- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность и особенности техники аппликации с детьми
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005828 |
Тема: | Сущность и особенности техники аппликации с детьми |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Кафедра теории и методики воспитания культуры творчества Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией Выпускная квалификационная работа Квалификационная работа допущена к защите зав. кафедрой Куприна Н.Г. _______________________________ Исполнитель: Гробарь Елена Владимировна студентка заочного отделения _____________ Руководитель: Святцева Анастасия Вячеславовна ассистент кафедры эстетического воспитания ____________ Екатеринбург 2017 Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста.……………………………………………………..…....7 Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного возраста………………………………..................................7 Сущность и особенности техники аппликации с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческих способностей ………………..…19 Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста………………………………………….….....31 ГЛАВА II. Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей на занятиях аппликацией у детей старшего дошкольного возраста…………..……………………………………………………………..………..42 2.1. Выявление начального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………......................42 2.2. Формирующий этап опытно–поисковой работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликаци-ей …………………………………………………………………………..…..…49 2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ………………………..55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…65 ПРИЛОЖЕНИЯ…..………………………………………………………….…..71 ВВЕДЕНИЕ Изучение проблем творчества – одно из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом. Проблема развития творческих способностей дошкольников не потеряла своей актуальности и сейчас в связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одна из задач которого предусматривает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения. У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. И здесь требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Изучением творческих способностей занимались такие выдающиеся ученые и педагоги, как Дж. Фриман, Н.А. Ветлугина, А. Каргин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов. Однако практика показывает, что не все дошкольные образовательные учреждения берут курс на развитие творческих способностей своих воспитанников, это связано со слабой подготовкой педагогических кадров к работе по данной проблеме, отсутствием разнообразия диагностических материалов, а так же методического и дидактического сопровождения. Анализ методической литературы показал, что развитию творческих способностей способствует специально организованная среда. Авторы предлагают развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, конструирование, аппликация), однако, на наш взгляд, наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей создаются в процессе занятия аппликацией. В связи с этим возникает проблема: являются ли занятия аппликацией основой для развития творческих способностей детей. Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему работы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией. Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: занятия аппликацией, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить, теоретически обосновать возможности использования аппликации в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность в практике образовательного процесса ДОУ. В основу исследования положена следующая гипотеза: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией может быть эффективным, если предоставить детям возможность в работах использовать разнообразные техники аппликации, которые создают основу для творческого выражения дошкольников в самостоятельной деятельности; разработать цикл занятий по аппликации, направленных на развитие творческих способностей в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста; проводить систематический контроль и коррекцию трудовых движений и действии в освоении разнообразных техник аппликации. Задачи исследования: Провести теоретический анализ проблемы исследования в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. И выявить эффективные средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Выявить особенности и возможности развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Разработать план работы с детьми старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности с применением различных техник аппликации. Подобрать диагностический материал позволяющий определить уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста на начальном и заключительном этапах опытно поисковой работы. Проверить эффективность применения в непосредственно образовательной деятельности различных техник аппликации с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Выявить эффективность опытно-поисковой работы, направленной на развитие творческих способностей. Для изучения намеченной цели и решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научно-педагогической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности детей, метод математической статистики. База исследования: Свердловская обл., г. Красноуфимск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», подготовительная к школе группа Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы из 57 источников и приложений. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного возраста Проблема развития творческих способностей волнует педагогов и психологов уже на протяжении многих лет и остается актуальной и в наши дни. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле? Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс наш отечественный учёный Б.М. Теплов. Он предлагает три определения способностей. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [45, с.193]. Психолог Нора Ньюкомб рассматривает способности как знания, умения и навыки, применяемые в решении задач и освоении новой информации [27, с.574]. В.Б. Косминская под способностями понимает такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью [16, с.53]. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется [45, с.194]. Нора Ньюкомб рассматривает понятие «развития» как регулярные и относительно стойкие изменения в организме, мыслительных процессах, эмоциях, формах социального взаимодействия и других видах поведения [27, с.573]. Философы рассматривают развитие как процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Б.М. Теплов считает: «Всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности и, в первую очередь, такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая не может без нее осуществляться. Следовательно, и те способности, которые необходимы для занятия искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности»[45, с.195]. Способности не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности ребенка [16, с.53]. Но процесс развития рассматривают не только в контексте со способностями, но и понятием творчество. Вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка, является одним из очень важных вопросов детской педагогики и психологии. Известный психолог Г.Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие – способ существования личности [6, с.29]. По мнению В.Б. Косминской способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее [16, с.60]. Творчество - процесс человеческой деятельности, созидающий качественно новое, никогда ранее не «бывшее» - материальные и духовные ценности . Г.Г. Григорьева отмечает: «Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое здание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т.п.»[6, с.27]. Но творчество это не стихийный процесс, он протекает поэтапно, считает В.Б. Косминская. Первым этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретное содержание. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности. Третий этап – реализации замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение разработка содержания, воплощение его в конкретные формы. Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Она же придерживается мнения, что чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности [16, с.60]. Д.Б. Богоявленская творчество определяется как развитие деятельность по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных требований», что обеспечивает создание подлинного творческого продукта [1]. Особое место современной педагогике и психологии занимает проблема развития детского творчества. Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других [56]. Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне [6, с.28]. Г.Г. Григорьева придерживается мнения что, проблема развития творчества до сих пор остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то она считает, понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках, в «зернышке», зародыше заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто деятельностью взрослого человека [6, с.29]. Н.А. Ветлугина считает, что творчество как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. И дает следующее определение термину детское творчество: это первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно давать удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Она считает, правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля. Складывающиеся интересы, способности выступают как предпосылки к возникновению творчества. Может возникнуть вопрос: нужно ли детское творчество как деятельность, если обучение ведет к развитию творческих способностей [6, с.29]? Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что понятие творческие способности тесным образом связано с понятием "творчество". Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле? Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Если рассматривать понятие творческие способности с точки зрения Г.В. Жидких, то творческие способности – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в определенных видах деятельности и порождающие нечто качественно новое, оригинальное. Рассмотрение данного понятия следует начать с определения того, что же такое индивидуальные особенности личности? С.Л. Рубинштейн выделяет из многообразия свойств, присущих тому или иному человеку, те, которые обуславливают его деятельность, его общественно значимое поведение, называя их особенностями личности. Личностные свойства – это свойства характера и способностей, т. е. те действия, в которых выражается отношение человека к другим людям, и те свойства, которые делают его пригодным к той или иной общественно полезной деятельности [40, с.134]. Таким образом, можно сформулировать определение понятию творческие способности следующим образом - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Данное определение позволяет нам выделить критерии и показатели творческих способностей. Разработкой критериев и показателей творческих способностей занимались такие педагоги и психологи как: Ф. Вильямс, Е. Торренс, Н.М. Шлыкова, Н.А.Ветлугина. Н.А.Ветлугина рассматривает детское художественное творчество в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление. Далеко не каждую детскую продукцию, будь то песенная импровизация или рисунок, стихотворение или лепка, можно назвать творчеством. Она намечает показатели, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции [51, с.8]. Эти же показатели качества творческих отношений, способов действий и продукции отмечены у И.А. Лыковой, но наиболее широко они раскрыты в учебнике Г.Г.Григорьевой В первую группу входят: искренность, правдивость, непосредственность переживаний; увлеченность, захваченность деятельностью; специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух); видоизменение мотивов деятельности доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству. Вторая группа показателей выявляет качество способов творческих действий. В нее входят: дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации и усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях; самостоятельные поиски наилучшего решения задания; нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий; быстрота реакций, находчивость в действиях. Третья группа – показатели качества продукции детского художественного творчества: нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств, для воплощения образа; индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям. Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского продукта, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств. Все показатели творческих способностей в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности [6, с.29]. Проблема изучения и развития творческих способностей волновала не только отечественных, но и зарубежных педагогов и психологов. Ф. Вильямс выделяет две группы творческих факторов. Когнитивно-интеллектуальные, включающие в себя такие творческие характеристики как: беглость мышления – генерирование большого количества идей; гибкость мышления – разнообразие типов идей, способность переходить от одной категории к другой, направить мысль по обходным путям; оригинальность мышления – оригинальные, нестандартные идеи, отступление от очевидного, общепринятого; разработанность мышления – приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной, глубокой. Личностно-индивидуальные (аффективно-чувственные) включающие в себя такие творческие характеристики как: способность пойти на риск – конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность неудачи; пытаться строить предположения; действовать вне структурированных условиях; защищать собственные идеи; сложность (комплексность) – поиск многих альтернатив; видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть; сомневаться в единственно верном решении; любознательность – находить выход в приводящих в замешательство ситуациях; проявлять интерес к загадкам, головоломкам; размышлять над скрытым смыслом явлений; воображение – визуализировать и строить мысленные образы; воображать то, чего никогда не было; доверять интуиции, переходить за границы реального мира [47, с.12] В свою очередь Е. Торренс выделяет пять показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». Показатель беглость, по мнению Е. Торренса, характеризует творческую продуктивность человека. Оригинальность самый значимый показатель, степень оригинальности свидетельствует о самобытности, нешаблонности, особенности творческого мышления испытуемого и его выраженной непохожести. Разработанность Е. Торренс характеризует, как способность детально разрабатывать придуманные идеи, а сопротивление замыканию как «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Абстрактность названия — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения [55]. Творческие способности детей старшего дошкольного возраста, по мнению Н.М. Шлыковой, включают в себя следующие критериальные компоненты: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, любознательность, воображение, сложность, склонность к риску. Таким образом, можно отметить, что показатели качества творческих отношений и творческие характеристики Е. Торренса, Ф. Вильямса, Н.А.Ветлугина, Н.М. Шлыковой во многом схожи. Проведя сравнительный анализ можно выделить показатели, встречающиеся у нескольких авторов: беглость, оригинальность, разработанность, гибкость или нахождение новых приемов решения, воображение и сложность. Е. Торренс в свою очередь выделяет такие показатели творческих способностей, как, сопротивление замыканию и абстрактность названий. Структуру творческих способностей рассматривали многие психологи. В. И. Киреенко выделяет способности: целостного восприятия; оценки отклонений линий от вертикали и горизонтали; оценки пропорций; оценки светлотных отношений; нахождения одинаковых хроматических цветов (тонов); зрительной памяти [41, с.135]. А.Г. Ковалев выделяет вопрос о структуре способностей к изобразительной деятельности. Под способностью к деятельности он имеет в виду весь комплекс, или (по его определению) ансамбль способностей или свойств одной сложной способности. Из этого комплекса он выделяет сначала ведущее свойство, затем свойство, несущее опорную функцию, и, наконец, свойства, составляющие фон данной способности. Ведущим свойством, по его мнению, является воображение [41, с.136]. Важность воображения и восприятия в развитии творческих способностей подчеркивают такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Е.И. Игнатьев. С.Л. Рубинштейн дает следующее определение термину воображение: «Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее» [39, с.296]. Е.И. Игнатьев основное внимание уделяет организации процесса восприятия и формирования представлений. Воображение в изобразительной деятельности он соотносит с формирование образа в восприятии. В центре внимания стоит не целостное, а анализирующее восприятие. Способность к такому восприятию Е.И. Игнатьев считает необходимым развивать у детей дошкольного возраста [41, с.136]. Восприятие, по мнению С.Л. Рубинштейна является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств [39, с.226]. Различия, которые имеются в решении этого вопроса у отдельных авторов, показывают, что исходят они из различного понимания структуры самой деятельности. Структура ее меняется в зависимости от цели, от общей направленности, условий, в которых она протекает [41, с.137]. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию необратимый процесс. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [36, с.286-287]. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей, и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Сущность и особенности техники аппликации в развитии творческих способностей с детьми старшего дошкольного возраста Н.А. Ветлугина понимает процесс творчества как постепенно как постепенно развивающийся и считает необходимым находить пути его формирования. Использование произведений изобразительного искусства может быть одним из путей усвоения детьми способов творческих действий. Распространенное в практике понятие образца как готового рисунка, лепки, аппликации, выполненного воспитателем, чаще всего ориентирует ребенка на механическое воспроизведение его в процессе своей деятельности. Необходимо так использовать иллюстративный художественный материал, чтобы он способствовал развитию творческих способностей [51, с.75]. В творческом процессе ребенка старшего дошкольного возраста можно выделить два этапа – формирование замысла и создание самого продукта. Момент формирования замысла в творческом рисовании представляется очень важным. В большей степени получаемый продукт будет зависеть от того, как сформирован замысел. Существенное значение приобретает здесь развитие восприятия, наблюдательность, «запоминаемости» виденного. Главное на этом этапе содействовать накоплению зрительных представлений, впечатлений ребенка, развитию его воображения. Внимание к приемам передачи формы, колорита, композиции дает возможность детям понять и найти выразительные средства для воплощения своего замысла [51, с.133]. Так же Н.А. Ветлугина отмечает, что творчество детей питается образами действительности взятыми из наблюдений. В рисунке, лепке, аппликации эти образы предстают в конкретной изобразительной форме. Не случайно вопросы организации и проведения наблюдений являются ведущими в методике изобразительной деятельности. Благодаря правильно организованному наблюдению дети учатся замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира[51, с.74]. Н.В. Алексеева отмечает необходимость целенаправленного руководства творческим развитием детей. Ребенок должен являться субъектом творчества и решать стоящие перед ним творческие задачи. Роль педагога – оказывать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям [36, с. 60]. Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов: — свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор, например в изготовлении поделки); —открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов; —деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т. е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т. д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи; —обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей; —амплификации развития (по А. В. Запорожцу): максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, которые имманентно приобретают исследовательский характер. Стратегия исследовательского обучения ориентирована: —на раскрытие резервов творческого мышления; —формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности; —обогащение творческого воображения; —развитие способности к достижению оригинального результата решения задач и т. п. Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого [17, с.23]. Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится — в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребенка. Во многом педагог несет ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство для психического и физического развития личности. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Понятие «предметно-игровая среда» рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, окружающей ребенка, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий его деятельность. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер деятельности ребенка. По мнению Л. С. Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения. Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент дошкольного образования. И. А. Липчанская считает, что непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми [17, с.28]. Ранее мы выделили особенности развития творческих способностей связанные с внешними факторами, рассмотрели влияние предметно-развивающей среды и целенаправленного руководства педагога творческим развитием детей. Но Н.М. Шлыкова, Э. Торренс, В.Вильямс утверждают, что развитию творческих способностей детей способствуют и внутренние факторы. Творческие способности детей старшего дошкольного возраста, по мнению Н.М. Шлыковой, включают в себя следующие критериальные компоненты: 1. Беглость ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос; ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну; ребенок задает много вопросов; у ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной; ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли; ребенок работает быстро и продуктивно. 2. Гибкость ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа; ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект; ребенок выдвигает множество идей и исследует их; ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой; ребенок думает о различных путях решения проблемы. 3. Оригинальность ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были располож....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: