- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность художественно-творческой активности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006414 |
Тема: | Сущность художественно-творческой активности |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Переход от технократического мышления периода индустриальной революции к гуманитарному поставил новые вопросы в сфере образования. Обществу необходима активная, творчески мыслящая личность, обладающая высоким потенциалом, способная в своей деятельности уходить от стереотипов, преобразовывать окружающую жизнь. В действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается приоритет культурных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (61, 2). В педагогической среде, как и в общественном сознании укрепляется новое понимание роли искусства. Приобщение к искусству способствует воспитанию художественно-творческой активности растущего человека. В этом процессе учитель выступает не только как организатор образовательного процесса, но и как носитель духовной культуры, способный повлиять на развитие творческой активности ученика. Большие возможности в развитии художественно-творческой активности младшего школьника заложены во внеурочной деятельности с ее значительным потенциалом: свобода в выборе содержания образования, форм, методов его усвоения и т.п. Значение творчества как механизма развития личности обосновывается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева, JI.C. Выготского, A.M. Матюшкина, В.Г. Рындак, А. П. Тряпицыной. Положение о том, что личность развивается в деятельности, разработано в трудах Д.Б. Богоявленской, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и др. Деятельность рассматривается как главное условие формирования умений (Е.С. Заир-Бек, А.Н. Ксенофонтова и д.р.). Значительное место вопросу развития и воспитания художественно-творческой активности учащихся, в том числе и младшего школьного возраста, отводится в современной методической литературе (B.C. Кузин, Э.И. Кубыдпсина, H.H. Ростовцев, Н.М, Сокольникова и др.). Исследованы резервы индивидуальных особенностей личности и опоры на них в педагогическом процессе (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), рассмотрены психологические характеристики личности школьника (В.А. Маликова, И.А. Шаповал, И. С. Якиманская и др.). Изучены вопросы философии и методологии образования (М.С. Каган, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Н.В. Назаров и др.). В плане художественно-эстетического развития личности учащегося интересующая нас проблема в общей теории педагогического образования была существенно дополнена в работах М.А. Верба, Д.Б. Кабалевского, С.М. Каргапольцева, В.С .Кузина, Б.Т. Лихачева, A.A. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Л.П. Печко и др. Ориентация личности на социальные и личностно значимые ценности, красоту познания, творчество проанализирована в трудах A.B. Кирьяковой, Т.Я. Шпикаловой и др. Ряд исследований посвящен различным аспектам педагогической деятельности: закономерностям профессиональной подготовки педагога (Т.К. Ахаян, A.C. Белкин, В.А. Сластенин и др.), вопросам педагогического мастерства (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.), формированию культуры педагогической деятельности учителя (В.Л. Бенин, Л.Н. Коган, Л.Б. Соколова, P.M. Фатыховаи др.), современных технологий образования (Ф.Ш. Терегулов, В.Э. Штейнберг и др.). Особой областью, влияющей на развитие художественно-творческой активности младших школьников, выступает внеурочная деятельность (И.П. Волков, C.B. Сальцева, А.И. Щетинская и др.). Во внеурочной деятельности выявлены некоторые возможности для развития художественно-творческой активности: творческое освоение предлагаемого материала, отсутствие жесткой системы оценок и т. д. Однако проблема развития художественно-творческой активности во внеурочной деятельности остается мало исследованной. Вышесказанное определило тему нашей магистерской диссертации «Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства». Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия развития художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования – внеурочная деятельность младших школьников. Предмет исследования – развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования – развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности происходит более эффективно, если: - содержание внеурочной деятельности становится личностно ценным для младшего школьника; - происходит целенаправленное усложнение целей, содержания, методов деятельности, способствующих развитию художественно-творческой активности; - используются средства декоративно-прикладного искусства. Цель, объект, предмет, гипотеза исследования определили задачи исследования: 1. Выявить сущность понятия «художественно-творческая активность младших школьников». 2. Разработать критерии, показатели и уровни развития художественно-творческой активности младших школьников. 3. Разработать и обосновать модель развития художественно-творческой активности младших школьников. 4. Провести экспериментальную работу по развитию художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства. Методологической основой исследования развития художественно-творческой активности младших школьников являются философские и общенаучные труды, рассматривающие творчество в культурно-историческом плане (Платон, И. Кант, Ф. Шеллинг и др.); важнейшие психолого-педагогические положения теории деятельности, отражающие предмет анализа (В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев и др.); произведения классической педагогической литературы (Я. А. Коменский, И. Песталлоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); положения о творческой сущности человека, развитии его способностей в процессе деятельности (К.Н. Вентцель, Д. Дьюи, П.Ф. Каптерев и др.); теория художественно-эстетического образования и воспитания (A.B. Бакушинский, М.А. Верб, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и др.). Методы исследования: - теоретические: теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - эмпирические: анализ продуктов творческой деятельности учащихся, эксперимент, изучение, обобщение и теоретическое осмысление методического опыта учителей начальных классов по проблеме исследования; - методы математической обработки данных. Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» г. Белгорода, 2 «В» класс, занимающийся по УМК «Школа России». Экспериментальное исследование проблемы развития художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства проводилось в несколько этапов с 2015 года по 2017 год. Первый этап (2015 г.) – констатирующий: анализ философской, педагогической, исторической и методической литературы по изучаемой проблеме, определение темы и понятийного аппарата исследования. На этом этапе мы использовали теоретические и эмпирические методы: изучение и теоретический анализ педагогической, культурологической и методической литературы; проводился констатирующий эксперимент с использованием устного и письменного опроса, тестирования, метода экспертных оценок, педагогического наблюдения за развитием художественно-творческой активности учащихся, анализа продуктов художественно-творческой деятельности учащихся. Второй этап (2015-2016) – формирующий: разработка программы внеурочной деятельности с использованием декоративно-прикладного искусства для младших школьников с учетом регионального компонента и проверка ее эффективности; распространение и внедрение теоретических и практических результатов исследования в школах, студиях, на педагогических семинарах и научно-практических конференциях. Основные методы, примененные на этом этапе: тестирование, метод экспертных оценок, педагогическое наблюдение, изучение, анализ и систематизация продуктов художественно-творческой деятельности учащихся, формирующий эксперимент. Третий этап (2016-2017) – контрольный: осуществлен анализ, обработка и обобщение полученных данных. Оформлены материалы диссертационного исследования. Используемые методы: педагогическое наблюдение, тестирование, метод экспертных оценок, изучение, анализ и систематизация продуктов художественно-творческой деятельности учащихся, количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности, математические и статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный эксперимент. Научная новизна исследования заключается в следующем: - уточнено определение художественно-творческой активности младших школьников с учетом особенностей внеурочной деятельности; - сформулированы критерии и показатели, характеризующие художественно-творческую активность младших школьников, выявлены уровни ее развития; - разработана модель развития художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства. Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании модели развития художественно-творческой активности младших школьников, что вносит определенный вклад в теорию педагогики. Результаты исследования могут служить для перспективных научных поисков в разработке проблемы художественно-творческой активности учащихся различных возрастов в образовательных учреждениях разного типа. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа по внеурочной деятельности с использованием средств декоративно-прикладного искусства для детей младшего школьного возраста, учитывающая художественно-историческое наследие региона, позволяет целенаправленно развивать художественно-творческую активность в образовательном процессе школ, гимназий, учреждениях дополнительного образования. Предложенная программа широко используется педагогами общеобразовательных школ, педагогами дополнительного образования. Положения, выносимые на защиту: 1. Художественно-творческая активность младшего школьника как сложное интегральное качество личности характеризует уровень развития его способностей, культуру мышления, позволяет самостоятельно избрать содержание внеурочной деятельности, способы и формы ее усвоения, способствует накоплению собственного опыта творческой деятельности. 2. Эмоциональный, волевой, когнитивный, деятельностный и креативный компоненты художественно-творческой активности являются значимыми в процессе ее развития. 3. Педагогические условия (отбор содержания внеурочной деятельности, личностно значимого для младшего школьника; целенаправленное усложнение целей, содержания, методов деятельности, способствующих развитию художественно-творческой активности), способствуют развитию художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. 4. Модель развития художественно-творческой активности младших школьников, включающая цель, содержание, методы, средства, результат и оценку с учетом задач, решаемых на каждом этапе, позволяет оценить эффективность деятельности педагога по достижению поставленной цели и позволяет увидеть процесс развития художественно-творческой активности в его целостности. Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических концепций, совокупностью методов исследования, адекватных сущности исследуемого объекта, репрезентативностью результатов экспериментальной работы, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, опытно-экспериментальным подтверждением правомерности сделанных выводов. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений г. Белгорода и через публикацию работ по теме исследования: Лихонина И.А. Художественно-эстетическое развитие младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства [Текст] / И.А. Лихонина // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию доктора педагогических наук, профессора С.Ф. Петрушкина. – Брянск: Изд-во ГК «Десяточка», 2012. – С.137-141. Структура и объем магистерской диссертации. Магистерская диссертация имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. В приложении приведены материалы по проблеме исследования, информативно дополняющие вторую часть диссертации. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы; формулируются цель и задачи исследования; выдвигается гипотеза; раскрывается практическая значимость работы; определяются методы исследования; представлены сведения о структуре магистерской диссертации. В первой главе представлены теоретические основы развития художественно-творческой активности младших школьников: рассматриваются различные подходы педагогов по определению понятия «художественно-творческой активности», изучаются особенности формирования художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности; рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство развития художественно-творческой активности младших школьников. Во второй главе раскрыто содержание экспериментальной работы по развитию художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства: описывается проведенная экспериментальная работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного; обобщаются полученные результаты. В заключении содержатся выводы по результатам исследования, подтверждающие гипотезу. Список использованной литературы включает 75 источников. В приложении представлены диагностические материалы по оценке уровня развития художественно-творческой активности учащихся второго класса, программа кружка внеурочной деятельности «Прикладное творчество», конспекты внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству, направленных на развитие художественно-творческой активности, схемы изделий. Магистерская диссертация содержит таблицы, диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сущность художественно-творческой активности Сущность художественно-творческой активности младших школьников в образовательном процессе определяется через интегрирование понятий входящих в его состав. Каждое уточняющие дополнение сужает понятийное поле и делает определение все более конкретным и пригодным для описания исследуемых объектов или процессов. Анализ научной литературы выявил, что интерпретация понятий «художественно-творческая активность» до сих пор остается одним из сложных и дискуссионных вопросов педагогики и психологии. Это связано с тем, что художественно-творческая активность – это интегративное личностное качество, представляющее такие явления, как творчество и активность. Интерес педагогической науки к таким категориям, как «активность», «творчество», «творческая активность личности», «художественно-творческая активность» всегда был повышен. Не имея активности, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом, субъективном, личностном и социальном уровнях. По мнению выдающегося педагога Я.А. Коменского, активность как одно из важных направлений любого педагогического обучения, во главе которого стоит учитель, должна быть выражена везде, «где требуется живость и усердие, постоянный подъем духа, напряжение сил, неутомимое прилежание, непристрастный ряд усилий и как бы непрерывное бодрствование, а не остановки и отсутствия; не оглядывание на сделанное, а предвосхищение того, что еще остается сделать. Пока не будет достигнута цель» (82, с. 120). Педагогическая проблема активности в общении и воспитании продолжает развиваться и в работах Ж.-Ж. Руссо. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный процесс, создающий платформу для активности и обучения (83). Вопросы активности поднимались классиками отечественной педагогики: Л.Н. Толстым, Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым и др. Констатируя уровень теоретической разработанности проблемы активности личности, нельзя не отметить большие достижения в области познания ее методологических основ (представления о ее сущности, о путях, методах и средствах развития творческого потенциала личности и др.); выявление закономерностей творческого становления учащейся молодежи и др. (3, 11, 47, 48, 96, 100, 146, 153). В самом широком смысле слова категория «активность» рассматривается в литературе как всеобщее свойство материи, связанное с движением как способом бытия материи и взаимодействием материальных объектов. В зависимости от форм движения материи (механической, физической, химической, биологической, социальной) различают и формы активности (156, с. 9). В психологических исследованиях понятием активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность индивида к самовыражению относительно внешнего мира. Психологи (К.А. Абульхантова-Славская, Д.Б. Богоявленская, А.И. Крпнов, С.Л. Рубинштейн и др.) рассматривают активность как необходимый фактор детского развития; различают ее разные формы: подражательную, исполнительную и инициативную, или творческую активность; выделяют различные стороны этого явления – результативную, содержательную и формально-динамическую; исследуют все реально существующие уровни активности, начиная от высших форм инициативности, ответственности и заканчивая полной пассивностью, отсутствием активности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Принцип детерминизма, разработанный им применительно к исследованию специфики психических явлений и заключающийся в преломлении внешнего через внутреннее, и принцип внутренних противоречий указывает на внешние (предметный мир, общественные отношения) и внутренние (физиологические, психические) источники активности (153). Общепризнано, что одной из форм проявления активности является деятельность. Однако, отмечает исследователь проблем развития творческой активности А.И. Фишелева, различными исследователями соотношения между активностью и деятельностью понимается по-разному. В частности, одни исследователи (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн и др.), утверждают, что никакой активности личности нельзя понять вне интегрального виденья личности в ее соотношении с общественно необходимой деятельностью. Другие исследователи (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова, В.И. Солодухин и др.) выделяют активность и деятельность как самостоятельные, не тождественные друг другу, но находящиеся в диалектическом единстве, категории (190, с. 10). Поскольку человек является общественным существом, то источники его активности следует искать в сложном взаимодействии внутренних (физиологических, психологических) и внешних (природных, социальных) факторов. Сущность активности личности объясняется внутренним ее движением и самоопределением под влиянием внешних обстоятельств и внутренних возможностей субъекта. Активность является продуктом развития всех побудительных сил человека, его деятельности, жизненной практики, специализации и превращения его в личность (3, 5, 17, 144). Ряд исследователей отмечают, что активность – это волевая черта характера, проявляющаяся в деятельном отношении личности к окружающей действительности и свидетельствующей о мобилизации ее сил, направленных на решение возникающих задач. В деятельности эти качества тесно взаимосвязаны и обнаруживают себя следующим образом: самостоятельность показывает характер участия в ней, в то время как активность определяет степень этого участия (Г.Г. Ракова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина). В рамках нашего исследования, интегрирую рассмотренные точки зрения, мы придерживаемся понятий активности как качественной характеристики деятельности, степени ее проявления, самостоятельной категории, как особое социальное явление. Активность определяет качество деятельности, но весьма специфически – через отношение субъекта к процессу деятельности. Анализ работ Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, В.Г. Рындак, В.Д. Шарикова и др. позволил осмыслить понятие «творчество». Суть заключается в том, что этот вид человеческой деятельности, в процессе которой возникают материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной и оригинальностью, причем, новизна может быть как объективной, так и субъективной (27, 28, 43, 44, 107, 137, 144, 155, 177, 193). Ряд исследователей (Д.Б. Богояленская, И.П. Волков, Я.А. Пономарев, В.А. Степанкий), рассматривающие наличие и динамику развития ряда способностей к творчеству, особое внимания уделяют способностям интеллекта (динамичность, инициативность мышления, умственная активность, способность ставить перед собой задачу, самостоятельно применить знания, осуществить их перенос и комбинирование, длительно сосредоточиться на проблеме, способность удивляться и познавать); способности дивергентного мышления (быстрота, гибкость, точность, оригинальность); эмоционально-волевым проявлениям (вдохновение, интуиция, способность рисковать, богатое воображение, высокие эстетические ценности, неоднозначное восприятие вещей, настойчивость и целеустремленность, социальная адаптация и ответственность). Представители данного подхода считают, что именно наличие названных личностных проявлений обеспечивает «творческое начало», «творческий поиск», «творческую продуктивность» в жизнедеятельности человека (160, с. 23). По мнению И.Я. Лернера, для процесса обучения определение творчества требует корректировки. Учащиеся в подавляющем большинстве случаев не создают новых для общества ценностей. Поэтому, применительно к процессу обучения, творчество следует определить как форму деятельности обучающегося, направленную на создание объективно или субъективно качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта (101, с. 79). Детское творчество характеризуется рядом признаков: - социальной и личностной значимостью, направленностью на развитие общества или личности; - наличием проблемной ситуации или творческой задачи; - наличием объективных предпосылок, условий для творчества (социальных, материальных); - наличием субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности); - новизной процесса или результата. Творческая деятельность детей субъективна, так как она, как правило, нова только для ребенка и является показателем роста творческих возможностей (176, с. 10). Интерес к проблеме развития творческой активности личности в современной науке неуклонно возрастает. Это связано с тем, что в новых социальных условиях произошла переоценка представлений о наиболее желательных социально значимых качествах личности в сторону повышения рейтинга самостоятельности, инициативности и т.п., определяющих всеобщее движение в прогрессу в любой области жизни общества. Соответственно, идея повышенного внимания к задачам творческого развития личности обрела особое звучание и в общеобразовательной школе последнего десятилетия, где и закладывается фундамент общей способности личности к творческому самоосуществлению. Вот почему задачи всестороннего педагогического содействия саморазвитию и творческой самореализации учащихся должны оказаться в центре воспитательно-образовательной деятельности современной школы. Творческая активность рассматривается в литературе как стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование творческой активности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывает интерес к учению, потребность к знанию и в конечном итоге их сознательное усвоение (156, с. 77). Развитие творческой активности ученика происходит под влиянием внешней детерминации (социальной среды и системы образования и воспитания) и внутренней, опирающейся на индивидуально-психологические качества личности. Наиболее эффективно решаются задачи повышения творческой активности путем учета синтеза внутренних и внешних факторов. Мы разделяем мнения исследователей, рассматривающих творческую активность как сложно интегральное качество личности, характеризующее деятельность человека, направленное на решение творческих задач, ориентированных на использование возможностей личности, результатом которой является определенная новизна, значимость для личностного роста (110, 176, 190). Особую значимость в рамках нашего исследования имеет понятие художественно-творческая активность, которая характеризуется в работе как вид социальной активности, направленный на созидание, потребление и донесение до других художественно-эстетических ценностей, опредмеченных в продуктах творческой деятельности. Мы согласны с исследователями, рассматривающими художественно-творческую активность как один из видов социальной активности личности (47, 96, 173, 175). Социальная активность как общественное качество человека разносторонне, и различные стороны его реализуются в различных сферах общественной жизни – в сфере труда, общественно-политических отношений, художественного творчества и т.д. Осуществляясь в этих различных сферах, она проявляется в различных видах деятельности и выступает как активность трудовая, познавательная, художественно-творческая и т.д. Проблема развития и воспитания художественно-творческой активности средствами декоративно-прикладного искусства отражена в диссертационных исследованиях Р.А. Гильман, Л.Н. Любарской, С.Г. Максимовой, Л.В. Орловой, З.И. Пазниковой, Л.П. Постоноговой и др. (47, 55, 109, 110, 121, 140). Серьезным вкладом в решение этой проблемы являются труды Н.М. Сокольниковой (173, 174, 175). В ее исследованиях теоретически обоснованы и экспериментально проверены систематизирующие принципы и педагогические условия эффективного использования занятий декоративно-прикладным искусством для воспитания и развития художественно-творческой активности. Н.М. Сокольникова, на наш взгляд, наиболее полно определяет художественно-творческую активность, считая, что она, с одной стороны, есть сложное интегральное качество личности, представляющее собой единство общего, присущего всем видам социальной активности, и особенного, характерного лишь для художественно-творческой активности как ее специфического вида, а с другой стороны – есть мера деятельности личности в области художественного творчества (173, с. 25). Важное значение для теории и практики обучения имеет определение компонентов художественно-творческой активности, на основе которых можно выделить ее критерии и показатели. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждение. А.И. Фишелева к компонентам творческой активности относит следующие: мотивационный, креативный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой (190, с. 10). По мнению Н.М. Сокольниковой, художественно-творческая активность – эта система единства, включающая в себя мотивационно-смысловой, формально-динамический и продуктивно-результативный компоненты. С учетом этих компонентов можно выделить группы критериев художественно-творческой активности школьника во внеурочной деятельности: Отношение ученика к выполнению учебного задания по декоративно-прикладному искусству; способность к мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-творческой цели внеурочной деятельности; Степень проявления творчества в декоративно-прикладной деятельности (173, с. 38). Кроме того, С.Г. Максимова предлагает к критериям проявления творческой активности относит качество поисково-творческих действий ученика, выражающиеся в беглости мышления, гибкости, оригинальности и разработанности идей (110, 12). Как показывает ряд проведенных исследований, на развитие активности влияют такие стержневые характеристики в структуре личности обучаемого, как интеллект и мотивация, волевой фактор (Г.И. Шамова, Г.И. Щукина). Но наряду с ними, на художественно-творческую активность не могут не оказывать влияния эмоциональный фактор, а также творческие способности (Н.М. Сокольникова, С.Г. Максимова). Следовательно, рассмотрев различные подходы к определению художественно-творческой активности правомерно предложить, что в состав художественно-творческой активности входят интеллектуальный (когнитивный), волевой, критериальный и эмоциональный компоненты, на основе которых можно выделить ее критерии и показатели. Анализ исследований, посвященных изучению субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых (Е.К. Бондаревская и др.), активности обучаемого (П.Ф. Каптерев, Г. Песталлоцци и др.), личностно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), учебной и внеурочной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) позволил нам утвердиться в том, что в художественно-творческой активности как интегративном качестве личности целостно представлены эмоциональный, волевой, когнитивный, деятельностный и креативный компоненты. Каждый из них, взятый в отдельности, не обусловливает однозначных конечных ее результатов. Художественно-творческая активность есть общий итог сложных взаимоотношений всех выделенных компонентов. Структура художественно-творческой активности применительно к нашему исследованию, представляется как совокупность: - эмоционального компонента, который проявляется в качествах личности, характеризующих интерес и эмоциональное отношение к декоративно-прикладной деятельности; - волевого компонента, выражающегося в способности преодолевать самостоятельно возникающие трудности; завершать начатое дело; - когнитивного компонента, формирующего знания о методах и способах декоративно-прикладной деятельности; - деятельностного копонента, способствующего формированию у школьников разнообразных способов деятельности; - креативного компонента, который проявляется в качествах личности, характеризующих оригинальность мышления, способности к порождению большого числа идей; способности выдвигать разнообразные идеи. Выделенные в процессе исследования компоненты художественно-творческой активности соответствует классическому положению отечественной науки (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) о единстве разума, чувств и действий и дали основание для разработки критериального аппарата. Особую актуальность развития активности приобретает для учащихся начальной школы, так как одной из возрастных особенностей младших школьников является их возрастающая активность в отношениях с окружающим миром, «легкость пробуждения активности, непосредственная отзывчивость на окружающее, свойственны младшим школьникам, которая в ходе возрастного развития явно идет на убыль» (99, с. 253). Именно в этот период, как никогда, нужны дополнительные условия, нужна помощь педагога, чтобы обрести возможность для самореализации, для выражения своей индивидуальности. Этот период детства является наиболее благоприятным для воспитания и развития учащихся средствами декоративно-прикладного искусства, т.к. в этом возрасте происходит наиболее активное накопление информации об окружающем мире предметов и явлений: усваиваются новые понятия, формируются все органы чувств, включая те, которые отвечают за осязание и зрение, необходимые в декоративно-прикладной деятельности. Как отмечают многие исследователи (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.А. Крутецкий, С.Н. Лысенкова, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), младший школьный возраст характеризуется рядом особенностей. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие и качественное преобразование личности. Младший школьный возраст является сензетивным в формировании мотивов творческой деятельности и развитии познавательных интересов детей, в раскрытии творческих способностей и индивидуальности, усвоении социальных и нравственных норм. Так, например, занятия творчеством, предоставляя для младшего школьника больше свободы, чем обычные уроки, открывают для него возможность направлять свое возбуждение (волнение) в культурно (эстетически) целесообразное русло, позволяют дать социально приемлемый (одобряемый) выход накапливаемому и сдерживаемому на занятиях возбуждению. Как известно, в младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности – учение, которое соединяется с игрой. Ребенок приобретает знания, умения и навыки во всякой деятельности, любая из них так или иначе включает в себя элементы «научения» (С.Л. Рубинштейн). Учение социально направлено на усвоение детьми социального опыта, существующего в виде идей, знаний, умений, навыков, выработанных человечеством за свою многовековую историю. Конструирование, лепка из глины или пластилина, плетение, вырезание и т.п. могут выступить в качестве тех видов занятий, которые будут способствовать развитию и укреплению мелкой моторики младшего школьника. Для восприятия учащихся младших классов характерна ярко выраженная эмоциональность. Яркость и образность восприятия являются хорошей основой для формирования таких сторон общей культуры, как декоративно-прикладное искусство, народные ремесла и промыслы и т.п. Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Прежде всего совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получает дальнейшее развитие. Возрастным особенностям младших школьников характерны яркость и образность восприятия, богатое, не скованное логическими рамками воображения, высокая эмоциональность, особая прочность запоминания ярких, необычных явлений и событий, глубокая восприимчивость к слову учителя, образность мышления и обращенность к миру человеческих отношений. Для успешного решения выдвигаемых задач необходимо придавать особое значение процессу формирования технических умений и навыков в обращении с различными художественными и нехудожественными материалами. Наличие необходимых художественно-творческих умений и навыков у детей во многом будет способствовать активизации их творческих способностей, что значительно усилит интерес к декоративно-прикладной деятельности и расширит возможности реализации творческих замыслов. Учитывая указанные возрастные особенности младших школьников в процессе обучения их основам декоративно-прикладного искусства, можно получить положительные результаты в развитии их творческой активности. Проблема уровней р....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- План художественно-творческой деятельности по аппликации с использованием ИКТ, направленный на развитие творческого воображения детей старшей группы детского сада
- Формирование творческой активности детей дошкольного возраста средством конструкторов lego
- Формирование творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии