- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Становление и особенности президентской формы (наименование темы) правления в Российской Федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010153 |
Тема: | Становление и особенности президентской формы (наименование темы) правления в Российской Федерации |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» филиал в г. Северодвинске Архангельской области Кафедра юриспруденции (наименование кафедры) Рашев Максим Дмитриевич (фамилия, имя, отчество студента) Институт гуманитарный курс 1 группа 521608 40.03.01 юриспруденция (код и наименование направления подготовки/специальность) КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Теория государства и права На тему Становление и особенности президентской формы (наименование темы) правления в Российской Федерации Работа допущена к защите (подпись руководителя) (дата) Признать, что работа выполнена и защищена с оценкой Руководитель доцент, к. ф. н. Л.А. Чикин (должность) (подпись) (инициалы, фамилия) (дата) Северодвинск 2017 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» филиал в г. Северодвинске Архангельской области Кафедра юриспруденции (наименование кафедры) ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ по Теории государства и права (наименование дисциплины) студенту гуманитарного института 1 курса 521608 группы Рашеву Максиму Дмитриевичу (фамилия, имя, отчество студента) 40.03.01 юриспруденция (код и наименование направления подготовки/специальность) ТЕМА: Становление и особенности президентской формы правления в Российской Федерации ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: Цель: исследовать правовой статус Президента Российской Федерации и провести анализ особенностей президентской формы правления в Российской Федерации. Задачи данной работы таковы: - изучить становление института президентства в Российской Федерации; - провести исследование правового статуса Президента Российской Федерации; - проанализировать особенности президентской формы правления; - провести сравнение с институтами президентства других стран. Срок выполнения: с « » 2017 г. по « » 2017 г. Руководитель проекта доцент, к. ф. н. Л.А. Чикин (должность) (подпись) (инициалы, фамилия) Северодвинск 2017 ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1 Становление института президентства в Российской Федерации 2 Правовой статус Президента Российской Федерации 3 Особенности президентской формы правления в Российской Федерации Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ В нашей стране очень большую роль приобрел институт президентства Российской Федерации. Это связано не только с правовым положением, которое он занимает, ведь институт Президента Российской Федерации (далее – институт Президента РФ) является одним из ведущих, центральным в системе органов государственной власти. Опираясь на историю становления института президентства в России, можно заметить, что она уходит далеко вглубь, в начало ХХ века, когда появилась идея о замене царя президентом. Хотя сам институт президентства появился лишь в 1991 году. Его введение открыло новый этап российского государства, чему свидетельствуют огромные перемены, происходившие в нашей стране, переход России к принятым во всем мире демократическим системам правления. Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена относительной молодостью института президентства в нашей стране и вызываемый к себе пристальный интерес, вызванный предстоящими выборами на должность Президента РФ в 2018 году. В связи с этим возникает вполне закономерное внимание к данному органу как со стороны отдельных граждан, так и всего гражданского общества. Президент РФ является главой государства, он обладает высоким положением в обществе. Объектом исследования является институт президентства РФ. Предметом исследования является анализ института президентства РФ и его особенностей. Главная цель данной работы – исследовать правовой статус Президента РФ как главы государства и провести анализ особенностей президентской формы правления в РФ. Исходя из намеченной цели, необходимо решить следующие задачи: - изучить становление института президентства в РФ; - провести исследование правового статус Президента РФ; - проанализировать особенности президентской формы правления в РФ; - провести сравнение с институтами президентства других стран. Методологической основой данной работы служат такие методы как: философские (аксиологический, диалектический), общенаучные (анализ, синтез, аналогия, системный метод), так и специальные юридические методы (сравнительно-правовой, статистический, исторический). Для того чтобы провести всестороннее исследование института президентства будут использованы и проанализированы Конституция РФ, федеральные законы, книги и учебная литература по конституционному праву России и зарубежных стран. 1 Становление института президентства в Российской Федерации Термин «президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». По всей видимости, раньше президентами называли председательствующих на различных собраниях. В 1787 году Конституционный конвент США учредил пост президента. Таким образом, эта страна стала первой, где появилась такая должность, а следовательно, именно там появился институт главы государства. Впервые в Европе в 1848 году должность президента была учреждена в таких странах, как Франция и Швейцария. В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах мира. Президентский пост был учрежден в СССР в 1990 году, а в РСФСР – в 1991 году. Однако сама идея создания поста президента уходит далеко вглубь истории. Впервые об этом посте заговорили после Февральской революции в 1917 году, но Октябрьский переворот того же года прервал эту идею на несколько лет. К этой идеи вернулись при разработке Конституции 1936 года, в которую вносилась поправка о введении института Президента СССР, но И.В. Сталин был категорически против и отверг эту идею, утверждая: «По системе нашей конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставить себя Верховному Совету». [КПРФ НУДНЕНКО] Вновь идея создания института Президента СССР возникла осенью 1964 года в период подготовки новой Конституции СССР, которую предложил Н.С. Хрущев. В новой Конституции была подготовлена особая глава о Президенте СССР. Однако после устранения Н.С. Хрущева с руководящих постов этот проект так и не был реализован. В период перестройки был поднят вопрос о ликвидации монополии одной партии – КПСС, поэтому вновь встал вопрос об учреждении поста Президента СССР. Этот вопрос серьезно рассматривался на XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 года, но сторонники сохранения советской власти были против, считая, что в таком государстве, как СССР, президентская форма правления не может существовать. Вместо поста Президента СССР была введена должность Председателя Верховного Совета СССР, который хоть и имел небольшой объем президентских полномочий, все равно не мог считаться президентом. Основной аргумент против введения института Президента СССР – противоречие концепции полновластия Советов, с которой было несовместимо наличие единоличного органа государственной власти. Если проанализировать тексты Конституции РСФСР 1918 года, Конституций СССР 1924, 1936, 1977 годов, то можно убедиться, что в них нет отражений об институте президентства. В начале 1990-х годов возможность распада СССР стала еще более реальной. КПСС, как политический стержень, перестал играть решающую роль. Чтобы восполнить эту утрату Съезд народных депутатов принял закон об учреждении поста президента, который гласит: «В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет учредить пост Президента СССР». [ЗАКОН СССР №1360-1] После внесения изменений и дополнений в Конституцию СССР Президент СССР должен избираться гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Однако первые выборы были проведены Съездом народных депутатов. Первым и последним Президентом СССР стал М.С. Горбачев. Этот закон стал первой отправной точкой к переходу к президентской форме правления. После учреждения поста Президента СССР стали предприниматься попытки, чтобы ввести аналогичный институт в России. Съезд народных депутатов никак не мог прийти к единому согласию относительно института Президента в РСФСР, поэтому этот вопрос был вынесен на референдум, который состоялся 17 марта 1991 года. Около 70% избирателей положительно оценили введение поста Президента РСФСР. В апреле 1991 года были приняты соответствующие законы о Президенте РСФСР и о выборах Президента РСФСР. 12 июня 1991 года прошли первые выборы Президента РСФСР, они же стали последними под таким названием. Победу на этих выборах, которые прошли в два тура, одержал Б.Н. Ельцин. Один из соратников Б.Н. Ельцина заявлял: «Целью создания института президентства в РСФСР было изменение всей существующей системы власти, отстранение от политического руководства не только КПСС, но и ликвидация Советов». [САЙТ СТАНОВЛЕНИЕ СТРУКТУРА ФУНКЦИИ] Статус Президента определялся по Конституции РСФСР. Так, в соответствии со статьей 121.1 Конституции 1978 года Президент Российской Федерации: - являлся высшим должностным лицом РФ и главой исполнительной власти в РФ; - представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов РФ о выполнении социально-экономических и иных программ; - не имеет права роспуска либо приостановления деятельности Съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета РФ; - не обладал полномочиями определять основные направления внутренней и внешней политики; - указы и распоряжения Президента могли быть отменены Съездом народным депутатов, а также и Верховным Советом; - предусматривалась должность вице-президента РСФСР, который избирался вместе с Президентом. [КОНСТИТУЦИЯ 1978] Таким образом, власть президента имела существенные ограничения с момента учреждения этого поста, а также входил в исполнительную ветвь власти. В августе 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР образовал Конституционную комиссию для разработки новой Конституции России. Процесс разработки проекта Конституции затянулся на три года. При подготовки проекта самым спорным вопросом стала форма правления в РФ: президентская или парламентская. Проанализировав основные черты, можно охарактеризовать форму правления в РФ как смешанную, президентско-парламентскую. В нескольких юридических учебниках можно встретить утверждение, что Россия является президентской республикой. Однако в ней отсутствуют некоторые черты, присуще РФ, как например, роспуск нижней палаты парламента. По мнению Чиркина В.Е., РФ является суперпрезидентской республикой и с ним сложно не согласится. [НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ] Диапазон полномочий Президента при суперпрезидентской республике достаточно широк и имеет свои особенности, которые присуще РФ. Советский и российский юрист А. Ковлер утверждает, что «в то время как союзная Конституция 1978 г. использовала зарубежные нормы, ограничивающие власть президента, российская Конституция 1993 г., напротив, широко заимствовала положения, обеспечивающие его всевластие. Она дала ему в руки мощные рычаги воздействия на все три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную» [С. 42 ЖУРНАЛ 2010]. После принятия Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента составлял 4 года, а по Конституции 1978 года – 5 лет, поэтому следующие выборы Президента РФ прошли не в 1995 году, а в 1996 году, так как Конституция РФ 1993 года установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран [БЕЗРУКОВ КПРФ]. На выборах 1996 года Б.Н. Ельцину удалось сохранить свой пост. 16 июня 1996 года состоялся второй тур президентских выборов, где Ельцин набрал около 54% голосов. Но, невзирая на победу на выборах, кризис президентства был неоспорим. Согласно оценкам американских специалистов, Б. Ельцин, олицетворяющий президентскую власть, «демонстрировал авторитарные наклонности и удивительное безразличие к повседневным делам государства. За исключением нескольких моментов высокой политической драмы - переворота в августе 1991г., штурма парламента в октябре 1993 г. и последних недель избирательной кампании на пост президента 1996 г. - Ельцин вел себя как чрезвычайно пассивный президент. Его лидерство больше напоминало стиль Рейгана, чем Сталина. Придерживаясь тактики невмешательства в управлении страной, Б. Ельцин предоставил своим помощникам и советникам широкие полномочия в управлении аппаратом президента. Ясно, что ограниченность и своеобразные манеры первого президента России затормозили развитие президентства как института» [С. 43 ЖУРНАЛ 2010]. Так, по мнению американского профессора Томаса М. Николса, «россияне так торопились распрощаться с Советским Союзом, что не продумали хорошенько пути учреждения самого института президента и отложили на потом неприятные вопросы, связанные с установлением демократического правительства. Им нужен был лидер национального масштаба, который смог бы вывести их из разваливающегося СССР» [С. 43 ЖУРНАЛ 2010]. 31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин подписал указ об отставки. Исполняющим обязанности Президента РФ стал В.В. Путин. 26 марта 2000 года прошли досрочные президентские выборы. Победу на них одержал В.В. Путин в первом туре, набрав около 53% голосов. 8 июня того же года Путин выступил с посланием Федеральному Собранию, на котором заявил: «Перед нами стоит выбор: стать слабым или сильным государством. Если мы выберем слабое государство, то это будет выбор слабого государства. Единственным же для России реальным выбором может быть выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе. Сильной - не вопреки мировому сообществу, не против других сильных государств, а вместе с ними. Наша важнейшая задача - научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы - свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества. Сегодня мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти. Но это - не конечная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации. Государственные структуры и институты всегда играли чрезвычайно важную роль. Только сильное, эффективное, демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей и для процветания нашей Родины». [ПОСЛАНИЕ ФС] В этом послании В.В. Путин поставил важнейшие задачи, которых нужно добиться, и народ в них поверил. Не случайно уже на следующих выборах, которые состоялись 14 марта 2004 года, В.В. Путин одержал победу, набрав около 72% голосов. Отнюдь не менее убедительную победу одержал следующий Президент РФ Д.А. Медведев на президентских выборах 2 марта 2008 года, набрав около 71% голосов. 30 декабря 2008 года Медведев подписал закон об изменении сроков полномочий Президента РФ «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». [ЗАКОН РФ №6-ФКЗ] Следующие президентские выборы прошли 4 марта 2012 года, где победу одержал В.В. Путин, набрав около 72% голосов, и править будет уже не четыре года, а шесть лет. Такие высокие результаты выборов говорят не только о том, что народ поддерживает проводимую политику, но и сам институт президентства. Стоит отметить еще одну очень важную деталь. Как Б.Н. Ельцин, так и В.В. Путин всячески подчеркивали свою партийную нейтральность и не соглашались становиться членами или лидерами какой-либо партии. Ранее в Конституции 1978 года говорилось, что Президент должен приостанавливать свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Однако ни в Конституции 1993 года, ни в каком-либо другом действующем законодательстве нет такого положения. Но и Б. Ельцин, и В. Путин все равно придерживались партийной нейтральности. Хотя при этом всем было понятно, к каким партиям или к какой партии они испытывают большие симпатии. Казалось бы, Путин в конце срока своих полномочий нарушил "традицию" политической нейтральности, согласившись возглавить федеральный список Единой России на выборах в Госдуму в 2007 году, не будучи ее членом. Однако, поскольку и без того было широко известно, что за этой партией стоит именно он, что именно он обеспечивает популярность партии, а не наоборот, постольку в практическом плане мало что изменилось [С. 72 КРАСНОВ]. Поэтому В.В. Путин и сейчас является беспартийным лидером Единой России. Что же такое институт президентства? По мнению российского ученого, доктора юридических наук Б.П. Елисеева, институт президентства – это как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти. Иначе говоря, институт президента - это система конституционных норм, предметно и функционально определяющих правовой статус выборного главы государства, регулирующих его положение в системе государственных органов, предусматривающих порядок избрания, замещения и отстранения от должности [С. 2 ЖУРНАЛ 2013]. Почему была выбрана именно президентская форма правления? На этот вопрос попытался ответить американский профессор Томас М. Николса, объясняя, что «россияне, понимая природу своего общества («обществ недоверия»), избрали именно президентскую форму правления. Дело в том, что за 70 лет правления советская власть предпринимала все попытки отдалить людей друг от друга, чтобы помешать созданию независимых объединений. Таким образом, советские граждане осознали, что участие в политической жизни страны ни к чему не приведет и даже опасно. Опыт советского правления оставил Россию без социальной инфраструктуры для создания партий и организаций, которые обычно составляют основу парламента. По этой причине россияне выбрали президентство в качестве единственной демократической организации, с которой они все согласны. Именно унаследованное сознание «общества недоверия» делает парламентаризм невозможным, а президентство неизбежным в современной России» [С. 38-39 ЖУРНАЛ 2010]. Таким образом, введение института президентства в РФ открыло новый период развития российской государственности. За всю двадцатипятилетнею историю институт президентства РФ совершил очень важный переход, переход из одной политической системы в другую, а в 1993 году изменил статус Президента РФ. Многие высказывались о нецелесообразности данного института в России, пытаясь сохранить советскую власть, но советская власть уже была не так эффективна, что могло привести к кризису власти и еще куда более плачевным результатам. Только сильная президентская власть позволяет добиться сохранения государственного суверенитета страны и независимости в период мировых политических перемен, которые происходят в мире, что уже говорит об эффективности становления института президентства в нашей стране. 13 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: