- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
План художественно-творческой деятельности по аппликации с использованием ИКТ, направленный на развитие творческого воображения детей старшей группы детского сада
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009369 |
Тема: | План художественно-творческой деятельности по аппликации с использованием ИКТ, направленный на развитие творческого воображения детей старшей группы детского сада |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» «художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [1]. Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. В обучении аппликации можно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. В данном исследовании мы рассматриваем возможность целенаправленного и планомерного применения ИКТ в обучении детей старшей группы аппликации с целью развития их творческого воображения, т.к. на наш взгляд ИКТ позволяют: - составлять различные варианты изображений из простых геометрических фигур и «переносить» их в аппликативную деятельность; - подбирать различные варианты цветов спектра и их сочетания для элементов аппликации; - изменять величину предметов при передаче композиционного расположения элементов изображений, в строении предметов; - разрабатывать эскизы для сюжетной и декоративной аппликации по замыслу. Объект исследования: развитие творческого воображения старших дошкольников. Предмет исследования: план художественно-творческой деятельности по аппликации с использованием ИКТ, направленный на развитие творческого воображения детей старшей группы детского сада. Цель исследования: рассмотреть организационно-педагогические условия применения ИКТ в процессе обучения аппликации детей старшей группы с целью развития их творческого воображения. Задачи исследования: 1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Провести диагностику уровня развития творческого воображения детей старшей группы. 3. Разработать и частично апробировать в педагогическом процессе ДОУ план художественно-творческой деятельности по обучению аппликации с применением ИКТ, направленный на развитие творческого воображения дошкольников. 4. Подвести итоги исследования. Методологической основой исследования являются теоретические положения Л.С. Выготского, В.К. Богатого и др. о воображении дошкольников, З.А. Богатеевой, М.А. Гусаковой и др. о методике обучения дошкольников аппликации, М.А. Гусаковой, Е.К.Глушковой и др. об ИКТ в образовании. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении психолого – педагогических основ, потенциала использования ИКТ в обучении аппликации детей дошкольного возраста с целью развития творческого воображения. Новизна и практическая значимость исследования состоит в разработке плана художественно-творческой деятельности по обучению детей старшей группы аппликации с применением ИКТ, направленного на развитие творческого воображения дошкольников, а также дидактических упражнений к нему. Данный подход к проблеме определил методы исследования: - метод теоретического анализа; -диагностика О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур» по изучению творческого воображения дошкольников; - пилотажное исследование. База пилотажного исследования: старшая группа «Чуораанчык» МБДОУ № 82 «Мичээр» г. Якутска. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1.Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Виды воображения: Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она, все же, творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Функции воображения: - Образное представление действительности; - Регулирование эмоциональных состояний; - Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; - Формирование внутреннего плана действий. Способы создания образов воображения: - Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей. - Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого. - Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: - новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей; - новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными [28]. Под воображением понимают психический, познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результаты труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитико – синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетая не случайные черты, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. То есть воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях [27]. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте [5]. До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Так, например, просмотр мультфильма «Спящая красавица» наталкивает Дашу Н. (5 лет 3 мес.) на игру в фею. Она вырезает крылья, клеит и раскрашивает волшебную палочку и шапку. Воображая себя феей, снимает крылья и шапку только во время еды и сна, носит этот наряд несколько дней, дотрагивается до предметов палочкой, чтобы их во что-нибудь превратить. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование [9]. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях [6]. Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например, ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте [4] Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте: - воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; - оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; - ребенок осваивает приемы и средства создания образов; - воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [3]. Художественно - творческая деятельность способствует формированию образных представлений дошкольников, является средством развития эстетического восприятия, эстетических чувств, воображения, творчества. Обучение различным видам художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке, аппликации) является частью многогранной работы детского сада, поэтому должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение художественной литературы, музыкальные занятия и др.) в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Дети овладевают разнообразными формообразующими движениями, позволяющими рисовать, лепить и вырезывать различные предметы, составлять изображение по частям и слитно (в рисунке - слитной линией контура, в лепке - из целого куска, в аппликации - силуэтно). У детей развивается чувство цвета, умение создавать изображения и декоративные композиции, по-разному решая их в цвете: разноцветные, в определенной цветовой гамме. Дети учатся создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. Выпол¬няя аппликационные работы, дети знакомятся с гео-метрическими фигурами, цветом, величиной; осваивают понятия о ритме и симметрии; приобретают ориентировку в использовании пространства листа бумаги. Правильность и четкость форм, а так¬же разнообразие цветов и оттенков в материале для аппликации доставляют детям эстетическое удовольствие и способствуют раз¬витию художественного вкуса. При рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: изготавливают красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр [11]. Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только когда, тогда воспитатель умело регулирует и применяет в художественно-творческой деятельности наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний [7]. Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. 1.2. Аппликация как художественно - творческая деятельность детей старшей группы Аппликация является одним из видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединённых сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткань, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, украшений праздничных и других костюмов, оформления стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада, но и в создании картин, панно, орнаментов и.т.д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен. Различают следующие виды аппликации: - предметную, состоящую из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и.т.д.); - сюжетную, отображающую совокупность действий, событий («Салют Победы», «Наша Родина», «Москва вчера, сегодня, завтра», «Полет в космос», « Птицы прилетели» и.т.д.); - декоративную, включающую орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Основным материалом для аппликации в детском саду является бумага. Для аппликации пригодна глянцевая, настольная, мраморная, шагреневая, тисненая, бархатная, серебряная и бронзовая бумага. Оборудование, которое требуется для выполнения аппликаций, несложно: ножницы, кисти для клея, подставка для клеевых кистей, баночка для клея, простой карандаш, коробка для обрезков, тканевые салфеточки, газетная бумага [2]. Воспитатель в каждой группе определяет круг обязанностей дежурного и каждого ребенка по подготовке к художественно-творческой деятельности. Важно показать детям, что они должны сделать сразу после работы и что выполняют дежурные во вторую половину дня (моют розетки, сти¬рают салфетки и т. д.). Следует обратить внимание на эстетичный вид всего обору¬дования, тогда дети с большим желанием выполняют обязанности дежурных. Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ. Задачами обучения аппликации в старшей группе является следующее: развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое; развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм, использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре. Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания [21]. В старшей группе художественно - творческая деятельность по аппликации организуется 1 раз в неделю. В начале учебного года закрепляется умение вырезать округлые формы. Дети выполняют работы на тему: «Осенние листья», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Цветы», «Цыплята», «Заяц», «Птичка» и др. На основе умения вырезать по частям дети овладевают рациональным приемом изготовления большого количества одинаковых деталей из бумаги, сложенной гармошкой: «Веточка с листьями», «Цветы», «Елочные бусы», «Елочные игрушки». Наиболее сложно обучение вырезанию симметричных форм (из бумаги, сложенной вдвое), т.к. дети, вырезая лишь ? контура, с трудом представляют конечный результат: «Ваза», «Груша», «Бабочка», «Мотылек», «Петрушка», «Елка», «Куколка», «Матрешка», «Платье для куклы» и др.одежда. Осваивают парное вырезывание в декоративной аппликации. Выполняют изображения, используя способ обрывания. В художественно-творческой деятельности дети выполняют аппликацию на следующие темы: в предметной аппликации «Самолет», «Ракета», «Машина», «Автобус», «Троллейбус», «Кораблик», «Медведь», «Чебурашка», «Неваляшка»; в декоративной аппликации «Украсим шарфик», «Украсим полотенце», «Украсим дорожку» (украшение полосы); «Украсим ковер», «Украсим платок», «Украсим салфетку», «Украсим скатерть» (украшение квадрата); «Украсим тарелочку», «Украсим поднос», «Украсим коврик» (украшение круга); «Украсим косынку», «Петрушкин колпак» (украшение треугольника); в сюжетной аппликации (в т.ч. пейзажной) «Девочка с флажком в руке», «Встреча зайчика с колобком», «Зима, избушка в снегу», «Дом, украшенный к празднику», «Птички на ветке», «Расцвели желтые одуванчики». Дети выполняют индивидуальные и коллективные работы. Примерная тематика коллективных композиций: «Большой красивый ковер» (украшенный цветами и сказочными птицами), «Витрина с вазами», «Любимые игрушки», «Машины едут по дороге», «Птицы прилетели», «Рыбки плавают», «Лесная полянка». На этапе ознакомления с техникой работы и обучения способам аппликации дети выполняют работу по заданию воспитателя. Далее могут упражняться в освоенных умениях. При этом предлагается различная тематика работ. На завершающем – творческом этапе художественно-творческой деятельности детям предлагают работу по замыслу. Например, «Изобрази, что сильно понравилось, запомнилось», «Украшение для елки», «Поздравительная открытка» и.т.д. [12]. Таким образом, аппликация является художественно-творческой деятельностью, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста и может быть использована как средство развития их творческого воображения. 1.3. Методика использования ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Информационные технологии (от англ. Information technology) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации [24] Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей [13]. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. Министерство образования России обращает внимание на то, что новые информационные технологии (НИТ), являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения [8]. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка [26]. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи [25]. Вне художественно-творческой деятельности компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики, воображения. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию [11]. Художественно - творческая деятельность посредством компьютера имеет большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий дошкольникам необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера [9]. Введение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) способствуют освоению образовательных задач, новых способов и новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально. ИКТ дает возможность педагогам создавать различные презентационные и наглядные материалы, УМК к программам, электронные пособия разного уровня и доступности. В процессе работы идет постоянное дополнение и обновление материала. С помощью мультимедийных красочно оформленных презентаций наиболее качественно организуется не только образовательная и совместная с взрослым деятельность, но самостоятельная детская деятельность. Наглядность помогает выстроить объяснение материала логично с использованием видеофрагментов. При такой организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста развивается слуховая, зрительная и моторная память. С помощью презентации можно рассмотреть и подробно изучить сложную последовательность работы поэтапно, изучить новую тему и повторить знакомый материал. Применение ИКТ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить мотивацию и познавательную активность, а также эффективность образовательной деятельности. Благодаря этому повышается эмоциональный подъем, происходит увеличение объема усваиваемых знаний детей. При этом ребенок учится анализировать и расширяет свой кругозор [18]. Применение ИКТ привлекательно не только для воспитанников, но и для педагогов. Помогает лучше оценить способности и знания ребенка, дает возможность самостоятельно подобрать новый материал, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует профессиональный рост педагогов. Однако в ходе подготовки и во время проведения образовательной деятельности с использованием мультимедийных презентаций педагоги сталкиваются с рядом проблем. Педагог, как правило, не имеет времени для подготовки к образовательной деятельности с использованием компьютера. В рабочем графике не отводится время для исследования возможностей Интернета. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении может быть недостаточная материальная база. Несмотря на ряд проблем, ИКТ внедряются и используются в дошкольных учреждениях. Введение мультимедийных презентаций улучшило качество обучения дошкольников, помогло им овладеть новыми навыками. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога [14]. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: - осуществление полисенсорного восприятия материала; - возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; - объединение аудио -, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; - возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия; - активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка; - компьютерные презентационные слайд - фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток, крупным шрифтом на принтере, в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками [19]. Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о «засиживании» за компьютером не актуален [20]. В соответствии с гигиеническими требованиями длительность работы за компьютером зависит от индивидуальных и возрастных особенностей занимающихся. Использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: -обогащает знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; -психологически облегчает процесс усвоения материала; -возбуждает живой интерес к предмету познания; -расширяет общий кругозор детей; -возрастает уровень использования наглядности; -повышается производительность труда[17]. Художественно-творческая деятельность с применением ИКТ построена на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной и доступной форме получить знания, решить поставленные задачи. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно - образовательного процесса. Таким образом, использование информаци¬онных технологий в образова¬нии дает возможность суще¬ственно обогатить, качественно обновить воспитательно-образо¬вательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: