- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Судебная защита прав и свобод личности теоретические аспекты
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016101 |
Тема: | Судебная защита прав и свобод личности теоретические аспекты |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Кафедра теории государства и права и международного права Допущено к защите в ГАК Доцент кафедры теории государства и права и международного права ИГиП ТюмГУ канд. юрид. наук., доцент _________ Е.В.Пономаренко ___________________2018г. ВЫПУСКАНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Судебная защита прав и свобод личности: теоретические аспекты Выполнила студентка 4 курса очной формы обучения Чурина А. Д. Научный руководитель канд. юрид. наук, доцент кафедры Пономаренко Е.В. Тюмень 2018 СОДЕРЖАНИЕ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………..………..3 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…………......4 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И НЕОБХОДИМОСТИ ИХ ЗАЩИТЫ………………………………………….....7 1.1 Права и свободы человека и гражданина………………………………....7 1.2 Роль прав и свобод человека в структуре правового государства и гражданского общества……………………………………………….…….10 1.3 Конституционно-правовые гарантии и механизмы защиты прав и свобод гражданина в Росси………………………………………………..21 ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СУДОПРОИЗВОДСТВА………………….................37 2.1. Права человека в уголовном судопроизводстве…………… …………….37 2.2. Права человека в гражданском судопроизводстве………………..............40 2.3. Права человека и конституционное правосудие………………….............44 ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..…………………………………….......52 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………...……...……… …………….....56 судебная защита право СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ РФ – Российская Федерация; УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс; ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс; АПК – Арбитражный процессуальный кодекс; ФКЗ – Федеральный Конституционный Закон; ФЗ – Федеральный Закон; Гл. – Глава; Ст. – Статья; Ч. – Часть; П. – Пункт. ВВЕДЕНИЕ Права человека и их защита – одна из важных проблем правовой, политической и культурной позиции общества и государства. Формирование в России демократического государства обуславливает актуальность изучения правового положения человека и его взаимоотношений с государством. Ст. 2 Конституции РФ определила права и свободы человека как высшую ценность1. В то же время ст. 46 Конституции РФ закрепляет гарантию судебной защиты прав и свобод. Эти общие правила обязывают государство охранять конституционные права человека, гарантом который является Президент России. В процессе реализации своих функций суд, рассматривая дело по существу, восстанавливает все права нарушенные обвиняемой стороной и в то же время защищает от посягательств права другой стороны. Суд обеспечивает каждому участнику право на судебную защиту, не смотря на то, какую сторону они представляют в данном конфликте. Воплощением гарантированной правовой защиты является решение суда. Решение или приговор обладает силой закона, поэтому исполнение его обязательно. Судебный акт означает признание права на восстановление, либо отсутствия нарушения вообще. Таким образом, решение суда восстанавливает права, нарушенные в результате не соблюдения закона, и дает возможность возместить ущерб (моральный или материальный). В современном демократическом государстве судебной власти отводится довольно важная роль. Правовое государство должно не только закреплять перечень основных прав и свобод человека и гражданина, но так же обеспечить гарантированную защиту от посягательств на эти права. Судебная защита служит механизмом, который заставляет государство выполнять все свои обязательства. Согласно ст. 18 Конституции РФ «верховенствующая роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина принадлежит правосудию».2 Защищенность личности прямо зависит от уровня законности и демократичности правил осуществления правосудия и степени их воплощения в правоприменительную практику. Непосредственное действие прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ, не снимает вопроса о совершенствовании механизмов и процедур, призванных защищать права и свободы граждан. Принятие государством на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина предполагает заботу о создании развитой системы гарантий, с помощью которых реализуется эта задача. Перед современной юридической наукой возникает задача переосмысления многих действующих норм и правил, определения границ возможного и необходимого ограничения прав и свобод граждан, целей и пределов применения принуждения. В наше время происходит постоянное изменение стратегий и методов, и проблематика защиты прав и свобод личности по-прежнему имеет очень актуальный характер. В связи, с этим у многих возникает научный и практический интерес к данной теме. Проблема судебной защиты прав и свобод личности анализировалась многими авторами в различных изданиях: научные статьи, учебники, монографии и так далее. Тем не менее, на наш взгляд, отмечается не достаточно полные и явные исследования данной тематики. Объект данного исследования – реализация судебной защиты прав личности. Предметом исследования являются частные вопросы в области судебной защиты прав личности. Цель работы – анализ законодательства в области защиты прав личности в различных отраслях права, с различных точек зрения. Задачами данной работы являются рассмотрение практических подходов к реализации прав человека; выявление основных проблем действующего законодательства. В процессе работы проведено следующее исследование: анализ существующих форм защиты прав человека в различных отраслях права, а также анализ существующего законодательства. Методологическая основа исследования. Общие методы диалектический, системный, формально-логический, функциональный; частные - метод историзма; специальный - сравнительный. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что некoтopые положения и выводы, содержащиеся в работе, могут послужить основой при дальнейших научных исследованиях проблем, касающихся защиты прав и свобод личности. Структура работы отвечает целям и задачам работы. Работа состоит из списка сокращений, введения, трех глав, содержащих три параграфа, заключения и списка использованных источников. ГЛАВА1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И НЕОБХОДИМОСТИ ИХ ЗАЩИТЫ 1.1.Права и свободы человека и гражданина Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической, и культурной сферах3. Права человека - неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естественного и вообще всякого права в целом. Права человека объемлют гражданские права целых общностей (дети, женщины, нацменьшинства, народы и т.д.). Обсуждается идея совокупных прав человечества. Предыстория прав человека связана с самоопределением человека через принадлежность к роду. Источником прав человека становятся традиции и обычаи, складывающееся на их основе так называемое обычное право (военная демократия, общинное самоуправление) как зачаточная форма права естественного. Неотъемлемые права гражданина античного полиса являются первой юридической формой прав человека, развитой римским правом. Все права человека неделимы, взаимозависимы, взаимосвязаны. Они одинаково равны и составляют единый комплекс, недопустимо противопоставление какого–либо одного права или свободы другим. Но так или иначе, на первое место всегда выдвигается жизнь, как важнейшее право, без обеспечения которой становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательств на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств. Тем не менее, государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, но это отнюдь не право на произвол. Согласно принятой в международных документах классификации, права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.4 Приблизительно с конца 70–х годов в международной практике получила распространение концепция «трех поколений» прав человека. Такой хронологический подход мотивируется тем, что в начале, под правами человека имели ввиду только гражданские и политические права (первое поколение). Это была концепция, идея, порожденная Великой Французской революцией. Далее, в понятие прав человека стали включаться и социально – экономические и культурные права, начиная со Всеобщей декларации прав человека (второе поколение) и, наконец, предполагается, как вклад развивающихся стран, рассматривать право на мир, право на разоружение, право на развитие право на здоровую окружающую среду (третье поколение, или права солидарности) Права первого и второго поколения существенно отличаются по своей природе. В правах первого поколения речь идет о защите индивидуальной свободы: слова, совести, религии и т.д. Иная природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Только постоянная солидарная деятельность государства способна гарантировать провозглашенные социально – экономические, культурные права. Нужно сказать о соотношении коллективных и индивидуальных прав. Индивидуальное право – это естественное право человека, присущее ему от рождения, коллективные права (права народа, нации, общности, ассоциации) не являются естественными, их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав. Если коллективные права ведут к ущемлению прав одной личности, значит цели, объединения такой общности – антигуманны, противоправны. Нельзя отделять права человека от прав народа.5 Современные представления о Правах человека впитывают интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во Всеобщей Декларации прав человека6, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Декларация подчеркивает, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве" (ст. 1), что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия" (ст.2). Взаимосвязь норм внутригосударственного и международного права в области прав человека имеет свои особенности, которые обусловлены специфическим характером международно-правовых актов по правам человека. Большинство из указанных норм имеет выраженный диспозитивный характер, проявляющийся в том, что эти нормы устанавливают лишь границы должного поведения государств, а не конкретные предписания для реализации на территории государств. Диспозитивность указанных норм состоит в том, что они содержат два предписания. Первое в императивной форме устанавливает, что человеческой личности неотъемлемо принадлежит то или иное право. Второе предписание уполномочивает государство-участника международного соглашения принять необходимые меры в соответствии со своей национальной юридической практикой, для эффективного обеспечения и защиты этого права. Причем, если во внутригосударственном праве не предусмотрена защита установленного нормой международного права неотъемлемого права и свободы, либо вообще не признается их принадлежность отдельной личности, предписание международно-правовой нормы служит основанием для возникновения такого права или свободы у конкретной личности.7 22 ноября 1991г. ВС РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина8, устанавливающая, что «общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ». Это принципиальное положение установлено и в Конституции РФ (ст. 15 ч. 4), в главе 2 которой, закреплены основы правового статуса личности (человека и гражданина). Можно констатировать, что она построена на уровне международных стандартов прав и свобод человека и гражданина. Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение личности в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений9: 1).Правовые установления, связанные с определением принадлежности к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. 2).Юридически закрепленные общие принципы правового статуса личности, которые действуют во всех сферах реализации ее правоспособности, независимо от отраслевой принадлежности регулируемых общественных отношений. 3).Основные права, свободы и обязанности, т.е. те, которые неотделимы от человека, гражданина и принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотделимое ее свойство. Кроме Конституции РФ, нормы института правового статуса личности закреплены системой нормативно-правовых актов, в которых детализируется содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. Здесь следует отметить, что признание и закрепление в Конституции РФ международных норм и стандартов в области прав человека, при всей огромной важности этого шага, пока еще не привело к тому, что эти нормы и стандарты уже являются составной частью ее правовой системы10. 1.2.Роль прав и свобод человека в структуре правового государства и гражданского общества Существует несколько понятий правового государства, однако при различных конкретных структурных элементов, включенных в эти понятия неизменным выступает свобода личности, в системе её неотъемлемых прав. Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникает на путях поиска свободы и в свою очередь стремится стать гарантом этой свободы. Правовое государство в современных условиях - высшая ступень развития свободы и её выражения в определенных государственно-правовых категориях. Таким образом, правовое государство - есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида важнейший противовес государственной власти. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правового государства. Правовое государство - это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей. Фундаментальное требование правового государства – это приоритет интересов личности в деятельности государства, а также соблюдение и охрана прав и свобод человека.11 В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму. Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель и др.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы». Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум». Концепция правового государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который определяется следующим: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам, или "государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета. Согласно категорическому императиву Канта, каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта «право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке». Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства. Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его. В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Правовое государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и "буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть. В основе правовой экономики лежит свободная конкуренция различных видов собственности и принцип "от каждого по способностям - каждому по труду". Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. Признаки правового государства: 1.Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2.Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3.Взаимная ответственность личности и государства. 4.Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность. 5.Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6.Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства обычно относятся следующие: преодоление правового нигилизма в массовом сознании; выработка высокой политико-правовой грамотности; появление действенной способности противостоять произволу; разграничение партийных и государственных функций; установление парламентской системы управления государством; торжество политико-правового плюрализма; выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе - преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества; отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства; преодоление декоративности и декларированности юридических норм; выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия, демагогически-популистские силы). Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. В правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновременно и социальное государство. Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Признаками высокоразвитого гражданского общества являются: 1.Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). 2.Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии. 3.Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества. 4.Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства. Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом. Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации. Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д. Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д. В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности. Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности. Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм собственности, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации. Правовое госу....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: