VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и общая характеристика монополий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001121
Тема: Сущность и общая характеристика монополий
Содержание
Введение.
    Целью курсовой работы является:
* выявление сущности монополии
* рассмотрение форм проявления монополии
* рассмотрение теории антимонопольного регулирования 
* рассмотрение антимонопольного регулирования в России
    Задачи работы уточнить понятие монополии, рассмотреть основные составляющие монополии и ее базисную модель. Разобрать формы, виды и типы монополий. Исследовать антимонопольную политику, ее сущность, цели. Выявить проблемы и перспективы развития антимонопольной политики в России
    Объектом исследования в данной работе, является монополия и антимонопольная политика государства
    Предметом  исследования являются методы борьбы с монополиями. 
Монополия характеризуется как соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях. Такое абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также возможность получения сверхприбылей. При отсутствии  конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. 
    Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, вызывают снижение общей эффективности производства.
    Монополия экономики- серьезное препятствие для развития рынка, для которого боле характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. 
    Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерационального распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения.
    Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:
-разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации
- создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (такую деятельность ведет государственный антимонопольный комитет)
- помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее
    Антимонопольная политика - комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной политики государство стоит на защите интересов потребителей.
    Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:
    -характера самих законов
    - трактовка законов судами
    - последовательность, с которой судебные решения воплощаются в жизнь
    В работе я изучала вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. 
    Для написания данной курсовой работы теоретической информации достаточно.
    
    
1. Сущность и общая характеристика монополий.
1.1 Понятие и характерные черты монополий.
В словаре Брокгауза и Эфрона монополия характеризуется как соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях. Такое абсолютное преобладание предоставляет предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также возможность получения сверхприбылей. При отсутствии  конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования.    А. Смит оценивал монополию как великого врага хорошего управления 
    Характерные черты монополии:
      1)   Монополист является единственным производителем данного товара;
     2)  Продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
     3) Проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
     4)  Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).
     5) Сложность в получении полной информации обо всем рынке.
     Барьеры, защищающие монопольный рынок.
Оказывается, что захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.
    Барьер для входа в отрасль – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы  поддерживать монополию в долгосрочном плане. 
    Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. 
    Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.
    Среди естественных барьеров можно выделить:
1) экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.
2)технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.
3)финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подгото­вить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значи­тельными затратами и блокирует вход в отрасль.
4)собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.
    К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:
1)юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.
2)методы недобросовестной конкуренции — такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.
    Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли.








1.2   Виды монополий.
   Монополии по своему характеру, движущим силам и формам проявления можно классифицировать по различным признакам. Представим следующие классификационные признаки монополий (Рисунок 1.1): 
1. По характеру движущих сил:
А) Естественная
Б) Продуктовая
В) Протекционистская 
2. По форме собственности:
   А) Частная
   Б) Государственная
3. По территориальному характеру:
   А) Экстерриториальная
   Б)Национальная
   В) Региональная
   Г) Местная
4. По характеру возникновения:
   А) Организационная
   Б) Технологическая
   В) Экономическая 
    
   Рисунок 1.1. Классификация различных видов монополий.

1. По характеру движущих сил можно выделить: естественную, продуктовую, протекционистскую монополии.
    А) Существование естественных монополий представляет экономически целесообразную рыночную ситуацию, при которой удовлетворение спроса на определенном продуктовом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических или иных особенностей функционирования рынка.
В отраслях естественных монополий экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть изготовлен одной фирмой при более низких средних издержках, а товары, произведенные данными субъектами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами и, соответственно, спрос на данном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены. Технологические особенности функционирования компаний на таких рынках создают ситуацию, в которой при росте спроса средние совокупные издержки для фирмы с данной технологией постоянно снижаются, соответственно, какое-либо рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции и неэффективному функционированию системы.
   В соответствии с федеральным законом РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:
— транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
— транспортировка газа по трубопроводам;
— железнодорожные перевозки;
— услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
— услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
— услуги по передаче электрической энергии;
— услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике ;
— услуги по передаче тепловой энергии;
Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» позволил разработать направленную на регулирование деятельности естественных монополий систему мер по достижению баланса потребителей и субъектов естественных монополий по эффективному функционированию субъектов естественных монополий.
   Б) Достижение монопольного положения может быть следствием активного внедрения результатов научно-технического прогресса, разработки и создания принципиального нового товара или услуги, эффективной хозяйственной стратегией, умелого использования технологических инноваций, удачного учета динамики рыночной конъюнктуры, широкого применения системы сервисного обслуживания и создания эффективных и благоприятных режимов потребления. При наличии потенциальных конкурентов и появления товара-заменителя такая монополия постоянно мотивирована на поддержание мобильности и эффективности в сфере производства и реализации продукции.
В связи с тем, что достижение монопольного положения осуществляется благодаря выведению на рынок нового товара, данная монополия характеризуется как продуктовая. Как правило, продуктовые монополии опираются на аккумулирование финансовых ресурсов, направленных на осуществление перспективных научно-исследовательских программ, внедрение инноваций и новейших достижений научной мысли, реализацию масштабных маркетинговых проектов.
В) Возникновение протекционистских монополий связано с активной политикой государства в рамках государственной помощи, направленной на содействие отдельным субъектам рынка, что полностью предотвращает возникновение конкурентов либо создает для этого административные барьеры.
   Основными инструментами государственной помощи являются: прямые субсидии, льготы, включая освобождения от уплаты налогов, займы под гарантии государства или займы, представляемые государством по процентным ставкам ниже рыночных, государственные поставки товаров и услуг по ценам ниже рыночных, отсутствие конкурсной системы распределения государственных заказов и др.
   Протекционистские монополии при малоэффективной деятельности могут добиваться успешных экономических результатов за счет манипулирования ценами при низком качестве и невысокой конкурентоспособности своей продукции. Действуя в условиях государственного патронажа, эти монополии обеспечены административным иммунитетом, что является важным фактором, предопределяющим свойства их хозяйственной стратегии и поведения на рынке. Законодательно неурегулированное государственное вмешательство в деятельность субъектов рынка может привести к нарушению экономического равновесия на рынке, технологическим и социальным конфликтам, проявлению монополистического поведения, направленного на ограничение, устранение или недопущение конкуренции.
2. По форме собственности можно выделить два типа монополий: частную и государственную.
   А) Частная монополия реализует в ходе экономической и хозяйственной деятельности цели, вытекающие из частнопредпринимательских интересов агентов рынка, обладающих правами частной собственности и механизмами защиты этих прав. Данные цели связаны с достижением конкурентных преимуществ и укреплением положения монополии на рынке, повышением эффективности функционирования, обеспечением благоприятных условий для деятельности в перспективе.
   Б) Особенность государственной монополии заключается в том, что ее деятельность находится под контролем и регулируется конкретными органами власти, наделенными полномочиями государства, которые защищают интересы общества и потребителей. Обычно контролю и регулированию подвержены цены, качество продукции и услуг, объемы производства, квоты экспорта-импорта.
3. По территориальному характеру можно выделить следующие типы монополии: экстерриториальную, национальную, региональную и местную (локальную).
    В основе данной классификации заложены географические границы рынка, на котором монополия осуществляет свою деятельность. Соответственно масштабы деятельности, стратегические интересы, активы компании, сфера экономических приоритетов и масштабность рынков будут принципиально отличаться.
    А) В условиях глобализации политических и экономических процессов наметилась устойчивая тенденция развития транснациональных корпораций, которые нередко принимают форму транснациональных (экстерриториальных) монополий.
   Б) Национальные монополии осуществляют деятельность в границах государства, доминируют на федеральных рынках. В России такими монополиями являются крупнейшие компании ГМК «Норильский никель», «Алроса», Газпром, автомобильный концерн АВТОВАЗ и др.
   В) Региональные монополии действуют в границах одного или нескольких административно-территориальных образований. В большинстве случаев это достаточно крупные агенты регионального рынка, оказывающие исключительное влияние на сферу производства и процесс обращения товара в регионе.
   Г) Местные (локальные) монополии существуют в границах района, города и других локальных территориальных образований. К местным монополиям в основном относят субъекты, функционирующие на рынках услуг, так как в своей основе эти рынки достаточно закрыты.
   4. По характеру возникновения можно выделить организационную, технологическую и экономическую монополии.
   А) Организационная монополия возникает путем договоренностей и соглашений между хозяйствующими субъектами и принимает форму картеле, синдикатов, конгломератов. Такая монополия не является юридически оформленной, однако в согласованном поведении формально и юридически независимых субъектов рынка присутствует единая рыночная стратегия поведения (поддержание цен, раздел рынка и др.) 
   В экономической теории различают следующие формы монополистических объединений:
   А) Картель- монополистическое соглашение группы предприятий, действующих в одной отрасли, деятельность которых направлена на раздел рынка, согласованное поддержание цен, для извлечения монопольных выгод.
Примеры объединений предприятий в картель: 
1. ОПЕК - всемирная Организация стран-экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries);
2.  Картель «Новые семь сестёр» куда входят ведущие нефтяные компании, в том числе и российские. 
   Б) Синдикат- форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей. 
    Примеры объединений синдикат:
1. "Проволока" – крупнейшее российское объединение; 
2. De Beers (Дэ Бирс) — международная корпорация, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей.
    Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохранение производственной и юридической самостоятельности,  но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность.
   В) Трест- монополистическое объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее объединение производства и сбыта, финансов и управления
   Примеры объединения трест: General Motors, Ford и другие крупные компании.
   Г) Многоотраслевой концерн- монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Объединение предприятий осуществляется при этом не на основе добровольных соглашений, а на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями. 
   Примеры  концерн: Газпром; Daimler AG (Даймлер), (бывший Daimler-Benz AG) — немецкий автомобилестроительный концерн. 
     Д) Конгломераты – организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.
     В качестве примеров конгломератов можно привести, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Компания Hanson, например, специализируется на приобретении технологически простых предприятий в стабильных секторах рынка. Hanson добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго контролирует работу управляющих, следя за тем, чтобы они укладывались в отведенный бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от когда-то убыточных предприятий.
    Б) Технологическая монополия существует чаще всего при наличии уникальных продукта, технологии производства или при ограниченности спроса. Длительность существования таких монополий зависит от достижений научно-технического прогресса, технологических нововведений, моды, потребность рынка и проявления товара-заменителя. 
   В) Экономическая монополия возникает  в результате сделок слияния и поглощения.  Стремление компаний к достижению эффекта масштаба и синергетического эффекта, позволяющих обеспечить конкурентные преимущества на рынке, активизирует процессы концентрации рыночной власти через объединение экономических активов.
   Структура рынка, в которой отдельно взятая фирма имеет возможность исказить эффективное распределение ресурсов, может существовать не только в условиях наличия продавца, но и покупателя.
   Монопсония — ситуация на рынке, когда существует один покупатель, полностью контролирующий спрос на определенный товар или услугу.
   Понятие монопсонии находится в своеобразной симметрии к понятию монополия. Монопсоническая власть проявляется в способности фирмы-покупателя влиять на цену товара и условия его приобретения. Наиболее характерной формой монопсонии является закупка предприятиями пищевой промышленности сырья (молока, мяса, зерна и др.) у предприятий-сельхозпроизводителей. При массовости закупок крупное предприятие, имеющее монопсоническую власть, способно добиваться более низких закупочных цен по сравнению с ценами, которые пришлось бы платить мелким потребителям.
   Рынок, на котором монополисту противостоит монопсонист, называется билатеральным. Данное состояние рынка встречается в реальной экономике редко, однако для советской экономики это явление было достаточно распространено. Проблема определения оптимального выпуска и цены товара (услуги) в условиях билатеральной монополии не имеет однозначного решения ни в теории, ни в практике антимонопольного регулирования.
   Если предприятие может воздействовать на цену товара, изменяя его количество, то в его действиях даже на конкурентном рынке возможны монопольная власть и монополистическое поведение.
   В современных условиях экономическая жизнь общества реагирует на наличие двух противоположных тенденций: с одной стороны, развитие активного конкурентного соперничества, а с другой — рост влияния на рынок монополистического поведения отдельных групп фирм для достижения определенных целей.
   
   
   Монополистическое поведение усиливается:
— вследствие ускорения концентрации и централизации капитала, слияний и поглощений компаний;
— усиления дифференциации продуктов;
— уникальности производимого продукта или услуги;
— роста ограничений на использование ресурсов;
— ускорения научно-технического прогресса, повышения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в наукоемких отраслях;
— преимуществ реализации конкурентных стратегий компаний, сочетающих знание условий функционирования рынка и грамотное управление компанией;
— усложнения отраслевой структуры производства, резкого повышения роли инфраструктуры;
— открытия рынков отдельных стран международному капиталу, расширения роли транснациональных корпораций;
— скорости роста рынка;
— активизации горизонтальной и вертикальной интеграции;
— активной государственной поддержки и помощи отдельным субъектам рынка;
   — согласованного поведения (картеля) на рынке независимых субъектов.








1.3  Монопольное ценообразование.  
    Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверх прибыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.
    Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливаю два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.
    Так, монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих причин инфляции.
    В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.
    Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. 
    Определение цены и объема производства на рынке чистой монополии.
    Фирма-монополист осуществляет значительный контроль над ценой. Поскольку она выступает как отрасль, кривая спроса фирмы является рыночной кривой спроса. Для реализации дополнительной единицы продукции монополист обязан понизить цену. Снижение цены будет относиться не только к дополнительной единице продукции, но и ко всем другим, которые могли бы быть реализованы по более высокой цене. Отсюда следует, что предельный доход  MR всегда меньше среднего дохода AR, т.е цена P товара. Кривая предельного дохода  MR всегда лежит ниже кривой спроса D.
    При определении ценовой стратегии монополист обязан учитывать степень эластичности спроса по цене. Стремясь максимизировать прибыль, он будет всегда избегать неэластичного отрезка кривой спроса на свой товар ( MR<0), так как понижение цены приведет к падению валового дохода TR. (Рисунок 1.2)

    Рисунок 1.2.  Спрос, предельный и валовой доход фирмы в условиях чистой монополии
В краткосрочном периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки, либо получает нормальную прибыль.
Максимизируя  прибыль, монополист выбирает цену на эластичном участке кривой спроса, причем цена должна быть выше средних общих издержек P>AC. Объем производства он определяет согласно правилу предельного доходам предельных издержек. (Рисунок 1.3)

Рисунок 1.3.  Максимизация прибыли фирмы в условиях чистой монополии
    Монополист, назначая цену и определяя объем производства, стремится не к самой высокой прибыли на единицу продукции, а к максимизации совокупной прибыли.  При определенных условиях он может увеличить совокупную прибыль путем ценовой  дискриминации, т.е назначая разные цены на различные единицы одного и того же товара для различных покупателей. Это осуществимо в том случае, когда монополист будет иметь возможность:
1. разделить покупателей по степени эластичности спроса на группы
2. ограничить свободу перемещения товара между этими группами.
Экономические последствия ценовой дискриминации выражаются не только в увеличении совокупной прибыли, но и в производстве большего объема продукции.
В определенной ситуации, например, падение спроса, рост издержек, монополист может нести убытки. Минимизируя убытки, в случае если цены ниже средних общих издержек, PMC, а точка пересечения кривых предельных дохода и предельных издержек лежит ниже кривой спроса.
    В долговременном периоде получение прибыли в отрасли (т.е. для фирмы-монополиста) будет зависеть от возможности удержать контролируемую им отрасль о проникновения в нее других фирм. В том случае, если барьеры будут непреодолимыми, монополист сможет получать экономическую прибыль и в долговременном периоде. Pe- цена, приносящая экономическую прибыль. (Рисунок 1.6)

    Рисунок 1.6.  Максимизация прибыли в долговременном периоде в условиях         чистой монополии
    Чистый монополист при тех же издержках, как и у чистого конкурента, считает выгодным назначить более высокую цену и произвести меньший объем продукции, чем сделал бы конкурентный  продавец. Это вызывает нерациональное использование ресурсов P>MC, и продукт монополии обходится покупателю дороже,  P> min AC, т.е. нет эффективного распределения ресурсов и не обеспечивается производственная эффективность.
    Большинство чисто монополистических отраслей является естественными монополиями и поэтому регулируется государством. Государство устанавливает цены, равные средним издержкам, обеспечивающие « справедливую прибыль» ( нормальную прибыль)  владельцам таких компаний.
Равновесие фирмы – монополистического конкурента.
    Под монополистической конкуренцией понимаются отрасли, состоящие из относительно большого числа некрупных фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, между которыми отсутствуют взаимная зависимость и возможность  заключения тайного сговора, фирмы ведут как ценовую, так и неценовую конкуренцию и не имеют значительных барьеров для вступления в отрасль. Монополистическая конкуренция существует в легкой, мебельной промышленности, розничной торговли , сфере услуг и некоторых других сферах хозяйства. 
    Для анализа поведения фирмы по определению цены и объема производства большое значение имеет характер спроса. Спрос (D) в условиях монополистической конкуренции более эластичен, чем в условиях чистой монополии. И чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукта, тем выше эластичность. Однако спрос не является совершенно эластичным, как при чистой конкуренции. (Рисунок 1.7)
     
    Рисунок 1.7. Спрос в условиях монополистической конкуренции.
В краткосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции фирма может получить прибыль или столкнуться с убытками. В первом случае ценовая политика будет сводиться к максимизации прибыли, а во втором- к минимизации убытков, при этом объем производства определяется равенством предельного дохода и предельных издержек. (Рисунок 1.8)
     
    Рисунок 1.8. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде.
    В долгосрочном периоде для фирм в условиях монополистической конкуренции характерна тенденция к безубыточности, т.е получению нормальной прибыли. Если фирмы получают в краткосрочном периоде экономические прибыли, то в  условиях отсутствия значительных барьеров для вступления в отрасль в ней появятся новые фирмы, эластичность спроса повысится, и спрос на продукцию отдельной фирмы уменьшится. В результате экономические прибыли исчезнут, а в руках фирм останется только нормальная прибыль. 
    В случае получения убытков в краткосрочном периоде произойдет массовый выход фирм из отрасли в долгосрочном периоде. В результате уменьшившегося количества фирм в отрасли спрос на продукцию отдельной фирмы повысится, а эластичность его уменьшится. Убытки в этой ситуации исчезнут, и фирмы будут получать нормальную прибыль. (Рисунок 1.9)
     
    Рисунок 1.9. Минимизация убытков в краткосрочном периоде
Следует подчеркнуть, что равновесие в долгосрочном периоде существует как тенденция. В некоторых случаях складываются условия, позволяющие в долгосрочном периоде получать экономические прибыли  или убытки 
(например, вследствие удачного или, наоборот, неудачного месторасположения фирмы.)
    В условиях монополистической конкуренции не достигается эффективное использование ресурсов. Цена превышает предельные издержки, это означает, что общество оценивает дополнительные единицы данного товара выше, чем альтернативные продукты, и ресурсы в данной отрасли недоиспользуются.
Цена в условиях данной модели больше минимального значения средних валовых издержек, это означает установление более высоких цен, чем минимальное возможные, и одновременно меньший объем производства, чем наиболее эффективный. ( Рисунок 1.10)

Рисунок 1.10. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
    Когда монополии производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую дискриминацию. Для того чтобы практика ценовой дискриминации была успешной, необходимо наличие трех условий.
   1. Фирма должна иметь возможность устанавливать цены на свою продукцию, то есть в условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна.
   2. Рынки, на которых действует фирма, должны быть сегментированы и чтобы потребители «дешевого» рынка не могли продавать приобретенный товар на «дорогом» рынке.
   3. Эластичность спроса по цене должна быть различной для разных рынков.
   Ценовая дискриминация – продажа отдельных единиц товара (услуги), произведенных с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям.
   Различия в цене отражают в этом случае не столько какие-либо различия в качестве или издержках производства товара для покупателей, сколько способность монополии произвольно устанавливать цены.
   В зависимости от способа осуществления ценовой дискриминации ее делят на три категории (степени).
   Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) – продажа каждой единицы товара по своей цене, равной цене спроса на нее, ведущая к изъятию монополистом всего излишка покупателя. При этом Qd = MR, то есть кривая предельной выручки сливается с кривой спроса.
   В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками. Приблизительным подобием ценовой дискриминации первой степени могут считаться некоторые виды аукционов и тендеров, при которых участники в закрытых конвертах подают письменные заявки с предложением своих условий. А затем организаторы одновременно вскрывают все конверты и удовлетворяют (по ценам, заявленным самими участниками) некоторое число самых выгодных для себя предложений. Поскольку ни один из участников не знает, какую цену предложат другие, каждый из них ориентируется на кривую собственного спроса.
   Ценовая дискриминация второй степени – продажа различных объемов товаров (услуг) по разным ценам, так что цена единицы товара (услуги) дифференцируется в зависимости от величины партии. К ценовой дискриминации второй степени относится также применение кумулятивных скидок или скидок в зависимости от времени реализации товара (услуги).
   Наиболее популярными версиями дискриминации второй степени являются следующие:
   1. Скидки с количества. Цена уменьшается по определенной шкале в зависимости от размеров разовой закупки. Например, такая разновидность скидки, ка.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.