VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современные тенденции комплектования библиотечных фондов в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001200
Тема: Современные тенденции комплектования библиотечных фондов в России
Содержание
     Содержание
     Список условных обозначений и сокращений
     Введение
     1 Современные тенденции комплектования библиотечных фондов в России………………………………………………………………………
     1 Нормативно-правовая база комплектования ………………………
     1.2 Источники и способы комплектования фондов …………………
2 Организация комплектования фондов муниципальных библиотек 
в современных условиях…………………………………………………………..
     2.1 Рабочий аппарат в помощь комплектованию 
библиотечного фонда………………………………………………………………
     2.2 Проблемы и перспективы в организации комплектования фондов муниципальных библиотек России……………………………………………..
3 Деятельность МБУК «Усть-Куломская МБ» Республики Коми по комплектования фонда …………………………………………………………………..
     3.1 Опыт работы и статистический анализ деятельности МБУК«Усть-Куломская МБ» Республики Коми по комплектованию библиотечных фонда (за 3 года)……..................................................................................
     3.2 Результат анкетирования, пользователей МБУК«Усть-Куломская МБ» Республики Коми ………………………. 
     3.3 Практические рекомендации по совершенствовании процессов комплектования МБУК «Усть-Куломская» МБ………………………………………
     Список использованных источников………………………………………
     Приложение Анкеты для библиотекарей и пользователей……………….
     
     Список условных обозначений и сокращений
АК – Алфавитный каталог 
АПУ – Алфавитно-предметный указатель 
АРМ – Автоматизированное рабочее место 
БАН – Библиотека Академии Наук
БФ – Библиотечный фонд
ГПНТБ СО РАН – Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 
КК – Краеведческая картотека
МБ – Межпоселенческая библотека
МБУК – Муниципальное бюджетное учреждение культуры
НТИ – Научно-технические информации 
ПК – Предметная картотека
РГБ – Российская государственная библиотека
РЖ – Реферативный журнал 
РИО – Редакционно-издательские отделы
РКП – Российская Книжная Палата
РФ – Российская Федерация
СБА – Справочно-библиографический аппарат
СК – Систематический каталог
СМИ – Средство массовой информации 
СП – Сельское поселение
УНБ – Универсальные научные библиотеки
ФЗ – Федеральный закон
ЦБС – Центральная библиотечная система
ЦКНБ – Центральный Коллектор Научных Библиотек 
ЭК – Электронный каталог
    
    
    Введение
     Актуальность темы: Важнейшим системообразующим элементом библиотеки является фонд. В условиях информатизации общества вопрос о необходимости концентрации в одном месте множества документов приобретает особую остроту. В современных условиях каждая библиотека ищет инновационные пути по совершенствованию своей деятельности. К модернизации сложившейся системы комплектования и обновлению традиционных подходов, форм и методов в этой сфере значительное влияние оказало функционирование библиотеки в новой социально-экономической среде, создавшей множество проблемных ситуаций, требующих разрешения. Среди них недостаточное финансирование и необходимость экономного расходования средств в условиях непрерывно растущих цен на издательскую продукцию; новые рыночные формы книгораспространения и книготорговли; снижения качества информационного обеспечения комплектования и увеличения числа каналов приобретения, что значительно повышает трудоемкость процесса комплектования[] Шпанцева, С. М. Инновационные подходы к формированию фондов / С. М. Шпанцева, С. Кузнецова // Информ. бюл. РБА. – 2005. – №3. – С. 65-67. К этому присоединяется развитие информационных и коммуникационных технологий (появление новых видов электронных изданий в разных режимах использования, глобальная сеть)меняетсф информационная среда комплектования, стимулируя расширение использования компьютерных средств в процессе комплектования [] Подкорытова, Н. И. Комплектование библиотечных фондов в современной издательской инфраструктуре / Н. И. Подкорытова // Информ. бюл. РБА. – 2004. – №32. – С. 151-154.
     Таким образом, актуальность выбранной темы приобрела сегодня особую значимость, как в теоретическом, так и практическом понимании данной проблемы.
     Разработанность темы: Проблема комплектования библиотечного фонда на всех этапах развития рассматривалась как одна из наиболее значимых в библиотековедении. Теорию отбора документов в фонд библиотеки активно разрабатывали многие книговеды и библиографы. Широкое развитие и реализацию она получила в трудах Ю. В. Григорьева, Ю. Н. Столярова, О. Н. Моревой и других библиотековедов.
     Теоретическую базу настоящей работы составили публикации ведущих теоретиков и практиков в области библиотековедения, книгоиздания и книгоснабжения. 
     Рассмотрению методологических аспектов в области комплетования библиотечных фондов помогли работы Ю. Н. Столярова, В. И. Терёшина, Ю. А. Горшкова, О. Н. Моревой.
     Раскрывая основные характеристики источников документоснабжения, автор опирался на публикации С. Ю. Зориной, В. К. Клюева и др.
     При рассмотрении способов документоснабжения российских библиотек автор данного исследования счел необходимым обратиться к работам : Т. В. Петрусенко, Ю. А. Гриханова, А. А. Соляник и др.
     Однако ни в одной из работ не рассматривался в комплексе и с большим временным охватом весь круг проблем, связанных комплектованием библиотек. И, не смотря на неослабевающий интерес библиотекарей-комплектаторов к этой проблеме, публикаций и методических рекомендаций не хватает, а публикации часто содержат материал, основанный на личном опыте.
     Объект исследования: комплектование фонда МБУК «Усть-Куломская МБ» Респ Коми.
     Предмет исследования: теория и практика комплектования фондов муниципальных библиотек МБУК «Усть-Куломская МБ».
     Цель работы: на основе изучения определить состояние фонда и выявить информационные потребности, читательские предпочтения литературы и электронных ресурсов в МБУК «Усть-Куломская МБ» Респ. Коми. 
     Исходя из вышеуказанной цели, мы сформулировали и реализовали в рамках прикладного исследования следующие задачи : 
а) изучить репертуар фонда литературы в фондах библиотек, 
б) изучить потребности пользователей в литературе,
в) определить место чтения литературы в структуре чтения пользователей,
г) выявить мотивацию обращения к фонду,
д) определить читательские предпочтения, репертуар читаемой литературы,
е) определить факторы, которые могут повлиять на повышение интереса к литературе,
ж) проследить зависимость влияния новых технологий, нетрадиционных форм носителей информации на качество обслуживания пользователей,
з) разработать рекомендации по совершенствованию обслуживания читателей. 
Гипотезы: 
1. Спрос на литературу в последнее время падает.
2. Читательский спрос на научно-популярную литературу чаще всего связан с выполнением каких-либо заданий.
3. В фондах библиотеки много устаревшей, потерявшей свою актуальность научно-популярной литературы.
4. Комплектование фонда ведется бессистемно. 
5. Растущий поток информационных ресурсов, в том числе на нетрадиционных носителях, укрепление материально-технической базы библиотек, с одной стороны, положительно влияют на качество обслуживания пользователей научно-популярной литературой. С другой стороны, отсутствие активной рекламы имеющихся в библиотеке источников информации, не позволяет в полной мере реализовать имеющийся в библиотеке потенциал и поднять качество обслуживания пользователей документами. 
     База исследования: МБУК «Усть-Куломская МБ» Республики Коми 
     Дипломное исследование проводилось с помощью следующих методов:
     а) ресурсный анализ (анализ учетных документов),
     б) анкетирование пользователей, а также сотрудников библиотек,
     в) метод математической обработки данных,
     г) метод сравнения и сопоставления полученных данных,
     д) обобщение информации. 
     Структура работы: Дипломная работа содержит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
     Во «Введении» обоснована актуальность темы исследования, характеризуется степень её разработанности, определяется объект, предмет исследования, формируется цель и задачи работы, методы исследования, научно-практическая значимость работы, указываются положения, выносимые на защиту.
     В первой главе «Теория современного комплектования» освещается  нормативно-правовая база комплектования. Раскрывается теория комплектования муниципальных библиотек в трудах советских и российских библиотековедов. 
     Во второй главе «Организация комплектования фондов муниципальных библиотек в современных условиях» Раскрываются структура, принципы, функции комплектования библиотечным фондом
     В третьей главе «Деятельность МБУК «Усть-Куломская МБ» Республики Коми по комплектования фонда»
     В «Заключении» сформулированы общие выводы.
     «Приложение» к дипломной работе содержит текст анкеты для пользователей библиотеки.
     

     
1 СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯБИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ В РОССИИ
1.1 Нормативно-правовая база комплектования
     В настоящее время в России формируется модель размещения заказа на продукцию для государственных нужд, в основе которой – открытые, прозрачные и конкурентные способы размещения заказа в едином экономическом и информационном пространстве. Согласно Федеральному закону № 94-ФЗ [7], под размещением заказа следует понимать весь алгоритм действий заказчика по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения с ними государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Законодатель закрепил два способа размещения заказов: путём проведения торгов и без их проведения. К торгам относятся такие процедуры размещения заказа, как конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме. К процедурам, осуществляемым без проведения торгов, относятся: запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или на товарных биржах. Иначе говоря, Закон (Статья 55) устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда возможно избежать проведения сложной процедуры торгов и заказ может быть размещён у единственного поставщика. Теперь этот перечень расширен от 6 случаев, предусмотренных ранее, до 33. Законодатель имел в виду, что индивидуально-определённые вещи не могут быть предметом закупки по запросу котировок. То есть «уникальный», единственный в своём роде реферативный журнал «Изобретения стран мира» (этот РЖ издаёт и распространяет на бумажном и машиночитаемом носителях Информационно-издательский центр «Патент») закупать по запросу котировок нельзя. Поправка к Статье 55, п. 19 Федерального закона № 94 позволила библиотекам покупать издания без конкурсных процедур непосредственно в единственных источниках. В настоящее время этот пункт нуждается в пояснении и развитии в связи с появлением на информационном рынке продукции агрегаторов – создателей поисковых и пользовательских систем к коллекциям цифрового контента при условии легального приобретения ими права на использование цифровых версий книг и журналов. Результатом их деятельности является новый продукт - систематизированная цифровая коллекция, обеспечивающая поисковые потребности и пользовательские сервисы. К наиболее распространённым случаям размещения заказа без проведения торгов относится закупка на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчётов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, предусмотренной пунктом 14.1 части 2 Статьи 55 Закона. Заказчик вправе заключать договор без проведения торгов, если сумма закупки не превышает 400 тыс. р. и закупаются одноимённые товары один раз в календарный квартал [8]. 
     Контракт – способ размещения заказа, когда предметом закупки может быть только вещь, определённая родовыми признаками, поставить которую может более чем один поставщик. Такого рода нормы закреплены в Законе для того, чтобы соблюдался один из принципов размещения заказа – конкуренция. Без конкуренции не будет и снижения цены, а значит, бюджетные деньги будут израсходованы неэффективно. Однако введение конкурсных процедур значительно осложнило процесс текущего комплектования литературы в библиотечной практике. Если раньше комплектующие подразделения библиотек сами определяли наиболее надёжных, проверенных годами сотрудничества партнёров по подписной кампании, то теперь победителем конкурса может оказаться агентство или фирма, репутация и деловые качества, которых только декларируются в их конкурсной документации [5]. 
     Такое крупное учреждение, как ГПНТБ СО РАН с её миллионными заказами на подписку периодики, является весьма привлекательным объектом для частных подписных агентств, во множестве возникших в последнее десятилетие. Некоторые из них, как показала практика, выставляют на конкурс продукцию по необоснованно заниженным ценам, вызывающим сомнения в серьёзности намерений и возможностей конкурсантов. Имеются примеры, когда агентства-победители оказывались в дальнейшем несостоятельными партнёрами и оставляли библиотеки без периодики на весь контрактный период [8]. 
     Труднее стало работать по котированным контрактам после исключения из закона № 94-ФЗ (п. 6 ст. 9) нормы, дающей право заказчику по договорённости с поставщиком заменять товары (не более чем на 10%). В настоящее время замена издания означает нарушение контракта. Но если заказ делается на большую сумму, то замена - обычное дело. Объективных причин, по которым необходимо вернуться к прежним условиям замены, немало. Например, зато время, пока готовился и размещался заказ, издание распродали или появилось новое, более интересное. Могла быть допущена технологическая ошибка при составлении списка. Ситуация бывает ещё более сложной, когда замена навязывается поставщиком [5]. 
     К сожалению, Закон содержит только детальную регламентацию процедур размещения заказа и не охватывает его начальную и конечную стадии, что на практике вызывает целый ряд проблем. Так, например, нет единого порядка определения начальной (максимальной) цены контракта. Для решения этой проблемы, на мой взгляд, следует, во-первых, разработать единую методику определения начальной цены контракта, во-вторых, установить премирование сотрудников заказчика, которые её правильно определили и по результатам торгов сэкономили бюджетные средства. Предлагаю осуществлять премирование в соотношении 50/50, т.е. половина сэкономленных средств переходит заказчику, другая половина – в бюджет соответствующего уровня [7]. 
     В настоящее время законодатель действует по принципу «нарушение - наказание», устанавливая императивные нормы в области закупок и существенные административные штрафы за их неисполнение. Введение системы премирования за осуществленную заказчиком экономию значительно повысит не только эффективность торгов, но и желание заказчика соблюдать закон. Кроме того, на стадии исполнения контракта существует целый ряд практических проблем, связанных с его расторжением. Так, в случае, если поставщик по контракту отказывается поставлять продукцию, заказчик вынужден расторгнуть с ним контракт. Закон содержит норму, согласно которой расторжение контракта возможно исключительно по соглашению сторон или по решению суда. Расторжение контракта по соглашению сторон на практике бывает затруднительным, так как очень сложно «уговорить» отказавшегося от выполнения контракта поставщика не только подписать соглашение о его расторжении, но даже явиться в суд. Судебный порядок расторжения контракта слишком затратен по времени, и порой из-за сжатых сроков поставки, а соответственно сроков действия контракта, заказчик просто не успевает обратиться в суд с иском о расторжении контракта. Заключить новый контракт с другим контрагентом заказчик не может, так как в соответствии с бюджетным законодательством он вправе заключать контракт в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств, а на данные лимиты у него уже есть нерасторгнутый контракт. Таким образом, заказчик остаётся зажатым в тиски законодательства. Для преодоления существующего несовершенства законодательства необходимо внести изменения в порядок расторжения государственного контракта, предусмотрев возможность одностороннего его расторжения заказчиком в связи с неисполнением его поставщиком. К случаям, когда поставщики не удовлетворяют именно библиотеку, относится, прежде всего, несоблюдение сроков и точности поставок. Это отрицательно сказывается на качестве не только фонда, но и всей работы библиотек, так как задержки в поступлении актуальных изданий - это двойная угроза: не получил нужную ценную книгу сейчас - проблематично её впоследствии найти; нет актуальных новинок – не будет читателей. По данным Российской книжной палаты, в последние годы в России ежегодно издаётся более 120 тыс. названий книг, но до сих пор не сложилась система полного, оперативного и достоверного информирования о предложениях издательств, ни по видам изданий, ни по тематике и цене. При таких условиях любые библиотеки России оказываются в крайне затруднительном положении при составлении технического задания для конкурсной процедуры в виде списка профильных для своего фонда названий. Для академических библиотек ситуация осложняется ещё и тем, что в центре их внимания находятся сугубо научные и специальные издания, которые из-за своей низкой тиражности (от 50 до 300 экз.) являются дефицитными. Малый тираж научных изданий, их редкие переиздания и краткость периода распространения требуют оперативных действий библиотек по их розыску и приобретению. Однако из-за длительности и сложности конкурсных процедур поступление таких книг в фонды проблематично [3]. 
     Заключение прямых контрактов с издательствами как владельцами исключительных прав на издание – достаточно трудоёмкая операция. Научную литературу в России могут издавать вузы (около 900), НИИ (около 400), различные ведомства, специализированные издательства (около 200). Кроме того, не все организации могут иметь исключительные права на распространение всех выпущенных ими изданий и предоставить библиотекам соответствующие гарантийные письма, чего требуют от библиотек контролирующие органы. Научная литература из-за малого тиража и полиграфической сложности (формулы, картография, графические изображения и пр.) намного дороже иных изданий. Российский рынок имеет слабое оптовое звено, специализирующееся на поставке научной литературы: издающая среда многочисленна, но малы объёмы, отпускные цены высокие, а темпы реализации низкие. В таких условиях требуется создание специальной системы контактов со специфической средой. Научный книжный рынок российской провинции заметно ограничен, так как частная книжная торговля в основном ориентирована на массовый спрос и дешёвые издания [1]. 
     Сомнительно само присутствие библиотек среди участников рынка, поскольку их интересы здесь очень специфичны. Во-первых, для любого читающего человека, очевидно, что книги и журналы, приобретаемые для библиотек как правило в небольшой экземплярности (1-2 экземпляра), невозможно рассматривать как одноимённые товары. Книги не могут являться «аналогичными по техническим и функциональными характеристикам», поскольку каждая из них предназначена для разного использования и обладает разными смысловыми характеристиками [3]. 
     Аукционы, диктующие единственный критерий при приобретении товара (книги), и трактовка понятия книга как одноимённого товара не позволяют библиотекам осуществлять комплектование, адекватное потребностям общества и государственным задачам по обеспечению доступа к информации. Необходимо исключить понятие книга из перечня одноименных товаров. Либо признать одноимённым товаром книги одного выпуска (тиража). Процедуры, предусмотренные Федеральным законом № 94, приводят к подавлению активности библиотечного сообщества, дальнейшему оскудению культурной среды российских регионов и обеднению библиотечных фондов. Следовательно, необходимо вывести текущее комплектование библиотек из правовой зоны конкурсных процедур. В будущем планируется создание федеральной контрактной системы, которая будет охватывать все стадии размещения заказа – от стадии планирования и определения начальной (максимальной) цены контракта до исполнения контракта, но, на мой взгляд, благотворного влияния на комплектование библиотек новая система закупок не окажет, поскольку тенденции развития книжного рынка научной литературы в России пока не меняются. Рассмотренные негативные явления – следствие игнорирования авторами Закона особенностей библиотечных технологий. Они лишают библиотеки возможности полностью использовать преимущества конкурсной подписки, которые, несомненно, имеются. Торги стимулируют агентства к снижению стоимости подписки, расширению перечня услуг, к более интенсивному использованию новых технологий, облегчающих, пожалуй, один из самых трудоёмких процессов крупной научной библиотеки - комплектование фонда [9].
     Законодательную и нормативную базу библиотечного дела в Российской Федерации составляют:
     Конституция Российской Федерации, которая определяет права граждан на беспрепятственный доступ к информации, культурным ценностям и пользование учреждениями культуры;
     Федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов», определившие правовые основы деятельности библиотек в Российской Федерации, обеспечивающие также права на свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность [2];
     Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам библиотечного дела, стандарты и нормативы в области библиотечного дела;
     Закон Республики Коми “О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов”. Принят Государственным Советом Республики Коми 21 ноября 1996 г. № 42-РЗ.
     Согласно ГОСТа 7.76-96 «Комплектование фонда документов. Каталогизация. Термины и определения» формирование фонда – «совокупность процессов комплектования, организации фонда, исключения документов, а также управления фондами» [1].
     Формирование библиотечных фондов – непрерывный процесс. Однажды начавшись, оно не прекращается до тех пор, пока существует библиотека. Работа по формированию фонда составляет основное содержание деятельности многих сотрудников библиотеки, по мере возрастания величины ее фонда все более специализирующихся на отдельных технологических процессах и операциях его формирования [6].
     Комплектование библиотечных фондов – это один из составных частей, составляющих понятие «формирование фондов», одна из «подсистем формирования библиотечного фонда» [1, с.32].
     ГОСТ 7.76-96 характеризует комплектование библиотечных фондов как «совокупность процессов выявления, отбора, заказа, приобретения, получения и регистрации документов, соответствующих задачам библиотеки, информационного центра» [1].
     Правовую базу сохранения и развития библиотечного дела в РФ составляет Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее – Закон № 78-ФЗ). Его действие распространяется на библиотеки, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, – в том, что касается регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов РФ [2]. 
     Кроме Закона № 78-ФЗ законодательство РФ о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. постановлением ВС РФ от 09.10.92 № 3612-1 (с изм. и доп.) и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ в этой области [4]. 
     Общие правила учета документов, составляющих библиотечный фонд, независимо от статуса библиотеки, структуры ее фонда, организационно-технологических особенностей, определяет обязательная для применения в государственных и муниципальных библиотеках РФ «Порядок учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда», который был утверждён приказом Министерства культуры РФ от 8 октября 2012 г. № 1077, зарегистрирован Министерством юстиции РФ 14 мая 2013г. № 28390, опубликован в «Российской газете» 22 мая 2013 г., введён в действие 3 июня 2013 г. «Инструкция об учёте библиотечного фонда» (1998) отменена приказом Министерства культуры РФ от 03.06. 2013 № 623 [3].
     Новый документ представил решения ряда очень важных, насущных проблем в библиотечном деле. – «Порядок учёта» разработан в соответствии с современными требованиями к управлению библиотечным фондом, как имуществом, так и информационным ресурсом.
     Таким образом, нормативно-правовые законы сыграли важнейшую роль в формировании национальной системы комплектования информационно – библиотечных фондов страны на нормативно-правовой основе.

1.2 Источники и способы комплектования
     Все учреждения, передающие библиотекам документы систематически или эпизодически, за плату или бесплатно, называют источниками документоснабжениея [81]. Фонд документов, или библиотечный фонд является основой любой библиотеки и главный источник удовлетворения информационных потребностей как общества в целом, так и отдельных его членов. Дадим определение понятию «библиотечный фонд». В «Стандартах по библиотечному делу» оно приводится следующем образом: «Фонд – упорядоченная совокупность документов, соответствующая задачам и профилю библиотеки, информационного центра и предназначенная для использования и хранения». Определение основного фонда дается как «фонда, включающего основную массу документов по профилю библиотеки, информационного центра и предназначенная для использования и хранения». [69, с.412] 
     В технологическом цикле формирования БФ, приведенного Терешиным В. И., комплектование является вторым процессом после моделирования фонда. В «Стандартах по библиотечному делу» комплектование определено как «совокупность процессов выявления, отбора, заказа, приобретения, получения и регистрации документов, соответствующих задачам библиотеки, информационного центра». [69, с. 414]
     Столяров Ю. Н. в своем учебном пособии «Библиотечный фонд» дает такое определение: «Комплектованием (от лат. completus – полный) называется создание и постоянное обновление библиотечного фонда документами, отвечающими задачам библиотеки и интересам абонентов» [72, с.136]. 
     Терешин В. И. в учебном пособии «Библиотечный фонд» указывает на то, что это понятие еще не имеет точного определения в библиотековедении в силу сложности и неоднозначности этого процесса. В самом общем смысле он говорит о комплектовании как «составлении комплекта, его пополнении, увеличении до полного состава» [81, с.55]. 
     Этот библиотековед приводит две точки зрения на определение этого понятия:
     1) комплектование сводится к планомерному отбору и приобретению в фонд документов,
     2) «комплектование – и  это двусторонний процесс приобретения в фонд нужных и одновременного исключения из него ненужных, устаревших документов». Это более точное определение, так как комплектование направлено на создание фонда как системы, комплекта документов [81].
     Еще один ведущий библиотековед Григорьев Ю. В., мнение которого привел Терешин В. И., считал, что «комплектование – это не только процесс пополнения фонда, но и процесс поддержания всего фонда в соответствии с задачами библиотеки, к которым относится и освобождение фонда от устаревшей литературы» [81,с.55].
     Хотя в библиотековедении процесс комплектования еще не имеет четкого определения, попытаемся проанализировать приведенные выше определения. Во всех указанных определениях общим являются: обновление, численное пополнение фонда новыми документами в соответствии с задачами библиотеки и читательскими запросами. Однако выведение из фондов ненужных документов упоминается не во всех формулировках.
     Авторы учебных пособий по библиотечному фонду указывают четыре основных вида комплектования библиотечного фонда. «Стандарты по библиотечному делу» немного расширяют количество видов, указывая, что для ЦБС и нескольких сотрудничающих библиотек или информационных центров присущи такие виды комплектования, как координационное, кооперативное, централизованное [69, с.414-145]. 
     Основными видами комплектования являются:
     1) начальное – комплектование, ведущееся с нуля и завершающееся созданием основного массива – ядра фонда библиотеки,
     2) текущее – комплектование фонда вновь изданными профильными документами,
     3) ретроспективное – комплектование фонда отсутствующими профильными документами или недостающими экземплярами документов за прошлые годы,
     4) рекомплектование – отбор, изъятие из фонда и снятие с учета непрофильных, устаревших, излишне дублетных, ветхих документов, а также снятие с учета утраченных документов [69, с.414-145].
     Библиотеки нуждаются в постоянном основном источнике финансирования для планирования таких необходимых расходов как приобретение книг и других ресурсов, уход за помещениями и поддержания уровня персонала. Данное финансирование обычно поступает по каналам центрального правительства через управление на местах как часть более общего предоставления средств.
     Положение библиотек по-прежнему находится в сильной зависимости от финансирования (местным или центральным правительством) общественного сектора, но ситуация постепенно изменяется. Финансирование общественного сектора, поступающее за счет налоговых сборов, в основном имеет стабильно-статичную природу, в то время как существуют огромное количество возможностей подачи заявок на получение грантов и взимания платы за нетрадиционные услуги [85].
     В то же самое время библиотеки ставятся в условия оценки смысла своего существования и тех услуг, которые они предлагают.
     Если уровень государственного финансирования в прошлом возможно и отвечал потребностям традиционного обслуживания, то в настоящее время требования и ожидания населения меняются. За последние годы стоимость внедрения новых информационных и не связанных с книгами услуг, таких, например, как доступ в Интернет, увеличило расходы библиотеки, в то время как уровень государственного финансирования остался прежним. Дополнительные затраты, связанные с разработкой Web-сайтов и цифровых материалов продолжают увеличивать спектр обслуживания ожидаемого от библиотек, и связанные с этим расходы.
     Нельзя сказать, что библиотеки не стараются исправить положение своими силами. Острый дефицит бюджета активизирует их усилия по поиску внебюджетных источников финансирования. По сути дела, срыв бюджетного финансирования ставит под вопрос существование полноценной уставной деятельности библиотек, а обращение к внебюджетным источникам становится единственной альтернативой для продолжения комплектования и осуществления библиотечного обслуживания.
     Внебюджетные средства, то есть доходы:
     - из бюджетов других уровней, в рамках участия в российских и региональных: программах;
     - от получения благотворительных взносов, участия в целевых программах различных фондов и общественных организаций;
     Собственные доходы, от собственной предпринимательской деятельности и платных форм обслуживания. Штрафы и компенсации за нанесенный библиотеке ущерб.
     Несмотря, но то, что эта тема в последние годы активно дискутировалась в профессиональной печати, единого мнения пока не выработано. Сущность противоречий можно сформулировать следующим образом: давая весьма незначительную часть доходов, платные услуги негативно сказываются на имидже общедоступных библиотек, в связи, с чем отрицательные явления в ближайшем будущем могут перечеркнуть скромные сегодняшние успехи [22].
     Платные услуги являются дополнительными, требующими от библиотек добавочных финансовых и материальных затрат на их предоставление. Их введение в общедоступных библиотеках оправдано лишь при условии, что они повысят качество и культуру обслуживания пользователе [23].
     Любая библиотека начинается с комплектования. От состояния документного фонда, систематического и планомерного пополнения в значительной мере зависит успех работы всей библиотечной системы. Именно в процессе комплектования создается база для всей последующей работы.
     Процедура комплектования строится на решении двух основных вопросов: что нужно? И где взять? Ответ на первый вопрос – это выявление и отбор документов, отвечающих задачам библиотеки и потребностям её читателей. Очень важно при этом обладать полнотой информации о том, что выпущено в свет и находится в продаже, а также о том, что планируется к изданию [38].
     Эти сведения необходимы библиотеке, чтобы правильно распределить финансовые возможности и правильно определить круг приобретаемых документов, предупреждая информационные потребности своих читателей. В настоящее время на рынке предлагаются не только книги и брошюры в традиционном (бумажном) виде, но и электронные издания на компакт-дисках, содержащие тексты, аудио-, видео- материалы, мультимедийные произведения [44.]
     Задача библиотеки – отобрать документы не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения наиболее эффективной формы их подачи, то есть выбрать подходящие формы документов. Ответ на второй вопрос позволяет определить наиболее удобный способ приобретения отобранных документов. Выявление источников комплектования – самая сложная и важная часть работы. Безусловно, при достаточных финансовых ресурсах можно переложить эти обязанности на какую-либо третью организацию, которая исследует предложенный рынок информационных ресурсов и проведёт комплектование в соответствии с задачами библиотеки (так зачастую поступают небольшие библиотеки за рубежом, так предлагают поступать и крупные российские книготорговые организации) [16].
     Можно использовать иной путь – комплектовать фонд в ближайшей книготорговой организации (конкретном книжном магазине, издательстве и т.д.), где можно посмотреть книгу, подержать её в руках, опираясь при этом на предлагаемый ассортимент (можно даже подобрать несколько таких организаций), и на более популярные запросы читателей, касающиеся тех изданий, которые им необходимы, и о которых они знают, хотели бы прочитать, использовать в работе. К сожалению, этот путь ведёт библиотеку вслед за спросом, а не на опережение, и приводит к ситуации, когда имеющиеся источники комплектования не в силах удовлетворить потребности читателей [20].
     В первую очередь нужно решить информационную проблему, то есть получить информацию об изданных в стране документах. Давно известны эти источники комплектования библиотек (речь о традиционных источниках), достаточно открыть любой учебник по библиотечным фондам [83].
     В период перехода от индустриального к информационному обществу актуализируется проблема оптимизации формирования и функционирования информационных ресурсов общества, важнейшей составляющей которых является библиотечный документный ресурс. От своевременности, полноты, качества пополнения фондов библиотек как наиболее развитой и широкодоступной подсистемы документальных коммуникаций напрямую зависит соблюдение конституционных прав граждан на доступ к инфор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.