- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Структура подготовки к конкурсам музыкантов исполнителей в детских музыкальных школах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008216 |
Тема: | Структура подготовки к конкурсам музыкантов исполнителей в детских музыкальных школах |
Содержание
Специфика подготовки к международным конкурсам учащихся ДМШ и ДШИ по классу флейты ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2 Глава I. Теоретическое обоснование специфики подготовки к конкурсам музыкантов исполнителей…………………………………………………...5 1.1. Особенности нормативно-правовой документации о проведении конкурсов музыкантов-исполнителей. Характеристика разных видов конкурсов музыкантов исполнителей……………………………………………….5 1.2. Структура подготовки к конкурсам музыкантов исполнителей в детских музыкальных школах ………………………………………………..........23 Глава II. Практическая реализация специфики подготовки к конкурсам музыкантов исполнителей по классу флейты в ДМШ №1 г. Новосибарска…36 2.1 Методические аспекты подготовки к конкурсам музыкантов исполнителей по классу флейты в ДМШ №1 г. Новосибирска………………………...36 2.2 Специфика подготовки к конкурсной программе (на примере конкретных произведений) для музыкантов исполнителей по классу флейты………………………………………………………………………………….41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...52 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………57 ВВЕДЕНИЕ Развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка – это одна из актуальных задач детского музыкального образования. Музыка обладает возможностями взаимодействия не только со взрослыми, но и с детьми с самого раннего возраста, она оказывает положительное влияние на развитие личности обучающегося, формирует его вкусы и предпочтения [30]. На современном этапе в государственной политике и общественном мнении всё больше внимания уделяется вопросам духовно-нравственного воспитания, в связи с чем повышается интерес и к стратегии музыкального воспитания подрастающего поколения. Музыкальное образование на современном этапе рассматривается как система, объединяющая музыкальное воспитание, обучение и развитие. Образовательные музыкальные программы направлены на воспитание у учащихся интереса и любви к музыке, на формирование их активных музыкально-слуховых представлений и развитие исполнительских, слуховых и аналитических навыков. Необходимо отметить, что в организации музыкального образования присутствуют как общие принципы педагогики, так и особые формы и методы преподавания. Для того, чтобы данный процесс был целесообразным и эффективным необходимо организовать работу с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей. Применение различных в том числе и соревновательных форм обучения музыке способствует тому, что у учащихся формируется музыкальная культура, повышается интерес к различным жанрам, проявляется самостоятельность и творческая инициатива в подборе самостоятельного репертуара. Особую значимость для музыкантов исполнителей приобретают конкурсы, так как – это публичные мероприятия, призванные выявить лучших представителей в каждой номинации. В связи с этим одной из приоритетных задач музыкального образования является процесс наиболее эффективной подготовки к конкурсным мероприятиям музыкантов исполнителей. Для реализации этой цели в первую очередь необходимо формировать комплекс методов, способствующих эффективной подготовке, а также учитывать различные факторы, способствующие успешным выступлениям музыкантов исполнителей в конкурсных программах различного статуса. Специфика организации таких выступлений помогает учащимся реализовать свои устремления, демонстрировать уровень профессионализма, а также правильно организовать публичные выступления. Объектом данного исследование являются учащиеся детских музыкальных школ и детских школ искусств по классу флейты. Предмет исследования: организация подготовки к различным конкурсам музыкантов исполнителей – учащихся по классу флейты. Гипотеза исследования: можно предположить, что учитывание особенностей различных конкурсных программ для музыкантов исполнителей по классу флейты подразумевает определенную специфику подготовки в ДМШ и ДШИ. Цель исследования: охарактеризовать специфические особенности подготовки к различным конкурсным программам музыкантов исполнителей по классу флейты. Задачи исследования: 1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования; 2) выявить особенности нормативно-правовой базы в области проведения конкурсов для музыкантов исполнителей; 3) охарактеризовать этапы подготовки к конкурсам музыкантов исполнителей по классу флейты; 4) охарактеризовать специфические особенности подготовки к конкурсным программам (на примере конкретных произведений) для музыкантов исполнителей по классу флейты. Практическая база. Данное исследование является обобщением многолетнего практического опыта работы по подготовке детей к всероссийским и международным конкурсам различного уровня и статуса на базе ДМШ №1 г. Новосибирска. Практическая значимость работы. Настоящее исследование может быть использовано для подготовки к конкурсным программам учащихся по классу флейты детских школ искусств и музыкальных школ, а также в качестве материала в курсах лекций по методике обучения игре на духовых инструментах. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСАМ МУЗЫКАНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Особенности нормативно-правовой документации о проведении конкурсов музыкантов-исполнителей. Характеристика разных видов конкурсов музыкантов исполнителей До наступления XVII столетия в России существовали два принципиально различных течения в музыке – православная певческая культура и народное творчество. История музыкального образования в России началась, вместе с возникновением нового, светского направления. Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования. В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика, в это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Следующим этапом в 1860 году явилось открытие в Петербурге общедоступных музыкальных классов, для которых основной целью создания было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию. Пройдя несколько этапов реформирования к середине ХХ века в России сформировалась система актуальная и для современного музыкального образования. В процессе такого интенсивного многолетнего развития отечественного музыкального образования выстроилась особенная, единственная в своем роде концепция, предполагающая не только подготовку профессиональных кадров, но и создание уникальной системы приобщения подрастающего поколения к творческому процессу. Методологической основой российской системы музыкального образования является интеграция исторически сложившихся и апробированных традиций обучения детей и молодежи на лучших образцах классической, народной и современной музыки. На современном этапе в России сформирована развитая доктрина различных типов образовательных организаций, с развитой структурой преемственности, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства и педагогики. Данные организации находятся в ведении не только органов управления культурой всех уровней, но и органов управления образованием. Анализ исторических аспектов позволяет определить тот факт, что музыкальное образование рассматривается как совокупность образовательных учреждений и реализуемых в них образовательных программ в области музыкального искусства и педагогики, направленных на подготовку профессиональных музыкантов, распространение в обществе знаний о музыкальном наследии человечества, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, ее духовности, интеллектуального и эмоционального богатства. На протяжении нескольких десятилетии музыкальное образование в России реализуется по двум направлениям. Первое направление связано с подготовкой профессиональных кадров, основанной на взаимосвязи трех этапов обучения – в детской школе искусств (музыкальной школе), музыкальных училищах (колледжах искусств) и музыкальных вузах (консерваториях, вузах искусств и культуры), а также двухступенной модели – средние специальные музыкальные школы и хоровые училища – музыкальный вуз (консерватория). Второе направление в системе российского музыкального образования связано с массовым приобщением детей к музыкальному творчеству, получившее наибольшее развитие во второй половине ХХ века в общеобразовательных школах и развитой сети досуговых (клубных) учреждений. Детские хоровые коллективы, духовые оркестры, вокально-инструментальные ансамбли были в стране массовым явлением [9]. Реализация данных направлений предполагает использование в процессе музыкального образования различных форм, методов, средств, приемов, которые способствуют как эффективной подготовке будущих музыкантов, так и творческому развитию подрастающего поколения. Особенно актуально применять комплекс соревновательных форм обучения, так как всякое соревнование способствует достижению лучшего результата и предполагает постоянное совершенствование, в такого рода деятельности партнер рассматривается как внешний стимул, повышающий эффективность деятельности. Одной из распространенных форм соревновательной деятельности в музыкальном образовании является конкурс. Музыкальный конкурс – соревнование, соискательство нескольких лиц в области музыкального искусства с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Музыкальный конкурс – это мероприятие с определенными специфическими особенностями, предполагающее соревнования музыкантов (исполнителей, композиторов, инструментальных мастеров, коллективов), проходящие, как правило, на заранее объявленных условиях. Музыкальный конкурс – состязание молодых, что влечет за собой определенные особенности в сознании и творческом развитии музыканта. Уже в начале своего творческого пути юный исполнитель обязательно связывает понятие успеха с победой в каком-либо состязании. Первые известные музыкальные конкурсы проходили в рамках знаменитых Пифийских игр в Дельте (Древняя Греция) и имели исключительно спортивный характер [1]. Певцы, исполнители на кифаре и авлосе, композиторы состязались наряду с древнегреческими атлетами; наградой победителям были лавровые венки. Можно сказать, что современные спортивные и музыкальные состязания имеют одно начало. В эпоху Римской империи состязания музыкантов имели продолжение, тогда же появилось и звание «лауреат» [1]. На протяжении истории конкурсы музыкантов приобретали различную специфику. В средние века соревновались бродячие певцы-композиторы, часто выступавшие в сопровождении жонглеров на городских и придворных праздниках. Эпоха Возрождения привнесла в практику соревнований виднейших мастеров в искусстве импровизации на музыкальных инструментах – органе, клавесине, позже на фортепиано, скрипке. Такие конкурсы устраивали представители знати, в искусстве импровизации соревновались И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт и т.д [18]. Начиная с XIX в. конкурсы приобрели современный вид, исключением является то, что предназначались они только для композиторов и их творений. Первый международный конкурс также был композиторский – он был проведен в Брюсселе в 1856 г., а в 1890 г. состоялся первый в истории регулярный международный конкурс, послуживший примером для организации всех последующих состязаний подобного рода. Этот конкурс был учрежден по инициативе А. Г. Рубинштейна и носил его имя. Соревнования проходили по специальностям композиция и фортепиано. С тех пор участие в международных конкурсах становится делом государственного престижа, и от музыкантов требуются исключительно высшие достижения. Престиж конкурсов был очень высок, звание лауреата международного конкурса составляло обладателю исполнительскую и педагогическую карьеру на самом высоком уровне. Во время второй мировой войны проведение состязаний было приостановлено, но уже к середине 1950-х годов XX в. конкурсы приобретают особенно большой размах. Появились соревнования инструменталистов (медные и деревянные духовые, альт, арфа, аккордеон, орган, гитара); камерных ансамблей, хоров, дирижеров, оркестров, инструментальных мастеров, композиторов, вокалистов. Расширяется и география конкурсов. В 1958 г. в СССР открывается первый международный конкурс им П. И. Чайковского, который сразу становится одним из самых значительных соревнований подобного рода и остается таковым и на сегодняшнем этапе развития. По причине стихийного неконтролируемого распространения музыкальных состязаний уже в 1957 г. в Женеве организуется Федерация международных конкурсов, объединяющая наиболее значительные из соревнований и отвечающая за координацию организаторов и освещение в печати результатов состязаний. Основная цель конкурсов остается неизменной: выявление и поощрение молодых талантливых музыкантов. На практике это представляет присвоение почетного звания, подтверждающего высокий уровень мастерства лауреата, денежный приз и некое количество концертов. Для современного молодого исполнителя занятие любимым делом становится особенно привлекательным в процессе активной подготовки к конкурсу и участием в нем. Так как в последнее время основная ориентация соревновательных форм – это выявление сильнейших, у педагога возникают специфические сложности в воспитании здорового, разносторонне и гармонично развитого музыканта-исполнителя. Состязания являются мощным стимулом для профессионального и карьерного роста, диктуют жесткие условия, следуя которым молодой исполнитель зачастую жертвует своими естественными творческими склонностями, что не может не отразится на его индивидуальности. В сегодняшней концертной ситуации музыкант-исполнитель должен иметь конкурсные регалии, и при этом представлять собой яркую творческую личность, чтобы сочетать в себе эти две особенности, молодому музыканту и его педагогу следует правильно выстроить систему профессиональных и личностных ценностей. Конкурсы проводятся с целью выявления наилучших достижений в заявленной сфере, с четко обозначенной программой, составом участников и установленными сроками проведения. Музыкальный конкурс может проходить в несколько этапов (как правило: отборочный, основной и финальный) [35]. В современной практике реализации соревновательных программ в области музыкального образования в России действуют различные виды конкурсов. Всероссийские конкурсы бывают различной направленности: творческие, детские, профессиональные и предполагают выявление лучших проектов и идей для России. Всероссийские конкурсы бывают как бесплатные, так и с регистрационным взносом или только оплатой за диплом. Международные конкурсы объединяют людей из разных стран мира, позволяют выиграть международные премии и гранты. Международные конкурсы определяют талантливых людей для взаимодействия в различных областях деятельности и творчества. Международные конкурсы также бывают как бесплатные, так и с регистрационным взносом или только оплатой за диплом. Классификация музыкальных конкурсов предполагает разные основания: по возрасту и составу участников, по уровню сформированности профессиональных умений, по различным музыкальным жанрам, по форме финансирования, по составу учредителей [30]. Каждый вид конкурсной деятельности предполагает определенные правила организации, которые сформулированы в положении о конкурсной деятельности. В современном музыкальном образовании особую актуальность приобретают коммерческие интернет-конкурсы. Для примера приведем один из таких международных коммерческих интернет-конкурсов инструментальной музыки детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей является «Мелодия души», проводимый в рамках творческого проекта «Адмиралтейская звезда» [27]. Данное мероприятие предполагает обязательный вступительный взнос для всех участников, особых условий для уровня профессиональных умений музыкантов исполнителей по классу флейты не предъявляется. Основная цель конкурса – выявление наиболее талантливых и ярких исполнителей, раскрытие творческого потенциала детей и молодежи, сохранение самобытности народного творчества, популяризация различных видов и направлений творческой деятельности, повышение профессионального уровня творческих коллективов и отдельных исполнителей, ознакомление руководителей и детей с новыми тенденциями и направлениями в искусстве и педагогике через творческую работу и мастер-классы ведущих педагогов России, способствование культурному диалогу детей из разных регионов. Масштабные цели данного мероприятия, а также большой список различных наград участникам предполагает не столько выявление уровня профессионализма музыкантов исполнителей, сколько популяризацию различных музыкальных направлений и знакомство с новыми тенденциями в искусстве и творчестве. В критерии оценок данного конкурса для музыкантов исполнителей по классу флейты входят: исполнительское мастерство, техника исполнения, музыкальность, артистизм, подбор репертуара. Участники фестиваля награждаются по итогам, допускается дублирование мест в каждой номинации и возрастной категории, также награждаются: дипломом и призом обладателя «Гран–при», дипломами лауреата I, II, III степеней, дипломами дипломанта I, II, III степеней, дипломами участника, также вручаются благодарственные письма руководителям и спонсорам. Гран-при присуждаются коллективу, педагогу или исполнителю, решение жюри является окончательным и изменению не подлежит. Обязательно по итогам конкурса всем участникам высылаются электронные версии дипломов, на указанный в заявке e-mail-адрес, а также почтой РФ высылается комплект документов: дипломы (гран-при, лауреатов I, II, III степени и дипломантов I, II, III степени), благодарственные письма педагогам. Еще один вариант коммерческого международного фестиваля-конкурса – это «Сибирь зажигает звезды» [28]. В данном мероприятии принимают участие как коллективы, так и отдельные исполнители, работающие в концертных организациях, театрах, на радио, телевидении, в кино, учащиеся начальных, средних и средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, а также участники художественной самодеятельности в следующих номинациях: вокал, хоровое пение, инструментальная музыка, хореография, театр моды, оригинальный театральный жанр, художественное слово. Для участия необходимо внести организационный взнос. Организатором данного коммерческого конкурса-фестиваля является Фонд поддержки и развития детского творчества «Планета талантов». Конкурсные номинации и возрастные категории: (эстрадный, джаз, академический, народный (в том числе фольклор и этнография), театр песни. Количественный состав участников: соло, ансамбль (разделяются на дуэт, трио, квартет и др.) Для участия допускаются возрастные категории до 19 лет. Участники исполняют 2 разнохарактерных произведения, общий хронометраж которых не должен превышать 8 минут. При превышении указанного участниками времени организаторы имеют право остановить выступление. Значительное превышение установленного хронометража может повлиять на оценку комиссии жюри. По итогам конкурса награждение проводится по каждому музыкальному инструменту раздельно с учетом возрастных категорий и предусматривает присуждения звания обладателя Гран-при, лауреатов трех призовых мест (I, II, III степень), дипломантов I, II, III степени, диплома участника. При возникновении ситуации, когда нет достойных претендентов на Гран-при и призовые места – они не присуждаются. Условия данного мероприятия предполагают участие конкурсантов различного возраста, представителей различного жанра, наградной фонд предполагает наличие не только лауреатов, но и дипломантов, а значит прежде всего призван отметить всех участников. Критерии оценивания прежде всего предполагают «общее впечатление» от выступления, хотя, конечно, исполнительская техника имеет значение для оценки. Главным образом цель данного конкурса – это выявление талантливых ребят, а также укрепление культурного потенциала молодежи. Далее необходимо акцентировать внимание на еще одном коммерческом конкурсе-фестивале «Закружи, вьюга». Данный вид конкурса тоже коммерческий, к участию приглашаются творческие коллективы и отдельные исполнители в возрасте от 5 лет. Каждый конкурсант может участвовать в следующих номинациях: хореография, инструментальная музыка, вокал, хоровое пение, фольклор [29]. Конкурсантам необходимо выслать на электронную почту фонограммы и с собой на конкурс принести флеш-карту с двумя записанными треками сразу. Каждая звукозапись должна быть с указанием названия произведения, автора музыки, текста, названия ансамбля или фамилии исполнителя, а также продолжительности звучания данного произведения. Претензии по звучанию фонограмм во время конкурса не принимаются. Для вокальных коллективов, превышающих более 3-х человек, разрешается использовать свои радио-микрофоны или головные гарнитуры. Запрещается выступление вокалистов под фонограмму «плюс». Допускается прописанный или живой БЭК-вокал для вокалистов (соло); не допускаются прописанный БЭК-вокал для ансамблей и DOUBLE-трек (инструментальное или голосовое дублирование основной партии) для солистов и ансамблей. В каждой номинации по решению жюри может быть присужден один «Гран-при» с вручением ценного подарка. Победители также получают возможность выступать в концертах, проводимых в рамках конкурса. Во всех номинациях каждой возрастной категории конкурсантам, занявшим 1-е, 2-е, 3-е места, присваивается звание Лауреатов I, II, III степеней и вручается диплом и статуэтка, а конкурсантам, занявшим 4-е, 5-е, 6-е места, присваивается звание Дипломантов I, II, III степеней и вручается диплом. Данный конкурс также имеет большой наградной фонд, в нем отмечают как дипломантов, так и лауреатов среди всех возрастных категорий. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в этом мероприятии также основными задачами являются создание здорового духа соревнований, приобщение детей к программам международного сотрудничества, презентация творческих достижений. Конкурсанты, не получившие звания Лауреата или Дипломанта, награждаются «Дипломом участника» конкурса-фестиваля. Одним из высоких уровней профессиональных коммерческих видов конкурсов для музыкантов-исполнителей считается международный интернет-конкурс «Моя любимая флейта». Данный конкурс проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации [30]. Это мероприятие коммерческое, с обязательным вступительным взносом. Участники делятся на две категории с обязательным ограничением по возрасту: категория «Соло» – до 14 лет (возрастное ограничение до 14 лет подразумевает, что участникам до 26 марта 2018 года не исполнилось 15 лет); категория «Ансамбль» – до 16 лет (возрастное ограничение до 16 лет подразумевает, что участникам до 26 марта 2018 года не исполнилось 17 лет). Концертмейстер не учитывается. Конкурс проходит в два этапа: I этап – заочный, предполагает интернет-голосование; II этап – очный, финальный концерт, на который приглашаются лауреаты и дипломанты конкурса. В состав обязательных критериев входит программа конкурса: Сольная категория: 1) Обязательное произведение (одно из двух на выбор): Екатерина Бузовкина. «Балтийский рассвет», George Stevenson «Crystalline»; 2) произведение по выбору (рекомендация: вторую пьесу подобрать контрастного плана). Временной лимит только для произведения по выбору: не более 5 минут. В программе конкурса запрещается: исполнять программу, состоящую только из обязательных произведений; для группы "А": исполнять в качестве произведения по вашему выбору программу финала. Если будет превышено время звучания программы, участник вправе изменить свою программу. В случае превышения лимита времени участник будет дисквалифицирован. Категория «Ансамбль»: Два разнохарактерных произведений по личному выбору (примечание: Переложения допускаются). Время звучание программы – не более 10 минут. Если будет превышено время звучания программы, ансамбль будет дисквалифицирован. По результатам конкурса «Моя любимая флейта» предполагаются награды для категории «Соло» для участников, занявших с 1-6 места. Также есть дополнительные номинации для других участников. Награды категории «Ансамбль» для музыкальных коллективов с 1-3 места. Финальная часть конкурса проходит в форме Гала-концерта, на котором собираются лучшие музыканты исполнители по классу флейты со всего мира, и это позволяет дипломантам и лауреатам продемонстрировать уровень своего мастерства перед аудиторией с высочайшим уровнем профессионализма. Особая значимость данного конкурса для музыкантов исполнителей по классу флейты заключается в индивидуальных рекомендациях и отзывах об исполнении программы от каждого члена жюри. Далее необходимо рассмотреть музыкальный областной конкурс молодых исполнителей «Виртуозы Новосибирска» [31]. Данное мероприятие проводится только для музыкантов различных направлении, при поддержке Министерства Культуры РФ. Цели данного конкурса – выявление и поддержка юных талантливых исполнителей, предоставление учащимся возможности публичного самовыражения, расширение творческих контактов преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств, содействие обеспечению единства культурного и образовательного пространства образовательных учреждений сферы культуры города Новосибирска. Конкурсные прослушивания инструменталистов проводятся по трём возрастным группам: младшая (9 – 11 лет); средняя (12 – 14 лет); старшая (15 – 18 лет). В программу выступления участников-инструменталистов входят два произведения виртуозного характера на выбор исполнителя (пьеса и этюд, два этюда, две пьесы и т. д.). Общее время выступления: младшие группы – до 5 минут, средние – до 7 минут, старшие – до 10 минут. По результатам данного конкурса награждаются только победители, занявшие призовые места. Особую значимость в оценке конкурсантов имеет именно технический уровень исполнения. Мероприятия такого статуса, в отличии от коммерческих конкурсов-фестивалей предполагают оценку профессионализма музыкантов исполнителей в разных возрастных категориях, члены жюри в большей степени ориентированы на то, чтобы в каждой номинации выбрать «сильнейших» музыкантов. Далее по степени значимости необходимо рассмотреть фестиваль-конкурс молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах «Сибирские музыкальные ассамблеи». Участие в данном конкурсе также предполагает внесение вступительного взноса [32]. Учредителями данного конкурса является Правительство Новосибирской области, Министерство культуры Новосибирской области, Мэрия г. Новосибирска, Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж), Благотворительный фонд «Юные дарования Сибири», при поддержке: аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе и Министерства культуры РФ. Обозначены следующие возрастные категории: младшая группа – учащиеся ДМШ и ДШИ, учащиеся средних специальных музыкальных школ до 7 класса включительно; средняя группа – студенты средних специальных учебных заведений; учащиеся и студенты средних специальных музыкальных школ с 8 класса; старшая группа – студенты высших учебных заведений. Конкурс проводится в несколько этапов: I этап – заочный (по видеозаписям); II этап – очный, проводится в течение нескольких дней, в зависимости от номинаций. Участникам конкурса, прошедшим оба этапа, занявшим I, II и III места (по каждому инструменту и возрастной категории), присваиваются звания лауреатов, вручаются дипломы, денежные премии; IV, V, VI места – присуждаются звания дипломантов, вручаются дипломы. Соответственно данный вид конкурсного мероприятия имеет особый статус и предполагает еще более высокий уровень владения исполнительским мастерством, музыкальные произведения для выступлений подбираются повышенного уровня сложности, а также он, безусловно, актуален только для музыкантов исполнителей на духовых и ударных инструментах. Основные критерии оценки: технический уровень исполнительского мастерства на духовых и ударных инструментах для каждой возрастной категории. Также необходимо рассмотреть еще один профессиональный международный конкурс молодых исполнителей на деревянных, медных духовых и ударных инструментах имени Юрия Николаевича Должикова [33]. Учредителями данного мероприятия являются: Благотворительный фонд развития культуры имени Ю. Н. Должикова; Общероссийская общественная организация «Российский музыкальный союз»; «Академия Должикова». Международный конкурс посвящается выдающемуся педагогу, профессору МГК им. П. И. Чайковского Должикову Юрию Николаевичу. Конкурс призван привлечь внимание к сохранению и продолжению лучших традиций духовой исполнительской школы, а также к выявлению молодых одаренных музыкантов, способствовать повышению педагогического мастерства преподавателей и профессионального мастерства исполнителей на духовых инструментах. Данная цель предполагает выявление особенно одаренных музыкантов исполнителей, обладающих высоким творческим и техническим потенциалом. Конкурс проводится в несколько туров, участие также предполагает вступительный взнос. I тур – отборочный, региональный, II тур – финальный, III тур – только для группы с оркестром. Жюри имеет право: присудить не все премии и дипломы, делить премии между исполнителями, награждать дипломами лучших концертмейстеров и педагогов. Критерии оценки выступлений: исполнительское мастерство, профессионализм; глубина и яркость воплощения художественного образа исполняемых произведений; артистизм и уровень сценической культуры. Жюри, состоящее из профессионалов музыкантов исполнителей на различных духовых и ударных инструментах высокого уровня, определяет победителей в каждой возрастной группе во всех конкурсных номинациях. Окончательное распределение премий между участниками происходит на заключительном заседании жюри. По результатам данного конкурса победители награждаются не только дипломами, но и ценными подарками и денежными премиями. Следующий значимый конкурс – это ежегодные Молодежные Дельфийские игры. Они проводятся под патронатом Международного Дельфийского комитета и под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО [34]. Дельфийские игры в мире – комплексные соревнования молодых деятелей искусства высокого уровня мастерства, востребованные в современных условиях. Конкурсная программа Дельфийских игр очень многообразна, в том числе по классу флейты: (возрастные группы: 10 – 13 лет, 14 – 18 лет, 19 – 23 лет; только сольное исполнение со своим концертмейстером). Конкурс проводится в два тура (10-13 лет). I тур: 1) Классическое произведение композиторов XVII-XVIII веков; 2) Произведение современного российского композитора. Общая продолжительность звучания программы – до 12 мин. Ко II туру допускаются 6 участников (14-18 лет). II тур: 1) Пьеса кантиленного типа; 2) Виртуозное произведение. Общая продолжительность звучания программы – до 15 мин. По результатам прохождения второго тура молодым чемпионам назначаются именные стипендии и возможности льготного поступления, по своей сути Дельфийские игры – это возможность взять успешный старт в своей профессиональной карьере. Основные критерии оценки в данном играх: уровень исполнительского мастерства, творческий потенциал. В результате проведения данного конкурса из двух туров остается три победителя в каждой номинации. Далее необходимо посвятить несколько слов Международному телевизионному конкурсу юных музыкантов «Щелкунчик», учреждённому телеканалом «Культура» в 2000 году – с тех пор он проводится ежегодно. Уникальный с момента своего основания, конкурс и по сей день остается единственным в России детским телевизионным конкурсом в области академической музыки. Данный конкурс предоставляет различные возможности юным музыкантам для реализации их творческого потенциала: поступления в лучшие музыкальные учебные заведения; сотрудничество с ведущими коллективами и дирижерами; участие в концертах и международных фестивалях. Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» проводится по трем специальностям: фортепиано, струнные инструменты (скрипка, виолончель, арфа, контрабас), духовые (кроме блок-флейты) и ударные инструменты. Конкурс состоит из отборочного тура (по видеозаписям) и трёх конкурсных прослушиваний, проводящихся публично. Программа I и II туров исполняется соло или с концертмейстером, прослушивания III тура проводятся в сопровождении симфонического оркестра. Конкурсанты свободны в выборе репертуара. Вся конкурсная программа должна быть исполнена наизусть. Каждое произведение может быть использовано только в одном туре. Финал конкурса проходит в сопровождении симфонического оркестра. Продолжительность программы тура не более 7 минут. Исполняемое произведение должно быть написано (или оркестровано) для сольного инструмента и симфонического (или камерного) оркестра. Участник конкурса должен исполнить программу, указанную в заявке. В случае необходимости изменения программы выступлений, участник обязан сообщить об этом в Оргкомитет непосредственно при подтверждении своего участия в конкурсе, подтвержденная программа изменениям не подлежит. Жюри конкурса оценивает выступления по следующим критериям: музыкальность, техника исполнения, качество звука. Возрастные отличия участников не учитываются. Как уже было сказано выше – это единственный телевизионный конкурс в области академической музыки. Конкурсанты, дошедшие до третьего тура должны показать высочайший уровень профессионального мастерства в сопровождении симфонического или (камерного) оркестра. Данное мероприятие является одним из самых престижных конкурсов юных музыкантов в России, из года в год неизменно вызывает огромный интерес у ценителей классической музыки и позволяет молодым исполнителям не только продемонстрировать свое мастерство, но и обменяться профессиональным опытом, выслушать советы выдающихся мастеров. Конкурс предоставляет ребятам шанс выступить перед многомиллионной телевизионной аудиторией, ведь за его ходом зрители могут следить в эфире телеканала и в режиме online на сайте. К тому же в финале участники играют на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского – одной из лучших площадок Москвы – в сопровождении симфонического оркестра. Поэтому не только победа, но и само участие в конкурсе становится столь желанным. Все конкурсные мероприятия, как правило, строго регламентированы, достаточно подробно, четко и безапелляционно описаны требования к участникам (возраст, образование), правила отбора (по документам или по записи), условия участия (денежный взнос), требования к программе и временной лимит каждого тура, процедура жеребьевки и т. д. В конечном итоге всех – участников конкурса, организаторов, публику, музыкальную общественность и, конечно, исследователей – интересует результат самого исполнительского соревнования и его вклад в музыкальную культуру в целом. Исполнительский музыкальный конкурс как социокультурный феномен отображает соревновательную природу культуры, определяет современный уровень молодых исполнителей, а также стимулируют ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: