VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность основных понятий в сфере социальной работы с лицами пожилого возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003620
Тема: Сущность основных понятий в сфере социальной работы с лицами пожилого возраста
Содержание
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления



Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа)

ТЕМА: «Совершенствование механизмов социальной работы с лицами пожилого возраста (на примере Яшкинского района Кемеровской области)»



Руководитель ВКР:
Барсуков И.Е., доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н.
__________ «_____»__________ 2017 г.
  (подпись)

Выполнена студентом 4 курса
форма обучения очная
направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Жилиной Еленой Игоревной
__________ «_____»__________ 2017 г.
    (подпись)

Консультант:
Ф.И.О. _______________________________
уч. степень и звание ___________________
__________ «_____»___________ 2017 г.
   (подпись)

Работа допущена к защите:
зав. кафедрой Клейнхоф И.А.
___________ (подпись) «_____»______________ 2017 г.



          Работа защищена                                            Оценка
      “_____”_____________2017 г.                     “______________________”

Председатель ГЭК д.э.н., профессор Еремин В.И. _______________________
                                          (подпись)



2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 
1.1. Сущность основных понятий в сфере социальной работы с лицами пожилого возраста
1.2. Особенности и технологии социальной работы (обслуживания) с лицами пожилого возраста
1.3. Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания лиц пожилого возраста
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЯШКИНСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика Центра социального обслуживания Яшкинского района Кемеровской области
2.2. Анализ деятельности центра социального обслуживания с гражданами пожилого возраста в Яшкинском муниципальном районе 
Кемеровской области
2.3. Эффективности технологий социального обслуживания пожилых людей в Центре социального обслуживания Яшкинского муниципального района Кемеровской области
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В ЯШКИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Выявление основных проблем в деятельности Центра 
социального обслуживания
3.2. Рекомендации по совершенствованию социальной работы 
с пожилыми людьми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА	7
1.1.	Сущность основных понятий в сфере социальной работы  с лицами пожилого возраста;	7
1.2.	Особенности и технологии социальной работы (обслуживания) с пожилыми людьми	13
1.3.	Нормативно-правовое регулирование социальной работы и социального обслуживания граждан пожилого возраста	23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЯШКИНСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ	31
2.1. Характеристика Центра социального обслуживания	31
Яшкинского района Кемеровской области	31
2.2. Анализ деятельности центра социального обслуживания с гражданами пожилого возраста в Яшкинском муниципальном районе Кемеровской области	40
2.3 Эффективности технологий социального обслуживания пожилых людей в Центре социального обслуживания Яшкинского муниципального района Кемеровской области	50
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В ЯШКИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ	62
3.1. Выявление основных проблем в деятельности Центра социального обслуживания;	62
3.2. Рекомендации по совершенствованию социальной работы с пожилыми людьми.	62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	62
ПРИЛОЖЕНИЯ	63

ВВЕДЕНИЕ

     Современными исследователями довольно часто рассматривается одна из наиболее значимых проблем современности – проблема старения населения. Последствием процесса старения является рост потребности в социальной работе и социальном обслуживании, сущность которых будет рассмотрена в данной работе.
     Актуальность темы обуславливается большой долей пожилых людей, в соответствии с демографической тенденцией старения населения в последние десятилетия, а также, такими факторами, как:
* увеличение продолжительности жизни требует наибольшего внимания и участия в жизни пожилых людей учреждений социального обслуживания;
* исследование проблем, свойственных для пожилых людей, дает возможности искать более эффективные технологии по оказанию продуктивной социальной помощи;
* необходимости формирования и развития базы для профессиональной подготовки социальных работников, которые контактируют с пожилыми людьми.
     В работе с пожилыми людьми влияет ряд факторов социального и психологического характера, которые связаны с образом жизни, уровнем жизни, возможностями и желанием заниматься трудовой деятельностью, состоянием здоровья и социально-бытовыми условиями.
     Всё больше растёт спрос на услуги постоянного ухода на дому, медицинские услуги, что очень затратно для пожилого человека и его семьи. Из этого следует то, что требуется более эффективная работа учреждений социального обслуживания по организации помощи пожилым людям.
     Следовательно, есть необходимость изучать деятельность учреждений, которые занимаются социальным обслуживанием пожилых людей.   ,в данной работе рассмотрена деятельность Центра социального обслуживания Яшкинского района Кемеровской области.
      Проблемы общественного и социального статуса пожилых людей, их роли и места в семье, решение вопросов медико-социальной реабилитации, социальных работ, обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми в настоящее время приобрели чрезвычайно важную теоретическую, и еще в большей мере, практическую значимость.
 ((Происходящие в стране кризисные явления обостряют  воздействие негативных последствий рыночных преобразований на социальное положение пожилых людей. В результате социальных изменений проявились многие социальные проблемы старшего поколения, произошло значительное ухудшение здоровья и качества жизни пожилых людей на фоне явно недостаточного для полноценной жизни среднего размера пенсии. Коммерциализация социальной сферы, особенно в здравоохранении, растущее имущественное расслоение, снижение жизненного уровня привели к образованию среди пожилых людей значительного слоя, находящегося на грани или за чертой бедности, к принципиальным изменениям в их социальном положении.))
     Предметом данного исследования являются механизмы социальной работы с лицами пожилого возраста на примере Яшкинского муниципального района Кемеровской области.
     Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых людей.
     Целью данной работы - разработать рекомендации по совершенствованию механизмов социальной работы с лицами пожилого возраста на примере Яшкинского района Кемеровской области
     Основные задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты организации социальной работы с пожилыми людьми;
2) Изучить нормативно-правовое регулирование социального обслуживания лиц пожилого возраста; Составить характеристику (Предназначение)  Центра социального обслуживания Яшкинского района Кемеровской области;
3) На примере Яшкинского района Центра социального обслуживания Кемеровской области изучить особенности организации социальной работы с пожилыми людьми;
4) Проанализировать требования к профессиональным и личностным качествам людей, работающих в сфере социальной работы с пожилыми людьми; 
5) Проанализировать деятельность Центра социального обслуживания с гражданами пожилого возраста в Яшкинском муниципальном районе Кемеровской области;
6) На основе выявленных проблем разработать мероприятия по совершенствованию технологий социальной работы с пожилыми людьми в Центре социального обслуживания Яшкинского района граждан Кемеровской области.
     
     Для решения поставленных задач дипломной работы  был использован комплекс методов:
* теоретические: анализ литературы, систематизация, обобщение;
* эмпирические: анкетный опрос, описательный качественно-количественный анализ



1) рассмотреть понятие, сущность и содержание социальной работы с лицами пожилого возраста;
2) проанализировать современные социальные проблемы граждан пожилого возраста;
3)  Рассмотреть технологии и методы работы с людьми пожилого возраста.
4) Разработать анкету для опроса данной категории людей, проверить её в действии и сделать выводы об её эффективности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность основных понятий в сфере социальной работы 
с лицами пожилого возраста;

     Многие десятилетия в развитых странах мира наблюдалась социально-демографическая тенденция возрастания доли пожилых людей. По данным Росстата в России ситуация начала изменяться в июне 2013 года, когда уровень рождаемости стал приблизительно равен уровню смертности. 
     Старение человека - это сложный процесс, в котором биологические факторы очень связаны с социальными. Из них значительную роль играет положение пожилого человека в обществе, государственная политика страны в организации медицинской и социальной поддержки пожилым людям.
     В  социологических науках четко выявляется повышение интереса к проблеме старения человека и к качеству его жизни в пожилом и старческом возрасте, что связано с растущей продолжительностью жизни. В настоящее время процесс старение населения, как и проблемы пожилых людей является одним из основных вопросов, беспокоящих все без исключения страны мира.  
     Российский геронтолог Богомолец А.А. определяет, что: «…главный фактор старения – это нарушение гармонии в физиологических 
процессах организма. Он показал, что в старости для человека характерно 
снижение приспособления жизненных функций к условиям внешней 
среды…» [45, c.122]Я.
     На рисунке 1.1. мы видим классификацию возрастов по Всемирной организации здравоохранения. [16, c.182].Я

Рис.1.1. Классификация возрастов по Всемирной организации здравоохранения

     Российский ученый в сфере социальной работы и социальной политики Евдокия Ивановна Холостова предлагает нам использовать следующую схему классификации:

Рис.1.2. Классификация возрастов
     Также, в социальной сфере используется классификация пожилых, позволяющая выделять следующие возраста:
1) 61 - 74 года – пожилые люди;
2) 75 - 90 лет – старческий возраст;
3) более 90 лет – долгожители.



Изучение классификаций возрастов, а также выделения границ пожилого возраста говорит о том, что единой точки зрения на это не существует. Однако можно выделить границы, характеризующиеся общепринятыми возрастными границами, психологическими отношениями людей к своему возрасту и биологическими свойствами организма.
     Рассмотрим таблицу 1.1. В ней показана численность населения Российской Федерации по данным Росстата с 2011 по 2016 года, а также доля численности населения в возрасте старше трудоспособного, а именно мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины - 55 лет и старше. [Росстат]

Таблица 1.1. Численность населения Российской Федерации

     Исходя из данных таблицы, можно сказать, что доля численности населения в возрасте старше трудоспособного, с каждым годом увеличивается. В 2011 году – 22,3%, а в 2016 году уже 24,6%. 
     На сегодняшний день  ни одно государство  не сможет обойтись без специалистов в области социальной работы. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане. Они смягчают социальную напряженность, а также участвуют в разработке законодательных актов, которые более полно выразить интересы различных слоев населения.
     
     Процесс старения приводит к росту численности людей пожилого возраста, что и выводит их проблемы на первое место. Чем больше 
пожилых людей – тем больше разноплановых проблем, которые 
должно решать прежде всего государство, на благо которого 
трудились люди, выходящие на пенсию. Выход на пенсию – переломный 
момент в жизни пожилого человека, когда он принимает решение
прекратить работу, это означает, что на первое место для него выходят проблемы социальной адаптации. [41, c.55].
     Социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации. Холост с.515
     Чтобы человек чувствовал себя комфортно в окружающей обстановке, для него просто необходима социальная адаптация, которая позволит 
ему действовать и удерживаться в круге общения, не считая, что жизнь 
на этом заканчивается.
     Социальная политика с лицами пожилого возраста реализуется по трем направлениям, представленным на рисунке 1.2 [14, c.31].
     
Рис. 1.3. Социальная политика в отношении людей пожилого возраста
     Социальная работа представляет собой профессиональную деятельность, главной целью которой считается содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных 
трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и 
реабилитации, в которой часто личные качества определяют 
эффективность работы. Основа выбора профессии человеком – это, прежде всего призвание, которое определяет сочетание духовно-нравственных качеств потенциального специалиста и его предрасположенности
к социальной работе.
     В целом система социальной работы с гражданами пожилого возраста представлена на рисунке 1.3.
    
     Рис.1.3. Социальная работа с людьми пожилого возраста
     Обязательным элементом системы социальной работы с пожилыми гражданами является социальное обслуживание. Оно представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, 
психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Социальное обслуживание является технологией, направленной на решение личных проблем человека, начиная с элементов общения и до получения услуг. Оно реализуется через деятельность служб по поддержке, оказанию услуг и материальной помощи, проведению адаптации и реабилитации, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
     В сфере предоставления социальных услуг в широком смысле слова под социальным обслуживанием понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. А под социальными услугами понимаются «…действия по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности…».
     В настоящий момент важным является совершенствование института социального обслуживания и внедрение инновационных технологий предоставления социальных услуг. По мнению Т. К. Луговской и 
А. В. Базаровой, к мерам повышения качества жизни пожилых людей за счет социального обслуживания относятся: стимулирование пожилых к росту их активности, самореализации; создание клубов по интересам; создание и внедрение инновационных форм социальной работы. (Луговская, Базарова, 2014: 138).
     Эффективный институт социального обслуживания пожилых людей способен противодействовать негативному влиянию социальных рисков при условии его системного совершенствования. Как пишет М. В. Корнилова, «…функции института социальной защиты целесообразно дополнить защитой наиболее уязвимых категорий населения (пожилых людей) от типичных для них социальных рисков, усиливающихся в конкретные периоды, особенно при структурных социальных трансформациях…» (Корнилова, 2015: 13). 
     Е. Н. Касаркина и Ю. А. Тузова утверждают изначальную объективную ориентацию института социального обслуживания на исключение социально-рисковых ситуаций в жизни пожилых людей (Касаркина, Тузова, 2013: 187).
      
1.2. Особенности и технологии социальной работы (обслуживания) с пожилыми людьми 

     Благополучие человека в пожилом возрасте обусловлено влиянием различных факторов. Большое значение приобретает сохранение здоровья, возможность самостоятельно себя обслуживать, длительно передвигаться. Также имеет место экономический фактор, выражающийся в уровне благосостояния, наличии желаемого материального дохода. 
     Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение в прошлом и настоящем, особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой области опираться на научный подход. Поэтому существует необходимость индивидуального подхода в работе с пожилыми.
     Следует отметить, что всех пожилых и престарелых людей нельзя объединять в одну возрастную группу. Нужно учитывать состояние физического и психического здоровья, факторы старения. Порой работающая или только что вышедшая на пенсию женщина, которой может быть лет шестьдесят, ещё относительно полна сил заботиться о своих восьмидесятилетних родителях, чьё здоровье может быть действительно очень слабым. 
     Изменение социального статуса пожилого человека вызывается прекращением активной трудовой деятельности, изменением ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Прежде всего, утрачивается социальная полнота жизни. Хоть эти изменения происходят постепенно, у пожилых людей возникают психологические проблемы.  Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако они заполняют собой всё его индивидуальное пространство и время. Например, приход врача - это событие, которое может заполнить весь день. 
     Один из самых негативных факторов, влияющих на социальное самочувствие пожилых людей, на состояние их здоровья, на психологическое восприятие происходящих событий, - это одиночество. Потому одиночество для них может быть особо болезненно. Пожилым людям нужно обязательно давать возможность заниматься каким-либо важным и полезным делом. [Денисов С. Б., Тужилкина Е. Н.]
     Теперь перейдём к учреждениям социального обслуживания пожилых и старых людей. В Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях реализуется новый подход к созданию сети учреждений, призванных удовлетворять потребности пожилых людей в социальных услугах. Характерными чертами такого подхода, отвечающего требованиям гражданского общества, являются сочетание специализированной социальной помощи с оказанием комплекса множества дополнительных, в том числе социокультурных, досуговых услуг; развитие, наряду со стационарным, полустационарного и внестационарного обслуживания пожилых людей и расширение сети соответствующих учреждений; соединение возможностей специализированных учреждений с мощной социализирующей поддержкой со стороны семьи и общественных организаций.  Также существует практика социального обслуживания на дому (постоянного или временного), основной целью которого является максимальное продление нахождения пожилых людей в привычной для них обстановке, поддержание их личностного и социального статуса, защита их прав и законных интересов.
     Когда пожилой человек попадает в отдел социальной службы, он становится клиентом. Его появление означает, что наступает ответственность социального работника по совершению действий ради него.
     Организационно-методическая социальная работа с пожилыми и старыми людьми включает в себя: определение проблематики пожилого человека; постановку социального диагноза и планирование социальной помощи; объединение усилий с другими специалистами с целью наиболее полного разрешения возникшей проблемы; социальную работу с семьей пожилого человека.
     Во время работы с пожилым клиентом, прежде всего, социальному работнику необходимо получить ответы на следующие вопросы: 
* в чём заключается проблема; 
*  почему она является проблемой; 
* почему эта проблема представляет важность на данный момент. 
     Перед тем, как приступать к последующим действиям, социальному работнику необходимо соответствующими вопросами снять пассивность клиента в принятии ситуации, восстановить его инициативу, добиваться сотрудничества с его стороны. [Хисматуллина З. Н.]
     Проблему следует диагностировать, для этого проводится небольшого интервью. Нужно охватить аспекты здоровья, повседневной жизнедеятельности, эмоциональные потребности клиента, выражающиеся в депрессии, тревоге или недостатке общения. Взвешивание всех этих фактов дает понимание степени трудности проблемы. Центральное место здесь занимает получение информации о клиенте, что возможно в результате обследования клиента, условий, в которых он живёт, особенностей питания, окружения, религиозных взглядов и духовных интересов.
     При диагностировании клиента социальному работнику необходимо:
     - определить значимость ситуации для клиента;
     - определить его сильные и слабые стороны;
     - уравновесить его желания и потребности;
     - согласовать предоставляемые услуги и приемлемые изменения у тех, кто связан с ситуацией клиента.
     Следующим этапом является фаза разработки стратегий:
     - по решению данных проблем;
     - по профилактике их появления в будущем;
     - по возобновлению или пополнению ресурсов, которые могут понадобиться при появлении проблем в будущем, которых не удастся избежать.
     Работа с семьёй является одной из основных составляющих в социальной работе с пожилым клиентом. Начинается с выявления особенностей семьи, её повседневной жизнедеятельности, внутрисемейных отношений, включая взаимоотношения поколений. Любые изменения в жизни пожилого человека, принятие каких-либо важных решений должны согласовываться с семьёй, нужно учитывать её реакцию на различного рода действия.
     Для вступления в контакт с пожилым клиентом социальный работник должен обладать рядом необходимых качеств. Отношения, в первую очередь, строятся на уважении, взаимопонимании, эмпатии и теплоте. Особое внимание нужно уделять людям, у которых общение затруднено. Перед началом разговора следует тактично установить, нет ли каких проявлений глухоты, слепоты, речевых трудностей. Очень важно проявлять терпимость к собеседнику.
     В начале обсуждения проблемы требуется прояснить следующие моменты:
     1) какие действия следует предпринять социальному работнику на начальном этапе решения проблемы;
     2) какие ресурсы потребуются;
     3) кто является участниками в обсуждении;
     4) какова желаемая цель и минимальная цель;
     5) какие будут дальнейшие действия;
     6) сколько потребуется времени.
     Одна из основных задач, которые стоят перед социальным работником – защита интересов клиента. Это система действий по его поддержке. Очень важна максимальная активность самого клиента. Пожилые люди могут потерять веру в свои силы, поэтому следует внушить им веру в себя, стараться как можно больше содвигать на активные действия, при этом, чтобы они чувствовали поддержку со стороны социального работника.
     Целевой подход - одна из форм непосредственной работы с клиентом. Значение целевого подхода состоит в том, что:
     - подход основывается на достижении соглашения и установлении контакта между социальным работником и клиентом;
     - клиент и социальный работник вместе определяют главную проблему и решают, с чего начать;
     - задается лимит времени, за которое планируется достигнуть каких-либо результатов;
     - действия, которые должны предприниматься в дальнейшем, разбиваются в индивидуальные задания и распределяются между клиентом и социальным работником;
     - анализ прогресса и установка следующего блока заданий позволяют вовлечь что-то из уже достигнутого, а это, в свою очередь, хороший способ повысить эффективность вмешательства в социальной работе.
     Целевой подход плохо применяется в случаях, где имеются проблемы в психическом здоровье клиента, тяжелые ментальные отклонения и дефекты, т.е. где сам клиент не способен принять проблему и то, как с ней работать. Во многих же других случаях этот метод достаточно полезен, он обеспечивает более четкую сосредоточенность на проблеме клиента. Также эффективно его применение в работе с членами семьи и представителями других профессий для выявления спектра трудностей и поиска решений. [Хисматуллина З. Н.]
     Обратимся к методам работы с людьми пожилого возраста.
     1. Метод беседы. 
     Беседа должна строиться на принципах доброжелательности, максимальной естественности и непринужденности. К ней необходимо готовиться: 
     1) ясно представлять цель; 
     2) разработать план беседы; 
     3) продумать примерные вопросы.
Принципами беседы являются:
     - Ограничение речи социального работника.
     - Социальный работник ни в коем случае не должен «давить» на клиента, давать ему или его действиям оценки, осуждать.
     К особенностям речи социального работника во время беседы с клиентом относятся:
     1) приближение к речи клиента, освобождение речи от профессиональных терминов;
     2) краткость и точность высказываний;
     3) встраивание в речь клиента самых простых вопросов для развития дальнейшего диалога.
     2. Метод ролевых игр. 
     Ролевая игра – это проигрывание участниками конкретной ситуации. Ситуации берутся из жизни, из практики семейных отношений и отражают определенную сторону этих отношений, как правило, содержащую конфликт. В ситуации излагаются исходные объективные данные, описываются действующие лица и их характеристики. Слушателям предлагается принять на себя роли действующих лиц и проиграть ситуацию так, как они себе её представляют.
     Роли могут быть пассивные (участник будет полностью следовать инструкции) или активные (даются только общие сведения, а участник имеет полную свободу действий).
     Примерные темы ролевых игр для пожилых людей определяются их социальными ролями в семье.
     3. Метод социально-психологического тренинга. 
     Предусматривает общее воздействие на личность, создает оптимальные условия для регуляции целостного организма, а также способствует повышению эмоциональной устойчивости участников группы.
     Этот метод оказывает активизирующий эффект, который обусловлен созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание пожилыми людьми того, какие индивидуальные и групповые психологические события разворачиваются в процессах межличностного общения, каким образом каждый из участников влияет на других, какова роль при этом совместной деятельности и какого её содержание.
     4. Метод самокоррекции. 
     Является высокоэффективным методом при работе с пожилыми людьми. Включает в себя ряд звеньев: принятие индивидом цели, учет условий деятельности, её программирование, оценку результатов и коррекцию. Реализация этих звеньев предполагает наличие определенного отношения пожилого человека к своим поступкам и действиям, рациональное использование своих индивидуальных возможностей. В основе самокоррекции действий и поступков лежат различные социальные механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании пожилыми людьми своих благоприятных возможностей, сильных сторон. [Хисматуллина З. Н.]
     Сфера деятельности социальных работников в решении разнообразных вопросов, связанных с пожилыми людьми, крайне обширна. Зачастую возникают неожиданные ситуации и проблемы, которые требуют моментального принятия решения. К социальным работникам предъявляются высокие требования. Как пишет кандидат экономических наук 
Хисматуллина З. Н.:  «…Он должен обладать следующими качествами: 
     - нравственность – потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро и приносить людям благо;
     - честность;
     - объективность – избегать излишней эмоциональности в оценке проблем клиента;
     - справедливость (несмотря на собственные симпатии и антипатии);
     - тактичность – качество личности, которой приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми или иными обстоятельствами, в которых они находятся;
     - терпимость – моральное качество, характеризующееся уважительным отношением к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей, умение принимать их такими, какие они есть;
     - внимательность и наблюдательность;
     - выдержка и самообладание;
     - доброта и любовь к людям;
     - коммуникабельность – способность быстро и правильно строить общение;
     - оптимизм и сила воли;
     - эмоциональная устойчивость – самообладание, способность к саморегуляции, что позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности;
     - стремление к самосовершенствованию;
     - творческое мышление...».
     Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения с пожилыми людьми. Они недоверчивы к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, быстрая речь также вызывают настороженность со стороны пожилого человека к социальному работнику и могут препятствовать установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.
     Никогда нельзя забывать о том, что самым острым напоминанием пожилому человеку о беспомощности, бесправности и полной зависимости служит отсутствие информации «по его делу». Проявляя интерес к мелочам повседневной жизни, которые так важны для них, предлагая им выбор, необходимо способствовать самостоятельности и активности хотя бы в делах обыденных, повседневных. Именно такой подход способствует формированию и укреплению в старых людях чувства комфортности, благополучия и благодарности к социальному работнику. Социальный работник обязан уже при первом знакомстве уведомить пожилого клиента о том, какими социальными полномочиями обладает в оказании ему помощи и разрешении тревожащих его вопросов.
     Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, требуют проведения определённых мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации личности его потенциала в старости.
     Итак, с наступлением пожилого возраста человек сталкивается с рядом проблем различного характера. Таковыми являются проблемы, связанные со здоровьем, изменение социального статуса, проблема одиночества, ухудшение материального положения, ограничение возможностей справляться в повседневном быту и другие. Оказанием помощи тем пожилым людям, которые в ней нуждаются, занимаются учреждения социального обслуживания. Также были рассмотрены технологии и методы работы с людьми пожилого возраста. Следуя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для специалиста по социальной работе, занимающегося проблемами пожилых людей, имеет значение целый ряд факторов социального и психологического плана, связанных с образом жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями. Для того чтобы работать с людьми старшего возраста, нужно знать их социальное положение в прошлом и настоящем, особенности психики, материальные и духовные потребности и в этой области опираться на научный подход.
     

1.3. Нормативно-правовое регулирование социальной работы и социального обслуживания граждан пожилого возраста

     Социальное обслуживание является самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения, которое охватывает
все виды социальной помощи престарелым, нетрудоспособным, семьям, имеющим детей. В соответствии со ст.1 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г., социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб,  которые  занимаются социальной поддержкой, оказывают социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги и материальную помощь, проводят социальную адаптацию и реабилитацию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
	Таким образом, социальное обслуживание имеет комплексный характер и охватывает многообразные виды социальных услуг, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, которые могут быть обусловлены болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей. В настоящее время правовое регулирование в области социального обслуживания рассматривается в качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защите населения. 
	Также, в этом Федеральном законе определяются принципы социального обслуживания, которые должны лежать в основе деятельности социальных работников:  
- адресность;
- доступность;
- добровольность;
- гуманность;
- конфиденциальность;
- профилактическая направленность.
     Социальное обслуживание пожилых людей осуществляется учреждениях, которые представлены на рисунке 1.4. 

Рис.1.4. Учреждения социального обслуживания
     В Федеральном законе от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» сказано, что социальный работник как исполнитель определенного вида деятельности обязан: «…Предоставлять качественные услуги согласно существующим требованиям или заключенному договору; своевременно предоставлять потребителю (клиенту) необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора; нести ответственность за нарушение прав потребителя…» . [2] 
	На сегодняшний день отношения по социальному обслуживанию граждан регулируют такие федеральные законы как: 
* от 2 августа 1995 г. № 122 ФЗ  «О социальном обслуживании 
 граждан пожилого возраста и инвалидов»; 
* от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
* от 12 января 1995 г. № 5 ФЗ «О ветеранах» и иные нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней. Ряд этих законов были приняты примерно в одно время и на определённом историческом этапе сыграли важную роль в развитии социального обслуживания.
     К международным соглашениям, на которых основываются принципы социальной работы, деятельность социальных работников, ратифицированные Российской Федерацией относятся:
* Устав ООН (принят 26 июня 1945 г. на Конференции ООН в Сан Франциско), в котором был провозглашен принцип равенства людей независимо от расы, пола, языка, религии: «…Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии…» (ратифицирован Верховным Советом СССР от 20 августа 1945 г.);
* Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) провозглашает права человека, независимо от этнической, религиозной, половой принадлежности: «…Все люди .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.