VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Эволюция и современные тенденции распространения ислама и буддизма в россии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012985
Тема: Эволюция и современные тенденции распространения ислама и буддизма в россии
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
_________________________________________________________________
(наименование института/факультета)
_________________________________________________________________
(наименование кафедры)



ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой/Руководитель ООП
___________ /______________
                                                                                 (подпись) расшифровка подписи
«___» ______________20___г
                                  .


Назарук Екатерина Сергеевна
«Эволюция и современные тенденции распространения ислама и буддизма в россии»
Магистерская диссертация

Студент __ курса 
                                                направления подготовки __________________ 
                                                                                      (шифр, наименование)
                   очной (заочной, очно-заочной) 
                                                       формы обучения
                                                 Научный руководитель  ___________________
                                                                               (ученая степень, ученое звание)
                                                    _____________________________________
                                                                 (должность)
                                                          _______________________________________
                                                            (ФИО полностью)


Тамбов – 20_ 

РЕФЕРАТ
Тема исследования: «Эволюция и современные тенденции распространения ислама и буддизма в России»
     Магистерская диссертация работа состоит из: трех глав и семи  параграфов объемом 54 страницы, работа включает в себя также 6 рисунков, 2 таблицу и 11 приложений. Список использованной литературы включает в себя 23 литературных источников
     Перечень ключевых слов: мировая религия, буддизм, ислам, социально-исторические предпосылки, направления буддизма, география буддизма, география ислама.
     Цель - раскрыть социально-исторические особенности буддизма, ислама и географию их распространения в рамках социокультурного пространства России.
     Задачи исследования:
     - ознакомиться с историческими предпосылками становления буддизма и ислама как мировой религии;
     - рассмотреть основные учения и направления буддизма;
     - ознакомиться с традициями и обычаями ислама; 
     - выявить особенности распространения буддизма и ислама в России 
     - определить центры влияния буддизма и ислама в России и предпосылки их развития
     Объект исследования: тенденция распространения буддизма и ислама в России.
     Предмет исследования: сущность буддизма, основы ислама,  социокультурные и географические особенности распространения.
     Во время исследования использовались следующие методы:
     - исторические;
     - сравнительные;
     - картографические;
     - описательные;
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	5
Глава 1 Буддизм и особенности его региональных форм	8
1.1 Становление буддизма	8
1.2 Признаки буддизма как мировой религии	11
1.3 Основные направления в современном буддизме	13
Глава 2 Ислам и его особенности	18
2.1 Зарождение ислама	18
2.2 Основные направления ислама	19
2.3. Традиции и обычаи мусульманской веры	21
Глава 3 Распространение ислама и буддизма в России	24
3.1 Центры влияния буддизма в России	24
3.2 Центры влияния ислама в России	37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	46
ПРИЛОЖЕНИЕ	48





 
  

ВВЕДЕНИЕ
          Буддизм – мировая религия, само название «мировая», говорит об особенно широком распространении. Религий такого уровня три и все они складывались на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Они охватывают представителей многих этносов. Они обладают особой социальной гибкостью, то есть способностью функционировать в различных исторических и социальных средах, привлекать к себе разные социальные слои общества и активно вести миссионерскую деятельность.
     Буддизм уступает христианству и исламу по численности приверженцев, но зато эта религия самая старая по времени возникновения. Буддизм зародился в Древней Индии в VI-V веках до н.э. Из Индии он проник в государства Центральной и Юго-Восточной Азии, в том числе и в Китай, где начался успешный, несмотря на все трудности, процесс его адаптации. Из Китая буддизм перешёл в Корею, а оттуда уже в Японию. В настоящее время она распространена во многих странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, и, кроме того, проникла в развитые страны Запада и в Россию.
     Ислам – одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства и самая молодая из них. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху.
     Мусульмане (последователи ислама) живут преимущественно в Северной Африке, Центральной и Южной Азии, Индонезии и на Ближнем Востоке. Хотя ислам зародился в Саудовской Аравии, количество мусульман не арабов в наши дни превышает количество мусульман арабов почти в три раза. Кроме того, четыре страны с наибольшей долей мусульманского населения находятся за пределами Ближнего Востока: это Индонезия – 166 миллионов (88% населения), Пакистан – 111 миллионов (97%), Бангладеш – 97 миллионов (85%), Индия – 93 миллиона (11%). В 28 государствах (Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) ислам является единственной государственной религией.
     В России к народам мусульманского вероисповедания и культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. По сведениям Института социологии РАН подавляющее большинство населения России составляют православные (89–92%), за ними следуют мусульмане (6–9%).
     Актуальность: В настоящее время наблюдается повышенный интерес к религии, т.к.  часто становится альтернативой в кризис традиционных мировоззренческих систем, изменяя на своем пути идеологию и привнося в культуру свои ценности. Поэтому, важными и актуальными являются научные изыскания в раскрытии социально-исторических, географических особенностей буддизма и ислама.
     Цель исследования: раскрыть социально-исторические особенности двух религий и географию их распространения в рамках социокультурного пространства Российской Федерации.
     Задачи исследования:
- ознакомиться с историческими предпосылками становления буддизма как мировой религии;
- рассмотреть основные учения и направления ислама;
- выявить особенности распространения буддизма в России
- определить центры влияния ислама в России и предпосылки его развития 
     Объект исследования: тенденция распространения буддизма и ислама в России.
     Предмет исследования: сущность буддизма, основы ислама,  социокультурные и географические особенности распространения.
     Методы исследования: При написании магистерской работы были использованы исторический, сравнительный, описательный и картографический методы. В качестве теоретической базы исследования были использованы статьи, публикации о религии разных лет.  Практической базой исследования послужила поездка в один из центров буддизма республики Калмыкия г. Элиста.
     Данная магистерская работа делится на три главы. В первой главе даётся общая характеристика и особенности исторического развития буддизма, а также его структура. Вторая глава рассматривает историю возникновения ислама. В третьей главе даётся характеристика основных центров буддизма и ислама в России.
     


















Глава 1 Буддизм и особенности его региональных форм
1.1 Становление буддизма
     Буддизм довольно обширно   распространен в современном мире. В Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии живет основное число его приверженцев. Традиционно в России буддизм исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы.  
     В Москве, Санкт-Петербурге и других городах буддистские общины возникли в  последнее время. 
     В США и странах Европы буддизм стал распространяться в конце XIX начале XX веках.
     Общую численность буддистов в мире определить не просто, так как такого рода  переписи нигде не проводились. Переписи противоречат этическим и правовым нормам многих стран. По весьма приблизительным подсчетам  сегодня в мире насчитывается около 700 млн. буддистов.
     Дать научный ответ на вопрос о причинах возникновения буддизма стало возможным лишь благодаря исследованиям В.В.Струве, Г.Ф.Ильина, В.И.Авдиева, А.М.Осипова и др. Изучение обстоятельств возникновения буддизма затрудняется тем, что древнеиндийских исторических хроник с изложением последовательности событий и указанием на точные даты не существует.
     Большинство ученых, на основании сохранившихся до наших дней письменных источниках, считают, что зарождение буддизма было обусловлено социальными причинами. 
     Современная наука даёт основания считать, что начало возникновения буддизма, приходится на середину I тысячелетия до н. э., а местом его возникновения и развития в последующие века является северо-восточная Индия.
     Вышеизложенное, позволяет   выделить два этапа.
      Первый этап. Усиленное развитие рабовладения в Индии, в тот период,   сопровождалось крушением сложившихся жизненных устоев: родовые и племенные связи разрушались,   значение родоплеменной знати падало, прежние взгляды и представления изменялись.  Возникали государства на руинах племенных организаций, охватывающих территории многих племен. 
Непреложной сущностью всякого существования стала: всеобщность зла, и как следствие, все более глубокое порабощение трудящихся. Страх и неуверенность в завтрашнем дне воспринимались, как основной закон бытия.   Тождественность бытия и страдания были не только отражением строя эксплуатации, но и своеобразным протестом против него.   Как антигуманное по своей сущности, как органически непереносимое, бытие отвергалось. Народные массы искали выход из «земного тупика»  в иллюзорных идеях религии. Ответом на эти поиски стал буддизм.
     Второй этап. Деление  общества на варны (касты) обостряло классовые противоречия в Индии. 
Варна - это замкнутая, обособленная социальная группа со строго определенным родом занятий, своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами. Четыре основные варны  имели место к существованию в Древней Индии: 1) брахманы (жрецы); 2) кшатрии (воины); 3) вайшьи (рядовые соплеменники); 4) шудры (слуги общины). 
     Возникновение социального неравенства привело  к появлению  первых трех варн, четвертая - более поздняя - возникла в период становления рабовладельческого общества. Она противостояла трем другим варнам как неполноправная, низшая. 
     Принадлежность к той или иной социальной группе была наследственной. Члены первых трех варн назывались «дважды рожденными», так как в детстве проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением. Браки между представителями различных сословий  были запрещены.   Процесс преобразования системы варн в систему каст  начался приблизительно с середины I тыс. до н.э. [1]
     Брахманизм - господствующая на тот момент религия, давала религиозное обоснование социальному неравенству и оправдывала строгое кастовое деление.   Привилегированное положение брахманов было святым.   Варна (каста) имела особые правила поведения, свои права, светские и религиозные обязанности. Их свой  образ жизни был якобы установлен  свыше.   Согласно этой религии, только привилегированная варна, имела право  на лучшее будущее. 
     Социальные низы, не могли быть удовлетворены брахманизмом. Они искали такую религию, которая могла бы заменить (конечно, в иллюзорной форме) их полнейшее бесправие в реальной жизни. 
В этой ситуации в Индии среди многих новых учений появляется буддизм.  Он при условии выполнения всех его установок, сулил лучшее будущее всем своим приверженцам независимо от их социальной принадлежности.
     Важнейшим идейным источником раннего буддизма стали воззрения брахманизма. 
Брахманизм - это древнеиндийская религия, возникла в начале I тыс. до н.э. Он развился  дальше  из еще более древней ведической религии.   Брахманизм послужил основой для нескольких религий:     джайнизм, индуизм и буддизм.  Джайнизм и индуизм стали национальными религиями Индии. Буддизм   превратился в мировую религию. [2]
         Основателем буддизма,  по утверждению ученых Э.Бюрнуф и Э.Сенар, признается реальная историческая личность.   Это Гаутама Сиддхартха (ок. 623—544 гг. до н.э.). Таинственность истории его рождения была исключительна и  сопровождалась землетрясением и многочисленными чудесами.  В поисках правильного пути, в возрасте 29 лет Сиддхартха тайно оставляет дворец. Религиозный центр Индии - город Бенарес, Будда посетил после своего духовного пробуждения. Свою первую проповедь,   он произнес близ него. Она положила начало буддийскому учению. Со временем, на основе учения Будды, было воздвигнуто достаточно внушительное здание одной из мировых религий. [3]
     Таким образом, буддизм явился реакцией на угнетение народа и стал той отдушиной, к которой люди в трудных случаях прибегают, так как он учил смирению и поддерживался властями, которые боялись бунта народных масс.
     
     
1.2 Признаки буддизма как мировой религии
     Буддизм - одна из самых древнейших религий. Без понимания ее основ, невозможно ощутить все обилие культуры Востока.  Многие исторические эпизоды и основные традиции народов Китая, Индии, Монголии и Тибета    формировались под ее влиянием. В настоящее время, под влиянием   глобализации, буддизм обрел в качестве приверженцев европейцев.   Распространился далеко за пределы местности, своего возникновения. [4]
     В буддизме различают 4основные истины:
     Истина о страдании. Здесь происходит утверждение о том, что все есть страдание, все основные пункты существования индивида сопровождаются этим чувством: рождение, болезнь и смерть. Религия вплотную переплетена с этим понятием, практически связывая все бытие с ним. 
     Истина о причине страдания. Под этим понимается то, что любое желание является причиной страдания. В философском понимании - это воля к жизни: она конечна, и это порождает страдание. 
     Истина о прекращении страдания. Состояние нирваны является признаком прекращения страдания. Здесь человек должен испытать угасание своих влечений, привязанностей и достичь полного безразличия. Сам Будда никогда не отвечал на вопрос, что это такое, подобно брахманским текстам, в которых утверждалось, что об Абсолюте можно говорить только в отрицательных терминах, поскольку его нельзя оформить в слова и мысленно постичь. 
     Истина о пути. Здесь речь идет о восьмеричном пути, который приводит к нирване. Буддист должен преодолеть три этапа, которые имеют несколько ступеней: этап мудрости, нравственности и сосредоточения.  
     Сами представители буддизма и некоторые исследователи не признают буддизм как атеистическое учение, несмотря на отрицание Бога в буддизме.
     В отличие от проповедников других религий, Будда не считал себя богом, «сверхъестественным существом» в отличие от проповедников других религий. Он говорил лишь, что пережил некоторое испытание «мистического прозрения реальности как она есть». 
Будда также решительно выступал против культа самого себя.
Культ Будды Шакьямуни и некоторых других будд   появился позднее.
          Буддизм, в определённой категории, признаёт существование различных богов и других схожих существ. Он ставит их в один ряд с людьми, животными и растениями. 
Буддизм не говорит о том, что нужно верить в богов, карму или перерождение. Он указывает на возможность «экспериментальной проверки», например, посредством медитации. 
Буддизм отмечает, что почитание богов является «пустой тратой времени». Оставаясь буддистами, некоторые из буддистов не верят в перерождение.  
Среди буддийских авторов встречаются три этапа перерождения: «перерождение есть, перерождения нет, неважно, есть оно или нет такой веры».
     Буддизм и наука подобны друг другу, считают некоторые известные учёные. По их мнению, из сегодняшних мировых религий, именно буддизм преимущественно отвечает современным научным представлениям.    Бертран Рассел считает, что буддизм опирается на научный метод и позволяет исследователю ответить на те вопросы, которые не может ответить наука, так как   набора её методов исследования сжат. 
Указывая на взаимодействие науки и религии, Далай-лама XIV отмечал, что  если какой-либо подтверждённый научными исследованиями факт будет противоречить буддийской теории, то «нет сомнений в том, что в таком случае мы должны принять результаты научного исследования»
     Следовательно:
-буддизм существенно отличается от других религий,  
-предлагает своим последователям придерживаться лишь общих направлений без конкретных указаний и законов. 
     В буддизме существует несколько разных течений. Самый близкий путь к своей душе каждый выбирает сам.[5]
     
     
1.3 Основные направления в современном буддизме
     Известно, что буддизм одна из мировых религий. К мировым религиям относятся религии способные распространяться за пределами культурного ареала, в котором они возникли и сформировались.
     Любая мировая религия при её изучении как бы разваливается на множество составных частей, имеющих свои конфессиональные особенности (секты, школы, направления, церкви, ордена, общины и т.д.) и несущих отпечатки той цивилизации и культуры, в которой они сложились. Различия между типами одной и той же религии в разных странах настолько велики, что исторические негоцианты, в том числе Марко Поло, посетившие многие страны Южной и Восточной Азии и описавшие религии этих стран не догадывались, что чаще всего они рассказывали об одной религии Востока - буддизме, а не о многих «идолопоклонческих» культах.
     Современные разные направления буддизма, весьма существенно отличаются  друг от друга.
     Главных направлений - два: тхеравада (хинаяна) и махаяна.  Сформировались еще до н.э.
     Тхеравада или хинаяна («учение старейшин»; «малая колесница»): В нем достижение нирваны видится через строгое следование образу жизни Будды Гаутама и его практике созерцания. 
Это направление  доступно только тем, кто полностью отказался от мирской жизни (стал монахом). 
     Для  характеристики государственной роли буддизма тхеравады является наиболее существенным  треугольник Шри-Ланка - Бирма - Таиланд.  (Рисунок 1) Одним  из структурообразующих компонентов   общественных отношений является - Буддизм, как религия.  Буддизм  может входить  в политическую систему или примыкать  к ней, в качестве этого компонента.

Рисунок 1 - Распространение буддизма Тхеравады в XI веке н. э.
     По одной из имеющихся оценок, сторонники тхеравады составляют 124 млн. чел. (38% всех буддистов и св. 2% всего населения мира).   В Таиланде, Мьянме, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе тхеравадины составляют большинство населения. Они также имеются в Индии, Бангладеш, Вьетнаме, Китае и др.   Буддизм Тхеравада   получает государственную поддержку и в  Мьянме.  Тхеравада, сравнительно недавно,   получила распространение в Сингапуре и Австралии. Последователей Тхеравады в современном мире насчитывается порядка 100 млн. В США и Европе она распространилась в новейшее время   . [6]
     Махаяна (в пер. - «великая колесница») учит, что любой буддист, в т.ч. мирянин, может стать бодхисаттвой. (Рисунок 2)
     Махаяна активно распространяется в Тибете, Китае, Японии с VI века.  Постепенно прекращает своё существование в Индии. 

Рисунок 2 – Распространение буддизма Махаяны в XI веке н. э.
     В настоящее время на Дальнем Востоке и в Центральной Азии  живут многие буддисты махаяны. Значительное их число также проживает на Западе. [7]
     Ваджраяна «алмазная колесница» - особое направление махаяны. Оно сложилось в Северной Индии в 1 веке нашей эры. В 7 веке легло в основу тибетского буддизма (ламаизма).
     Позднее распространилось   в Бутане, Непале, Монголии, Бурятии, Туве, среди калмыков.   Западные страны с недавнего времени приняли традицию Ваджраяны. [8]
Особенности основных направлений буддизма заключаются в следующем (Таблица 3).
Таблица 3 – Основные направления буддизма

Хинаяна
Махаяна
Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений

На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий

Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей

Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений

Отсутствуют обряды и магия

Отсутствуют иконы и культовая скульптура
Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение

Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения

Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи

Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи. Придает большое значение обрядам и чародейству

Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв

     Буддизм зародился и достиг значительного расцвета в Индии.   К концу I тысячелетия н.э. он теряет здесь своё положение и вытесняется более привычным для коренных жителей Индии индуизмом. Существует несколько причин, приведших к такому исходу:
1) развитие индуизма, который наследовал традиционные ценности брахманизма и модернизировал его;
2) вражда между разными направлениями буддизма, которая нередко приводила к открытой борьбе;
3) решительный удар по буддизму нанесли арабы, завоевавшие многие индийские местности в VII-VIII вв. и принесшие с собой ислам.
     В течение времени велась острая борьба между различными направлениями и школами внутри буддизма. Ни хинаяна, ни махаяна, ни другие направления не были монолитны в своих учениях и культах. Большинство школ и направлений, конечно же, зародилось ещё в Индии и при распространении буддизма за её пределами количество его разновидностей и оттенков увеличивалось. Различные авторы значительно расходятся в классификации даже основных направлений.
     В настоящее время примерно 29% верующих относятся к школам махаяна, 14% хинаяна, 12% ламаизма, 15% тантризма и на другие приходится примерно 30%. [9]
















Глава 2 Ислам и его особенности
2.1 Зарождение ислама
     Ислам возник в среде коренных жителей Аравии. Доисламские арабы — один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока. На первоначальный характер ислама оказали огромное  влияние многочисленные факторы. Среди наиболее основных можно выделить доисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство и маздеизм. Доисламские религиозные культы представляют собой соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам. Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а также в поклонении идолам. Элементы тотемизма сказывались в названии племен — лиса, медведь, верблюд, собака.
     Доисламская обрядность была такой же, как и в других древних культах. Практиковалось паломничество к бетилам. Вокруг святилищ и идолов совершались ритуалы, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога и ощутить в себе элемент его силы. Идолам приносились жертвы, обычно скотом. Религиозное значение имели места погребений. Проходя или проезжая мимо такого места, араб бросал в него камень, что означало, жертвоприношение и должно было выражать уважение к покойнику.[10]
     Влияние иудаизма на зарождение ислама было не меньшим, чем влияние доисламских верований. В Аравии проживало много приверженцев иудаизма. Через иудейских купцов-караванщиков его влияние распространилось по всем торговым путям, пересекавшим Аравийский полуостров. На становление ислама оказало влияние и христианство, хотя и в меньшей степени. Многие арабские племена к северу от Аравийского полуострова были христианизированы. 
      Центральная часть полуострова,  значительно отстала в своем развитии от южного и северного районов, в которых уже существовала развитая классовая система и государство со всеми его институтами. Основой хозяйственной жизни центральной части полуострова было кочевое скотоводство и примитивное земледелие. Общество находилось на стадии разложения первобытных отношений. Классовое расслоение только намечалось. Население немногочисленных городов существовало за счет обслуживания караванных путей между Индией и странами Запада.
     Таким образом, арабы, чье благополучие обеспечивалось обслуживанием караванных путей, оказались перед лицом серьезного кризиса. Напряженность этого кризиса нашла свое выражение в духовной сфере, что послужило толчком к возникновению новой религии. Деятельность ханифов олицетворяла духовные искания. Наибольший успех в этой деятельности выпал на долю Мухаммеда, которому удалось создать мощный интегрирующий фактор в виде новой религии.[11]
     
     
     
     
     
     
     

     
2.2 Основные направления ислама
     Основными направлениями в мусульманской религии являются суннизм, шиизм, суфизм.
     Сунниты являются самой большой группой в исламе около 90% мусульман. Они опираются на Коран и Сунну. Государственная власть может принадлежать уважаемому мусульманину после заключения особого договора между ним и уммой. Претендент должен иметь репутацию и звание богослова высшего ранга, происходить из племени курейшитов и заботиться о подданных.
     Шииты — общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама. В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана.[12]
     Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть лезгин и даргинцев в Дагестане, кундровские татары в городах Нижнего Поволжья  и большая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения). (Таблица 4)
     Таблица 4 – Основные течения ислама
Со второй половины VII в.
С середины VII в.
Сунниты
Шииты
Хариджиты
Признание сунны (сборник о жизни Мухаммеда) священным преданием, признание святости первых четырех халифов, отсутствует церковь и священослужители
Не признают сунну, считают главой четвертого халифа Али, отсутствие единой церковной организации.
Преобладают в Айзербайджане, Таджикистане, Иране.
Выступают за равенство всех мусульман, считают, что халифом может быть любой последователь ислама.

     Территория проживания арабов-шиитов — это 70 % мировых запасов нефти. Речь идет о северо-восточной части Саудовской Аравии, южном Ираке и Иранской провинции Хузистан (юго-западный Иран).
     Шиизм как религиозная доктрина складывался постепенно.
     Хариджизм (от араб. «хаваридж» — вышедший, отделившийся) — религиозно-политическое движение в исламе. Хариджизм возник в результате выхода против правителя Усмана, который был подстроен иудеем Абдуллой ибн Саба. В религиозном отношении хариджиты выступают за полную чистоту ислама и строгое следование традициям и обрядам.
     Ни осуждали всякую роскошь, запрещали музыку, игры, табак, алкогольные напитки; отступники, совершившие смертный грех, должны быть уничтожены. Хариджиты выступили с учением о верховенстве мусульманской общины. Согласно их учению, халиф получал власть от общины путём выборов. Хариджиты проявляли фанатическую нетерпимость ко всем инакомыслящим, в том числе прибегали к террору, насилию и убийствам.[13]
     В конце VII века в результате раскола среди Хариджитов формируется несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждиты, байхаситы, аджрадиты, са’алабиты, ибадиты (абадиты), суфриты и др. Численность хариджитов наконец XX века — по разным оценкам от 1 до 3 миллионов человек (0,1 % всех мусульман). В основном Хариджизм господствует в Омане, но также они проживают на территории Алжира, Ливии, Туниса и Занзибара. В настоящее время хариджизм представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.[14]
     
     
     
     
     
     
     
2.3. Традиции и обычаи мусульманской веры
     В исламе у человека существует 5 основных обязанностей:
1. Исповедание формулы: “Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его”.
2. Пятикратная молитва на заре, в полдень, при закате солнца, между заходом солнца и наступлением сумерек и перед сном. Перед молитвой мусульманин обязан пройти обряд очищения. Если дело ограничивается малым очищением, то он моет руки, ноги, лицо водой или песком. Если требуется большое очищение – то моет все тело. К началу молитвы с минаретов при мечетях муэдзины напоминают людям, что время молитвы пришло. При молитве в мечети все верующие становятся лицом к специальной нише в стене мечети – михрабу.[15]
3. Во время 9 месяца мусульманского календаря мусульмане обязаны от восхода до захода солнца полностью отказаться от пищи и питья, купания, использовании духов и половых связей с женщинами. В это время необходимо работать, молиться, читать Коран, размышлять о Боге и Его заповедях. После захода солнца мусульмане могут употреблять пищу. Дети, больные, беременные женщины и солдаты во время войны освобождены от поста.
4. Милостыня или закят. Немногим более 2 % с ежегодного дохода каждого мусульманина, обладающего достатком. Собирается раз в год, и хранятся у судьи (кади). Тратится на бедняков и лиц, заслуживающих поощрения в течение года.
5. Хадж – паломничество в Мекку. Обязателен для каждого мусульманина хотя бы раз в жизни. Он совершается в 12 месяц мусульманского календаря. В другое время хадж не засчитывается. Паломники в специальных белых одеждах должны семь раз обойти Каабу – мусульманскую святыню в Саудовской Аравии в виде куба, находящуюся в Запретной мечети – и поцеловать черный камень, закрепленный в кубе.
     Ислам многое заимствовал из Библии. В Коране описана жизнь Ноя (Нуха), Авраама (Ибрагима) царя Соломона (Сулеймана). Но Иисус не считается Богом, а только пророком. Коран – священная книга мусульман, собрание проповедей, молитв, законов состоит из 114 глав-сур. Начиная со второй суры главы расположены в порядке убывания объема от наибольшей к наименьшей
     Мусульман по исламским традициям должны были похоронить до захода солнца. Останки в могиле размещали головой к Мекке.
     Новый год (Навруз) мусульмане Афганистана, Азербайджана Ирана отмечают в конце марта.
     Два главных праздника: ураза байрам или ид-ал-фитр – праздник в честь окончания поста в месяц Рамадан и курбан-байрам – праздник жертвоприношения у мусульман.
     В исламе существует свои правила поведения для повседневной жизни. Например, брать еду и питье нужно только правой рукой. Левая считается "нечистой"– ею сморкаются. Только правой рукой следует передавать блюда соседям за столом. При еде пищу рекомендуется брать тремя (или больше) пальцами, но не двумя. Запрещается резать хлеб ножом, его ломают руками. Согласно обычаю трапеза начинается с хлеба, его выпекают в виде лепешек или лаваша. Хлеб считается священной пищей.
     День отдыха у мусульман пятница.
     Мусульмане составляют 23% населения Земного шара; из них около 20% проживают в Азии, еще 20% мусульман – в странах Ближнего Востока и Северной Африки, еще приблизительно 20% - в немусульманских странах.[16]
     













Глава 3 Распространение ислама и буддизма в России
3.1 Центры влияния буддизма в России
     Бурятская и Тувинская Автономные республики, Читинская и Иркутская области в Сибири, Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа, а также Калмыцкая республика в Прикаспийской низменности – традиционные районы России, где живут буддисты. (Рисунок 5)
     Буддизм на территории нашей страны представлен школой Гелугпа («школа добродетели»), которая является разновидностью тибетского буддизма направления махаяны. Калмыки приобщились к буддизму в конце XVI века в Джунгарии (Китай), в XVII веке они перекочевали в нижнее Поволжье, сохранив свою религию. Уже в тот период у калмыков появились первые произведения буддийской литературы, переведённые с тибетского на калмыцкий язык. В Забайкалье монгольские и тибетские ламы появились в первой половине XVIII века. За короткое время большинство забайкальских бурят  приняло буддизм. В 1764 году настоятель старейшего в Забайкалье Цонгольского дацана (основанного в 1758 году) – Хамбо Доржи Заяев стал главой всего бурятского духовенства со званием Бандидо Хамбо-ламы. На территории Тывы буддизм утвердился к концу XVII века, вытеснив, а точнее вобрав в себя местные шаманские верования и культы.
     В XVI-XVII веках преобладали ламы, жившие вне дацанов (храмов), что было вызвано кочевым образом жизни бурят, калмыков, тувинцев, однако позднее ламы стали жить преимущественно в монастырях. Уже вскоре на территории Бурятии имелось 47 дацанов, в которых проживало более 10 тыс. лам и послушников; в Калмыкии действовали 28 больших и 64 малых хурула (передвижные монастыри в кибитках), которые обслуживали более 2 тыс. духовных лиц; в Тыве было 19 монастырей и молебен (хурэ), при которых пребывали 3 тыс. лам и послушников.

Рисунок  5 – География буддизма в России
     Следует сказать про основные этапы истории буддизма в выше перечисленных республиках, которые  совпадают с этапами их этнической и политической истории, поскольку распространение буддизма содействовало формированию и укреплению бурятского, тувинского и калмыцкого этносов.
     Буряты – основное население Бурятской Республики – принадлежат к центрально-азиатскому типу североазиатской расы в составе большой монголоидной расы. Бурятский язык относится к северной подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи. На территории Российской Федерации проживает 417,5 тыс. бурят, из них 249,5 тыс. (60%)– в Бурятии.
     Регион исторического расселения бурят охватывает южную часть Восточной Сибири – Забайкалье (нынешние Бурятская Республика, Читинская область) и Верхнее Приангарье (Иркутская область). Здесь сосредоточено 96% бурят России. В настоящее время осознана ошибочность разделения бурятских территорий на собственно Бурятию и две анклавные автономии – Усть-Ордынский Бурятский автономный округ Иркутской области и Агинский Бурятский автономный округ Читинской области, произведённого в 1937 году. В то же время поспешное исправление ошибки путём переделки границ сейчас нереально, поскольку может привести к непредсказуемым конфликтам.
     Буряты – наиболее многочисленный российский этнос, исторически исповедующий буддизм. Бурятский буддизм является самым северным ответвлением центрально-аз.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44