- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Стратегическое управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013108 |
Тема: | Стратегическое управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования |
Содержание
Стратегическое управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования (на примере Администрации сельского поселения Синьковское Дмитровского муниципального района Московской области) Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования в стратегическом контексте 6 1.1 Современное жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования 6 1.2 Стратегический подход к управлению сферой ЖКХ на муниципальном уровне 12 1.3 Современные проблемы управления сферой ЖКХ 17 Глава 2. Анализ управления жилищно-коммунальным хозяйством поселения Синьково 26 2.1 Анализ социально-экономического развития СП Синьковское Дмитровского муниципального района МО 26 2.2 Роль Администрации СП Синьковское Дмитровского муниципального района МО в сфере ЖКХ 29 2.3 Стратегия развития ЖКХ СП Синьковское 39 Глава 3. Совершенствование стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством СП Синьковское 43 3.1 Проблемы развития ЖКХ СП Синьковское 43 3.2 Мероприятия по совершенствованию стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования 51 Заключение 58 Список использованных источников 63 Приложения 68 Введение Актуальность темы развития стратегического управления ЖКХ муниципальных образований обуславливается тем, что в современных условиях существует объективная необходимость поиска результативных форм и методов управления развитием муниципальными образованиями РФ. Содержание, направления и методы развития ЖКХ муниципальных образований РФ, которые вызывают массу дискуссий в наши дни, вызваны объективными процессами, когда стратегическое управление является необходимым условия устойчивого функционирования в будущем. Ранее управление развитием муниципальных образований РФ представляло собой администрирование, каковым остается во многих муниципальных образованиях и по наши дни. Современные тенденции децентрализации требуют управления ЖКХ иного типа, отличающегося от простого администрирования. Многие возможности стратегического управления до сих пор не в полной мере используются в практике управления муниципальными образованиями РФ. В данной ситуации увеличивается роль стратегического управления, которое направлено на повышение эффективности деятельности муниципальных образований. Необходима продуманная система мер и действий, которая позволила бы муниципальным образованиям РФ создавать и реализовывать стратегию устойчивого развития, обеспечивать воспроизводство потенциала на местном уровне. В рамках системы правового и институционального обеспечения развития муниципальных образований РФ существует множество пробелов и противоречий. Значимость разработки стратегических мер реализации управления на сегодняшний день считается и на государственном, и на местном уровне. Проблемы эффективности деятельности органов власти муниципальных образований РФ со временем занимают одно из главных мест в современной практике управления. Во многих муниципальных образованиях РФ вырабатываются стратегии, реализуются особенные методы и механизмы обеспечения устойчивого развития. Одновременно с этим, методологическая база реализации этих сложных задач до конца еще не выработана, имеются разносторонние условия и трудности как объективного, так и субъективного характера. Эта тема особенно значима в современный период социально-экономического развития страны, когда государство возлагает всё большую ответственность за развитие ситуации в экономике и социальной сфере региона на местную власть. Необходимость формирования современного инструментария, позволяющего не только дать адекватную оценку достигаемого уровня развития территорий, но и сформировать объективные цели и задачи стратегии развития и на этой основе получить возможность разработать рекомендации по усилению их положительного воздействия или получить возможность направлять и управлять этим влиянием, предопределили актуальность выбранной темы исследования. Устойчивость предполагает постоянную, адекватную происходящим изменениям трансформацию социально-экономических отношений и производительных сил, способную поддерживать систему в равновесном состоянии. Следовательно, оптимальные установленные цели и задачи стратегического управления развитием территории обеспечивают совершенствование институциональной среды. Проблема заключается в несоответствии применяемых в современной практике стратегического управления развитием ЖКХ СП Синьковское Дмитровского муниципального района МО инструментов и методов текущим потребностям стратегирования развития. Объектом исследования выступает стратегическое управление в сфере ЖКХ муниципальных образований РФ. Предметом исследования является стратегическое управление ЖКХ СП Синьковское Дмитровского муниципального района МО Целью работы является разработка рекомендаций по развитию стратегического управления ЖКХ СП Синьковское Дмитровского муниципального района МО Задачи исследования: * Раскрыть сущность и содержание управления сферой ЖКХ. * Показать основы и особенности развития стратегического управления на уровне муниципального образования. * Выявить текущие проблемы в ЖКХ РФ. * Проанализировать фактическое состояние стратегического ЖКХ СП Синьковское Дмитровского муниципального района МО, выявить ее положительные стороны и возможные недостатки. * Разработать практические рекомендации по стратегическому развитию ЖКХ СП Синьковское Дмитровского муниципального района МО с учётом сильных и слабых сторон его социально-экономической системы. Степень разработанности данной проблематики в литературных источниках велика, так можно выделить работы таких авторов как: Агафонов В.А., Алексеев С.С., Амосов А., Болонин А.И., Бураев Ф.В., Вавулин Д.А. , Важенина И., Господарчук Г.Г., Квинт В.Л., Марков В.А., Мурзин Д.В., Резник Г., Стрижаков Д.В., Юшина Е.А. и другие. Теоретическая и практическая новизна выбранной темы выражается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию практики стратегического управления развитием ЖКХ СП Синьковское Дмитровского муниципального района МО на муниципальном уровне. Глава 1. Теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования в стратегическом контексте 1.1 Современное жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования Согласно законодательству Российской Федерации управление развитием территории и городского хозяйства осуществляется на уровне муниципальных образований, которые и должны быть основным объектом управления, поскольку являются минимальным элементом управленческой системы, имеющей достаточные административные ресурсы управления и контроля. В рамках современного подхода в теории государственного и муниципального управления «управление» рассматривается как внешнее воздействие, «поступающее» в систему извне, «самоуправление» трактуется как внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой. При этом делается акцент на то, что само понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, имеющее: * особый субъект, которым является население, граждане; * органы не являются составной частью механизма государственной власти, хотя они тесно связаны между собой; * местное самоуправление не просто форма самоорганизации населения для решения вопросов местного значения, но и форма власти.1 Современное государство имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти: * центральный (федеральный), * региональный (субфедеральный), * местный (субрегиональный). На рисунке 1.1 переставлены основные концепции реализации местного самоуправления. Рис. 1.1 Основные концепции реализации местного самоуправления2 Местное самоуправление есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению, избираемый населением и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. В этом состоит его принципиальное отличие от местного государственного управления, осуществляемого назначаемыми сверху чиновниками. При честном и квалифицированном руководстве местное государственное управление может быть весьма эффективным. Однако весь вопрос в том, кем при этом являются проживающие в данной местности граждане объектом или субъектом управления, управляемыми или источником власти. Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия. При этом в качестве одного из основных объектов управления является сфера ЖКХ. В отечественной научной литературе понятия «жилищнокоммунальный комплекс» и «жилищно-коммунальное хозяйство», а также «коммунальный комплекс» и «коммунальное хозяйство» являются равнозначными. В контексте данного исследования будем использовать термины: * «жилищно-коммунальный комплекс» как группу взаимосвязанных отраслей (жилищный комплекс и коммунальный комплекс), выполняющих работы и оказывающих услуги единой природы (жилищно-коммунальные услуги); * «коммунальный комплекс» как группу взаимосвязанных подотраслей (теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), оказывающих услуги единой природы (коммунальные услуги)3 (рис. 1.1). В современной отечественной экономической литературе устоялось понимание коммунального комплекса как неотъемлемой части жилищнокоммунального комплекса (ЖКК). Понятие «жилищно-коммунальный комплекс», широко распространенное в России и странах СНГ, в западных странах используется значительно реже. По мнению И.В Чанышева4, во многом это «наследие» советской экономики, когда жилищные и коммунальные услуги, имеющие разную экономическую природу, были в равной степени монополизированы и зачастую оказывались в рамках одного многоотраслевого предприятия. Рис. 1.1. Схема ЖКХ как сферы деятельности предприятий Как отмечает А. Орлов5 в своих исследованиях, сейчас не выделяют отдельно жилищную и коммунальную подотрасли муниципальной экономики, а рассматривает их совместно как жилищнокоммунальный комплекс. С.Н. Ларин6 поддерживает и обосновывает данную позицию следующим образом: жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Указанные авторы делают акцент на то, что и жилищный, и коммунальный комплекс включают в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные организации, чья деятельность направлена на удовлетворение потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Можно выделить следующие факторы необходимости государственного и муниципального регулирования сферой ЖКХ в реалиях современной России: * ЖКХ имеет общеполезный характер. Сфера ЖКХ обладает такими свойствами, как неизбирательность и практическая неисключаемость из потребления жителей любого муниципального образования. Производство и потребление в сфере ЖКХ связано с большими положительными внешними эффектами. Доступность, качество и объем потребления в сфере ЖКХ оказывают влияние на уровень и качество жизни большинства населения. * Развитие ЖКХ и качественное предоставление ЖКУ формирует потенциал для повышения качества рабочей силы, комфортность для жизни и бизнеса, обеспечивают социальную стабильность. Относительная неизбирательность и практическая неисключаемость из потребления услуг ЖКХ, а также наличие больших положительных внешних эффектов позволяют отнести деятельность ЖКХ к общественно значимым экономическим благам. * ЖКХ является олигополистической отраслью, что обусловливается требованиями к технологическому единству процессов производства и потребления в сфере ЖКХ. Особенности регулирования ЖКХ заключаются в следующем: 1) необходимость регламентации цен на продукцию ЖКХ на уровне, позволяющем жителям также извлекать выгоды из экономии на издержках ЖКХ. Услуги ЖКХ должны быть доступны для жителей не только физически, но и экономически 2) незаменимость услуг ЖКХ, которая заключается в том, что жители фактически не могут отказаться либо значительно сократить уровень потребления услуг ЖКХ при повышении тарифов или, наоборот. 3) необходимость обеспечения безопасности, бесперебойности и надежности процесса предоставления услуг ЖКХ на территории муниципального образования. 4) жесткая связь между производством и потреблением услуг ЖКХ на территории муниципального образования проявляется в том, что они как процессы взаимозависимы и оказывают друг на друга прямое влияние. Это связано со стационарностью инфраструктуры ЖКХ, что обуславливает локальный характер ЖКХ. Управление ЖКХ в России осуществляется через регулирование организаций коммунального комплекса органами власти различных уровней. Каждому из уровней присуща своя сфера регулирования и управления, а также набор инструментов регулирования (см. Приложение А). Таким образом, основным субъектом управления ЖКХ, определяющим правовые, экономические и технологические основы деятельности организаций коммунального комплекса, являются органы государственной власти и органы власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие экономическое регулирование посредством установления цен и тарифов на коммунальные услуги. При управлении ЖКХ необходимо так же учитывать технологическую специфику ЖКХ связанную с необходимостью обеспечить бесперебойное обслуживание населения, и специфику коллективного характера удовлетворения потребности в услугах ЖКХ. Важными технологическими характеристиками процесса управления ЖКХ являются обязательность предоставления услуг ЖКХ и непрерывность работы соответствующих технологических цепочек. Наличие инфраструктурной базы «управления ЖКХ» является важной составляющей всей системы, так как ЖКХ напрямую зависит от наличия и состояния соответствующих технических мощностей. Инфраструктура ЖКХ предназначена не только для обеспечения функционирования объектов ЖКХ, но, прежде всего, для качественного удовлетворения потребностей в сфере жизнедеятельности населения. Уровень развития инфраструктуры ЖКХ является одним из показателей уровня «управления ЖКХ». В сложившихся условиях оптимальным вариантом «управления ЖКХ» становятся инструменты косвенного воздействия (координация, стимулирование, регулирование), которые позволяют без прямого вмешательства органов власти создать благоприятные условия для функционирования и развития ЖКХ. Власти, выражая общественные интересы, выполняют функции по поддержанию и развитию инфраструктуры ЖКХ, опосредованно, через создание соответствующей системы управления и установление общих правил пользования инфраструктурой. Целью муниципального регулирования является достижение баланса интересов потребителей услуг ЖКХ и интересов организаций ЖКХ, и обеспечения эффективного функционирования на основе этого организаций ЖКХ. Таким образом, важнейшей современной задачей государственной и муниципальной власти остается обеспечение устойчивого развития экономики, создание условий и обеспечение безопасной жизни граждан, повышение уровня и качества жизни населения. Особую роль имеют преобразования, происходящие в отрасли ЖКХ как наиболее социально ориентированной: * потребителями являются 100 процентов населения (физические и юридические лица); * отрасль включает около 20 процентов экономики страны; является второй по значимости затрат для среднего гражданина (после рынка питания) и второй по количеству жалоб (после медицины). 1.2 Стратегический подход к управлению сферой ЖКХ на муниципальном уровне Современные процессы в развитии административных муниципальных территорий показывает несколько устойчивых тенденций: * на повестку дня выходят вопросы совершенствования федерализма, региональной политики, региональной экономики, при этом о местном самоуправлении говорится как о неотъемлемом элементе и того и другого; * увеличилось количество мероприятий, на которых рассматривается комплекс проблем взаимодействия регионов и муниципальных образований (эти вопросы возникали, например, в контексте обсуждения стратегического развития, агломерирования, разграничения полномочий, соразмерности финансирования и др.); * местное самоуправление реализует все более большой объем полномочий в контексте обсуждения особенностей пространственного развития территории, трансформации ее в «территорию, комфортную для проживания»; * в мероприятиях, посвященных собственно местному самоуправления стараются обсуждать особенности вовлечения населения в местное самоуправление. Это говорит об определенном смещении акцентов меньше говорится об обособленности, самостоятельности местного самоуправления и государства, но больше о необходимости комплексного подхода, важного для развития территории. Современные российские муниципальные образования как объекты территориального развития следует рассматривать как сложные многоуровневые структуры, которые обладают своей внутренней динамикой развития, и выступают базой для территориального развития на национальном уровне. Для российских муниципальные образований характерно формирование большого числа разнообразных межрегиональных и межуровневых связей, сочетания экономического, социального, экологического, информационного и других элементов территориального развития, циркуляция крупных финансовых материальных и информационных потоков. В России, которая является единым федеративным государством, ключевой характер носят проблемы эффективного управления в рамках экономической самостоятельности и безопасности территориального устойчивого развития муниципальные образования. Необходимость муниципального уровня территориального развития и деятельной проработки вопросов территориального развития обусловлена тем, что социальные и экономические процессы, структура и размещение производства, динамика социальных процессов приобретают все более выраженный муниципальный характер. Эти процессы тесно увязаны со стратегическим управлением в сфере ЖКХ. Характеристиками развития стратегического управления в современных условиях является следующие: 1) предвидение вероятных рыночных тенденций и корректировка программ стратегического управления в современных условиях (3 варианта альтернативных планов); 2) повышение роли стратегического управления в современных условиях, которое реализует организация (через программы стратегического управления в современных условиях); 3) постоянное исследование требований потребителей продукции и корректировка программы стратегического управления в современных условиях с учетом запросов населения; 4) точные учет конкурирующей продукции и корректировка программы стратегического управления в современных условиях с позиций повышения конкурентоспособности; 5) приоритет использования новых технологий в производстве, организации, управлении и технике в рамках стратегического управления в современных условиях; 6) поддержание высокой репутации у потребителя как одна из целей стратегического управления в современных условиях; 7) стимулирование инноваций в деятельности трудового коллектив и их заинтересованности в достижении целей стратегического управления в современных условиях; 8) стратегическое управление это стратегическое планирование с обратной связью. Главным отличием стратегического управления от других видов управления развитием муниципального образования является его системность. В муниципальном управлении можно предложить использовать следующую систему: 1. Экономическая стратегия на уровне муниципалитета. Данный вид обусловлен наличием необходимости в выравнивании уровней муниципалитета показателей по критерию экономического дисбаланса, а так же достижение экономического равновесия в муниципальном образовании. 2. Социальная стратегия на уровне муниципалитета. В рамках процессов организации жизнедеятельности общественного производства со стороны условий труда и развития личности в целом. Социальные различия в жизнедеятельности населения довольно масштабны. Исходя из этого улучшение качества социальной среды в целом образуют смысл муниципального управления в социальной сфере развития. 3. Демографическая стратегия на уровне муниципалитета. Данный вид обусловлен активным управлением процессов в данной сфере связанных, как с естественные, так и с механическим движением народонаселения территории для достижения определенных поставленных целей управления развитием на уровне муниципалитета. 4. Экистическая стратегия на уровне муниципалитета. Экистика – наука об эффективном использовании территории муниципалитета посредством эффективного распределением размещения производственных мощностей, а тек же и зонирования коммуникаций и зон расселения на базе оптимального использования природных, экономических и инженерно-технических условий. 5. Экологическая стратегия на уровне муниципалитета. Увеличивающаяся концентрация производства, которая диктуется потребностями его развития, скученность населения, привели к возросшей нагрузке на окружающую среду. 6. Научно-техническая стратегия на уровне муниципалитета. В сферу вопросов попадают причины размещения центров научных исследований, территориальные формы объединения науки и производства. Разработка муниципальных стратегий подразумевает выработку документов, которые призваны установить главные ориентиры социально-экономического развития муниципального образования. К их числу относятся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, целевые программы по самым актуальным проблемам. Эти документы отражают систематизированное представление о вероятности предполагаемого состояния экономического положения муниципалитета в перспективе. Данный подход к развитию позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их решению. В рамках методологических основ развития стратегического управления муниципального образования объединяется упорядоченным образом развитие всех секторов, в отношении которых местное правительство наделено полномочиями, и все соответствующие действующие и заинтересованные лица. Стратегическое управление развитием муниципального образования отражает структуру всей системы управления развитием, так например, в соответствии со сложившейся практикой департаменты муниципального образования, например – окружающей среды, инфраструктуры, экономики, социальных дел и т.п., работают скорее параллельно, чем, объединяя свои усилия. Рассмотрение стратегических вопросов, находящихся в компетенции муниципального органа самоуправления, в рамках общей всеобъемлющей стратегии, открывает возможности для получения синергетического воздействия, повышения эффективности работы и инновации за счет сотрудничества между различными секторами. Таким образом, рассмотрев данные определения различных актов можно констатировать, что развитие стратегического управления обуславливается изменением внешней среды, а так же уровнем потенциала внутренней среды. При этом, следует согласиться с позицией, что стратегическое управление это циклический непрерывный процесс. 1.3 Современные проблемы управления сферой ЖКХ За 2012-2017 гг. достигнуты определенные успехи в решении приоритетных задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства: * успешно расселяется аварийное жилье, признанное таковым до 1 января 2012 года; * созданы и функционируют региональные системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; * приняты законодательные акты, способствующие увеличению числа концессий в ЖКХ, заложена правовая основа для формирования в России нового вида жилищного фонда некоммерческого использования в целях предоставления соответствующих жилых помещений гражданам для проживания по договорам некоммерческого найма. Вместе с тем в сфере ЖКХ существует ряд вызовов, требующих принятия новых решений. Нарастание объемов аварийного жилищного фонда. Так с начала 2012 г. и на 2017 г. выявлены 10,93 млн. кв. метров аварийного жилья, прогнозное значение к 2025 г. – 42 млн. кв. метров. Высокий уровень удельных расходов топливно-энергетических ресурсов при низких темпах реализации мероприятий по повышению энергоэффективности в ЖКХ Россия остается на 130-м месте из 143 стран по уровню энергоэффективности экономики. Высокая изношенность и технологическое отставание систем и объектов коммунальной инфраструктуры. Так на начало 2018 г. уровень износа коммунальных сетей составляет до 70 процентов (т.е. подлежат модернизации или замене) и пока не имеет вектора к снижению. Отрасль ЖКХ нуждается в комплексной модернизации, при этом на решение этой задачи отрицательно влияет ряд факторов: большой объем накопленной задолженности в отрасли перед поставщиками энергоресурсов, который в настоящее время составляет около 1,350 млрд. рублей и продолжает увеличиваться; критически низкий уровень инвестиций в объекты коммунальной инфраструктуры по сравнению с необходимым. Накопленный дефицит инвестиций в 4 раз превышает нормативную годовую потребность в них, что ведет к сокращению темпов реализации проектов ЖКХ; ограниченность возможностей бюджетной системы Российской Федерации на всех уровнях в финансировании проектов и программ в ЖКХ. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, выступающие в качестве собственников объектов коммунальной инфраструктуры, ограничены в финансировании проектов ЖКХ за счет местных бюджетов в связи с низкой бюджетной обеспеченностью (в 2017 году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации являются 72 региона). Обеспечение необходимого качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, комфорта и надежности условий проживания граждан, отсутствия угроз их жизни и недопущение, как следствие, роста социальной напряженности возможно только при продолжении системной работы, направленной на решение накопившихся в отрасли проблем. При этом необходимо учитывать специфику и неоднородность отрасли, не позволяющих найти универсальное решение всех проблем. В связи с невозможностью в ближайшей перспективе увеличить долю бюджетных средств в финансировании проектов, направленных на закрытие текущих проблем и на достижение запланированных показателей в отрасли ЖКХ, основным приоритетом работы в жилищно-коммунальной сфере должно стать формирование долгосрочных механизмов поддержки, развития и повышения инвестиционной привлекательности проектов и программ ЖКХ. В качестве актуально проблемы ЖКХ можно выделить переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Жилой фонд в Российской Федерации характеризуется достаточно высоким уровнем износа, так как почти половина жилых домов страны построена до 1970 года в период массовой застройки. И, если не принимать соответствующие меры, со временем жилищный фонд начнет превращаться в аварийный, что создает угрозу жизни граждан. В настоящее время переселение граждан из аварийного жилищного фонда в основном осуществляется путем строительства многоквартирных домов (далее – МКД), жилые помещения в которых предоставляются гражданам в собственность. Строительство МКД для целей переселения полностью финансировалось за счет бюджетных средств, однако уже в 2018 году в государственном бюджете средств на реализацию программ по переселению не предусмотрено. В условиях финансовой ограниченности средств бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также в связи с продлением сроков бесплатной приватизации гражданами жилых помещений текущие подходы к переселению требуют корректировки. Представляется необходимым изменение условий и оснований предоставления, а также вида прав, на которых гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда предоставляются жилые помещения, создаваемые с использованием бюджетного финансирования. С учетом социальной значимости проблемы основной целью становится обеспечение необходимого объема переселения из аварийных МКД, признанных таковыми после 1 января 2012 года, при минимизации необходимых для этого бюджетных расходов и создании условий для формирования в регионах и муниципалитетах стратегически необходимого для реализации жилищной политики жилищного фонда социального использования. В качестве актуально проблемы ЖКХ можно выделить модернизация системы коммунальной инфраструктуры. К основным проблемам низкой привлекательности для инвесторов в коммунальной сфере, требующим решения, в настоящее время можно отнести: высокую изношенность и технологическое отставание систем и объектов коммунальной инфраструктуры, которые кроме сверхнормативных потерь определяют низкую надежность коммунальных систем, приводят к росту аварийности на объектах, к нарушению бесперебойности и надежности их работы, к росту экологического ущерба, к высоким текущим издержкам и потерям. Для обеспечения предоставления качественных коммунальных услуг и повышения энергоэффективности сферы необходимо: * осуществить значительное технологическое перевооружение устаревшего оборудования и сетей; * ограниченность возможностей местных властей, выступающих в качестве собственников объектов коммунальной инфраструктуры, в капитальных вложениях за счет местного бюджета; * низкую эффективность работы ресурсоснабжающих организаций (управленческой, технологической, финансовой), в связи, с чем возрастают риски невозврата привлеченных организациями инвестиций (в т. ч. кредитных средств); * низкое качество подготовки муниципалитетами проектов модернизации, связанное с тем, что на местах отсутствуют специалисты, обладающие необходимыми навыками (по данным экспертов, только 40 процентов от общего количества конкурсов на право заключения концессии в коммунальной сфере являются успешными); * отсутствие комплексного подхода к модернизации систем коммунальной инфраструктуры, т. к. чаще всего основной фокус в них направлен на модернизацию самих источников коммунальной инфраструктуры, а мероприятия по модернизации или замене сетевых объектов в проекты не включаются, поскольку их включение ведет к высоким срокам окупаемости и удорожанию проекта. Опыт реализации проектов подтверждает, что в подавляющее большинство проектов модернизации в ЖКХ невозможно привлечь частные инвестиции без государственной поддержки. В качестве примера можно отметить, что из всех проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, рассмотренных АКБ «Российский капитал» (осуществляющим по итогам конкурса государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства оценку проектов в рамках, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2015 года № 1451), без существенного роста тарифов окупаются только около 20 процентов проектов, а наличие тех или иных рисков позволяет профинансировать только 3 процента. Основными факторами, влияющими на различия финансово-экономических параметров проектов модернизации, являются: * численность и плотность населения на территории, где планируется реализация проекта; * энергоемкость модернизируемых объектов, обусловленная климатическими условиями; * сфера, в которой реализуется проект. Сегодня основная часть граждан страны (более 60 процентов) проживает в малых городах с численностью населения не более 250 тыс. человек и остро нуждается в модернизации основных фондов. При этом проблемы, накопившиеся в коммунальной сфере малых городов, усугубляются тем, что показатели деятельности ресурсоснабжающих организаций (выручка, рентабельность, объемы реализации) не сравнимы с показателями аналогичных организаций, осуществляющих деятельность в крупных городах. Незначительность количества потребителей коммунальных услуг, ограничение по росту тарифов не позволяют обеспечить требуемую модернизацию коммунальной инфраструктуры малых городов, поскольку проекты модернизации становятся окупаемыми, в лучшем случае, только по прошествии весьма длительного периода времени. Также важным фактором различия проектов модернизации является сфера, в которой реализуется проект. Для проектов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения наличие государственной поддержки в виде софинансирования является ключевым фактором, поскольку даже при наличии такой поддержки проекты в данных сферах характеризуются длительными сроками окупаемости. По источникам оказания финансовой поддержки условно можно выделить 3 группы проектов модернизации объектов и систем коммунальных предприятий: 1-я группа – проекты, реализация которых возможна за счет привлечения частных инвестиций на рыночных условиях, например, модернизация объектов и систем крупных коммунальных предприятий (в основном, в крупных городах), комплексные проекты, объединяющие системы нескольких населенных пунктов; 2-я группа – проекты, для реализации которых возможность привлечения частных инвестиций появляется только при условии государственной поддержки (создание и модернизация объектов и систем, в основном, в малых и средних городах и населенных пунктах); 3-я группа – проекты, для реализации которых практически отсутствует возможность привлечения частных инвестиций (в первую очередь, создание и модернизация объектов и систем водоотведения в малых городах и населенных пунктах). Таким образом, для обеспечения высокого качества жилищно-коммунальных услуг в сфере модернизации ЖКХ, недопущения социальной напряженности с учетом имеющихся проблем в сфере коммунальной инфраструктуры необходимо вести работу в двух направлениях: путем осуществления деятельности по привлечению частных инвестиций в потенциально окупаемые проекты и оказанию прямой бюджетной поддержки социально значимым, но неокупаемым проектам. В качестве актуально проблемы ЖКХ можно выделить повышение энергетической эффективности жилищного фонда. К 2015 году энергоемкость ВВП России снизилась только на 8 процентов, вместо запланированных 26-ти. В 2008 – 2015 годах было принято около 100 нормативно-правовых актов в сфере энергоэффективности, но без даже ограниченной бюджетной поддержки эти меры не дают желаемого результата. В настоящее время в ЖКХ накоплен огромный потенциал для повышения энергоэффективности в жилищном фонде (по экспертным оценкам, достигает 40 процентов), преимущественно в сфере теплоснабжения, который не реализован в достаточной степени. Необходимо отметить, что доля возводимых объектов, при строительстве которых используются энергосберегающие технологии, относительно невелика по сравнению с числом зданий и объектов старой постройки, поэтому бо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические подходы к управлению жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании
- Управление земельными ресурсами муниципального образования (на примере г
- Система организации и нормирования труда на предприятии на примере МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального образования «Балезинский район»