VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность понятия «эмоциональный интеллект

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003746
Тема: Сущность понятия «эмоциональный интеллект
Содержание
      Введение
      В настоящее время большой интерес вызывает проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействие и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это способность различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями, а также понимать эмоций других людей и уметь управлять ими. Для успешной адаптации в обществе человек должен обладать развитым эмоциональным интеллектом Сенситивным периодом для развития эмоционального интеллекта является младший школьный возраст. Его психологическими новообразованиями является развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы. Большая часть образовательного процесса направлена на когнитивное развитие учащегося, а эмоциональная жизнь ребенка и умение выстраивать взаимоотношения с другими людьми вынесены за рамки организованного педагогического процесса. 
      В младшем школьном возрасте эмоциональное развитие значительно опережает интеллектуальное, поэтому одним из важных вопросов воспитания в этом возрасте является проблема нравственных представлений личности и формирования гуманных чувств. При недостаточном развитии в этой сфере психики, возникает много внутриличностных и межличностных проблем и конфликтов. К таким проблема можно отнести: расизм, дискриминации, непринятия себя и других, неспособность управлять своими эмоциями, трудности и дефекты в отношениях, неумение работать в команде и др. 
      Мы считаем, что в основе развития личности младшего школьника лежит эмоциональный интеллект, который представляет собой готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.
      Цель: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу  развития эмоционального интеллекта у младших школьников
      Объект исследования: эмоциональный интеллект у младших школьников.
      Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
      Гипотеза исследования: развитие эмоционального интеллекта у младших школьников в деятельности психолога будет более эффективным, если:
– выявлены особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников;
– определены методы развития эмоционального интеллекта у младших школьников;
– разработана и реализована программа развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
       Задачи исследования:
      1. Изучить сущность понятия «эмоциональный интеллект».
      2. Выявить особенности эмоционального интеллекта у младших школьников.
      3. Определить методы развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
      4. Разработать, реализовать и проверить эффективность программы развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
      Теоретическая база исследования: труды отечественных авторов (И. Н. Андреева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. В. Люсин, И. А. Романова, С. Л. Рубинштейн); труды зарубежных авторов (Р. Бар-Он, Х. Гарднер, Д. Гоулман, Дж. Мейер, П. Сэловей). 
      Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №16 г. Кирова.
      Методы исследования: 
– теоретические методы: анализ литературы по данной проблеме, обобщение, сравнение;
– эмпирические: тестирование, эксперимент;
– методы математической статистики.
      Новизна исследования заключается в разработке и апробации программы развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
      Практическая значимость заключается в том, что разработанную программу по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников могут использовать учителя, детские психологи, социальные педагоги.
      Структура дипломной работы: введение, теоретическая и экспериментальная главы, заключение, библиографический список и приложения.
      

      Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у младших школьников
      1.1. Сущность понятия «эмоциональный интеллект»
      В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта отражена в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева С. Л. Рубинштейна. Л. С. Выготский пришел к выводу, что существует единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...» [12]. По мнению Л. С. Выготского, единство аффекта и интеллекта, проявляется, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии данных сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем каждая ступень в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С. Л. Рубинштейн, опираясь на идеи Л. С. Выготского, отметил, что мышление представляет собой единство эмоционального и рационального. Однако разработанные Л. С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки.
      Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Х. Гарднер, личностностный интеллект он разделял на внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, которые включёны в эти понятия, имеют непосредственное отношение к определению эмоционального интеллекта интеллекту. По его мнению, внутриличностный интеллект это «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» [31].
      В 1988 г. Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ -коэффициент эмоциональности. Ревена Бар-Она определяет эмоциональный интеллект его как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [31]. 
      Бар-Он выделил пять компонентов и входящих в них субкомпоненты, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: 
      1. Внутриличностный компонент: самоуважение, осознание своих эмоций, уверенность в себе, независимость, самоактулизация.
      2. Межличностный компонент: эмпатия, социальная ответственность, межличностные взаимоотношения.
      3. Способность к адаптации: связь с реальностью, гибкость, решение проблем.
      4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость  к стрессам, контроль импульсивности.
      5. Общее расположение духа: оптимизм, счастье.
      В научной и популярной литературе все больше появляются работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области. Проблемой идентификации и понимания эмоций занимались не только психологи, но и специалисты других наук - эволюционные биологи, психиатры, программисты и т. д., которые выявили многие способности человека в этой области исследований [34]. 
      Американские психологи П. Сэловей и Дж. Мейер в 1990 году ввели определение «эмоциональный интеллект». Они определяли эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, и понимали его как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. П.  Сэловей и Дж. Мейер разработали первую теорию и модель эмоционального интеллекта. Она состоит из четырех компонентов – «четыре ветви модели эмоционального интеллекта», каждая из которых, в свою очередь, описывает «четыре области способностей или навыков», а все вместе – «многие области эмоционального интеллекта» [39].
      Все компоненты эмоционального интеллекта выстроены в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей.
      Эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности:
      1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции – содержит ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т.е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации.
      2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления – включает способность использовать эмоции для акцентирования внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать перепады настроения для анализа разных точек зрения на проблему.
      3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию – способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.
      4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития – способность контролировать эмоции, уменьшение интенсивности отрицательных эмоций, принятие своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Содействует личностному росту и улучшению межличностных отношений [31, с. 12].
      В 1995 г. Дэниелем Гоулманом была изменена и популяризирована предлагаемая ранее модель эмоционального интеллекта Дж. Мейера и П. Сэловея. К выделенным ими компонентам (идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности) Д. Гоулман добавил ещё несколько - энтузиазм, настойчивость и социальные навыки [31]. Тем самым он объединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Позже Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. Она состоит из четырех, составляющих эмоционального интеллекта:
1. Самосознание:
– Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.
– Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.
– Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одарённости.
2. Самоконтроль:
– Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
– Открытость: проявление честности и прямоты; надёжность.
– Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.
– Воля к победе: настойчивое желание совершенствовать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.
– Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.
– Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.
– Социальные навыки: эти способности определяют, умение взаимодействовать с людьми.
3. Социальная чуткость:
– Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление сочувствия  к их проблемам.
– Деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
– Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчинённых, клиентов или покупателей.
4. Управление отношениями:
– Воодушевление: умение вести за собой, рисуя увлекательную картину будущего.
– Влияние: владение рядом тактик убеждения.
– Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
– Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствавать методы управления и вести людей в новом направлении.
– Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.
– Укрепление личных взаимоотношений: обработка и поддержание социальных связей.
– Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды [15].
      Д. Гоулмэн определяет эмоциональный интеллект как способность воспринимать свои собственные эмоции; умение обходиться с ними и подчинять их своей цели; самомотивацию и способность сочувствовать другим людям и грамотно выстраивать отношения с ними.
      Отечественный психолог И. Н. Андреева дает краткую характеристику структурным составляющим эмоционального интеллекта и определяет их значение в процессе межличностного взаимодействия.
      1. Распознавание собственных эмоций. Для эмоционального опыта личности и для ее поведения важно то, что переживание эмоции и её определение это разные явления, которые могут быть экспериментально разделены. Определение эмоции рассматривают как результат конструктивных процессов, преобразующих перцептивные переживания во внутренний опыт изменяющих эти переживания. В соответствии с этим, можно выделить следующие главные функции называния эмоций: межличностная коммуникация, закрепление опыта и эмоциональная экспрессия. Распознавание же эмоций способствует эффективной коммуникации, так как дает возможность адекватно описывать, сравнивать, перерабатывать и выражать выражать свои эмоции [39].
      2. Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Важным фактором поддержания физического и психического здоровья является равнозначная эмоциональная экспрессия. Вследствие торможения эмоциональных реакций возможно возникновение различных заболеваний. Неконтролируемые эмоциональные всплески создают трудности для межличностного общения (L. A. King, R. A. Emmons). Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии нежелательны ни для ближайшего окружения личности, но и  для самого субъекта.
      На качество межличностных отношений влияет степень эмоциональной экспрессивности. Управлять эмоциями напрямую невозможно, но это вполне можно осуществить опосредованно через объект, потребность, знак [7, с. 23].
      3. Понимание эмоций. Самопонимание в целом носит чувственный, эмпатический, эмоциональный, а не рациональный характер. Поэтому, основательность самопонимания определена, прежде всего, уровнем развития эмоциональных способностей, которые обеспечивают осознание эмоций. Осознание эмоций предполагает их закрепление в сознании субъекта. Однако в сознании фиксируется не весь эмоциональный процесс и не всегда.
      Понимание эмоций тесно связано с возможностями их выражения. Стоит отметить, что понимание эмоций гораздо сложнее, чем их выражение. Понимание эмоций также связано с уровнем развития эмпатии. Быть эмпатичным подразумевает быть активным, сильным, ответственным и одновременно – чутким и тонким [39].
      4. Самомотивация. Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. В структуре эмоционального интеллекта присутствуют эмоции, «самомотивирующие» когнитивную деятельность, связанную с эмоциональной сферой, а точнее, с распознаванием,  выражением и пониманием эмоций [7, с. 24].
      И. Н. Андреева определяет эмоциональный интеллект, как устойчивую ментальную способность, часть внушительного класса ментальных способностей; также он может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. Как ментальная способность, эмоциональный интеллект является  составляющей наиболее значительной группы свойств личности. Это один из значительного числа факторов индивидуальности, который является скорее позитивным для межличностного взаимодействия, чем негативным [3]. Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой взаимосвязь социальных и эмоциональных способностей, таких как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
      В данном исследовании мы опираемся на подход Д. В. Люсина, который определяет эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. По мнению автора, способность к пониманию эмоций означает, что человек:
– может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
– может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
– понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек:
– может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;
– может контролировать внешнее выражение эмоций;
– может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
      Он выделяет два компонента эмоционального интеллекта: внутриличностный (способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими); межличностный (способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими) [20].
      В отличие от первой модели эмоционального интеллекта П. Сэловея и Дж. Мэйера, включающей в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации, Д. В. Люсин разработал модель состояшую из  когнитивных способностей и личностных  характеристик. 
    Анализируя определения авторов моделей эмоционального интеллекта, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обеспечивает более высокую адаптивность и эффективность в общении. Эмоциональный интеллект отражает внутренний мир человека, определяет его поведение и взаимодействие с другими людьми, в отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира. 
       Таким образом, эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре эмоционального интеллекта выделяют два компонента: внутриличностный (способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими); межличностный (способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими).
      1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников
      В младшем школьном возрасте происходит важное событие в жизни ребенка это поступление в школу и охватывает период жизни ребенка от 6-7 до 10-11 лет.
      Во время обучения ребенка в начальной школе происходит интенсивное развитие детского организма. У младшего школьника при поступлении в школу изменяется образ жизни, появляются новые цели, все это приводит к значительным изменениям это эмоциональной жизни ребенка. В отличие от дошкольного возраста у младших школьников появляются новые переживания, возникают новые задачи и цели, рождается новое эмоциональное отношение к сторонам действительности и явлениям происходящих вокруг него.
      В семилетнем возрасте проходит один из кризисов возрастного развития. В этом возрасте ребенок поступает в школу, изменяется его социальный статус сопровождающийся интенсивным биологическим созреванием. В этом возрасте ребенок начинает осознавать «социальным индивидом», школьником. Он понимает, что он обязан учиться и в процессе учения освоить цифры, буквы, ноты и др., коллективные понятия, знания и правила, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. Младший школьник знает, что отличается от других и переживает свою уникальность. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями [12, с. 294].
      Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. Л. С. Выготский, описывая кризис семи лет, отметил такие важные особенности переживаний детей данного возраста, как их осмысление, т. е. понимание того, что такое «я добрый», «я сердитый», «мне грустно» [12, с. 128].
      В младшем школьном возрасте большая часть эмоциональных реакций направлена на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и в добром отношении окружающих, а не на игру и общение со сверстниками как это наблюдалось в дошкольном возрасте. Большинство младших школьников очень эмоционально реагируют на оценки, мнение учителя,  редко наблюдаются случаи безразличного отношения к учебному процессу. Несмотря на то, что  младший школьник эмоционально отзывчив, бурно реагирует на происходящие события, он начинает сдерживать волевым усилием свои нежелательные эмоциональные реакции (Божович, Якобсон,).  Это приводит к тому, что младший школьник может не понять эмоцию, которую он испытывает или  изображать эмоцию, которую он не переживает, то есть наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону. [17, с. 346].
      Однако не следует переоценивать возможности младших школьников. Согласно проведенным исследованиям П. М. Якобсона, у младших школьников еще не сформированы навыки осознания своих чувств и понимания чувств других людей. Они часто еще не могут правильно, воспринимать мимику лица, выражающую то или иное чувство, не могут верно, интерпретировать выражение тех или других чувств окружающих, что приводит к неадекватной ответной реакции ребенка. Младшие школьники часто напоминают родителей и учителя по стилю общения с людьми, несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой внешнее подражание взрослым в выражении чувств. 
      Первое время младшему школьнику с трудом участие в учебной деятельности на уроках, ему трудно дается общение с учителем и коллективом в процессе обучения, так как это требуют большой сдержанности в чувствах. Постепенно младшие школьники учатся контролировать свое поведение, вести себя более сдержанно в процессе выполнения повседневных школьных обязанностей, требований, предъявляемые к детям учителем, а позже и коллективом.
      Моторные реакции, выражающие чувства, характерные для первоклассника, начинают заменяться речевыми. К третьему классу развивается речевая выразительность, обогащается интонация. Младший школьник, начиная с первого класса, старается преодолеть сильное  волнение, например, сдержать слезы, он может побороть свои желания, подчиняется требованиям учителя. В целом его общий эмоциональный тонус, настроение характеризуют жизнерадостность, бодрость, веселое оживление [13, с. 243].
      Несоответствие младшего школьника уровню требованиям предъявляемого самому себе и родителями в учебной деятельности способно привести к аффектам в поведении, а при недостатке внимания со стороны учителя, может закрепляться как отрицательные черты характера. Такое поведение характеризуются повышением общей эмоциональной возбудимости, симптомами и синдромами страхов, проявлением агрессии или негативизма [30, с. 290].
      Младшие школьники очень впечатлительные. События, увиденные в театре, кино, пережитые в семье, имеющие отрицательную окраску  приводят к страху, испугу. Данные события могут долго закрепиться в памяти ребенка, и беспокоит его, тем самым отвлекая от учебного процесса. 
      Некоторые дети проявляют эмоциональную стабильность, у них дольше сохраняется положительное отношение к учебе и учеба дается легче. А у детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью, а также у моторно-расторможенных детей часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям [11, с. 117].
      В школьном возрасте возникают ситуации, которые вызывают высокую ситуативную тревожность у детей, происходят оценочные ситуации, такие как ответ у доски, решение контрольных работ прохождение экзамена. 85% детей в начальной школе испытывают высокий уровень тревоги по отношению к проверке знаний, это связано со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги это «трудности в обучении» [11, с.120].
      Тревогу во время обучения испытывают многие школьники как дети с низкими оценками так и те кто хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине.  Как правило дети очень много трудятся для достижения наивысшей отметки, это опасно срывами в особенности при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
      В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется, появляются сложные высшие чувства: нравственные –чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание; интеллектуальные – любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.; эстетические – чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии [33, с. 98].
      К третьему классу интенсивно развиваются чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Они формируются при удовлетворении потребности детей в общении, под влиянием жизни в коллективе сверстников и всей школы, совместной учебной деятельности. В начале обучения общение происходит через личность учителя, который является авторитетом для первоклассника. Позже появляются товарищеские и дружеские контакты со сверстниками, такие как сочувствие, радость, чувство солидарности, под влиянием педагога и совместной учебной деятельности Такое общение между учениками способствуют развитию у них чувства коллективизма, младшие школьники становится небезразличен к оценке товарищей по классу.
      Не у всех детей есть друзья. В таком случае возникает опасность столкнуться с трудностями социальной адаптации таких детей. Некоторые исследования говорят о том, что наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние одиночества и неприязни со стороны других детей.
      Возникновение интеллектуальных чувств связано с потребностью в узнавании нового в соответствии с познавательным интересом. В процессе учебной деятельности из-за интенсивного познания связанного с преодолением трудностей, успехами и неудачами, возникает множество переживаний: удивление, сомнение, радость познания а так же, интеллектуальные чувства, ведущие к успеху в учебной деятельности, такие как любознательность, чувство нового [22, с. 267].
      Чувства в младшем школьном возрасте и воля развиваются в тесной связи: нередко они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения. В накоторых случаях чувства способствуют развитию воли, в других - тормозят ее. Например, интеллектуальные переживания могут заставить ребенка длительное время заниматься решением учебных задач, но эта же деятельность будет подтормаживаться, если ребенок будет переживать чувства страха, неуверенности в себе.
      Умственная деятельность, суждения и высказывания младших школьников о тех или иных явлениях действительности часто бывают окрашены яркими эмоциональными переживаниями.
      Эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми лучше и на более длительный период, чем факты, им безразличные. 
      Перед тем как сообщим ребенку новую, незнакомую ему информацию учитель должен содействовать появлению соответствующего эмоционального состояния учащегося и позаботиться о том, чтобы эта эмоция была связана с новым знанием. Ученики лучше усвоят знания, если они  их прочувствовали, и у них появилась ответная реакция. Взволнованность, эмоциональная приподнятость должны служить отправной точкой всякой воспитательной работы. У учащихся младших классов при использование игровых методов в обучении создается определенный эмоциональный настрой, который помогает им, облегчает в усвоении учебного материала, заинтересовывает их [32, с. 310].
      Младшим школьникам свойственна легкая «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей. Учителям хорошо известны такие факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех остальных учащихся класса, хотя последние могут и не знать причины смеха. Девочки начинают плакать, глядя на плачущую подругу, не потому, что считают ее несправедливо обиженной, а потому, что видят слезы.
      Школьники младших классов, как показано Т. Б. Пискаревой, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются сказать свои эмоциональные переживания словами. У них лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины. В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов [17, с. 350].
      Значение эмоций в младшем школьном возрасте очень велико, как и при психической деятельности так и при становлении личности ребенка. Они обогащают психику, яркость и разнообразие чувств, делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Разнообразие собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее. Именно поэтому учителю необходимо быть осторожным, при общении с учеников. Главная задача учителя стать для ребенка другом, советником, у которого всегда можно что-то спросить, посоветоваться. 
      Существуют два подхода к развитию эмоционального интеллекта у младших школьников:
1. Развивать способности эмоционального интеллекта:
–  умение контролировать свои чувства;
–  способность осознано влиять на свои эмоции;
–  умение определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть;
–  способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
–  умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
–  способность распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
2. Развивать свойства личности:
–  эмоциональная устойчивость;
–  положительное отношение к себе;
–  внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах);
–  эмпатия (способность к сопереживанию) [39].
      Таким образом, можно выделить следующие особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников: легкая отзывчивость на происходящие события; непосредственность и откровенность выражения своих переживаний; большая эмоциональная неустойчивость; слабое осознание своих и чужих эмоции и чувств. 
      1.3. Методы развития эмоционального интеллекта у младших школьников
      При развитии эмоционального интеллекта у младших школьников следует сочетать разнообразные методы:
       1. Игры и задания, они способствуют овладению приемами межличностного общения, развивают вербальные и невербальные средства коммуникации;
      2. Различные виды дискуссий, игр, элементы психодрамы;
      3. Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе;
      4. Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучения приемам саморегуляции [39].
      Далее рассмотрим методы способствующие развитию эмоционального интеллекта у младших школьников: 
      Большие возможности для развития эмоционального интеллекта предоставляют игры (манипулятивные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые). Динамика эмоциональных состояний в реальной действительности и в условиях игры разнообразна. В течение жизни у ребенка образуются устойчивые эмоциональные барьеры, которые преодолеваются им гораздо легче в игре. О этом свойстве игровой ситуации указывал ещё Л. С. Выготский, говоря о том, что именно в условиях "мнимой" ситуации ребенку проще принять на себя роль другого.
      Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия для детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное воздействие на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряжение, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения [8].
      Игра создает определенные условия для исследования и перестройки эмоциональной сферы детей. Она помогает преодолеть страх, неуверенность, беспокойство, навязчивые состояния. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, изучения отношений самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок учится держать контроль над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат [35].
      Игра является одним из значительных развивающих и психотерапевтических средств для детей с трудностями в обучении. Понимание и переживание через игру характерно внутреннему миру любого человека, они дают возможность ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, осознать их смысл и значимость каждого из них, узнать и выражать свои эмоции и эмоциональные состояния. Игра представляет собой один из видов детской деятельности, который используется взрослыми для развития младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
      Дидактическая игра – это одно из эффективных средств в организации учебного процесса и активизации познавательной деятельности младшего школьника.  Особенность дидактических игр определена их названием: игры предназначенные для обучения. В процессе этой игры команды объединены решение одной задачи и их поведение ориентировано на выигрыш.
      Игры-драматизации. Это игры персонажами, которых становятся сами дети, участие детей в игре является добровольным. В процессе игры дети учатся управлять собой, получают удовольствие от познания окружающего мира. Элементами игры-драматизации выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах деятельности. На каждом упражнении развиваются фантазия (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка, что способствует обучению детей произвольно влиять на каждый компонент входящий в состав упражнения. Все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры, чтобы общий ход игры не прерывался. При таких играх обязательное условием является отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т. е. обозначаться физическими действиями или заменяться предметами обычного окружения. Творческие идеи и предложения самих детей включаются в сюжет игры [17].
      К приемам развития эмоционального интеллекта можно отнести разыгрывание ситуаций, которые происходили в жизни детей и анализ этих ситуаций, что помогает увидеть и осознать ошибки в своем поведении по отношению к другим людям.
      Для того что бы ребенок учился понимать эмоции других детей можно использовать метод рассматривани.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44