конкурентов, монопольное положение и монопольное преимущество нарушается;
     - не является гарантированным – заранее нельзя знать, насколько успешным будет новое предприятие;
     - не зависит от размеров капитала.
     На основе своей концепции предпринимателя Й. Шумпетер пересматривает многие более общие положения экономической теории.
     1. Пересматривает взгляд на роль монополии. Главная идея – монополии являются двигателем технического прогресса в экономике, качественного развития производства.
     2. Меняется понимание механизмов конкурентной борьбы – настоящая конкуренция идет не между одинаковыми формами организации производства, а между разными технологиями, принципами организации сбыта и т.д. Эта конкуренция является более жесткой, т.к. ее результатом является не просто снижение цены и нормы прибыли, а вытеснение с рынка менее эффективных форм ведения хозяйства.
     Эта борьба идет за счет переманивания покупателей и поставщиков ресурсов.
     3. Изменение взгляда на процесс технологической эволюции обществ-
     a. Й. Шумпетер утверждает, что появление новых форм ведения хозяйства никак не связано с уже существующими формами. Наиболее ярко эту мысль отражает его высказывание о том, что не извозчики придумали железные дороги. Поэтому технологическое развитие носит дискретный и не прогнозируемый характер.
     b. Это развитие не обязательно требует привлечения новых ресурсов. Инновация зачастую – это лишь более эффективное использование тех же ресурсов, что означает, что технический и экономический прогресс возможен на имеющейся ресурсной базе. Фактически, эта идея – макроэкономическое осмысление тезиса о том, что предпринимательский доход не зависит от размеров вложенных капиталов.
     4. Изменение взгляда на экономические кризисы – Й. Шумпетер развивает концепцию «созидательного разрушения». Он утверждает, что колебания экономической конъюнктуры выполняют роль генетического отбора наиболее эффективных форм ведения хозяйства. На стадии подъема обеспечиваются комфортные условия для появления новых экспериментальных производств (обеспечивается множественность «мутаций», т.е. вариантов экономической деятельности). На стадии спада, по мере ухудшения конъюнктуры, происходит отбор тех «мутаций», которые оказались наиболее эффективными. Таким образом, смена экономических бумов и кризисов обеспечивает постоянный рост разнообразия и совершенствование экономической деятельности человека.
     5. Основа капиталистической системы – наличие кредита и свобода предпринимательской деятельности – создают благоприятные условия для инновационной деятельности. Поэтому капитализм – наиболее динамичная экономическая система.
     6. Социализм – неизбежный этап эволюции капитализма. Его главной характеристикой является планирование хозяйственной деятельности, которое исключает возможность внедрения инноваций. Поэтому это стационарная экономическая система.
     7. Превращение капитализма в социализм неизбежно.
     По мнению Й. Шумпетера универсального алгоритма планирования прибыли не существует. Выбор конкретных методов определяется спецификой предприятия, а точнее – нюансами производства и реализации товара.
     И также как и Ф. Найт, Й. Шумпетер указывает на то, что ситуация производителя существенно отличается от ситуации потребителя именно в связи с проблемой знания «меновых ценностей», т.е. проблемой информации. Потребитель обладает знанием «меновой ценности» непосредственно, исходя из собственных ощущений. Производитель же вынужден ориентироваться на теорию вменения, т.е. на будущие оценки полезности благ, которые будут произведены. Таким образом, он имеет дело с информацией, которая не дана ему непосредственно.
      
2.3 Теория Д.Ф. Уэстона
      
     Дж. Фред Уэстон (J. Fred Westen) заметил: «развитие теории прибыли представляет великолепную возможность изучения истории развития экономических идей» [1, С. 450]. Он придерживался теории прибыли на основе неопределенности и считал: «именно неопределенность дает начало созданию прибыли». По его словам, «прибыль – это разность между доходами ex ante и expost». Это значит, что «разность между ожидаемыми результатами, установленными на основе тех условий, на которых контракты вступили в силу, и результатами, полученными в действительности, является мерой прибыли». Если предпринимателю, который рассматривает возможность действия с неопределенным исходом, предложить ряд определенных доходов, то можно определить точку, в которой он будет безразличен в выборе между определенным доходом и неопределенной ситуацией. Этот доход назван «доходом, эквивалентным полезности». При этом Дж. Ф. Уэстон отметил, что данная формулировка была предложена ему Гарри Марковицем. С учетом изложенного «прибыль может быть определена как разница между действительно достигнутым доходом и доходом, эквивалентным полезности» [1, С. 457-458]. Концепция прибыли на основе неопределенности создает базу для пересмотра планов при последовательном процессе принятия решений [1, С. 461].
     Дж. Ф. Уэстон не поддерживал точку зрения, что прибыль – это вознаграждение за бремя риска, или неопределенности. По его представлению, «источником дополнительной ценности является продуктивность экономической деятельности», а «бремя риска или неопределенности как таковое непродуктивно» [1, С. 459].
     Важная особенность позиции Дж. Ф. Уэстона состоит в том, что «экономическая прибыль не является четкой долей, соотносящейся с заработной платой, процентами и рентой», «она является составной частью каждого из этих типов оплаты». Другими словами, «прибыль – это элемент, содержащийся в выплатах владельцам всех типов производственных услуг» [1, С. 460-461].
     Таким образом, «доходы предпринимателя, полученные в связи с функциональной деятельностью в качестве предпринимателя, не являются прибылью». Их «лучше рассматривать как доходы от ренты или как заработную плату». Доход по своей природе функционален. При этом категория дохода, названная соответственно заработной платой, рентой или процентом, вероятно, содержит нефункциональную составляющую – прибыль [1, С. 468-469].
     «Непосредственное значение концепции прибыли на основе неопределенности для экономической теории скромное», – считал Дж. Ф. Уэстон. Он был уверен: «наша система не является системой прибыли (или убытка) в такой же степени, как она является системой относительных цен». И далее: «роль прибылей (неожиданных удач) иногда значительна, но механизм цен выполняет функцию, приписываемую разными авторами прибыли» [1, С. 462]. Нельзя не заметить, что прибыль и «неожиданные удачи» рассматриваются как явления тождественные…
     Поскольку некоторые доходы являются относительно более непредвиденными, чем другие, планы по расходованию подобных доходов, вероятно, более гибки. Понятно, что прибыль относится к таковым. Поэтому «существование прибыли предполагает замедление расходования доходов»: «чем больше абсолютные совокупные величины прибылей (и убытков), тем выше уровень неопределенности и тем больше, по всей вероятности, являются доли доходов, расходование которых откладывается» [1, С. 484]. Таким образом, по Уэстону получается, что, с одной стороны, неопределенность является основой прибыли, а с другой – прибыль оказывает влияние на уровень неопределенности.
     На данной основе рассмотренного материала, можно сделать следующий вывод: прибыль является результатом эффективных действий в условиях неопределенности и риска. На данной основе в следующей главе рассмотрим представленные концепции по отношению к риску и неопределенности, а так же проследим развитие теории прибыли.
     

3.Развитие теории прибыли

     Прошло почти четверть века с начала перехода России на рельсы рыночной экономики. За это время завершился период рождения и становления новых форм собственности, новых типов организационных структур. Была создана законодательная и нормативная основа, адекватная формам хозяйствования. Постепенно сформировалась конкурентная среда и соответствующие ей типы рынков. Возродились рынки, не характерные для предыдущего экономического периода, процессы функционирования которых в советское время были искажены или сведены к нулевому уровню. Это не только рынки капитала и ценных бумаг, но и труда и даже материальных ресурсов ввиду имевшего место принудительного закрепления поставщиков за потребителями. В тоже время в экономике страны присутствует характерная и ранее ресурсная асимметрия.
     За прошедший период коренным образом изменились взаимоотношения предприятий с внешней средой – государственными структурами, финансовой системой, потребителями продукции.
     Произошли радикальные преобразования в системе снабжения. Соответственно сформировались принципиально новые связи хозяйствующих субъектов со звеньями инфраструктуры рыночной экономики: коммерческими банками и иными финансовыми институтами, страховыми и оценочными компаниями, аудиторскими фирмами, контрагентами и т.д.
     Изменение числа и состава участников деятельности привели к повышению уровня неопределенности и нестабильности, риска хозяйственной деятельности и угрозе снижения платежеспособности и потери финансовой устойчивости, а, следовательно, экономической безопасности экономического субъекта в перспективе. 
     Как один из инструментов предупреждения, диагностики и мониторинга риска хозяйственной деятельности получила развитие теория управления риском. Отметим, что ее рождению современная экономика обязана великим философам, математикам и экономистам далекого прошлого.
     Еще в 1637 году Рене Декарт в работе «Рассуждение о методе» излагает аналитическую геометрию, вводит (перерабатывает символику Виета) математическую символику, близкую к современной, устанавливает критерий достоверности, классифицирует алгебраические кривые, делает решающий шаг к понятию функции путем задания кривой с помощью уравнения [1]. В своей работе «Начала философии» (1644 г.) он пишет, что математика является мощным и универсальным методом познания природы, образцом для других наук.
     Теория риска получила свое развитие в 18-м веке благодаря трудам представителей английской (в основном) экономической школы.
     Но особое место в числе выдающихся экономистов 19-го -20-го веков, развивающих экономическую теорию и связанные с ней вопросы риска предпринимательской деятельности, принадлежит Р. Кейнсу, рассматривавшему в своих научных трудах источники происхождения богатства, возникновения прибыли, взаимосвязь спроса и предложения, А. Пигу, выдвинувшему принципы теории благосостояния, налогообложения и государственного регулирования экономики. В дальнейшем А. Пигу развил среди своих прочих гениальных идей концепцию государственного вмешательства в экономику Маршалла. Позднее наиболее продвинулись в становлении теории предпринимательского риска Ф. Найт и Й. Шумпетер.
     В работе «Риск, неопределенность и прибыль» [5], написанной в 1921 году, американский экономист Ф. Найт выдвинул и аргументировал теорию предпринимательства и предпринимательской прибыли и совершенной конкуренции с модификациями, возникающими под действием фактора неопределенности. Его понимание природы прибыли принято и современной экономической наукой. Ему принадлежит первенство трактовки неопределенности, главнейшим источником которой является совершенствование производственных процессов, методов организации производства и т.п. Причем, если новые знания появляются в процессе целенаправленных действий (размышлений, исследований и экспериментов), степень неопределенности снижается и возрастает степень предсказуемости. Данная трактовка положена Ф. Найтом в основу исследования категории прибыли, в которой он выделяет два вида риска:
     - риск, вероятность которого можно более-менее точно измерить, оценить и учесть его действие в экономических расчетах экономических субъектов конкурентного рынка;
     - риск, не поддающийся количественной оценке, или неопределенность.
     В соответствии с таким делением он называет первый «страхуемым», а второй –«не страхуемым» риском. Прибыль же предложено рассматривать как награду за принятие «не страхуемого» риска. Следовательно, главная роль в возникновении предпринимательской прибыли принадлежит не страхуемой неопределенности, источниками которой Ф. Найт считал экономическое развитие и неустранимые различия в деловых способностях людей [6].
     В работе «История экономического анализа» [7] Й. Шумпетер писал, что по сравнению с другими экономистами Ф. Найт, углубил идею Д. Рикардо о связи прибыли с риском, сделав два важных открытия: структурировал риски на страхуемые и не страхуемую неопределённость и связал последнюю с быстрыми экономическими переменами.
     Й. Шумпетер развил теорию неопределенности и риска. Прежде всего, он дал определение неопределенности, понимая под ней ситуацию, не поддающуюся оценке, усложняющую выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности. При этом он связал неопределенность ситуации с вероятностью наступления события. Им был сделан вывод, что если вероятность наступления какого-либо события неизвестна, оно может развиваться различными путями, т.е. имеет место неопределенность. Возможны различные формы проявления неопределенности:
     
     Таблица 1. Хронология возникновения и развития теории риска в 17-19 в.в.
ФИО ученого 
Даты жизни 
Основные научные труды
Р.Декарт 

1596 – 1650
Рассуждение о методе, позволяющем направлять свой разум и отыскивать истину в науках (Рассуждение о методе). Начала философии
Р. Кантильон 
ок.1680 -1734 
Очерк о природе торговли вообще
А.Смит 
1723 - 1790 
Исследование о природе и причинах богатства народов
Д. Рикардо 
1772 - 1823 
Теория процента и прибыли на капитал
У Сениор 
1790 -1864 
Очерки из политической экономии, Политическая экономия
Д.Милль 
1806 - 1873 
Принципы политической экономии
А.Маршалл 
1842 - 1924 
Принципы экономической науки, Экономика промышленности, Промышленность и торговля
Д. Кейнс 
1883 - 1946 
Общая теория занятости, процента и денег
А.Пигу 
1877 - 1959 
Экономика стационарных состояний, Экономика благосостояния
Ф.Найт 
1885 - 1972 
Риск, неопределенность и прибыль
Й.Шумпетер 
1883 - 1950

Теория экономического развития, История экономического анализа, Капитализм, социализм и
демократия, Экономические циклы
На рис. представим основные этапы формирования теории риска





6. Прибыль и риск в условиях неопределенности




5. Государственное регулирование экономики




4. Развитие теории спроса




3. Связь прибыли и риска




2. Понимание прибыли




1. Развитие математики и философии





     
     Рисунок 1 - Основные этапы формирования теории риска
     
     - неопределенность сроков наступления события;
     - отклонения результата от прогнозируемого варианта;
     - возникновение непредвиденных последствий принятого решения
     В условиях неопределенности ситуации принятие хозяйственных решений приводит к риску. Й. Шумпетер определил риск как оценку вероятности ожидаемого события[8]. Поскольку вероятность не равна единице и не может быть абсолютно точной, вытекает, что результат хозяйственной деятельности всегда связан с вероятностью или риском возможных отклонений от проведенных расчетов, с риском потерь, размера ожидаемого дохода, неожиданного изменения рыночной конъюнктуры, степени колебания цен, срыва инвестиционного проекта. То есть хозяйственная деятельность всегда связана с неопределенностью развития будущих событий.
     Исследование Й. Шумпетера приводит к выводу, что принятие хозяйственных решений в условиях неопределенности, свойственной рыночной экономике, имеет отличительные особенности, важнейшими из которых, характеризующими рисковые ситуации являются:
     1. неопределенность результата, обусловленную случайным характером события, определяющего вариант практического исхода;
     2. наличие альтернативных вариантов решения задачи;
     3. неизбежность выбора в условиях альтернативы;
     4. известность или возможность определения вероятности получения результата;
     5. вероятность отклонения от желаемой прибыли, т.е. получения дополнительной прибыли или возникновения убытков.
     Величайшим вкладом в развитие теории риска является соединение экономической теории, математики и статистики [7], в результате которого, благодаря Й. Шумпетеру, выкристаллизовалась эконометрика. Его теория цикличного развития сегодня не потеряла своей актуальности [9].
     Было бы неверно утверждать, что до начала 90-х годов прошлого века теория риска была неизвестна российским ученым. Однако в последнее время в связи со становлением рыночной экономики отечественные ученые стали уделять экономическому, предпринимательскому, риску хозяйственной деятельности значительно больше внимания, чем в период ее директивного существования [10]. В их числе Альгин А.П., Балабанов И.Т., Гранатуров В.М., Дубров А.М., Грабовый П.Г., Клейнер Г.Б., Шапиро В. Д. и др.
     В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране, сложившейся в настоящее время кризисной ситуацией предприятиям приходится осуществлять свою деятельность в .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44