VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Факторы и условия инновационного развития экономики субъектов Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014046
Тема: Факторы и условия инновационного развития экономики субъектов Российской Федерации
Содержание
Институт региональных экономических исследований (ИРЭИ)


На правах рукописи




Шимбирев Игорь Евгеньевич

Факторы и условия инновационного развития экономики субъектов Российской Федерации


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным
хозяйством (Региональная экономика)

Диссертация на соискание ученой степени
кандидата экономических наук






                                                                                   Научный руководитель:
     доктор экономических наук
     Иванов Алексей Дмитриевич
     











Москва 2018

Оглавление


Введение ………………………………………………………………...
3
ГЛАВА 1.	Теоретические аспекты формирования стратегии регионального инновационного развития ……………………………

13
1.1	Инновации как фактор экономического развития регионов …..
13
1.2	Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона …………………………………………………….

21
1.3	Инновационный путь развития регионов как определяющий фактор экономического роста ………………………………………..

28
ГЛАВА 2.	Анализ сущности и механизма формирования региональной стратегии инновационного развития в Кировской области …………………………………………………………………


33
2.1	Общая характеристика Кировской области ……………………
33
2.2	Анализ инновационного потенциала и оценка стратегии инновационного развития Кировской области ……………………….

43
2.3	Государственно-частное партнерство как эффективный механизм инновационного развития экономики региона…………….

60
ГЛАВА 3.	Совершенствование механизма формирования региональной стратегии инновационного развития в Кировской области …………………………………………………………………..


80
3.1	Основные направления развития инновационной деятельности в Кировской области ………………………………………………….

80
3.2	Пути улучшения инновационного климата Кировской области………………………………………………………………….. 

93
Заключение ………………………………………………………………
101
Список источников и литературы ……………………………………..
106
Приложения ……………………………………………………………...
111


Введение
    
     В условиях экономической нестабильности и санкционных ограничений, возрастает актуальность развития инновационной деятельности.
     Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование двух видов потенциалов - научного, новейших технологий и техники, с одной стороны, и интеллектуального, связанного со способностью субъектов управления внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности, с другой.
     Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение – нахождение и рациональное использование значительных финансовых средств. Привлечение частных, государственных или смешанных инвестиций с их определенными резервами, которые могут компенсировать повышенный риск, обеспечивает выход на качественно более высокий уровень хозяйствования.
     В связи с этим в настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы ориентации экономики на инновационный путь развития и создания региональных инновационных систем.
     Реализация государственной инновационной политики, как составной части социально-экономической политики государства, представляющей собой совокупность целей и инструментов их достижения, в области инновационной деятельности позволит стимулировать увеличение ВВП страны и благосостояния населения на основе роста производства и реализации на мировом рынке конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.
     Роль государства в развитии инновационной экономики заключается в создании необходимой инфраструктуры и правовой среды, урегулировании вопросов использования результатов интеллектуальной деятельности, создание условий эффективного применения научно-технических достижений для производства коммерческого продукта российскими предприятиями.
     Проведение активной государственной инновационной политики решает главную задачу: преодолеть разрыв между научно-технической сферой, олицетворяемой, в основном, государством, и промышленной сферой, олицетворяемой частным бизнесом и создать эффективную систему трансформации научно-технических заделов в наукоёмкую, конкурентоспособную продукцию. Существенно увеличивается доля отечественной высокотехнологичной производственно-технической продукции и продукции потребительского спроса, как в экспорте, так и во внутреннем потреблении.
     Управление региональным инновационным процессом происходит посредством формирования стратегии инновационного развития, способной решать государственные задачи повышения конкурентоспособности и устойчивости экономики.
     Экономическое развитие регионов в современных условиях зависит от их научно-технического и инновационного потенциала, который определяется уровнем материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Кроме того, перспективы научно-технического развития регионов во многом определяются их возможностями и способностью создавать и использовать новые технологии. 
     Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной продуманностью различных аспектов реализации стратегического планирования инновационного развития экономики субъектов Российской Федерации. Необходимо более глубокое изучение вопросов совершенствования инновационного потенциала территорий и поиск новых эффективных методик оценки этого потенциала, взаимодействие всех участников инновационного процесса на территории, необходима разработка мероприятий по достижении стратегических приоритетов в рамках инновационного развития экономик субъектов РФ.
     Рассматривая территории субъектов Российской Федерации, развивающиеся на базе исторических традиций, конкурентных преимуществ, инновационной идеологии, необходима разработка действенного инструментария для стратегического планирования полного цикла инновационного развития экономики этих территорий.
     Обеспечение стабильного и высокого уровня благосостояния, улучшения качества жизни, рост конкурентоспособности экономик субъектов РФ невозможны без формирования эффективной инновационной модели экономического развития территории. Переориентация экономики территорий в инновационную модель устойчивого развития – довольно  трудоемкий и длительный процесс, предполагающий совокупность мероприятий, направленных на инициализацию инновационных процессов в субъекте РФ, координацию сроков и преобразований ресурсов, интегрированных в единую стратегию развития.
     В настоящее время поиски эффективной модели и концепции инновационного развития экономики территорий происходят на фоне усиления экономической и демографической диспропорций субъектов РФ. На сегодняшний день можно видеть увеличение числа субъектов РФ, которые в экономическом развитии значительно отстают от средних показателей темпа роста по стране.
     В таких условиях выработка эффективной стратегии инновационного развития экономики территории становится обязательным пунктом для дальнейших эффективных преобразований, для развития интеграционных процессов между субъектами РФ. Наиболее  распространенная сегодня система управления инновационным развитием территорий несовершенна, поскольку в ней слаба связь стратегического планирования социально-экономического и инновационного развития территории. Применяемые показатели эффективности планирования не дают комплексной и точной оценки инновационным процессам.
     Методы управления и планирования социально-экономического развития регионов, используемые в данный момент, демонстрируют свою неэффективность в условиях инновационной модели развития экономики. Это обуславливает необходимость совершенствования стратегического планирования инновационного развития экономик субъектов РФ.
     Степень разработанности проблемы. 
     Фундаментом экономической науки в целом, а также теории экономических федеративных отношений являются труды В. Виттмана, Х. Гросмана, Л. Келлера, Р.А. Масгрейва, Ф. Неймана, П. Самуэльсона, М. Фридмана.
     Вопросы формирования и использования средств бюджетов различного уровня, их роли в социально-экономическом и инновационном развитии общества нашли свое отражение в работах советских экономистов: А.М. Бирмана, Э.А. Вознесенского, А.П. Градова, В.Ю. Катасонова, Г.Б. Поляка, М.Д. Медникова, А.С. Соколицина и других.
     Проблемы становления и развития финансового регулирования территорий исследовались в трудах отечественных ученых: Е.В. Бушмина, А.М. Лаврова, В. Лексина, В.Г. Игнатова, В.И. Бутова, В.И. Матеюк, В.Г. Панскова, И.В. Подпориной, М.П. Придачук, В.Е. Селиверстова, Д.Г. Черника, и других.
     Вопросы развития теории и практики районирования, а в последующем регионоведения были рассмотрены либо затронуты в трудах таких ученых как В.И. Вернадский, И.Г. Александров, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, позднее Э.Б. Апаев, Н.Н. Некрасов, А.С. Маршалов, А.С. Новоселов, М.А. Винокуров, Е.Г. Коваленко, О.М. Рой., Б.Л. Лавровский.
     Оценка динамики развития российских регионов и воздействия на это развитие федеральной экономической политики основывается на трудах известных российских ученых, среди которых С.С. Артоболевский, М.К. Бандман, С.Ю. Глазьева, А.Г. Гранберг, Н.И. Ларина, С.Н. Леонов, Л.В. Смирнягин и др. 
     Проблемы развития социальной инфраструктуры отдельных территорий рассмотрены в работах отечественных ученых: Машенкова В.Ф., Соискиева А.Б., Рывкиной Р.В., Смекалова П.В., Лаврова В.В., Лушина С.И., Молякова Д.С., Павлова Л.П., Заславской Т.И. и целого ряда других ученых.
     Вопросы развития национальной и региональных инновационных систем отражены в работах М.А. Афонасовой, А.В. Гребенкина, А.А. Гретченко, И.М. Головой,  Л.А. Горюновой,  Е.В. Ерохиной, Н.И. Ивановой,  В.В. Иванова, В.Ф. Исламутдинова, Ю.А. Малышева, О.А. Романовой,  А.Ф. Суховей,  К.А. Соловейчик,  А.И. Татаркина, Б.-А. Лундвалла, Д. Ниози, Ч. Эдквиста и других ученых.
     Вместе с тем, большинство публикаций в сфере инновационного и социально-экономического развития территорий касаются только отдельных сторон этой системы, в то время как ряд вопросов, связанных с оптимальным распределением финансовых ресурсов, эффективным их использованием в рамках региональной политики  остается нерешенным и требует дальнейших исследований. Поэтому, несмотря на значительное количество работ многие проблемы, связанные с повышением эффективности управления инновационными процессами на уровне региона в свете современных изменений в экономике остаются нерешенными и требуют дальнейших исследований и разработок.
     Цель исследования – проанализировать уровень инновационного развития экономики субъекта РФ – Кировской области и разработать эффективные механизмы управления экономикой субъекта РФ как инновационной системой.
     Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
     1. изучить теоретические аспекты формирования стратегии регионального инновационного развития;
     2. выявить механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона;
     3. проанализировать инновационный потенциал Кировской области;
     3.	оценить существующую стратегию инновационного развития  Кировской области;
     4. выявить роль государственно-частного партнерства как эффективного механизма инновационного развития экономики региона;
     5. разработать основные направления развития инновационной экономики в Кировской области;
     6.	предложить создание новых приоритетных направлений  инновационного развития экономики  и пути улучшения инновационного климата в Кировской области.
     Область диссертационного исследования соответствует требованиям паспорта специальности ВАК 08.00.05  «Экономика и управление народным хозяйством» (5.Региональная экономика, п.5.1 «Развитие теории региональной экономики»: п. 3.1. Развитие теории пространственной и региональной экономики; п. 3.10. Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий  функционирования и развития региональных социально-экономических систем; п. 3.12. Региональные особенности социально-экономического развития; типы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и  диверсифицированные, с крупными городскими агломерациями и без них и др.), методические проблемы классификации и прикладные исследования, особенности развития различных типов регионов; п. 3.16. Региональная социально-экономическая политика; анализ особенностей и оценка эффективностей региональной экономической политики в Российской Федерации, в федеральных округах, в субъектах Федерации и муниципальных образованиях.
     Объектом исследования является инновационная стратегия развития экономики Кировской области.
     Предметом исследования являются методы и механизмы инновационной стратегии развития экономики Кировской области. 
     Научной гипотезой исследования является предположение о том, что инновационная система региона формируется не только как опосредованный продукт уровня инновационного развития общества и страны, на территории которой находится регион, но и как результат продуманной стратегии федеральной и региональной власти по формированию региональной инновационной системы.
     Теоретической и методической основой настоящего исследования стали научные труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные стратегическому планированию процесса инновационного развития экономики территории, автором также анализировались нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере инновационной и социально-экономической политики территории.
     Информационной базой исследования явились материалы федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов власти, рекомендации научно-исследовательских учреждений по проблемам развития экономики субъектов Российской Федерации, данные официальной отчетности о социально-экономическом состоянии субъектов федерации, в частности, Кировской области, приводимые на сайтах в сети Интернет. В исследовании были использованы методические, справочные, статистические, инструктивные материалы, материалы проектов и научно-практических конференций.
     Научная новина исследования заключается в разработке методических положений и практических предложений по управлению экономикой региона как инновационной системой, выработке эффективных механизмов по повышению инновационного потенциала региона. 
     Научные результаты, полученные лично автором и определяющие научную новизну и значимость проведенных исследований:
     – изучены теоретические аспекты формирования стратегии регионального инновационного развития, уточнены и дополнены определения таких понятий, как «инновационное развитие региональной экономики», «инновационная система», «региональная инновационная система», «стратегия инновационного развития»;
     – выявлены механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона;
     – проанализирован инновационный потенциал Кировской области;
     – проведена оценка существующей стратегии инновационного развития  Кировской области;
     – выявлена роль государственно-частного партнерства как эффективного механизма инновационного развития экономики региона;
     – разработаны основные направления развития инновационной экономики в Кировской области;
     – предложены новые приоритетные направления  инновационного развития экономики и пути улучшения инновационного климата в Кировской области.
     Значение научных результатов для теории и практики.
     Впервые сделана попытка экономического анализа и разрешения проблем инновационного развития региональной экономики как инновационной системы. Применение материалов данной работы возможно в  научной, преподавательской деятельности, чтении спецкурсов по соответствующей тематике. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении понятийного аппарата, теории развития инновационных систем и расширении методического инструментария анализа социально-экономического и инновационного состояния регионов России, результативности реализации региональной инновационной стратегии и политики.
     В вопросе формирования государственной концепции инновационного развития экономики регионов данная работа может послужить к усовершенствованию инновационной среды и созданию благоприятных условий для инновационной экономической деятельности в субъектах Российской Федерации и проведению необходимых реформ, выработке новой стратегии создания и исследования региональных инновационных систем. 
     Основные результаты и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы: 
     - органами государственной власти федерального уровня для мониторинга и оценки результативности управления развитием инновационной системы региона;
     - органами государственной власти регионального уровня для разработки и корректировки стратегии, политики и программ инновационного развития экономики территории;
     - образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования при разработке тематических разделов курсов «Региональное управление и территориальное планирование», «Прогнозирование и планирование», «Инновационная политика», «Институциональная экономика», «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики» и «Государственное и муниципальное управление».
     Структура диссертации включает введение, три главы, содержащие восемь параграфов, заключение, список источников и литературы и приложения.
     Апробация диссертационного исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях на VIII Международной научно-практической конференции «Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации».
     Основные теоретические положения и выводы научного исследования диссертант отразил  в двух научных статьях общим объёмом 0,8 п.л. 
     
    
    
    























ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования стратегии регионального инновационного развития

1.1	Инновации как фактор экономического развития регионов
    
     На сегодняшний день актуальной научной задачей становится изучение методологических и методических подходов к развитию понятийного аппарата инноваций, обоснование оптимальных путей инновационного развития, которое призвано обеспечить стабильный социально-экономический рост регионов. 
     Отечественными учеными второй половины ХХ века инновационная экономика рассматривалась как принципиально новая модель воспроизводства, основная роль в которой приходится на научно-технический прогресс и инновационное развитие, а информация становится наиболее важной составляющей процесса производства и потребления.
     Переход от инновационной экономики (инновационной модели развития) происходит посредством реализации следующих инноваций1:
     1) технологические инновации, характеризующиеся гораздо большим в сравнении с материальными вкладом человеческих ресурсов;
     2) инновационный менеджмент или организационно-управленческие технологии;
     3) инновационную культуру, включая инновационные  образовательные технологии.
     Важнейшими проблемами перехода к устойчивости инновационной экономике выступает создание инноваций, готовность социума и экономики к инновациям, воспроизводство инноваций, а также воспроизводство методов инновационной деятельности, механизмов регуляции инновационной политики.
     Автором рассмотрен терминологический аппарат, активно применяемый в современной литературе, посвященной инновациям в регионах, в результате чего были уточнены и дополнены некоторые ключевые понятия. По мнению автора, термин «инновационное развитие региональной экономики» рационально было бы определить как «процесс, выражающийся в постепенном превращении новшеств научно-технического прогресса в их производство и повсеместное использование на уровне региона». 
     Термин «инновационная система» с нашей точки зрения целесообразно определить как развивающуюся совокупность взаимодействующих акторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе институциональных механизмов. Тогда термин «региональная инновационная система» можно определить как развивающуюся совокупность взаимодействующих акторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе институциональных механизмов в рамках территории конкретного региона. 
     Стратегия инновационного развития – это долгосрочное, качественное определение направления инновационного развития (страны, региона, города, территории), приводящее его к поставленным целям.
     Согласно Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, Российская Федерация в течение ближайших пяти лет должна выйти в число лидеров на мировых рынках наукоемкой продукции, а также занять прочные мировые позиции в сфере производства инновационной и высокотехнологичной продукции и предоставления интеллектуальных услуг. 
     Инновационная составляющая является важнейшим аспектом региональной политики.
     Устойчивое развитие регионов, повышение их экономического и социального потенциала во многом предопределяются состоянием инновационной деятельности в регионах. 
     Под инновационной деятельностью понимается деятельность, нацеленная на практическое внедрение результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления управленческих, производственных, коммерческих, социальных процессов в регионе, в том числе связанных с созданием и реализацией инноваций2.
     Инновационная деятельность предполагает осуществление и реализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и научно-исследовательских работ (НИР), направленных на создание или усовершенствование продукта технологического или управленческого процесса, метода организации производства или реализации продукции3. 
     В самом общем смысле инновация - это результат или процесс практического внедрения новшества в области техники, технологии, способа организации и управления производством, метода продвижения продукции на рынок и ее сбыта4.
     В условиях обострения конкурентной борьбы инновации превращаются в решающий фактор устойчивого развития регионов и страны в целом, поскольку они обеспечивают приспособляемость, адаптивность территорий к быстро изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и внешней среды. Инновационная политика заключается в выработке решений, обеспечивающих устойчивое региональное развитие на основе стимулирования воспроизводства, обновления и модернизации производительных сил5.
     В современных условиях инновации позволяют государству занимать ведущее положение на мировых рынках наукоемких товаров, максимально использовать интеллектуальный и технологический потенциал, обеспечивать эффективность использования ресурсов общественного производства. В конечном итоге это повышает конкурентоспособность национальной экономики и всех ее субъектов.
     Основным документом, определяющим государственную политику в сфере инноваций, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, реализация которой призвана качественно изменить структуру экономики страны. 
     В рамках Стратегии предусмотрена система мер по6:
     1.	развитию кадрового потенциала в сфере образования, науки, технологий и инноваций;
     2.	повышению инновационной активности бизнеса и ускорению появления новых инновационных компаний;
     3.	максимально широкому внедрению в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
     4.	формированию сбалансированного устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
     5.	обеспечению открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
     6.	активизации деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
     В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики является стимулирование инновационного развития на региональном уровне. 
     В Стратегии предусматривается разработка региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.
     Для активизации инновационной деятельности на территории субъектов Российской Федерации осуществляется создание инновационной инфраструктуры, обеспечивается поддержка инновационного предпринимательства, предпринимается ряд мер по стимулированию развития кооперации науки и бизнеса.
     Всплеск интереса к инновационному развитию регионов в настоящее время в России вызван следующими причинами7:
     1.	ожидающимся уже в ближайшие годы дальнейшим замедлением темпов расширения добычи и наращивания экспорта нефти и газа;
     2.	необходимость снижения издержек производства и ликвидации дефицита рабочей силы, сырья и материалов;
     3.	расширение масштабов выхода российских компаний на мировые рынки, занятые сильными конкурентами, теснить которых следует с помощью высоких технологий, новых и высококачественных продуктов;
     4.	жесткая система международных стандартов и экологических требований.
     Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления8.
     Региональная инновационная политика — составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования9.
     Инновационную политику в регионе можно рассматривать как систему целевых установок, основой которых является выявление комплекса мероприятий, направленных на реализацию задач инновационного развития с учетом рационального использования социально-экономического потенциала территории10.
     Основной целью региональной инновационной политики является создание благоприятной инновационной среды, обеспечивающей превращение идей и разработок в рыночные продукты международного уровня, внедрение этих продуктов в важнейшие отрасли экономики и социальную сферу, а также позволяющей сохранить уникальный набор научных и инженерных школ11. Необходим серьезный маркетинговый анализ инновационного спроса: какие потребности рынка способен удовлетворить регион, по-новому применив имеющиеся знания и производственные мощности? Необходимо учитывать и тот факт, что спрос на инновационную продукцию во многом определяется потребностями самих научных организаций и инновационных фирм.
     В современном мире региональной инновационной политике придают большое значение в процессе инновационного развития страны в целом.
     Причинами тому служит ряд факторов12:
     во-первых, устойчивость и экономическая независимость любой страны зависит от способности ее регионов быстро реагировать и адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды;
     во-вторых, на смену эпохе крупномасштабного стандартизированного производства приходит век наукоемкой продукции, характеризующийся способностью к постоянному обновлению продуктов и услуг за счет внедрения инновационных технологий (с данной задачей более эффективно справляются отдельные регионы, обладающие мощным научным потенциалом, чем страна в целом);
     в-третьих, инновационная деятельность в рамках отдельных субъектов увеличивает вероятность коммерциализации инноваций.
     Инновационная политика региона осуществляется исходя из следующих принципов13: 
     1. признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, улучшения качества жизни населения и экологической безопасности; 
     2. обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием механизма конкуренции в инновационной сфере; 
     3. концентрация ресурсов для создания и распространения новшеств, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике региона; 
     4. создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере через формирование соответствующей инновационной среды, пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности; 
     5. формирование благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности; 
     6. активизация международного сотрудничества в инновационной сфере; 
     7. организация государственного управления инновационными процессами в регионе; 
     8. подготовка специалистов для управления инновациями через многоуровневую систему образовательной деятельности.
     Инновационная политика в разных регионах Российской Федерации имеет свои особенности. Однако едиными остаются базовые средства ее реализации: законодательная база, целевые программы, концепции и т.п. Можно выделить внутренние и внешние составляющие инновационного потенциала региона. 
     К числу внутренних относятся: финансово-кредитная система, хозяйственная структура, научно-исследовательская база, система формирования и развития кадрового потенциала региона. 
     К внешним элементам относятся: интеграционное взаимодействие с другими регионами, социально-экономическая конкурентоспособность региона, возможности выхода на мировой уровень.
     Таким образом, объективной тенденцией формирования системы целей и реализации государственной инновационной политики является ее регионализация. 
     В рамках целостности региональной политики социально-экономического развития определенного территориального образования формируется комплекс объектов государственного воздействия. 
     Сложившаяся в течение длительного периода времени территориальная специализация производства, достигнутый уровень развития производительных сил конкретного региона обуславливают адекватность мер инновационной политики, обеспечивая большую координацию социальных и хозяйственных процессов. 
     Региональная экономика как целостная воспроизводственная социоприродохозяйственная система включает в себя часто высоко интегрированные межотраслевые комплексы, обладающие определенным инновационным потенциалом. Последний является базой для выхода региональной экономической системы на новые уровни социально-экономической эффективности.
     Региональная инновационная политика призвана задействовать весь комплекс условий и факторов производства, имеющихся на данной территории - природных, человеческих, социальных, институциональных, технических, информационных.
    
    
1.2	Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона
     
     Каждый регион ставит конкретные цели инновационного развития, определяет направления проведения инновационной политики, среди которых, к примеру: обеспечение населения высокотехнологичной продукцией; расширение внутреннего и межрегиональных рынков инновационных продуктов и новых технологий; рост конкурентоспособности продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства; создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего предпринимательства; формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры и др. 
     Принципиальными положениями стратегии регионального инновационного развития могут быть14:
     1.	Ориентация на развитие региональной инновационной системы как части общероссийской инновационной системы.
     2.	Сочетание государственного (областного) регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентных рыночных механизмов.
     3.	Гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники, а также экспертизы инновационных программ и проектов, реализация которых осуществляется на конкурсной основе.
     4.	Равенство прав, обязанностей и ответственности всех субъектов инновационной деятельности.
     5.	Поддержка начальных стадий создания инноваций является частью региональной инновационной политики. 
     Региональная инновационная политика должна поддерживать как находящиеся в стадии внедрения инновации, имеющие важное значение для экономического развития области и (или) способствующие решению экологических и социальных проблем населения области, так и инновации на начальных стадиях развития;
     6.	Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности является важнейшим элементом региональной инновационной политики, позволяющим инициаторам инноваций адекватно оценить свое место в мировой инновационной среде и найти инвесторов, заинтересованных в использовании и приобретении их инноваций.
     Способствуя увеличению транспарентности региональной инновационной среды, стимулируя создание инновационных баз данных и вхождение максимального числа действующих в области организаций и предпринимателей в разнообразные информационные системы через сеть Интернет, органы местного самоуправления должны решать важнейшую задачу обеспечения устойчивых информационных, а затем и деловых связей между участниками инновационного процесса;
     7.	Инициативы предпринимателей по созданию технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфертов технологий, других организаций инновационной инфраструктуры должны поддерживаться путем использования различных механизмов региональной инновационной политики. 
     В то же время нельзя увлекаться инфраструктурным строительством, которое должно быть адекватно общему уровню развития региональной инновационной системы, необходимо наладить мониторинг использования объектов инновационной инфраструктуры, чтобы исключить нецелевое использование бюджетных средств.
     8.	Важнейшей предпосылкой надежного функционирования региональной инновационной системы и эффективности региональной инновационной политики является наличие квалифицированного, независимого и беспристрастного экспертного сообщества. 
     Необходимо разработать и внедрить процедуры экспертизы инноваций, инновационных проектов и принимаемых мер региональной инновационной политики, исключающие возможности необъективных оценок и коррупционных действий.
     Инструментарий формирования и реализации стратегии инновационного развития региона включает бюджетно-налоговый, маркетинговый, институциональный и организационно-управленческий блоки (таблица 1)15.
    Таблица 1
Инструментарий формирования и реализации стратегии инновационного развития региона

Блок формирования
Инструменты
Бюджетно-налоговый (применение финансовых стимулов для повышения инновационной активности и включение инструментов бюджетно-налогового регулирования)

Субсидии; налоговые льготы и отсрочки; инвестиционный налоговый кредит; государственный заказ; бюджетные кредиты; ускоренная амортизация; льготная аренда госимущества; част.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.