VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Стереотипное мышление как фактор усиливающий внимание

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003921
Тема: Стереотипное мышление как фактор усиливающий внимание
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 




 КУРСОВАЯ РАБОТА

Стереотипное мышление как фактор усиливающий внимание





ВЫПОЛНИЛ: слушатель группы
ПС-О-16/1, Лучшева А.С.


НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Емельяненкова Анна Валерьевна




Ульяновск – 2016
План:
 Введение_______________________________________3
Глава 1. СТЕРЕОТИПНОЕ МЫШЛЕНИЕ
1.1 Определение стереотипа и их виды____________5
1.2  Функции стереотипов_______________________7
1.3 Формирование стереотипов___________________8
1.3.1 Когнитивные процессы и их влияние на  формирование стереотипов________________________________8
1.4 Стереотипы мышления_____________________
Глава 2. ВЛИЯНИЕ__________________________
2.1 Определение влияния и его виды_____________
2.2 Влияние через стереотипы__________________
Заключение___________________________________ 
Библиографический список____________________























Введение:
Современное общество живёт в мире стереотипов. О том насколько это необходимо человеку и обществу в целом, в каких ситуациях  стереотипы играют положительную роль, а в каких мешают, тормозят НТП – задача данного исследования.
Стереотипы — это некая запрограммированная составляющая жизни большинства людей. Не будь стереотипов мышления, человеку пришлось бы тяжело.  Каждый раз, столкнувшись с каким-либо явлением, мозгу приходилось бы заново создавать представление о нём - а это  огромная работа, если учесть, что нас постоянно окружают сотни и тысячи разных явлений и ситуаций. Фактически автоматическое, стереотипное поведение у людей преобладает, поскольку во многих случаях оно наиболее целесообразно, а в других — просто необходимо.
Мы существуем в необыкновенно разнообразном окружении. Для того чтобы вести себя в нём адекватно, нам нужно уметь находить  кратчайшие пути решений. Также необходимо уметь пользоваться стереотипностью для классификации вещей в соответствии с их ключевыми чертами, и реагировать, не задумываясь, когда мы сталкиваемся с той или иной ситуацией, играющей жизненно важную роль.
Нужно учитывать, что в современных условиях человеком часто манипулируют. Используя стереотипность поведения, служащие спусковыми крючками, можно заставить человека реагировать совершенно не по ситуации. Чтобы противостоять этому, мы должны уметь вовремя включать другие механизмы, такие как критичность, обращение к здравому  смыслу, опыту окружающих и т.п.
Актуальность, написанной мною работы заключается в том, что, несмотря на широкое использование и большое значение автоматических моделей поведения, знания о стереотипах  должны помогать человеку во всей его многообразной деятельности, уметь использовать их только в гуманных целях, уметь раскрывать и противостоять отрицательным их проявлениям.  Мы должны научиться  понимать их власть. Такие принципы  подхода к данной теме помогут человеку в жизни.
Объект исследования: мышление, стереотипы.
Предмет исследование: стереотипное мышление общества и отдельного человека, механизмы влияния через стереотипное мышление.
Цель: Определить степень влияния стереотипов на сознание человека и общества.
Задачи: проанализировать механизмы стереотипного мышления и выявить, как и в каких областях их используют.
Научная гипотеза: 
Практическая значимость: Знания о стереотипах должны помогать человеку во всей его многообразной деятельности, избегать лишнего влияния со стороны СМИ, рекламы и т.п. А  осведомленность о видах психологического влияния может помочь человеку научиться распознавать ситуации, когда на него оказывается нежелательное воздействие. Но в тоже время, эти знания могут помочь нам убедить человека в том, что нам необходимо, и сделать собеседника своим помощником в каком-либо вопросе.

































Глава 1. СТЕРЕОТИПНОЕ МЫШЛЕНИЕ
1.1 Определение стереотипа и их виды
Стереотип (греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - "застывший" образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту.
Понятие “стереотип” впервые ввел в употребление Уолтер Липпман в своей книге «Общественное мнение», вышедшей в 1922 году. Именно тогда начала складываться теория стереотипов. 
Согласно Липпману, «стереотип» - это упрощенное, заранее принятое представление о предметах и явлениях действительности, не вытекающее из собственного опыта человека, а возникающее на основе опосредованного восприятия.
Все стереотипы обладают четырьмя признаками:
они схематичны, не отображают реальность в полном объеме;
они ложны, не дают действительного представления о человеке или объекте;
они живучи, для разрушения стереотипа требуется время;
они редко воссоздаются одним человеком, это обычно плод работы общества в целом.
Виды стереотипов: 
Автостереотипы – это представление человека о самом себе.
Гетеростереотип – мнение о большой группе людей, о национальности или расе. Гетеростереотипы могут меняться в разных социальных группах. Некоторые народы,например, могут считать чрезмерную экономию расчетливостью или бережливостью, а для других это станет проявлением жадности.
Индивидуальные стереотипы - относятся только к одному человеку. Они могут быть получены вследствие негативного или положительного опыта.
Социальные стереотипы – это довольно обширная категория, сюда входят и политические, и этнические, и гендерные стереотипы, которые сопровождают общество в целом.
Личные - стереотипы человек формирует сам. К ним относятся его различные убеждения, пристрастия – все то, что (по мнению людей) составляет личность, индивидуальность человека, его интересы и широту натуры.
Семейные - стереотипы формируются под воздействием семейных традиций, установок, правил.
Общественные. Формируются под воздействием общества и социума.
Политика государства формирует государственные стереотипы, религия – религиозные, реклама – потребительские.
Представители разных наук выделяют:
* социальные стереотипы
* этнокультурные стереотипы
* ментальные стереотипы
* стереотипы общения
* стереотипы реагирования
* стереотипы восприятия и оценки
* стереотипы мышления
* стереотипы поведения
* стереотипы обучения и др.
Существуют две категории стереотипов: поверхностные и глубинные.
Поверхностные стереотипы – это те представления о разных народах, которые обусловлены исторической, международной, внутриполитической ситуацией или иными временными факторами. Эти стереотипы меняются в зависимости от ситуации в мире и обществе. Продолжительность их бытования зависит от общей стабильности общества. Это, как правило, образы-представления, связанные с конкретными историческими реалиями. Поверхностные стереотипы представляют несомненный интерес прежде всего для историков, а также всех, кто интересуется социально-политическими процессами, происходящими в обществе.
Глубинные стереотипы не меняются в течение времени. Глубинные стереотипы обладают удивительной устойчивостью, и именно они представляют наибольший интерес для исследователя особенностей национального характера: сами стереотипы дают материал для изучения того народа, который является объектом стереотипизации, а оценки характеризуют особенности той группы, в которой они распространены.
Среди глубинных стереотипов в особую группу выделяются внешние, связанные с атрибутами жизни и быта народа. Несмотря на постоянные перемены в быте народов, подобные стереотипы меняются очень незначительно. Например: меха, самовары, огромные шали, матрешки, балалайки считаются неотъемлемой частью русской культуры вот уже несколько веков. Конечно, некоторые из этих атрибутов действительно сохранились по сей день. Однако некоторые атрибуты русской жизни ушли в небытие естественным путем, но все еще культивируются в нашей стране или из коммерческих соображений, так как хорошо покупаются иностранцами, или для сохранения самобытности.
Свойства стереотипов изучены недостаточно в работах и западных и отечественных исследователей. Но на их основе все же можно выделить некоторые свойства стереотипов.
Основные свойства стереотипа:
1) Не развитый когнитивный компонент;
2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение – через гетеростереотип);
3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость, проявляющаяся в разных ситуациях и являющаяся на взгляд многих исследователей главной характеристикой стереотипа;
4) Интенсивность эмоционального проявления;
5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения группы)

1.2 Функции стереотипов
 Г. Тэжфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две - на групповом.
Индивидуальный уровень:
1) когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение)
2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного “Я-образа”).
Социальный уровень:
3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы)
4) идентифицирующая (создание и сохранение группового “Мы-образа”).
Немецкий исследователь У. Квастгоф выделяет следующие функции стереотипов:
- когнитивная - генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации - когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими;
- аффективная - определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»;
- социальная - разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни
В рамках лингвистических исследований стереотипы трактуются как особые формы хранения знаний и оценок, т. е. концепты ориентирующего поведения. В стереотипизации исследователи видят ядро механизма традиции и этническое своеобразие культуры. Ментальные стереотипы фиксируются языком или иным семиотическим кодом (например, зрительными образами). Они имеют:
когнитивную функцию, состоящую в генерализации при обработке информации;
аффективную функцию - противопоставление «своего» и «чужого»;
социальную функцию - разграничение внутригруппового и внегруппового, что ведет к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.



1.3 Формирование стереотипов
Процесс восприятия — это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т. е. особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа. 
У исследователей нет однозначного взгляда на природу и сущность стереотипа. Одни говорят, что стереотип всегда специально организован и функционирует на основе какого-то определенного социального заказа. Он зависит от задач социализации, а не от стихии чувственной природы восприятия. Другие в формировании стереотипа придают значение чувственному опыту. Третьи, соглашаясь с тем, что стереотипное мышление образовалось стихийно, подчеркивают, что стереотипы поддерживаются сознательно, с помощью специально и исторически внедряемых в обыденное сознание априорных суждений, постепенно пронизывающих все области жизни, в конечном счете приобретающих силу нравственного закона, и которые имеют историческое значение.
По Липпману, формирование стереотипа проходит 3 этапа:
1 – «выравнивание».
2 – усиление. 
3 –  ассимиляция.
 Вначале объект сводится к нескольким простым признакам, затем им придается некая значимость, и наконец, выбираются «выровненные» и «усиленные» черты объекта для построения образа. Стереотип, считал Липпман, содержит в себе оценочный элемент, это не просто упрощение, он «в высшей степени заряжен чувствами». 
Он говорит, что стереотипы первоначально возникают спонтанно, в силу потребности человека в экономии внимания. Это «картинки», появляющиеся в нашем сознании при упоминании тех или иных понятий. Стереотип однозначен, и он делит мир на две категории – на знакомое и незнакомое. Знакомое становится синонимом хорошего, а незнакомое – синонимом плохого.
Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ.

1.3.1 Когнитивные процессы и их влияние на  формирование стереотипов
 Категоризация. 
 В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством стимулов: объектами окружающего мира; с людьми, которых мы встречаем; с тем, что мы слышим и говорим, – и практически невозможно, чтобы мы отследили это все. То есть когда наше сознание создает ментальные образы всех людей, мест, событий, ситуаций и действий, с которыми мы сталкиваемся, невозможно представить все эти стимулы в виде одиночных, независимых блоков информации. Поэтому мы формируем понятия, посредством которых можем мысленно представлять эти события, ситуации, места и людей, так чтобы наше сознание могло с ними работать.
Намного проще и эффективнее создать  категории информации, а также оценивать эти категории и действовать исходя из них, чем снова и снова обрабатывать индивидуальный элемент. В психологии исследование формирования понятий предполагает изучение того, как люди классифицируют или категоризируют события, объекты, ситуации и людей, превращая их в понятия.
Категоризация – психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т.п.
Категоризация рассматривается как фундаментальная для процессов восприятия, мышления, языка и деятельности. Когда мы идентифицируем и обозначаем объект как что-либо (книга, животное, дерево) мы категоризируем. В подавляющем большинстве случаев категоризация осуществляется автоматически и не требует сознательной активности.
Формирование понятий и категоризация дают нам возможность организовать многообразие окружающего нас мира в виде конечного числа категорий. Категории налагают упорядоченность на сложное многообразие стимульного мира и благодаря этому позволяют эффективно взаимодействовать с ним. Отнесение различных объектов к категориям служит человеку руководством к действию: категория сокращает путь определения стратегии поведения, сводит этот процесс к наиболее краткому варианту.
Категоризация имеет и отрицательные моменты. Не всегда есть возможность схватывать тончайшие нюансы объектов и динамики их изменения, тем самым мы  вычленяем и делаем статичным характеристику объекта, мы сразу же придаем ей момент инерционности, приводящей к недостаточно быстрому фиксированию происшедших изменений или неточностей отражения. Таким образом мы создаем в своем сознании реальную основу для последующего возникновения устойчивого образа выделенного объекта, стереотипного представления о нем.
Социальной категоризацией является упорядочивание социального окружения на основе группирований личностей таким образом, который осмыслен для индивида». На этот процесс влияют ценности, культура и социальные представления. Коль скоро категории создались, они оказывают «настраивающий и фильтрующий эффект» на людские перцепции. Люди склонны к подкреплению своих представлений о социальном мире.
На то, что помнится о личности, влияет категория, в которую она помещена. Например, белый может не помнить, какие особенные черты относятся к «типичному» черному индивиду, но будет считать, что все черты категории «черный» являются «адекватными», то есть оцененными не только по степени соответствия, но и степени практической применимости результата, а также степени социальной применимости варианта решения задачи. Вдобавок к этому, ожидания, формирующиеся об индивидах, основываются на знании категории, в которую помещается индивид, и индивиды склонны вести себя согласно с ожиданиями на их счет.
Социальная категоризация воздействует на социальные схемы, которые индивиды применяют в межгрупповых контактах; она определяет личность, объект или событие как члена отдельной категории. Социальная схематизация обеспечивает содержание категорий и размежевывает процесс категоризации на будущие перцепции, воспоминание и предположения.
Стереотипы являются содержанием категорий, которые относятся к людям. Поэтому они могут рассматриваться как особые типы ролевых схем, которые организуют предшествующее знание и ожидания личности о других людях, которые подпадают под конкретные социально определенные категории.
Ролевая схематика может основываться на таких факторах: пол, раса, возраст или занятие и т.д. Социальное стереотипирование имеет место, когда комплекс черт, ролей, эмоций, способностей и интересов атрибутируются индивидам, которые категоризируются на основании легко идентифицируемых характеристик.
Таким образом, социальная категоризация является одним из основных механизмов формирования устойчивых представлений о различных социальных группах, в частности, социальных стереотипов, предубеждений и предрассудков.
Схематизация
По мере категоризации личности, события или ситуации в процесс социализации включается схематизация – нахождение в опыте соответствующей схемы. Наиболее часто встречающееся определение схемы – знания о понятиях или типах стимулов, включающие их атрибуты и отношения между ними. Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. В наиболее общем виде они представляют собой некоторые, основанные на индивидуальном опыте обобщенные представления в отношении объектов и ситуаций, применяемые к их быстрой оценке и прогнозированию возможного развития отношений. Когнитивные схемы организуют репрезентации людей по отношению конкретных аспектов их окружения, создают основания для ориентации и избрания оптимальной стратегии обращения. Схемы очень сходны с прототипами и часто используются взаимозаменяемо.
Во многих случаях, сталкиваясь с ситуацией или конкретным объектом, человек уже обладает некой схематизированной структурой представлений об объекте, ситуации и возможной логике развития событий. Более того, даже при очевидной для других неадекватности избранной схемы он упорно придерживается ее. Причем, человек буквально напичкан самыми разнообразными схемами, составляющими его алгоритмический оценочный и поведенческий багаж. Люди не снабжены всеми необходимыми атрибутами на каждый день. Каждый объект, а точнее представления о нем обладают элементом неопределенности, заполняемой наличными информационными ресурсами, представленными в имеющихся схемах. Ряд схем могут объединяться друг с другом в семантические сети. Чем более близки схемы друг по отношению к другу, тем более вероятна их одновременная активация, предоставляющая полезную информацию. Обладая способностью совершать выводы и делать обобщения на будущее, фиксируемые в опыте в виде схем люди получают дополнительные ресурсы оптимального функционирования. Последующая проверка правильности данной схемы приводит к увеличению вероятности ее будущего воспроизведения.
Различают следующие типы схем: схемы личности; ролевые схемы; скрипты; схемы свободного содержания; схемы самости. Для нашего понимания процессов формирования социальных стереотипов наиболее важно рассмотреть схемы личности и ролевые схемы.
Схемы личности – индивидуализированные структуры знаний о конкретных людях и их особенностях. По существу по отношению к любому знакомому, да и не знакомому человеку формируется некая имплицитная теория личности, которая представлена в опыте в виде схемы, отражающей субъективно наиболее существенные или значимые характеристики. Именно на этапе формирования этого представления о человеке и происходит насыщение схемы собственными суждениями, впоследствии укореняющимися в виде социальных стереотипов. Встречаясь с человеком, в большинстве случаев мы не осуществляем его детальное изучение, а как бы осуществляем поиск наиболее пригодной схемы и выступающей в дальнейшем в качестве ориентира для развития взаимоотношений. Детальность схемы во многом определяется степенью знакомства с человеком, его типичности и т.п.
Ролевые схемы – структуры знаний о требованиях, предъявляемых к определенным социальным ролям. Каждый из нас обладает представлениями о том, что должен делать, каким должен быть человека, занимающий определенную позицию в обществе, т.е. выполняющий соответствующую социальную роль. Эти представления могут варьироваться от человека к человеку, от ситуации к ситуации, но, тем не менее, они определяют наши ожидания. На основе таких представлений и ожиданий и формируется социальный стереотип, в основе которого лежит установка, своеобразная предуготованность к определенного рода оценкам и интерпретациям.
Использование схем. Люди, ситуации и события могут обладать различными характеристиками, не всегда очевидными для выбора в качестве оснований для категоризации, а следовательно для выбора соответствующей схемы. В процессе выбора схем люди исходно предпочитают принятие скорее субтипов нежели уровня представленности в иерархии, а также более предпочтительное принятие  стереотипов и социальных ролей по сравнению со схемами черт. Предпочтение может отдаваться так же более легко идентифицируемым и активизируемым схемам, основывающимся на индивидуально значимых индикаторах, например, цвету кожи, одежде, привлекательности, контекстуальной отличаемости (единственная женщина в компании мужчин) и т.п. Большую роль играет привычность использования схем к оценке человека.
Чем чаще схема используется, тем более верифицированной она субъективно воспринимается, формируя иллюзию валидности. Примером такого рода ригидности использования схем часто является практика людей, работающих в системе человек – человек в течение многих лет, в частности, педагогов. Опыт работы со многими классами и учениками приводит к типизации последних и последующей схематизации по крайней мере наиболее выделяющихся. В последствии же выработавшаяся схема начинает оказывать медвежью услугу педагогу, т.к. у него формируется представление о том, что он уже представляет, какое развитие взаимоотношений с данным учеником его ждет.
Приобретение, развитие и изменение схем. В соответствии с общей теорией схем они научаются или приобретаются из прямого или опосредованного опыта взаимодействия с социальным окружением. Именно через непосредственный опыт и происходит формирование основного репертуара схем.
Менее исследован процесс формирования схем. Большая часть из предложенных различными авторами процессов носит преимущественно гипотетический характер.
Р.Норман (R.Norman), выделяет следующие три процесса:
1. Наращивание – тип научения фактов, прослеживание которых приводит к их фиксации в памяти для последующего воспроизведения.
2. Настройка – сформировавшаяся схема переопределяется и адаптируется для более тесного увязывания с жизненным опытом.
3. Реструктурирование – процесс создания новых схем через их паттернированное обобщение.
Ротбарт (Rothbbart) предлагает следующие три процесса:
1. Бухгалтерия – медленный процесс изменения как реакция на новую очевидность.
2. Конверсия – изменение в случае достижения противоречиями старой схемы состояния критической массы, сопровождаемое радикальной трансформацией.
3. Субтипизация – изменение конфигурации схем, как реакция на опровержения, посредством выделения ряда субкатегорий.
Столь детальное рассмотрение проблематики схематизации обусловлено той популярностью, которую она приобрела в исследованиях 1980-90-х годов. В то же время, наряду с уже отмечавшимися достоинствами схематический подход обладает и рядом уязвимых черт. Тем не менее, его роль в формировании стереотипных представлений о социальной реальности бесспорна и исследования в данной проблемной области продолжают интенсивно развиваться и сегодня.
3. Атрибуция. В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Основы изучения каузальной атрибуции заложил Ф.Хайдер, разработавший ее основные категории и принципы. Изучением атрибуции занимались также Г.Келли, Э.Джонс, К.Дэвис, Д.Кенноуз, Р.Нисбет, Л.Стрикленд.
Атрибуции выполняют в нашей жизни важные функции. Они позволяют нам организовывать информацию в психологически значимом ключе. Эта психическая организация необходима, по крайней мере, из-за количества событий, происходящих вокруг нас. Ряд исследований показал, что атрибуции связаны с контролем, и что люди, стремящиеся к контролю, производят атрибуции чаще, чем остальные. Атрибуции также помогают людям упорядочивать новую информацию о мире и устранять несоответствия между новым и старым способами понимания намерений и поведения окружающими.
В процессе атрибуции происходит приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности. Люди объясняют поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов. При этом, они склонны свои успехи объяснять своими внутренними качествами, а неудачи – внешними обстоятельствами. Напротив, успехи других чаще объясняются внешними, а неудачи – внутренними факторами. Этот феномен неразрывно связан с функцией, которую выполняет в психологической структуре личности «Я-образ», складывающийся как результат взаимодействия базовых оценочных отношений человека к миру, себе и другим людям. Эта функция состоит в защите положительной самооценки самыми разнообразными способами: от завышения своей самооценки до занижения оценки других.
Как правило, стереотипы возникают на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Именно таким образом часто возникают стереотипы относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет в себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но теме не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания.
Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опты этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

1.4Стереотипы  мышления













ВЛИЯНИЕ
Определение влияния и его виды
Каждый день, хотим мы того или нет, на нас оказывается какое-либо влияние. При разговоре с друзьями, при просмотре телевизора или просто войдя в социальную сеть вы уже находитесь под ним. 
Влияние- процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. 
Различают направленное и ненаправленное влияние. Механизмом первого являются убеждение и внушение. Ненаправленное же подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, проявляясь нередко в действии механизмов заражения и подражания. Различают также прямое и косвенное влияние, непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду. По способам трансляции подразделяется на вербальное (речевое) и невербальное (жесты, мимика) 
Виды влияния в психологии
1. Просьба. Может быть выражена обычным обращение к человеку, чтобы он помог в каком либо деле или о просьба о какой-либо уступке.
2. Убеждение. Обращение, которое содержит аргументы, призванные привести к тому, чтобы человек поменял свое мнение, отношение или желание. При оказании влияния психология убеждения опирается, в первую очередь, на потребности человека.
3. Внушение. По сравнению с убеждением, это более завуалированное воздействие. Собеседник или группа людей порой не осознают, что их пытаются подвести к принятию определенного решения или действию. Влияние обычно производится таким образом, чтобы человек не почувствовал давления, и его психика не воспротивилась новым установкам. Целью внушения является то, что человек как бы сам приходит к требуемому решению.
4. Принуждение. Это более жесткий вид воздействия. Убеждающий ставит собеседника перед фактом о необходимости выполнения определенных действий. Этот способ возможен тогда, когда у говорящего есть какие-то преимущества перед собеседником: статус, старший возраст, сила и т.д. Принуждение ощущается как прямое давление.
5. Самопрезентация. Рассказ о своих достоинствах, целях, достижениях, которые подтверждают квалификацию и компетентность в определенных профессиональных и бытовых сферах. Это помогает убедить человека в том, что надо прислушиваться к словам говорящего.
6. Заражение. Обычно этот метод больше применяется непроизвольно. Человек, находящийся в восторженном состоянии, как бы заражает им окружающих людей, которым хочется произвести те же действия, чтобы получить подобный счастливый результат.
7. Создание благосклонного отношения. Человек может добиться внимания к себе непрямыми методами влияния: ненавязчивым рассказом о своих достоинствах, похвалой адресату, помощью ему или подражанием.
8. Побуждение к подражанию. Этот вид влияния применяется педагогами и воспитателями. Необходим он и родителям. Его суть заключается в том, чтобы ненавязчиво побудить адресата повторять за ведущим человеком определенные действия.
9. Манипуляция. Этот вид характерен для психологии власти и влияния. Его суть состоит в том, чтобы неявными методами подтолкнуть адресата к некоторым поступкам и состояниям ради достижения собственных целей.
10. Мотивация. Психология мотивации и влияния помогает добиться обоюдовыгодного результата. Ведущий собеседник должен показать все преимущества и выгоды определенных действий и поступков. Правильная мотивация приводит к тому, что у адресата появляется желание вести себя так, как ему объяснили.



































Список литературы:
Липпман У. Общественное мнение  / М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
Пси-фактор. Общество, Психология стереотипов » Стереотип и общественное мнение //, psyfactor.org. (2001). http://psyfactor.org/lib/stereotype.htm (22.05.2017).
Чалдини Р. Психология влияния  / С-Пб.:  ООО Издательство «Питер», 2014. – 286 с.





15


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44