- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001788 |
Тема: | Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3 1. Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности.............................................................................................11 1.1.Цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности........................................................11 1.2.Правовое регулирование статуса субъекта предпринимательской деятельности........................................................25 1.3.Гарантии прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности...................................................31 2. Направления государственного регулирования предпринимательской деятельности..............................................................................................39 2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности....................................................................................39 2.2. Техническое и антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности...................................................42 2.3. Способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.....................................................................................54 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности.......................................73 3.1. Условия формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.......................................................................................73 3.2. Усиление роли государства в процессе формирования благоприятной предпринимательской среды.....................................77 3.3. Меры развития государственного регулирования поддержки предпринимательской деятельности........................................................83 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................91 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................95 ВВЕДЕНИЕ Одним из ключевых начал развития и перспективой развития предпринимательства в России считается закрепленный в основном законе - Конституции РФ1 принцип свободы финансовой деятельности, описывающий финансовую деятельность всякого субъекта как проявление его индивидуальной свободы в области финансовой деятельности, даже предпринимательства. Актуальность темы обоснована тем, что в прогрессивный предпринимательский оборот привлекается все больше хозяйствующих субъектов, но при отсутствии эффективной системы обеспечения прав и законных интересов невозможно полноценное становление предпринимательства и, как последствие, всей экономической деятельности страны, в общем. Несовершенство защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, неурегулированность почти всех его качеств, несогласованность нормативных актов оказывают негативное влияние на эффективность предпринимательства в России. Механизму урегулирования отношений в сфере предпринимательства, направленного на обеспечение прав и законных интересов отведена значимая роль, как одному из основных средств такого регулирования, вследствие потребности удовлетворения, сначала, общественных интересов страны, а также защита прав субъектов предпринимательства при претворении в жизнь контрольных мероприятий. Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права. В итоге экономика развивается и изменяется значительно более высокими темпами, нежели нормативно-правовая основа предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности подразумевает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов устанавливает самые общие правила поведения для участников рыночного процесса, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров, объемов продаж, цен. Отношения между государством и предпринимателями приобретают двунаправленный экономико-правовой характер, то есть, возможно регулирование на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, а также посредством предоставления государственных субсидий.1 Если исходить из того, что рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство лишь выполняет роль "ночного сторожа", станет понятна регулирующая роль государства. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Достигается это несколькими способами, важнейшие из которых можно представить следующим образом: 1.Создание и защита правовой основы предпринимательской деятельности. В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, которые регламентируют права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Особенно важно в данной функции поддержание здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов и недопущение монополизации рынков. 2.Экономическое регулирование. Государство осуществляет фискальную и кредитно-денежную политику для поддержания темпов роста или, наоборот, их ускорения для выхода из кризиса. Суть этой политики сводится к стимулированию спроса и предложения, а также регулировании объема денежной массы, что, в свою очередь оказывает влияние на цены. Формы проявления политики экономического регулирования более чем многообразны, однако важно то, что подобное регулирование способствует стабилизации на рынке и тем самым помогает предприятиям бороться с рыночными кризисами. 3.Прямое участие в хозяйственной жизни. Государство создает предприятия либо скупает акции (доли, паи) существующих предприятий, становясь одним из крупнейших инвесторов на рынке. Масштабы подобной экономической деятельности настолько велики, что каждому отдельно взятому предприятию приходится считаться с подобным конкурентом.1 Учитывая многофункциональный характер государственного регулирования предпринимательской деятельности и значимые социально-общественные задачи предпринимательства (общеэкономическая, инновационная, ресурсная, социальная, организаторская и др.), - оно должно изучаться как комплексное явление, сочетающее в себе, экономический и правовой элементы. Вопросам исследования посвящено множество работ. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Комплексный анализ правовых норм и правоприменительной практики, непосредственно обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности посредствам государственного регулирования, во-первых, обусловлен выявлением имеющихся в данной сфере правовых проблем и фундаментального, и прикладного характера, во-вторых, разработкой предложений по совершенствованию действующего законодательства с целью создания единой концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности. Объектом исследования данной работы являются отношения в области обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности при реализации государством государственно-властных полномочий по установлению обязательных правил осуществления предпринимательской деятельности. Предметом исследования данной работы выступает система правовых норм, направленных на регулирование указанных отношения, а также соответствующая правоприменительная практика и работы авторов по вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Цель исследования заключается в проведении комплексного системного анализа правового обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также в формулировании принципов и закономерностей. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: - путем анализа понятийного аппарата правового регулирования предпринимательской деятельности определить специфику правового обеспечения на современном этапе; - выявить имеющиеся недостатки и пути их устранения в области правового обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; - раскрыть параметры оптимизации регулирования предпринимательской деятельностью со стороны государства; -определить принципы совершенствования законодательства в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности и особенности проявления государственных интересов в процессе обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; - проанализировать мониторинговые и информационные процессы в организационно-правовом обеспечении правового регулирования предпринимательской деятельности. Методологическую основу данной работы составляют общенаучные и частно-научные диалектические методы познания. В работе использовались основанные на логическом методе материалы системного анализа; исторический метод; метод моделирования. Теоретическую основу исследования составили идеи, отраженные в работах таких авторов, как И.А. Панов, Д.В. Афанасьев, Н.В. Свечников, И.А.Смагин, Е.Б. Миков, А.А. Спектор, Е.А. Добролюбов, М. Розенберг, В. Бартош, Р.Е. Карасев, В.В. Лапаев, В.В. Гущин, В.А. Гуреев, Б.И. Пугинский, И.В. Ершова, Шмалий О.В., и др.. Несмотря на это, остались нерешенными проблемы эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности, такие как дублирование функций контрольных и надзорных органов, большое количество предъявляемых к предпринимателям требований, которые не могут обеспечить как интересы государства, так и права субъектов предпринимательской деятельности. На современном этапе развития экономики, хозяйствующие субъекты нуждаются в создании таких правовых условий, которые могли бы способствовать развитию предпринимательской деятельности в сотрудничестве с государством. Проведение анализа комплекса правовых норм и правоприменительной деятельности, связанной с государственным регулированием предпринимательской деятельности обусловлено необходимостью выявления в данной сфере проблем, а также совершенствованием в действующем законодательстве целей создания единой концепции государственного регулирования предпринимательской деятельностью. Научная новизна исследования состоит в выяснении сущности, содержания особенностей государственного регулирования предпринимательской деятельности. Научная новизна работы отражена в положениях, выносимых на защиту. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Представляется целесообразным, на законодательном уровне определить основы государственного регулирования предпринимательской деятельности, включив в нормативные акты разного уровня соответствующие нормы. Заложить основные направления законодательного обеспечения хозяйствования, определить механизмы воздействия на предпринимательство, границы вмешательства в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов, а также гарантии, формы обеспечения и способы защиты их прав и законных интересов. 2. Обосновывается необходимость упрощения государственных регулирующих процедур в отношении предпринимательства (упрощение порядка регистрации, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, унификация административных процедур, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций, упрощение порядка и форм отчетности и др.) были отмечены в Указе Президента Российской Федерации «Об административных барьерах». 2 Итак, отсутствие или противоречивость законодательства, возможность его неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрация бизнеса, лицензирование деятельности, сертификация продукции, согласования инвестиционных проектов, ограничения прав собственности и другие связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности предпринимателя, преодоление которых возможно только при централизованном системном подходе к реализации закрепленных законодательством РФ гарантий прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. 3. Следует отметить, что нормы Конституции РФ, касающиеся государственного регулирования экономики, пока не нашли в законодательстве своего стройного и последовательного развития. Назрела жизненная необходимость издания предпринимательского (хозяйственного) кодекса, который, в частности, и должен установить публично-правовые правила хозяйствования, определить пределы вмешательства государства в экономику, закрепить гарантии прав хозяйствующих субъектов. Только в рамках такого нормативного правового акта может быть четко регламентировано государственное регулирование экономики. Любая неопределенность и размытость в этой сфере будет с неизбежностью порождать бюрократический произвол и коррупцию. А Россия входит в первую пятерку стран по уровню дополнительных затрат бизнеса, связанных с преодолением бюрократических и административных барьеров. 4. Одной из важных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание условий для ее юридической защищенности предпринимательства в федеральных и региональных целевых программах. Основные требования, предъявляемые к целевой программе защиты предпринимательства, заключаются в следующем: соответствие общей концепции развития рыночных отношений в России; приоритет особенностей России, учет мирового опыта в данной сфере; комплексность программы, сбалансированность и взаимоувязанность позиций, предусматриваемых в различных разделах программы; полнота программы – она должна включать все необходимое для решения поставленных задач; реалистичность планируемых мер и мероприятий; наличие этапности проводимых работ; постановка конкретных задач перед министерствами и ведомствами; ориентация на существующую практику составления и реализации целевых программ.1 Главной целью программы поддержки предпринимательства следует, считать повышение эффективности общественного производства за счет создания на федеральном и региональном уровнях экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий защищенности для предпринимательства от преднамеренных или непреднамеренных действий физических лиц и социальных организаций. Изложенное дает основание утверждать, что вопросы рассмотрения предпринимательской деятельности как объекта государственного регулирования должны быть отнесены к числу актуальных проблем науки предпринимательского права, заслуживающих самостоятельного изучения. Апробация результатов исследования была проведена в рамках научно-практического семинара "Актуальные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности" (Самара, ЧОУ ВО "СаГА", 2016). Содержание работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников. ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Цели, функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.3 В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: -разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; -повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек; -ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий; -создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции; -обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией; -сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики; -содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности; -обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда; -поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов. Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются: * осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации; * повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств; * поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов; * укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства; * пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей; * использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними. Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию. Большое значение в 80-е гг. XX в. приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей. Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства. Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей4. Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату. Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования. Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны. Кроме того, государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности: 1. создает правовую базу для развития предпринимательской деятельности: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права, а также, что немаловажно, обеспечивает контроль качества предпринимательской деятельности 2. обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и ее национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности; 3. посредством проведения экономической политики стабилизирует экономическое развитие государства; 4. обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам посредством установления минимальной заработной платы, пенсий и пособий, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией; 5. осуществляет меры по защите конкуренции и ограничению монополии; 6. разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности; 7. организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы. При этом следует учитывать, что условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными. Негативные условия – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность, например, инфляция, безработица, дефицит бюджета. Государство в данном случае принимает меры к выявлению негативных тенденций и принятию мер к их устранению. При наличии условий, отражающих положительные тенденции (позитивных), роль государства заключается в своевременном выявлении и поддержке. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности – сложная и малоисследованная категория. В литературе встречается целая палитра взглядов на определение, что есть форма. Одни авторы не проводят различие между формами и видами государственного регулирования предпринимательской деятельности5, другие считают, что предпочтительнее использовать термин «вид» вместо понятия «форма»6, третьи не раскрывают значение выражения «форма государственного регулирования предпринимательской деятельности»7. Что касается методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то вполне достаточно будет указать на три основных метода, используемых в предпринимательском праве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций. Все названные методы присущи и адекватны отношениям, складывающимся в процессе регулирования хозяйственной деятельности и охватываемым предметом предпринимательского (хозяйственного) права. Выделение других методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляется искусственным. Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях развитого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе к нему. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного воздействия, как договор и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Такие же перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, чтобы оба названных метода заработали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного законодательства. Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях получил свое закрепление и регламентацию, например, в Законе об особых экономических зонах.8 В соответствии со ст. 6 данного закона Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании такой зоны. А хозяйствующие субъекты для того, чтобы получить статус резидентов особых экономических зон, заключают с органами управления особыми экономическими зонами соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 и гл. 5, 6 закона). Итак, представляется, что под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность. В целом формы государственного регулирования предпринимательской деятельности многообразны и их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные. Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулирования) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности. Экономической формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Разумеется, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, Налоговый Кодекс Российской Федерации например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вместе с тем главное предназначение названных форм регулирования предпринимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия. Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот. Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам – правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 Налогового Кодекса Российской Федерации) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности – это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.1 Государственная поддержка также является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики. Сюда относятся государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей. Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности, характеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты делятся на судебные и внесудебные.9 Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Некоторые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование – это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п. Что касается соотношения форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то большинство форм такого регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права применяются при осуществлении антимонопольного регулирования, как од ной из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольный орган: * выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания; * направляет рекомендации о развитии конкуренции органам исполнительной власти и органам местного самоуправления; * дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала. Большинство организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот. В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательской деятельности. Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.10 Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой не хаотичное воздействие, а строго упорядоченную систему мер, принимаемых государством в установленных законом формах для проведения государственной экономической политики. В наиболее общем виде цель воздействия государства на хозяйственную деятельность можно определить как достижение баланса п....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: