- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Стратегическое финансовое планирование предприятия и пути его совершенствования (на примере ооо «балткам»)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012198 |
Тема: | Стратегическое финансовое планирование предприятия и пути его совершенствования (на примере ооо «балткам») |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли Высшая школа сервиса и торговли Директор Высшей школы сервиса и торговли к.э.н., доцент ____________И. В. Капустина «____» _____________2018 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Стратегическое финансовое планирование предприятия и пути его совершенствования (на примере ооо «балткам») по направлению 38.03.01 Экономика по образовательной программе 38.03.01_04 Финансы и кредит Выполнил студент гр. 437331/0403 ______________ А.А. Курасов Руководитель к.э.н, доцент, доцент ВИЭШ ______________ В.А. Боровкова Консультант по нормоконтролю, ст. преподаватель ВШСТ ______________ М.Ю. Куприянова Санкт-Петербург 2018 Ministry of Education and Science of the Russian Federation Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Institute of Industrial Management, Economics and Trade Graduate School of Service and Trade Director of Graduate School of service and trade Ph.D. in Economics, Assoc. Prof. ________________ I.V. Kapustina «____» ______________2018 BACHELOR THESIS STRATEGIC FINANCIAL PLANNING OF THE ENTERPRISE AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT (ON THE EXAMPLE OF LLC BALTKAM) educational program 38.03.01 Economics profile 38.03.01_04 «Finance and credit» Student of gr. 437331/0403 __________________ A.A. Kurasov Scientific advisor, Ph.D. in Economics, Assoc. Prof. __________________ V.A. Borovkova Technical consultant, Senior lecturer __________________ M.Yu. Kupriyanova St. Petersburg 2018 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли Высшая инженерно-экономическая школа УДК 332.02 УТВЕРЖДАЮ Директор ВИЭШ, д.э.н., проф. . ______________И. В. Капустина «____» ______________ 2018г. ЗАДАНИЕ на выполнение выпускной работы бакалавра студенту Курасову Антону Андреевичу, гр. № 437331/0403 1. Тема выпускной квалификационной работы: «Стратегическое финансовое планирование предприятия и пути его совершенствования (на примере ООО «БАЛТКАМ»)». 2. Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы « ___ » ___________ 2018 г. 3. Исходные данные к выпускной квалификационной работе: нормативно-правовая документация, научная и учебная литература отечественных и зарубежных авторов, периодические издания, а также материалы научных конференций и семинаров, посвященные проблематике исследования; отчетная документация ООО «БАЛТКАМ». 4. Содержание расчётно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов). 1. Место стратегического финансового планирования на предприятии. 2. Сущность и содержание стратегического финансового планирования. 3. Методология стратегического финансового планирования на предприятии. 4. Организационно-экономическая характеристика ООО «БАЛТКАМ». 5. Анализ финансовой отчетности предприятия ООО «БАЛТКАМ». 6. Разработка стратегии развития ООО «БАЛТКАМ». 5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных иллюстраций). Рисунок 1.1 - Основные этапы финансового планирования на предприятии Рисунок 1.2 - Элементы финансового планирования Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «БАЛТКАМ» Таблица 2.1 – Горизонтальный анализ активов баланса ООО (тыс. руб.) Таблица 2.3 – Горизонтальный анализ пассивов ООО «БАЛТКАМ» (тыс. руб.) Таблица 2.6 - Матрица SWOT ООО «БАЛТКАМ» Таблица 2.12 – Расчет коэффициентов ликвидности Таблица 3.2 Оценка стратегического потенциала Таблица 3.4 Определение сильных и слабых сторон предприятия Таблица 3.5 Определение рыночных возможностей и угроз 6. Консультанты по выпускной квалификационной работе 7. Дата выдачи задания «1» марта 2018 г. Руководитель: к.э.н., доцент, доцент ___________________ (В. А. Боровкова) Задание принял к исполнению «1» марта 2018 г. Студент __________________ (А. А. Курасов) РЕФЕРАТ 84 с., 7 рис., 32 табл., 38 источников СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН, ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА, ПЛАНОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Объектом исследования является ООО «БАЛТКАМ». Целью выпускной квалификационной работы является анализ стратегического финансового планирования предприятия ООО «БАЛТКАМ» для принятия решения о мерах по совершенствованию финансового планирования на предприятии. Проведен анализ финансовой деятельности предприятия для оценки существующего положения. Были разработаны мероприятия для стратегического финансового планирования. Установлено, что стратегическое финансовое планирование дает возможность взглянуть на предприятие как единое целое, объяснить, почему некоторые предприятия развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка. Реализация мер по стратегическому финансовому планированию приведет к повышению прибыли предприятия. ABSTRACT 84 p., 7 draw, tabl. 32, sources 38 STRATEGIC PLANNING, FINANCIAL PLAN, TARGETED PROGRAM, PLANNED DOCUMENTS, FINANCIAL STRATEGY, FORECASTING The object of the study is BALTKAM LLC. The purpose of the final qualifying work is to analyze the strategic financial planning of the enterprise LLC "BALTKAM" for taking decisions on measures to improve financial planning in the enterprise. The analysis of financial activity of the enterprise for an estimation of an existing position is carried out. Measures were developed for strategic financial planning. It is established that strategic financial planning provides an opportunity to look at the enterprise as a whole, explain why some enterprises develop and prosper, while others experience stagnation or are threatened with bankruptcy, i.e. why there is a constant redistribution of the roles of key market participants. Implementation of measures for strategic financial planning will lead to an increase in the company's profit. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 8 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 11 1.1 Понятия и функции стратегического финансового планирования 11 1.2 Основные этапы стратегического финансового планирования на предприятии 19 1.3 Особенности применения стратегического финансового планирования на малых предприятиях России и в регионах 23 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООО «БАЛТКАМ» 31 2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «БАЛТКАМ» 31 2.2. Анализ внешней и внутренней среды на ООО «БАЛТКАМ» 41 2.3 Комплексный финансовый анализ ООО «БАЛТКАМ» 46 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ РОСТА НА ООО «БАЛТКАМ» 56 3.1 Разработка стратегии развития предприятия 56 3.2 Расчет эффективности осуществления предлагаемых мероприятий 64 3.3 Мероприятия по совершенствованию стратегии ООО «БАЛТКАМ» 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82 ВВЕДЕНИЕ Нестабильная экономическая ситуация, которая сложилась в стране и мире на данный момент, связанная с периодическими колебаниями в различных ее областях: увеличение числа компаний действующих на рынке, а значит, растет конкуренция; а также и другие причины, такие как, усложнение хозяйственных связей – все это в разной степени приводит к развитию и совершенствованию уже существующих на рынке организаций. Совершенствование подразумевает под собой, в том числе и огромную работу, связанную с финансовым планированием деятельности организаций. А вместе с тем и именно стратегическое финансовое планирование предприятия. Для того чтобы открыть предприятие или начать какую-либо деятельность нужно в первую очередь составить стратегический финансовый план, или бизнес-план, который обязательно будет включать в себя финансовую часть и затраты на достижение определенной цели. Чтобы добиться главной цели существования любого бизнеса - получения и максимизации прибыли, необходимо составить финансовый план деятельности на долгосрочную перспективу, который будет включать в себя затраты на достижение конечных финансовых результатов. Таким образом, можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что данная тема, является достаточно актуальной и значимой в любое время и при любой экономической ситуации. Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей стратегического финансового планирования в целом, а также на примере финансовых планов ООО «БАЛТКАМ». Задачи выпускной квалификационной работы: - рассмотрение теоретических аспектов стратегического финансового планирования предприятия; - изучение основных этапов стратегического финансового планирования; - комплексный анализ деятельности ООО «БАЛТКАМ»; - изучение и оценка финансового планирования в ООО «БАЛТКАМ»; - обобщение результатов исследования и формулирование на их основе рекомендаций по совершенствованию финансового планирования в ООО «БАЛТКАМ». Объектом исследования является торговое предприятие ООО «БАЛТКАМ», расположенное по адресу: Россия, Санкт-Петербург, Полюстровский проспект 54. Предмет исследования – стратегическое финансовое планирование данного предприятия. Структура работы определена в соответствии с поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, предмет и объект работы. В первом разделе проведено исследование теоретических основ стратегического финансового планирования. Во втором разделе приведено краткое описание ООО «БАЛТКАМ». Так же проведен комплексный финансовый анализ предприятия. В третьем разделе разработано обоснование мероприятий по совершенствованию стратегического финансового планирования предприятия. В заключении сформулированы основные выводы по работе. Теоретической основой являются монографии, учебные пособия, труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблематике: Ю.П. Анискин, Л.Ю. Грудцина, М.Г. Лапуста, теории и практики финансового планирования рассматриваются в работах отечественных учёных: М.А. Алексеевой, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, В.В. Бочарова, М.И. Бухалкова, А.Н. Жилкиной, Д.В. Кислова, В.В. Ковалёва, Е.С. Стояновой, В.Е. Хруцкого.; статьи периодической печати, методические разработки, нормативные акты, положения, представленные в работах различных авторов по теории, методологии и организации финансового анализа и финансового менеджмента. Информационно-эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, бухгалтерская отчётность: официальные данные годовых балансов ООО «БАЛТКАМ», отчетов о финансовых результатах; использовались материалы, связанные со стратегическим финансовым планированием, а именно сметы, планы ООО «БАЛТКАМ». Данная работа написана с применением основных общенаучных методов, таких как: монографический, расчетно-конструктивный, экономико-математический. Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по формированию и совершенствованию системы финансового планирования на предприятиях малого и среднего бизнеса в условиях стабильной рыночной экономики. 1. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1.1 Понятия и функции стратегического финансового планирования Стратегическое планирование на предприятии представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Большинство современных коммерческих предприятий ведет деятельность в рамках различных циклов развития. Есть активно растущие фирмы, бизнесы в стадии стабилизации, а также компании, переходящие в стадию ликвидации (либо слияния с более крупным экономическим субъектом). Согласно недавнему исследованию Йельского университета, среднее время существования современной коммерческой фирмы — 15 лет (от стартапа до ухода с рынка методом ликвидации либо слияния с более крупной компанией). Один из ключевых критериев отнесения той или иной цели или задачи бизнеса к долгосрочным — ее привязка к одному из отмеченных нами циклов развития, поскольку по завершении такового возникнут, очевидно, новые долгосрочные задачи. Таким образом, если условиться, что каждый из отмеченных этапов развития фирмы — рост, стабилизация, уход с рынка — занимает примерно одинаковый промежуток времени, сроки соответствующих им финансовых планов не должны будут превышать 5 лет. Точная длительность, в свою очередь, определяется спецификой конкретного сегмента бизнеса. Если это объективно ненасыщенный сегмент рынка, то длительность стадии роста в ней будет, очевидно, приближена к отмеченному показателю в 5 лет. Если сегмент насыщенный, данная стадия будет, в свою очередь, минимальна и уступит в длительности циклу стабильного развития [1, с.251]. Итак, стратегическое финансовое планирование предполагает: выстраивание планов длительностью не более 5 лет; смену стратегических приоритетов по мере смены циклов развития компании. На этапе стратегического планирования управления капиталом предприятия определяются задачи, связанные с необходимостью достижения наилучших результатов развития бизнеса в рамках того или иного цикла. Поэтому для текущего финансового планирования не характерно выстраивание планов, контрастирующих друг с другом по признаку ориентированности на рост, стабильное развитие либо последовательную ликвидацию фирмы. Все задачи, формирующиеся в рамках текущего планирования, как правило, единообразны с точки зрения ожидаемых финансовых результатов. Что касается длительности соответствующего вида финансовых планов, в данном случае исключительно важны критерии эффективности решаемых задач. В случае неудачного выбора тактики развития бизнеса всегда должна быть возможность ее скорректировать. Выявление ошибок и недоработок, как правило, осуществляется по факту анализа управленческой, бухгалтерской и финансовой отчетности организации. Таковая традиционно формируется в привязке к отчетному году или кварталу. Если фирма находится на стадии роста, то тактические задачи могут предполагать: допущение значительных издержек, компенсируемых большими объемами выручки; активное кредитование; активное расширение штата фирмы и географии ее деятельности. Указанные пункты в целом не противоречат друг другу и могут быть частью единой концепции тактического планирования. в свою очередь, если фирма находится на стадии стабилизации, то тактические задачи будут характеризоваться: задействованием мер, направленных на снижение издержек в силу уменьшения объемов выручки; умеренными темпами кредитования; стабилизацией размеров штата фирмы, сокращением темпов расширения географии присутствия бренда. Если компанию решено постепенно вывести с рынка либо продать более крупному игроку, то тактические задачи, которые соответствуют третьему циклу развития бизнеса, будут предполагать: допущение работы в минус — с расчетом на последующее списывание долгов либо их компенсацию новым владельцем; отсутствующее или вынужденное кредитование; возможное сокращение штата и географического присутствия бренда. В свою очередь, по факту поглощения фирмы более крупным игроком и последующей диверсификации бизнес-модели возможно повторение отмеченных циклов и формирование соответствующих им тактических финансовых планов. Таким образом, текущее финансовое планирование предполагает формирование: задач длительностью, коррелирующей с основными отчетными периодами — годом, иногда кварталом; концептуально единообразных задач, соответствующих специфике цикла развития бизнеса. Изучим теперь особенности оперативных финансовых планов. Например, если в тактическом финансовом плане, который выражается в виде планового бухгалтерского баланса за год, предусмотрено обеспечение коэффициента оборачиваемости капитала в больших величинах, например, в значении 30, то посредством оперативного планирования могут формироваться: ежемесячный план продаж предприятия; еженедельный платежный календарь подразделения; ежедневный план продаж отдела или конкретного менеджера. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают реализовывать товар или услуги [2, с.109]. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность предприятия в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой. Стратегическое финансовое планирование само по себе не гарантирует успеха, и предприятие, создающее стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри предприятия. Процесс стратегического финансового планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. А.Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [3, с. 235] Определение стратегии Чандлера дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: “Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям? Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента. Именно стратегическое финансовое планирование дает возможность взглянуть на предприятие как единое целое, объяснить, почему некоторые предприятия развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т.е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка. Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа [4, с. 97]: а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами; б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств. Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия [5, с. 225]. Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана предприятия является документ, называемый “Стратегический план предприятия” и имеющий обычно следующие разделы: цели и задачи предприятия; текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи; стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы); функциональные стратегии; наиболее значимые проекты; описание внешних операций; капиталовложения и ресурсное распределение; планирование неожиданностей. А также приложения: расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе: а) объём годовых продаж по группам товаров или услуг; б) годовая прибыль и убытки по подразделениям; в) изменения в наборе товаров или услуг и доля рынка; д) программа ежегодных капитальных затрат; е) годовые денежные потоки; ж) баланс на конец последнего года плана. Стратегический план задает направления для деятельности предприятия и позволяет ему лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен. Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в предприятии четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании. Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений [6; 7]. Стратегический план заставляет предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде. Этот план определяет альтернативные действия, которые может предпринять предприятие. Стратегический план создает основу для распределения финансовых ресурсов. Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности. Концептуальная модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия: Руководство предприятия должно выяснить, обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон предприятия, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации [8, с. 55]. При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа: конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для компании; разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством; рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей; рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг; предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве; эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием фирмы; творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий); прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль), анализ финансового состояния может принести пользу фирме; выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами. Финансовое планирование является обязательным для финансового обеспечения расширения круговорота производственных средств, достижения высокой результативности производственно-хозяйственной деятельности, создания условий, которые обеспечили бы платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Рынок выставляет высокие требования к качеству финансового планирования, поскольку в настоящее время за негативные последствия своей деятельности отвечает само предприятие [9, с. 135]. При неспособности учесть неблагоприятную рыночную конъюнктуру предприятие становится банкротом и подлежит ликвидации с соответствующими негативными последствиями для основателей. В настоящее время финансовое планирование нуждается в использовании новых принципов организации. Его содержание и формы существенно изменяются в связи с новыми экономическими условиями и социальными ориентирами. Особенностью финансового планирования на предприятиях является то, что оно не имеет элементов директивности и является внутрифирменным [10, с. ]. Планирование направлено, с одной стороны, на устранение ошибочных действий в сфере финансов, а с другой — на уменьшение неиспользованных внутренних резервов. Финансовое планирование должно ориентироваться на рыночную конъюнктуру, учитывать вероятность наступления определенных событий и в то же время разрабатывать модели поведения предприятия в зависимости от изменения ситуации с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Основными заданиями стратегического финансового планирования на предприятии являются: обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами операционной, инвестиционной и финансовой деятельности; обеспечение распределения прибыли с учетом интересов предприятия, акционеров и других инвесторов; определение эффективных направлений вложения капитала, оценка рациональности его использования; установка рациональных финансовых отношений с другими субъектами ведения хозяйства, банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями; обеспечение выполнения обязательств предприятий перед бюджетом и государственными целевыми фондами, банками и другими кредиторами; выявление внутрихозяйственных резервов и мобилизация всех видов ресурсов для увеличения прибыли от обычной деятельности, а также увеличение других доходов; обеспечение контроля за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Финансовый план предприятия базируется на принципах коммерческого расчета, которые означают: предприятие имеет в своем распоряжении необходимые производственные фонды, составляет самостоятельный баланс и является юридическим лицом. расходы предприятия находятся в прямой зависимости от доходов, что достигается сопоставлением в денежной форме расходов и результатов его обычной деятельности. в основе хозяйственной деятельности предприятий лежит принцип самооплачиваемости на базе рентабельной работы и использования экономических рычагов и форм материального стимулирования развития производства. обычная деятельность предприятий осуществляется на основании утвержденного бизнес-плана [11, с. 317]. В финансовом плане предприятия исходя из показателей производственной программы определяют объем и структуру доходов и расходов, которые обеспечивают финансовые потребности расширенного воспроизводства на базе роста основного и оборотного капитала, подготовки кадров и использования других мероприятий, направленных на выполнение производственного плана. Весь процесс планирования на предприятии можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии (стратегическое планирование - долгосрочное или среднесрочное планирование) и определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование). Формирование благоприятной предпринимательской среды как важнейшее условие осуществления эффективной инновационной деятельности МСП в России. В условиях рыночных отношений передовой опыт зарубежных стран показывает как велико значение малого бизнеса и частного предпринимательства в ускоренном развитии национальных экономик, преимущества которого умело сочетаются с другими факторами устойчивого и сбалансированного функционирования государств. К примеру, в существующих теориях экономического развития все более упоминается предпринимательская модель экономического развития, где новые малые и средние предприятия имеют огромный потенциал для улучшения состояния экономики. Согласно этой теории государство проводит целенаправленную политику по поддержке этого сектора экономики, изыскивает достаточно эффективные и гибкие способы стимулирования предпринимательской деятельности. Малый бизнес и частное предпринимательство заняли не только определяющее место в экономике страны, но и стали основным источником наполнения рынка необходимыми товарами и услугами, роста доходов и благосостояния людей, важнейшим фактором роста занятости населения. Приоритетными направлениями экономического реформирования стало создание благоприятного делового климата и надёжных правовых гарантий Важно отметить, что малый бизнес и частное предпринимательство играют исключительно важную роль в формировании класса реальных собственников во всех отраслях экономики, особенно в промышленности, АПК, сфере услуг, обеспечивает повышение доли этих отраслей в общем объёме производства продукции и услуг, устойчивом развитии национальной экономики страны. Основной задачей государственного регулирования в настоящее время является повышение конкурентоспособности российской экономики, ее модернизация и технологическое обновление. Поэтому формирование благоприятной предпринимательской среды признается одним из главных условий осуществления эффективной инновационной деятельности МСП в России. 1.2 Основные этапы стратегического финансового планирования на предприятии Финансовое планирование на предприятии представляет собой сложный процесс и включает такие этапы (рис. 1.1). На первом этапе анализируют финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период [12, с. 87]. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, прибыль. Проведенный анализ позволяет оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, которые появляются перед ним. Таблица 1 - Основные этапы финансового планирования на предприятии Процесс финансового планирования I этап Анализ финансовой ситуации II этап Разработка общей финансовой стратегии предприятия III этап Составление текущих финансовых планов IV этап Корректировка и конкретизация финансового плана V этап Разработка оперативных финансовых планов VI этап Анализ и контроль выполнения финансовых планов На втором этапе осуществляют разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия, составляют основные прогнозные документы, которые касаются перспективных финансовых планов. На третьем этапе уточняют и конкретизируют основные показатели прогнозных финансовых документов с помощью составления текущих финансовых планов. Четвертый этап предусматривает согласование показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными и другими планами и программами, которые разрабатываются предприятием. На пятом этапе осуществляют оперативное финансовое планирование, которое определяет разработку текущей, производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия и влияет на конечные финансовые результаты его деятельности в целом. Процесс финансового планирования на предприятии завершается анализом и контролем за выполнением финансовых планов [13, с. 215]. Элементы финансового планирования представлены на рис. 1.2. Рисунок 1.2 - Элементы финансового планирования Важнейшим этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, которое осуществляется в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задания и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, базой для разработки оперативных финансовых планов является именно текущее финансовое планирование. Перед предприятием стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство организации в развитых странах. К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность предприятия. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию предприятия и ее будущего. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Формирование стратегии предприятия в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры предприятия, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий. Процедура формулирования стратегии и выбора альтернатив состоит из следующих этапов: оценка существующей стратегии; собственно фаза формулирования; планирование риска; выбор стратегических альтернатив. Рассмотрим подробнее эти пункты. Оценка существующей (действующей) стратегии. Первичная оценка действующей стратегии осуществляется уже на предыдущем этапе - оценка внутренних возможностей. Однако, оценивая имеющиеся резервы на предприятии, позволяющие повысить эффективность его функционирования, мы ранее не оценивали жизненность действующей стратегии и сформулированных правил поведения. Собственно фаза формулирования. Стратегия, будучи объединённой основой для организационных усилий, требует разработки серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и на уровне подразделений. Естественно, что каждый стратегический план является частью общего, и стратегия предприятия объединяет их все вместе. Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия. Выбор базовой стратегии есть прерогатива руководства предприятия. Руководство, оценивая и анализируя информацию, полученную на предыдущих шагах, принимает окончате....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: