VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современные взаимоотношения Республики Сербия с Европейским Союзом в исторической ретроспективе с 2007 по 2015 гг

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011081
Тема: Современные взаимоотношения Республики Сербия с Европейским Союзом в исторической ретроспективе с 2007 по 2015 гг
Содержание
ВВЕДЕНИЕ



  Европейский Союз является одной из наиболее развитой в политическом и экономическом плане организацией с весомой ролью на мировой арене. Сербия, расположенная на европейском континенте, имеет непростые отношения с Западом, которые напрямую и в большей степени отражаются на ее социально-экономическом развитии. С уверенностью можно утверждать, что путь в Евросоюз для Сербии будет сложным в отличие от того пути, по которому прошли ее восточноевропейские соседи. Для многих балканских стран вступление в Европейский Союз было одним из наиболее важных приоритетов внешней политики, и Республика Сербия не является исключением. Однако, в силу своей нестабильности и конфликтогенности в регионе, процесс евроинтеграции Балкан оказался  сложным и неоднозначным, так как с давних пор разные государства региона располагали разным количеством и качеством ресурсов, а соответсвенно и разными возможностями для осуществления своих целей. Осуществляя политику постепенного расширения на восток Европейский Союз, желая этого или нет, столкнулся со многими проблемами балканского полуострова. Таким образом ряд стран юго-восточной Европы стал входить в Евросоюз: в 2004 году Венгрия, Словакия и Словения, затем, в 2007 к Союзу присоединились Болгария и Румыния, а последнем расширением стала Хорватия в 2013 году. 

Сербия, во много опираясь на успех евроинтеграции своих соседей, также поставила цель — вступление в европейскую организацию. С уверенностью можно сказать, что став членом данной организации, Сербия займет в ней определенное место и будет играть особую роль по ряду объективных причин, это и сила сербских культурных, исторических и политических традиций, в сила сербского православия. Необходимо отметить, что взаимоотношения между Республикой Сербия и Европейским Союзом строились на протяжении многих веков. Их объединяет не только географическая близость, близкое историческое развитие, но и общие геополитические цели. Как ни странно, но стабильность и предсказуемость на Балканском полуострове является фактором процветания всего европейского региона. Нынешние сербские политики, опираясь на горький опыт кризисов 1990-х годов, ощущая негативное отношение к сербам, направили основные усилия на евроинтеграцию по многим политическим, экономическим, геополитическим, культурным, географическим и историческим причинам. Сербия видит в ЕС возможности для экономического развития и улучшения уровня жизни своих граждан, а также обеспечение безопасности в регионе. Однако существует целый ряд негативных событий, последствия которых в настоящее время оказывают сильное влияние на развитие отношений между Сербией и Европейским Союзом. Невозможно найти быстрого и правильного решения для такой проблемы, как кризис в Косово. 

Научная актуальность обусловлена недостаточной изученности темы. Необходимо отметить, что российская и зарубежная литература не располагает большим количеством монографий, где бы описывалось пошаговое развитие партнерских отношений. Отечественная историографии фокусируется на отдельных аспектах и отличается негативными высказываниями в отношении расширения Европейского Союза. Зарубежные же коллеги недостаточно полно раскрывают спектр взаимоотношений, так как стараются скрыть негативные явления прошлого, а главная тема – это оценка плюсов и минусов вхождения Сербии в ЕС. Неоднозначность оценок и недостаток литературы на данную тему придает работе большую актуальность.

	Политическая актуальность данной работы выражается в особом интересе к динамике взаимоотношений Сербии и Евросоюза на фоне расширения Европейского Союза на Восток. России крайне важно следить за этими процессами. Ведь Российская Федерация заинтересована в сохранении своего веса на Балканах ввиду как политических, так и экономических соображений, а так же географической близости, что выражается в тесном сотрудничестве по линии Москва-Белград. 

Колоссальный вклад в современную науку о международных отношениях вносит изучение взаимоотношений Республики Сербия и Европейского Союза, поскольку дает свежий взгляд на произошедшие события и позволяет проанализировать опыт взаимоотношений сторон. Анализ данного аспекта помимо того помогает понять предпосылки сложившихся отношений Сербии с Европейским Союзом, выявляет основные компоненты процесса интеграции всего западнобалканского региона, позволяет прогнозировать перспективу политики расширения ЕС. 

Не смотря на широкий интерес к данной теме, выявлено лишь небольшое количество работ, как российской, так и сербской историографии, прямо или косвенно относящихся к теме исследования.

Одним из наиболее изученных вопросов являются советско-югославские отношения. По данной теме интерес представляет работа С.Я. Лавренова и И. М. Попова под названием «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах»1. Монография посвящена внешней политике Советского Союза в период «холодной войны». В данной работе делается упор на различие подходов к разрешению конфликта, вызванного распадом СФРЮ, при этом в центре внимания стоит США, а страны ЕС только в рамках НАТО. 

По данному вопросу интересна и работа известного специалиста по истории Югославии, старшего научного сотрудника Института славяноведения Л. Я. Гибианского «Форсирование советской блоковой политики»2. В работе изучена послевоенное становление отношений, а также их ухудшение в конце 1940-х, что также позволило выявить причины сближения Югославии со странами Запада.

Статья С. Вреска «Троянский конь» в социалистическом «лагере»: Советский Союз и Югославия 1957-1958 гг.»3 рассматривает проблемы углубления конфликта СССР и Югославии.  Работа дает полезную информацию о позиции Советской Югославии вне социалистического блока. А также, о выработке собственной программы построения социалистического общества югославскими властями.

Среди российской историографии особый интерес представляет тема югославского кризиса, в частности распад Югославии и конфликт в Косово.  Значительный вклад внесла книга видного специалиста по истории югославянских народов и руководителя Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Е. Ю. Гуськовой «История югославского кризиса»4. Здесь уделено большое внимание выявлению причин, как внешних, так и внутренних, произошедших событий, а также международной реакции на них, включая позицию России и европейских стран. 

Более обширно изучается данный вопрос в книге А. Г. Задохина и Ю.А. Низовского «Пороховой погреб Европы»5, где авторы рассматривают историю югославского народа начиная с конца XIX в. по кризис в Косово включительно. В вопросе о распаде СФРЮ авторы выделяют внутренние и внешние проблемы. 

Использованы работы, анализирующее экономические отношения Сербии и ЕС. Существенный вклад внес А. Ковачевич «Экономические взаимоотношения между Сербией и ЕС»6. Автор раскрывает взаимоотношения Сербии и ЕС с 1990 по 2000 гг. в экономической сфере. Приведены материалы статистики, достаточно полно описан весь спектр экономического взаимодействия. 

	Данная тема отслеживается и в работе Е. Милич в статье «Европейский Союз и Сербия»,7 в сборнике «Европейские стандарты и Сербия», опубликованного Центром за демократию, при поддержке Европейского Союза и Фонда Открытого Общества. Статья описывает взаимоотношения Сербии и ЕС, начиная с распада Югославии, при этом говоря о том, что несмотря на сложную обстановку, отношения не были сведены на нет.

Цель данного исследования – выявить поэтапное развитие взаимоотношений Республики Сербия с Европейским Союзом и Российской Федерацией с 2007 по 2015 гг.

В соответствие с целью исследования поставлены следующие задачи:

	?	Проанализировать начальные стадии взаимоотношений социалистического государства Югославия и Европейского Экономического Сообщества

	?	Выявить основные факторы, оказавшие наибольшее влияние на взаимоотношения Республики Сербия и Европейского Союза

	?	Определить современное состояние взаимоотношений со времени получения статуса официального кандидата на вступление в ЕС

	1.	 	Объектом исследования выступают взаимоотношения Республики Сербии и стран Европейского Союза. 

	Предмет исследования – современное состояние, тенденции и перспективы развития двухстороннего сотрудничества Республики Сербии со странами Европейского Союза в целом.

В ходе данной работы анализируются современные взаимоотношения Республики Сербия с Европейским Союзом в исторической ретроспективе с 2007 по 2015 гг. Данные хронологические рамки обусловлены тем, что 7 ноября 2007 года Сербия парафировала соглашение о стабилизации и ассоциации, что стало важной вехой в развитии взаимоотношений и означало выход на качественно новый уровень процесса сербской евроинтеграции. Но поскольку взаимоотношения Сербии и ЕС имеют глубокие исторические корни, следует проанализировать и оценить их современное состояние и прогнозировать перспективу в будущем, в качестве предыстории рассматривается послевоенное складывание отношений тогда еще Социалистической Федеративной Республики Югославия с Европейским Экономическим Сообществом.







Глава 1. Взаимоотношения Югославии и Европейского Сообщества (1980-2006гг.)

1.1 Формирование отношений социалистической Югославии и Европейского Экономического Сообщества 



	Взаимоотношения Республики Сербия и Европейского Союза уходят корнями далеко в прошлое, когда они еще не существовали в современном виде. Так, еще Федеративная Народная Республика Югославия сотрудничала с отдельными странами Запада в середине XX века. Однако, стоит добавить, что в послевоенный период внешняя политика ФНРЮ и характеризовалась тесными отношениями с СССР. В апреле 1945 г. харизматический лидер Движения югославского сопротивления И. Броз Тито во второй раз прибыл в Москву. 11 апреля он подписал полномасштабный югославско-советский Договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве. 13 апреля 1945 г. было заключено первое торговое соглашение между СССР и Югославией. По просьбе югославской стороны в Югославию были направлены советские гражданские и военные специалисты. Москва не отказалась и от предоставления Югославии военной помощи в виде поставок оружия. В советских военных академиях и училищах появились югославские слушатели и курсанты.8 В 1948 отношения между СССР и Югославией ухудшились из-за разногласий руководителей компартий ФНРЮ с И.В. Сталиным9. 28 сентября 1949 г., обвинив правительство Югославии в «фактическом попрании и разрыве» советско-югославского Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, советское правительство уведомило югославское руководство о том, что считает себя свободным «от обязательств, вытекающих из этого договора».10. 

Разрыв отношений между Югославией и СССР в 1948 г. оказал влияние не только на внешнеполитические ориентиры, но и на внутреннюю политику страны. Югославское руководство приняло решение отказаться от советской экономической модели развития. В результате этого в последующие годы  Югославия укрепляла отношения с другими странами, такими как США, Великобритания и Франция. С этими государствами Югославия заключила договора, которые предоставляли ей финансовую помощь в виде займов. Весной 1951 г. Югославия подписала с США соглашение об оказании ей американской военной помощи. На американском авианосце Тито совершил осмотр своих портовых сооружений. В тот момент Тито, более чем когда-либо, был обеспокоен возможностью советских военных действий против Югославии11, а в 1953–1954 годах военно-политические соглашения с Турцией и Грецией12. Югославия не поддержала ввод вооруженных сил США в Индокитай и войск Организации Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году, а также советскую интервенцию в Афганистан 1979 года13.

На протяжении следующих десятилетий Югославия проводила многовекторную внешнюю политику, имея, как потепления в отношениях с СССР, так и развитие отношений со странами Запада. При этом советские власти имели целью сближение Югославии с социалистическими странами и включение ее в социалистическии? лагерь. Руководство СССР, возглавляемое Н. С. Хрущевым, уделяло большое внимание югославскому вопросу и для достижения поставленнои? цели было готово пои?ти на некоторые уступки югославским коммунистам, в частности, в области экономики.14 

С 1964 года Белград принимал участие в работе СЭВ, но при этом не забывая развивать экономические отношения со странами Запада и «третьего мира». 

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (переименована в таковую 1963 году) целенаправленно развивала отношения с тогда еще Европейским Экономическим Сообществом. Начиная с 1970 года, заключались договоры в целях укрепления сотрудничества. Тогда было заключено первое соглашение, обеспечивающее режим наибольшего благоприятствования. Затем в 1973 году последовало второе соглашение, содержащее новые положения об экономическом сотрудничестве. Это явилось показателем принятия во внимание особого места Югославии во внешней политике ЕЭС15. 

Главным стимулом к развитию отношений послужило внутриэкономическое положение Югославии, а именно нарастающий кризис начала 1980-х годов16. В этих условиях власти страны пытались вести активную внешнеторговую деятельность, в которой всё большая роль отводилась европейским странам. Такие условия как нельзя кстати способствовали сближению с ЕЭС, которое могло предоставить Югославии доступ к своим финансовым ресурсам. Так, с 1977 года сообщество предоставило Югославия доступ к ресурсам Европейского инвестиционного банка17.

Затем, начавшиеся в 1978 году переговоры завершились подписанием соглашения о сотрудничестве в апреле 1980 года между Европейским Экономическим Сообществом и Социалистической Федеративной Республикой Югославия. Данное соглашение вступило в силу в апреле 1983 года18. Соглашение ознаменовало собой новый шаг в развитии взаимоотношений. Оно было заключено на неопределенный срок и имело положения, охватывающие большой спектр сотрудничества: торговля, финансовая помощь и сотрудничество в области промышленности, науки и технологий, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, окружающей среды и туризма. Коммерческие и финансовые условия соглашения были введены в приложение временного соглашения, которое вступило в силу 1 июля 1980 года19. 

Данные соглашения предоставляли торговые и экономические выгоды для СФРЮ. Благодаря их реализации, с момента вступления в силу Временного соглашения в июле 1980 года, ЕЭС отменило таможенные пошлины и количественные ограничения на почти всю общепромышленную продукцию20. Финансовое сотрудничество оформленное в виде финансового протокола в рамках соглашения о сотрудничестве, предусматривало кредиты на период с 1980 по 1985 года. Они были полностью использованы югославскими властями для трех проектов, а именно: модернизации автомобильных, железных дорог и расширения электрической сети21. Европейский инвестиционный банк также предоставил кредит вне рамок финансового протокола на построение автомагистрали Север - Юг, которая представлял значительный интерес для трафика между Грецией и другими странами ЕЭС22.

Таким образом, соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве 1980 года привело к либерализации экспорта промышленной продукции в ЕС и дало многочисленные преимущества для экспорта сельскохозяйственной продукции. Благодаря этому, среди десяти самых важных экономических партнеров ЕЭС стала Югославия, 44% внешней торговли которой осуществлялось с государствами-членами Европейского Экономического Сообщества23. По итогам этого сотрудничества СФРЮ получила значительную финансовую и техническую помощь.

За экономическим сближением последовали действия и по сближению внешнеполитическому. В 1980 году Югославия открыла постоянное представительство в Брюсселе, а ЕЭС постоянную миссию в Белграде. Затем, в 1982 году была сформирована делегация Европейской Комиссии в Белграде. Название делегации изменилаоь в декабре 2009 года на "делегацию Европейского Союза в Республике Сербия" в соответствии со вступившим в силу Лиссабонским договором24.

По истечению финансового прокола 30 января 1985 года,  был заключен новый на период с 1 июля 1985 года по 30 июня 1991 года, предоставлявший займы. Около 40% этих ассигнований были инвестированы в развитие транспортной инфраструктуры25.  

Так, с 1980 по 1991 года Югославия и ЕЭС реализовали три финансовых протокола. Таким образом, в этот период было создано экономическое и политическое сотрудничество, которое было разработано в рамках специального органа - Совета по сотрудничеству26.

Тем не менее, в течение очень короткого периода времени, изменения как на глобальном уровне, так и в самой Югославии сыграли огромную роль в становлении взаимоотношений. СФРЮ начала распадаться из-за вооруженных конфликтов изнутри на отдельные республики. В связи с данными событиями 8 ноября 1991 года Совет министров Европейского Союза принял решение приостановить соглашение о торговле и сотрудничестве и наложить санкции в отношении Югославии, после их введения со стороны ООН. Несмотря на это, делегация Европейской Комиссии оставалась в Белграде и была постоянно в рабочем состоянии. Действия ЕС в урегулировании кризиса в бывшей Югославии задали направление для будущих действий ЕС в этой области27.

В начале 1990-х разразился уже давно назревавший югославский конфликт. Он естественно не оставил равнодушным Европейский Союз, заинтересованный в стабильности региона.  Распад республики был очевидным и назревал вопрос о признании новых отделившихся государств. В этом вопросе Европейский Союз на начальном этапе кризиса придерживался позиции, что только при условии согласия противоборствующих сторон то или иное государство может быть признано независимым28. Совет министров ЕС призвал стороны к демократическому диалогу. Однако, не располагая должными возможностями для решения конфликта, Евросоюз нуждался в поддержке таких организаций, как СБСЕ и ООН. Некоторые исследователи отмечают, что странам ЕС было предложено подключится к решению конфликта самим Б. Лончаром, на тот момент министром иностранных дел Югославии, так как в этом не видели угрозы для Югославии29.

Для урегулирования конфликта 27 августа 1991 года Европейский Союз принял решение создать специальную Конференцию Европейского сообщества по Югославии, а с 1992 года Международную конференцию по бывшей Югославии (МКБЮ)30. Данная конференция, согласно документам ООН, должна была действовать «до достижения окончательного урегулирования проблемы бывшей Югославии»31.

Однако, 16 декабря 1991 года Совет министров Евросоюза принял декларацию под названием «Руководящие принципы признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе», а также специальную декларацию по Югославии, таким образом изменив свое первоначальное мнение с сохранения целостности СФРЮ на признание новых государств32.

Всю ответственность за кризис в Боснии и Герцеговине страны — члены ЕС и США возложили на Союзную Республику Югославия (СРЮ). В конце весны 1992 года Советом Безопасности ООН был принят «пакет жестких санкций» против Югославии, что, как и раньше, не привело к установлению мира в этом регионе. В конце лета 1992 года на заседании Совета Безопасности ООН по поводу Боснии и Герцеговины были приняты две резолюции, дающие право странам —членам ООН использовать военную силу для доставки гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину и решительно осудившие нарушение прав человека в Югославии33. Но так как они не дали желаемого результата - не привели к миру. В апреле 1993 года EЭC ужесточил санкции по отношению к Сербии и полностью запретил коммерческий обмен и нефинансовые услуги с Белградом. Транзит продукции через территорию СРЮ (с 27 апреля 1992 года) независимо от происхождения или назначения продукции также был запрещен34. В своих действиях страны—члены ЕС отошли от классической концепции национального суверенитета, создав тенденцию к более узкому толкованию понятия «внутренние дела государства». Применив принцип права народа на самоопределение, они ограничили его территориями, образующими федеративное государство.

Первые признаки сокращения гнета санкций проявились в 1994 году, когда ООН принял резолюцию о частичном приостановлении санкций, введенных в отношении СРЮ. В соответствии с этим, 15 октября 1994 года эмбарго на поставки в области авиации и морского транспорта было снято35. 

Однако в 1998 году ЕС неоднократно осуществлял действия, имеющие негативное воздействие на экономику Сербии. В частности, ограничение притока средств и запрещение инвестиций в Сербию, также произошло замораживание средств, принадлежащих СРЮ и сербскому правительству. Позже издался запрет и на полеты из Сербии в ЕС. И все эти действия только усугубляли ситуацию36.

Следует отметить, что позиция Европейского Союза по отношению к косовскому конфликту не в пользу сербов, была объяснена как раз событиями выше, а именно: распадом Югославии, провозглашением независимости Хорватией и Словенией в одностороннем порядке, которое повлекло за собой вооруженный конфликт с федеральными властями, и в большей степени из-за жестокой междоусобной войны в Боснии и Герцеговине 1992-1995 годов37.  



1.2 Влияние Косовского кризиса на взаимоотношения Югославии и Европейского Союза



После распада Югославии последовал и другой кризис – косовский, который также потребовал вмешательства иностранных государств и международных организаций в его разрешение. Война в Косово вспыхнула в феврале 1998 года между албанскими сепаратистами и Союзной Республикой Югославией38. Нужно сказать, что конфликт не вызывал удивления у мирового сообщества, в том числе и у Европейского Союза, так как назревал он уже давно. На сессиях Европейского Совета и Совета министров выражалась обеспокоенность возможностью усугубления сербско-албанского конфликта в Косово еще до его обострения39.

Отношения Европейского союза и СРЮ на тот момент развивались на фоне общего негативного отношения к сербам, постепенно складывающегося в общественном сознании Западной Европы на фоне введения 4 января 1999 года единой валюты, требовавшего как можно больше единства среди членов Союза для дальнейшего евростроительства, а также на фоне внутриполитического состояния, где основную роль играли левые правительства социал-демократов, лейбористов, социалистов, которым необходимо было доказывать свою решительность в международных делах и избегать обвинений в пацифизме и неуважений прав меньшинств40.

	В целях предотвращения дальнейшего обострения конфликта Европейское сообщество направило свою делегацию для переговоров с Белградом и лидерами косовских албанцев. Одновременно под эгидой ООН была создана контактная группа по Косово, в которую вошли Великобритания, Германия, Италия, Франция, США и Россия. В Лондоне 9 марта 1998 года на заседании Контактной группы было принято заявление, осуждающее сепаратизм и терроризм. По предложению России в документ были включены положения об осуждении зарубежных сил, финансирующих, вооружающих и обучающих террористические группы в Косово. Речь при этом идет не столько о ЕС в целом, сколько о четырех ведущих его участницах - Франции, Великобритании, Германии и Италии, которые входят в состав Контактной группы наряду с США и Россией. В ходе сессий Контактной группы в Лондоне, Бонне, Риме, Париже на уровне постоянных представителей и министров иностранных дел, обсуждения в Совете Безопасности ООН косовского вопроса (особенно резолюции 1199), в ОБСЕ, наконец, в рамках двусторонних контактов эта четверка вела себя более энергично, а главное - более согласованно, чем когда-либо на протяжении югославского кризиса. В начале, с целью деэскалации конфликта Европейское сообщество направило делегацию для переговоров. При этом европейские страны изначально видели решение в предоставлении большей автономии краю Косово и Метохии, в противном случае, в ход должны были пойти, как это и было раньше, санкции против югославских властей41. 

Еще в ноябре 1997 г. министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин и его тогдашний германский коллега Клаус Кинкель предприняли совместную поездку в СРЮ с целью примирить конфликтующие стороны. В феврале и марте 1999 г. Ю. Ведрин и министр иностранных дел Великобритании Робин Кук сопредседательствовали на международной конференции в загородной резиденции французского президента - замке Рамбуйе под Парижем - с участием делегаций обеих враждующих сторон и представителей стран - членов Контактной группы (в том числе периодически на уровне министров)42. Затем, 9 марта 1998 года в Лондоне состоялась встреча Контактной группы, на которой осуждался терроризм и сепаратизм. В это время конфликт продолжал нарастать, Армия Освобождения Косова, организованная албанскими сепаратистами, росла в численности. 22 марта 1998 года в Косово прошли несанкционированные выборы «президента» края, которые в Белграде были оценены как очередное проявление сепаратизма. В то же время правительство Сербии предложило 28 апреля начать переговоры с представителями косовских албанцев. Однако лидеры албанской общины не откликнулись. Ожесточенные столкновения между отрядами Армии освобождения Косово и югославскими силовыми подразделениями, случаи грубейшего нарушения прав человека всеми участниками конфликта поставили на повестку дня мировой политики вопрос о применении военной силы как средства его прекращения. В связи с этим росло и количество жертв от столкновений правительственных войск с АОК43. 

США и ЕС обвинили Сербию в военных преступлениях, этнических чистках и гуманитарной катастрофе, и под таким предлогом НАТО направил свои войска в Македонию и Албанию. В то же время Контактная группа обратилась с просьбой к Сербии вывести свои специальные войска из края и обеспечить беспрепятственный проход западных дипломатов в Косово. Сербия не хотела принимать данные требования и искала поддержки у России. Но после встречи С. Милошевича и Б. И. Ельцина 16 июня 1998 года в Москве югославский лидер согласился с требованиями Контактной группы44.

На протяжении 1998 года усиливалось давление на югославские власти и со стороны НАТО. 23 сентября была принята резолюция СБ ООН 1199 с требованием о прекращении огня45. 13 октября С. Милошевич под давлением подписал договор, предполагавший отвод сербских войск из региона, расположение двух тысяч наблюдателей ОБСЕ, доступ в воздушное пространство сил НАТО46. 

Европейский Союз справедливо отвергает независимость Косово: было бы безответственно поощрять дробление Европы на микрогосударства, грозящие воспламенить регион. В то же время ЕС справедливо требует от Белграда восстановления автономного статуса Косово. Выход может быть найден в признании самой широкой автономии Косово в рамках Сербии, если не Югославии. Такое соглашение имеет смысл лишь в том случае, если Европа при поддержке НАТО и США найдет средства навязать Сербии и Косово демократическое правление.

Французское руководство приложило немало усилий, чтобы сыграть как можно более заметную роль в переговорном процессе. Оно приняло на себя непростые обязанности организатора конференции в Рамбуйе и направило в Македонию значительный контингент (1500 военнослужащих из 2800) в состав Сил эвакуации НАТО под командованием французского генерала Марселя Валантена, которые были призваны обеспечить безопасность наблюдателей ОБСЕ в Косово47. Вначале сербская сторона была близка к подписанию предложенного документа, в котором требовалось развертывание небольшого контингента сил ООН в Косово с рядом поправок, в том числе, об участии в этом югославских сил. Албанская сторона, как и страны Запада, отвергла это предложение. А через несколько дней, С. Милошевич, по мнению некоторых источников, лично запретил подписание предлагаемого документа. В итоге конференция не принесла результатов48. 

В связи с этим с 15 по 18 марта в Париже был организован второй тур переговоров. К моменту его проведения западные страны уже выработали концепцию, названную «принуждение к миру», включавшую угрозы нанесения воздушных ударов силами НАТО по Югославии, если та не выполнит предъявленный ультиматум. При этом Белград, не смотря на то, что согласился с ультиматумом и обещал России выполнять взятые на себя обязательства, колебался в выборе правильного решения49.

Непосредственным поводом для военной акции стал инцидент в Рачаке 15 января 1999 года, где погибли 45 албанцев. На сегодняшний день официальная позиция Сербии по этому вопросу заявляет, что погибшие албанцы были членами АОК. Однако члены Контрольной миссии ОБСЕ сочли инцидент актом этнической чистки. Этой ситуацией воспользовались Соединенный Штаты, в частности, госсекретарь Мадлен Олбрайт, которая оказала давление на лидера албанской делегации Хашима Тачи, и албанская делегация подписала проект соглашения. В начале марта Миссия ОБСЕ была отозвана из Косово, дав понять, что НАТО сделали выбор в пользу войны для решения вопроса о статусе края50.

24 марта 1999 года началась военная операция НАТО против СРЮ, где Франция, ФРГ и Великобритания приняли активное участие, кроме того, Лондон, Рим и Анкара предоставили базы на территории своих стран в качестве перевалочных пунктов для авиации США, сыгравшей ведущую роль в воздушной кампании51.

	Таким образом, во время распада Югославии Сербия находилась в международной изоляции, против неё действовали многочисленные санкции: военные, экономические, культурные и прочие. Общественное мнение во многих странах мира было настроено против неё, страну считали виновной в развязывании кровопролитных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине. После окончания войн в бывшей Югославии режим санкций был смягчён, однако в 1998—1999 годах Сербия вновь оказалась в изоляции и стала мишенью воздушных ударов стран НАТО. США и страны Евросоюза  возобновили сотрудничество с Сербией только после свержения президента Слободана Милошевича и прихода к власти Воислава Коштуницы, отношения Сербии с большинством стран Запада нормализовались. В настоящее время внешняя политика страны характеризуется стремлением вступить в ЕС, дипломатической борьбой против признания независимости автономного края Косово и развитием всесторонних отношений со множеством стран мира.



1.3 Посткризисное развитие отношений между Союзной Республикой Югославией и Европейским Союзом(2000-2006 гг.)



В начале 1999 года вместе с началом кризиса и войны в Косово, ЕС начал разработку всеобъемлющей политики по отношению к Юго-Восточной Европе, так как с распадом Югославии образовались новые государства, возжелавшие вступить в Союз. Продуктом разработки стал процесс стабилизации и ассоциации, который ориентирован на развитие отношений Европейского Союза с Албанией, Боснией и Герцеговиной, Хорватией, Македонией и Союзной Республикой Югославией52. Основными составляющими процесса стабилизации и ассоциации являлись: новое поколение договорных отношений через процесс стабилизации и ассоциации, программа технической помощи, автономный торговый режим, политический диалог.

Помимо этого, в июне 1999 года был подписан пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, который должен был стать важным механизмом для дальнейшего прогресса общей стабильности и развития этой части Европы. Цель документа - помочь странам Юго-Восточной Европы на пути к полной интеграции в евро-атлантические структуры и в укреплении регионального сотрудничества. Он начал эффективно функционировать по отношению к Сербии только после смены политического руководства в октябре 2000 года53.

Политические изменения в Белграде после выборов 2000 года и падения режима Слободана Милошевича 5 октября открыли двери для развития новой, более благоприятной фазы в отношениях между СРЮ и Европейским Союзом, и Российской Федерацией. Членство в ЕС стало стратегической целью государственной политики Сербии и основной частью ее внешнеполитической стратегии54. На пути к Европейскому Союзу СРЮ, а затем Сербия и Черногория (после подписания Белградского соглашения в 2002 году) успешно вели деятельность в рамках глобальной и региональной интеграции, наглядно демонстрируя их европейскую ориентацию55.

ЕС поддерживал политические устремления в новой Союзной Республике Югославия, состоящий из Сербии и Черногории, но отношения были на низком уровне из-за санкций. Хотя они были отменены в отношении большей части бывшей Югославии, но при этом сохранились против СРЮ. В Сербию на период с 1993 до 2000 года из ЕС поступала лишь гуманитарная помощь, которая была направлена на поддержку жертв конфликта в регионе и уязвимых групп населения. В то же время ЕС выделяли и финансовую поддержку независимым средствам массовой информации и неправительственному сектору56. 

По инициативе Франции, которая на тот момент председательствовала в Совете Европейского Союза, 24 ноября 2000 года было проведено совещание в Загребе, где встретились главы государств и правительств Европейского Союза и стран соглашения о стабилизации и ассоциации. Совещание приняло заключительную декларацию, которая представляла собой важную веху для дальнейшего развития политических и экономических отношений со странами соглашения о стабилизации и ассоциации. Декларация гарантировала европейскую перспективу для всех стран, охваченных процессом стабилизации и ассоциации, принимая во внимание индивидуальные результаты этих стран и послужила толчком к возрождению регионального сотрудничества57.

Наконец, в 2000 году ЕС наделил льготным режимом товары из Югославии. Но открывая дверь к европейскому рынку, это имело и ряд негативных последствий. Прежде всего, одним из таких последствий стало увеличение дефицита торгового баланса во внешнеторговой деятельности58.

Таким образом, Европейский Союз начал широкую поддержку Сербии после смены политического руководства. Этому способствовал и тот факт, что в стране был большой недостаток предметов первой необходимости, включая лекарства, продукты питания и другое.  Поддержка началась с реализации намеченной экстренной помощи в размере 180 млн евро, которые помогли Сербии зимой 2000-2001 гг. В помощь также включалась поддержка Сербии в сфере энергетики, так как после бомбардировок 1999 года энергетический сектор был близок к краху. Помощь реализовывалась в рамках программы «Энергия для демократии". Благодаря этому, зимой 2000-2001 гг. спрос на электроэнергию в Сербии почти 70% был покрыт за счет импорта из ЕС59.

Активно развивалось и политическое сотрудничество, так как одной из основных экономических и политических целей после 2000 года для Союзной Республики Югославия стало вступление в Европейский Союз. Нужно отметить, что для того, чтобы регулировать прием новых членов и выработать критерии приема, ЕС принял комплекс мер и законов, под названием Копенгагенские критерии, которые используются для определения правомочности страны стать членом ЕС60. Для удовлетворения критериям, установленным в Копенгагене, СРЮ уже в 2000 году начала всестороннее реформирование, прежде всего в области государственных финансов и банковской системы, либерализации рынка путем приватизации крупных компаний, а также реформирование национального законодательства в соответствии с требованиями ЕС. Кроме того, был дан старт реформам в области образования, начался п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%