- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность и классификация мультимедиа
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003854 |
Тема: | Сущность и классификация мультимедиа |
Содержание
Введение. В современном обществе роль иностранных языков увеличивается с каждым годом. Главной целью обучения иностранному языку является научиться использовать языковые средства в соответствии с условиями и целями коммуникации. Владение иностранными языками дает возможность приобщиться к мировой культуре, а также овладеть и использовать в своей деятельности глобальные ресурсы сети Интернет. В связи с этим возникает необходимость развития мультимедийного обучения на уроках английского языка. Обучение иностранному языку с использованием мультимедиа ресурсов позволит облегчить доступ к информации и сократить время обучения языка. За последние годы все чаще и активнее поднимается вопрос об использовании мультимедийных технологий обучения в средней общеобразовательной школе. Но нужно помнить, что это не только новые технические средства, но и новые способы и методики преподавания языка, отличающиеся от традиционных. Учитель должен создать атмосферу практического овладения языка для каждого учащегося, позволяющую каждому ученику проявлять активность и интерес к предмету. Современные педагогические технологии, одной из них является мультимедийная технология обучения, помогают реализовать личностный подход к обучению детей, обращая внимание на их особенности и склонности к обучению. Создание иноязычной среды на уроках английского языка является одной из важнейших проблем в подходах обучения. С ним в первую очередь связана реализация обучения основным видам речевой деятельности: аудированию и говорению. Для достижения этой цели используются технические средства обучения. К сожалению, не все преподаватели иностранных языков осознают необходимость использования мультимедиа технологий в связи с тем, что они не получили убедительного научно-методического обоснования данного вопроса. Неразработанность рассматриваемой проблемы определяет актуальность исследования. Объект исследования: процесс обучения английскому языку при использовании мультимедиа ресурсов. Предмет исследования: мультимедийные технологии обучения иностранному языку. Цель исследования: теоретическое обоснование важности мультимедийных ресурсов, проверка эффективности использования мультимедийных средств обучения на уроке английского языка. Для достижения цели исследования потребовалось выявить методические возможности мультимедийных средств обучения на уроке английского языка. В процессе теоретического изучения проблемы и проведения исследования применялись следующие методы : 1. Теоретический (анализ литературы по различным вопросам методики преподавания иностранного языка). 2. Наблюдение в ходе пробного обучения. Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в средней школе. Глава 1. Понятие мультимедийных средств обучения. 1.1 Сущность и классификация мультимедиа. Мультимедиа представляет собой контент или содержимое, одновременно представляющее информацию различными путями – посредством передачи звука, видеоряда и анимированной компьютерной графики. Один медиа файл может нести в себе текстовую, аудиальную, графическую и видео информацию, способ интерактивного взаимодействия с ней. Подобное взаимодействие обусловлено выбором определенного набора аппаратных и программных средств.[1,c.192]. В современной науке сложились следующие подходы к пониманию понятия мультимедиа[:2,c127]. 1. Мультимедиа в качестве идеи, нового подхода к хранению информации различного свойства. Данный подход сформировался в связи с развитием компьютерной техники, позволившей обрабатывать различную информацию – в первую очередь, цифровую информацию, позволившую компьютеру освоить работу с текстовыми файлами; в дальнейшем – компьютер начал взаимодействовать с аудио и видео файлами, в связи с чем на данный момент он свободно взаимодействует как с озвучиванием видеоряда, так и с отдельно взятыми фрагментами видео. Текст и числа в течение достаточно долгого времени воспринимались как обособленные понятия, ровно как и оцифровка аудио файлов и изображения. Только спустя 10 лет после начала цифровой обработки аудио и видео файлов и изображений удалось соединить их в единое целое, составляющее понятие «мультимедиа». 2. Мультимедиа в качестве оборудования, позволяющего эффективно взаимодействовать с информацией разного свойства и природы. Сюда включаются мультимедиа-платы, мультимедиа-комплексы и мультимедиа-центры. 3. Мультимедиа как продукт, включающий в себя данные различного рода и всевозможных типов. Кроме того, отличительной чертой данного продукта является четкая структурированность, позволяющая с легкостью в нем ориентироваться, например, энциклопедия или каталог. Традиционно подобный продукт ассоциируют с CD-ROM и DVD-ROM. Мультимедиа-продукт дает возможность получить тот же объем информации, который может содержаться в музее или библиотеке; кроме того, продукт организуется таким образом, чтобы он был понятен человеку без специального образования, что обеспечивает принцип доступности. Внутри мультимедиа-продукта создается система меню и ссылок, служащая путеводителем внутри конкретной системы данных. Главное меню позволяет структурировать изложенный материал и отыскать требующийся раздел в сжатые сроки. Подобное устройство мультимедиа-продукта позволяет как избежать столкновения с не интересующим материалом, так и получить справку и углубиться в детали относительно интересующего понятия. Мультимедиа представляет собой современную компьютерную информационную технологию, объединяющую внутри компьютерной системы текстовые файлы, аудио и видео материалы, графические изображения и мультипликацию. Мультимедиа является суммой технологий, обеспечивающих ввод, обработку, хранение, передачу и отображение таких видов данных текст, графика, мультипликация, изображения, аудио и видео, речь. Понятие «мультимедиа» также используется и для обозначения носителей информации, содержащих внутри себя значительное количество информации и обеспечивающих довольно быстрый доступ к этим данным; одними из первых носителей подобного рода являются компакт-диски. В данном случае термин «мультимедиа» используется для обозначения процесса, при котором компьютер взаимодействует с данными носителями, использует их и предоставляет информацию пользователю через передачу таких видов данных как аудио и видео материалы, графическое изображение, анимация и других видов, используемых в дополнение к традиционным способам передачи информации. Условно мультимедиа разделяется на линейную и нелинейную. Примером линейного способа воспроизведения информации могут считаться кино или видеоряд. Линейный способ воспроизведения информации подразумевает, что человек, взаимодействующий с данным файлом не способен оказать влияние на его вывод. Нелинейный способ воспроизведения информации, в свою очередь, дает возможность изучающему не только участвовать в выводе информации, но и оказывать воздействие на данный вывод, взаимодействуя определенным образом с предложенным средством изложения мультимедийных данных; участие человека в данном случае считается интерактивным. Нередко сочетание нелинейного способа передачи информации и интерактивной деятельности описывается учеными как гипермедиа. Подобный способ взаимодействия человека с мультимедиа можно проследить на примере компьютерных игр. Мультимедийная передача информации обеспечивается посредством: 1. Презентаций; 2. Игр; 3. Интернет-ресурсов. Презентация, как один из видов мультимедиа, может считаться как линейным, так и нелинейным способом передачи информации. Презентация, сформированная докладчиком от и до и демонстрируемая аудитории, доносит необходимую информацию, однако она не оставляет просматривающим возможности влиять ни на достижение определенного вывода, ни на докладчика, представляющего данную презентацию. Подобный путь будет считаться линейным. Живая презентация, представленная в качестве нелинейного способа передачи информации, позволяет аудитории взаимодействовать с докладчиком, задавать ему вопросы, связанные с темой презентации. Живая презентация позволяет докладчику несколько отступить от темы, дать дополнительные комментарии по ней, разъяснить отдельные термины и спорные моменты. Живая презентация дает возможность представить информацию интерактивно. Мультимедийная презентация демонстрируется докладчиком на сцене с использованием проектора или другого устройства локального воспроизведения. Мультимедийная презентация может быть рассчитана на достаточно широкую аудиторию, при этом являясь как «живой» (онлайн-трансляция, например), так и предварительно записанной. Подобная широковещательная презентация традиционно основывается на аналоговых или электронных технологиях хранения и передачи информации. Онлайн-трансляция мультимедийной презентации может быть как скачана на конкретное устройство, позволяющее просмотреть ее, так и воспроизведена напрямую с Интернет-ресурса посредством использования технологий потоковой передачи данных. Таким образом, мы можем судить о том, что передача мультимедийной информации может быть как предоставляемой по требованию, так и «живой». Мультимедийные игры позволяют участнику данной игры взаимодействовать с виртуальной средой, выстроенной компьютером. Участник игры воспринимает представленную виртуальную среду и ее состояние непосредственно через различные способы представления информации (аудиальный и визуальный). Все игры, предоставляемые на компьютере и прочих специализированных устройствах, расцениваются в качестве мультимедийных. Подобная игровая деятельность может быть осуществлена как в одиночку на локальном компьютере, так группой игроков через локальную или глобальную сети. Интернет-ресурс является одним из видов мультимедийного представления информации. Мультимедийный Интернет-ресурс традиционно представлен в виде сайта, основную часть которого составляет информация, представленная в виде мультимедиа. Мультимедийный Интернет-ресурс является механизмом, отвечающим современным стандартам и позволяющим дополнить и расширить спектр функций и услуг для новых посетителей, не заменяя при этом выполнение классических функций. Мультимедийным Интернет-ресурсам присущ ряд следующих черт[:3,c.201]. 1. Содержание различных видов информации – текстовой, графической, звуковой и т.д.; 2. Наличие высокой степени наглядности демонстрируемой информации; 3. Обеспечение доступа к различным типам файлов; 4. Наличие возможности использования Интернет-ресурсов для продвижения творческих проектов в сфере искусства. Ресурсы подобного вида позволяют сообщить о грядущих событиях, продемонстрировать обзор на отдельно взятую сферу, учреждение или конкретный коллектив, наладить связь с посетителями данного Интернет-ресурса, обеспечить активную подачу нового материала. Представленные выше форматы передачи мультимедийной информации позволяют упростить процесс восприятия новых данных пользователем. Например, предлагаемый учащимся текстовый документ, проиллюстрированный изображениями или аудио и видео файлами, будет им наиболее доступен и понятен, что обеспечит эффективность его усвоения. Форматы передачи мультимедийной информации позволяют активнее взаимодействовать с получаемой информацией. Как мы видим, мультимедийные файлы, представленные онлайн, являются наиболее объектно-ориентированными, потому что дают возможность работать с новой информацией даже не владея специфическими знаниями в этой области. В современном обществе мультимедиа применяется во всех областях его жизни. Она фигурирует в рекламе, искусстве, образовании, индустрии развлечений, технике, медицине, математике, бизнесе, в сфере научных исследований и пространственно-временных приложениях. Особенно часто мультимедиа используется в сфере современного образования. Здесь мультимедиа позволяет создать определенные компьютерные учебные курсы, справочники, энциклопедии и сборники. Подобный мультимедийный учебный курс обеспечивает прохождение учащегося через серию тематических презентаций и взаимосвязанных текстовых файлов. Мультимедийное обучение приобрело неофициальное название «Edutainment», обозначающее процесс одновременного обучения и развлечения, в особенности – мультимедийного развлечения. Медиа-конвергенция, как одна из идей современного образования, считается одним из важнейших факторов, формирующих успешность образования. Медиа-конвергенция считается активно изменяющимся курсом учебных дисциплин, преподаваемых в современных школах. Медиа-конвергенция представляет собой сложную систему, обеспечивающую взаимодействие отдельных и информационных баз, что позволяет создавать все более новые информационные ресурсы. Медиа-конвергенция видоизменяет или вовсе избавляется от тех видов работы, которые требуют наличия особых технологических навыков ее выполнения. Подобная технология обладает несомненными преимуществами и характерными особенностями, реализующимися в процессе наглядного представления информации: 1. Мультимедийные средства представления информации способны хранить сравнительно большой объем различного контента на одном носителе; 2. Мультимедиа позволяет показать отдельный объект на экране в деталях, в увеличенном виде или вовсе разбить его на составляющие фрагменты, при этом сохраняя исходное качество; 3. Средства мультимедиа дают возможность сопоставить различные изображения, обработать их различными программными средствами с целью достижения новой информации; 4. Мультимедиа позволяет выделить ключевые слова в текстовом файле, приложенному к конкретному изображению для получения дополнительной пояснительной информации по предложенной теме; в данном случае внимание уделяется технологиям гипертекста и гипермедиа; 5. Мультимедиа позволяет непрерывно сопровождать статичный или динамичный визуальный видеоряд дополнительным музыкальным или любым другим аудио сопровождением; 6. Технологии мультимедиа свойственна возможность остановиться на интересующем месте или пролистать к требуемому моменту при просмотре видео ряда (функция «стоп-кадра»); 7. Мультимедиа склонна к постоянному пополнению собственных данных за счет дополнительного включения информационных баз, методик обработки и хранения информации и мультипликации; 8. Мультимедийные технологии способны подключиться к глобальной сети Интернет; 9. Мультимедиа позволяет работать с различными текстовыми, графическими и аудиовизуальными приложениями и редакторами, картографической информацией; 10. Технология подобного рода позволяет создать собственные галереи по изученной теме, содержащие наиболее полную и интересную информацию по мнению конкретного пользователя. Кроме того, мультимедиа позволяет сделать закладки на интересующей странице для последующего возращения к ним; 11. Мультимедиа позволяет воспользоваться режимом слайд-шоу, который сокращает время просмотра общего содержания продукта; она дает возможность создать в теле продукта отдельного путеводителя-гида, дающего подсказки по навигации мультимедиа и дополнительную информацию по заданной теме; 12. Мультимедиа позволяет свободно перемещаться по информационной структуре благодаря созданному меню. Выход на меню возможен из любой точки продукта. 1.2 Технология мультимедиа в системе современного образования Возникающие информационные технологии дают возможность расширить диапазон учебных возможностей и позволяют усовершенствовать учебный процесс в частности и всю систему образования в целом. Мультимедийные технологии являются тем дидактическим средством, которое способно в полной мере обеспечить значительный развивающий потенциал учащихся. Тем не менее, использование современных технологий в системе современного образования сталкивается с рядом актуальных проблем. Проблема использования мультимедийных технологий в системе современного образования была детально проанализирована методистами. На основе этого анализа можно судить о факте отсутствия общих концепций, позволяющих одновременно и систематически объединить и изложить все множество фактов, которое было накоплено в процессе обучения и воспитания. Особенно четко недооценка возможностей мультимедийных средств изложения информации и информационных технологий наблюдается в практике отечественного преподавания. На наш взгляд, подобная проблема обусловлена с неполной разработанностью теории понятия мультимедиа в качестве одного из дидактических средств. Безусловно, в условиях развития современного общества школе необходимо достичь гуманизации всего процесса обучения. Подобный подход к процессу образования обеспечит не только достижения учебных целей, выдвинутых перед учащимися, но и позволит учащимся самостоятельно развиваться и формировать собственную индивидуальность. Процесс гуманизации позволяет осознать необходимость формирования информационной культуры учащихся. Естественно, информационную культуру учащихся может формировать только педагог, имеющий определенные знания и умения, связанные с применением новейших информационных и педагогических технологий. Кроме того, информатизация и гуманизация учебного процесса требуют от современного педагога овладение прогрессивными методами и средствами современной науки. Как бы то ни было, проблема остается актуальной – большинство педагогов, занятых в системе современного образования, не только не используют мультимедиа в учебном процессе, но и не стремятся постигнуть сущность, структуру и функции данной технологии. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 93 Обстоятельствами, обуславливающими редкое и практически неэффективное использование мультимедийных средств в сфере современного образования, являются непосредственные реалии современного российского образования. Уже созданная компьютерная база, содержащая обширную информацию по заданной тем, не изучается в должной мере, что не дает возможности применить мультимедиа в педагогических целях как новое дидактическое средство. Исследование данной проблемы дало противоречивые результаты как в отечественной методике, так и в зарубежной; они нередко ставят под сомнение полезность использования мультимедийных средств в учебном процессе. Отечественные исследования[4.c26-35] данной проблемы подтверждают, что внедрение данного дидактического средства обеспечит высокую результативность обучения, в связи с чем можно говорить о высоком потенциале мультимедиа. Однако методисты[4.c26-35] говорят о том, что учебный процесс с применением мультимедиа должен быть четко организован, иначе возможны определенные трудности в процессе обучения. Понимание роли мультимедиа в системе современного образования возможно только в случае понимания сути данного понятия. Прежде всего, мультимедиа, фигурирующая в учебном процессе, является информационной технологией, которая как подразумевает определенное научное направление, так и задает определенный способ взаимодействия с предложенной информацией. Мультимедиа предоставляет учащимся совокупность знаний, учит отбирать и обрабатывать наиболее важную информацию об изучаемом объекте. Безусловно, технологии мультимедиа обогащают процесс обучения, позволяя сделать его наиболее эффективным. Педагогическим технологиям и способам обучения присуща информационность, в связи с тем, что учебно-воспитательный процесс взаимодействия учителя и учащихся непременно требует обмена информацией. На современном этапе развития образования ИТО – информационная технология обучения – представлена в качестве педагогической технологии, использующей особые программные и технические средства, обеспечивающие эффективную работу с информацией. На сегодняшний день технологии мультимедиа являются одним из самых перспективных направлений информатизации учебного процесса. ИТО позволяет достичь всестороннего развития личности учащегося, позволяет ему найти новые пути самореализации в обучении. ИТО как отдельная педагогическая технология обеспечивает информатизацию образования и дает учащимся необходимый набор знаний для полноценного и эффективного участия в условиях жизнедеятельности развивающегося общества. Исследования применения мультимедиа и информационных технологий в системе образования ведутся уже на протяжении сорока лет. Система образования не замкнута, она подвижна и настроена на внедрение в учебный процесс мультимедийных файлов и информационных технологий. Во многих странах (США, Канаде, Западной Европе, Австралии, Японии и России) появилось огромное число учебных центров, в которых активно разрабатывались специализированные компьютерные системы, обеспечивающие нужды образования и направленные на поддержку области электронного образования. Problems of Multimedia Technologies Implementation into Educational Process of a Higher Education Institute. Teacher's Guide, 2005. Зарубежная литература представляет следующую классификацию ИТО[:6, с.80]. 1. Компьютерное программированное обучение; 2. Изучение с помощью компьютера; 3. Изучение на базе компьютера; 4. Обучение на базе компьютера; 5. Оценивание с помощью компьютера; 6. Компьютерные коммуникации. Безусловно, данная классификация условна, так как в ней наблюдается пересечение отдельно взятых технологий. Информационные технологии обучения базируются на определенном программном обеспечении, которое может быть разбито на следующие категории[:7, c.98-102]. 1. Обучающие, контролирующие и тренировочные системы; 2. Системы поиска информации; 3. Моделирующие программы; 4. Микромиры; 5. Инструментальные средства, носящие познавательный характер; 6. Инструментальные средства, носящие универсальный характер; 7. Инструментальные средства, обеспечивающие коммуникацию. Обучающие и тренировочные системы являются наиболее интересными при рассмотрении сути использования информационных технологий в процессе обучения. Учебные компьютерные средства создавались на базе заданной идеи программированного обучения. На данный момент система образования нередко дает возможность использовать АОС – автоматизированные обучающие технологии – на базе различных учебных заведений. АОС затрагивают разнообразные учебные дисциплины. Автоматизированная обучающая система традиционно содержит внутри себя определенный комплекс материалов, регулирующих учебный процесс, и компьютерные программы, выступающие в роли механизма, управляющего всем процессом обучения. Савченко Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. Электронное пособие для педагогов / Н. А. Савченко. — М.: 2006. Появление операционной системы Windows дало новый виток для развития системы образования. Прежде всего, появилась возможность участвовать в интерактивных программах, позволивших реализовать диалогическую речь. Кроме того, операционная система позволила шире использовать графику различного свойства: рисунки, диаграммы, таблицы и т.д. Графические изображения, применяемые в процессе обучения, позволяют точнее передать требующуюся информацию от учителя учащимся и обеспечить ее эффективное восприятие. Учебные программы, содержащие в своей структуре графику, позволяют успешно развивать такие качества учащихся как интуиция и образное мышление. Широкое распространение компьютеров и присущая им высокая производительность позволили активно и повсеместно применять мультимедиа. Мультимедиа представляет собой среду, содержащую большое количество взаимодействующих компонентов, которая позволяет активно использовать в процессе урока текстовые файлы, графику, аудио и видео материалы, мультипликацию. Это позволяет расширить сферу применения ИТО в процессе обучения. Савченко Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. Электронное пособие для педагогов / Н. А. Савченко. — М.: 2006. Эффективное восприятие излагаемого учителем материала обеспечивается за счет взаимодействия видеоряда и образного мышления; мультимедиа позволяет сочетать теоретический и демонстрационный материалы обеспечивает целостность их восприятия. Мультимедиа позволяет не ограничиваться словесной формулировкой, предваряющей выполнение текстового задания; установка и само задание может быть задано отдельным видео рядом. Технология применения мультимедиа в учебном процессе разрабатывалась Д. М. Уиллоусом и Х. А. Хаутоном. Главное достижение работы этих американских ученых состоит в изучении общих вопросов организации обучения с использованием мультимедиа, детальном рассмотрении этого процесса, изучили преподавание определенных предметов, в структуру которых были включены информационные технологии.[8, c. 198]. Ученые М. Бойс, С. Браун и Л. Райбер изучали проблемы внедрения технологий мультимедиа на среднем и старших этапах обучения в школе. Ими было выявлено, что мультимедийные средства целесообразно использовать при выполнении заданий, которые были выполнены с низким показателем в первый раз. Кроме того, мультимедиа позволяет освежить уже усвоенные знания.[9] Отечественный ученый Ю. Н. Егорова разработала собственную концепцию, объясняющую построение и структурные особенности мультимедийных и гипермультимедийных сред. Ю. Н. Егорова сформулировала и разработал собственную мультимедийную среду, включение в которую происходит за счет постепенного перехода от традиционного учебника к среде, обеспечивающей интерактивное образование. Егорова Ю. Н. Мультимедиа в образовании - технология будущего//Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы. Третьей Всероссийской научно - практической конференции. - Йошкар-Ола, - 2009.- С. 101-103. Вывод об эффективности и продуктивности использования мультимедиа в плане решения дидактических вопросов может быть сделан благодаря анализу исследований отечественных и зарубежных методистов. Мультимедиа, как мы видим, дает большой образовательный эффект, расценивается как средство повышения эффективности обучения. Кроме того, использование мультимедиа позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на рассмотрение конкретного учебного материала, дает более широкую сферу рассмотрения определенных проблем и вопросов. Информационные ресурсы в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под. ред. Т.Б. Казиахмедов. — Нижневартовск: НГГУ, 2010. — 280 с. Мультимедийные технологии позволяют подавать информацию различными путями и создают условия, при которых различные среды оказываются взаимно дополняемыми. Учащимся предоставляется возможность творческого познания предложенной индивидуальной среды. Подобная индивидуальная среда может отличаться собственным языком, который может быть пространственно-ориентированным (текстовые и графические файлы) или ориентированным на время (аудио и видео материалы, мультипликация). Комплексное и регулярное использование мультимедиа позволяет учащимся достичь существенных результатов. Одной из важнейших черт мультимедиа является то, что она способна пробудить как внешнюю, так и внутреннюю активность учащихся, дать им возможность удовлетворить собственную любознательность. Ю. Н. Егорова в своих исследованиях технологии мультимедиа обращает внимание на то, что именно она способствует возрастанию коэффициента эффективности обучения. Это обуславливается за счет: 1. Добровольности усвоения знаний учащимися. Это не требование, исходящее от учителя, а их собственное желание; 2. Стимулирования расположения к конкретному учебному предмету; 3. Предоставления возможности самостоятельного оценивания собственной деятельности; 4. Изменения критерия оценки собственной деятельности – учащемуся требуется не только усвоить большое количество материала, но и научиться применять его; 5. Реализации образного мышления и фантазии учащихся, снятия боязни получить плохую отметку или ошибиться; 6. Создания атмосферы взаимодействия коллектива и реализации соревновательного элемента; 7. Самостоятельного преодоления возникающих трудностей перед учащимися; 8. Реализации межпредметных связей. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2008. Представленные выше черты мультимедийных технологий позволяют говорить об интерактивности мультимедийных технологий. Интерактивность отличает исключительно дидактическое компьютерное средство, не схожее с традиционными информационными экранными средствами. Мультимедиа в сочетании с интерактивностью процесса обучения позволяет наиболее эффективно и прочно усвоить предъявляемый учебный материал. Мультимедиа в сфере современного образования является именно той технологией, которая успешно решает ряд актуальных проблем: способствует развитию самостоятельного целеполагания учащихся, самоорганизации учебного процесса, самостоятельного контроля и оценки осуществленной деятельности, дает возможность развить наглядно-образное мышление и навыки использования информационных технологий. Н. В. Клемешова, основываясь на возможностях мультимедиа в сфере образования, выделяет также функции мультимедиа, реализующиеся в процессе обучения: разъясняющую, информативную, эвристическую, систематизирующую, мотивирующую и развивающую. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Калининград, 2010. Для того, чтобы все функции мультимедиа реализовывались в процессе обучения, необходимо соблюдать определенные условия. Таковыми являются: 1. Организация занятия, соответствующего дидактическим возможностям мультимедиа; 2. Подбор мультимедиа, отвечающих уровню подготовки учащихся и особенностям предложенного для изучения материала; 3. Соблюдение общих правил включения мультимедиа в учебный процесс. Н. В. Клемешовой было выявлено, что использование мультимедиа эффективно, если учебный процесс с использованием мультимедиа соответствует привычной для учащихся модели учебной деятельности. Традиционно практическое освоение учебного материала с использованием мультимедиа разделяется на стимулирующий, целеполагающий, обучающий, аналитико-рефлексивный этапы; также выделяются этапы самооценки и самореализации. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Калининград, 2010. На современном этапе развития системы образования мультимедиа и информационные технологии активно используются в процессе образования. Им присущ ряд технических и психолого-педагогических черт, которые позволяют применять их целенаправленно и продуктивно на протяжении всего процесса обучения. Исследователи-методисты нередко говорят о мультимедиа как об источнике новой дополнительной информации. Мультимедиа дает возможность применить новые способы и методы обучения с постепенной реализацией моделирования тех процессов, которые приводят к повышению коэффициента эффективности обучения. 1.3 Положительные и отрицательные аспекты использования мультимедийных средств обучения. В современной школе компьютер является средством обучения с огромными возможностями. Компьютерные обучающие программы имеют огромное количество преимуществ перед традиционными методами обучения, а именно: тренировка различных видов речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, автоматизация языковых и речевых действий, реализация индивидуального подхода, самостоятельная работа учащихся. Различные средства мультимедиа позволили расширить возможности учителей, облегчить их труд, оптимизировать изучение иностранных языков. Благодаря мультимедиа этот процесс стал увлекательным и познавательным. В настоящее время существует множество мнений об том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер может заменить учителя, другие - компьютер не способен подать материал так, как это делает учитель. Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию и общему развитию учащихся, эффективности усвоения программы. За короткий промежуток времени необходимо научить каждого ребенка получать, перерабатывать, оценивать , а также использовать в практической деятельности большой объем информации. Важность состоит в том, чтобы организовать процесс обучения так, чтобы позволить ребенку активно, с интересом и увлечением работать на уроке. Требуется, чтобы учащийся самостоятельно видел плоды своего труда и мог самостоятельно их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных с использованием ресурсов Интернет. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения быстрым , дифференцированным, индивидуальным и интерактивным. Современные компьютеры сочетают в себе возможности телевизора, видеоносителя, книги, калькулятора, телефона. Они являются универсальным инструментом, который способен моделировать различные языковые ситуации. Этот способ обучения также весьма привлекателен и для учителей. Он помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, методы обучения, дает почву для педагогического творчества. Но при этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его, играя роль инструмента, который при грамотном использовании значительно повышает эффективность педагогического процесса. Активное применение компьютера на уроке английского языка целесообразно исходя из специфики самого предмета. Главным компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, заниматься поиском слов, выполнять различные игровые упражнения. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых. Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности. Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-английски, задают вопрос....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: