- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Стресс, стрессоустойчивость у медицинских работников скорой медицинской помощи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012315 |
Тема: | Стресс, стрессоустойчивость у медицинских работников скорой медицинской помощи |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохронения Российской Федерации (ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России) Факультет высшего сестринского образования Кафедра теории и практики сестринского дела Допущена к защите заведующая кафедрой ____________________ Профессор Лапик С.В. СТРЕСС. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 34.03.01.-Сестринское дело, (уровень бакалавриата) Студент: Заочное отделение, гр.471 А.А. Калугина Руководитель: Доцент к.м.н. М.В. Чайковская СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…........................................................................................................3 Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ...................................................................6 1.1 Исследование стрессоустойчивости личности …...........................................15 1.2 Факторы, влияющие на развитие стресса и последствия стресса …............20 1.3 Особенности профессиональной деятельности медицинских работников скорой медицинской помощи ….............................................................................26 Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.....31 2.1 Описание выборки и методов исследования стрессоустойчивости...............31 2.2 Описание и анализ результатов исследования стрессоустойчивости медицинских работников скорой медицинской помощи.......................................35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 39 ВЫВОДЫ...................................................................................................................43 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ....................................................................44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................45 ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................47 Введение Актуальность исследования определена тем, что профессиональная деятельность специалистов скорой медицинской помощи, оказывающих первую медицинскую помощь при угрожающих здоровью и жизни состояниях, несчастных случаях а также внезапных острых заболеваниях, протекает в особых условиях. Профессиональная деятельность характеризуется воздействием значительного числа стрессовых факторов, воздействие которых при недостаточном развитии стрессоустойчивости способно приводить к снижению эффективности выполнения деятельности и профессиональному выгоранию, психосоматическим нарушениям. В природе медицинского труда, заложены нагрузки, эмоциональность, причём спектр эмоций, весьма разнообразен. Специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, то, напротив — мишенью для раздражения и агрессии. А психика человека от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются еще и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека еще и стойкое снижение результативности его работы. Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует много профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Известное выражение автора В. Шмидбауэра «Ничего не является для человека такой сильной нагрузкой и сильным испытанием, как другой человек» - эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена — стрессоустойчивости. Цель исследования: Изучить роль старшей медицинской сестры в оценке стрессоустойчивости у медицинских работников скорой медицинской помощи Нижегородской областной клинической больницы им. Н.А. Семашко. И разработать план мероприятий по ее коррекции. С целью уменьшения стресса и стрессовых ситуаций на рабочем месте. Задачи исследования: 1. Провести литературный обзор по проблеме развития стрессоустойчивости у медицинских работников и работников скорой медицинской помощи; 2. Проанализировать особенности и трудовой деятельности работников скорой медицинской помощи; 3.Изучить роль старшей медицинской сестры скорой помощи по оценке стрессоустойчивости у работников скорой помощи. 4. Разработать мероприятия по повышению стрессоустойчивости у работников скорой помощи на рабочем месте, и по оптимизации медицинской деятельности в Нижегородской областной клинической больнице им. Н.А. Семашко. Гипотеза: Обучение медицинских работников для повышения стрессоустойчивости, включающее в себя техники по снятию напряжения и релаксационные мероприятия, способствует повышению уровня стрессоустойчивости у медицинских работников и медицинских работников скорой медицинской помощи. Практическая значимость исследования: Стрессоустойчивость медицинских работников зависит от правильно организованной старшей медицинской сестрой трудовой деятельности в отделении скорой медицинской помощи. Чем выше организационная культура медицинской организации Нижегородской скорой помощи, за формирование которой отвечает медицинская сестра организатор, тем выше стрессоустойчивость медицинских работников скорой помощи. Предмет исследования: Материалы обследования сотрудников скорой медицинской помощи «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко» среди работников на наличие стресса и его влиянии на деятельность работников. Объект дипломного исследования: Стресс. Его роль в деятельности медицинских работников. Как он отражается на оказании медицинской помощи населению в Нижегородской областной клинической больнице им. Н.А. Семашко. В качестве методов исследования выступили принципы детерминизма а также единства сознания и деятельности, развития и системности, раскрытые в работах представителей отечественной психологической науки: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн. Концепции профессиональной деятельности и принципы ее психологического анализа: С.К. Бондырева, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков. Положения о стрессоустойчивости личности: А.М. Боковиков, Л.Г. Дикой, М.И. Дьяченко, П.Б. Зильберман, К. Изард, В.И. Моросанов, В.Л. Марищук. Методами исследования является анализ библиографических источников, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов, методы математической обработки результатов. Методики исследования: Анализ литературы по теме исследования; Методика для диагностики состояния стресса; Тест на самооценку стрессоустойчивости личности; Инвентаризация симптомов стресса; Шкала организационного стресса; Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации. Теоритическая значимость исследования: В работе представлены и проанализированы различные подходы к изучению проблемы стресса и стрессоустойчивости. Практическая значимость: Проблема стрессоустойчивости представляет собой не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психологических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы для дальнейшего изучения стрессоустойчивости медицинских работников. Стресс — угроза нормальному течению жизни человека, угроза его физическому и психическому здоровью. Т. Кокс В последние десятилетия человечество не выходит из состояния психоэмоционального стресса. Люди вынуждены бороться за социально — экономическое благополучие, нужно успевать во всех сферах жизни — начиная от работы и заканчивая семейными отношениями. Тревога и депрессии по поводу всего этого изматывают и укорачивают нашу жизнь. Можно назвать новое столетие эпохой депрессий. Люди еще издавна заинтересовались такой проблемой как стресс, для того, чтобы научиться адаптироваться к различным стрессовым ситуациям. Интерес к этой проблеме появился не только у простых людей но и у людей, которые занимаются наукой. Произошло это из-за увеличения числа психоэмоциональных стрессов, а также с ростом таких заболеваний как: нервно — психические и психонейросоматические расcтройства. В своей жизни практически каждый человек испытывал стрессовые состояния в виде ощущения пустоты в желудке перед экзаменом или повышенной раздражительности, бессонницы а также сердцебиения во время экзаменационной сессии. Стресс многолик в своих проявлениях: это не только повреждения и болезни, но и важнейший фактор тренировки и закаливания, так как стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, его жизни, здоровья и смерти. В русский язык слово «стресс» пришло из английского, а в английский — из латинского. В 30-х гг. 20 в. всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенес слово «стресс» в медицину. Г. Селье определяет стресс как « неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Концепции стресса Исходя из исследований Г. Селье в 1936 году, мы можем увидеть что различные физиологические состояния, которые могут быть вызваны любой причиной, например холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой и т.д., несмотря на то, что все они проявляются по разному, обусловленное спецификой действия факторов, имеют одинаковую неспецифическую реакцию со стороны организма. Такую реакцию организма можно назвать общим адаптационным синдромом, а возникающее при этом особое состояние организма назовем термином « стресс» - неспецифическая реакция организма на любое напряжение. Проведя множество экспериментов Г. Селье установил, что разнообразные факторы окружающей среды которые вызывают стресс, способны оказывать повреждающие воздействия на организм в виде стимуляции коры надпочечников, атрофии тимиколимфатического аппарата и изъязвления желудочно-кишечного тракта. О влиянии профессии на личность писали еще древние философы, но чаще эта проблема обсуждалась в конце 19-го века и в начале 20-го века. В последующем психологи также неоднократно уделяли внимание этой проблеме, она периодически возникает в фокусе внимания исследователей, до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. Проблема стресса и стрессоустойчивости, изучается отечественными и зарубежными психологами: В. Вундт, У. Джемс, Дж. Додсон, Р. Иеркс, Р. Лазарус, К. Маккей, Г. Селье, В.В. Бодров, А.В. Вальдман, Н.Е. Водопьянова, М.М. Козловская, Т.С. Кабаченко, Г.И. Косицкий, Л.А. Китаев — Смык, В.Л. Маршцук, А. Мапкина — Пых, О.С. Медведев,В.М. Смирнов, Ю.В. Щербатых. Степень и уровень научной разработанности проблемы: Представлена как в отечественных, так и зарубежных работах исследователей. Обширный научный опыт по изучению стрессоустойчивости накоплен за рубежом: П.Б. Зильберман, Я. Рейковский, Г. Селье, К. Холл, С. Хобфолл и другие. Проблемой стрессоустойчивости в отечественной психологии также занимались: Ф.В. Бассин, В.С. Бурно, Н.Е. Водопьянова, Д.И. Вонг, В. Куликов, А.Б.Леонова, И.Г. Мапкина — Пых, В.Л. Маршцук, С.Л. Рубинштейн, а также Е.С. Старченкова, В.М. Смирнов и другие. Рассмотрим три стадии стресса. 1.Стадия мобилизации, напряжения (в этот период у человека возникает чувство тревоги, волнение). 2. Стадия сопротивления и адаптации (в организме человека есть ресурсы благодаря которым он может бороться со стрессом. Когда у человека наступает стресс в организме начинают вырабатываться такие вещества как: норадреналин, кортикотропин — рилизинг гормон, вазопрессин, благодаря этим веществам организм борется со стрессом и достигает равновесия). 3.Стадия истощения (когда человек очень длительно пребывает в состоянии стресса это приводит к тому, что организм постепенно уступает стрессу. У организма не остается сил на борьбу со стрессом и адаптация сменяется на дезадаптацию). Эта стадия может привести к физическому и психологическому разрушению организма. Стресс нельзя считать только вредным, иногда он просто неизбежен, а иногда даже необходим. Селье писал, что невозможно полностью избежать стресса, и биологически он даже полезен и обязателен. В состоянии стресса происходит тренировка организма и психики. Несмотря на то, что стресс в какой то мере полезен для организма, человек не может находиться постоянно в таком состоянии так как адаптационные ресурсы организма к стрессу не безграничны. В дальнейшем Г. Селье разделил стресс на «эустресс» и «дистресс». Первый характеризуется положительными эмоциональными реакциями, возникающими на фоне нагрузки. Второй отрицательными реакциями. Дистрессом мы называем эмоционально-стрессовое состояние, которое отличается неприятными переживаниями и приводит к возникновению различных нарушений. Факторами, способствующими переходу стресса в эустресс, являются: положительный эмоциональный фон; опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее; одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды; наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса. Факторами, способствующими переходу стресса в дистресс, являются: недостаток нужной информации; негативный прогноз ситуации; чувство беспомощности перед возникшей проблемой; чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма; большая продолжительность стрессового воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса. Рассмотрим в сравнение, как срабатывает организм древнего человека в отличие от современного человека. Древнего человека можно сравнить с животным. Животное в ответ на угрозу борется или бежит, поэтому реакцию древнего человека можно назвать « реакцией борьбы или бегства». Сильные отрицательные эмоции, например гнев или страх, играют важную роль, подготавливая организм к вступлению в бой или спасению бегством. Наступающая активация симпатической системы помогает обеспечить мышцы кислородом для развития максимального мышечного усилия. Этот филогенетический (унаследованный от далеких предков) механизм спасал древнего человека при явной угрозе. Современный человек в большинстве случаев не может ответить на стресс физической агрессией или убежать от него, поэтому чрезмерная симпатическая активация приводит к появлению неприятных симптомов. С нейрофизиологической точки зрения длительное воздействие стрессорного фактора вызывает перенапряжение механизмов психической адаптации, что может привести к истощению процессов управления и регуляции, развитию состояний перенапряжения и астенизации с последующим переходом в состояние заболевания. Ранее стресс разделяли на физиологический и психический, а теперь врачи и психологи считают, что любой стресс сопровождается как физиологическими, так и психологическими (а иногда и психическими) проявлениями. Факторы вызывающие стресс у человека: острые или хронические психотравмирующие обстоятельства; выраженные неблагоприятные жизненные перемены; учебные или производственные перегрузки; конфликты в семье или на работе. В последние годы употребляют термин «социальное стрессовое расстройство», в основе которого лежат глубокие социально-экономические изменения. Основными причинами его возникновения являются изменения жизненных стереотипов населения, общественных отношений, культурных представлений, социальных связей. Переосмысливание и изменение жизненных целей, крушение устоявшихся идеалов и авторитетов, отсутствие надежд на улучшение ситуации порождает тревожную напряженность, фрустрацию, вызывает кризис самоидентификации. Разделим причины возникновения стрессов на четыре группы: 1.Условия жизни и работы. 2. Люди, с которыми происходит взаимодействие. 3.Социальные факторы среды. 4. Чрезвычайные обстоятельства. 2. Психологические аспекты стресса Различают два вида психологического стресса, это эмоциональный стресс и информационный стресс. Эмоциональный стресс происходит в таких ситуациях как: угроза, опасность, обида и пр. При этом психические процессы протекают в различных формах (импульсивной, тормозной, генерализованной). Наступают эмоциональные сдвиги, нарушения двигательного и речевого поведения. Также различают информационный стресс, он возникает в ситуациях информационных перегрузок. Человек который не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения, несет высокую ответственность за последствия принятых решений. В стрессовой ситуации происходит психологическая адаптация человека, главным образом, посредством двух основных способов: психологической защиты и копинг-механизмов. Концепция психологических защит, направленных на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, была предложена З. Фрейдом. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства) между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Их задача состоит в полном вытеснении неприятных аффектов и непереносимых для сознания мыслей и представлений. Согласно первоначальным представлениям, защиты являются врожденным средством разрешения конфликта между сознательным и бессознательным. Отрицательным моментом является то, что защиты могут мешать осознавать объективную, истинную ситуацию и адекватно реагировать. Ригидность при использовании защитных техник ведет к появлению невротической адаптации и, в конечном счете, формирует структуру невротического характера человека. По мнению Б.Д. Карвасарского (1980), если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации, удовлетворение значимых потребностей, то процессы психологичесокй защиты — на смягчение психического дискомфорта. Понятие «coping» происходит от английского «cope» (совладать, преодолевать). В российской психологической литературе его переводят как «адаптивное, совладающе» поведение. Р. Лазарус понимал копинг как вырабатываемое человеком средства психологической защиты от психотравмирующих событий, воздействующие на ситуационное поведение. Он рассматривал копинг как центральное звено стресса и как стабилизирующий фактор, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. После когнитивной оценки ситуации индивид приступает к разработке механизмов преодоления стресса, т.е. К собственно копингу. В случае неуспешного копинга стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания. Можно отметить следующие копинг-стратегии: разрешение проблем; поиск социальной поддержки; избегание. Также Р. Лазарус выделяет два глобальных типа стиля реагирования: Проблемно-ориентированный стиль направленный на самостоятельный анализ проблемы, направлен на то чтобы человек мог найти выход из трудной ситуации. Он проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего. В.А. Ташлыков выделяет следующие виды копинг-стратегий: Поведенческие: уход в работу; альтруизм; активное избегание; компенсация (восполнение дефицита положительных эмоций, например вкусная еда или алкоголь); конструктивная деятельность (новые интересы, занятия, хобби), сотрудничество (расширение круга общения), обращение (целенаправленный поиск людей, у которых можно получить советы в трудных обстоятельствах); Эмоциональные: протест, эмоциональная разгрузка (плач, крик, подавление эмоциональных реакций; оптимизм; пассивная кооперация (присоединение к человеку или группе людей); покорность; самообвинение; агрессивность; Когнитивные: игнорирование неприятной ситуации; смирение (отказ от сопротивления); проблемный анализ; относительность (сравнение с более тяжелыми ситуациями); религиозность; придание смысла трудностям. «Совладающее» поведение реализуется на основе ресурсов личности и среды. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, способность к межличностным связям и т.д. Так, например, оптимизм - уверенность в том, что в будущем мы получим желательные результаты- положительно влияет на адаптацию. Наряду с личностными особенностями важную роль играют элементы социального окружения: социальной сети (системы социальных отношений конкретного человека — семья, друзья и т.д.) и социальной поддержки. Данные элементы могут смягчить негативный эффект - стресса. В развитии стресса большое значение имеют опосредующие факторы, определяющие стрессоустойчивость человека. К ним относят эмоциональную стабильность, выносливость и т.д. В последние десятилетия используется термин выносливость, под которым понимают систему поддержки человека при стрессе. «Выносливый» человек отличается обязательностью (приверженностью к выполнению намеченных действий, активным участием); ощущением реального контроля всех событий своей жизни; склонностью рассматривать изменения окружающей обстановки как вызов, а не как угрозу своему благополучию. Такие люди лучше адаптируются к стрессам и меньше испытывают переутомление. Профессиональный стресс. Стресс - который человек испытывает на рабочем месте называется «профессиональный стресс». Такой стресс заставляет организм затрачивать особенно много ресурсов для борьбы и адаптации. Каждый человек испытывает те или иные переживания на рабочем месте, они могут быть из-за конфликтов с коллегами, плохой организации рабочего процесса, конфликты с руководством. Рассмотрим один из рабочих дней обычного медицинского работника, например медсестры. В течение даже 8 часов может произойти многое начиная от общего недомогания самого работника и заканчивая воздействием извне. Пациенты посещая медицинское учреждение не всегда приходят с доброжелательным настроением, так как болезни оставляют свой отпечаток. Некоторые работники не умеют отказывать остальным сотрудникам или начальнику в просьбах о помощи либо подработке и это приносит дополнительный стресс. Негативные переживания которые человек получает на рабочем месте снижают работоспособность и желание достигать высоких результатов, повышается тревожность и уровень фрустрации персонала, ухудшается состояние здоровья работника и появляется психоэмоциональное перенапряжение. В коллективе в результате такой работы и такого нездорового сотрудничества ухудшается общение между сотрудниками, формируется отрицательное отношение к руководству и организации в целом, у работника формируется эмоциональное выгорание. Данное понятие условно можно разделить на собственно профессиональный стресс, причинами которого являются проблемы, связанные с условиями труда, и организационный стресс, в основе которого лежат особенности организации (структура, управление, психологический климат и т.д.). В качестве стрессоров — факторов, влияющих на возникновение состояния профессионального стресса, выступают жизненные ситуации, события, которые можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию. В соответствии с этим различают: Повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов. Критические жизненные, травматические события. Время на адаптацию — от нескольких недель до нескольких месяцев. Хронические стрессоры (могут длиться годами). Л.В. Куликов называет следующие причины стрессового напряжения в профессиональной среде: Негативное влияние окружающей среды. Нагрузки повышенной интенсивности: физические, физиологические, информационные, эмоциональные и т.д. Монотонность в трудовой деятельности и эмоциональных контактах. Повседневные стрессовые факторы небольшой интенсивности (отсутствие нормальных условий для работы, мелкие ссоры, неблагоприятная социальная атмосфера). Ситуации неопределенности, длительного ожидания. Материальное и социальное неблагополучие. Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса): Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в атмосфере высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ней) и быстрой переменой информационных параметров. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем — либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п. К. Купер и соавт. (2007) выделили 6 основных рабочих стрессоров: Особенности самой работы. Роли в организации. Отношения на работе. Проблемы, связанные с карьерным ростом. Организационные факторы. Взаимовлияние домашней обстановки и работы. Рассмотрим их более подробно. 1. Особенности работы. Сюда относятся: степень сложности работы, разнообразие заданий, физические условия труда (шум, вибрация, температура окружающей среды) и количество работы (интенсивность нагрузки). Интенсивность нагрузки определяется количеством работы и эмоциональным напряжением. Еще 1908 г. американские психологи Р. Йеркс и Дж. Додсон установили, что максимальная продуктивность работы отмечается при среднем уровне эмоциональной активности, в то время как избыток эмоций, как и их недостаток, приводят к снижению эффективности работы. Таким образом, для каждого человека существует свой оптимальный уровень интенсивности нагрузки, а значительные отклонения от него могут привести к стрессу. Недостаточная нагрузка и однообразная работа тоже является стрессорами. Излишнее количество времени, затрачиваемого на работу, также приводит к появлению утомления. В этой особенно следует отметить работу в ночное время. 2. Организационные роли: Модели поведения, вызванные работой. Существует два варианта ролевой дисфункции: ролевая неоднозначность (неясность роли) и ролевой конфликт (конкурирующие или противоречивые требования работы). В этой связи надо отметить также ответственность как один из потенциальных стрессоров переутомления. 3. Негативные межличностные взаимоотношения на работе также могут выступить в роли стрессора. Так, отсутствие поддержки со стороны коллег и руководства способствует увеличению утомления. 4. Проблемы, связанные с карьерным ростом, включают отсутствие продвижения по служебной лестнице, угрозу потери рабочего места. 5. Организационные факторы (структура и климат в организации, организационная культура). Сюда можно отнести излишне строгий контроль и авторитарное руководство, отсутствие чувства сопричастности и т.д. Взаимовлияние домашней обстановки и работы. Сейчас данную проблему называют трудовым/нетрудовым конфликтом, подразумевающим конфликт между ролями на работе и в семье. Выделяют три главных вида таких конфликтов: Первый вид конфликта возникает из-за того, что требования различных ролей истощают энергетичесие и временные ресурсы людей (например, у уставшего на работе человека нет сил и времени для выполнения обязанностей по дому, общения с членами семьи). Второй вид конфликта возникает между ролевыми нормами на работе и в семье. Например, трудности переключения от роли амбициозного, агрессивного менеджера к роли внимательного, любящего, мягкого мужа. Третий вид конфликта вызывает перенос эмоционального состояния (интерференции) из одной области в другую. В частности, негативные эмоциональные ситуации, усталость, возникшие на работе, приводят к раздражительности, направленной на членов семьи. Возможен также перенос негативных эмоций « семейных проблем» в рабочую атмосферу. В этой связи необходимо отметить, что женщины — менеджеры чаще сталкиваются с дополнительным «домашним давлением» и отличаются более высоким, по сравнению с мужчинами, уровнем интерференции. Причины развития стресса можно разделить на непосредственные и главные. Непосредственной причиной можно считать событие, прямым следствием которого оказывается развитие психической напряженности. Такие события чаще связаны с экстремальностью трудовой деятельности. Главной причиной служат индивидуальные особенности человека. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 1.1 Подходы к исследованию стрессоустойчивости личности в сестринском деле Исследования стресса являются исходной, теоретической базой для изучения стрессоустойчивости человека. Разработка исчерпывающего определения стрессоустойчивости сталкивается с трудностями, характерными для любого психологического понятия. Понятие «стрессоустойчивость» рассматривается с разных позиций в зависимости от понимания ее природы, сущности и способов анализа, и многими исследователями понимается как сложная интегративная системная характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессовому воздействию и совладать со стрессовыми ситуациями, активно преобразовывая их, или приспосабливаясь к ним без ущерба для здоровья и качества выполняемой деятельности (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, А.М. Боковикова). Стрессоустойчивость — совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить стресс — значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Устойчивое поведение человека в условиях стресса (стрессоустойчивость) является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, которые протекают в профессиональных условиях. Специфика изучения проблемы стрессоустойчивости заключается в том, что ее внешние категории не являются собственно психологическими, содержательное исследование психической стрессоустойчивости предполагает выделение собственного психологического критерия. В зависимости от основания, по которому исходно вычленяются психические процессы, лежащие в основе формирования и проявления устойчивости или неустойчивости, возможны два подхода. Первый из них, традиционно — аналитический подход, опирается на «членение» психики по признаку качественного своеобразия на познавательные, эмоциональные и волевые процессы, а психическая стрессоустойчивость определяется через частные оценки устойчивости отдельно рассматриваемых психических процессов и свойств. Второй системно — регулятивный подход к определению психической стрессоустойчивости предполагает «вычленение» психических процессов не по признаку качественного своеобразия, а с точки зрения их непосредственной функции в регуляции поведения. При данном подходе психические процессы рассматриваются как функциональные звенья, блоки (регулирующие функции), образующие систему психичесокй регуляции поведения. При этом некоторыми авторами этот термин — стрессоустойчивость употребляется как синоним понятия эмоци....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: