VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Спорт как один из способов развития самоорганизации (командные и индивидуальные

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003186
Тема: Спорт как один из способов развития самоорганизации (командные и индивидуальные
Содержание
      ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ

Введение
1.1 Теоретическое обоснование проблемы развития самоорганизации  личности( вох\змодности развития). Итд.
1.2 Спорт как один из способов развития самоорганизации (командные и индивидуальные)
1.3 Роль спорта в развитии самоорганизации мч . Особенности (что дозревает в молождости) какие возр. Задачи. (Эриксон)

Понятие «самоорганизация» было введено в педагогику в 70-х годах. Под самоорганизацией понималась «деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя» (К.К. Платонов); «организация человеком собственного труда, своего времени в процессе труда и отдыха» (Н.В.Кузьмина).
В начале XXI века умения самоорганизации учебной деятельности, являясь структурным элементом содержания начального общего образования, включены в структуру универсальных умений и ключевой учебно-познавательной компетенции школьников (В.А. Демин, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, В.В. Сериков, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, В.М. Шепель и др.).
Рассматривая понятие «профессиональная конкурентоспособность студента», в исследовании С.Н. Ярошенко, самоорганизацию в контексте профессиональной подготовки, можно выделить как необходимую способность личности для мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств [11, С. 72].
Рассмотрим как исследователи определяют самоорганизацию.
Таблица 1.
Понятие самоорганизации в психолого-педагогических исследованиях
Автор
Понятие
Категория
Ключевые признаки
Копеина Н.С.
Самоорганизация – осознанная совокупность мотивационно-личностных свойств, согласующихся с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности [7]
Совокупность свойств
Мотивационно-личностные свойства, индивидуальные (природные) особенности
Воробьева М. А.
Самоорганизация — это показатель личной зрелости человека, совокупность природных и социально приобретенных свойств личности, воплощенных в осознаваемые особенностях воли, интеллекта, в мотивах поведения и реализуемых в организации деятельности человека. [2, С. 185]
Совокупность свойств
Природные и социально приобретенные свойства личности, особенности воли, интеллекта,  мотивы поведения
Кирилова А.В
Самоорганизация упорядоченная и динамическая структура личности, характеризующаяся интегративной совокупностью функциональных и личностных компонентов и проявляющуюся в осознанном построении деятельности по развитию «компетентности к обновлению компетенций                     [4, С. 32]
Структура личности
Функциональные и личностные компоненты
Логинова О.Н.
Самоорганизация рассматривается как система способов и умений мобилизации возможностей личности для достижения личностно или общественно значимой цели, которые позволяют учащемуся быть субъектом собственной учебной деятельности.
Сущность самоорганизации, как системы, раскрывается также через ее структурные компоненты: целеполагание, моделирование, планирование, рефлексию и волевую регуляцию [8, С. 36]
Система способов и умений
Мобилизация возможностей личности, наличие общественно значимой цели, целеполагание, моделирование, планирование, рефлексия и волевая регуляция
Ведмедев М.М.
Самоорганизация — деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решения и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [1]
Деятельность и способность личности
Умение организовать себя, целеустремленность, активность, планирование деятельности, мотивация, критичность оценки результатов, чувство долга
Михневич С.Н.
Под умениями самоорганизации понимается комплекс личностных действий (планирование, организация, контроль, оценка), основанных на учебных знаниях, специфике организационной деятельности и проявляющихся через саморегуляцию, позволяющих эффективно осуществлять социокультурное проектирование [9]
Комплекс личностных действий
Учебные знания, организационная деятельность

В результате проведенного анализа работ отечественных исследователей мы видим, что нет единого понимания самоорганизации. И некоторые исследователи рассматривают самоорганизацию как процесс, а другие – как совокупность уже имеющихся качеств и свойств личности.
Большинство исследователей в качестве признаков самоорганизации выделяют: волевую регуляцию, мотивацию, способность организовать себя, целеполагание, планирование и рефлексию (М. А. Воробьева, М.М. Ведмедев, О.Н. Логинова).
Однако, С.Н. Михневич при рассмотрении понятия «умения самоорганизации» относит планирование, организацию, контроль и оценку к комплексу личностных действий, и описывает их как категорию понятия.
На наш взгляд под самоорганизацией следует понимать совокупность свойств и способностей личности, позволяющую эффективно организовать собственную деятельность, и включающую в себя определенный комплекс знаний, волевую регуляцию, мотивацию, навыки планирования и целеполагания.
Самоорганизация это совокупность свойств и способностей личности, которая позволяет эффективно организовывать свою собственную деятельность, включая в себя определенный комплекс знаний, волевую регуляцию, мотивацию, навыки планирования и целеполагания, 


2.3 Процесс самоорганизации
Кроме процесса организации в самых разнообразных науках, изучающих различные явления природы и общества, очень часто приходится встречаться с процессом самоорганизации - появлением и развитием структур в первоначально однородной среде. В этом случае нет необходимости в трех элементах, что характерно для процесса организации. Достаточно и двух, имеющих желание и возможность осуществлять взаимодействие между собой.
Самоорганизация - способность системы самостоятельно, благодаря внутренним факторам, без воздействия извне, повышать свою упорядоченность. Самоорганизуемые - это процессы, совершающиеся «сами по себе» за счет взаимодействия с внешней средой, но относительно независимо от нее. В отличие от них, организационными процессами кто-то осуществляет или направляет. Процессы самоорганизации носят целенаправленный, спонтанный, естественный характер.
А. Пригожин одним из первых установил, что «системы, предоставленные сами себе, могут уменьшать энтропию вопреки всем ранее известным представлениям» [34]. Этот эффект был назван «порядком из хаоса». Наиболее явные проявления такого эффекта, сначала в естественных науках, а затем в экономических и социальных связаны с самоорганизующими тенденциями. Характерным условием самоорганизующего поведения является свойство автономности, означающее, что реакции системы определяются главным образом ее структурой, внутренними связями, а не внешними силами и сигналами.
В отношении самоорганизации Г. Хакен писал: «Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную функциональную структуру. Под специфическим воздействием мы понимаем такое, которое навязывает системе структуру или функционирование» [51].
Механизм действия самоорганизующейся системы в благоприятных условиях как бы замыкает выход с входом, отрезая ее от внешней среды, смешивая причину и следствие. Н. Моисеев предполагает, что в эволюции самоорганизующихся систем отрицательные обратные связи сохраняют гомеостазис (состояние динамического равновесия), а положительные обратные связи способствуют поддержанию нужного уровня изменчивости и потреблению внешней энергии. Он называет эти две противоречивые тенденции важнейшими характеристиками мирового процесса самоорганизации. Постоянный компромисс между ними реализуется структурными изменениями, усилением неравновесия и выходом на новый диапазон гомеостазиса.
По А. Богданову «самоорганизация человечества есть борьба с его внутренней стихийностью, биологической и социальною; в ней орудия не менее необходимы для него, чем в борьбе со внешней природою - орудия организации» [7].
Первым орудием является слово. Посредством слова организуется всякое сознательное сотрудничество людей: призыв к работе, в виде просьбы или приказания объединяющий сотрудников; распределение между ними роли в труде; указание последовательности и связи их действий, ободрение к работе, концентрирующее их силы.
Другое орудие, более сложное и тонкое, это - идея. Идея всегда является организационной схемой, выступает ли в виде технического правила, или научного знания, или художественной концепции, выражена ли словами, или иными знаками, или образами искусства. Идея техническая прямо и очевидно координирует трудовые усилия людей; научная - делает то же самое лишь более косвенно и в более широком масштабе, как орудие высшего порядка, чему яркая иллюстрация - научная техника нашей эпохи; идея художественная служит живым средством сплочения коллектива в единстве восприятия, чувства, настроения, - воспитывает единицу для ее жизни в обществе, подготовляя организационные элементы коллектива, вводя их в его внутренний строй.
Третье орудие - социальные нормы. Все они - обычай, право, мораль, приличия - устанавливают и оформляют отношения людей в коллективе, закрепляют их связи.
Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс самоорганизация заключается в формировании, поддержании или ликвидации совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых связей и отношений в системе на основе свободного выбора правил и процедур. Как явление самоорганизация представляет собой набор элементов, служащих для реализации программы или цели. В зависимости от объекта выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию [39, с. 81] (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Направления самоорганизации
Техническая самоорганизация как процесс представляет собой автоматическую смену программы действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет, самонастройка программных ресурсов современных вычислительных систем). Техническая самоорганизация как явление - это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости о условий функционирования (например, набор дублирующих устройств средств связи, пожаротушения и др.) Такая самоорганизация происходит в случае выхода из строя какого-лидо устройства. Тогда на смену ему подключается другое дублирующее устройство или новая схема взаимодействия элементов.
Биологическая самоорганизация как процесс представляет собой действия, основанные на генетической программе сохранения вида, и призвана обеспечить соматическое (телесное) построение объекта. Как явление биологическая самоорганизация - это конкретные изменения в живой природе (мутации) для приспособления к конкретным условиям существования.
Социальная самоорганизация как процесс основана на деятельности по гармонизации общественных отношений, включающей действия по изменению приоритетов потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и целей человека и коллектива. Носителями социальной самоорганизации являются люди с повышенной социальной ответственностью. Социальная самоорганизация является чертой характера человека, наряду с отзывчивостью, чуткостью, скромностью, смелостью и др. Она может быть врожденной или приобретаемой за счет воспитания и учета моральных норм общества. Социальная самоорганизация реализуется через: самовоспитание, самообучение и самоконтроль (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Виды социальной самоорганизации
Примерами процессов самоорганизации в природе являются: самоопыление растений, рост кристаллов, автоколебательные процессы, турбулентное течение жидкости. В обществе примерами самоорганизации являются переход от одного классового строя к другому посредством революций, конфликтов между классами. Самоорганизующейся можно назвать и частную коммерческую фирму, которая в отличие от государственной, сама выбирает вид деятельности, цели, задачи, свою структуру.
На развитие процессов самоорганизации существенное влияние оказывают эволюционные преобразования, происходящие не только в живой и неживой природе, но и в обществе. Если в ходе биологической эволюции происходит наследование и передача чисто генетических свойств и факторов, то в процессе социальной эволюции передаются навыки, знания, правила поведения и другой социальный опыт, т.е. социально-культурные традиции. Вместе с тем и биологические, и социальные изменения обусловлены со стоянием окружающей среды и являются результатом приспособления к ней как живых организмов, так и социальных форм их существования.
Выделяют три типа процессов самоорганизации:
?процессы самозарождения системы (напр., развитие многоклеточных организмов из одноклеточных);
?процессы поддержания определенного уровня организации (напр., механизм гомеостаза (поддержание внутренней среды живого организма на постоянном уровне);
?процессы совершенствования и саморазвития системы (развитие человека, социальных организаций) [41, с. 50].
Если самоорганизация в природе исключает в принципе организацию и в этом смысле совпадает с организацией, то в обществе, где действуют люди, обладающие сознанием, самоорганизация дополняется внешней организацией, которая направляется сознанием и волей людей.


Способ самоорганизации проявляется в формировании субъекта как сложной, открытой, динамичной системы в соответствии не столько с внешним, средовым воздействием, сколько со своими собственными параметрами, со своей внутренней природой и логикой развития. Субъекту как самоорганизующейся системе присуща внутренняя активность, что раскрывается в качествах личностной устойчивости относительно внешних воздействий, самообновляемости, возможности к самоусложнению, согласованности всех составных частей (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, О. А. Конопкин, В. С. Мерлин, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, А. И. Крупнов и др.).
Проблема самоорганизации субъекта находится в одном смысловом поле с субъектной активностью, являющейся специфическим для человека видом активности, выступающей выражением самодетерминации его развития. Именно за счет возрастания роли внутреннего посыла и увеличения на этой основе числа и качества связей между компонентами системы возникает один из основных принципов организации, который заключен в системных свойствах целого. При этом внешняя и внутренняя организация активности субъекта, в основе которых лежит феномен самопротиворечивости, образуют гибкую динамическую систему со своей логикой взаимопереходов и взаимовлияний, что, в конечном итоге, и ведет к самоорганизации субъекта. Активность как высшая форма проявлений личности реализуется в жизненной позиции, смысле и концепции жизни, определяющих качества личности как субъекта жизненного пути (К. А. Абульханова-Славская). Данный вывод базируется на положении, высказанном С. Л.Рубинштейном, согласно которому человек является не только субъектом внешней активности, но и творцом внутреннего психологического мира.
Субъектная активность направлена на соединение внешних и внутренних тенденций жизни, превращение их в движущие силы самоорганизации и проявляется в деятельности, а ее энергетической компонентой, имеющей побудительную силу, является мотивация (А. Г. Асеев, Р. С. Вайсман, В. К. Вилюнас, В. Грабал, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, Ж. Нюттен, Р. Эммонс и др.).
В этой связи в последние годы несомненный интерес представляют исследования особенностей субъекта, действующего в условиях такого вида активности, как двигательная. Двигательная активность определяется выраженной мотивационной направленностью; высоким уровнем требований к совершенству двигательных навыков при выполнении деятельности; высоким уровнем требований к личностным качествам и психическим состояниям, адекватным условиям, в которых действует индивид.
Специфика двигательной деятельности вызывает изменения во внутреннем мире личности, находя определенный отклик в человеке как целостности, что влечет за собой переход в более устойчивое личностное состояние; меняет уровень активности субъекта. Все это приводит к качественно новому состоянию субъекта, способствуя тем самым его самоорганизации.
На пути к достижению значимых целей, вне зависимости от того, занимается ли человек двигательной деятельностью для укрепления психического и физического здоровья или занимается спортом профессионально, возникают разного рода объективные и субъективные препятствия. Поведенческие реакции на фрустрацию зависят не только от сложности создавшейся ситуации в процессе двигательной активности, но и от индивидуальных особенностей человека. «Барьер», непременно возникающий в процессе занятий двигательной активностью, несет в себе вызов, который необходимо преодолеть, или индивид, как правило, подвергается фрустрации. При возникновении состояния фрустрации на пути к поставленной цели возможно экстрапунитивное поведение, что связано с тенденцией проявления агрессии на внешние объекты; интропунитивное, то есть замыкание реакции на себя, что ведет к возникновению личностных деструктивных проявлений; или же, напротив, импунитивное – определяющее поиск конструктивных путей и способов достижения цели. Здесь особо важную роль играют индивидуальные особенности субъекта, поскольку один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей совершенно разные реакции. Особенно ярко этот феномен проявляется в спорте высших достижений.
Таким образом, двигательная активность играет особую роль в самоорганизации субъекта как целостности, в формировании его устойчивости, адаптивности к внешним изменениям, сохранении и укреплении психического здоровья, инициации внутреннего потенциала на достижение жизненно важных целей.
Но при этом следует констатировать, что научные исследования, посвященные анализу проблемы самоорганизации личности в процессе двигательной деятельности, практически отсутствуют. Исходя из этого, научно-практические потребности позволили нам сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы теоретико-методологические основы, ведущие тенденции, базовые принципы и психологические условия самоорганизации субъекта в процессе двигательной деятельности.







Самоорганизация в широком смысле слова можно рассматривать, как умение организовать себя на достижение своих целей. Самоорганизация всегда находится в тесной взаимосвязи с мотивацией и самомотивацией, которая представляет собой устремление (или подталкивание себя) к цели, основанное на внутренних убеждениях человека. Самомотивация - естественный ускоритель самоорганизации. Мотивация как таковая - это динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, активность, характер действий, устойчивость интереса к продолжению их реализации. В этой связи мотивация может быть устойчивая и неустойчивая, положительная (позитивная) и отрицательная (негативная), внешняя и внутренняя.
Устойчивая мотивация всегда основана на первостепенных нуждах человека, рефлекторна и не нуждается в дополнительном подкреплении. Неустойчивая мотивация, напротив, требует постоянного подкрепления внешней или внутренней мотивацией. Внешняя мотивация не связана непосредственно с субъектом и вызывается обстоятельствами, находящимися за границей его влияния. Внутренняя мотивация связана с содержанием деятельности самого субъекта и мало зависит от внешних обстоятельств. Позитивная мотивация основана на положительных стимулах, негативная - на отрицательных. Отрицательная мотивация, как правило, более сильная и действенная, но только в относительно короткий отрезок времени, она может забирать большое количество психической энергии. Вместе с тем, реализация только позитивной мотивация может привести к утрате объективной оценки деятельности, формализации её осуществления. В этой связи оптимальным можно считать сочетание позитивной и негативной мотивации в самоорганизации деятельности при подборе наиболее подходящего для каждого субъекта баланса.
Реализация самомотивации имеет следующий алгоритм: 1) постановка цели; 2) положительное закрепление образа цели; 3) постановка выполнимых задач; 4) разбивка задач на более мелкие «шаги», то есть разработка стратегии; 5) получение удовлетворения на каждом «шаге» достижения цели; 6) самооанализ и умеренная самокритика.
Проблема мотивации, мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психолого-педагогической науке. Мотивации наиболее продуктивно рассматривается в контексте динамики развития личности. Исследование мотивации связано с общим анализом фактов, влияющих на результативность деятельности, определяющей развитие мотивационно-потребностной сферы личности. Только через анализ предметной деятельности можно раскрыть подлинные закономерности функционирования и развития психики, динамику формирования психологических новообразований личности, в том числе структуру ценностных ориентаций и общей мотивационной направленности, которая предопределяет формирование самоорганизации субъекта.
Сформированная мотивация всегда приводит к реализации деятельности, вместе с тем и сама деятельность может выступать как источник мотивации. Понятие деятельности в наиболее полной форме раскрывается через рассмотрение её внутренних механизмов.
Движущими силами развития деятельности являются внутренние противоречие самого субъекта, противоречие его деятельности, несовпадение идеи с реализацией, задачи с её исполнением, и двойственная природа обусловленности деятельности, которая всегда включает в себя как собственно деятельность, так и её предмет, который со временем может изменяться, утрачиваться, приобретаться, что закономерно приводит к формообразованию новой деятельности через утрату актуальности предыдущей деятельности, обусловленной иными явлениями и мотивами. В результате начинается новая стадия развития. Концепция движущих сил развития деятельности чрезвычайно естественна с позиции двойственной сущности человека - биологической и социальной. И находит своё объяснение в фундаментальных законах биологии развития. В природе существует два основных механизма развития, построенных на, казалось бы, неразрешимых противоречиях, но легко объяснимых с позиции теории функциональных систем (модель, описывающая структуру поведения, созданная П. К. Анохиным). Первым противоречием является невозможность одной и той же системы одновременно быть самотождественной (обеспечивать гомеостаз) и развивающиеся (обеспечивать гомеорез). Второе противоречие - самотождественность возможна только при условии постоянного внешнего воздействия, которое позволяет системе каждый раз возвращаться в исходное состояние после возмущения и тем самым сохранять гомеостаз. Глобальное изменение внешних относительно субъекта условий может привести либо к разрушению системы, либо к её адаптации, количественным и качественным изменениям, которые по материалистическим законам обеспечивают скачок и новый этап развития.
Свободное, творческое целеполагание, отделяющее человека от всех других представителей живых систем, в ещё большей степени сокращает время перехода от гомеостатической заданности всех целей к негомеостатической форме, то есть к развитию.
Главной особенностью развития является направленное изменение во времени переменных, которые характеризуют состояние системы. Плавный этап развития характеризуется достаточностью механизмов, удерживающих систему в стабильном состоянии и возвращающих её в исходное положение после возмущения (гомеостаз, обеспечивающийся отсутствием внутренних противоречий субъекта). По мере нарастания внутрисистемных напряжений (появление противоречий) стабильность системы снижается, размах её колебаний растёт. В конечном итоге возникает организационный кризис, который завершается скачком в новую сущность (мотивацию, деятельность). Концептуальной основой развития является сложная связь между устойчивостью и неустойчивостью. Их единство неразрывно. Абсолютно устойчивая система к развитию не способна, поскольку её гомеостатические механизмы восстанавливают самотождественность после любых возмущений. Перманентная неустойчивость - другая крайность. Она несёт угрозу существованию системы, поскольку исключает приобретение тех качеств, с которыми связано сохранение системы. Существуют только устойчивые системы (так неустойчивые разрушаются), развиваются только те системы, которые способны приобретать временную неустойчивость. В этом сущность самоорганизации деятельности и самоорганизации личности.
Личность, несомненно, является ключевым объектом приложения при исследовании формирования мотивационных структур субъекта, так как в основе осознаваемых и неосознаваемых мотивов лежат определённых психологические и психические образования. В этой связи становится очевидным, что для перестройки мотивационной структуры человека, как отмечает Л.И. Божович, необходимо, в первую очередь, преобразовать личность. Становление личности - есть становление основных отношений: к себе, к окружающему миру, к другим людям, а мера сформированности личности, это её зрелость, которая может быть обозначена, как способность к гармоничному сочетанию личного и общественного в своей деятельности.
Мотивация в этой связи выступает как один из сложных механизмов соотнесения личностью внутренних и внешних факторов поведения, которые определяют возникновение, направленность и способы осуществления конкретных форм деятельности.

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.