- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Создание школ и библиотек в просветительской деятельности В
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003874 |
Тема: | Создание школ и библиотек в просветительской деятельности В |
Содержание
Тема: Историческое наследие В. Н. Татищева Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Деятельность В. Н. Татищева в области науки и просвещения…….6 1.1 Личность В. Н. Татищева – как основоположника исторической науки в России……………………………………………………………………………..6 1.2 Создание школ и библиотек в просветительской деятельности В.Н. Татищева………………………………………………………………………….13 1.3 «История Российская» как главное историческое наследие Татищева….24 Глава 2. Деятельность В. Н. Татищева, как экономиста и политика…………30 2.1 Освоение Урала - железной кузницы страны……………………………30 2.2. Деятельность В. Н. Татищева в Поволжье и Калмыкии…………………37 Заключение……………………………………………………………………….46 Список использованной литературы…………………………………………...50 Приложение……………………………………………………………………..54 Введение Важным этапом в переходе от летописания к историческому исследованию является последняя четверть XVII в. Именно тогда в России появились первые исторические труды, основанные на критике источников, и наметился отход от провиденционализма к рациональному изучению причинно-следственных связей в рамках авторской концепции мировой истории. Можно отметить следующие исторические труды: Сильвестра Медведева «Созерцание краткое», «Известие истинное»; Игнатия Римского-Корсакова «Генеалогия»; Семена Ремезова «История Сибирская». Тем самым был создан фундамент отечественной исторической науки, которая уже в XVIII в. достигла крупных успехов в своем развитии. Рост национального самосознания стал причиной создания в Европе новых светских историй. В них повествование о прошлом народа входило в общую картину истории человечества, а единые принципы, применяемые к описанию прошлого, соотносились с уникальными чертами отдельных цивилизаций и культур. В России во времена великих петровских преобразований были сделаны первые попытки написания светской национальной истории. Особую роль в становлении основ историографии Просвещения в России сыграл Василий Никитич Татищев – государственный деятель, ученый-эрудит XVIII в. Историки разных научных школ и направлений часто задаются вопросом: кем же был Татищев, первым профессиональным историком, последним летописцем, трудолюбивым дилетантом или коварным мистификатором? В.Н.Татищев является первопроходцем во многих областях. Он был автором первой «Истории Российской», первым составителем русской географии, ее теоретической и терминологической частей. «Русская литература того времени, как писал профессор Н.А.Попов, могла представить только переводные географические сочинения, в которых о России говорено было мимоходом». Перу В.Н.Татищева принадлежат первые этнологические очерки из жизни народов Сибири, первый русско-калмыцко-татарский словарь. В.Н.Татищев является автором первой Конституции России, действовавшей в стране 50 дней и др.. В его деятельности практическая и теоретическая стороны неотделимы друг от друга. Он обнаруживал способность одновременно и к занятиям государственными делами и к плодотворным занятиям наукой. Развитый В.Н.Татищевым взгляд на науку исходил от человека, который понимал насущные запросы и требования практической жизни, а также обладал высокими представлениями о подлинном патриотизме. Имя видного русского государственного деятеля Василия Никитича Татищева, одного из первых организаторов горного дела на Урале, географа, историка, геолога и экономиста, известно и по сей день. Он проявил себя как талантливый и инициативный человек, мыслящий неординарно, а главное масштабно, что было очень важно для России первой половины XVIII века. Но наука не была его профессией, скорее — увлечением, страстью, без занятий ею он не мыслил своей жизни. Актуальность темы исследования: в последнее время значительная часть исторических исследований направлена на изучение творческого наследия отечественных государственных деятелей и мыслителей. Историческое наследие Татищева является весьма актуальными и своевременными для современной России. В работах Татищева отразились сложные процессы, происходившие в жизни страны в описываемый период: становление и развитие экономики и изменение социального состава русского общества. Объект исследования: проблемы развития России в первой половине XVIII века, нашедшие свое отражение в наследии и практической деятельности В.Н. Татищева. Предмет исследования: основные научные и практические направления деятельности В.Н. Татищева, связанные с социально-экономическим развитием России в первой половине XVIII века. Цель данного исследования – выявить специфику отношения в российской историографии к В.Н. Татищеву как к историку-исследователю XVIII в. и автору труда «История Российская». Рассмотреть историческое наследие В.Н.Татищева. Задачи исследования: -изучить личность В. Н. Татищева – как основоположника исторической науки в России; -рассмотреть этапы создания школ и библиотек в просветительской деятельности В. Н. Татищева; -исследовать главное историческое наследие Татищева «Историю Российскую»; - раскрыть роль и значение деятельности В. Н. Татищева в становлении и развитии Урала – железной кузницы страны; -изложить деятельность В. Н. Татищева в Поволжье и Калмыкии. Информационной базой для дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: Астраханский В.С., Архипова, Н. П., Алеврас, Н. Н., Валк С.Н., Донелли, А. С., Ключевский В.О., Курашова, Т., Перевезенцев, С., Сафронова, А. М. и др. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе исследованы теоретические аспекты деятельности В. Н. Татищева в области науки и просвещения. Во второй главе представлена деятельность В. Н. Татищева, как экономиста и политика. В заключение представлены основные положения и основные выводы, которые были сформулированы по результатам проведенного исследования. Глава 1. Деятельность В. Н. Татищева в области науки и просвещения 1.1 Личность В. Н. Татищева – как основоположника исторической науки в России. В. Н. Татищев (19.IV.1686–15.VII.1750), без сомнения, относится к категории людей, которые прочно вошли в национальную историю как личности выдающиеся, оставившие глубокий след в истории и культуре России. Он принадлежал к поколению современников, с одной стороны, унаследовавших опыт российской культуры XVII в., с другой – формировавшихся на идеях новой эпохи Просвещения, а потому высоко ценивших научное знание и сопрягавших свою жизнь с собственной научной деятельностью. В.Н. Татищев родился в селе Болдино Псковского уезда. Родовая нить тянется к смоленским князьям – потомкам Владимира Мономаха. Родоначальником фамилии считается Василий Юрьевич Соломерский, который служил при дворе Ивана III. За свое искусство в раскрытии преступлений получил прозвище «Татьищ», что означает «разыскиватель похитителей»1. Это прозвище для детей князя Василия Юрьевича впоследствии стало фамилией. Необходимо отметить, что все члены рода Татищевых внесли значительный вклад в развитие и становление Российского государства. Но особая миссия выпала на долю Василия Никитича Татищева — дипломата, основоположника русской исторической и географической науки, создателя Уральской горной металлургической промышленности, блестящего экономиста, реформатора монетной системы в России, создателя первых школ при Уральских заводах, основателя городов Екатеринбург, Оренбург, создателя первого в России лексического словаря, собирателя научных книг по российской истории и мн. др2. Рассмотрим, что поражает современников в личности В.Н. Татищева. Это, конечно же, разносторонность его дарований: горный инженер, математик, географ и экономист, составитель словарей, палеонтолог и юрист, медик и педагог, и наконец, основатель российской исторической науки. Необходимо иметь ввиду, что труды по истории В.Н. Татищева стали выходить много лет спустя после его смерти, когда уже были напечатаны сочинения М. Ломоносова, Г.З. Байера, А.Л. Шлецера, Г.Ф. Миллера. Широкой общественности В.Н. Татищев известен как историк, родоначальник исторический науки в России. Немалую часть своих сил и времени он отдавал сбору, находкам и изучению различных исторических документов, на основе которых в течение продолжительного времени писал «Историю Российскую». Принципиально важным является подход В.Н. Татищева к источникам. Впервые в русской истории он дал классификацию источников по степени достоверности, подчеркнул значение для истории вспомогательных исторических дисциплин: генеалогии, хронологии, исторической географии, геральдики и т.п. Один из первых высказал идею о существовании летописцев до Нестора, о появлении письменности у восточных славян до принятия христианства, о подлинности договоров Руси с греками др. Использование материалов «История России» В.Н. Татищева позволяет дополнить данные летописных источников и проверить достоверность тех известий, которые по сей день вызывают вопросы. Он нашел и первый оценил «Русскую правду» и «Царский Судебник» (1550г.). Кроме собственных исторических трудов Василий Никитич составил инструкцию для собирания этнографических, географических и археологических сведений о России. Эта инструкция была принята Академией наук. В.Н. Татищев, находясь на государственной службе использовал все возможности для поиска и собирания древних текстов и рукописей. В личности Василия Никитича поражает его огромная энергия, подвижничество, патриотизм, преданность государственным интересам. Интерес представляют и взгляды Татищева на актуальные проблемы своего времени. Форму правления в государстве он ставил в зависимость от размеров территории страны. Тиранию считал худшей из всех форм правления. Монархия, по его мнению, более всего подходит для России. Монархия опирается на 2-палатный орган, который и принимает законы. В государстве не персоны управляют законом, а законы персонами. Татищев высказывал идею подготовки нового Уложения, выступал за профессиональную подготовку судей, их широкое образование, призывал заботиться о купечестве, а помещиков – о благе крестьян. Остановим внимание на трёх книгах, которые составляют славу Русской исторической науки, честь открытия которых принадлежит Василию Никитичу Татищеву и которые хранятся в Библиотеке Академии наук. Татищев, опираясь на исторические документы, утверждает, что русский народ ещё в глубокой древности жил в правовом поле. Учёный решительно отвергает ошибочное мнение, что «якобы до Уложения 1649 г.» в России не было никаких законов. В «Лексиконе…» Татищев пишет: «…Но мы находим весьма древние законы3: 1) Славенский, сочинённый задолго до прихода Рюрика, на которой Олег I и по нём Игорь…в договорех со греки ссылаются и в нём точно то написано. 2) Ярослава I-го, в 1017 году данной новгородцам. Оные оба поп Иван новогородский, живший при Александре Невском, в его летописи до нас сохранил… Ту древнюю летопись (Иоанна) и законы со истолкованием отдал в Академию наук, которые за ненапечатанием лежит туне и мало кто знает… Судебник царя Иоанна со истолкованием вышеобъявленным со многими весьма нуждными последовавшими по 1610 год указами вышеписанным приобщена…». А в труде «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» Татищев даёт стилистическую характеристику Судебника 1550 г.: «…В сем Судебнике удивления и похвалы достойно, что законы писаны кратки и внятны, речение самое простое, как тогда говорили; И хотя во оном нечто от чужестранных взято, яко поединки или полевой бой… но не единаго слова чужестранного не внесено». В предисловии к Судебнику 1550 г. и «Правде Русской» Ярослава Мудрого, подготовленных им для печати в Академии наук с его собственными «примечаниями», он приводит историю открытия Судебника 1550 г.: «Царь Иоанн Грозный, как был царь мудрый и в правосудии многое тщание изъявил и в свою вечную память его судебник и некоторыя в дополнение законы хвалы достойныя, оставил. Оныя я нашёл у одного человека собранныя в книге писанной с прописьми золотом и в золотом бархате с застёшками серебреными переплетенной, которую я в 1734 году, яко вещь дивную, поднёс Государыне Императрице Анне Иоанновне, а копию точную отдал в Академию наук. Оную книгу купил из дому Бартенева, которых предок был казначей дому Александра Никитича Романова…»4. Эта рукопись хранится в Рукописном отделе БАН и была использована при последнем издании Судебников XV–XVI вв. Не было ни одного документа, ни одной русской или зарубежной летописи, находившейся в руках Татищева, которые бы он не прокомментировал, указывая на причину того или иного исторического события, и при этом не пояснил бы смысл и значение тех или иных терминов. Свидетельством такого глубокого научного подхода к материалу служит и Судебник 1550 г. Вот несколько примеров объяснений старинных терминов, которые Татищев представил в своём обширном «Изъяснении» к Судебнику 1550 г. В статье 7-й используется термин «опала», практически вышедший из употребления в современном русском языке: «…и тем, которые управы неучинят, быти у Государя вопале…». Татищев раскрывает всю тяжесть государевой опалы, свалившейся на голову провинившегося. «Опала есть гнев государев по достоинствам людей и преступлениям; различествовал яко 1) знатному не велят ко двору ездить, 2) не велят со двора съезжать: и сии, как скоро кому объявят, обыкновенно чёрное платье надевали, 3) в деревне жить, 4) писали по городу ко дворяне отняв чин, 5) в тюрму сажали, о котором выше сказано». Из этого объяснения термина «опала» перед нами раскрывается картина правового поля, существовавшего в XVI веке. Быть в опале, значит оказаться отлучённым от царского дома и остаться в полном одиночестве, не нужным государству человеком, отринутым обществом. Кроме того, «опальному» запрещалось покидать свой дом, да к тому же добавлялось унизительное требование: ходить в чёрном платье. Из пояснений Татищева мы узнаём также о том, что если человек провинился, то по всему городу развешивали объявления с именем этого человека, предварительно сняв «опального» со всех должностей; сажали в тюрьму. В статье 10-й Судебника 1550 г. есть упоминание о денежной единице «алтын», долго употреблявшейся в стране и неизвестной в сегодняшней денежной системе. Теперь об «алтыне» нам напоминают лишь некоторые страницы художественных произведений русской литературы XVIII–XIX вв. Татищев разъясняет происхождение термина «алтын». Он пишет в «Изъяснении»: «Алтын слово Татарское, значит шесть, ибо шесть денег разумеет. Пётр Великий, хотя сию мерзость и воспоминание власти Татарской искоренить, запретил оное в щетах писать, а числить рублями и копейками…». Обратим также внимание на ещё один памятник русского права, открытый Татищевым. Речь идёт о «Правде Русской», или, как её чаще всего именуют, «Правде Ярослава Мудрого 1017 г.». «Правду Русскую» Татищев обнаружил в Новгородском Хронографе под названием «Времянник, иже наречется летописание русских князей и земля Русская». Это известный Академический список Новгородской первой летописи Младшего извода, которую Татищев называл летописью Иоанна. В настоящее время эта летопись хранится в рукописном отделе БАН. На переплёте рукописи сохранилась отметка библиотекаря Академии наук: «Летописец попа Ивана по названию В.Н. Татищева 1737 году». В главе седьмой «О списках или манускрыптах», автор «Истории Российской» в п. 6 пишет: «…писатель в 1230-м году о себе тако сказует: “Погребён бысть игумен и мне, Иоанну попу, бывшу при том”». Татищев так описывает этот хронограф: «Он весьма ветх, взят у одного раскольника в лесу и отдан мною в Библиотеку Академии наук… В нём же единственно закон Ярославов точно находится». И далее мы читаем: «7-й, Псковской, начинается временем Ярослава, а кончится смертию великаго князя Василия Васильевича, до лета 1468-го. И сии оба мною подарены Академии наук» Справедливости ради следует отметить, что труд В.Н. Татищева подвергался очень суровой критике, начиная с XVIII в. И до сегодняшнего дня окончательного согласия по поводу его работы среди историков нет. Главный предмет спора – так называемые «татищевские известия», не дошедшие до нас летописные источники, которыми пользовался автор. Некоторые историки считают, что эти источники были вымышлены самим Татищевым. Но, собирание рукописных материалов, воссоздающих прошлое России, литературы по математике, горному делу, языкознанию, географии и др., их описание и отправка в Академию наук с надеждой на их публикацию, рассматривалось В.Н. Татищевым как наиважнейшая государственная задача. Вся деятельность В.Н. Татищева являет собою пример бескорыстного и самоотверженного служения отечественной науке и просвещению. В своих научных занятиях он не искал ни собственной пользы, ни личной славы, а рассматривал их как выполнение долга перед Отечеством. Все его труды являются памятниками русской истории, географии, философии, языкознания, многие из которых находятся в Библиотеке Академии наук и составляют её славу. Бесспорно, к Василию Никитичу Татищеву могут быть применимы его же собственные слова, что он составлял свои труды «к славе и чести любезного отечества». Но В.Н. Татищев не был бы истинным сыном своего времени, если бы ограничил круг своих интересов одним занятием. Как человек века Просвещения он оставил заметный след в математике, естественных науках и философии. Свои глубокие познания он активно применял на практике. В.Н. Татищев стоял у истоков зарождения российской экономической мысли 1.2 Создание школ и библиотек в просветительской деятельности В. Н. Татищева Именно благодаря научно-педагогической и практической деятельности В. Н. Татищева возникли самобытные горнозаводские школы, инновационные для своего времени учебные заведения, которых не было ни в России, ни за ее пределами. Важнейшей инновационной чертой этих школ применительно к своему времени является их социально-профессиональная направленность. Педагогические взгляды В. Н. Татищева нашли отражение в инструкции для руководства горнозаводскими школами: «Учреждении, коим порядком учители русских школ имеют поступать», в его наказе комиссару уктусских, алапаевских и каменских заводов, в «Разговоре о пользе наук и училищ», в «Духовной моему сыну» и т. д. Многие положения из этих трудов нашли непосредственное воплощение в организации и деятельности горнозаводских школ Урала – кузниц социальной профессионализации будущих работников его крупнейших промышленных предприятий5. Рассмотрим указанные выше особенности. Первая из них – непосредственная обусловленность образовательного процесса производственными факторами. Еще только обдумывая план своих будущих действий по строительству заводов на Урале, он пишет в Берг-коллегию о необходимости обучения детей различных сословий «горным делам». Для В. Н. Татищева был очевиден взаимозависимый характер производственных и образовательных процессов. Без грамотных квалифицированных кадров нельзя было и думать о промышленном прогрессе. Доводы В. Н. Татищева оказались настолько убедительными, что Берг-коллегия почти повторила в своем ответе его предложения: «Набрать в школу подъяческих детей, церковников и молодых разночинцев и обучать их цифири, геометрии и горным делам»6. По сути, ставилась уникальная по тем временам цель: создание системы образования, которая бы наряду со школьными, общеобразовательными, задачами решала вопросы производственные – обеспечения зарождавшихся предприятий горно- рудной промышленности необходимыми специалистами. При этом даже общеобразовательная составляющая содержания обучения должна была «работать» на удовлетворение производственных потребностей. Поэтому «цифирные» и «словесные» школы, открытые по Указу Петра I, в условиях горнозаводского Урала превратились в ведомственные заводские школы, непосредственно выполнявшие запросы горнозаводского производства. Порой выполнение таких запросов приобретало формы прямого вмешательства в педагогическую деятельность учебного заведения. Нередко ученики школ привлекались к выполнению различных производственных и даже хозяйственных работ, имевших отдаленное отношение к профессии горняка. Например, они занимались рубкой дров, ремонтом школьного здания. Но чаще ученики горнозаводских школ отрывались от учебного процесса для выполнения более или менее квалифицированных работ, так или относящихся к области их будущей профессиональной деятельности. В особых случаях, когда в конторах скапливалось множество необработанных бумаг и документов, учеников устраивали на работу в качестве конторских служащих, где они занимались «графлением тетрадей», «переплетом книг» и т. д. Иногда и вовсе ученики не выдерживали положенный срок обучения. Многих до окончания школы горное начальство определяло в «приемщики», «расходчики припасов», к ведению бухгалтерских книг, к письменным занятиям. Приведенные факты свидетельствуют, что непосредственная обусловленность образовательной деятельности производственными факторами, ее «ведомственность» имеет своим следствием как положительную, так и отрицательную стороны для развития личности. Социально-средовая направленность деятельности горнозаводских школ заключалась в их ориентированности на воспитание человека и гражданина, адаптированного к условиям жизни в определенном обществе и государстве, путем усвоения необходимых для этого духовных и моральных ценностей, принятых в данном обществе и государстве. Помимо этого, ученики горнозаводских школ приобретали коммуникативные навыки, овладевали нормами вербального и невербального этикета. В известной мере можно даже утверждать, что в горнозаводских школах закладывались основы социального партнерства. Третья особенность горнозаводских школ – практико-ориентированный и адресный характер образовательного процесса. В самом широком плане она выражала способность последнего сформировывать готовность личности к осуществлению своих социально-профессиональных функций. В менее широком смысле она означала адресность подготовки специалистов: горнозаводские школы были призваны осуществлять кадровое обеспечение предприятий горнозаводской промышленности, включая обслуживающую ее инфра- структуру. Итак, Татищев всё, что приобретал, находил и переписывал, отсылал в Библиотеку Академии наук. Неоднократно он предлагал Академии наук приступить к печатанию «древних российских летописцев» с тем, чтобы со временем «российская история…будет приведена в лучшую ясность». Татищев рассчитывал, что и Новгородская летопись, содержащая «закон Ярославов», привлечёт внимание учёных, будет издана большим тиражом и распространена среди населения для его просвещения. Однако, как известно, не только Новгородская летопись, но и ни одна из исследовательских работ нашего русского, энциклопедически образованного учёного, Василия Никитича Татищева при его жизни издана не была. Насколько высоко ценил Татищев книги с любой информацией о Древней Руси, мы узнаём из следующего эпизода. Речь идёт о труде польского историка Кромера Мартина. По поручению Татищева этот труд был переведен с латинского Кондратовичем. Затем перевод был выправлен Татищевым по оригиналу и отправлен в Академию наук со следующим комментарием: «…что хотя во оной на Русское государство многое лжи и злобные поношения и клеветы находятся, однакож я всё велел перевести, как творец написал… Оную послал какова есть, и о напечатании оной предаю в рассмотрение императорской Академии наук…»7. Рукопись перевода труда Кромера Мартина хранится в Рукописном отделе БАН. Из этого письма, как и из множества других писем, адресованных Академии наук, обнаруживается одна из лучших черт характера истинно русского учёного: служение отечественной науке не ради корысти, а для её славы. Как отмечено ранее, помимо государственной службы, Татищев занимался поисками материалов для работы над «Историей Российской». В это же время он пишет философский труд «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», готовит новую редакцию статьи «Сказание о звере мамонте», которую под своим именем издаёт акад. И.Г. Гмелин, начинает писать «Духовную», составляет записку о государственном устройстве России «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном». Кроме того, Татищев сочиняет научный трактат на имя императрицы Екатерины Алексеевны «Об улучшении путей сообщения в Сибири». Наиважнейшим событием в эти годы для Татищева явилось установление отношений и переписка с членами Петербургской Академии наук. До конца своих дней он принимал самое активное участие в работе Академии. Уже находясь в ссылке в с. Болдино Московской губернии, он отсылает в Академию наук археологические древности. В письме под № 249 И.Д. Шумахеру ссыльный учёный пишет: «…При сем посылаю в дар Академии несколько найденных здесь подземностей, яко: 1) челюсть нижняя слоновая с коренными зубами молодого слона, 2) две улитки или соrnu аmmоnis, хотя малы, но все части видны, 3) камень подобен соту, 4) нечто подобно гороху окаменелому, и неколико iар. iуnсu, 5) с маркозитовою крупою… С. Болдино 6 сент. 1748, В. Татищев»8. Особенную роль в научной деятельности Татищева сыграли именно переписка и деловые отношения с И.Д. Шумахером — библиотекарем Библиотеки Академии наук. В их переписке был установлен творческий диалог по многим вопросам. Находясь по роду службы в различных городах России, Татищев продолжает разыскивать рукописи, оплачивает их переписку, а по необходимости и переводы рукописей и отправляет Главному библиотекарю Академии И.Д. Шумахеру. Академия получала от Татищева не только книги, но и конструктивные предложения, касающиеся приведения в порядок «законов гражданских и правосудия», подавал предложения «о купечестве и ремёслах, из которого всё богатство изтекает», представлял сочинения о реорганизации горных заводов. Кроме того, в Академию были поданы предложения «о устроении училищ и распространении наук» в России, разработан проект об учреждении почты и другие научно обоснованные инициативы, которые «к немалой государственной пользе сочинил». В свою очередь И.Д. Шумахер всегда с готовностью отзывался на просьбы В.Н. Татищева о присылке ему новых книг. Книги по исторической тематике: Плиния, Бероза, Диодора Сикула, Геродота, Плутарха, Длугошевой Истории польской, двух частей Шетгенова «О начатках россиян»; трактаты по языковедению (лексиконы), географии, а также альбомы, карты, альманахи, издаваемые Академией, исправно отсылались в любой город, где В.Н. Татищеву приходилось нести государственную службу. Появление таких выдающихся трудов, как «История Российская», «Общее географическое описание всея Сибири», «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской», «Духовная», «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» и др. определило не только талант Татищева, но и потребности Императорской Академии наук. Для того, чтобы понять, насколько важным для Татищева было его участие в формировании фонда Библиотеки Академии наук, достаточно вспомнить его отношение к иностранным и отечественным материалам. Получая из Академии книги иностранных авторов, он немедля их переводил, а переводы отсылал в Академию. Обнаружив же что-то из русских летописей, которые носили общий характер или местный, он торопился сделать с них списки, а потом оригиналы сразу же отсылал в Академию. Именно благодаря такому подходу к материалу, Татищеву удалось сохранить для нашего отечества книги, занявшие достойное место в русской культуре. В 1724 г. Пётр I отправляет Татищева в Швецию с тем, чтобы он изучил её гражданское устройство, монетное производство, пригласил шведских мастеров на уральские заводы и определил к обучению горному делу в Швеции молодых людей из России. Татищев, как всегда, самоотверженно и с честью выполняет все поручения государя. Однако, одним из важнейших дел, которые могут принести наибольшую пользу отечеству во время его пребывания в Швеции, для Татищева являлись его встречи с учёными и приобретение книг по разным вопросам. Профессор Упсальского университета Бенцель сообщает Татищеву о том, что в упсальской библиотеке в отделе «Rоssikа» находится во «множестве» «российских древних гисторий» и прочих полезных книг на словенском языке, и он разрешает сделать с них копии. Понимая огромное значение рукописных материалов для воссоздания прошлого России, Татищев с благодарностью принимает предложение проф. Бенцеля и переписывает следующие книги: 1) Библия островская, 2) Библия московская, 3) Евангелие напрестольное, 4) Кроника Стрыковского, переведена с польского, письменная три книги, 5) Калепина Лексикон с латинским, сочинён от Спарвенфельда, писан, три книги, 6) Житие Иоанна Дамаскина и царевича Иоасафа, письм. 7) Православные веры исповедание или правая вера. 8) О чинах обыкновенных и принимании послов, выходах царских и пр. писано в царство Феодора Алексеевича. 9) Уложение и притом новоуказанные статьи по 7200 год, собраны по приказам. 10) Степенная книга. В полдесть: 1) Грамматика славенская. 2)Лексикон славенский. 2 книги. 3) Статут короля Сигизмунда, пер. с польского. 4) Родословная очень старая. 5) Адама Богорица, Грамматика в четверть. 6) Кафехизм переведен с греческого в четверть»9 27 сентября 1725 г Татищев уведомляет Черкасова из Христианштадта о том, что он отправил на судне в Петербург ящик с книгами и с коллежскими письмами за печатью штокгольмской таможни. «И прошу вас, государя моего, чтоб пожаловали оный ящик до приезда моего у себя в доме удержали. Ежели же таможенные управители будут сумневаться, то прикажи распечатать и показать им, токмо чтоб не перебили писем» . Книги, приобретённые Татищевым в Швеции, были доставлены в императорский кабинет, а затем значительная их часть поступила в Кунсткамеру, принадлежащую тогда Академии наук. Таким образом, следует признать, что не только природный талант В. Н. Татищева определил появление из-под его пера таких научных трудов, как «История Российская», «Общее географическое описание всея Сибири», «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской», «Духовная», «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» и др. Появлению этих выдающихся трудов споспешествовала именно Императорская Академия наук. В ходе деятельности на Урале Татищев на практике претворял в жизнь свои просветительские идеи. Созданная им широкая сеть школ и библиотек просуществовала без изменений вплоть до XX века. Концепция создания учебных заведений, которой руководствовался Татищев, учитывала особенности внутреннего и внешнего устройства, способы обеспечения необходимым учебным материалом. Школы были рассчитаны на определенный контингент учащихся, и открывала широкие возможности для их обучения. В инструкциях, данных исследователем шихтмейстерам, указывается перечень предметов, своя методика преподавания. Определял Татищев положение и место учителя, так и ученика, а также правила и контроль их поведения. В различных наказах руководителям Уральских заводов исследователь воссоздавал моральный облик педагога. Заслуга Татищева состоит в том, что он своевременно создал первые школьные библиотеки и определил основные тенденции развития библиотечной структуры в будущем. Практически татищевская система организации библиотечной структуры функционирует и в настоящее время. Таким образом, деятельность Татищева - практика в важных сферах культурной жизни России - имела удивительный по своей жизнестойкости, долговременный характер. В организации школ и библиотек обнаруживается еще одна черта, характеризующая просветительство, - забота «о государственной пользе». Стремясь реализовать ранее возникшие идеи при образовании учебных заведений, Татищев использовал пример Луцкой братской школы, существовавшей в XVII веке, а также опыт образовательных учреждений, открытых по указу Петра I, в частности, московской навигацкой и математической школы. Также Татищев высказывался за организацию образовательных учреждений и для малых народов России. Это еще раз подчеркивает то значение, которое ученый придавал образованию в целом. Важно учесть, что Татищев контролировал деятельность открытых школ, выписывал из столицы лучших учителей, закупал для школ методическую литературу и приборы. Помимо этого, он внимательно следил за работой и успехами учеников. Для контроля за распространением грамотности Татищев предложил провести перепись детей школьного возраста, «дабы губернаторы и Правительствующий Сенат могли о том ведать, при ревизиах объявлять имянно в скасках, сколько где обученных письму и сколько у коего прихода обучается». Обращает на себя внимание и то, что В. Н. Татищев подчеркивал важность образования для всех сословий, в том числе и для крестьян. По мнению просветителя, школы должны быть без различий «для мужских и женских персон». Татищев был одним из первых просветителей России, кто потребовал образование для женщин. Социально-профессиональная ориентированность образовательной деятельности горнозаводских школ безусловно оказала самое благотворное влияние на развитие профессиональной компетентности их выпускников, на качество их подготовки. Без преувеличения можно сказать, что они составляли костяк персонала добывающей и металлургической промышленности Урала. Достаточно сказать, что в числе выпускников горнозаводских школ такие имена, как Иван Иванович Ползунов – изобретатель первой в мире паровой машины, механик-гидротехник Козьма Дмитриевич Фролов – творец первых в мире заводов-автоматов. Это свидетельствует о высокой акмеологической эффективности рассматриваемых образовательных заведений. Из горнозаводских школ XVII–XVIII вв. в XX столетии выросла современная система горнозаводского образования, занимающая одно из первых мест в мире по качеству подготовки специалистов. Это дало право С. В. Колпакову, президенту Международного союза металлургов, отнести к «нашим национальным особенностям» наличие в российской металлургии высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов, неоднократно доказывавших свои высокие качества и компетентность в разработке и реализации самых крупномасштабных проектов в стране и за рубежом. В. Н. Татищев считал, что любое учебное заведение обязательно должно иметь библиотеку. Это он четко отразил в «Записке об учащихся и расходах на просвещение». Поэтому, покидая в 1737 г. Екатеринбург, делает еще один практический шаг для реализации своих взглядов по этому вопросу. Он дарит в «пользу заводских школ» значительную часть своей личной библиотеки, более 600 книг. Библиотека В. Н. Татищева сыграла большую роль в «умопросвещении» не одного поколения уральцев. Оценивая просветительскую деятельность В. Н. Тати....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: