- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность и особенности социальной работы с лицами, освободившихся из мест лишения свободы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000599 |
Тема: | Сущность и особенности социальной работы с лицами, освободившихся из мест лишения свободы |
Содержание
Аннотация Цель исследования – комплексный анализ организации социальной работы с лицами, освободившихся из мест лишения свободы, разработка модели социальной работы с лицами данной категории и рекомендаций по ее совершенствованию. Объект исследования – теоретические основы, прикладные аспекты, факторы и результаты социальной работы с лицами, освободившихся из мест лишения свободы. Предмет исследования - организация социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. В ходе экспериментального исследования обоснованы теоретико-методологические подходы к организации социальной работы с бывшими заключенными. По результатам теоретического и практического исследований : разработаны рекомендации по совершенствованию социальной работы с лицами, освободившихся из мест лишения свободы. Объем работы составляет 87 листов (в том числе 8 листов приложений) формата А4, состоит из двух разделов, содержит, 3 рисунка, 1 приложение и включает аннотацию, введение, заключение, список использованной литературы из 60-и источников. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 6 ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 10 1.1 Понятие и сущность социальной работы с бывшими заключенными 10 1.2 Социальная работа с освобожденными от наказания: история и современность 20 1.3 Роль проектирования процесса ресоциализации граждан, освобожденных из мест лишения свободы в организации социальной работы 23 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ОСВОБОДИВШИМИСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 33 2.1. Практический опыт организации социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы 33 2.2. Деятельность некоммерческих организаций по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы 43 2.3 Проект социальной работы с бывшими заключенными 51 2.4 Предложения по совершенствованию социальной работы с бывшими заключенными 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73 ПРИЛОЖЕНИЕ 80 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена следующим. Одним из важных компонентов противодействия криминализации общества, защиты интересов государства является профилактика рецидивной преступности, поскольку ранее судимые лица, вновь совершающие преступления, представляют повышенную общественную опасность. Сочетание дерзости, чувства безнаказанности, правовой нигилизм побуждают их к совершению новых, более опасных преступлений. В связи с этим, особое значение приобретает социальная работа с лицами, освободившимися из учреждений уголовно-исполнительной системы. Социальная работа с лицами, отбывших уголовное наказание, стала неотъемлемой частью комплекса предупреждения рецидивной преступности. Ежегодно из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы освобождаются до 300 тыс. человек [22, с. 479]. Проблема организации социальной работы с лицами, освободившихся из мест лишения свободы, стоит достаточно остро. По официальным данным Министерства внутренних дел РФ [49] за последние десять лет количество преступлений, совершаемых лицами, имеющими судимость, является очень высоким (табл. 1). Таблица 1 Доля преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, % от общего количества зарегистрированных преступлений год % 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 27,7 30,5 29,8 30,1 30,4 32,2 37,1 40,7 46,6 49,6 52,6 Составлено автором по: [49] По данным таблицы видно, что в 2004-2009 гг. ранее судимым лицами совершалось около трети всех преступлений, а за последние два года – половина. Сложившаяся ситуация является пугающей и показывает, что лица отбывшие (или отбывающие) наказание не встают на путь исправления, не приспосабливаются (либо не могут приспособиться) к жизни в обществе и снова совершают преступления. Данная проблема актуализируется в связи с предстоящей амнистией к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, под нее может попасть около 60 тысяч заключенных и 200 тысяч условно осужденных граждан [39]. Современная российская пенитенциарная система и весь комплекс, связанный с исполнением правосудия и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы характеризуются явным кризисом, о чем свидетельствует нарастание коллективных протестных акций заключенных, значительная часть из которых проходила в ненасильственной форме. Смена социально-экономических и политико-правовых ориентиров российского общества, формирование правового государства и гражданского общества определили необходимость изменения форм, методов и основного содержания уголовно-исправительной работы с осужденными. Отбывание наказания осужденными в условиях пенитенциарного учреждения является одним из тех факторов, который оказывает влияние на их последующую жизнь, во всех ее проявлениях. Востребованность исследования решения социальных проблем лиц, освободившихся из мест лишения свободы возрастает в связи с началом реформирования российской пенитенциарной системы, приоритетным направлением которой является применение международных стандартов содержания заключенных, призванных обеспечить успешную адаптацию осужденных к условиям изоляции, а также сформировать модели поведения, необходимые для успешного вхождения в социум после их освобождения. В этой ситуации возникают эмоционально-психологические, организационно-технические, коммуникативно-культурные, нормативно-правовые проблемы, которые требуют неотложного разрешения. Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования. Степень научной разработанности проблемы. Вопросы социальной работы с бывшими заключенными нашли отражение в трудах А.Н. Баламут, Ю.В. Баранова, Я.Д. Блиновой, В.В. Городнянской, Л.К. Каирбаевой, В.В. Ким, М.Ю. Ланцевич, Л.А. Лытшевой, Д.А. Логинова, Е.Б. Нестеровой, Е.Л. Омельченко, К.М. Павловой, Б.А. Пайзулаевой, Г.А. Сабировой, Д.З. Хамадишина и др. Объектом исследования выступают теоретические основы, прикладные аспекты, факторы и результаты социальной работы с лицами, освободившихся из мест лишения свободы. Предметом исследования является организация социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Целью работы является комплексный анализ организации социальной работы с лицами, освободившихся из мест лишения свободы, разработка модели социальной работы с лицами данной категории и рекомендаций по ее совершенствованию. Задачи работы: * рассмотреть сущность и особенности социальной работы с бывшими заключенными; * выявить практические особенности социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Научная новизна исследования заключается в том, что исследованы модели социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Теоретическая значимость работы определяются актуальностью исследуемой проблемы; обоснованы теоретико-методологические подходы к организации социальной работы с бывшими заключенными. Практическая значимость: разработаны рекомендации по совершенствованию социальной работы с лицами, освободившихся из мест лишения свободы. Теоретико-методологическая и нормативно-правовая база: официальные нормативные документы, регламентирующие организацию социальной работы с бывшими заключенными; научно-методические источники; материалы научных конференций, семинаров; интернет-ресурсы. Структура дипломной работы соответствует целям и задачам исследования, работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, заключения, списка использованной литературы и источников (60 наименований) и одного приложения. Всего 83 страницы. ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 1.1 Понятие и сущность социальной работы с бывшими заключенными Социальная работа как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи сегодня неотъемлемая функция общества. Как правило, она реализует заботу власти и общества о гражданах социально уязвимых, не способных к самообеспечению, попавших в трудную жизненную ситуацию [59, с. 7]. Социальная работа представляет собой комплексную деятельность социальных работников совместно с другими службами исправительных учреждений, а также общественностью, территориальными службами занятости, социальной защиты населения и другими заинтересованными структурами с целью оказания социальной помощи, поддержки и сопровождения осужденных в период отбывания наказаний и во время подготовки к освобождению и после него. Поэтому ее можно рассматривать как социально-педагогический процесс, направленный на повышение уровня развития, степени исправления и ресоциализации осужденных. Сегодня в условиях проведения социально-экономических реформ в нашей стране актуальным остается вопрос о социальной защите населения, в том числе и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, являются особой группой среди контингента уязвимого населения. Помимо проблем с законом, среди лиц, отбывающих наказание, широко распространены такие социально-значимые заболевания, как алкоголизм, наркомания, туберкулез, гепатиты, психические расстройства. Итак, бывший осужденный прибыл к месту жительства, после чего ему необходимо решить множество проблем, связанных с адаптацией в обществе. И, прежде всего, проблему существования в прямом смысле этого слова (ведь в подавляющем большинстве случаев наличных денежных средств катастрофически не хватает). Бывший осужденный, освободившийся из мест лишения свободы, имеет комплекс проблем и бытовых трудностей в разных сферах жизнедеятельности: психическое и физическое здоровье, психологические и социальные трудности адаптации к жизни на свободе, затруднения во взаимоотношениях с родственниками, негативное отношение общества и др. [32, с. 88] В связи с этим важной проблемой является социальная реабилитация и адаптация осужденных и лиц, освобождающихся от отбывания наказания, особенно пенсионеров, инвалидов и страдающих хроническими заболеваниями. Многофакторные причины, обуславливающие многообразие проблемного состояния человека, который освободился из мест лишения свободы, требуют комплексного подхода к организации помощи данному контингенту населения. Здесь и должна включиться в работу социальная система поддержки нуждающихся граждан. В зависимости от степени асоциализации, результатов исправления в исправительном учреждении, индивидуальных особенностей для различных групп освобожденных этот подход может быть реализован особым комплексом мер, направленных на успешную ресоциализацию. Ресоциализацию следует понимать как систему правовых, организационных, педагогических, психологических, воспитательных и других мер, которые осуществляются на различных этапах реализации уголовной ответственности с целью изменения асоциальных установок, системы ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, предупреждение преступлений, создание нормальных условий для дальнейшей социализации – что совпадает с определением, целями и содержанием социальной работы с бывшими осужденными в трудах П.Д. Павленка, Н.Б. Шмелевой и др. [35, 60]. Ресоциализация (лат. re – повторное, возобновляемое действие + лат. socialis (общественный), англ. resocializatio, нем. Resozialisierug), как правило, связывается с процессом повторного прохождения социализации, который может возникать в силу различных обстоятельств (оказаться в чужой культуре, в новой социальной роли и т.д.) на разных возрастных этапах. Фактически в этом смысле ресоциализация рассматривается как процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. В социальной педагогике ресоциализация определяется как восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности [40, с. 337]. Именно ресоциализация предназначена для повторного приспособления индивида как к социальным группам, так и к обществу в целом. Ее успешность во многом зависит от понимания базовых категорий. Проблемой сегодня остается неучет некоторых аспектов понятия «ресоциализация» при разработке действенных ресоциализационных программ, а многообразие научных мыслей и идей оставляет немалый простор для маневрирования между различными концепциями и взглядами. Категория «ресоциализация» широко используется в отраслях многих гуманитарных наук правового и неправового циклов – криминологии, уголовного, уголовно – исполнительного права, психологии, социологии, педагогики и других. Очевидно, что в рамках той или иной науки это понятие приобретает отличительных черт и получает несколько другие акценты. Речь идет и о лицах, подлежащих ресоциализации, и об этапах, и о целях, и о средствах. Научные концепции исследователей различных научных отраслей тяготеют к выделению педагогического, психологического, социологического, юридического и других значений ресоциализации. На наш взгляд, ресоциализация является многофункциональным явлением, а комплексность этого понятия требует интегративного подхода исследования для выработки наиболее полного ее определения. В зависимости от сферы, в которой происходит ресоциализация (правовая, экономическая, политическая), различают ее широкое и узкое понимание. Широкая трактовка предусматривает возможность ресоциализации для каждого лица, потерявшего на том или ином этапе жизни некоторые социальные навыки, связи, не получившего новых, необходимых для дальнейшего комфортного социального бытия умений и т. п.; узкое же сосредоточивает внимание на отдельной группе лиц. Особенно ярко это прослеживается в области права, ведь в случае правовой ресоциализации подразумеваются именно осужденные лица – как нуждающиеся в повторной интеграции в общество. Отметим, что их возвращение в социум должно происходить под влиянием уже других норм и на основе других представлений и ценностей, чем те, которые были усвоены ими ранее. Понятие «правовая ресоциализация» производное от понятия «правовая социализация», поэтому определение данного термина поможет лучше понять саму суть ресоциализации. По мнению О. Скакун, правовая социализация является взаимным правовым развитием общества и личности: с одной стороны, индивид приспосабливается к существующим нормативным правовым стандартам, а с другой, обладая широкой автономией в определении и выборе ценностей, он выбирает наиболее соответствующие его убеждениям модели поведения [46, с. 133-141]. Правовая социализация – это процесс накопления знаний о нормативной системе права с одновременным формированием такой системы ценностей, в которой сама нормативная система права воспринимается как ценность. Российские исследователи Ю. Кузнецов и И. Салмина выделяют три этапа правовой социализации: восприятие права через призму моральных требований как морального императива; восприятия нравственным сознанием норм права в виде закона; восприятие права как нравственной ценности [25, с. 431-438]. Сбой на каждом этапе правовой социализации может стать причиной девиантного поведения индивида. И даже больше: в будущем именно это гуманитарное направление и может вызвать потребность правовой ресоциализации. Иными словами, ресоциализация имеет место тогда, когда социализация не была достаточно успешной, и, по сути, является коррекцией ее предварительных результатов. Социальный психолог Э. Фромм в своих трудах определял ситуацию, при которой индивид желает действовать таким образом, которым он и должен действовать в соответствии с требованиями общества, то есть когда внутренний императив и внешние требования поведения совпадают в действиях (или воздержании от действий) конкретного лица. Это и определяет успешность правовой социализации (ресоциализации). По Э. Фромму правовую социализацию можно охарактеризовать как замену правомерного поведения по принуждению на правомерное поведение по собственным убеждениям, изменение поведения с ситуационно правомерного на объективно правомерное [56, с. 120]. В правовой плоскости разница между понятиями «социализиция» и «ресоциализация» состоит, по нашему мнению, прежде всего, в кругу нуждающихся ее субъектов: если правовая социализация является вынужденной потребностью каждого человека (ведь он существует в обществе, то есть в кругу определенных поведенческих стандартов), то ресоциализация необходима и предназначена для отдельного круга лиц с отклонениями в поведении (девиантов). Долгое время ресоциализация находилась преимущественно в сфере социальной реабилитации (образование, трудоустройство, спорт, организация досуга) и практически не регламентировалась правовыми нормами. На протяжении существования такой тенденции ресоциализация была достаточно «фрагментарной». Наличие же четкой правовой базы, регламентирующей ресоциализацию, позволяет определить ее цели, средства, компетенцию органов государственной власти, учреждений исполнения наказаний, позволяет планировать бюджет с учетом потребностей соответствующих институтов и т.п. Анализ научных источников позволяет выделить три основных подхода к пониманию ресоциализации с функциональной точки зрения: как процесс, как цель и как деятельность. В большинстве исследованных нами источников ресоциализация понимается именно как процесс. На наш взгляд, этот процесс является динамичным, а потому условно можно выделить две его стороны – внутреннюю (субъективную) и внешнюю (объективную). Под внутренним процессом целесообразно рассматривать внутренне обусловленную активную деятельность субъекта, которая выражается в осознании им некорректности, противоправности, общественной вредности и опасности поведения, в желании откорректировать собственное поведение, а также в сознательном исправлении, усвоении новых норм, ценностей, ролей, навыков, вместо устаревших или усвоенных не в полной мере, в повторном усвоении и совершенствовании социально желательных навыков и т. Д. Внешний процесс заключается в совершении действий другими субъектами – государством (через соответствующие предприятия, организации, учреждения), общественными объединениями, социальными институциями и т. п. В этом случае индивид выступает объектом, на которого направляется ряд соответствующих мер воздействия. Ученый Л. Каирбаева объясняет ресоциализацию как длительный процесс, в основе которого лежит комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у осужденного способности и готовности к включению в обычные условия жизни общества после освобождения [21, с. 41-46]. Процесс ресоциализации имеет некоторую временную протяженность и включает несколько стадий. Именно наличие определенных этапов и конкретных действий на каждом из них свидетельствует в пользу понимания ресоциализации как процесса. Так, исследователи предлагают рассматривать понятие ресоциализации как процесс, состоящий из органически взаимосвязанных этапов, на которых различные субъекты осуществляют комплексное воздействие на лиц, совершивших преступление. Традиционно выделяют два основных этапа ресоциализации – пенитенциарный (во время отбывания наказания) и постпенитенциарный (адаптация после освобождения). В контексте проблемы исследования будем рассматривать ресоциализацию с точки зрения работы с делинквентом (лицо, нарушившее установленный закон). В пенитенциарной педагогике под перевоспитанием осужденных понимается двусторонний педагогический процесс, включающий совместную целенаправленную деятельность субъекта по организации системы внешних воздействий и деятельность объекта (осужденных) по усвоению данных воздействий. Сегодня ресоциализацию по отношению к девиантам (делинквентам) рассматривают в социологии, социальной педагогике и психологии, а также в юридических и криминологических науках. В социологии предлагают рассматривать ресоциализацию как коррекцию отклоняющегося от нормы процесса социализации [23, с. 14]. И.И. Саламатина представляет ресоциализацию воспитанника пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних как средство и результат качественно нового социального формирования несовершеннолетних на основе существующих новых условий жизнедеятельности и целенаправленного взаимодействия в условиях исправительных учреждениях [44]. Так, под ресоциализацией несовершеннолетнего осужденного Б.А. Пайзулаева понимает педагогически ориентированную комплексную систему психологических, социально-воспитательных, профессиональных, юридических и медицинских мер воздействия, направленных на восстановление личностного и социального статуса подростков, их индивидуальной и общественной ценности, нарушенных функций организма и трудоспособности, с целью его включения в социальную жизнь после освобождения из пенитенциарного учреждения [38, с. 16]. Ресоциализация осужденных может рассматриваться как процесс аккультурации, когда заключенные, впервые отбывающие наказание, вынуждены приспосабливаться к совершенно новой для них социокультурной среде пенитенциарного учреждения. На наш взгляд, такая трактовка определяет лишь один из этапов ресоциализации, а именно пенитенциарный. Под ресоциализацией предлагают также понимать процесс исправления осужденного, формирование у него правопослушного поведения, стимулирования жизненной позиции, соответствующей социальным нормам, на основе восстановления, сохранения и развития социально полезных качеств и связей и дальнейшей адаптации к самостоятельной жизни на свободе. Ресоциализация является сложным процессом с «этапами, комплексом мер, методиками и техниками целенаправленного воздействия (в плоскостях личности, группы, организации, общины, общества)», который рассматривается, с одной стороны, как теоретический концепт, а с другой – как сфера практической деятельности – социальной работы. В юридических науках ресоциализация понимается как процесс повторного внедрения девианта (бывшего преступника, несовершеннолетнего правонарушителя, осужденного) в систему существующих в обществе представлений о ценностях [54, с. 269-273]. Особое место среди концепций понимания ресоциализации занимает и та, в соответствии с которой ресоциализация рассматривается как основательное изменение, трансформация личности, осознанное видоизменение поведения, приобретение новой социальной идентичности. Такая концепция имеет ярко выраженный социологический характер и, на наш взгляд, может считаться одним из проявлений внутренней стороны процесса ресоциализации, ведь, как отмечалось выше, внутренний процесс ресоциализации требует от индивида приложения усилий для достижения необходимого эффекта. Не вызывает сомнений, что такая трансформация происходит не только базируясь на желания индивида, но и в большой степени под влиянием институтов, задачей которых и есть возвращение деликвента в социум. Условием успешной ресоциализации является наличие социальной базы, на основе которой достигается приобретения правонарушителем новой социальной идентичности. Целенаправленное воздействие осуществляется на внутренние установки личности со стороны социальных институтов и отдельных индивидов в форме комплекса различных мер воздействия. Таким образом, взаимодействие между лицом и социальной средой является активной деятельностью и осуществляется через группы принадлежности, общественные институты и социальные нормы. Некоторые исследователи обосновывают положение, согласно которому ресоциализация может быть не только способом достижения цели (коррекции поведения, приобретения лицом социально желательных черт), но и собственно целью (повторная интеграция в общество). Ресоциализация личности может быть целью деятельности общественных институтов, социальных групп, и «в случае несрабатывания традиционных агентов социализации помощь в ресоциализации должен осуществить работник социальной службы. Ресоциализация – это цель исправления осужденного, формирование у него правопослушного поведения, стимулирования занять соответствующую социальным нормам жизненную позицию путем восстановления, сохранения и развития социально полезных качеств во время отбывания наказания и социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. Как цель и результат ресоциализация «измеряется» своеобразными критериями, такими как, например, уровень сформированности определенных социально-психологических характеристик. Ресоциализация является конечной целью применения уголовного наказания, предшествует которой процесс исправления лица. Отметим, что для обозначения исследуемого нами понятия в научной литературе используются различные термины: социальная адаптация, социальная реабилитация, ресоциализация, исправление, перевоспитание. Кроме того, ряд ученых рассматривает ресоциализацию как деятельность (профессиональную и непрофессиональную). Ресоциализация является системой социально контролируемых процессов целенаправленного воздействия через комплекс государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения асоциальных установок, ценностных ориентаций правонарушителя, коррекции его противоправного поведения, что обеспечивает устойчивость социализации личности [13]. Представители педагогического подхода видят суть ресоциализации в целенаправленной, комплексной, педагогически ориентированной системе воспитательного воздействия, направленной на преодоление в социально-неадаптированной личности асоциальных и создание социально-нравственных установок поведения и деятельности [45, с. 42-49]. Анализ иностранных источников дает основания считать, что ресоциализация рассматривается в зарубежной практике в основном с позиции социологии и психологии – как процесс изменения сознания, чувств, формирование новой структуры поведения, системы ценностей, положительной Я-концепции, включения личности в общественно полезную деятельность. Большинство государств Европейского Союза определяют ресоциализацию как совокупность мер, осуществляемых в течение исполнения наказаний, результатом которых является возможность осужденного адаптироваться к общепринятым стандартам поведения, а также дальнейшее его удержание от совершения противоправных действий. Важным аспектом ресоциализации есть не так принудительное отучения индивида от отрицательных навыков, как нейтрализация асоциальных установок на основе нового положительного социального опыта. Рядом с этим отмечается, что ресоциализация является базовой задачей исполнения наказания. Ресоциализацию также рассматривают как совокупность мер коррекции социального поведения и социальной реабилитации осужденных, которая направлена на продвижение модели правомерного поведения, на создание информационного поля для осознания и принятия ими традиционных социальных ценностей и достижения целей наказания [10, с. 18]. Таким образом, социальная работа с бывшими заключенными может рассматриваться как коррекционный процесс – процесс ресоциализации, на каждом этапе которого соответствующими субъектами (учреждениями, организациями, предприятиями, общественными формированиями) осуществляются целенаправленные меры (организационно-правового, педагогического, психологического, медицинского характера) для возвращения девианта в систему выработанных обществом ценностей и/или привития ему морально-ценностных установок, что, в итоге, приводит к осознанной добровольной правопослушности и восстановлении в социуме как полноценной личности. 1.2 Социальная работа с освобожденными от наказания: история и современность Цельной концепции ресоциализации до сих пор не выработано не только в России, но и в других странах. В уголовно-исполнительной науке и практике применительно к осужденным и освобожденным нередко используются и иные сходные, но отличные от ресоциализации понятия: «исправление», «социальная реабилитация», «социальная адаптация» и т.д. Однако некритическое их использование вносит путаницу не только в теорию, но и в законодательство, и в итоге способствует постановке перед уголовно-исполнительной политикой нереалистичных и даже недостижимых задач. Между тем для смешения этих понятий нет оснований. Как сказано выше (что, в общем, давно известно), ресоциализация в буквальном смысле означает восстановление позитивных социальных связей осужденного. Исправление также направлено на это, однако о единстве исправления и ресоциализации можно говорить лишь при непосредственном нахождении человека в общности, где он должен социализироваться. Понятно, что это возможно лишь при наказаниях, не связанных с изоляцией от общества. При лишении свободы исправление – лишь создание субъективных (мотивационная сфера) и объективных (формирование внешних личностных качеств) предпосылок ресоциализации. Констатация противоречия между «идеальным осужденным» и «идеальным гражданином» давно уже стала общим местом в пенитенциарной науке. Столь же некорректно возлагать на труд осужденных в местах лишения свободы задачу «трудовой адаптации»: нельзя научиться плавать, не находясь в воде. Наконец, совершенно неприемлемым выглядит использование в этой связи понятия «социальная реабилитация». Сущность последней – восстановление несправедливо ущемленного правового и социального статуса, доброго имени, репутации. В этом значении о реабилитации справедливо говорится, в частности, в ст. 5 УПК РФ, в иных законодательных актах. При исполнении наказания в виде лишения свободы правильнее говорить не о непосредственной ресоциализации в указанном выше смысле, а о подготовке к ней, о создании ее объективных и субъективных предпосылок. О совпадении процессов ресоциализации и исполнении наказания можно говорить лишь применительно к наказаниям без изоляции от общества. Единство ресоциализации и реализации альтернативных мер усматривается и из многих международных документов. Как известно, советское законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний именовалось «исправительно-трудовым». Такой подход, помимо прочего, не только служил средством идеологического обеспечения широкого «трудоиспользования» больших масс заключенных в многочисленных лагерях и колониях, но и создавал предпосылки для непосредственной постановки задачи продолжения «исправления трудом» и после освобождения. Не случайно поэтому соответствующие нормы закреплялись в исправительно-трудовом законодательстве уже первых лет Советской власти, и органам НКВД – МВД принадлежала в этом не последняя роль. Хотя уже в тот период предполагалось их тесное взаимодействие с иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественностью. В отличие от советского исправительно-трудового законодательства уголовно-исполнительное право постсоветских государств непосредственно не включает в свой предмет отношений постпенитенциарной социальной адаптации, ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы. В этом плане характерно положение ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ о том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, помимо прочего, устанавливает «порядок оказания помощи освобождаемым лицам» [4].Тем самым уголовно-исполнительный закон ясно не включает в сферу своего регулирования помощь уже освобожденным осужденным, как это было присуще ранее действовавшему законодательству. В целом, можно с сожалением констатировать, что по сравнению с работой по подготовке к освобождению, проводимой в исправительных учреждениях, на общегосударственном уровне отношения по ресоциализации (социальной адаптации) лиц, освободившихся из мест заключения, пока законодательно не урегулированы. Конечно, нельзя сказать, что такая работа не проводится вовсе. Так, в соответствии с законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» вопросы трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, входят в компетенцию федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также соответствующих служб занятости [5]. На сегодня фактически нет специальных органов или служб, целенаправленно и комплексно занимающихся трудовым и бытовым устройством лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Между тем, например, в России ежегодно 50-60 тыс. чел. освобожденных нуждаются в трудовом и бытовом устройстве, из них 5-6 тыс. не имеют постоянного места жительства. Так, рецидивная (повторная) преступность в течение трех лет после освобождения, по нашим данным, полученным по Сибири, составляет около 30 % после колоний строгого режима и свыше 50 % – после колоний общего режима [16, с. 28]. В законодательстве (как российском, так и иных постсоветских государств), в том числе в Жилищном и Трудовом кодексах не существует каких-либо особых правовых гарантий в части предоставления жилья и трудоустройства лиц, освобожденных из исправительных учреждений [2; 3]. Как следствие этого, бытовая и трудовая неустроенность, слабые связи со средой и трудности их восстановления являются особенностью положения лиц этой категории. В процессе поиска работы и средств к существованию они более подвижны, чаще меняют место временного жительства и работы. Поэтому среди освобожденных, совершивших повторные преступления, значительную долю составляют лица, сменившие место жительства в течение года после освобождения, и без определенного места жительства. Примерно каждый шестой из освобожденных из мест лишения свободы, несмотря на получение в учреждении необходимых документов (и прежде всего – паспорта), фактически «выпадает» из системы официальных отношений, не «легализуясь» по месту жительства и работы. В общей сложности к трудностям, возникающим у осужденных после освобождения, можно отнести: ограничения в регистрации освобождаемых в некоторых населенных пунктах; отсутствие у освобождаемых возможности трудоустроиться по имеющейся специальности; нежелание некоторой части освободившихся работать после освобождения; существующие низкие заработки в исправительных колониях, не позволяющие создать резерв средств для жизни на свободе на первое время; неудовлетворительные отношения освободившихся с членами семьи и родственниками; отрицательное влияние антиобщественных связей на свободе; отсутствие жизненных планов у освободившихся на будущее; увеличение числа больных туберкулезом и иными тяжелыми инфекционными заболеваниями, отсутствие должного взаимодействия в этой деятельности с представителями администрации исправительного учреждения, правоохранительными структурами, органами социальной защиты населения, органами местного самоуправления общественными объединениями [27, с. 382-385]. 1.3 Роль проектирования процесса ресоциализации граждан, освобожденных из мест лишения свободы в организации социальной работы Социальная работа осуществляется посредством применения технологий. Социальные технологии могут б....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Содержание процесса социализации несовершеннолетних осужденных и несовершеннолетних освободившихся из мест лишения свободы
- Основы правовых и организационных аспектов социальной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы
- Сущность основных понятий в сфере социальной работы с лицами пожилого возраста