- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Стиль жизни учащихся как фактор влияния на посещаемость в Лицее НИУ ВШЭ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001465 |
Тема: | Стиль жизни учащихся как фактор влияния на посещаемость в Лицее НИУ ВШЭ |
Содержание
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Лицей Дипломная работа Стиль жизни учащихся как фактор влияния на посещаемость в Лицее НИУ ВШЭ Казакова Алёна Игоревна Супервайзер: Колосовская Евгения Викторовна Научный консультант: Никулин Денис Николаевич Москва, 2017 г. Оглавление 1. Введение……………………………………………………………….........3 2. Выявление аспектов понятия стиля жизни………………………....….…5 3. Выявление стиля жизни разных направлений подготовки в Лицее НИУ ВШЭ ………………………………………...………….....10 4. Определение средней посещаемости учащихся разных направлений подготовки в Лицее НИУ ВШЭ……………………………………….....21 5. Сопоставление средней посещаемости и выявленных ранее аспектов стилей жизни учащихся разных направлений……………..…31 6. Вывод………………………………………………………………………33 7. Предложения содержательных рекомендаций по положительному изменению текущей ситуации в лицее……………………………..……34 8. Список использованной литературы………………………………….…39 Введение В современном мире главную роль в развитии человека играет образование, потому относиться к его получению нужно максимально ответственно: нельзя недооценивать процесс усваивания новых знаний, приобретения навыков, просвещения, и, как следствие, овладения ценностями культуры и формирования своего нравственно – эмоционального отношения к миру. С каждым годом число высших учебных заведений и студентов только увеличивается. По статистике 2016 года насчитывается 607 государственных и 358 негосударственных ВУЗов, а число студентов в них около 4,7 млн. человек. (http://stat.edu.ru/stat/vis.shtml) В ходе обучения, начиная с детских садов и заканчивая ВУЗами, происходит социализация личности: путем усвоения социальных норм, правил и ценностей мы становимся частью общества. Помимо этого, в ходе социализации формируется стиль жизни личности или группы, который характеризует особенности общения людей, их поведение и склад ума. Но может ли стиль жизни, которого мы начинаем придерживаться, пагубно повлиять на самообразование и самоконтроль? Вопрос, безусловно, интересный, но ответить на него в рамках одного исследовательского проекта можно лишь четко определив объект, к которому и будет относиться этот вопрос – им станут учащиеся лицея, а предметом – их стиль жизни. Итак, цель данного исследования: выявить, влияет ли и каким именно образом, стиль жизни учащихся разных направлений Лицея НИУ ВШЭ на их посещаемость. Обозначим задачи данного исследования: * Выявить аспекты понятия стиля жизни * Выявить стиль жизни разных направлений подготовки в Лицее НИУ ВШЭ * Определить среднюю посещаемость учащихся разных направлений подготовки в Лицее НИУ ВШЭ * Сравнить среднюю посещаемость и выявленные ранее аспекты стилей жизни учащихся разных направлений * Дать содержательные рекомендации по положительному изменению текущей ситуации в лицее Методом данного исследования будет являться анкетирование (метод опроса). Прежде чем анализировать посещаемость учащихся, взяв за основной критерий стиль жизни, нужно будет ознакомиться с понятием стиля жизни на примере некоторых научных деятелей и их работ, таких как: Н. Смелзер «Социология», М. Вебер «Основные понятия стратификации», П. Бурдье «Различие: социальная критика суждения», Т. Веблен «Теория праздного класса Выявление аспектов понятия стиля жизни В предыдущей главе был упомянут термин – стиль жизни. Для решения поставленных задач исследования нужно определить значение этого фундаментального термина. Для начала обратимся к автору знаменитой книги «Теория праздного класса: экономическое исследование институтов», коим являлся один из первых теоретиков стилей жизни – Торстейн Веблен. Согласно его мнению, в качестве ключевых понятий стиля жизни можно выделить демонстративную праздность и демонстративное потребление. Сам автор отмечал: «слово «праздный» здесь…не означает лень или неподвижность. Оно означает непроизводительное потребление времени». (Веблен 1984: 83-108) Первоначально, демонстративная праздность характеризуется «воздержанием от труда», а именно, воздержанием от труда производительного. В результате такого воздержания основная часть свободного времени праздных господ уходит на обучение хорошим манерам. Данные приемы выступают в качестве обозначения принадлежности к определенному классу. Также свободное время уходило на такие занятия как спорт, охота, воспринимаемая представителями праздного класса как проявление некой доблести, на утехи различного рода и на образование – изучение оккультных наук и мертвых языков. Обратимся к демонстративному потреблению. Важной чертой стиля жизни послов праздного класса является приобретение дорогостоящих и качественных товаров – от продуктов питания до алкоголя и наркотиков. Кроме того, согласно Веблену, относившийся к этому классу человек «должен уметь потреблять их подобающим образом. Он учится вести свою праздную жизнь по должной форме». (Веблен 1984: 108-134) Из трактовки стиля жизни праздного класса, основанного Вебленом, можно отметить некоторые элементы данного понятия. Во-первых, это некие досуговые практики, к которым относятся и всевозможные увлечения, хобби. Во-вторых, это совершенно определенные предпочтения в потреблении. И конечно, значительной частью стиля жизни можно считать принадлежность к группе, придерживающейся данного стиля, со всеми вытекающими последствиями, а именно следованием принятым в группе нормам, отождествлением себя с группой и так далее. Помимо работ Веблена, стоит обратиться к Смелзеру и его книге «Неравенство, стратификация и класс». Он пишет о досуговых практиках как об одной из наиболее ярких характеристик стиля жизни разных групп или классов. Для примера Смелзер приводит исследования Уорнера и Лунта (1941 года), Кларка (1956 года) и Ходжа (1965 года). Они обнаружили, что представители высшего класса намного чаще, чем представители низшего класса, посещают концерты и театры, а также больше читают. Причем характер литературы также различается: если первые читают в основном научную литературу, то другие – приключенческие и юмористические рассказы. Второй аспект, который они обнаружили, связан со спортом. Представители высшего класса предпочитают участвовать в спортивных состязаниях, а представители низшего наоборот – увлекаться спортом с позиции зрителя. (Смелзер 1994: 273-304) В работе Макса Вебера «Основные понятия стратификации» понятие стиля жизни раскрывается через понятие статусной почести – «специфического стиля жизни, который ожидается от тех, кто высказывает желание принадлежать к данному кругу людей». (Вебер 1994: 169-183) Рассматривая стиль жизни с данной позиции, можно отметить, что он выступает критерием социальной дифференциации, показывая принадлежность к различным статусным группам, что можно отчасти проследить и у Веблена. Здесь значимой характеристикой стиля жизни становится следование определенным ожиданиям со стороны группы. Макс Вебер в качестве примера приводит ограничение «социального» общения – «общения, которое не обслуживает экономические или любые другие «функциональные» цели бизнеса». (Вебер 1994: 169-183) Похожие взгляды на стиль жизни имеет также Чарльз Андерсон. (Радаев, Шкаратан 1996: 63-105) Говоря об основных теоретиках стилей жизни, нельзя обойти стороной и Пьера Бурдье. По его мнению различные стили жизни формируются на основе способностей – «способностей производить классифицируемые практики и их продукты и способностей различать и оценивать эти практики и эти продукты». (Бурдье 2005: 25-48) Другими словами, то, как человек воспринимает и оценивает мир вокруг себя, как он себя ведет и каких предпочтений придерживается, зависит от тех условий, в которых он родился и вырос. Именно это Бурдье и считает стилем жизни. Сам стиль жизни для Бурдье представляет собой некую совокупность «отличительных предпочтений, выражающих одну и ту же выразительную интенцию», где каждый компонент «символизирует вместе с остальными, и символизирует все остальные». Получается, любое отдельно взятое предпочтение, например, в пище, представляет, как определенный стиль жизни, так и все остальные его компоненты. Более того, и это самое важное: стили жизни определяется в процессе сравнения. Как утверждал Бурдье: «Любой стиль жизни может быть по-настоящему осмыслен лишь в его соотношении с другим стилем жизни, который является его отрицанием, объективным и субъективным» (Бурдье 2005: 25-48), а «социальная идентичность определяется и утверждается в различии». (Бурдье 2005: 25-48) Важно отметить, что многие социологи, философы и культурологи считают эпохой постмодерна современность, которая, по их мнению, представляет и соответствующий этой эпохе стиль жизни. Он противоречив, хаотичен и парадоксален. Например, в работе Эрпина и Вержера, говорится о возникновении нового типа потребления, при котором потребитель, «осуществляя свой выбор, руководствуется принципом смешения и может сочетать как более низкие, так и более высокие категории товаров». (Бурдье 2005: 25-48) Таким образом, для данного типа потребления пропадает грань между «хорошим» и «плохим» вкусом, между «высоким» и «низким» искусством, представитель этого стиля жизни, например, может в равной степени любить как симфонии Людвиг ван Бетховена, величайшего немецкого композитора, так и современную музыку направления хип-хоп. То же самое относится и к предпочтениям в книгах, фильмах, еде, различных видах досуга. Такой стиль жизни, наряду с другими, был выявлен Яной Рощиной (2007 год) в ее исследовании, посвященном дифференциации стилей жизни россиян в поле досуга. Полученная ей в результате анализа данных исследования классификация стилей жизни выглядит следующим образом (Бурдье 2005: 25-48): 1 – «пассивный» стиль жизни (эти люди на досуге никуда не ходят (только раз в году бывают в библиотеке и в книжном магазине), ничем не увлекаются); 2 – «спортивный» стиль жизни (все представители этого класса занимаются спортом, в среднем – более чем двумя видами. Эта группа людей совершенно не интересуется культурой, развлечениями – лишь около раза в год посещает театр, дискотеку, кинотеатр); 3 – «постмодернистский» стиль жизни (мозаичность и высокая активность. Можно подумать, что эти люди занимаются абсолютно всем, не имея четко выделенных предпочтений); 4 – «развлекательный» стиль жизни (очень активны в посещении зрелищных мероприятий, но менее ориентированы на посещение учреждений культуры (музеи, театры) и более – на развлечения (дискотеки, ночные клубы, кафе и бары)); 5 – «читательский» стиль жизни (Эти люди очень редко посещают какие-либо развлекательные или культурные центры (около 1 раза в год – театр, 3–4 раза в год – кафе и бары). Они очень редко занимаются спортом, а среди увлечений называют, в первую очередь, чтение).; 6 – «хозяйственный» стиль жизни (Как и предыдущий, он близок к пассивному, т.е. его представители не ходят практически никуда, кроме кафе, а среди своих увлечений указывают вязание, шитье, выращивание комнатных цветов.); 7 – «классический» стиль жизни (Это активные потребители услуг культуры – чаще всего они ходят в театры (около 8 раз в год), примерно раз в три месяца бывают в кино и в художественном музее, раз в полгода – в опере и на балете, на концерте классической музыки и на других концертах. Помимо походов в культурные центры, они мало чем интересуются); 8 – «домашний» стиль жизни (ориентирован на три способа поведения: домашне-хозяйственное, культурно-домашнее и чтение. Главная особенность досуга этой группы – проведение его дома). Подытожив все вышесказанное, можно выделить ряд основных составляющих понятия стиль жизни: 1) предпочтения в проведении досуга; 2) особые потребительские предпочтения; 3) принадлежность к группе или идентификация с группой; 4) наличие референтной группы или референта-индивида; 5) обозначение наименее предпочтительного, худшего стиля жизни; также, сюда стоит добавить и 6) самовосприятие/самооценка стиля жизни. Выявление стиля жизни разных направлений подготовки в Лицее НИУ ВШЭ Определенный стиль жизни имеет каждая личность или социальная группа. Данный стиль определяет саму жизнь человека, а как следствие, и его судьбу. На основе этого люди строят свое будущее, которое у всех складывается по-разному. В предыдущей главе нами были определены типы стилей жизни и их краткая характеристика. Здесь, при помощи опроса мы исследуем, какой стиль жизни присущ представителям каждого направления и от чего он зависит. Опрос, созданный в Google Формах, был проведен среди учащихся 10-ых и 11-ых классов Лицея НИУ ВШЭ. В нем приняли участие все желающие лицеисты - 335 человек. Вопросы были одинаковы для всех направлений, а именно: «Ваши предпочтения по провождению свободного времени?» и «Пожалуйста, укажите то, что можно сказать о Вас». Каждое направление стоит разобрать по отдельности с приведением собранных материалов в виде диаграмм. Гуманитарное направление Всем известно, что люди, изучающие гуманитарные науки отличаются складом ума и от тех, кто изучает технические. Можно предположить, что помимо этого есть различия и в стиле жизни. В опросе приняли участие 69 человек с гуманитарного направления. Это почти половина учащихся. 1. Ваши предпочтения по провождению свободного времени? 2. Пожалуйста, укажите то, что можно сказать о Вас. На основе диаграмм, можно увидеть, что основная масса гуманитариев имеет постмодернистский и одновременно классический стиль жизни. Это люди, которые занимаются всем и сразу, живут активно и разносторонне, а что касается классического – являются активными потребителями услуг культуры. Также с этим можно соотнести результаты диаграммы №2, приоритет для учащихся – подготовка к ЕГЭ и поступление на бюджет, особенно это можно определить в связи с отсутствием ответа «поеду вместо пар домой, а на контрольной работе спишу». Это весьма приятный вывод, однако следующие по численности категории, это «сони» и «тусовщики». На общее количество опрошенных людей это не очень маленькая цифра, а если принимать к сведению все другие факторы (покупка работ, приоритет престижа и комментарии к пункту «другое»: «беверли ван лав»), то заключение достаточно неоднозначное, в силу того, что гуманитарии обычно представляются в сознании как направление «ботаников» и «заучек». Экономика и социальные науки Участие в опросе приняли 98 учащихся с данного направления. Вопросы остались теми же, что и для гуманитариев. 1. Ваши предпочтения по провождению свободного времени? 2. Пожалуйста, укажите то, что можно сказать о Вас. Здесь мы наблюдаем смешение постмодернистского и развлекательного стилей жизни. На диаграмме №2 ответы «про бюджет» и «про тусовки» практически равны между собой. Также стоит отметить отсутствие ответов «хенд-мейд, творчество» и «чтение» на диаграмме №1. Это подтверждает вывод, учащиеся этого направления в большинстве своем не творческие личности, а яркие «тусовщики», которые еще не нашли себя. Экономика и математика Одно из самых неоднозначных направлений в Лицее. Участие в опросе приняли 50 человек. 1. Ваши предпочтения по провождению свободного времени? 2. Пожалуйста, укажите то, что можно сказать о Вас. На основе приведенных выше диаграмм можно сделать заключение схожее с тем, что было дано относительно направления Экономика и социальные науки. Стиль жизни – тот же, постмодернистский. Однако здесь люди немного читают. Нельзя не отметить преобладание ответов «проще купить работу» и «лучше поспать вместо 1-ой пары», они очень настораживают и огорчают. Математика, информатика и инженерия Это направление можно охарактеризовать одним словом – техники, люди, которые хорошо разбираются в точных и естественных науках. У многих в сознании имеется представление данного человека: очки, прыщи, грязная голова и безумные идеи. При помощи диаграмм ниже можно убедиться в данной точке зрения или же опровергнуть ее. В опросе приняли участие 43 человека. 1. Ваши предпочтения по провождению свободного времени? 2. Пожалуйста, укажите то, что можно сказать о Вас. В связи с преобладанием ответов «отдых дома» на диаграмме №1 можно сделать вывод о домашнем стиле жизни, что доказывает выбор чтения в качестве занятия на досуге. Также можно подтвердить это преобладанием ответа «про бюджет» на диаграмме №2. Однако с бытующим мнением о «техниках» согласиться нельзя: как видно, эти люди предпочитают спорт, сон вместо 1-ой пары, культурные места, отдых в увеселительных заведениях и даже покупают работы. Это свидетельствует о постмодернистском стиле жизни. Юриспруденция Юристы – приверженцы гуманитарных наук. Учат кодексы наизусть и зубрят историю. По этому минимальному описанию учебного процесса представляется очень серьезный человек, нацеленный только на образование. Так это или нет – можно узнать только при помощи анализа ответов опроса, в котором приняли участие 39 учащихся. 1. Ваши предпочтения по провождению свободного времени? 2. Пожалуйста, укажите то, что можно сказать о Вас. Стиль жизни однозначно постмодернистский: преобладание ответов «разное времяпрепровождение» и различные ответы на диаграмме №2. Предпочитают также отдых дома, а вот к учебе относятся не так серьезно, как направление гуманитариев. Спят вместо пар, списывают на контрольных и развлекаются вместо учебы. Дизайн Люди этого направления – творческие, талантливые, с особым взглядом на. В опросе приняли участие 14 человек с данного направления. 1. Ваши предпочтения по провождению свободного времени? 2. Пожалуйста, укажите то, что можно сказать о Вас. Стиль жизни дизайнеров безусловно развлекательный. Из диаграммы №1 это видно по количеству ответов «клубы, кафе», а из второй по практически одинаковому количеству ответов «про сон», «про списывание» и «про тусовки». Предпочитают хенд-мейд, не любят читать и не рассчитывают на помощь родителей в вопросе получения высшего образования. Весьма непредсказуемые, необычные и яркие личности. Востоковедение Данное направление изучает культуру, языки и историю народов Азии и Африки. В опросе приняли участие 12 человек. 1. Ваши предпочтения по провождению свободного времени? 2. Пожалуйста, укажите то, что можно сказать о Вас. Предпочитают отдых «по настроению» или же дома. Большинство предпочитает развлекаться, но присутствуют и те, для кого все же важнее образование. Остальные ответы на диаграмме №2 весьма неоднозначны, поэтому можно отнести дизайнеров к постмодернистскому стилю жизни. Психология и социальные науки Новое направление в Лицее. Психологи обычно очень спокойные и уравновешенные личности. В опросе участвовали 10 человек. 1. Ваши предпочтения по провождению свободного времени? 2. Пожалуйста, укажите то, что можно сказать о Вас. Стиль жизни опять же – постмодернистский. Скорее всего, эти сведения не совсем точны в связи с малым количеством участников. Также можно отметить, что образование у учащихся на данном направлении на первом месте. Определение средней посещаемости учащихся разных направлений подготовки в Лицее НИУ ВШЭ Ни для кого не секрет, что посещаемость в Лицее НИУ ВШЭ является одним из главных злободневных вопросов, связанных с дисциплиной. По сравнению с обычной СОШ посещаемость наших учащихся в разы меньше, это можно сказать и без всяких исследований. Возможно всему виной свобода, которую предоставляет ученикам. Но если не она, то чем бы Лицей отличался от обычных школ? Свобода – это «фишка» лицея. С ее помощью происходит самоопределение и саморазвитие личности. Помимо свободы можно привести еще множество гипотез данной ситуации с посещаемостью, но обратимся к результатам опроса учащихся в Лицее НИУ ВШЭ. Общая посещаемость Относительно общей посещаемости можно сказать: «Могло быть и хуже». Количество абсолютных прогульщиков невелико, более того, приблизительно 1/5 учащихся посещают все пары. Также прогуливают они в основном не профильные предметы и физкультуру. Это не так страшно, хотя далеко не идеально. Более точную картину посещаемости можно дать, разобрав каждое направление по отдельности. Гуманитарное направление Учащиеся гуманитарного направления посещают пары лишь в количестве 1/5 от всех участников. Примерно это же количество прогуливает от 4 до 7 пар в неделю, остальное количество прогуливает 1-3 пары в неделю, причем в основном непрофильные пары или физкультуру. Можно сказать, что гуманитарии достаточно ответственно подходят к изучению предметов, однако любят поспать. Экономика и социальные науки Что касается данного направления, то можно сказать, что они прогуливают меньшее количество пар, по сравнению с гуманитариями. Это касается того, что меньшее количество людей прогуливают от 4 до 7 пар в неделю и мало кто прогуливает первую пару, физкультуру и профильные предметы. Также учащиеся с абсолютной посещаемостью здесь присутствуют в большем количестве. Экономика и математика Достаточно стандартный набор прогулов с учетом общей статистики прогулов лицея. Большинство прогуливают не профильные предметы и не более трех пар в неделю. Посещаемость не самая лучшая, но бывает и хуже. Юриспруденция Не самый лучший пример посещаемости. Данное направление имеет приличное количество тех, кто ходит учиться «по настроению», немало тех, кто прогуливает до 7 пар в неделю и очень большое количество тех, кто прогуливает не больше трех. Учеников с абсолютной посещаемостью среди юристов не очень много. К тому же они прогуливают все, что можно и нельзя. Выбирают то, что им хочется, а не то, что поставлено в расписании. Математика, информатика и инженерия Очень странное поведение. Один из самых высоких показателей прогулов профильных предметов. Однако большинство не прогуливает более трех пар в неделю. Так же как и все, не любят физкультуру и не профильные предметы. Дизайн По результатам опроса кажется, что участники были не честны. В первой диаграмме большинство прогуливает от 1 до 3 пар, а во второй, большее количество учащихся ходит на все пары. Исходя из количества участников, можно сказать, что посещаемость скорее положительная. Востоковедение Не считая возможной неточности в связи с количеством участников, посещаемость востоковедов можно назвать приближенной к идеальной. Хотя выбор предметов, которые они прогуливают, оставляет желать лучшего: достаточно высокий показатель прогулов ТОКа. Психология и социальные науки Психологи практически единогласно не любят физкультуру. Больше половины учащихся прогуливают именно этот предмет. В целом с посещаемостью лучше, чем у некоторых направлений. Сопоставление средней посещаемости и выявленных ранее аспектов стилей жизни учащихся разных направлений В данной главе будут соотнесены результаты опроса, изложенные в предыдущих двух главах. Нужно определить, зависит ли посещаемость от стиля жизни. Гуманитарное Люди, активно посещающие культурные места, обычно очень рассудительны и собраны. Как уже известно, это классический стиль жизни. Одновременно с этим гуманитарии представляют постмодернистский стиль жизни. Это отражается и на посещаемости. Как было выявлено: они относятся к профильным предметам и своему будущему достаточно ответственно, однако и на месте не сидят, не придерживаются абсолютной посещаемости. Экономика и социальные науки Яркие тусовщики, которые еще не нашли себя – такое определение было дано учащимся на этом направлении в главе №3. Они относятся к посещаемости достаточно неоднозначно. Присутствуют и те, кто посещает все пары, и те, кто прогуливает слишком много. Однако если брать общую статистику этого направления, то видно не самую высокую посещаемость. Поэтому учащихся, которые не ставят в приоритет учебу, на этом направлении достаточно много. Экономика и математика Безусловно, стиль жизни сказывается на посещаемости. Посещаемость не самая высокая, но бывает и хуже, как было сказано выше. Это связано со смешением постмодернистского стиля жизни и читательского. Как известно, чтение развивает человека, и, видимо, здесь помимо развития, оно дает понимание нужных вещей. Юриспруденция И снова, соответствие стиля жизни и отношения к образованию. Постмодернистский стиль жизни сказывается на посещаемости юристов очень сильно. Она далека до идеала, много прогулов. Любят отдыхать, веселиться и недобросовестно выполняют задания. Математика, информатика и инженерия Здесь видно несоответствие стиля жизни и посещаемости. Стиль жизни в большинстве своем домашний и спортивный. А вот статистика посещаемости говорит о том, что спорт эти учащиеся не любят (низкая посещаемость физкультуры) и безответственно относятся к профильным предметам. Домашний стиль жизни, конечно же, может предполагать такие предпочтения, но обычно люди, которым присущ домашний стиль жизни, наиболее ответственны. Дизайн Развлекательный стиль жизни показывает всю неординарность дизайнеров. Как было сказано, они непредсказуемы. Так, в главе №4 были замечены расхождения ответов на одинаковые вопросы. Однако развлекательный стиль жизни учащихся на направлении дизайна можно назвать более положительной, нежели отрицательной. Получается, в данном случае стиль жизни не влияет на подход к образованию. Востоковедение Присутствует смешение постмодернистского и домашнего стилей жизни. В связи с этим можно предположить внутреннюю борьбу у востоковедов относительно учебы. Так и есть. Посещаемость профильных предметов и многих других на достаточно высоком уровне, однако не без изъяна: посещаемость предмета ТОК оставляет желать лучшего. Психология и социальные науки У учащихся на этом направлении ответственное отношение к учебе: не много прогулов, если не считать физкультуру. Однако то, что психологи не любят спорт было заметно и в главе №3. Только один человек указал любовь к спорту, и то в прошлом. Стиль жизни полностью соответствует ее приоритетам. Вывод Итак, в ходе своей работы я выполнила поставленные задачи: выявила понятия стиля жизни, посредством опроса узнала о стилях жизни и о посещаемости учащихся, проанализировала полученные результаты. В результате своего исследования я выявила некоторую зависимость посещаемости учеников Лицея НИУ ВШЭ от их стиля жизни. Однако где-то она прослеживается более ярко, а где-то – менее. Это, безусловно, связано с тем, что каждая группа учеников уникальна, обладает своими особенностями, и не всегда представляется возможным найти точки соприкосновения между учащимися разных направлений. Но все-таки в большинстве случаев, как показали результаты и анализы опросов, посещаемость зависит от стиля жизни, которого придерживается учащийся. Предложения содержательных рекомендаций по положительному изменению текущей ситуации в лицее Стоит поговорить также о рекомендациях для Лицея по повышению посещаемости. Для того чтобы понять главные причины, по которым лицеисты прогуливают и узнать их мнение по изменению этого феномена, был проведен опрос, в котором также приняли участие 335 человек. Для наглядности привести ответы стоит в виде круговой диаграммы, без указания направлений, т.к. сейчас это наименее важно. Были заданы следующие вопросы: 1. Охарактеризуйте, пожалуйста, себя. 2. Укажите причины, которые, по Вашему мнению, препятствуют Вашей посещаемости. 3. Чем Вы обычно занимаетесь вместо пар? 4. Если бы у Вас было больше свободного времени, Вы ходили бы на все пары? 5. Если нет, то почему? 6. Как, по Вашему мнению, можно улучшить посещаемость? Для начала сравним количество учащихся, которые назвали себя «прилежными учениками» и количество ответов «хожу на все пары» (глава №4). Прилежными себя считают больше учеников, чем те, которые посещает все занятия. Это как минимум странно. Возможно, некоторые не понимают, что значит быть прилежным учеником, возможно, считают, что их редкие прогулы не влияют на общую картину их отношения к учебе. На основе диаграммы №2 можно выделить 3 основные причины пропусков занятий. Это мнение лицеистов о «большом количестве не нужных пар». Видимо, большинство не понимают всю важность развития кругозора, не понимают, что нельзя учить только один профиль, нужно смотреть на мир с разных сторон, и Лицей дает прекрасную возможность. Вторая причина прогулов – это лень. Как гласит русская пословица: Ленивые руки, не родня умной голове. Так что же тогда эта часть лицеистов здесь делает? Видимо, они просто ошиблись с местом учебы. Третья причина – отсутствие времени. Здесь все логичнее, чем в предыдущих причинах. Лицей действительно сильно нагружает учащихся работами с разных фронтов, а особенно велика образовательная нагрузка, однако никто не говорил, что будет легко. Вместо пар лицеисты занимаются разными делами. Статистика практически равна. Это и домашние задания, и самоподготовка и, в большинстве своем, отдых. Данное распределение времени также говорит о чрезмерно высокой нагрузке в Лицее. Также, была попытка предположить, что Лицей снизил нагрузку и был задан вопрос «Если у Вас будет больше свободного времени, будете ли Вы ходить на все пары?». Ответы весьма удивили. Лишь 2/3 от количества опрошенных ответили «да». Когда «заядлых прогульщиков» спросили: «Почему нет?», практически половина спросила в ответ «А зачем мне ненужные пары?» Кто-то так и не будет делать домашнее задание и не ходить, кто-то считает пары неинтересными, а кто-то снова хочет отдохнуть. И вот, последний и самый интересный вопрос. Ответы на него были весьма разнообразными. Большинство пессимистично ответили «никак», однако самые оригинальные учащиеся внесли много интересных предложений. Предлагали методы от денежных поощрений до дистанционного обучения по не самым приоритетным предметам. Особое внимание хотелось бы обратить на ответ «прислушиваться к учащимся…». Так ответило немало лицеистов, и они действительно правы. Если Лицей позиционирует себя как территорию свободы и равенства и постоянно обещает слышать учеников, стоит обратить особое внимание на данный фактор, тогда претензий и конфликтов между преподавателями и учениками станет меньше, и, как следствие, увеличится посещаемость. Также хотелось бы отметить позиции «снизить нагрузку» и «готовить к ЕГЭ». Лицей – территория возможностей, поэтому стоит внимательнее относиться к приоритетам лицеистов, особенно в конце 11-ого класса. Также внимательно относиться к олимпиадникам, потому что они и есть будущее ядро профессиональной элиты. Что касается подготовки к ЕГЭ: на нее требуется больше времени во 2-ом полугодии, нежели есть сейчас. Большинство преподавателей этого не понимают и продолжают давать большой объем материала, с которым очень сложно справляться и одновременно готовиться к ЕГЭ. Помимо либеральных решений данной проблемы, немалое количество учащихся советует вводить жесткие санкции, однако они забывают девиз Лицея НИУ ВШЭ. Если следовать их предложениям, Лицей станет обычной СОШ. Кто-то и вовсе считает, что мотивировать стоит деньгами, однако скорее всего они не понимают, что даже деньгами не всегда можно мотивировать. Как сказали некоторые: «если человек не хочет ходить на пары, то его никто и никак не заставит». Список использованной литературы: 1. Смелзер, Н. Социология/ Н. Смелзер — М.: Феникс, 1994. — с. 273-304. 2. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер — СОЦИС. 1994. № 5. — с. 169-183. 3. Веблен, Т. Теория праздного класса/ Т. Веблен — М.: Прогресс, 1984. — с. 83-108. 4. Рощина, Я.М. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга/ Я.М. Рощина — Экономическая социология. 2007. Т.8 №4. — с. 23-42. 5. Радаев, В.В.; Шкаратан, О.И. Социальная стратификация/ В.В, Радаев, О.И. Шкаратан — Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. — с. 63-105. 6. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения / П. Бурдье — Экономическая социология. 2005. Т.6 №3. — с. 25-48. Интернет-ресурсы: 1. Статистика Российского образования — Режим доступа: http://stat.edu.ru/stat/vis.shtml 2. Лазарева Е.И., Лебедева Ю.В. Многомерный статистический анализ современного стиля жизни в контексте постиндустриальных социально-экономических трансформаций — Режим доступа: http://portal-u.ru/en/item/1202-lazarevastat7 3. Учебные и рабочие программы — Режим доступа: http://www.programma.x-pdf.ru/16ekonomika/155606-2-otvetstvenniy-redaktor-dobryakova-mariya-sergeevna-soc-direktor-portalam-zamestitel-rukovoditelya-laboratorii-ekonomi.php 20 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: