VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и содержание основных этапов становления экономической теории

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008521
Тема: Сущность и содержание основных этапов становления экономической теории
Содержание
Содержание



Введение…………………………….……………………………………………..3

1. Сущность и содержание основных этапов становления экономической  теории……………………………..……………………………………………….5

2. Анализ и оценка роли и места экономической теории в системе общественных наук………………………………………….…………………..12

2.1 Экономическая теория и другие экономические науки………..…..12

2.2 Предмет, функции и методы познания экономических процессов..13

2.3 Экономическая политика и ее цели………………………………….17

3. Важность содержательных моментов становления экономической теории для современного состояния национальной экономики…...………………….20

3.1 Методы экономических исследований………………………………20

3.2 Современная экономическая теория………………………………...22

3.3 Перспективы развития экономической теории……………….…….26

Заключение…………………...…………………………………………………..29

Библиографический список……………………………………………………..32





















Введение



Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. 

Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Экономическая теория вовсе не утверждает, что люди - эгоисты, или что они чересчур материалистичны, с ограниченным кругозором, интересуются только деньгами и не чувствительны ко всему остальному. Ничего этого не предполагается, когда мы говорим, что люди стремятся к возможно большей чистой пользе. В действительности все зависит от того, как они сами понимают свои интересы. 

Экономическая теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия. Это, конечно, очень абстрактное рассуждение.

Объектом данной курсовой работы является экономическая теория, ее основные этапы становления.

Предмет – система экономических отношений.

Цель данной курсовой работы – раскрыть  сущность и содержание основных этапов становления экономической  теории.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач:

- Раскрыть  сущность и содержание основных этапов становления экономической  теории;

- Проанализировать и оценить роль и место экономической теории в системе общественных наук;

- Обосновать важность содержательных моментов становления экономической теории для современного состояния национальной экономики.

1. Сущность и содержание основных этапов становления экономической  теории



На основе анализа многочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономической теории можно выделить 3 этапа ее развития: экономия, политическая экономия, экономикс.

Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационально вести свое хозяйство (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах справедливая цена  на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит человеческую душу.

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм.

В Англии, Италии, Франции и др. Странах первоначально возникла теоретическая школа - МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. «мерканте»- торговец, купец). Она считала, что богатство людей - это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране. 

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название «политическая экономия» (где определение «политическая» образовано от греческого «политика»- искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности. [5]

Физиократы.

Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах ФИЗИОКРАТОВ (от греч. физио - природа, и крат - власть), Основатель этого направления - Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью. 

Классическая политическая экономия.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр., обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития. 

Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях. 

В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. Естественным порядком  в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность. [2]

Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, мать богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.) Отцом богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти) . Он явился зачинателем трудовой теории стоимости. 

Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д.Рикардо (1772-1823 гг.) В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д. 

Близким к представителям классической политической экономии является англ. экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения. 

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А.Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (ЗП), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты. 

Французский экономист Ж.Б. Сей (1767-1832 гг.) - основной труд - Трактат политической экономии. В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, ЗП, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Ж. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли. [12]

Марксизм.

Учение английских классиков по новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде Капитал над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений. 

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии. 

Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.) 

На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь). Во-вторых, при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену. 

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В.И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы. 

Неоклассическое направление.

В последней трети 19в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ (по греч. неос - новый). Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской- К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас. [11]

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории - отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

Экономикс.

Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современной западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. Экономикс исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам. 

Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений: 1) неоклассическое (о нем было сказано выше), 2) теория регулируемого капитализма, 3) институционализм.

Современная экономическая теория.

Становление и развитие теории РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама вылечить себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием. [18]

Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского . ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.) 

Весьма оригинальное течение в Экономикс составляет так называемый ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения: 

1. институционалисты не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие на хозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения, юридические законы, обычаи, традиции. 

2. они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается, видоизменяется капиталистическое общество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализму и требование расширения социальных программ с помощью государства.

3. Рынок - это не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка. Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов и государства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такие жизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение. Основоположником институционализма считается американский ученый Т.Веблен. 

К числу крупнейших экономистов современности, разработавших многие направления экономической теории в Украине, следует отнести И.Лукинова, Ю.Пахомова, В. Черняка, А.Чухно. 

Знакомство с основными вехами истории развития экономической теории показывает, насколько это сложный и противоречивый процесс, отражающий сложность и противоречивость самого объекта изучения v экономической жизни общества. 

Ни одна из многочисленных теорий, школ, течений не смогла объяснить этот процесс во всей полноте, но каждая из них вносит свою лепту в познание экономических закономерностей. [7]













2. Анализ и оценка роли и места экономической теории в системе общественных наук

2.1 Экономическая теория и другие экономические науки



Само слово «экономика» происходит от греческого «oikonomike» - искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения. Во-первых, экономика – это совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, формам собственности, принципам ведения хозяйства и распределения продуктов различают, например, экономику рабовладельческую и феодальную, капиталистическую и социалистическую, рыночную и административно-командную.

Во-вторых, экономика – это та или иная производственная система, хозяйство (отдельного города, области, региона, страны, группы стран или всего мира). Говорят, к примеру, экономика Кокшетау, народное хозяйство Северо-Казахстанского региона, экономика Казахстана и т.д.

И, в-третьих, экономикой называют научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества. Выделяют, например, экономику сельского хозяйства, промышленности, труда и др.

На основе этих трех значений можно дать и более общее определение данного термина. Экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Данный теоретический курс имеет дело с экономикой как научной и учебной дисциплиной, или иными словами, как с экономической наукой. Однако экономических наук много – целая система, в которой можно выделить две главные линии. 

Экономическая теория. Она служит общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук, поскольку разрабатывает основные понятия, определения, термины, а также общие направления и методы научных исследований экономики.

Конкретные экономические науки. Они изучают те или иные отдельные области хозяйственной жизни общества (экономику определенной отрасли национального хозяйства, историю экономики страны и пр.)

Таким образом, если экономическая теория изучает хозяйственные основы общества и общие принципы экономики, то все остальные экономические науки – проявление этих основ и принципов в конкретных областях (в промышленности или сельском хозяйстве и т.д.). [1]



2.2  Предмет, функции и методы познания экономических процессов 



У любой науки есть свой предмет, то есть своя главная тема исследований. Экономическая теория – наука общественная. Это значит, что наряду с другими такими же науками (историей, педагогикой, политологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нем людей. При этом, у каждой социальной науки своя сфера, свой круг проблем. К примеру, у политологии – сфера политики, у истории – процесс развития общества и пр.

В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем экономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции; наконец, почему возникают кризисы, безработица, инфляция и как их смягчить.

Однако наука – это обязательно поиск, бесконечные попытки найти все более совершенное. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности. Люди ведут производство, чтобы удовлетворять свои потребности. Но потребности постоянно растут, так растет население, обновляются и расширяются человеческие запросы. Ресурсы же производства всегда ограниченны и при их использовании возникают свои трудности и проблемы.

Таким образом, суть социально-экономической эффективности в том, чтобы общество могло получать максимум необходимых ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат, неизбежных потерь и социальных издержек (бедность, безработица, кризисы, рост цен и пр.) Оттолкнувшись от этого, можно окончательно сформулировать сам предмет экономической теории: поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей. [4]

Из многочисленных функций экономической теории выделим четыре самые важные:

1. Познавательная.

2. Теоретико-методологическая (методологическая).

3. Образовательная.

4. Практическая (прикладная).

Познавательная функция состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономику общества и представлять полученные знания в теоретическом виде, т.е. обобщенно и систематизировано.

Методологическая функция проявляется в том, что экономическая теория, как уже отмечалось, служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.

Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой. Поэтому все учебные программы предусматривают изучение ее законов и принципов. Экономические знания позволяю людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров или услуг, найме на работу и т.д.)

Наконец, практическая функция, или, как ее еще называют, прагматическая или прикладная. Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства. 

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешне кажущийся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами – экономическими законами.

Экономические законы – это законы развития экономических явлений. Всякий закон выражает собой сущность явления, закон и сущность – понятия однородные (однопорядковые), выражающие углубленные познания человеком явления, мира. Экономический закон – это необходимое, существенное в экономических явлениях и процессах. [9]

Закон - это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление, выражение внутренней, существенной, причинно-следственной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу. То, что типично, постоянно и выражает внутреннюю сущность экономических явлений и процессов, определяет экономический закон. 

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими их них для сферы экономики являются следующие девять:

Наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. 

Эксперимент. Он предполагает проведение искусственного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. 

Моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели, которая замещает сам объект исследования. 

Метод научных абстракций. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного. 

Анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет, явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых изучается. В процессе синтеза происходит соединение расчлененных элементов в единое целое. 

Исторический и логический методы. Они применяются в единстве и основаны на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или «жизнь», а затем построить четкую, логическую взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления. 

Индукция и дедукция. Эти два метода представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция , а рассуждения в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. 

Графический метод. 

Заключается в отображении хозяйственных процессов, явлений с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономисты изучают экономику на четырех уровнях: макроэкономическом, медиумэкономическом, микроэкономическом и мегаэкономическом. [11]

Макроэкономический анализ охватывает экономику в целом или такие ее основные подразделения, как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор.

Медиум, или мезоуровень – это нечто среднее между макро- и микроэкономикой: регион, область, город, район и т.д.

Микроэкономический анализ изучает поведение индивидуальных единиц. Это может отдельная отрасль, фирма или семейное хозяйство.

Мегаэкономический анализ - изучение экономики в мировом масштабе.



2.3 Экономическая политика и ее цели



Экономическая теория всегда используется для выработки экономической политики. Экономическая политика – это деятельность государства по решению экономических проблем и приведение в действие их механизмов. Исследования и выводы экономической теории используются для создания различных программ, которые направлены на осуществление проводимой экономической политики, разработки стратегических экономических прогнозов. В свою очередь, осуществление задач экономической политики приводит к изменению экономической системы, ее совершенствованию, а это отражается на развитии экономической теории, реальном приращении нового научного знания.

Позитивная экономическая теория свободна от субъективных оценочных суждений. Она формулирует научные представления об экономическом поведении людей независимо от воли и сознания человека. В противоположность этому существует нормативная экономическая теория, которая олицетворяет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика, или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или на определенном экономическом отношении. 

Экономическая политика направлена на достижение следующих целей:

Полная занятость: работу необходимо обеспечить всем, кто желает и способен трудиться. [14]

Стабильный уровень цен: необходимо избегать значительного повышения уровня цен, т.е. инфляции. 

Экономическая эффективность: максимальная отдача при минимуме затрат.

Экономический рост, обеспечивающий более высокий уровень жизни.

Экономическая свобода: предприниматели, рабочие и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности.

Справедливое распределение доходов: человек должен жить достойно, т.е. получать нормальное вознаграждение за труд.

Социально-экономическая обеспеченность: государство должно обеспечить существование больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей является далеко не простым делом. Сначала необходимо четкое определение целей. Затем признать возможные последствия альтернативных программ достижения целей. Это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Далее экономисты, политики обязаны изучить прошлый опыт реализации подобных программ и оценить их эффективность: только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности экономической политики. Задачи экономической теории, или экономического анализа, заключается в том, чтобы привести в систему и обобщить факты. В конечном итоге внести порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. Теория без фактов пуста, но факты без теории бессмысленны. 

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, т.е. реальное поведение индивидов и институтов в процессе производства, обмена распределения и потребления товаров и услуг, со временем изменяются. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. История экономических идей изобилует некогда верными обобщениями экономического поведения, которые устаревали и изменением хода событий.

































3. Важность содержательных моментов становления экономической теории для современного состояния национальной экономики

3.1 Методы экономических исследований



В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. 

Научные методы. Во всякой науке используется определенная совокупность методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы; общенаучные - исторический, логический, математический и др.; и специфические - для каждой отрасли науки. В экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода - метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какая-то часть системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Также поступают, например, при классификации типов собственности, форм организации хозяйства, функций денег, типов рынков, форм заработной платы.

Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770-1831 гг.) - создатель систематической теории диалектики центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится к реальной хозяйственной деятельности и к экономической теории. [6]

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок). 

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически не изменяющееся. Напротив, экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах).

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.

Логический метод помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции и т.д.

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяют специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическую статистику.

Вместе с тем за последнее столетие нередко наблюдалось чрезмерное увлечение экономистов математикой. Оно подчас приводило к отрыву используемых алгебраических формул и графиков от динамики реальных хозяйственных процессов. Лауреат Нобелевской премии по экономике английский ученый Фридрих фон Хайек метко указал на огромное достоинство алгебраических методов, состоящее в том, что с их помощью удается воссоздать сложную картину внутренней взаимосвязи различных явлений рыночной системы. 



3.2 Современная экономическая теория



Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44