VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Стратегическое управление развитием города.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000215
Тема: Стратегическое управление развитием города.
Содержание
Аннотация

      Выпускная квалификационная работа на тему «Стратегическое управление развитием города» написана на 110 страницах, и состоит из введения, основной части, заключения  и приложений.
      Введение содержит обоснование актуальности темы работы, постановку научной проблемы проведения исследования, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования,  применяемые методы, новизну и практическую значимость проведения исследования по выбранной теме.
      Основная часть состоит из двух глав. Первая глава (теоретико-методологическая) содержит  исследование  современного уровня проработанности научной проблемы на основе изучения и анализа отечественных и зарубежных библиографических источников и теоретических материалов.
      Вторая глава включает в себя материалы по разработке проекта Стратегии социально-экономического развития города Костромы на период до 2025 года.
      Выпускная квалификационная работа включает в себя12 таблиц и16 рисунков.










МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» 
Факультет ______________________



Направление подготовки: _________________________
Магистерская программа: __________________________



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА
       
       


Студент
 
   
 

(Фамилия, имя, отчество )

(подпись)
Руководитель
   
  
 

(Фамилия, имя, отчество)

(подпись)
Консультант 
   
  
 

(Фамилия, имя, отчество)

(подпись)
Рецензент 
   
  
 

(Фамилия, имя, отчество)

(подпись)

Заведующий кафедрой 
   
  
 

(Фамилия, имя, отчество)

(подпись)

Кострома 2015г.
     СОДЕРЖАНИЕ
     
     ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   3
     1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ  ГОРОДОМ  В УСЛОВИЯХ РЫНКА 
     1.1 Сущность стратегического управления                                 5
     1.2 Формирование современных правовых условий для стратегического планирования в России на муниципальном уровне               12
     1.3 Стратегическое планирование развития города: методы разработки стратегий22
     1.4  Стратегии развития города и методы их выбора  34
     1.5 Управление реализацией стратегии36
     2.АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ  НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КОСТРОМА	42
     2.1 Характеристика  и основные направления деятельности по стратегическому управлению в городе Костроме                                            42
     2.2 Разработка проекта Стратегии социально-экономического развития города Костромы на период до 2025 года                                                   43
     2.3 Управление реализацией Стратегии социально-экономического развития города Костромы на период до 2025 года                                         100
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                     103
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                         104
     ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                         108





     ВВЕДЕНИЕ
      
      Вопросу стратегического управления в России, да и во всем мире, сегодня уделяется особое внимание. Мировые финансовые кризисы заставляют научную экономическую мысль совершенствовать системы управления государствами с целью уменьшения зависимости от системных кризисов и укрепления государственной целостности. В современной России задуматься о совершенствовании системы управления государством заставляют не только кризисные явления, но и стремление вхождения в число лидеров мировой экономики. 
      Россия имеет колоссальный практический опыт государственного и регионального планирования. Научная школа по глубине проработки, пониманию социально-экономических процессов в формировании экономики страны не имеет равных аналогов в мире. 
      Однако, сегодня одна из основных ошибок в управлении государством состоитв том, что с переходом к рыночной экономике не были учтены все те наработки, которые существовали в системе государственного планирования.Переход России к рыночной экономике  в конце 80-х годов XX  века повлек за собой разрушение складывавшейся десятилетиями  системы планового централизованного управления развитием регионов.  При этом возникновение иных, чем государственная, форм собственности привело к потере  региональными органами власти  контроля за деятельностью хозяйствующих и формирующих своей деятельностью социально- экономический облик территории субъектов.Начиная с 2000 - 2001 годов в стране постепенно разворачивается работа по возобновлению как федерального, так и регионального,  и муниципального стратегического планирования.
      Сегодня крупномасштабные работы в  этой области проводятся  во всех субъектах федерации.Потребовалось почти четверть века после распада СССР и упразднения Госплана на то, чтобы понять, что в стране должна быть создана единая система стратегического планирования. Сегодня в рамках нового федерального закона задача создания единой системы стратегического планирования рассматривается уже как одна из ключевых задач обеспечения национальной безопасности страны и ее регионов
      Не следует забывать, что стратегические планы развития территорий ориентированы в конечном итоге на интересы жителей отдельно взятой страны, региона, города и должны быть основаны на их мнении и учете их интересов. Это главный и принципиальный вопрос методологии стратегического планирования.
      Разработку стратегического плана развития территории нельзя рассматривать как локальный проект, результатом которого является утвержденный документ.Стратегию следует рассматривать как инструмент изменения существующей системы управления городом, как способ перехода на новый, более высокий уровень муниципального менеджмента.Поэтому стратегия – это только начало, точка отсчета. Стратегическое планирование начинается с разработки стратегии и продолжается  всю оставшуюся жизнь.
      Основной целью выпускной квалификационной работы является изучение современной системы стратегического планирования на уровне города и предложение мероприятий по совершенствованию  стратегического управления городом Костромой. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
      1. Изучение учебных пособий по стратегическому управлению  и нормативной правовой базы, регулирующей стратегическое планирование в Российской Федерации.
      2. Изучение методологии процесса стратегического управления в Российской Федерации.
      3. Разработка проекта Стратегии социально-экономического развития города Костромы на период до 2025 года.
      4. Предложение механизмов внедрения Стратегии социально-экономического развития города Костромы на период до 2025 года.
      В ходе сбора информации для выпускной квалификационной работы были изучены нормативные правовые акты, регламентирующие стратегическое планирование на территории Российской Федерации, книги и статьи, расчеты производились на основании данных справочной литературы, а также интернет-источники.
      Среди методов исследования можно выделить системный анализ, синтез, сравнение, расчеты на основе использования компьютерных программных пакетов Word, Excel, PowerPoint, а также беседы и интервьюирование экспертов.
















1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ  В УСЛОВИЯХ РЫНКА 
1.1 Сущность стратегического управления    
      
      Анализ теории и практики стратегического управления в России позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев речь идет о стратегическом управлении организациями, а не территориями. Это объясняется более «старой» историей развития стратегического управления компаниями на Западе. Однако, в процессе стратегического управления и организациями, и территориями выделяются классические стадии управления, обеспечивающие рост потенциала территории для её выживания и развития в условиях динамично развивающейся внешней среды.
      Итак, западными учеными и экспертами процесс создания и внедрения стратегий обсуждается уже на протяжении долгих  лет. Для определения  данному процессу применялись  различные термины — и бюджетирование, и долгосрочное планирование, и стратегическое планирование, и стратегическое рыночное управление. Все перечисленные понятия имеют во многом схожее содержание и нередко используются как синонимы. Однако если взглянуть на них в исторической перспективе, определенные отличия становятся очевидными.Идеи данных подходов и их места в исторической схеме представлены в таблице 1.
      Таблица 1 – Эволюциясистем управления

Бюджетирование
Долгосрочное 
планирование
Стратегическое 
планирование
Стратегическое 
управление
Основные 
сферы внимания
Контроль над отклонениями и управление сложностью
Прогнозирование
роста и борьба со
 сложностью
Изменение стратегического направления и 
способностей
Преодоление 
проблем,
связанных со 
«стратегическими
 сюрпризами» 
и неожиданными
 угрозами/возможностями
Основное
 положение
Будущее повторяет прошлое
Будущее есть 
продолжение 
прошлых тенденций
 развития
Новые 
тенденции и наруше-нияпоследователь-
ности можно
 прогнозировать
Циклическое планирование неадекватно быстрым изменениям
Характер
Периодический
В реальном времени
Период
использования
С 1900-х гг.
С 1950-х гг.
С 1970-х гг.
С 1990-х гг.


      Появление такой системы управления, как бюджетирование (бюджетное планирование), относится приблизительно к началу 1900-х годов. Основное внимание в ней уделяется контролю над отклонениями и управлению сложностью. Изначально для организации определяется годовой бюджет, а руководство организации тщательно анализирует все отклонения от него, выявляет их причины и в случае необходимости принимает решение о корректирующих воздействиях. Данная система строится на том принципе, что будущее является продолжением прошлого. Вторая из представленных в таблице 1 систем управления — долгосрочное планирование. Основное внимание в ней уделяется прогнозам роста и усложнению системы управления. Кроме того, предполагается, что в наступающем будущем продолжаются зародившиеся в прошлом тенденции. Ведущий теоретик в области стратегий АнсоффИ. относит появление долгосрочного планирования к 1950 – 1960 годов.  Процесс планирования, как правило, включает прогнозирование на основе ретроспективных данных и прошлого опыта, объема продаж, величин издержек, технологических изменений и т. д. Задача планирования, таким образом, состоит в подготовке человеческих ресурсов и производственных мощностей к ожидаемому росту или сокращению деятельности. Горизонт планирования, в отличие от системы бюджетирования, может составлять, в зависимости от конкретной ситуации, два года, пять или десять лет. [2.2, 3-10]
      Стратегическое планирование, появление которого относят и к 1960, и к 1970, и к 1980-м годам, связано с изменением стратегических направлений и способностей. Основное его положение состоит в следующем: экстраполяция прошлого неадекватно отражает будущее, отклонения от прошлых прогнозов и новые тенденции требуют стратегических корректировок. Например, если речь идет о направлении, такой тенденцией может быть вход на новый товарный рынок, в случае стратегических способностей — развитие компетенций в сфере исследований и разработок (ИИР).
      Стратегическое планирование сконцентрировано на рыночной среде, в которой осуществляет свою деятельность организация. Таким образом, внимание уделяется не только прогнозированию, но и углубленному изучению рынка, в частности исследованиям деятельности конкурентов и потребностей покупателей. 
      С бюджетированием и долгосрочным планированием стратегическое планирование роднит периодичность — как правило, система предполагает ежегодный анализ. Чаще всего организация разрабатывает стратегический план весной и летом, а осенью на его основе определяются операционные планы и бюджеты на следующий год. Таким образом, в цикле планирования предусматривается время для решения стратегических вопросов. В отсутствие такого, хотя и искусственного, инструмента даже менеджеры, которые четко осознают всю важность стратегического мышления, могут «утонуть» в повседневных вопросах и проблемах.
      Недостаток периодических процессов планирования состоит в том, что потребность в стратегическом анализе и принятии соответствующих решений возникает отнюдь не регулярно. Внешняя среда и технологии могут изменяться так быстро, а потрясения могут оказаться настолько внезапными, что жесткая привязка к циклу планирования приводит к изменению знака с «плюса» на «минус». Когда стратегическая реакция подчинена процессу планирования, под угрозой может оказаться эффективность усилий компании, особенно в динамично развивающихся отраслях.
      Четвертая рассматриваемая система управления - стратегическое рыночное управление. В основе стратегического рыночного управления (или просто стратегического управления, стратегического менеджмента) лежит предположение о том, что в условиях быстро изменяющейся внешней среды циклическое планирование неприменимо. Чтобы справиться со «стратегическими сюрпризами» в виде неожиданных угроз и возможностей, стратегические решения должны приниматься быстро независимо от цикла планирования. 
      Понимание требований высокоизменчивой среды стимулирует разработку и активное использование новых, более чувствительных методов, систем и концепций (например, внедрение вместо периодического анализа или в дополнение к нему информационной системы в реальном времени). Более восприимчивый анализ среды, выявление и постоянный мониторинг информационно-ненасыщенных областей, увеличение стратегической гибкости — все это положительно сказывается на результатах организации. 
      Стратегическое рыночное управление носит предупреждающий, устремленный в будущее характер. Стратеги не должны подчиняться среде, не должны воспринимать ее как данность. Они обязаны упреждать возможные перемены, влиять на происходящие внутри и вне компании изменения.
      Следует отметить, что представленные в таблице 1 системы не вытесняли своих предшественниц, а развивали и дополняли их. Таким образом, стратегическое рыночное управление включает в себя все четыре системы управления: бюджетирование, характерное для долгосрочного планирования прогнозирование, элементы стратегического планирования и инструменты принятия стратегических решений в реальном времени. В стратегическом рыночном управлении периодический процесс планирования дополняется методами, благодаря которым организация сохраняет высокую скорость стратегической реакции независимо от цикла планирования.
      Разработка стратегии должна отталкиваться от рынка и внешней среды, а не от внутренней ориентации компании, процесс этот должен носить скорее упреждающий, нежели реактивный характер, и что необходимо стремиться не к адаптации, а к изменениям среды в своих интересах.[2.1, 27-31]
      Итак, стратегическое планирование определяет основные цели и направления действий организации и обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством организации, а ее реализация предусматривает включенность всех сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой - гибким, поддающимся коррекции. Выработанная стратегия придает организации общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам - ощутимые ориентиры для повседневных действий.
      Сегодня стратегическое планирование прочно вошло в жизнь практически всех коммерческих организаций России. Некоторые элементы стратегического планирования используются при составлении бизнес-планов. В последнее время все в большей мере стратегическое планирование используется в практике работы некоммерческих организаций (фондов, Церкви, университетов) и в государственном управлении, в том числе в региональном и муниципальном. [2.4, 80]
      Достаточно своевременным и емким по содержанию представляется определение стратегического управления развитием территории, данное В. Виноградовым: «Стратегическое управление развитием территории есть комплексный процесс целеполагания, планирования, организации и контроля качественного совершенствования социально-экономической системы муниципального образования в целях повышения ее устойчивости, т. е. динамической адаптации к условиям внешней среды в интересах местного сообщества». [2.3]
      Новый – стратегический подход в региональном управлении сформировался в России только в последние годы. Стратегическое управление начинает рассматриваться как некая точка роста, прорыва к эффективному управлению страной. Сегодня происходит серьезное переосмысление и развитие содержания регионального и муниципального управления. Их общее направление можно определить как усложнение технологий управления. 
      Необходимость становления системы стратегического управления развитием регионов и городов в России во многом закономерна. Она обусловлена существующими различиями в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и, что более важно, их динамикой. Стратегический подход позволяет сделать совсем иное - увязать разнонаправленные цели, многообразные ресурсы в границах одного потока деятельности, вместо принуждения и насилия перейти к сотрудничеству и пониманию.
      Стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей развития территории и объединяются усилия всего управленческого состава по ее достижению.
      В сегодняшних условиях кризисных явлений в социально-экономической сфере значение стратегического планирования возрастает.
      Во-первых, в условиях нестабильности, рисков существенных корректировок комплексов кратко-  и среднесрочных мер в ответ на изменения социально-экономической ситуации на территории городов больший акцент может и должен быть сделан на вопросах целеполагания, ценностей, стратегического видения.
      Во-вторых, экономический спад заставляет ускорить проведение  преобразований в различных областях экономики и социальной сферы, в том числе непопулярных, которые в условиях благоприятной экономической конъюнктуры откладывались. Проведение таких преобразований в отсутствие четко сформулированных стратегических целей и приоритетов развития города связано с серьезными рисками.
      В-третьих, опыт реализации предыдущих антикризисных программ показывает, что в рамках таких программ нередко принимаются временные
меры, которые впоследствии — после выхода из кризиса — оказывается трудно отменить, и они определяют траекторию развития на многие годы вперед, становясь препятствием для дальнейших преобразований. Наличие проработанных документов стратегического планирования снижает вероятность принятия таких нескоординированных решений. [2.8, 4]

1.2 Формирование современных правовых условий для стратегического планирования в России на муниципальном уровне

      Формирование современной правовой базы для стратегического планирования социально-экономического развития в России началось в 1995 году, когда был принят Федеральный закон от 20.07.1995 №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (далее — 115-ФЗ)[1.1]. Хотя этот закон не содержал понятия «стратегическое планирование», он закреплял термины «концепция социально-экономического развития Российской Федерации» (система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей) и «программа социально-экономического развития Российской Федерации» (комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров). 
      К числу вопросов местного значения 115-ФЗ отнес «комплексное социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации»,а к сфере исключительного ведения представительных органов местного самоуправления — «принятие планови программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении». Таким образом, у муниципальных образований Российской Федерации появились основания для разработки планов и программ комплексного социально-экономического развития, в том числе долгосрочных — фактических аналогов стратегий.
      Уже со второй половины 1990-х годов отдельные муниципалитеты и субъекты Российской Федерации стали вместо концепций и программ комплексного социально-экономического развития разрабатывать стратегии (стратегические планы) социально-экономического развития. «Первопроходцем» был город федерального значения Санкт-Петербург, когда силами трехсот организаций, заинтересованных в его реализации, был разработан  Стратегический план развития Санкт-Петербурга в 1997 году. [4.1]
      В принятый в 1998 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее также — БК РФ) было включено положение о долгосрочных целевых программах, формируемых органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития территории и определяемыми на основе этого прогноза приоритетами. Впоследствии долгосрочные целевые программы были заменены в БК РФ на муниципальные программы, вошедшие в систему документов СП в соответствии с нормами Федеральногозакона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее также — 172-ФЗ).
      Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также —131-ФЗ) отнес к полномочиям органов местного самоуправления «принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования» (ст. 17). По-прежнему отсутствовало и упоминание о стратегиях, что в ряде регионов послужило формальным поводом для ограничения деятельности муниципалитетов по СП .
      Далее, на протяжении нескольких лет был принят ряд подзаконных актов Правительства Российской Федерации и федеральных министерств. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года № 800-р[1.5] установлено, что координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета, осуществляет Минэкономразвития России. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2007  №14 утверждены требования к Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. [1.4]
      Впервые термин «стратегическое планирование» был введен в правовой оборот Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»[1.3]. Под стратегическим планированием в Указе понималось определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Там же была определена периодизация стратегического планирования: долгосрочная перспектива — 10–20 лет, среднесрочная — 5–10 лет и краткосрочная — 3–5 лет. Однако на местный уровень действие Указа не распространялось.
      С вступлением в силу нового Федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее 172-ФЗ) [1.2] в России, наконец, впервые законодательно определено, что СП в Российской Федерации может осуществляться и на уровне муниципальных образований, появились единые требования к системе стратегического планирования социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В 172-ФЗ консолидирован положительный опыт планирования социально-экономического развития, накопленный на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В частности, введена единая система понятий, используемых при стратегическом планировании, в целом базирующаяся на сложившейся практике. 
      Само понятие стратегического планирования определено, как деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации (см. рисунок 1).
        
        
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Рисунок 1. Координация и согласование планирования
      
      На федеральном уровне основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития страны является ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию, а также указы Президента, раскрывающие суть послания. Раз в шесть лет разрабатываются Стратегия социально-экономического развития страны и Стратегия обеспечения национальной безопасности России. Эти документы разрабатываются на основе стратегического прогноза Российской Федерации (разрабатывается на 12 и более лет), долгосрочного прогноза социально-экономического развития России и прогноза научно-технологического развития страны (разрабатываются каждые 6 лет на период 12 и более лет), бюджетного прогноза на долгосрочный период и прогноза социально-экономического развития страны на среднесрочный период (разрабатывается ежегодно).На основе указанных выше стратегий разрабатываются отраслевые документы стратегического планирования. К ним отнесены: межотраслевые стратегии и генеральных схемы (они обязательны для тех сфер, где действуют естественные монополии – топливно-энергетического и транспортного комплексов), отраслевые стратегии и стратегии отдельных сфер социально-экономического развития.
      Систему стратегического планирования федерального уровня дополняют программные документы: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации (на шесть лет), государственные программы Российской Федерации (период их действия определяется Правительством Российской Федерации), государственная программа вооружения Российской Федерации и планы деятельности федеральных органов исполнительной власти (на шесть лет).
      На уровне субъектов Российской Федерации система стратегического планирования включает схожую по структуре систему стратегических документов. В регионе должна быть разработана стратегия социально-экономического развития на срок до 12-ти лет. Стратегия является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации и региональной схемы территориального планирования. В обязательном порядке должен быть разработан план мероприятий по реализации стратегии.
      Также как и на федеральном уровне, стратегические документы должны основываться на долгосрочном прогнозе социально-экономического развития региона, который разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет, долгосрочном бюджетном прогнозе субъекта Российской Федерации и прогнозе социально-экономического развития региона на среднесрочный период. 
      Такие горизонты планирования оправданны: срок полномочий Президента Российской Федерации – 6 лет, депутатов Государственной Думы, губернаторов, депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, а также руководителей муниципальных образований – 5 лет. 6-ти и 12-летний периоды планирования позволяют гарантировать преемственность целей и задач социально-экономического развития территорий при смене их руководителей.
      На муниципальном уровне система стратегического планирования представлена стратегией социально-экономического развития муниципального образования, муниципальными программами и планом мероприятий по реализации стратегии. Также в муниципальном образовании должны быть разработаны прогнозы социально-экономического развития на долго- и среднесрочный периоды и бюджетный прогноз. [4.3]
      Таким образом, на всех уровнях введена единая система стратегического планирования. Все документы стратегического планирования и по горизонтали и по вертикали власти должны быть согласованы по целям, задачам, приоритетам и показателям достижения целей.В 172-ФЗ впервые рассмотрен вопрос взаимосвязи основных документов социально-экономического планирования государственного и регионального уровня (стратегий и программ социально-экономического развития Российской Федерации, стратегий и программ социально-экономического развития субъектов и муниципалитетов Российской Федерации).  На рисунке 2 отражены типы взаимодействия между уровнями управления в Российской Федерации, характерные для разных временных периодов развития стратегического планирования.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      Рисунок 2. Взаимодействие между уровнями управления
      
      В целом, для муниципального уровня СП определено как деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципальных образований, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.
      
      Таблица 2 – Видыдеятельности и соответствующие документы стратегического планирования
Вид деятельности в рамках стратегического планирования
Определение
Документы стратегического планирования
Целеполагание
Определение направлений, целей и приоритетов
социально-экономического развития
Стратегия социально-
экономического развития
Прогнозирование
Разработка научно обоснованных представлений
о рисках, направлениях, результатах и показателях
социально-экономического развития
Прогноз социально-экономическогоразвития на среднесрочныйили долгосрочный период
Бюджетный прогноз на
долгосрочный период
Планирование
Разработка и реализация плановв сфере социально-экономического развития,направленная на достижение целей и приоритетовсоциально-экономического развития
План мероприятий по
реализации стратегии социально-экономического развития
Программирование
Разработка и реализация муниципальных программ
Муниципальные программы
      Законом предусмотрена государственная регистрация документов стратегического планирования. Введение данной нормы может иметь положительные последствия, если федеральный государственный реестр документов стратегического планирования будет функционировать в режиме общедоступного информационного ресурса. Ранее деятельностью по обобщению практик стратегическим планированием занимались экспертные организации (в частности «Леонтьевский центр» в Санкт-Петербурге [4.1]), а также муниципальные ассоциации (в частности Ассоциация сибирских и дальневосточных городов [4.2]). Создание общедоступного государственного информационного ресурса позволит поднять эту деятельность на качественно более высокий уровень. Частично данная идея уже реализуется. Так, на сайте Министерства экономического  развития Российской Федерации размещены стратегии развития федеральных округов страны, а также регулярно выкладываются отчеты об их реализации. [4.4]
      Одновременно с государственным реестром будет сформирована федеральная информационная система стратегического планирования. Параметры ее деятельности окончательно не определены, но сформулированные в 172-ФЗ целевые установки создания данной системы формируют правовые условия для решения одной из самых острых проблем стратегического планирования — информационного обеспечения процесса планирования. 
      С принятием 172-ФЗ работа по формированию правового поля стратегического планирования далеко не завершена. По существу, закон открыл новую страницу данного направления нормотворческой деятельности, придал ей системный характер. Дальнейшее формирование правовой базы стратегического планирования должно осуществляться в направлениях как доработки положений самого 172-ФЗ с целью устранения неясностей и противоречий, так и приведения других федеральных законов в соответствие с его положениями. 
      Так, статьей 6 172-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере СП отнесены разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов СП по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления определяются 131-ФЗ и затрагивают относительно ограниченный набор компетенций, а в соответствии с недавними поправками к 131-ФЗ их перечень может быть еще и сокращен по решению органов государственной власти субъекта РФ.Получается, что цели и задачи документов СП могут быть сформулированы достаточно широко, но разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация этих документов возможны лишь в отношении их узкой части, что неосуществимо на практике. С высокой вероятностью это противоречие будет разрешено при внесении изменений в 131-ФЗ в целях приведения его в соответствие с нормами 172-ФЗ и/или непосредственно в 172-ФЗ.
      Кроме того, 172-ФЗ наделяет органы государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования полномочиями по установлению принципов организации и функционирования системы стратегического планирования, установлению общих требований к содержанию документов стратегического планирования, к последовательности и порядку их разработки, корректировки, рассмотрения и утверждения (одобрения). Данные полномочия, если следовать логике 172-ФЗ, будут реализованы Правительством Российской Федерации через разработку и утверждение требований и рекомендаций по разработке и корректировке документов стратегического планирования. Регулятивными функциями в отношении СП на местном уровне наделены субъекты РФ. [2.8, 4-5]
      
1.3 Стратегическое планирование развития города: методы разработки стратегий

      Как уже отмечалось выше  - стратегическое планирование является основой для стратегического управления территорией в целом. В данном параграфе подробно рассмотрен вопрос - из каких процессов складывается стратегическое планирование городом. Методология процесса стратегического планирования отражена в следующем определении. Стратегическое планирование– это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.[2.6] 
      Разработ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.