- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Дополнительная образовательная программа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009899 |
Тема: | Дополнительная образовательная программа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
Введение Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в обществе ощущается «дефицит патриотизма». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Само понятие «патриотизм» девальвировалось в обществе. И обесценивание произошло за счет того, что другие, мнимые ценности стали приоритетными среди людей. Это наблюдается в отчуждении подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, его традиций и духовной истории. Как известно, такое обнищание нации, потеря кровной связи между поколениями ведет к дикости и варварству. Важной проблемой является переосмысление сущности воспитания ребенка. Для того чтобы научить ребенка любить Родину, необходимо обратиться к классике, которая всегда учила патриотизму, надо ознакомить его с традициями, обычаями, культурой своего народа. Научить уважать и чтить их, ибо нет в человеческой жизни более значимых целей, чем свобода и независимость Отчизны, ее слава, могущество, честь и достоинство. С постижения этих категорий и начинается человек как личность. В современных условиях, на фоне очевидного упадка традиционных ценностей, все больше осознается значение уважение и любви гражданина к своей стране, Родине, ее культуре и истории. На это многократно указывают руководящие лица страны, это отражено и в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» [32]. При этом задачи патриотического воспитания должны решаться уже на уровне дошкольного образовательного учреждения, в старших группах, когда дети становятся способны к восприятию таких сложных нравственных категорий как уважение к родине, любовь к своей культуре, терпимость к другим культурам и т.д. Ориентируясь на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, необходимо организовать процесс развития детей так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации воспитания и обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса воспитанников, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволяет детям адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески. Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а именно несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию; недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений; отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи, малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания; недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ и т.д. В таких условиях встает вопрос эффективности использования средств патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Мы полагаем, что одним из таких средств может стать дополнительная образовательная программа. Это средство представляется наиболее доступным, простым и интересным как для восприятия детьми старшего дошкольного возраста, так и с точки зрения его использования в воспитательной работе детского сада. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина России в современных условиях еще не создана. Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Так, в работах Т.Н. Дороновой [14, 15] довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследованиях Т.С. Комаровой [30,45], Т.Н. Бабаевой [3,24], М.Д. Маханевой [36,30] и др. делается акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. С.А. Козлова [28,59] предлагает одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России. Изучение литературы позволяет увидеть, что вопросы воспитания детей дошкольного возраста достаточно подробно рассмотрены в (Ю.К. Бабанский, B.C.Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый и др.), вопросы патриотического воспитания также представлены (С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский), при этом наблюдается недостаток исследований по использованию возможностей дополнительной образовательной программы для патриотического воспитания старших дошкольников. Следовательно, наблюдается противоречие между потребностью совершенствования патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста соответственно новым требованиям развития российского общества на современном этапе и недостаточностью разработанности вопроса использования дополнительной образовательной программы как одного из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современной психолого-педагогической теории. Проблема исследования Объект исследования: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: дополнительная образовательная программа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если использовать дополнительную образовательную программу, способствующую формированию интереса и уважительного отношения к культуре собственного народа, его жизни, родной природе, традициям. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были определены следующие задачи: 1. Изучить теоретический аспект формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. 2. Обосновать особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 3. Раскрыть разные условия патриотического воспитания дошкольников. 4. Опытным путем проверить эффективность подобранной методики по ознакомлению дошкольников с городом Реализовать дополнительную образовательную программу, направленную на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты. Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы; - эмпирические методы - изучение и обобщение опыта работы по воспитанию любви к родине у детей дошкольного возраста; -констатирующий и формирующий эксперименты. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опросные методы, изучение опыта педагогической деятельности, методы оценивания и измерения, анализ и обобщение результатов исследования (математический, качественный анализ данных) База исследования: опытная работа была проведена на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 172 г.о. Самара с ноября 2016 года по апрель 2017 года. Выборку составили 15 детей подготовительной группы. Исследование включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Глава первая. Теоретические основы патриотического воспитания старших дошкольников 1.1. Понятие патриотического воспитания В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий. Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов: - Конституция Российской Федерации. - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г. - Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г. - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г. - Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) с 1 января 2014 Патриоти?зм (греч. ????????? — соотечественник, ?????? — отечество) — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. С древнейших времен великие философы и педагоги уделяли проблеме патриотического воспитания значительное внимание. В учении Конфуция вместе с основными общечеловеческими ценностями наиболее значимыми являются любовь к стране, народу, семье, почитание старших, традиций. Концепция воспитания в Древней Греции имели свои особенности. Высшей целью каждого гражданина считалось достижение блага для государства. В трудах Перикла (V век до н.э.) идеалом человека являлся полноправный гражданин, который сочетал свои интересы с государственными, отличался высокой сознательностью и богатством духовной культуры. По мнению К.А. Гельвеция, истинной целью воспитания считается формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага. А поколение новых людей – патриотов появляется тогда, когда сердца граждан раскрываются для гуманности, а ум – для знаний. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека – любовь к справедливости и Отечеству».[3;225]. Я.А. Коменский считал, что одним из главных направлений воспитания является формирование у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. В «Великой дидактике» он писал: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в х общественного благополучия»[7;43]. Система подготовки патриотов, защитников, воинов доходит до России через Византию и через западноевропейские государства. Но в России дворянско-аристократическая подготовка опиралась на русские обычаи, русский национальный характер. Патриотическое воспитание всего русского народа диктовалось жизненной необходимостью защиты своего Отечества, заключалось в праве жить своими традициями, заботиться о том, чтобы страна становилась богаче, сильнее, славилась трудом, почитанием законов, национальных традиций, чтобы ее уважали соседи. Философы, педагоги, социологи обращались к концепции русской идеи как феномену русской духовности, неповторимости и самобытности русской культуры, наполненной содержанием культурно-исторических ценностей своего Отечества. Русский ученый А.Ф. Афанасьев занимался проблемой патриотизма и считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, должно «взрастить» и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить». По мнению ученого, нравственное и умственное воспитание определяют чувство религиозного, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному [6;25] По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова, для патриотического воспитания гражданина необходимо предоставить молодым людям право нормально и свободно развиваться, внушать правильные взгляды на жизнь, представления о добре, правде, долге, воспитывать твердость воли и трудолюбие [3;15]. В послеоктябрьский период в России вопросы патриотического воспитания приобрели особую актуальность. Изменение идеологии воспитания патриотов подчинялось идеям коммунистического воспитания и задачам интернациональных отношений в обществе. Педагогические исследования проблемы патриотического воспитания в советском периоде многочисленны и разнообразны. Советскому обществу были присущи черты марксистко-ленинской идеологии, контроль государства над учебными учреждениями, творческими союзами, содержанием культуры. Но необходимо отметить, что культура советского периода базировалась на наследии патриотизма, духовности, гуманизма, общинности, государственности, всегда жившем в народном сознании как высокий идеал и норма человеческого бытия. Сохранилось то, что русский народ создал за многовековую историю патриотического воспитания и подготовки ее к защите Отечества. Появились общественные организации и центры по подготовке молодежи допризывного возраста к службе в армии, организовывались военно-спортивные соревнования («Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне»). Характеризуя цели воспитания в советской школе, А.С. Макаренко отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». Ученый подчеркивал, что от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, напряженная работа, часто очень тяжелая, неинтересная и грязная. А.С. Макаренко считал, что удел школы – воспитание преданных родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных [3;18]. В 50-60 годы XX века среди педагогических исследований, посвященной данной проблеме, выделяются работы И.С. Марьенко, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова. В своих трудах И.С. Марьенко представлял теоретический анализ проблемы патриотического воспитания. Им были даны практические рекомендации по формированию патриотического сознания во внеклассной работе, обосновано единство патриотического сознания на чувственном и поведенческом уровнях. О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных граждан, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П.Семенов-Тян-Шанский, B.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, С.О.Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители. [2,10]. В конце XX – начале XXI века произошло изменение социальной ситуации в обществе. Россия переживает духовную деформацию самоопределения, пересматривает свое прошлое. Данный период в развитии России можно назвать переломным, так как особую значимость приобретают идеи, которые обращены к Отечеству и направлены на патриотическое воспитание молодежи. Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение приобретает чувство патриотизма, Многими психологами (А.Г.Ковалевым, А.А.Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, что бы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением. Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств. Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А. Козлова, Р.Ш. Халикова и др.), отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Н.Ф. Виноградова и Р.Ш. Халикова указывают при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материла. Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др. Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определенных обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова) – гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма. Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова. Исследуя проблему воспитания начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, Л.Е. Никонова [34,6] подчёркивает, что эффективность данного процесса зависит от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, и на его основе, компоненты, характеризующие такое сложное нравственное чувство - чувство патриотизма: интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический. С.А.Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее. Исследуя проблему воспитания начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, Л.Е. Никонова [34,4] подчёркивает, что эффективность данного процесса зависит от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, и на его основе, компоненты, характеризующие такое сложное нравственное чувство - чувство патриотизма: интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический. На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания. В своих работах они указывают, что патриотическое воспитание необходимо каждому гражданину своей страны. Умелое использование литературных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху педагога. 1.2 Особенности патриотического воспитания старших дошкольников. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва). Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает в себя следующие компоненты: - воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности; - уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного языка; - формирование духовно-нравственных отношений; - формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города); - формирование любви к культурному наследию своего народа; - толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И Радина и др. Основателем национальной системы образования считается К. Д. Ушинский. Он установил, что у всех великих народов мира есть своя национальная система воспитания, в основе которой лежит принцип, определяющий образовательную систему в целом и сообщающий ей специфический характер.Современные исследователи, такие как Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова, А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в области содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой цивилизации, а также восприятия детьми предметов окружающего их мира, формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д. Следует отметить, что в педагогике до сих пор отсутствует целостная система патриотического воспитания, несмотря на это выделяются четыре основные концепции, такие как: социальное воспитание, ориентированность на коллективное воспитание, личностное и личностно-ориентированное самоорганизуемое воспитание. Л.И.Божович указывает, что у дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка [1]. Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении. В работе В.С. Мухиной основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются: 1.Произвольность – это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка. 2.Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами. 3.Самостоятельность – качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности. 4.Креативность – способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности. 5.Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание – это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности [9]. Как указывает В.С.Мухина, в старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование – детская компетентность. Дошкольный возраст – это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания [1]. Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Такие психологи как Г.А. Урунтаева, А.Г. Ковалёв, А.А. Люблинская, Т.Н. Репина, П.М. Якобсон и др. отмечают, что высшие нравственные чувства у детей дошкольного возраста формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками ситуациями [12]. Отечественные психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации. И зависит это от условий, в которых ребенок живёт, и от средств и методов воспитания. Такие психологи как В.А. Аверин, Л.Ф. Обухова и др. отмечают, что высшие нравственные чувства у детей дошкольного возраста формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками ситуациями. Важно, чтобы все, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. Учёные отмечают взаимосвязь нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. С.А.Козлова указывает, что переживание эстетического чувства возникает в соответствии с содержанием тех сторон жизни, которые отражены в произведениях искусства, но явления жизни являются также предметом наших нравственных оценок и чувств, поэтому и наши эстетические чувства вступают в единство с нравственными чувствами [7]. По определению А.Н. Вырщикова, нравственно-патриотическая воспитанность – это «актуальный уровень развития внутренней культуры детей дошкольного возраста, обусловленный усвоением ими опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, и, проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству». В дошкольном детстве чувства проявляются в разнообразной деятельности. Одним из видов деятельности, в которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему, является творческая изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Отображая события и явления окружающего мира, ребёнок передаёт не только зрительные впечатления, но и, то отношение к действительности, которое сформировалось у него под влиянием социальной среды, воспитания. В этом смысле рисунок каждого ребёнка отражает его восприятие мира, интересы, его оценки различных явлений и событий. Изображая те или иные события, ребёнок тем самым уже оценивает их как важные и неважные для него. Эмоциональное отношение к изображаемому событию передаётся ребёнком с помощью основных средств выразительности: композиции, цвета, линий. Всё красивое, хорошее, доброе прорисовывается ребёнком тщательно и подробно, изображается на переднем плане крупно, яркими красками. Е. Евдокимова, М. Кирилина, Н.О. Комратова и другие, указывают, что дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться [3, 5- 6]. М.Д. Маханева отмечает, что если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется [8]. В детские годы формируются основные качества человека. Н.В. Казакова указывает, что особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств [4,12]. В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей. 1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «люблю я родину, за что не знаю сам». Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К.Д. Ушинского: «как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями», опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного. 2-й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде – окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т. д. Необходимо также отметить, что Родина – это не только страна с ее языком, историей, обычаями, это еще и люди, населяющие ее. Поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма. 3-й этап. Привязанность к физической среде с ее реками, теплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека. 4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. 5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи. 6-й этап. Изучение историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу. 7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества [10]. В структуре патриотизма детей дошкольного возраста М.Ю. Новицкая, Н.В. Микляева выделяют следующие компоненты: - содержательный (когнитивный) компонент – овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны; - эмоционально-побудительный – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде; - деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему [11]. Патриотизм, по мнению Л.Е. Никоновой, как идейно-нравственное качество личности включает в себя интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Интеллектуальный компонент предполагает сформированно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Театрализованная деятельность как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Театрализованная деятельность как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Театрализованная деятельность как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста