- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение процесса принятия решений и выявление его основных этапов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008377 |
Тема: | Изучение процесса принятия решений и выявление его основных этапов |
Содержание
3 Содержание Введение 3 1. Процесс принятия решений 4 2. Основные этапы процесса принятия решения 6 2.1. Этап постановки задачи 8 2.2. Этап формирования решений 9 2.3. Этап выбора решения 11 Заключение 13 Список использованной литературы 14 Введение В своей деятельности человек постоянно принимает разные решения, которые связаны с личными, служебными и другими вопросами. Управленческие решения – продукты деятельности руководителей на любом уровне. Своевременно принятые грамотные, соответствующие условиям обстановки решения являются главной задачей руководителей, так как отсутствие этих решений может привести к возникновению разных негативных последствий, а иногда и непоправимых ситуаций. Решения могут быть выработаны во всех циклах управления, на всех его стадиях и при выполнении всех задач. Важность принятия решений объясняется тем, что организации из-за влияния внешних воздействий должны адаптироваться к изменяющимся условиям работы посредством создания обратных связей – информации о состояниях объектов управления, которая представлена, как отклонения параметров объекта управления от цели, называемой проблемой. Для решения проблемы важен сам процесс принятия решений. Если он структурирован и имеет четко выраженный стержень, это поможет руководителю не сбиться с пути и принять правильное решение. Таким образом, целью данной работы является изучение процесса принятия решений и выявление его основных этапов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Рассмотреть понятие процесса принятия решений и связанных с ним понятий; 2. Выделить основные этапы процесса принятия решений; 3. Рассмотреть набор процедур из которых состоит каждый этап процесса принятия решений. 1. Процесс принятия решений Процесс принятия решений является постоянно решаемой в ходе управления задачей. Трактовать процесс принятия решения как задачу дает возможность более четкой формулировки ее содержания, определения технологии и методов ее решения. Задачи принятия решений (ЗПР) направлены на выбор самого лучшего набора действий для достижения поставленной цели. Целью является идеальное представление желаемых состояний или результатов работы. Если фактические состояния не будут соответствовать желаемым, то возникают проблемы. Разработка плана мероприятий, направленных на устранение проблемы составит сущность задачи принятия решений. Проблемы возникают в следующих ситуациях [5]: - работа системы в данный момент времени не может обеспечить достижения поставленной цели; - работа системы в будущие моменты не сможет обеспечить достижения поставленной цели; - необходимо изменить цели своей работы. Проблемы всегда связаны с набором условий, обобщенно называемых ситуациями. Набор проблем и ситуаций формирует проблемные ситуации. Выявление и описание таких ситуаций дает исходные данные для постановки задач принятия решений. Субъектами всякого решения являются лица, принимающие решения (ЛПР). Понятие ЛПР является совокупным. ЛПР может представлять собой как одно лицо – индивидуальное ЛПР, так и группу лиц, которые вырабатывают коллективное решение, их называют групповым ЛПР [6]. Чтобы помогать ЛПР в процессе сбора и анализа данных в процессе формирования решений привлекают экспертов – специалистов по решаемым проблемам. Понятие экспертов касательно теории принятия решений трактуют в широком смысле. Оно может включать работников из аппарата управления, которые подготавливают решения, научных сотрудников и различных специалистов. Для разрешения возникшей проблемы и принимается определенное решение. Процесс решения проблемы включает три стадии (рис. 1) [7]. Рис.1. Процесс решения проблемы Процесс принятия решений происходит во времени, из-за этого вводят понятие процесса принятия решений. Данный процесс включает в себя последовательность этапов и процедур и направлен на устранение проблемных ситуаций. Рассмотрим более подробно этапы процесса принятия решения и процедуры, выполняющиеся на каждом из этапов. 2. Основные этапы процесса принятия решения Первая стадия решения проблемы – это процесс принятие решения. С технологической стороны он представляется в виде процесса, состоящего из набора этапов и процедур, которые взаимосвязаны между собой восходящими и нисходящими связями ( рис .2). На рисунке 2 в виде тонких линий обозначен ход выполнения процедур и повторяющихся циклов. Более толстые линии отражают направление информационных потоков. В левой стороне диаграммы обозначен результат текущей процедуры, в правой части – накопленный результат задачи принятия решения. Восходящие связи на рисунке показывают итеративные циклы, которые характеризуют зависимость между этапами принятия рещения и процедурами. Итерационные циклы при выполнении элементов процесса принятия решений объясняются необходимостью уточнения и исправления информации в ходе выполнения набора процедур. Весь процесс принятия решения можно разделить на три основные этапа [3]: 1. Этап постановки задачи; 2. Этап формирования решения; 3. Этап выбора решения. Рассмотрим эти этапы более подробно, выделим основные процедуры, которые включены в каждый этап. Рис.2. Диаграмма этапов принятия решений Таким образом, вышеприведенная диаграмма схематически показывает выделение основных этапов процесса принятия решения и их составляющих. 2.1. Этап постановки задачи На этапе постановки задачи необходимо ответить на ряд вопросов: что из себя представляет проблема и при каких ограничениях ее необходимо решить? в какое именно момент времени ее необходимо решить? какие силы и средства должны быть затрачены для решения данной проблемы [4]? Существуют две ситуации, когда могут возникнуть проблемы. Одной из таких ситуаций является ситуация новых затруднений, а другой - ситуация новых возможностей. Появление ситуации новых затруднений, чаще всего, связано с рождением отклонений от запланированного хода движения объекта к поставленным целям. Данная ситуация характеризуется необходимостью правильных постановок и формулировок возникших проблем, которые наиболее актуальны. Такими проблемами могут быть проблемы научного, производственного, технического и другого плана. Возникновение ситуации новых возможностей объясняется, обычно, естественным ходом научно-технического прогресса, так как достижения науки, техники и технологий открывают новые горизонты для совершенствования процессов организации работы предприятий, процессов производства и управленческих возможностей. В процессе выявления и описания проблемных ситуаций определяются основные причины и первоисточники возникших проблем, для чего может понадобиться сбор большого объема данных и проведение глубинного анализа. Чаще всего при правильном определении проблемы она уже частично решается. Процесс выявления первопричин проблем чрезвычайно важен, так как даже незначительные, при первом рассмотрении, причины могут, в конце концов, привести к большим проблемам в будущем. Что касается временного момента, то важно учесть, что чаще всего, процессы принятия управленческих решений в экономике происходят в жестких временных границах, то есть фактически для процесса подготовки принятия решений всегда имеется намного меньше времени, чем нужно для наиболее полной оценки всех данных, которые собраны в рамках рассматриваемо проблемной ситуации. Из-за этого снижается качество принимаемого решения, так как невозможно проработать все альтернативные варианты использования имеющихся ресурсов. Поэтому важно своевременно выявить проблемные ситуации и оставить максимальное количество времени на подготовку решения. Управленческие решения лучше принимать на начальных стадиях роста проблемы, так как решения окончательно созревшей проблемы часто становится довольно трудоемким и затрачивающим чрезмерных ресурсов. Как и в медицине, проблему легче предотвратить, нежели решить, а для этого важно предвидение (прогнозирование) хода развития процессов на производстве и в организационной сфере. Во многих случаях потери могут возникнуть из-за снижения качества своевременно принятых при ограниченном времени решений, но если они были своевременно спрогнозированы и ожидаемы, то они отчасти будут компенсированы за счет дополнительного эффекта от более ранней реализации решений. По аналогии с оценкой времени, которое имеется для принятия решений, важно определять необходимые для данного процесса ресурсы (наличие экспертов, научно-экспериментальной базы, документации и других источников данных) и соотнести их с возможностями, которые доступны. 2.2. Этап формирования решений В ходе этапа формирования решений происходит выполнение следующих процедур [1]: - исследуется проблемная ситуация; - формируются гипотетически возможные ситуации; - формируются цели; - определяются ограничения; - генерируются решения; - измеряются предпочтения решений. Главной задачей на втором этапе является формулировка возможных решений и проведение оценки их предпочтений. При создании альтернативных путей решения задачи идеально, по возможности, выявлять все существующие действия по решению причин возникших проблем. Но, в реальности руководители нечасто располагают достаточным знанием или имеют достаточный запас времени, чтобы осознать и взвесить каждый вариант в отдельности. Но при рассмотрении довольно большого количества альтернативных вариантов, даже в случае их реалистичность, может возникнуть путаница в процессе решения задачи. Из-за этого руководитель, обычно, проводит ограничение числа возможных альтернатив для детального исследования лишь нескольких вариантов, которые являются наиболее подходящими. В этом процессе сильное влияние оказывают глубина опыта и интуиции руководителя. Для сформулированных альтернатив решений выполняют измерение и оценку их достоинств и недостатков. Процесс измерения предпочтительности решения выполняют эксперты и лица, принимающие решение. Оценки экспертов отображаются числами с применение качественной и количественно шкалы. Чтобы оценить решение важно четко создать систему показателей, которые характеризуют качество данных решений и четко определяют степени достижения сформулированной цели и ресурсные затраты. 2.3. Этап выбора решения Далее следует этап выбора решения. Данный этап для руководителя является наиболее ответственным. На этом этапе происходит выполнение следующих процедур [2]: - определяют допустимые ( приемлемые) решения; -формируют критерии выбора этих решений; -определяют наиболее эффективные (недоминирующие) решения; - выбирают единственное (окончательное) решение. Началом этого этапа является анализ и оценка найденных альтернативных путей решения проблем и определение возможных решений, учитывающих сформулированные ограничения. Естественно, что при выявлении возможных путей решения проблемы проводят их определенную предварительную оценку. Но в ходе исследований было выяснено, что и количество, и качество возможных альтернатив будет выше, в случае если изначальные варианты решений отделены от окончательных их оценок . Это говорит о том, что сначала необходимо составить список всех альтернативных вариантов решения, а уже потом проводить оценку каждого из них. Одной из наиболее важных процедур на этом этапе является разработка критерия выбора решения – набора стандартов, для оценки допустимых альтернативных вариантов выбора. Эти стандарты становятся рекомендациями для оценки решений. К примеру, принимая решение о покупке машины в качестве критериев можно использовать: цену – не дороже 255 тысяч рублей, расход бензина– не более 8 литров на 100 км. , вместимость салона – не менее 5 пассажиров, внешний вид, безопасность. В случаях, когда решение принимается группой лиц нужно на основе выбранных принципов согласования определять функции предпочтения группы. Окончательное решение выбирается индивидуальным лицом принимающим решения на базе разработанных им критериев, а группой лиц – на базе вычисленных групповых предпочтений. При реализации любых альтернативных вариантов возникают различные отрицательные аспекты, из-за этого, практически во всех важных управленческих решениях содержится компромисс. Окончательным решением является альтернативный вариант, приводящий к наиболее благоприятным общим последствиям. Рассмотренная в данной главе диаграмма позволяет отображать реальный процесс принятия решений упрощенно и структурировано. На самом деле данные процесс намного сложнее и не всегда может выполняться по выше приведенной схеме. Так, генерируя множество альтернативных решений задачи руководитель может как учесть часть ограничений, так и не включать в эту группу решения, которые не удовлетворяют ограничениям. Из-за этого, в реальном процессе допустима определенная параллельность в выполнении процедур. Помимо этого, выполняя различные процедуры получают результат, дающий новые данные, из-за чего появляется необходимость в корректировке и дополнении предшествующих шагов или в их повторении. Из этого следует вывод, что вышеприведенную последовательность этапов и процедур не нужно использовать в качестве точного и неизменного представления последовательности выполнения шагов при принятии решения. Данная схема лишь дает пример рациональной последовательности действий лица, принимающего решения в процессе формирования и выбора решений. Заключение В ходе проделанной работы рассмотрено понятие процесса принятия решений, определено его место в структуре решения проблемной ситуации. Рассмотрены сопутствующие понятия проблемы, цели и субъекта, принимающего решения. При рассмотрении процесса принятия решений было выделено три основных этапа: 1. Этап постановки задачи; 2. Этап формирования решения; 3. Этап выбора решения. На этапе постановки задачи происходит первичная оценка проблемы, оценка затрат на ее решение, а так же необходимость ее решения. На этапе формирования решения исследуется проблемная ситуация, формируются цели, определяются ограничения и генерируются решения. На этапе выбора решения среди нескольких приемлемых альтернатив выбирают окончательное, наиболее оптимальное решение. Рассмотренная в данной работе схема позволяет отображать реальный процесс принятия решений в упрощенном и структурированном виде. На самом деле данные процесс намного сложнее и не всегда может выполняться по выше приведенной схеме. Поэтому для более детального рассмотрения процесса принятия решений необходимо детальное изучение проблемно ситуации и выработка индивидуальной стратегии. Однако, данная схема может быть взята за основу, для составления структуры всего процесса в целом. Список использованной литературы 1. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений. Учебник / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2014. - 572 c. 2. Трофимов, В. В. Методы принятия управленческих решений / В.В. Трофимов, Л.А. Трофимова. - М.: Юрайт, 2013. - 336 c. 3. Фирсова, И. А. Методы принятия управленческих решений. Учебник и практикум / И.А. Фирсова, М.В. Мельник. - М.: Юрайт, 2015. - 544 c. 4. Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений / В.С. Юкаева, Е.В. Зубарева, В.В. Чувикова. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 324 c. 5. Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения : учебник [для вузов, рек. М-вом общего и профессионального образования Рос. Федерации] / Б.Г. Литвак. - 7-е изд. - М. : Дело, 2008. - 440 c. 6. Орлов А. И. Теория принятия решений: учебник. — М.: Экзамен, 2006. — 573 с. 7. Турунтаев Л.П. Теория принятия решений: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2007. – 197с........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: