VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и особенности формирования цифровой экономики в российской федерации.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016149
Тема: Сущность и особенности формирования цифровой экономики в российской федерации.
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	5
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	8
1.1. Цель и основные задачи программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»	8
1.2. Электронное правительство как реализация цифровой экономики в системе государственного управления в Российской Федерации	15
1.3. Концепция «Умные города в Российской Федерации» как инструмент развития цифровой экономики в государственном управлении	22
2. ПРАКТИКА И АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»	27
2.1. Оценка Российской Федерации по критерию развития цифровой экономики	27
2.2. Проблемы и перспективы реализации программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»	44
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»	51
3.1. Зарубежный опыт в формировании цифровой экономики	51
3.2. Совершенствование управления реализацией программы развития цифровой экономики в РФ	56
3.3. Реализация концепции «Умные города в Российской Федерации»	66
3.4. Повышение качества электронного правительства в Российской Федерации	79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	89


ВВЕДЕНИЕ
    Переход на новую систему экономики невозможен без изменений в сфере управления, регламентирующей данный процесс. Для формирования в Российской Федерации цифровой экономики должен быть осуществлен переход от электронного правительства в цифровому. Важное отличие цифрового правительства от электронного заключается в осознании ценности всех данных для эффективного управления и принятия решений. Данное отличие хорошо демонстрирует определение, данное компанией «Гартнер» (Gartner): «Цифровое правительство – правительство, создаваемое и действующее так, чтобы использовать преимущества цифровых данных при оптимизации, трансформации и создании государственных услуг»1. 
    Несмотря на понимание ценности данных, в мире практически отсутствуют примеры стран, которым бы удалось полностью достигнуть поставленных целей по управлению и использованию данных. В настоящее время, государство является не только поставщиком данных, но и их пользователем. Для эффективности использования данных должна быть обеспечена их открытость. Однако открытость не означает публичность. Данные могут быть открытыми только для определенных организаций и структур. Для построения цифрового правительства государству необходимо строить высокоточные предсказательные модели, а для этого нужно обладать полной, достоверной и актуальной базой всевозможных данных. 
    Во всем мире в рамках хакатонов и различных конкурсов эксперты в сфере ИКТ и программирования сознают множество приложений на базе открытых данных, но в среднем через 2-3 месяца пользователи теряют к ним интерес. Механизм будет работать успешнее, если сначала государство осознает, как именно использовать данные для достижения определенной цели или решения задачи, а затем найдет исполнителей для данного приложения.
    Кроме того, необходимо объяснить предприятиям и населению, какие преимущества они получат после открытия информации и использования созданных приложений. Это обеспечит рост объема открытых данных и вовлеченности экономических агентов в системы цифровой экономики. Таким образом, для построения эффективного цифрового правительства и создания единой основы новой экономики (т.е. всеобъемлющей базы данных) России следует сосредоточиться на развитии механизмов открытости данных и осознании, что вся экономика должна быть ориентирована на данные. Развитие цифровой экономики должно происходить поступательно и не зависеть от внешних экономических факторов и смены администрации.
    Цифровая экономика представлена 3 следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:
1) рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);
2) платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);
3) среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность2.
    Целью исследования является изучение проблем и перспектив развития цифровой экономики в РФ. Тема рассмотрена на примере совершенствования электронного правительства и реализации концепции «умных городов» в РФ.
    Задачи исследования:
* определить цель и основные задачи программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»;
* рассмотреть электронное правительство как реализацию цифровой экономики в системе государственного управления в Российской Федерации;
* изучить концепцию «Умные города в Российской Федерации» как инструмент развития цифровой экономики в государственном управлении;
* оценить Российскую Федерацию по критерию развития цифровой экономики;
* выявить проблемы и перспективы реализации программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»;
* предложить направления реализации концепции «Умные города в Российской Федерации»;
* предложить направления повышения качества электронного правительства в Российской Федерации.
    Объектом исследования является цифровая экономика в РФ.
    Предметом исследования являются составляющие развития цифровой экономики в государстве.
    При написании работы использовались методы горизонтального и вертикального анализа, методы обобщения и систематизации, сравнительный анализ.
    Теоретическая база исследования представлена книгами и статьями, а также нормативно-правовыми источниками и информацией сети Интернет по вопросам развития цифровой экономики.
    





1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Цель и основные задачи программы «Цифровая экономика вРоссийской Федерации»
    Для поддержания национальных интересов, информационного и технологического суверенитета, а также конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене необходимо использовать цифровые технологии. Россия стратегически не только не может себе позволить отставание в развитии цифровых и других сквозных технологиях (сейчас отставание от стран-лидеров составляет 5–8 лет), но и должна воспользоваться случаем для того, чтобы сделав технологический рывок, приблизиться и в каких-то сегментах даже обогнать страны-лидеры.
    Развитие цифровой экономики в России возможно путём применения современных технологий: нейротехнологии, систему Big Data, искусственно интеллект, электронные алгоритмы на основе блокчейна, систему распределённого реестра, робототехнику, сенсорику, промышленный интернет, беспроводную связь, виртуальную и дополненную реальности.
    С целью реализации поставленных задач летом 2017 года была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Направление «Цифровая экономика» включено в перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, а также в Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. 
    Целями настоящей Программы являются:
1) создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;
2) создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и на высокотехнологичных рынках;
3) повышениеконкурентоспособностинаглобальномрынкекакотдельныхотраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.
    Цифровая экономика представлена 3 следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:
1) рынки и отраслиэкономики(сферы деятельности),где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);
2) платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);
3) среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность3.
    По словам президента В. Путина программа «Цифровая экономика РФ» призвана стать основой для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества в целом4.
    Согласно высказываниям Д. Медведева «Цель программы – организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни – и в экономике, и в предпринимательстве, как социальной деятельности и в государственном управлении, социальной сфере и в городском хозяйстве. Перевод экономики в цифру – вопрос нашей глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности. Горизонт исполнения программы 2024 год»5.
    К стратегической задаче государства внынешнихусловияхД. Медведев относитсозданиесовременнойсистемыгосударственногоуправления.«Чембольшеязанимаюсьгосударственнымуправлением,тембольшеощущаюеенесовершенство.Необходимоподуматьотом,какпоменятьэтусистемуибездраматизма,спокойно,неуклонно,твердозаниматьсяпреобразованиями»6.
    Схема взаимодействия участников программы «Цифровая экономика» представлена на рис. 1.
    Планируется, что программа будет дополняться соответствующими разделами по отраслям экономики (сферам деятельности). В связи с этим, предлагается уделить внимание электронной коммерции, включая создание российской платформы электронной торговли, логистической инфраструктуры интернет-торговли, обеспечение сертификации и лицензирования ввозимых товаров и услуг, обеспечение трансграничных платежей, в том числе с использованием национальной системы платёжных карт.
    В условиях создания зон свободной торговли в рамках ЕАЭС, ШОС и БРИКС государственное регулирование цифровой торговли становится важным направлением с точки зрения обеспечения защиты потребителей, соблюдения прав на интеллектуальную собственность, прозрачности и безопасности трансграничной интернет-торговли.

Рисунок 1. Схема взаимодействия участников программы «Цифровая экономика»7

    Кроме того, предлагается добавить «Сельское хозяйство» как одну из стратегических отраслей для России (как с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, так и получения доходов от экспортной выручки, которая уже в течение 2-х лет превышает объем выручки от экспорта вооружения), имеющей очень высокий потенциал для цифровизации – от цифровых систем мониторинга и контроля («точное земледелие» и «точное животноводство») на основе интернета вещей, до беспилотной сельскохозяйственной техники и беспилотных летательных аппаратов. Соответственно, должно быть предусмотрено финансирование на указанные направления.
    Основными направлениями успешного внедрения цифровой экономики необходимо ликвидировать препятствия для полноценного развития цифровой инфраструктуры, а также обеспечить поддержку технологий «Big Data», квантовых компьютеров, искусственного интеллекта и новых производственных методов.
    В соответствии с программой в России должно появиться десять высокотехнологичных предприятий и десять цифровых платформ для основных отраслей экономики, высшие учебные заведения будут выпускать более 120 тыс. специалистов в сфере IT в год, а «доля населения, обладающего цифровыми навыками», составит 40%8.
    Развитие цифровых технологий играют все большую роль в предоставлении государственных услуг. Возможности, которые стоят за дальнейшим развитием цифровых технологий, заставляют правительства, компании и отдельных потребителей адаптироваться к новой реальности. В этих условиях со стороны государства требуется пересмотреть процесс оказания государственных услуг. Потребитель становится не просто объектом, поглощающим воздействие со стороны государства в виде оказанных государственных услуг.Он трансформировался в равноправного государству субъекта, для которого важно качество оказываемых государственных услуг, выдвигающего свои требования и ожидающего соответствия качества государственных услуг этим требованиям.
    Если раньше государственные услуги оказывались в первую очередь как реализация государственного заказа, то теперь на первый план выходит клиент. Все действия государственных органов направлены на удовлетворение запросов потребителей. В случае неудовлетворения или же некачественного удовлетворения потребностей клиентов, никакая локация государственного органа не поможет, и один негативный пост в социальной сети может собрать больше просмотров, чем тщательно спланированное рекламное сообщение.
    Таким образом, первоочередной задачей создания цифровойсреды являются не суперинновации, а качественный клиентоориентированный подход. Например, в государственных органах он выражается в удобных услугах, простых процессах, оперативном решении клиентских запросов. Можно говорить о появлении новой философии деятельности государственных органов, которая заключается в ориентации на качественное удовлетворение запросов потребителей. Однако, несмотря на эту новую философию оказания государственных услуг, в деятельности государственных органов жёстко регламентирована все процессы: миллионы заявителей, миллиарды операций разного рода, и высока цена ошибки. В этой связи необходимо консолидация чётких процессов и клиентоориентированности.
    Одним из составляющих качественного оказания государственных услуг выступает использование новейших информационных технологий. Использование информационных технологий повышает интерактивность и эффективность общения с заявителями через официальные сайты госорганов, обеспечивает более широкий доступ к государственным услугам и в конечном счёте снижает затраты на их получение9.
    Цифроваяэкономикатребуеткачественного улучшения удалённых сервисов. Современный сервис государственных органов должен быть многоканальным, то есть доступным для клиента там, где ему это удобно. Эту возможность предоставляет современные технологии. Качественный государственный сервис должен быть доступен во всех форматах: офис, кол-центр, Facebook, Instagram, Telegram, WhatsApp, Viber, чат, электронная почта и в других сервисах, которыми массово пользуются потребители.
    Внедрение цифровых технологий направлено на то, чтобы потребители забыли обо всем, что лишено эмоций и интереса для них. Все, что направлено на удовлетворение запросов потребителей должно стать либо совсем «effortless» (то есть не требующим никаких усилий), либо эмоционально наполненным (люди должны захотеть этим воспользоваться – получать эмоции от процесса)10.
    Однако сохранятся те услуги, которые человек захочет получить у реального сотрудника. В государственных органах – это сложные услуги, такие как начисление и оформление пенсии, управление пенсионными отчислениями и т. д. Перед сотрудниками государственных органов в процессе оказания услуг уже сейчас поставлена главная задача, которая заключается в персонализированном подходе, в том числе и для того, чтобы иметь возможность рассказать обо всех тех функциях, которые клиенты могут получить удалённо. Ведь чем более продвинутое онлайн-обслуживание, чем больше функций, тем больше времени нужно инвестировать в то, чтобы помочь клиентам с ним разобраться.
    В ближайшее время львиная доля оказания простых государственных услуг перейдёт в каналы самообслуживания, просто потому что клиентам так будет удобнее. Количество потребителей, которым это интересно, постоянно растёт, и опыт развитых рынков говорит о том, что доля электронных государственных услуг может достичь 80%. 
    Хотя, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (пункт «в»)11, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна достигнуть значения не менее 70% к 2018 году. Госпрограмма «Информационное общество» устанавливает промежуточные показатели достижения этого указа. В 2015 году доля пользователей электронных государственных услуг должна была составлять 40%, в 2016 – 50%, в 2017 – 60%12.
    Использование информационных технологий повышает интерактивность и эффективность общения с заявителями через официальные сайты госорганов, обеспечивает более широкий доступ к государственным услугам и в конечном счёте снижает затраты на их получение13.
1.2. Электронное правительство как реализация цифровой экономики в системе государственного управления в Российской Федерации
    В настоящее время единого определения понятия «электронное правительство» нет, хотя многие нормативные правовые акты, в том числе и международные, используют данный термин. 
    Сложилось множество трактовок такого относительно нового состояния власти и государства в целом как «электронное правительство»14.
    Главной причиной является тот факт, что определения «электронного правительства» формулируются по разным принципам. 
    В мировой практике под «электронным правительством» понимают систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащую цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. 
    Стоит отметить, что «электронное правительство» не предполагает собой замены традиционных органов власти. Оно определяется как дополнительная возможность обеспечения взаимодействия с обществом на основе современных информационно-технологических и коммуникационных технологий. 
    На данный момент также не существует какого-либо стандарта, на основе которого происходило бы формирование «электронного правительства». Имеется лишь набор некоторых общих требований и инструментов, реализуя которые возможно построить информационное общество15.
    Создание электронного правительства предполагает создание электронного правления, развитие различных форм взаимодействия и вовлечение различных участников. В целом можно выделить четыре сферы проявления электронного правления. 
1) Электронные услуги (e-services). Под данным термином подразумевается предоставление в электронной форме правительственной информации, программ, стратегий и услуг. Они доступны 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Сюда также относятся предоставление услуг в электронной форме, электронная администрация и такие нововведения, как универсальное бюро услуг и доступ разным службам «через одно окно». 
2) Электронное управление (e-management). Оно касается внутренних информационных систем, поддерживающих управленческо-административные функции государственных учреждений, в том числе управление данными и информацией, ведение электронных записей и потоки информации между департаментами. Электронное управление несколько затруднено тогда, когда правительство организовано по принципу распределения работы по разным отраслевым сферам ответственности. Электронное правление требует новой организационной культуры, а также ориентации персонала на показатели деятельности, обслуживание потребителя и на участие граждан. Решение проблем электронного управления лежат в плоскости адаптации и интеграции процессов, происходящих во внутренних, не работающих непосредственно с общественностью подразделениях. 
3) Электронная демократия (e-democracy). Это проявление электронного правительства тяжелее всего вызвать и удержать. Электронная демократия представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента, помогающего устанавливать повестку дня и приоритеты государственной политики, вырабатывать политические меры и участвовать в их внедрении в консультативной форме (например, путем электронных консультаций или электронного голосования). Это касается мероприятий, повышающих степень участия граждан, в том числе виртуальных городских собраний, открытых совещаний, сбора отзывов, опросов общественного мнения и форумов общин. Обычно, после успешного внедрения электронного правления на местном уровне граждане могут формировать в Интернете альянсы на основании того или иного отношения к определенной проблеме. 
4) Электронная коммерция (e-commerce). Это понятие той стороны взаимодействия правительства с внешним миром, которая непосредственно касается бизнеса. Электронная коммерция предполагает обмен денег на правительственные товары или услуги через интернет. Например, граждане могут платить налоги или оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги, продлевать регистрацию транспортных средств или платить за программы отдыха, а правительство может закупить канцелярские принадлежности (через электронные государственные закупки)16.
    Итак, под «электронным правительством» следует понимать систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой административно-правовых институтов, входящих в общий механизм административно-правового регулирования и обеспечивающих как электронное взаимодействие внутри системы исполнительных органов государственной власти при исполнении государственных функций, так и прав, свобод и законных интересов физических лиц и организаций в сфере предоставления публичных услуг. Особенности указанной системы следует сформулировать и закрепить нормативными правовыми актами, а также отразить в принципах организации и функционирования исполнительной власти, ее органов, должностных лиц, государственных служащих.
    Электронноеправительство,какисамаконцепцияегоформирования,находитсяв настоящее время в развитии, что обусловлено реалиями современной жизни и, в частности, бурным развитиеминформационно-коммуникационнойсреды.Косновнымзадачамэтойсистемы относятся:
1) порождение новых форм взаимодействия с органами государственной власти; 
2) адаптация иулучшение механизма предоставления правительствомуслуггражданам и представителям бизнеса; 
3) поддержка самообслуживания граждан и расширение их возможностей; 
4) помощьвулучшениитехнологическойосведомленностииповышенииквалификации общества; 
5) повышениевовлеченностивсехизбирателейвпроцессыруководстваиуправления страной; 
6) ослабление влияния географического местоположения.
    Главная же цельтакогоправительства —с помощью Интернета предоставитьгражданам весь набор государственных услуг, максимально сократив при этом их взаимодействие с органами государственнойвластиивремянанего.Этозначит,чтоблагодарясозданиюэлектронного правительстваконтактсгосударствомможетстатьгораздопроще,быстрееиэффективнее,а ответственность власти перед своим народом при этом повысится, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию демократии. Однако стоит отметить, что электронное правительство — это не дополнениеинеидентичноеподобиеправительствавеготрадиционномпонимании.Оно всего лишьопределяетновыйспособвзаимосвязиобществаивластныхструктур,который основываетсянаактивномпримененииииспользованииинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ). 
    Отправным моментомдлясозданияэлектронногоправительствавРоссии можносчитать саммит на Окинаве, где в 2000 году лидеры Большой восьмерки (членом которой на то время была и Россия) подписали Хартию глобального информационного общества. После этого, в 2002 году, в нашейстранебылапринятаФедеральнаяцелеваяпрограмма«Электронная»,рассчитаннаяна периодс2002по2010год,положившаяосновусозданияэлектронногоправительства.А впоследствиинасменуэтойпрограммепришлаГосударственнаяпрограмма«Информационноеобщество», действующая с 2011 года и рассчитанная на период до 2020 года. Цель обеих программ — решение имеющихсявсоциальной иэкономическойсфере проблем по внедрению и развитию электронного правительства в России на основе лучшего опыта мировых государств. 
    СамужеконцепциюэлектронногоправительстваутвердилоправительствоРоссии6мая 2008 года. В ней описано два основных этапа формирования электронного правительства в нашей стране: 
1) разработка и утверждение необходимых документов в 2008 году; 
2) применение на практике в период с 2009 по 2010 год. 
    С2011годавРоссиидействуетпрограмма«Информационноеобщество».Эта государственнаяпрограммаутвержденараспоряжениемправительстваот20октября2010г. № 1815-р17.Именносеепринятияиначаласьвсяосновнаяработапосозданиюиразвитию электронногогосударственногоуправлениявнашейстране.Благодаряэтомупроектубыл выполнен целый ряд работ по созданию единой инфраструктуры цифрового правительства в сфере информационных технологий и телекоммуникаций.
    Сегодня инфраструктуру российского электронного правительства трудно представить без его ключевых элементов: 
1) единого портала государственных и муниципальных услуг; 
2) национальной платформы распределенной обработки данных;
3) единой системы электронного взаимодействия между ведомствами; 
4) системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, которая обеспечиваетвзаимодействиеинформационныхсистем,необходимыхдляпредоставления электронных государственных и муниципальных услуг; 
5) информационнойсистемыголовногоцентрасертификации,которыйвыпускаетключи электронной цифровой подписи18.
    Ключевой частью проекта «Электронное правительство» стал Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ)19. Это федеральная государственная информационная система, обеспечивающая: 
1) доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах; 
2) предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации; 
3) учет обращений граждан, связанных с функционированием ЕПГУ, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме. 
    Единый портал доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по государственным или муниципальным услугам. Все услуги, размещенные на Едином портале, соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. Государственные и муниципальные услуги классифицированы по различным признакам (по ведомствам, по жизненным ситуациям, по категориям пользователей, по популярности) и представлены в виде каталога. 
    По данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации количество зарегистрированных пользователей на портале уже достигло 40 млн. человек (каждый второй пользователь российского сегмента интернета). За 2016 год у ЕПГУ появилось почти 18 млн. новых пользователей. Ежемесячный прирост составлял от 800 тыс. до 2,4 млн. человек. Кроме того, в 2016 году пользователи ежемесячно посещали Единый портал государственных и муниципальных услуг 33,5 млн. раз и заказали 380 млн. услуг на сумму 7,9 млрд. рублей, что почти в три раза превысило объем платежей в 2015 году20. 
    Самыми популярными услугами при этом стали проверка судебной, налоговой задолженностей и штрафов ГИБДД, заказ выписки с индивидуального лицевого счета в ПФР, регистрация автотранспортных средств, получение водительских удостоверений, оформление загранпаспорта и выдача справок о наличии / отсутствии судимости. Таким образом, Единый портал государственных и муниципальных услуг находится в постоянном развитии: еженедельно появляются новые электронные формы заявлений по государственным услугам, ранее по которым была размещена лишь справочная информация и имелись шаблоны заявлений. Помимо информации о государственных и муниципальных услугах на Едином портале публикуются актуальные новостные и аналитические материалы по той или иной услуге (рубрика Новости).Для получения дополнительной информации по сведениям, представленным на портале, у пользователя есть возможность воспользоваться круглосуточной телефонной горячей линией21.
1.3. Концепция «Умныегорода в Российской Федерации» как инструмент развития цифровой экономики в государственном управлении
    В последние годы растет внимание к вопросам устойчивого развития и в России. В России приняты нормативные акты по отдельным аспектам устойчивого развития, многие из которых затрагивают вопросы устойчивого развития в городах. В частности, были приняты Государственные программы РФ "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года"22, "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы23, "Содействие занятости населения"24, поправки в закон "Об отходах производства и потребления"25 и др.
    В 2014 году появились новые инструменты оценки эффективности управления городом. Международной организацией по стандартизации были разработаны два новых стандарта качества муниципального управления: ISO 18091 и ISO 37120, созданные по аналогии с уже зарекомендовавшими себя стандартами менеджмента качества для корпоративного сектора. В стадии разработки находятся еще несколько международных стандартов в области устойчивого развития населенных пунктов, в первую очередь это базовый стандарт ISO 37101 "Устойчивое развитие поселений" и несколько стандартов, предлагающих систему оценки развития городской инфраструктуры. (СтандартISO37150-"Smartcommunityinfrastructures"идополняющиеегоISO 37151иISO37152).В России в настоящее время на основе этих международных стандартов разрабатываются национальные стандарты в области устойчивого развития городов.
    Пока ни в России, ни за рубежом не сформировалось четкого и однозначного определения «умного города». Предполагается, что такой город должен характеризоваться высокоэффективной экономикой и управлением, высоким уровнем качества жизни, мобильностью, бережным отношением к окружающей среде и населением, активно участвующим в жизни города (рис. 2).
    Сама концепция умного города эволюционирует по мере развития новейших технологий. Так, некоторые эксперты выделяют пять поколений умных городов26. 
    Если первое поколение предполагает в основном внедрение «умных» решений для повышения качества городской среды и мобильности населения, то более прогрессивные города характеризуются уже «умными» экономикой, управлением и экологией, а признаком самого совершенного пятого поколения служит «умная» модель жизни в городе.














    
    
    

Рисунок 2. Триединая модель устойчивого города
    
    Существует также теория, в соответствии с которой умные города представляют собой новую стадию городского развития, когда совершается переход от информационного постиндустриального общества к интеллектуальному. По этой теории «умные» сервисы и технологии должны удовлетворять современные потребности городов в максимально эффективном использовании всех видов капитала27.
    Для формирования подходов к интеллектуализации города предлагается его рассмотрение в виде системы систем (рис. 3) со специфичными для различных систем инфраструктурными проблемами, требующими решения.

Рисунок 3. Город как система систем
    
    Таким образом, задача интеллектуализации города сводится к задаче интеллектуализации его различных систем.При этом уже в текущей мировой и отечественной практике существуют апробированные решения, способные осуществить интеллектуализацию систем города:
1) В энергетике: интеллектуальные энергетические системы с активно-адаптивной сетью (Smart Grid).
2) В транспорте: электромобили с соответствующей инфраструктурой, автоматизированные системы управления транспортными потоками, интегрированные системы управления пересадками, транзитами, информирования пассажиров.
3) В водоснабжении и водоотведении: управление водоснабжением на базе он-лайн гидравлических моделей, автоматизированное обнаружение утечек, интеграция систем распределения, безопасности и контроля, управление ливневыми потоками и системы предупреждения наводнений.
4) В ЖКХ: технологии зеленых зданий, системы энергомониторинга.
5) В области госуслуг: системы видеонаблюдения и оповещения для обеспечения безопасности, цифровые технологии: электронное правительство, образование, здравоохранение, туризм, системы автоматизированного управления уличным освещением28.
    Таким образом, в современных условиях слово «цифровой» ассоциируется с программными приложениями, «большими данными», трёхмерной печатью, «облаком» или другими цифровыми технологиями. Все эти ассоциации одновременно правильны и неправильны, так как гораздо важнее не отдельные результаты цифровой революции, а их кумулятивный эффект, изменяющий саму сущность процессов оказания государственных услуг. При этом важно понимать, что цифровизация – это не только автоматизация классических процессов оказания государственных услуг и выход в новые каналы. Это, по сути, изменение модели работы государственных органов, расширение классического набора услуг и выход за границы представления классического государственного органа.
    Основная задача цифровой экономики – использовать технологии для увеличения продуктивности экономики, при одновременном обеспечении более равномерного распределения полученных таким образом благ и преимуществ.
    
    
    

2. ПРАКТИКА И АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2.1. Оценка Российской Федерации по критерию развития цифровой экономики
    Чтобыоцениватьисравниватьразвитиеэлектронногогосударственногоуправленияв различныхстранахмира,применяютсяспециальныерейтинги.Онитакжеиграют роль стимулятора:чтобыповыситьсвоирейтинги,оцениваемыестороныстремятся улучшить собственные показатели. 
    Основныминструментомдляпроведенияподобногородасравненийявляется Индекс развитияэлектронногоправительстваООН(E-GovernmentDevelopmentIndex,EGDI). Этот комплексныйпоказательоцениваетготовностьгосударстваиеговозможностив использовании информационно-коммуникационныхтехнологий(ИКТ)дляпредоставления гражданам государственных услуг29. 
    Однако его нельзя использовать для абсолютно точной оценки уровня развитияцифровогоправительства.Этотпоказатель,скорее,оцениваетдостижения различных стран по внедрению такого правительства в сравнении друг с другом.
    Впервые такой индекс был опубликован в 2003 году (составлен по материалам 2002 года). Рассчитываетсяонодинразвдвагода.ЗанимаетсяподсчетомДепартаментэкономического и социальногоразвитияООН.Проанализироваврейтинг,можноувидетьдинамику развития электронного правительства в мире и, в частности, в России (табл. 1).
    Такие подсчеты охватывают более 190 стран мира. К регулярным лидерам в рейтинге можно отнести США(первое местовиндексах2003,2004 и2005годов,высокие позициив следующих рейтингах),Данию(четвертоеместов2.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44