VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность, функции и роль денежно-кредитной политики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009900
Тема: Сущность, функции и роль денежно-кредитной политики
Содержание
1.Теоретические аспекты денежно-кредитной политики 

1.1.Сущность, функции и роль денежно-кредитной политики 
     
     Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, которые регламентируют деятельность денежно-кредитной системы в целях регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: стабилизации цен,  укрепления денежной единицы, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста1.
     Согласно комментариям к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», денежно-кредитная политика определяется как «составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства»2. 
     Приведенные определения не являются исчерпывающими, так как ограничивается лишь сферой денежного обращения и не указывает на возможность регулирования центральным банком уровня кредитных вложений в экономику.
     Следует отметить, что денежно-кредитную политику можно рассмотреть в «узком» и «широком» смысле. Под «узкой» политикой понимают достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. «Широкая» политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении.
     Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как «важнейшее направление экономической политики государства»3 и представляет собой «меры, осуществляемые Центральным банком по регулированию денежного обращения с целью изменения денежной массы в стране, она направлена на сглаживание циклических колебаний»4. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.
     Денежно-кредитная политика тесно увязана с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно с темпами экономического роста и инфляции. Причем она не используется как отдельный элемент регулирования экономики, а применяется в совокупности с такими инструментами, как политика доходов, финансовая политика и др.
     Мнение о том, что основной функцией денежно-кредитной политики является обеспечение полной занятости и экономического роста является общепринятым. Речь идет о так называемых конечных целях, которые совпадают с целями экономической политики государства в целом, а потому и достигаются в результате реализации мер не только денежно-кредитной, но и фискальной, структурной, внешнеэкономической и т. п. политики. 
     Соответственно, эффективность денежно-кредитной политики следует измерять степенью продвижения к поставленным конечным целям. Некоторые отечественные исследователи, характеризуя роль и место денежно-кредитной политики, говорят о «необходимости рассмотрения проблемы в контексте воспроизводственного подхода, учитывающего диалектическую взаимосвязь денежно-кредитной и валютной политики с процессом воспроизводства»5. 
     Действительно, воспроизводственный подход соответствует современной практике мирового сообщества, где центральный банк способствует реализации общеэкономической политики, обеспечивая внутреннее и внешнее равновесие. 
     Главной функцией денежно-кредитной политики должно быть обеспечение нормального денежного оборота, позволяющего эффективно функционировать реальному сектору экономики6. Реализации этой функции следует подчинить механизм регулирования денежной массы.

1.2.Основные цели и методы денежно-кредитного регулирования 
     
     Государство должно эффективно управлять функционированием экономических процессов. Для этого необходимо четко формулировать определенные цели и конкретизировать соответствующие задачи. 
     В настоящее время не существует единой идеальной системы формирования денежно-кредитной политики, в связи с тем, что инструменты регулирования значительно различаются в зависимости от различных условий, например, от стадии развития экономики, степени развития банковской системы и т.д. При этом в каждом государстве денежно-кредитный инструментарий со временем совершенствуется и изменяется. 
     Однако, несмотря на различие условий проведения денежно-кредитной политики, существуют общие фундаментальные принципы построения конкретных национальных систем управления. Одним из таких принципов является выбор основной цели проведения денежно-кредитной политики. В экономической политике проблема целей является центральной, поскольку является самым важным этапом организации развития экономических процессов.
     Целевая направленность денежно-кредитной политики представляет собой постановку реальных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств, исходя из ориентиров, данных публичной властью.
     В общем виде цель государственного регулирования экономики – достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста7. 
     Во многих странах к числу конечных целей монетарной политики относится также поддержание стабильности национальной валюты. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте ВВП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики.  
     Промежуточные цели денежно-кредитной политики представлены на рис. 1.
     
     Рис. 1.1. Промежуточные цели денежно-кредитной политики8 
     Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи, с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные или легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков. Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике.
     В зависимости от характера влияния на объекты регулирования, т.е. спрос на деньги и их предложение можно выделить следующие методы денежно-кредитного регулирования: административные (прямые); экономические (косвенные); смешанные9. 
     Административные (прямые) методы государственного регулирования основаны на установлении государством или его органом для субъектов денежно-кредитных отношений, обязательных к исполнению, норм и нормативов. Примером такой нормы в сфере денежно-кредитного регулирования могут служить введение предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами или ежеквартальные определения для юридических лиц предельной величины (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня. 
     Таким образом, административные (прямые) методы регулирования базируются на экономическом принуждении субъектов денежно-кредитных отношений. Следует отметить, что в условиях рыночного хозяйства широкое применение таких методов регулирования может привести к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики. 
     В условиях рыночной экономики более приемлемо применение экономических (косвенных) методов государственного регулирования денежного обращения. 
     Примером экономических методов регулирования в сфере денежного оборота может служить то, что использование безналичных расчетов дешевле, чем расчеты наличными деньгами. И это стимулирует предприятия и организации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей. 
     Сочетание административных и экономических методов (смешанное регулирование) часто применяется в процессах интервального регулирования, то есть тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничения действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.
     Переход от методов прямого администрирования к экономическим методам регулирования денежно-кредитной сферы характерно для всех индустриально развитых стран. 
     Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков. 
     Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежно-кредитный рынок в целом. 
     Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких как ограничение выдачи ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства
     
1.3.Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики 

     Для достижения конечной цели денежно-кредитной политики Банк России должен располагать системой инструментов, позволяющих обеспечить сбалансированное и относительно устойчивое состояние денежно-кредитной сферы при различных сценариях экономического развития (рис. 1.2). 

    Рис. 1.2. Основные  инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ.10 
     Рассмотрим инструменты ДКП, представленные на рис. 1.2, более подробно.
     Рефинансирование  означает  получение   денежных   средств кредитными  учреждениями  от  центрального  банка.  Используя рефинансирование кредитных организаций, Центральный  Банк  может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные  бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
      Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков  Западной  Европы.  Центральные  Банки предъявляли определенные  требования  к  учитываемому  векселю,  главным  из которых являлась надежность долгового обязательства.
     Векселя переучитываются  по  ставке  редисконтирования.  Эту  ставку называют также официальной дисконтной  ставкой,  обычно  она  отличается  от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину  в  меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство  по  более  низкой цене, чем коммерческий банк.
      В  случае  повышения  Центральным  Банком  ставки  рефинансирования, коммерческие банки будут  стремиться  компенсировать  потери,  вызванные  ее ростом  (удорожанием  кредита)   путем   повышения   ставок   по   кредитам, предоставляемым заемщикам. То  есть,  изменение  учетной  (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок  по  кредитам  коммерческих  банков. Изменение ставки рефинансирования в России по годам отражено в Приложении 1. 
     При увеличении ставки рефинансирования и абсорбировании ликвидности Банком России происходит снижение инфляции. Вместе с тем увеличение нормы обязательных резервов и предоставление ликвидности вызывают инфляционный рост.11
     Последнее является главной целью данного метода  денежно-кредитной  политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в  период усиления инфляции вызывает рост процентной  ставки  по  кредитным  операциям коммерческих банков, что приводит  к  их  сокращению,  поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.
     Изменение  официальной  процентной  ставки  оказывает влияние  на  кредитную  сферу.   Во-первых,   затруднение   или   облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном  банке  влияет на  ликвидность  кредитных  учреждений.  Во-вторых,  изменение   официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих  банков  для клиентуры, так  как  происходит  изменение  процентных  ставок  по  активным кредитным операциям. 
     Также  изменение  официальной  ставки  Центрального  Банка  означает переход к новой  денежно-кредитной  политике,  что  заставляет  коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
      Недостатком использования рефинансирования при  проведении  денежно- кредитной  политики  является  то,   что   этот   метод   затрагивает   лишь коммерческие   банки.   Если   рефинансирование   используется   мало    или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный  метод  почти  полностью теряет свою эффективность12.
     Помимо   установления   официальных   ставок   рефинансирования    и редисконтирования  Центральный  Банк  устанавливает  процентную  ставку   по ломбардным кредитам, то есть кредитам, выдаваемым под  какой-либо  залог,  в качестве которого выступают обычно ценные  бумаги.  Следует  учесть,  что  в залог могут быть приняты  только  те  ценные  бумаги,  качество  которых  не вызывает сомнения. В практике зарубежных  банков  в  качестве  таких  ценных бумаг   используются    обращающиеся    государственные    ценные    бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские  акцепты  (их  стоимость  должна быть выражена в национальной валюте,  а  срок  погашения  -  не  более  трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств,  определяемые центральными банками.
     Прямые количественные ограничения подразумевают установление размера минимальных резервов - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных  денег  в кассе банков,  либо  в  виде  депозитов  в  Центральном  Банке  или  в  иных  высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив  резервных требований  представляет  собой  установленное  в  законодательном   порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным)  или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо  активных (кредитных вложений) операций.  Использование  нормативов  может  иметь  как тотальный  (установление  ко  всей  сумме  обязательств  или  ссуд),  так  и селективный (к их определенной части) характер воздействия.13
     Минимальные резервы выполняют две основные функции.  Во-первых,  они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств  коммерческих  банков по  депозитам  их  клиентов.  Периодическим  изменением  нормы  обязательных резервов Центральный  Банк  поддерживает  степень  ликвидности  коммерческих банков на  минимально  допустимом  уровне  в  зависимости  от  экономической ситуации.  
     Во-вторых,   минимальные    резервы    являются    инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема  денежной  массы  в стране. Посредством изменения норматива резервных средств  Центральный  Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном  объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления  ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут  расширять  ссудные  операции, если их обязательные резервы в  Центральном  Банке  превышают  установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и  безналичных)  превосходит необходимую  потребность,  центральный  банк  проводит  политику   кредитной рестрикции  путем  увеличения  нормативов  отчисления,  то   есть   процента резервирования средств в Центральном Банке. Тем  самым  он  вынуждает  банки сократить объем активных операций.
     Операции на открытом рынке как инструмент заключаются в  том,  что  Центральный  Банк  осуществляет операции купли-продажи  ценных  бумаг  в  банковской  системе.  Приобретение  ценных  бумаг  у  коммерческих   банков   увеличивает   ресурсы   последних, соответственно повышая их кредитные  возможности,  и  наоборот.  Центральные Банки  периодически  вносят   изменения   в   указанный   метод   кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. 
     По форме проведения рыночные операции Центрального Банка  с  ценными бумагами могут быть прямыми либо  обратными.  Прямая  операция  представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция  заключается  в  купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки  по  заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций,  более  мягкий  эффект  их воздействия, придают популярность данному  инструменту  регулирования.  Если разобраться, то можно увидеть, что по своей  сути  эти  операции  аналогичны рефинансированию  под  залог  ценных  бумаг.  Центральный  Банк   предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях,  определяемых  на основе  аукционных  (конкурентных)  торгов,  с  обязательством  их  обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по  данным ценным бумагам в период их нахождения в  собственности  Центрального  Банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
     Прочими инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются:
* процентные ставки по операциям Банка России и других банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При этом Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он вправе устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для регулирования рыночных процентных ставок и укрепления курса рубля;
* валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, проведение валютных интервенций);
* установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
* прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ..
     Таким образом, набор инструментов денежно-кредитной политики и система их применения должны обеспечивать Банку России возможность не только регулировать уровень свободных денежных средств банковской системы, но и формировать совокупное предложение денег на перспективу.



2. Анализ инструментов денежно-кредитной политики в РФ

2.1. Анализ основных видов инструментов денежно-кредитной политики Банка России 

     Общая характеристика состава, целей и особенностей применения  Центробанком России отдельных инструментов денежно-кредитной политики представлена в Приложении 2. 
     С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.
     Основным инструментом Банка России для управления уровнем процентных ставок денежного рынка являются операции на аукционной основе на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы РЕПО) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе анализа и прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный дефицит ликвидности, поэтому Банк России предоставляет средства банковскому сектору, используя в качестве основного инструмента аукционы РЕПО.
     Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.
     Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, акции, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям, поручительства, золото).
     В отличие от основных аукционных операций, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по инициативе банков и могут быть использованы ими ежедневно. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.
     Поскольку Банк России удовлетворяет потребности банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционных операций, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.
     Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.
     В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционные операции «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора (рис. 2.1). 

     Рис. 2.1. Коридор процентных ставок Банка России14
     
     Данные операции проводятся в форме аукционов РЕПО на срок от 1 до 6 дней, аукционов РЕПО и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней. Каждое утро Банк России обновляет оценки состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств. Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону РЕПО «тонкой настройки». Решение о дополнении аукциона РЕПО «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.
     Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции рефинансирования на длительные сроки, которые позволяют банкам привлекать средства под залог ценных бумаг, нерыночных активов (прав требования по кредитным договорам, заключенным с нефинансовыми организациями), поручительств, золота. Использование данных инструментов направлено на улучшение условий проведения основных операций рефинансирования Банка России – операций РЕПО. Применение широкого набора видов обеспечения по операциям рефинансирования на длительные сроки обусловлено ограниченностью объема ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России, которые служат обеспечением по операциям РЕПО, а также устойчивым характером и масштабом структурного дефицита ликвидности. Использование операций на длительные сроки позволяет повысить степень воздействия основных операций Банка России на процентные ставки денежного рынка и ограничить влияние структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций.
     В настоящее время основным инструментом рефинансирования на длительные сроки являются ежемесячные аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца. Кроме того, Банк России при необходимости проводит на нерегулярной основе аналогичные операции на срок от 1 до 3 недель, на 18 месяцев, а также ломбардные кредитные аукционы на срок 36 месяцев. В качестве дополнительного инструмента используются операции постоянного действия по предоставлению кредитов на сроки от 2 до 549 дней под залог нерыночных активов, поручительств, золота. При этом все операции на длительные сроки проводятся по плавающей процентной ставке, привязанной к уровню ключевой ставки Банка России: с даты изменения ключевой ставки процентная ставка по ранее предоставленным кредитам корректируется на соответствующую величину.
     Банк России может также осуществлять другие виды операций, в частности эмиссию облигаций Банка России (ОБР), покупку или продажу ценных бумаг на открытом рынке, однако в настоящее время эти операции не проводятся.
     Денежно-кредитная политика Банка России, проводимая в рамках режима таргетирования инфляции, в  2015–2016  гг. была нацелена на обеспечение ценовой стабильности при сохранении финансовой стабильности в условиях высокой изменчивости внешней конъюнктуры. Действия Банка России, как в  части реализации денежно-кредитной политики, так и  мер по  обеспечению устойчивого функционирования банковского сектора и развития других сегментов финансовой системы, являлись частью согласованной макроэкономической политики, направленной на  сохранение устойчивости российской экономики и формирование условий для восстановления ее роста. Проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики способствовало последовательному замедлению инфляции (с 12,9% в декабре 2015 г. до 6,1% в октябре 2016 г.) при сохранении стабильной ситуации в финансовой системе в целом. Условия развития экономики России и  формирования денежно-кредитной политики Банка России оставались непростыми, что во многом определялось внешнеэкономическими факторами. 
     В  конце 2015 – начале 2016 г. произошло падение цен на  нефть на  международных рынках, которое по  масштабу было сопоставимо с первым «нефтяным шоком» конца 2014 – начала 2015 года (рис. 2.2). 
     В первые месяцы 2016 г. цена на нефть марки «Юралс» опустилась до  25–30  долл. США за  баррель, оказавшись более чем в два раза ниже уровня середины предыдущего года. Мировые цены на другие энергоносители, а также на большинство иных сырьевых товаров, имеющих значимую долю в  российском экспорте, также преимущественно демонстрировали негативную динамику и к началу 2016 г. достигли минимальных за последние 5–7 лет уровней. 

     Рис. 2.2. Динамика мировых цен на основные товары российского экспорта (январь 2013 г. = 100%)15
     
     В  целом при значительных колебаниях цен на энергоносители в течение года в январе-октябре средняя цена на нефть марки «Юралс» сложилась на уровне около 40  долл. США за  баррель, что ближе к  рисковому сценарию, представленному в  «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на  2016 год и  период 2017 и  2018 годов» (далее – ОН ДКП). На  мировых финансовых рынках, как и на сырьевых, наблюдалась разнородная динамика, настроения и  ожидания участников рынка по-прежнему характеризовались изменчивостью. Неустойчивость восстановления деловой активности в развитых странах, неопределенность относительно замедления роста экономики Китая и масштаба его влияния на другие страны с  формирующимися рынками продолжали вызывать обеспокоенность у  глобальных инвесторов. Решения регуляторов крупнейших стран как с развитыми, так и с формирующимися рынками в  области макроэкономической политики также оставались предметом пристального внимания участников экономических отношений. В  частности, на  конъюнктуру мировых финансовых рынков оказали заметное воздействие изменения ожиданий относительно скорости повышения процентной ставки ФРС США. Негативное влияние на  настроения глобальных инвесторов также оказал результат июньского референдума о выходе Великобритании из  Европейского союза. Можно говорить о том, что в целом внешние условия оставались сдерживающим неблагоприятным фактором для российской экономики. В такой ситуации действия Банка России были направлены на  обеспечение ценовой стабильности при сохранении финансовой стабильности и смягчение негативного влияния внешних факторов, что необходимо для сохранения устойчивости российской экономики в  целом.
     Решение поставленных задач достигалось проведением умеренно жесткой денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции в сочетании с плавающим валютным курсом национальной валюты. При принятии решений по денежно-кредитной политике в непростых экономических условиях Банк России использовал сбалансированный подход. 
     Во-первых, решения формировались на основе средне- срочного прогноза развития экономики и динамики инфляции, исходящего из консервативных предпосылок как относительно внутренних структурных факторов (структуры экономики, действующих ограничений со  стороны демографических, инфраструктурных и  институциональных характеристик), так и  внешней конъюнктуры. 
     Во-вторых, помимо базового сценария Банк России рассматривал рисковые варианты развития внешних условий, а  также учитывал возможность реализации дополнительных рисков в части ценовой динамики. Среди таких рисков рассматривались следующие: 
* колебания внутренних и внешних продовольственных цен (с учетом урожая основных сельскохозяйственных культур); 
* неопределенность мер бюджетной политики, параметров индексации пенсий и  заработной платы в  государственном и  частном секторах; 
* решения по  повышению административно регулируемых цен и  тарифов; 
* сохранение высоких инфляционных ожиданий, возможное ослабление стимулов домашних хозяйств к сбережениям. 
     В  течение 2016  г. некоторые из  инфляционных рисков снижались (со  стороны урожая, индексации регулируемых цен и тарифов), в то время как вероятность реализации других существенно не менялась (со  стороны инфляционных ожиданий, динамики номинальной заработной платы, бюджетной политики). 
     В-третьих, при выборе траектории изменения ключевой ставки Банк России исходил из  баланса рисков для ценовой и  финансовой стабильности и  рисков для экономической активности. Уровень ключевой ставки определялся с  учетом цели последовательного снижения инфляции, но  без чрезмерного охлаждения экономики. При этом в  период реализации нового внешнего шока в  конце 2015  – начале 2016  г. поддержание процентных ставок на относительно высоком уровне, гарантирующем сохранение стимулов к  сбережениям внутри экономики, решало несколько задач. Оно не  только способствовало снижению рисков для ценовой стабильности за  счет предотвращения чрезмерного роста потребительского спроса, но и ограничивало риски для финансовой стабильности, связанные с  возможным бегством вкладчиков в иностранную валюту, усилением оттока капитала и паникой на финансовом рынке, и, соответственно, снижало негативные последствия для экономического роста. Необходимость достижения баланса между обеспечением ценовой стабильности и сдерживанием охлаждения экономики также учитывалась Банком России при принятии решений по  использованию дополнительных специализированных инструментов. Наряду с другими органами государственного управления в 2016 г.  Банк России принимал точечные меры для поддержки отдельных важных для экономики направлений кредитования, которым сложно развиваться в рыночных условиях. В  частности, Банк России продолжил использовать специализированные инструменты рефинансирования, предоставляя кредитным организациям заемные средства на длительный срок по ставкам ниже ключевой ставки. Тем самым Банк России создавал возможности для кредитных организаций предоставлять кредиты компаниям по более низким ставкам для финансирования отдельных проектов и программ.  В  2016  г. кредитными организациями было востребовано большинство специализированных инструментов рефинансирования. В связи с тем, что ранее установленные лимиты по  отдельным инструментам были практически выбраны, Банк России в  течение 2016  г. принимал решения об  их  повышении. В  то  же время объем предоставления средств в рамках специализированных инструментов оставался небольшим (задолженность по ним в 2016 г. не превышала 0,5% от совокупной величины пассивов банковского сектора). Такое ограничение связано с тем, что предоставление Банком России значительного объема средств по низким ставкам может приводить к необоснованному с точки зрения необходимого снижения инфляции смягчению денежно-кредитных условий даже при неизменном уровне ключевой ставки. Это, в свою очередь, может препятствовать снижению инфляции до  целевого уровня, что не позволит Банку России снижать ключевую ставку и  тем самым уменьшать стоимость кредитования всех субъектов экономики. 
     Наконец, в-четвертых, Банк России при принятии решений по ключевой ставке учитывал нежелательность резких колебаний внутренних денежно-кредитных условий, необходимость обеспечивать предсказуемость и  последовательность их  изменений. В  частности, Банк России стремился избежать повышения ключевой ставки в  периоды ухудшения внешней ситуации и  соответствующего роста инфляционных рисков в  2015–2016 годах. Это удавалось сделать за  счет сохранения консервативного взвешенного подхода к  управлению ключевой ставкой. В рамках этого подхода процентная политика Банка России базируется на учете устойчивых долговременных тенденций в экономике и в меньшей сте.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44