VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность девиантного поведения как проблемы современного общества

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014184
Тема: Сущность девиантного поведения как проблемы современного общества
Содержание
         «Человек,  в сущности, дикое, страшное  животное.  Мы  знаем  его лишь  в состоянии  укрощенности,  называемом  цивилизацией, поэтому  и  пугают  нас  случайные  выпады  его  природы».                                          
                                                                                                           Пьер Абеляр.
     Введение.
    
    Данный  реферат посвящен  актуальной  на  сегодняшний  день проблеме  общества - девиантное  поведение. Актуальность и необходимость  изучения  данной темы  определяется тем, что девиантное  поведение, приобрело в последнее время массовый характер, а современное общество нуждается в физически и психически здоровых гармонически развитых людях, имеющих определенную цель в жизни и способных ее достигать. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к современной экономической ситуации, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций, что и поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
    «Специалисты  отмечают  особую  тревогу  общественности,  т.к. рост  отклоняющегося поведения  сопровождается отрицательными последствиями биологической, генетической и социальной  деградацией  личности
«выключают»  из жизни часть молодежи,  усугубляют   их дезинтеграцию  в  обществе». [1]
    Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи  и  взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
    Поэтому целью  моей работы является раскрытие сущности девиантного  поведения как проблемы современного общества
       Задачи, которые при этом  необходимо решить:
     - дать определение понятия девиантное поведение,
     - раскрыть основные теории девиантного поведения,
     - охарактеризовать причины, типы и  формы  девиации, а также понять
  его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на динамику
  данного поведения,
     - наметить пути решения данной проблемы.
    С развитием информационной системы, произошло свержение раннее устоявшейся системы поведения, контролировать молодое поколение сейчас практический невозможно. Легкая доступность спиртной и табачной продукции просто вышла  за  пределы  разумного, сейчас уже и наркотики доступны даже школьникам! И это заставляет задуматься.
Я выбрал эту тему, чтобы понять и разобраться в причинах такого поведения среди моего поколения, а так же изучить возможные пути решения данной проблемы. В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, пока все соответствует определённым нормам.  
___________________

1. Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности. // Теория и практика общественного развития.-
  2011.-№7. С. 60-63                                                                                                                          2                                                                                                          
   Но если кто-то нарушил нормальный ход жизни, мы естественно ощущаем, т.к. всё общество основано на принятом, заведённом порядке, основу, которого составляет процесс воспроизводства ценностно-нормативного механизма социальной жизни, обеспечивающий соответствующее принятым нормам поведение людей. В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в нем. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.
    «Социальная норма, - отмечает Я. И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций». [1]
        Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.  Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.  Можно  понять  полное  горечи  высказывание  А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?»   [2]  
    Кризис во всех сферах общественной жизни – политическая и экономическая нестабильность, рассогласование систем обучения и воспитания, потоки  негативной  информации в СМИ (реклама не приемлемых стандартов поведения, насилия, секса, продукции низкопробной масскультуры и т.п.), недостатки в деятельности правоохранительных  органов  и  исправительной системы – приводит к росту социальных девиаций в обществе. 
    «На современном этапе российского общества отклоняющееся поведение  и особенно такие крайние проявления, как делинквентность и криминальность в своих массовидных значениях стали новым серьезным вызовом сохранению его (общества) стабильности, превратились в опасный фактор, воздействующий на социальное состояние и динамику развития».  [3]
         Специфика социологии девиантного поведения состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.
__________________
1.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // 
     СоцИс. - 2008. №4. С. 74                                                                                                              
2. Солженицын А. Хочу во всем разобраться сам // Литературная газета. 1994. 13 июля. С. 3
3. Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности. // Теория и практика
    общественного развития. – 2011.-№7. С. 60-63                                                              3                                                                                                                                                                                                                
     
    2.1. Сущность  понятия  «девиантное поведение».   
                   
    «С момента своего становления не было, и нет такого общества, в котором люди не совершали бы поступков, противоречащих сложившимся нормам социального поведения. Такое поведение в социологии называют отклоняющимся или девиантным. Оно всегда не соответствует распространенным в обществе или социальной группе ожиданиям, стереотипам поведения, правилам и ценностям». [1]
    Девиации являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, жизнедеятельности и развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения. 
    Я.И. Гилинский  первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации. «Под  девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением ученый понимает: 
    1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
    2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)». [2]
         Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма». В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). 
         «Оценка девиантного поведения с точки зрения соответствия нормам зависит от эпохи, периода развития конкретного общества, сохранения идеальных норм, динамики законов и норм определенного сообщества, а также того лица или группы, которые будут осуществлять оценку как таковую».  [3]
          «Творчество художника - инноватора часто бывает социально неодобряемым, и лишь по прошествии веков его работы могут восприниматься, как произведения искусства  одобряться социумом. 
          Еще недавно, паркур из-за высокого травматизма не одобрялся большинством  общества,  считался  аутодеструктивным  поведением,  а  сейчас стал  модным  молодежным увлечением,  сопровождающимся  специальными тренировками (просоциальное поведение).. ». [4]
  _________________

1.Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности. // Теория и практика общественного
     развития. – 2011.-№7. С. 60-63
  2. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социальная теория//
  СоцИс. - 2008. № 4. с. 74.
  3. «Девиации в профессиях социономического типа. Теоретико-эмпирическое исследование. 
        Монография» Майсак Н.В .:Издательство: КноРус, ИД «Астраханский университет» -2016. С.21. 
  4.  «Девиации в профессиях социономического типа. Теоретико-эмпирическое исследование. 
       Монография» Майсак Н.В. :Издательство: КноРус, ИД «Астраханский университет» -2016.  С.51.        4
      Нормы - некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом. 
          Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».
          Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются, как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.
        «Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начало, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает». [1]
               Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников). Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи.

1.Осипова О.С. Девиантное поведение благо или зло? //Соц.Ис. - 2008. № 9. с. 106-109                    5
    Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. 
      «Девиант – это лицо, отклоняющееся от установленных в данном обществе норм и стандартов поведения на данном историческом отрезке его развития. Гитлер и Муссолини, Моцарт и Гомер, как это не покажется странным, тоже были девианты. 
    Девиантность – термин, которым обозначается сам факт индивидуального социально-отклоняющегося поведения, принятого обществом».  [1]
    Девиантное поведение отдельных индивидов может стать результатом такого явления, как аномия (состояние отсутствия норм). 
    Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида. Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.
    Р. Клауорд, Л. Оулин, Я.И. Гилинский  (2004)  и  др. признают влияние норм девиантной субкультуры в обучении различным девиациям. Так,  членство  в  неформальных  молодежных  группах  может способствовать отклоняющемуся поведению. 
    «Это движение хиппи, выдвигавших человеколюбивую систему ценностей «Творите любовь, а не войну», но вызывавших  неприятие и непонимание со стороны людей своей одеждой и ее атрибутами; байкеров, носящихся с  большой скоростью и оглушительным ревом по ночным улицам на мотоциклах; слушающих рок рокеров; танцующих брейк брейкеров; панков, стремящихся вызвать к себе отвращение окружающих вызывающим имиджем и  использованием  грубого  жаргона); исповедующих  культ сатаны  металлистов и др. В настоящее время огромное распространение получили такие экстремальные молодежные субкультуры, как паркур, геи, скинхеды, роллеры, эмо и готы».  [2]
        Следовательно, классификация типов и видов девиантного поведения всегда будет подвергаться изменениям, «обогащаясь» новыми видами и формами  вследствие  развития  человечества,  творческой  и  «неадаптивной активности» его отдельных представителей   Т.о, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.  
_______________                                 
 1. Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности. // Теория и практика
          общественного развития. – 2011.-№7. С. 60-63
  2.Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для фак. психологии ун-тов. – 
        М.: Аспект- пресс,  1996. –   С. 120-236.                                                                             6                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
      2.2.  Классификация  теорий  девиации.      
    Все законы и идеалы историчны и относительны, а не абсолютны.
 Они   связаны со временем  и местом, и вырванные  из  этого контекста, 
теряют всякий смысл».                                    Гарри Гаррисон. Специалист по этике. 
    
     Хотя социология девиантности, как наука сформировалась лишь в XIX–XX вв., однако разнообразные взгляды относительно различных форм девиантного поведения существовали с того далекого времени, когда общество стало различать и выделять из всех видов человеческой жизнедеятельности те, которые наносят ущерб людям, обществу, государству. Взгляд на общество, как на определенный организм делает возможным распространение на него понятий, которые характеризуют состояния живых существ. Такими фундаментальными состояниями являются, прежде всего, здоровье и болезнь, норма и патология.
    Одним из первых к обществу их, по-видимому, применил еще Платон.  В своем диалоге «Государство» он объясняет общественные категории «справедливость» и «несправедливость» с помощью понятий здоровья и болезни. Он писал, что здоровье общества связано с естественными отношениями между государством и подданными, болезнью же будет противоестественное господство и подчинение. Платон верил в то, что по своей природе каждый человек предназначен для определенного вида производственной или общественной деятельности. 
    Следовательно, общество будет здоровым, когда каждый будет заниматься своим делом. В социологии нет единственной общепризнанной теории, которая бы объясняла возникновение девиаций. Проблемы девиантного поведения всегда изучались учеными-социологами, и в результате сложились следующие теории.
    1. Теории физических типов.
          Основоположником  этих  теорий  считают  Ч. Ломброзо  (1835 – 1909),  итальянского судебного психиатра и криминалиста. Ломброзианство, или физиогномика, считает, что предрасположенность к девиантному поведению, преступлениям заложена в человеке в силу определенных  биологических  признаков  (антропологических  стигматов).  Э. Кречмер  и В. Шелдон дополнили учение Ломброзо положениями о типах человеческой конституции и темперамента как источниках девиации.
    2. Психоаналитические теории.
             Основоположник  психоанализа  австрийский  врач-психиатр  и  психолог  З. Фрейд (1856 – 1939) считал, что либидо (сексуальная энергия) является причиной и основанием поведения людей. Личностные конфликты, происходящие внутри сознания на основе нереализованного  либидо, 
    приводят  к  отклонению  в  поведении.  З. Фрейд  ввел  понятие сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии 
    аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.
          
                                                                                                                    7
    2.Социологические теории.
          «Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она... И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы...»,          утверждается в «Дхаммападе» (Индия, III в. до н. э.).  [1]
    
       Основоположники этих теорий  Э. Дюркгейм  и  Т.Парсонс объясняют  девиантное поведение личности издержками процесса социализации. Развернутое социологическое объяснение впервые сделал Э. Дюркгейм,
предложив теорию аномии, раскрывающую значение социальных и культурных факторов. По Э. Дюркгейму  аномия, буквально – «отсутствие регуляции», то есть отсутствие нормативного контроля  при наличии множества систем норм, в которых индивиду трудно ориентироваться.                                                                                   
    Основное содержание теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма сводится к тому, что аномия – это состояние общества, когда ценности, нормы, либо отсутствуют, либо противоречат сами себе и социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми. Это ведёт к нарушению общественного порядка, дезорганизует людей, и, как следствие, появляются разнообразные виды девиаций. При этом «общее состояние  дезорганизации, или аномии, усугубляется тем фактором, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее».   [2]
     Р.Мертон, разработавший теорию аномии как поведения, считает причиной девиации наличие в обществе большого числа норм. Личностные интересы индивида, входящие в противоречие с этими нормами, вызывают девиации. По мнению Р. Мертона, ситуация структурного напряжения порождает пять типов поведения: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и бунт. конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и бунт.
    Конформность предусматривает ориентацию на общепризнанные цели и законные средства их достижения. Этот тип поведения является предпосылкой стабильности общества. В эту категорию попадает большинство населения.
    Инновация предусматривает признание, социально принятых целей и стремление к ним любой ценой. Люди такого типа не останавливаются ни перед чем. Мертон считал, что инновация как массовое явление более характерна для низшего класса. С одной стороны, представители низов ориентируются на богатство, комфорт, престиж; с другой – достичь этого законными средствами, без стартового капитала, образования, связей достаточно трудно.
    Ритуализм – это форма поведения, когда отказываются от слишком высокой планки целей и социальной мобильности. Люди, которые сделали такой выбор, живут по принципу «не высовываться». Философия людей, которые прибегают к подобной форме приспособления, содержатся в таких афоризмах: «Я всем доволен», «Я играю осторожно», «Я пытаюсь не высовываться».
___________________
     1.Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 129-130.
     2. Дюркгейм Э. Самоубийство. -Спб., 1912.-С. 34.                                                                           8                                             
    Ретритизм предусматривает отказ, как от целей, так и от средств, бегство от общества в личную жизнь. Ретритизм зачастую является возвращением к нецивилизованной жизни – тип поведения, которым можно охарактеризовать действия бродяг, бомжей. Человек не пытается жить «как все» (или не способен на это) – иметь семью, жилье, работу, привлекательную одежду.
    Бунт  же предусматривает переопределение целей и средств и перестройку на этой почве всего общества. Это революционеры, религиозные пророки и диссиденты. Американский социолог Альберт Коен, углубляя методологию Мертона, отмечает способность индустриального общества провоцировать девиации. Динамичная экономика, массовое производство товаров, огромная по объему сфера услуг, индустрия развлечений «провоцируют» индивида потреблять, иметь еще больше, расширять круг своих домогательств.  Так, по мнению А. Коэна, девиантное поведение - это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и  признаваемыми законными внутри социальной системы». [1]
    Давление общества массового потребления вызывает определенную неуравновешенность человека против дисциплины и ограничений. Особенно трудно достичь чего-то существенного мигрантам. 
    4. Культурные теории.
    Эти теории объясняют социальные отклонения противоречиями между культурными нормами, между общественной культурой и субкультурами, а также общением с дурной компанией. Сторонники теории конфликта считают, что общество, создавая социальные нормы, само предполагает девиации. Та же мысль проходит и в концепции наклеивания ярлыков: социальные группы сами создают девиации, устанавливая нормы.
    5. Теория стигматизации
    Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo - клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной  жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное. Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один проступок сам по себе не является криминальным или некриминальным, по сути. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения. Во-вторых, всем людям свойственно девиантное поведение, связанное с нарушением каких-то норм.
____________________
1.Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения.
     В: Социология сегодня. М., 1965. С. 520-521.                                                                         9
       2.3.  Причины,  типы и формы девиации.
    
         Обладая отличительными признаками от гармонии и нормы, девиантное поведение очень разнообразно по структуре, типам и формам.
    Девиантное поведение делится на два типа:
     1. Поведение,   отклоняющееся   от   морально-нравственных    норм   человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии.
     2. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (наличие у человека явной или скрытой психопатии). 
             Но отклоняющееся поведение может иметь и позитивный характер, выступая как стремление личности к достижению превосходных результатов деятельности. Это  может  быть  героизм, самопожертвование,  выдающееся 
    научное открытие, изобретение и т.д.  По мнению Т.Л.Кончанина,  в нормально развивающемся обществе,10–12%  населения   приходится   на    отрицательную    девиацию    и    столько    же    на положительную. Оставшаяся часть – немногим более 70 % населения – составляют люди без отклонений в поведении.
    В своем становлении личность девианта проходит обычно два этапа:
    1. Первичное отклонение. В данном случае поведение в целом соответствует культурным нормам, ошибки незначительны, поступки терпимы и являются лишь результатом отдельных проявлений отрицательных акцентуаций характера индивида.
    2. Вторичное отклонение. В данном случае индивид совершает уже существенные отклонения от принятых в обществе или социальной группе норм, и его действия носят девиантный характер.
    А)  Причины девиации
    В отношении причин и истоков девиантного поведения у социологов существуют разногласия. Одни видят причины отклоняющегося поведения в наследственности, другие – в   особенностях   строения   человеческого   тела,   третьи   обвиняют   окружающую   среду и общество. В системном виде причины девиантного поведения личности можно представить следующим образом.
    1.Нарушения процесса социализации личности. Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, он воспринимает социальные нормы как справедливые. Выросший в неблагополучной семье ребенок более склонен к негативному отношению к другим, ему присущи беспокойство и тревога, отсутствие ориентации на будущее.
    2. Противоречия между нормами и ценностями. Воспитание ребенка в благополучной семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. В этом случае подростку кажется, что его воспитывают неправильно, то, что говорят в семье – неправда; обостряется конфликт отцов и детей.
    3.Отсутствие объединяющей национальной идеи. Эта причина девиантного поведения особенно характерна для современной России, где
                                                                                                                     10                                                                                            
система  воспитания,  сложившаяся  в  прежние  годы,  разрушена,   идеалы   и   ценности объявлены неверными, а новая система воспитания фактически не создана. В данной ситуации, по мнению некоторых социологов и политологов, воспитывающей силой, может стать религия с ее установками на терпимость,  толерантность,  веру  в  добро  и  справедливость,  уважение  к  окружающим. Однако не следует забывать, что лишь часть граждан 
России считают себя верующими.
           4. Противоречия между нормами и ценностями общества и интересами личности.
    5. Социальное отчуждение и  аутсайдерство личности.
    Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и ценностей приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм). В этой ситуации личность теряет уверенность в правильности выбранной линии поведения. 
    Главную причину девиации Мертон видит в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их осуществления.
    Т. Парсонс описывает состояние аномии, при котором подавляющее число индивидов находится  в  положении  дезинтеграции  с  социальными  институтами,  что  отрицательно влияет на формирование чувства безопасности, психологического здоровья и ведет к девиации.
    Э. Фромм считает, что в условиях аномии личность утрачивает чувство преданности  и  принадлежности   обществу,   идентичности   с   группой   и   с   самим   собой,   утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособления от экономики, политических и нравственных норм. Многочисленные формы отклоняющегося поведения в обществе свидетельствует о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.
    Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем данного конкретного общества, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные нормы. Наиболее характерно это явление для переходного общества, когда размываются или меняются ценности и идеалы, правовые и моральные нормы,  а  девиации  стремятся  превратить  в  социальные  нормы.  Именно  в  подобном состоянии находится в настоящее время российское общество.
    Б) Типы девиации.
         Типологизировать отклоняющееся поведение можно по следующим основаниям:  1. По масштабам отклонения:
    * первичное  –  незначительное  и  терпимое  отклонение,  когда  действия  индивида укладываются в рамки социальной роли;
    * вторичное  –  отклонение  от  существующих  в  группе  норм,  которое  социально определяется девиантным.
    2.По субъектам поведения:                                                                                                                                                           
    * индивидуальные – когда отдельный индивид отвергает нормы своей группы;                                                                                                          11                                                                                                         
    * групповые – отклонения группы от норм доминирующей в обществе культуры в соответствии с нормами собственной субкультуры.
    3.По сущности отклонений:
    * психические  –  отклонения  в  личностной  организации,  связанные  с  психикой (психозы, неврозы, аффекты и т. п.);
    * культурно-нравственные – отклонения в поведении от норм культуры и морали.
    4.По соответствию нормам культуры:
    * культурно одобряемые – отклонения, которые связаны с понятием возвеличивания, то есть возвышения над другими. Культурно одобряемые отклонения основаны на сверхинтеллектуальности, особых склонностях, сверхмотивации, личностных качествах и счастливых случайностях;
    * культурно осуждаемые – отклонения, которые связаны с нарушением нравственных норм и законов, строго осуждаемые и наказываемые.
          В) Формы  девиации.
         Российские  социологи  Я. И. Гилинский  и  В. С. Афанасьев  к  основным  формам девиантного поведения, характерного для современной России относят следующие:
    1. Самоубийства,  2. Проституция,     3. Пьянство и алкоголизм, 
    4. Наркомания,     5. Преступления,    6.   Гомосексуализм.
    Девиантное поведение находит свое яркое выражение в агрессии, которая может проявляться в следующих видах:
1. импульсивная агрессия – разрушительные действия;
2. инструментальная агрессия – как средство достижения определенной цели;
3. индуцированная  агрессия  –  этот  вид  агрессии  присущ  толпе,  которой
    нужен образ врага;
     4. экспрессивная агрессия – угрожающие позы и жесты; 
 5. аффективная  агрессия – гнев, злоба;
 6. вербальная агрессия – словесные угрозы.
    Суицид.
    Среди видов девиантного поведения наиболее опасным является суицид (от лат. суи – себя и цаедеро – убить) – самоубийство. Суицид – намерение лишить себя жизни. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали самоубийство считали тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Фактором, провоцирующим суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. Исследуя это явление, Э.Дюркгейм выпустил в1897 г. монографию «Самоубийство», в которой сделал вывод, что самоубийство                                                                                                                      зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людей.                                                                    12       
    Вопрос  о  причинах  самоубийства  сводится к  вопросу  о  степени социальной  интеграции  человека  и  факторах,  которые  разрушают  или поддерживают эту интеграцию человека в человеческое сообщество. 
    «Число самоубийств, обратно  пропорционально  степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид».[1]
    Он выделил следующие типы самоубийств:                                                                                                                           
1.Эгоистическое – когда личность считает, что жизнь потеряла смысл.            
2. Альтруистическое – когда личность считает, что произошло полное ее поглощение обществом и индивид отдает ему свою жизнь, смысл которой ему видится вне физического существования, а добровольная смерть ради спасения других (камикадзе);
3.Аномическое–самоубийство,обусловленное состоянием аномии в  обществе.
4.Фаталистическое – это самоубийство – антипод аномического.
    Суицидогенные факторы:
А.Биологические: а) раса  –  у  негров  и  индейцев  суицид  почти
    не встречается,  а  немцы,  саксонцы склонны к самоубийству;
б) пол – мужчины в 4 – 5 раз больше прибегали к суициду, чем женщины;
в) возраст  –  наиболее  часты  самоубийства  у  мужчин  16  –  18  лет  и  у
     женщин 40 – 45 лет.
Б. Социально-э.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44