VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и классификация затрат предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000398
Тема: Сущность и классификация затрат предприятия
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность выбранной темы заключается в том, что знание собственных затрат любого субъекта хозяйствования и целенаправленное на них воздействие с целью минимизации является одним из важнейших условий эффективного хозяйствования. Правильная организация учета затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой при решении вопросов налогообложения прибыли. Кроме того, успех предприятия зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам: затраты выступают важнейшим элементом при определении справедливой цены; информация о себестоимости продукции (работ, услуг) часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами.
     Именно поэтому тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной.
     Актуальность эффективного управления затратами предприятия определила цель выпускной квалификационной работы – изучение теоретических аспектов управления затратами, а также разработка мероприятий по их снижению на примере  конкретного предприятия.
     Для достижения поставленной цели нами предполагается решение следующих задач:
     - изучение и освещение теоретических аспектов управления затратами;
     - анализ эффективности управления затратами на объекте исследования;
     - анализ структуры и динамики затрат на производство, оценка влияние основных факторов на изменение затрат;
     - разработка комплекса мероприятий по снижению затрат.
     Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает СПК «Карповский»
     Предметом исследования является система управление затратами на предприятии.
     Теоретическую основу работы составляют научные монографии, учебные пособия и публикации в экономической периодике современных отечественных  ученых и практиков, статистическая и финансовая отчетности исследуемого предприятия за 2012–2014гг., документация функциональных служб предприятия.
      Исследование в работе построено на использовании достаточно широкого набора методов. В числе основных из них можно выделить: системный подход, специальные методы экономического анализа: горизонтальный и вертикальный анализ отчетных форм, анализ относительных показателей, способ сравнения, использование абсолютных, относительных и средних величин и др.   
      В соответствии с логикой исследования, работа включает следующие основные элементы:
      - теоретическая глава, которая содержит изучение и анализ теоретических основ управления затратами;
      - расчетно-аналитическая глава, которая посвящена краткой экономической характеристике предприятия, позволяющей получить представление о специфике деятельности анализируемого объекта, анализу управления затратами; 
      - проектная глава, которая представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование действующей системы управления затратами и оптимизацию их уровня.
      
      
      
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
     
     1.1. Сущность и классификация затрат предприятия
     
     Для того, чтобы раскрыть данную тему необходимо изначально изучить сущность затрат и привести их различную классификацию. В современной литературе существует множество определений и большое количество точек зрения на сущность этих понятий. Мы будем придерживаться точки зрения, что следует различать понятие затраты и издержки.
     Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени [8, c. 321].
     Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты» [6, c. 270].
     Издержки – это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей.
     Издержки производства определяются как «стоимостное выражение всех затрат производственных факторов, необходимых предприятию для своей деятельности».
     Например, издержки производства – это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные.
     Общественные издержки на производство охватывают все затраты живого и общественного труда и составляют для изготовителя внутреннюю стоимость товара, а поэтому являются базой для определения исходной цены предложения, а также для выбора рациональной предпринимательской политики.
     Издержки предприятия отражают текущие затраты на производство и реализацию товара (продукции, работ, услуг).
     В процессе своей деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура зависят от многочисленных факторов: организационно – правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места занимаемого предприятием на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленных законодательно правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах [3, c. 223].
     Для создания упорядоченной структуры данных о затратах организации необходимо их классифицировать, т. е. образовать группы затрат с одинаковыми характеристиками по отношению к установленному объекту затрат (единицы продукции или услуги (калькуляционные единицы), организационные подразделения, конкурентные товары (услуги) и т. д.).
Выделяют следующие основные классификации затрат: 
По экономическому содержанию затраты группируются:
по элементам и статьям калькуляции. [8, c. 248].
Группировка затрат по элементам применяется в бухгалтерском финансовом учете. В соответствии с правилами бухгалтерского учета ПБУ 10/99 выделяют такие  элементы затрат, как: [15].
     1. материальные затраты (с вычетом стоимости возвратных отходов);
     2. затраты на оплату труда;
     3. отчисления на социальные нужды;
     4. амортизация;
     5. прочие затраты.
      Группировка затрат по статьям калькуляции, применяется для целей управленческого учета. Выделяют следующие статьи затрат:
     1. Сырье и материалы.
     2. Возвратные отходы (вычитаются).
     3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.
     4. Топливо и энергия на технологические цели.
     5. Затраты на оплату труда.
     6. Отчисления на социальные нужды.
     7. Расходы на подготовку и освоение производства.
     8. Общепроизводственные расходы.
     9. Общехозяйственные расходы.
     10. Потери от брака.
     11. Прочие производственные расходы.
     12. Расходы на продажу.
     Сумма первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей — себестоимость проданной продукции. 
     Различают также затраты прямые и косвенные.
     Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на объект калькуляции.
     Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.).Косвенными расходами являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.
     Издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). [10, c. 213].
     К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. К числу явных издержек принадлежит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам услуг, оплата транспортных расходов и т.д.
     Неявные (имплицитные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам предприятий или находящихся в собственности предприятия как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.
     По технико-экономическому назначению издержки делятся на:
     Основные (технологические) расходы – связаны с производством и оказанием услуг, к которым относятся первые шесть статей затрат: затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с объектом калькулирования. 
     Накладные – связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или предприятия  в целом и управлением ими. [1, c. 224].
      По однородности состава затрат на: 
     Одноэлементные затраты, это затраты которые на данном предприятии не могут быть разложены на составляющие, которые состоят из однородных элементов (основной и вспомогательный материал для изготовления продукции, заработная плата основного производственного персонала и т.п.).
      Комплексные – это  затраты, состоящие из нескольких экономических элементов (общепроизводственные, общехозяйственные расходы).
     По рациональности использования на: 
     Производственные затраты, которые включают все расходы, которые связаны с процессом производства продукции (работ, услуг).
     Внепроизводственные (коммерческие)– это расходы, которые связанны с реализацией продукции. [13, c. 343].
     По отношению к отчетному периоду затраты делятся на: 
     Затраты текущего периода, а также часть резервируемых расходов и затрат будущих отчетных периодов, которые включаются в себестоимость продукции планового и отчетного периода (вознаграждение за выслугу лет и др.).
      Затраты будущих периодов, к которым относятся затраты, возникающие в планируемом и отчетном периоде, но которые подлежат отнесению на себестоимость конкретных видов продукции (в заранее определенном размере) в течение нормативного срока (затраты на подготовку и освоение производства и др.).
     По времени возникновения затраты делятся на: 
     Текущие – это постоянно производимые затраты. 
     Единовременные – это однократные или периодически производимые затраты. 
     Затраты на производство и реализацию продукции являются основными в осуществлении деятельности предприятием, значит их изучение является важным моментом при рассмотрении затрат предприятия. Они классифицируются по учетному признаку, по способу отнесения на единицу произведенной продукции, по степени однородности затрат. [14, c. 268].
     Распределение затрат предприятия по учетному признаку определяется действующим законодательством и является основой для определения законодательной базы.
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений делятся на: расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы [15, c. 276].
     При формировании расходов по обычным видам деятельности их группируют по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.
     Денежные расходы, которые несет предприятие на закупку сырья, материалов и других элементов материальных затрат восполняются лишь в том объеме, который затрачен на реализованную продукцию. Оставшаяся часть остается в нереализованной готовой продукции и складских запасах.
     Затраты на оплату труда, наоборот, включаются в состав себестоимости продукции при их фактическом начислении несмотря на то, произвело ли предприятие реальные денежные выплаты.
     Отчисления на социальные нужды –это один из видов принудительных расходов, которые законом возложены на хозяйствующие субъекты. Затраты представляют собой платежи по обязательному социальному страхованию и отчисления в социальные внебюджетные фонды. Нормы отчислений установлены законом в процентах к заработной плате.
     Амортизация основных фондов включается в состав себестоимости продукции по установленным нормам к балансовой стоимости основных фондов. Амортизационные отчисления не являются денежными затраты. Это расчетная величина, позволяющая предприятию накапливать собственные средства для инвестиций. Денежную форму амортизационные отчисления приобретают только при финансировании за счет этого источника инвестиционных программ. [13, c. 323].
     Отдельная группа затрат включает в себя затраты, которые связанны с подготовкой следующего периода производства. К таким затратам относятся: остатки незавершенного производства, резерв предстоящих расходов и платежей и расходы будущих периодов.
     Прочие затраты включают командировочные, представительские расходы, затраты на рекламу, погашение процентов по краткосрочным банковским кредитам, административные расходы, затраты по созданию ремонтных фондов и т.п. В рамках законодательно установленных норм их относят на себестоимость продукции, сверхнормативные расходы погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения [3, c. 212].
     Операционными расходами являются: расходы, которые связанны с предоставлением за плату во временное пользование активов предприятия; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; так же расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; прочие операционные расходы.
     К внереализационным расходам относятся: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных предприятием убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов); а так же прочие внереализационные расходы.
     К прочим расходам относят так же и чрезвычайные расходы. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, которые возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).
     Затраты, которые классифицируют по учетному признаку, относят на себестоимость продукции специфическими способами. Они также влияют на формирование прибыли от реализации продукции и налогооблагаемой прибыли [4,c. 234].
     По способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции выделяют как постоянные так и переменные расходы.
     Постоянные расходы, которые не зависят от изменения объема выпускаемой продукции. К ним относятся административно-управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата и др.
     Переменные расходы это расходы, которые прямо пропорциональны объему производства. К ним относятся расходы на сырье и материалы, технологическое топливо и энергию, сдельная заработная плата и др.
     Деление расходов на постоянные и переменные необходимо  для планирования себестоимости продукции и  правильного определения цены реализации.
     Все затраты на производство и реализацию продукции составляют ее полную себестоимость. Для предприятия себестоимость является основой для определения цен на производимую продукцию и соответственно базой для определения прибыли от реализации продукции и налога на прибыль[11, стр. 245].
     
     1.2. Основные элементы системы управления затратами предприятия
     
     Чтобы достичь высоких результатов работы предприятие предполагает управление затратами на производство и реализацию продукции. Это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, потому, что охватывает все стороны производственных процессов.
     Под управлением себестоимостью продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются: прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью (рис. 1.2).
     Рис. 1.1. Основные элементы системы управления себестоимостью
      Для определения себестоимости всех оказываемых услуг на предприятии разрабатывается смета затрат на производство. Она определяет общий объем затрат по экономическим элементам затрат. В смету затрат включаются все затраты основного и вспомогательных производств, а также выполнения работ и услуг непромышленного характера для хозяйств своего предприятия и других организаций, включая затраты на осуществление работ, не входящих в состав валовой и товарной продукции предприятия. Смета затрат рассчитывается без внутризаводского оборота как сумма затрат всех цехов предприятия за минусом стоимости полуфабрикатов своего производства, работ промышленного характера и продукции вспомогательных цехов, потребляемых самим предприятием.
     Данные о затратах на производство по экономическим элементам определяются в плановых расчетах предприятия. Себестоимость единицы отдельных видов продукции определяется путем разработки калькуляций. 
     Различают такие виды калькуляций: плановые, проектно-сметные, отчетные [6, стр. 260].
     Плановая калькуляция это расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы продукции. Она составляется на все виды изделий производственной программы на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства. Плановая калькуляция используется в практике управления производством в качестве своеобразного эталона, сравнение с которым позволяет выявить пути снижения издержек на производство и резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости.
     Проектно-сметная калькуляция разрабатывается на впервые осваиваемые виды продукции или продукцию, не предусмотренную планом.
     Отчетная калькуляция составляется бухгалтерскими службами предприятия и характеризует фактический уровень затрат. Помимо целей сравнения с плановыми данными, она является важным  инструментом финансового контроля за рациональным использованием в производстве различных видов ресурсов.
     Конкретная номенклатура статей затрат разрабатывается с учетом отраслевых особенностей производства и применяемых методов организации бухгалтерского учета издержек производства и обращения.
     В зависимости от характера продукции, особенностей организации и технологии производства могут применятся различные методы калькулирования. Одним из них является нормативный метод. Благодаря своему универсальному характеру нормативный метод рекомендован к внедрению во всех отраслях народного хозяйства. Этот метод основан на использовании прогрессивных норм расхода на единицу продукции (нормы расхода материалов и заработной платы). Его преимущество состоит в том, что он прост в использовании и позволяет рационально расходовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
     Важным элементом управления затратами является планирование [14, стр.460]. Планирование себестоимости осуществляется для определения размеров и  возможностей ее снижения. Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании (на год) уточняются перспективные планы на основе данных плановых смет и калькуляций затрат на производство. Если предприятие выпускает один вида продукции, то стоимость единицы является показателем, который характеризует уровень и динамику затрат на ее производство и реализацию. Предприятия, выпускающие разнородную продукцию, планируют снижение себестоимости сравнительной продукции и величину затрат на один рубль товарной продукции. 
     Расчеты плановой себестоимости продукции используются для планирования прибыли, определения мероприятий технического прогресса и для установления цен. 
     При планировании себестоимости продукции предусматривают ее возможное  снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство. Составлению плана по себестоимости  предшествует анализ фактической себестоимости за отчетный период для выявления резервов уменьшения затрат.
     При составлении плана по себестоимости используют следующую последовательность: сначала составляется расчет снижения затрат на производство за счет влияния технико-экономических факторов; затем определяется сумма затрат на обслуживание производства и управление; дальше составляются плановые калькуляции себестоимости отдельных видов продукции основного производства; расчитывается себестоимость товарной и реализуемой продукции; составляется смета затрат на производство.
     Экономически обоснованное планирование себестоимости должно опираться на систему прогрессивных, технико-экономических норм и нормативов материальных, трудовых и денежных затрат. Система планирования направлена не только на организацию контроля затрат и получения прибыли, а также на координацию всех планов предприятия. Организация внутрипроизводственного планирования и учета невозможна без комплекса норм и нормативов. 
     Нормирование – это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции [10, стр. 127].
     Нормативная база предприятия является основой для планирования; регулирования и контроля деятельности структурных подразделений; сравнения производственных затрат с достигнутыми результатами; разделения ответственности за результаты деятельности между подразделениями; объективной оценки оплаты труда и стимулирования деятельности персонала по итогам работы.
     На любом предприятии нормы и нормативы должны обязательно пересматриваться, т.к. меняются  технологии и организации производства, характеристики материалов, обновляется выпускаемая продукция.
     Нормы и нормативы устанавливаются для недопущения излишнего расходования ресурсов, обеспечения установленного режима работы предприятия, недопущения отклонений от заданных характеристик выпускаемой продукции, соблюдения нормальных условий труда и охраны окружающей среды, создания баз данных для планирования деятельности предприятия.
     Совершенствование нормативной базы предусматривает широкое внедрение наиболее точных методов расчета норм и нормативов, создание расчетно-обоснованных норм на все виды работ, использование вычислительной техники для разработки, утверждения, автоматизации, сбора, накопления, систематизации и обновления норм и нормативов, использование экономико-математических методов.
     Управление затратами при применении норм предотвращает ненужные потери, повышает эффективность производства, улучшает политику закупок, вычисляет расход производственных ресурсов и нацеливает на их эффективное использование в будущем.
     Следующим важнейшим элементом управления является учет и калькулирование затрат на производство. Его основное назначение – контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление.
     Основными задачами учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются:
      1) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, которая необходима для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами и иными заинтересованными предприятиями и лицами;
      2) учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов в сопоставлении с утвержденными нормами, нормативами и сметами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;
      3) калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости;
      4) выявление и оценка результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия;
      5) выявление резервов снижения себестоимости продукции, их мобилизация и эффективное использование;
      6) систематизация информации производственной деятельности для принятия решений, имеющих долгосрочный характер;
      7) окупаемость производственных и технологических программ, рентабельность ассортимента выпускаемой продукции, эффективность капитальных вложений в основные фонды и производственные запасы и т.п.
     В других странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, который дает информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации предприятия и его подразделений.
     В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции является основной частью общей единой системы бухгалтерского учета.
     В настоящее время в нашей стране происходит реформирование системы бухгалтерского учета с целью «приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности [13, стр. 156]. Необходимость этого реформирования вызвана изменениями, которые произошли в экономике России, ее активным вступлением в мировое экономическое и информационное пространство.
     Экономический анализ, как элемент управления затратами находится в тесной взаимосвязи с остальными его составляющими. Он построен на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Главная цель анализа – возможность выявления более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию продукции и обеспечение получения прибыли.
     Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.
     В задачи анализа затрат на производство и реализацию продукции включены:
       * оценка динамики и выполнения плана по важнейшим показателям себестоимости;
       * определение факторов, влияющих на динамику показателей и выполнение плана по ним, а также сумм и причин отклонения фактических затрат от плановых;
       * оперативное воздействие на формирование показателей себестоимости;
       * выявление и мобилизация резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
     Детальный анализ уровня затрат , который сложился в базисном периоде должен предшествовать планированию и прогнозированию себестоимости. В процессе анализа должны выявляться резервы снижения себестоимости, которые будут учитываются при разработке текущих и перспективных планов.
     Анализу является важнейшей функцией в обеспечении оптимального уровня себестоимости а, значит и максимизации прибыли, что   повышает конкурентоспособности предприятия. Становление рыночных отношений предполагает совершенствование методологии анализа с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта.
     Управление затратами осуществляется с целью изыскания резервов снижения себестоимости продукции и значит увеличения прибыли предприятия. [2, c. 284].
     В традиционном представлении важнейшими путями снижения себестоимости являются: рост производительности труда и снижение трудоемкости продукции; улучшение использования сырья, материалов, топлива и внедрение новых видов сырья и материалов; улучшение использования основных производственных фондов; сокращение административно-управленческих расходов и ликвидация непроизводительных потерь [17, стр. 121].
     Очень значимую долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (в России – 13-14%, развитых стран – 20-25%). Поэтому очень актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
     Снижение трудоемкости продукции, роста производительности труда можно добиться различными способами. Основные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Но одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения производства и труда. Нередко предприятия приобретают или арендуют дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В следствии чего коэффициент использования такого оборудования низкий. Потраченные на приобретение основных фондов средства не приносят ожидаемого результата.
     Важное значение для повышения производительности труда имеет соответствующая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.
     Экономия сырья, материалов, топлива и энергии имеет большое значение в снижении себестоимости продукции большинства отраслей промышленности в связи с высоким удельным весом этих затрат в составе издержек производства (до 60% в структуре затрат).
     Пути для экономии сырья, материалов и топлива очень многообразны. К ним относятся такие, как применение ресурсосберегающих технологических процессов; повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов; внедрение научно-обоснованных норм расхода материалов, уменьшение потерь и отходов; вторичное использование материалов [12, стр.256].
     При улучшение использования основных фондов обеспечивается сокращение расходов по амортизации основных производственных фондов, а значит и расходов по содержанию оборудования. Повышение коэффициента сменности, ликвидация простоев, снижение затрат на ремонт путем удлинения межремонтного периода, увеличение срока службы машин и улучшение качества ремонтов обуславливает существенное снижение себестоимости.
     В снижении себестоимости немаловажное место принадлежит сокращению административно-управленческих расходов. Несмотря на то, что идет упрощение и удешевление содержания аппарат управления в последние годы, еще есть большие неиспользованные резервы в этой области. На многих предприятиях аппарат управления остается громоздким, сложным, многоступенчатым, что соответствеено увеличивает себестоимость продукции.
     На зарубежных предприятиях также рассматривают такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, будут производить сами или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделия.
     В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции новые факторы позволят в комплексе привести величину издержек производства к оптимальному уровню.
     Эффективное управление себестоимостью продукции невозможно без строгого и регулярного контроля за уровнем затрат на производство.
     Контроль –является завершающим процессом планирования и анализа, направляющим деятельность предприятия на выполнение установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Существуют различные сферы и виды контроля. Но они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности. Считается, что издержки производства лучше всего контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам ответственности. [11, c. 263].
     В заключении еще раз отметим, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

      1.3.Проблемы и особенности управления затратами на предприятиях АПК
     В настоящее время сельское хозяйство страны представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая призвана обеспечить население России необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. По категориям хозяйств сельское хозяйство подразделяется на крестьянские хозяйства, хозяйства населения и сельскохозяйственные организации. [18].
     Экономическая эффективность деятельности предприятий базируется на сопоставлении произведенных расходов в процессе производства и результатов хозяйственной деятельности, поэтому при отсутствии возможности влиять на цену продукции, необходимо оперативно регулировать величину затрат на производство и реализацию продукции. Это достигается посредством воздействия на физический расход ресурсов, их структуру, цену и качество с целью обеспечения заданного эффекта.
     Управление затратами должно базироваться на верной аналитической информации, получаемой из управленческой и бухгалтерской отчетности предприятий. По своему содержанию и задачам анализ затрат в сельхозпроизводстве почти не отличается от анализа в других отраслях национальной экономики . Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены спецификой этой отрасли производства: [22,с.12].
     * результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом зависят от природно-климатических условий. Для получения правильных выводов о результатах хозяйственной деятельности показатели текущего года должны сопоставляться не с прошедшим годом, как это делается на промышленных предприятиях, а с данными за предшествующие 3-5 лет;
     * в сельском хозяйстве процесс производства очень длительный и не совпадает с рабочим периодом. Многие показатели можно рассчитать только в конце года. В связи с этим наиболее полный анализ можно сделать только по результатам года;
     * сельское хозяйство отличается от других отраслей производства тем, что в нем часть продукции используется на собственные цели в качестве средств производства: семена, фураж, животные. Поэтому объем реализованной продукции намного меньше произведенной.
     Сложность анализа затрат в сельском хозяйстве объективно обуславливает необходимость формирования механизма управления, обеспечивающего оперативность принятия решений и повышение эффективности сельскохозяйственных организаций. Механизм управления затратами должен позволять прогнозировать и контролировать уровень рентабельности не только на конечно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%