- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность модернизации системы социальной защиты населения в России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001860 |
Тема: | Сущность модернизации системы социальной защиты населения в России |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ…..…………… 1.1. История становления системы социальной защиты населения в России Понятие, функции, принципы и компоненты системы социальной защиты населения в России. Социальное управление и особенности управления системой социальной защиты населения ГЛАВА II. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ………………………………………….. 2.1. Сущность модернизации системы социальной защиты населения в Рос сии…… 2.2. Региональный опыт модернизации системы социальной защиты населения …………………………………………………………….. ГЛАВА III. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ… ……… 3.1. Органы управления системой социальной защиты населения Челябинской области………………………………………………. 3.2. Основные задачи и полномочия органов социальной защиты населения Челябинской области…………………………………. 3.3. Состояние системы социальной защиты населения Челябинской области на современном этапе…………………………………. 3.4. Модернизация системы социальной защиты населения Челябинской области……………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ Управление социальной сферой и социальной защитой населения является важной составной частью государственного и муниципального управления в целом. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее десятилетие в России идет активный процесс модернизации системы социальной защиты населения, направленный на обеспечение социальной стабильности в обществе, повышение качества жизни российских граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, сокращение бедности, внедрение новых форм социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствование института семьи, стабилизацию численности населения, а также на коренное улучшение демографической ситуации. Предметом исследования дипломной работы является система социальной защиты населения, а объектом – процесс модернизации системы социальной защиты населения в Челябинской области. Целью дипломной работы является проведение исследования и рассмотрение комплексных характеристик системы социальной защиты населения на примере Челябинской области и пути ее модернизации. Исходя из поставленных целей исследования, определены следующие задачи: - рассмотреть историю становления и сущность системы социальной защиты населения; - раскрыть понятие социального управления и особенности управления системой социальной защиты населения; - охарактеризовать процесс изменения системы социальной защиты населения в России; - проанализировать систему социальной защиты населения Челябинской области на современном этапе. Гипотеза исследования. Повышение качества жизни граждан, уровень научно-технического прогресса, в частности информационных технологий, развитие рыночных отношений и расширение частного сектора в сфере предоставления услуг, влияние демографической ситуации в России на социальную сферу. Теоретической и методологической основой исследования стали, во-первых, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и Челябинской области; во-вторых, работы отечественных авторов: Аверина А.Н., Квеско Р.Б., Муравской Е.Н., Квеско С.Б., Чайковского В.Д., Костиной Е.Ю., Лозовской Е.Г., Новак Е.С., Красновой В.Г., Мельникова В.П., Холостовой Е.И., Комарова Е.И., Войтенко А.И., Иванова В.Н., Савинова А.Н., Зарембо Т.Ф., Фирсова М.В. и других; в-третьих, статьи из периодических изданий; в-четвертых, материалы сети Интернет. Научная новизна исследования определяется комплексностью подхода к рассмотрению сущности управления и модернизации системы социальной защиты населения. На защиту выносятся следующие положения: - на основе многовекового исторического опыта сформировалась определенная, структурно оформленная государственная система социальной защиты населения; - социальная защита населения – это системное явление; - основная задача модернизации социальной сферы в России – повышение качества жизни граждан путем разработки и реализации целевых программ, внедрения современных методов и технологий социального обслуживания, расширения форм социальной поддержки и видов социальных услуг, информатизация социальной сферы и другое. Научная значимость и практическая ценность исследования состоит в изучении положительного опыта изменения системы социальной защиты населения ряда регионов Российской Федерации и, в частности Челябинской области. Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы. ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ 1.1 История становления системы социальной защиты населения в России Система социальной защиты человека в России является сложным процессом, имеющим многолетнию историю, постоянно изменяющимся в культурно-исторической перспективе. Формы и характер социальной поддержки слабых, неимущих и обездоленных в разные времена были различны в зависимости от уровня развития общества, его экономического и духовного состояния. «Процесс, лежащий в основе различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими,… это - процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности».1 Изменение геополитического или социокультурного пространства, смена идеологии, наличие этнических, региональных, войн и конфликтов, эпидемий, массового голода и др. оказали влияние на идеологию и институты поддержки незащищенных слоев общества. Институт помощи и взаимопомощи в России развивался с древнейших времен. Принципы жизнедеятельности восточных славян нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, среди которых основными были: культовые (с различными сакральными атрибутами); общинно-родовые (помощь в рамках рода, семьи, поселения); хозяйственные. В общине появляются «институт старцев», поддержка сирот и «вдовиц». Формы поддержки данных категорий общинников были различны: подаяние, специальный отвод земель, призревание в семьях, мирская помощь и другие. Христианизация славянского мира (988 г.) оказала решающее влияние на все сферы жизни общества и на общественные отношения. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция благотворительности, в основе которой лежит философия любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть хоть «единого из малых сих» и вообще, так, или иначе, проявить свое милосердие и нищелюбие».2 Объектами социальной поддержки являются больные, нищие, вдовы, сироты. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня. «Русская Правда» Ярослава Мудрого (1019-1054 г.г.) «явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы из 37 статей этого закона, 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Последующие своды законов во многом строились по образу и подобию «Русской Правды», так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждали основы социальной политики».3 Со второй половины XI в. и до конца XII в. княжеская помощь и социальная защита нуждающихся претерпевают существенные изменения в функциях, мерах и средствах их осуществления. Это обусловлено усилением роли церкви, административно-территориальными изменениями, участившимися набегами монголо-татар и данничеством. С принятием христианства на Руси была осуществлена не только административно-правовая реформа, но и предприняты попытки социального реформирования в области помощи и поддержки, появились новые субъекты помощи в лице княжеской власти и института церкви. Объединение земель вокруг монастырей и их хозяйственная независимость способствовали росту идеологической власти церкви в XIV веке. Церковному призрению подлежали женщины, дети, престарелые, рабы. Монастырская защита и социальная поддержка привлекали работных людей более выгодными условиями жизнедеятельности, освобождением от пошлин и податей, личной безопасностью. В первой половине XVI в. «развивается государственное призрение. Оно создается на основе ограничения власти церкви, в том числе в деле призрения».4 С развитием государственного управления на Руси возникают ведомства и приказы, на которые возлагаются функции «защиты и наряда», они выступают звеном между княжеской волей и поступком, направленным на помощь и поддержку нуждающихся. Приказы как гражданская система социальной поддержки становятся формой контроля за церковной жизнью. В период с XIV в. по вторую половину XVII в. «государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся».5 Петр 1 выступал энергичным противником нищелюбия и милосердия, предпринимал меры по искоренению нищенства. Главным намерением Петра 1 в социальной сфере была попытка передать призрение из рук церкви государственным и светским структурам. В регламенте Главного магистрата (1721 г.) полиции отведена роль одного из субъектов «социальной политики», а именно, полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим. Церкви было предписано собирать престарелых и «здравия весьма лишенных». Крупная организационная мера была предпринята Екатериной II, и заключалась в создании целой сети (в 40 губерниях) специальных учреждений под названием «приказы общественного призрения». Согласно «Учреждению о губерниях» 1775 г. в ведение приказов были переданы все благотворительные и медицинские учреждения, все категории населения, нуждающиеся в призрении и пенсионном обеспечении. На содержание данных приказов из доходов губерний выделялось по 15 тыс. руб., поддержка со стороны казны в виде пособий и пенных денег. Тем самым, Екатерина II создала универсальную систему благотворительности. К началу XIX в. частные пожертвования были довольно распространенным явлением. Активно создавались частные благотворительные общества: «Императорское Человеколюбивое Общество» (1816 г.), Виленское Человеколюбивое Общество (1809 г.), Харьковское Общество Благотворения (1812 г.), Ревельское Общество (1815 г.) и др. К 1862 г. в Российской империи сложилась определенная структура институтов социальной помощи помощи: лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных); заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимо больных); учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих), институт пансионеров и благотворительные общества. Отмена крепостного права и дальнейшая реорганизация административной системы и государственного управления России оказали влияние на управление общественным призрением. Система приказов постепенно заменяется земской, волостной, городской системами социальной помощи и поддержки. В результате земской административной реформы 1864 г. вопросы общественного призрения были возложены на земское (сельское) общественное самоуправление. Непосредственно в ведении земских губернских и уездных управ находились: заведывание земскими школами, лечебными и благотворительными заведениями; попечение и призрение бедных, неизлечимо больных и умалишенных, а также сирых и увечных и прочие меры призрения. «Результатом социальной деятельности земств стало значительное расширение сети учреждений общественного призрения. К началу 90-х г.г. они содержали более 300 богаделен …, общая сеть сиротских и воспитательных домов и других учреждений призрения детей составляла 318. Их опекой было охвачено более 5 тыс. жителей».6 Органы городского самоуправления - городские думы тратили огромные средства на нужды образования: содержали школьные здания, обеспечивали учащихся бесплатными учебниками, питанием, развивали сеть учебно-воспитатель-ных учреждений. В плане охраны здоровья горожан городскими думами была введена санитарно-врачебная служба, проводилась профилактика эпидемий и инфекционных заболеваний. Основной организационной единицей в системе городского призрения бедных стали возглавляемые советом участковые попечительства. Первая мировая война и участие в ней России сказались на работе участковых попечительств о бедных. При попечительских Советах были созданы различные комиссии, в том числе, по оказанию помощи семьям мобилизованных в армию, беженцам: в годы войны выплачивалось государственное пособие семьям, отдавшим на войну единственного трудоспособного кормильца, им оказывалась дополнительная денежная помощь, выделялись продовольственные пайки; расширялась сеть дешевых и бесплатных столовых, открывали магазины по льготным ценам. В экстремальных условиях войны городские попечительства проявили способность к успешной работе, многократно усилили свою деятельность по призрению нуждающихся. «В конце 1915 г. общее количество благотворительных заведений, находившихся в ведении попечительств, достигло 300, причем эта сеть включала 63 продовольственных заведения, 75 организаций трудовой помощи, 106 детских учреждений, 34 общежития для семей военнослужащих и пр.».7 На рубеже веков необыкновенно возросла частная благотворительность и меценатство, в них участвовали промышленные и торговый династии Рябушинских, Морозовых, Строгановых, Третьяковых, Демидовых, Прохоровых и др. Накануне революционных событий 1917 года при Временном правительстве было создано Министерство государственного призрения, в его обязанности входило обязательное призрение находящихся в состоянии крайней нужды, детей разных категорий, калек, престарелых и нетрудоспособных, хронически больных. Революционные события 1917 года, установление советской власти, изменение социально-политической, идеологической и экономической систем, формирование нового геополитического пространства - все это оказало существенное влияние на систему общественного призрения. В ноябре-декабре 1917 г. правительство РСФСР приняло целый ряд актов, предопределивших начало формированию новой системы социального обеспечения. В числе первых - правительственное сообщение «О социальном страховании», согласно которому все рабочие, а также городская и сельская беднота, подлежат «…страхованию на все виды потери трудоспособности, а именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы».8 Источниками создания страховых фондов стали страховые взносы предприятий и лиц, использовавших наемный труд (т.е. работодателей). «Положением о социальном обеспечении трудящихся» (31.10.1918) были установлены основные виды государственной социальной помощи: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, по нетрудоспособности, беременности и роженицам), право на получение которой, имели лица, источником существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого. Т.е., оформился классовый подход в предоставлении различных видов социальной помощи. Основными направлениями деятельности НКСО являлись: охрана материнства и младенчества; работа в детских домах; работа с несовершеннолетними правонарушителями; выдача продовольственных пайков; обеспечение увечных воинов; медицинская помощь, открытие распределителей для нищих, убежищ, детских домов, отделов распределения рабочей силы, трудовых коммун. Проблемами инвалидов в Советской России занимались Всероссийский союз кооперации инвалидов, Всероссийское общество слепых и Всероссийское объединение глухонемых. Для инвалидов предусматривались налоговые, коммунальные, медицинские льготы. Были организованны артели и кооперативы для их трудоустройства, кассы взаимопомощи. Было налажено отечественное производство различных протезов. На рубеже 1930-х годов была сформированна основа государственного пенсионного обеспечения, устанавливаются первые пенсии по старости (постановление Наркомтруда СССР от 05.01.1928 «О предоставлении пенсионного обеспечения престарелым рабочим предприятий текстильной промышленности», постановление ЦИК и СНК СССР от 15.05.1929 «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»). Значительные политические и социально-экономические изменения, произошедшие в стране, позволили в Конституции 1936 г. закрепить право всех граждан (без ограничений по социальному происхождению или положению) на пенсионное обеспечение по старости и инвалидности. В годы Великой Отечественной войны все внимание уделялось организации социального обеспечения военнослужащих и членов их семей. Правительственными указами военных лет устанавливались порядки назначения пенсий и пособий лицам командного и начальствующего состава Красной Армии, семьям военнослужащих в военное время, льготы семьям погибших и без вести пропавших фронтовиков. «За годы войны семьям военнослужащих было выплачено 25 млрд. рублей, за счет фондов общественной помощи – 500 млрд. рублей».9 Приорететным направлением социальной работы периода войны и послевоенных лет стали социальная реабилитация раненых, создание домов инвалидов и трудовых интернатов, расширение сети детских домов. Уже в октябре 1941 г. создаются комитеты по помощи и обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии, к концу 1941 г. в глубь страны эвакуированы 664 детских дома с 7887 воспитанниками, в декабре 1942 г. созданы первые дома для инвалидов Великой Отечественной войны в целях трудовой реабилитации и переобучения. В 1949 г. образовывается Министерство социального обеспечения. С принятием Верховным Советом СССР в 1956 г. «Закона о государственных пенсиях» и в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов» в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение. К 1970-м годам материальное обеспечение социально незащищенных категорий населения осуществлялось на основе трех сложившихся систем: государственного социального обеспечения, государственного социального страхования и социального обеспечения колхозников. В советский период «в системе помощи и защиты начинает доминировать государство; общественные организации, существующие лишь номинально, не принимают участия в данной деятельности. Общественное призрение, охватывающее различные сферы человеческой деятельности, практически сводится в данный период только к проблемам социального обеспечения… многие виды социального патронажа, оформившиеся эволюционным путем, в общественной практике утрачиваются»10. Необходимость реформирования общества и проводимые в конце 1980-х годов социальные реформы изменили ситуацию в стране. На фоне экономического кризиса резко возросли социальные проблемы общества: снижение уровня жизни, безработица, падение уровня рождаемости, вынужденная миграция и др. В начале 1990-х годов правительством принимается целый ряд нормативных актов, направленных на поддержку социально нуждающихся слоев населения, в первую очередь детей, пенсионеров и инвалидов, Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социально-экономической политики: индексация пенсий, принятие мер социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов, совершенствование социальных выплат и пособий, развитие служб социального обслуживания инвалидов, пенсионеров и малоимущих. В 1990-е годы происходит активизация благотворительных сил. Современная структура благотворительного сектора включает: государственные фонды, фонды промышленных предприятий, коммерческих организаций и частных лиц. Источники финансирования этих фондов различны – от частных пожертвований до государственных отчислений. В настоящее время в дело благотворительности включилась и Русская православная церковь. Направления ее работы следующие: социальный патронаж, материальная помощь, учебно-просветительная и социально-нравственная деятельность (помощь престарелым, осужденным, страдающим алкоголизмом, бомжам). Объекты социальной помощи и защиты определены законодательно и представлены широким спектром категорий граждан, в том числе: ветераны, пенсионеры, инвалиды, дети-инвалиды, дети из многодетных, неполных, малообеспеченных и неблагополучных семей, пострадавшие от радиации и др. Субъектами социальной помощи являются государство в лице органов социальной защиты населения, сети различных учреждений социального обслуживания населения, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, а также негосударственные благотворительные фонды. 1.2. Сущность, функции, принципы и компоненты системы социальной защиты населения в России Последнее десятилетие ХХ века явилось периодом наиболее активного развития и становления системы социальной защиты населения в Российской Федерации. Проводимая экономическая реформа потребовала изменений в сфере социальной политики, направленных на социальную защиту человека в рыночных условиях. Согласно ст. 7 и ст. 39 Конституции РФ Российская Федерация, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и гарантирует гражданам социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Одной из форм практической реализации социальной политики государства является социальная защита населения. В России длительное время в качестве основной категории в социальной сфере использовался термин «социальное обеспечение». «Представлялось, что в условиях социализма защищать людей не от кого и не от чего, их нужно обеспечивать. Подобное отношение к социальной защите складывалось потому, что в советской Конституции было определено право человека на труд, гарантировалось трудообеспечение, провозглашалось отсутствие безработицы и гарантировалось обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности и т.д.».11 Социальная защита населения представляет собой систему методов, законодательно установленных государством гарантий, принципов, мероприятий и учреждений, которые призваны обеспечивать предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности различных социальных категорий и групп населения. «В настоящее время система социальной защиты населения складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей».12 Институт социальной защиты населения формируется в обществе как комплексная система для решения многочисленных социальных проблем и оказания помощи наиболее уязвимым группам населения. Формирование и развитие института социальной защиты населения происходит на основе законодательной и нормативно-правовой базы, с учетом исторического опыта, под влиянием политических, экономических, социальных, идеологических и иных факторов. Политические факторы - это проводимая государством социальная политика, возможность реформирования социальной сферы в интересах человека и обеспечение социальной стабильности в обществе. Экономические факторы определяют характер функционирования института социальной защиты, позволяют предвидеть экономические последствия применяемых методов социального регулирования, возможность распределения и перераспределения материальных ресурсов. Идеологические факторы посредством системы общественных взглядов и идей также оказывают влияние на деятельность института социальной защиты населения, т.к. одна из его основных задач – способствовать восстановлению социальной справедливости. Социальная защита населения основывается на комплексности и системности. Она представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов, структурных элементов, образующих определенную целостность. Под комплексностью социальной защиты населения понимается единство всего комплекса мер социально-экономического, правового характера по обеспечению гарантированного государством уровня социальной защиты. Комплексность обеспечивается единством целей, принципов и направлений деятельности; сочетанием исторического опыта и современной практики оказания социальной помощи; всесторонним изучением социальной защиты; координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты; контролем осуществления мер по оказанию социальной помощи и поддержки. Таким образом, есть основания считать социальную защиту населения системным явлением, полагая, что «система социальной защиты – это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия».13 ?Социальное обеспечение включает пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями и компенсациями отдельных категорий граждан, государственную социальную помощь и поддержку. Пенсионное обеспечение (пенсии) – это «денежные выплаты, предоставляемые ежемесячно на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, утраченного ими в связи с наступлением определенного события, и являющиеся постоянным и основным источником существования»14, выплачиваемые в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей. В целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в России Указом Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» функции назначения и выплаты государственных пенсий переданы Пенсионному фонду РФ. Пенсионный фонд РФ – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России, созданный как государственный внебюджетный фонд РФ для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан нашей страны на пенсионное обеспечение. ПФР является государственным учреждением с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением. В настоящее время Пенсионный фонд РФ выплачивает пенсии свыше 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты 20 млн. льготников, осуществляет персонифицированный учет более 128 млн. граждан России, ведет учет страховых сред-ств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, проводит мероприятия по реализации Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений, производит выдачу сертификатов и выплату средств материнского капитала и др. Финансирование выплаты пенсий осуществляет Пенсионный фонд РФ за счет страховых взносов работодателей и граждан с привлечением средств федерального бюджета России. Правительство РФ способствует развитию негосударственных пенсионных фондов, являющихся социально-финансовыми некоммерческими организациями, которые «действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды».15 Государственная социальная помощь и поддержка предполагают предоставление нуждающимся категориям граждан социальных субсидий, пособий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров с целью снижения социального неравенства. Государственная поддержка материнства, отцовства и детства, семей с детьми включает выплату государственных социальных пособий гражданам, имеющим детей: пособия по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Выплата данных социальных пособий производится за счет средств Фонда социального страхования РФ, Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Государственное социальное обеспечение включает в себя также выплату государственных пособий. «Пособие представляет денежную выплату, назначаемую на определенный срок с целью возмещения временного утраченного заработка или оказания материальной помощи в признанных социально значимыми случаях».16 К государственным социальным пособиям относятся: единовременное пособие для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пособие по безработице; ежемесячное пособие на детей погибших (пропавших без вести) военнослужащих; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; единовременное пособие вынужденным переселенцам; социальное пособие на погребение и др. Пособия могут выплачиваться за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных социальных фондов. Компонентами государственного социального обеспечения являются также денежные выплаты и компенсации, которые назначаются для материальной поддержки в признанных социально значимыми случаях, например: компенсации гражданам за вред, нанесенный здоровью в результате Чернобыльской катастрофы; компенсации лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет; осуществляющим уход за нетрудоспособными людьми; студентам, учащимся и аспирантам, находящимся в академическом отпуске по состоянию здоровья и др. Финансирование расходных обязательств по выплате денежных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета. Видами государственной социальной помощи являются денежные выплаты и натуральная помощь. Государственная социальная помощь назначается органами социальной защиты населения и выплачивается из средств региональных бюджетов с привлечением средств территориальных Фондов социальной поддержки населения, которые созданы с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее социально нуждающихся граждан и оказания адресной социальной помощи малообеспеченным группам населения. «Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума. Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям: предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости … бесплатно или по льготным ценам; … организация бесплатного питания; предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг; обеспечение ночного проживания бездомных граждан»17 и др. ?Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, которая специализируется на осуществлении в соответствии с федеральным законодательством страхованя работающих граждан от возможных социальных рисков, в том числе по независящим от них обстоятельствам. «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан…, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию».18 Обязательное социальное страхование граждан РФ регламентируется Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и реализуется через государственные внебюджетные социальные фонды. Система обязательного социального страхования включает пенсионное, социальное и медицинское страхование. Страховым случаем при обязательном пенсионном страховании признается утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода при наступлении страхового случая: наступлении инвалидности, достижении пенсионного возраста, потере кормильца. Государственные гарантий в системе социального страхования и контроль за правильным и эффективным расходованием средств осуществляет государственный внебюджетный фонд - Фонд социального страхования Российской Федерации, который является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, управляющим средствами государственного социального страхования на всей территории РФ. В настоящее время Фонд социального страхования Российской Федерации наделен следующими полномочиями: выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности; оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; оплата родовых сертификатов; доплата за диспансеризацию работающих граждан; оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами и др. Средства Фонда социального страхования РФ формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. Еще один вид социального страхования - медицинское страхование, которое «является формой социальной защиты населения в области охраны здоровья. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и профилактические мероприятия».19 Обязательное медицинское страхование граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Обязательное медицинское страхование является системой создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: