VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016728
Тема: Современные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью
Направление подготовки 39.03.02. «Социальная работа»







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Современные технологии социальной реабилитации              несовершеннолетних»
Работу выполнила студентка группы  9641
Фамилия Имя Отчество
Орехова Анастасия Игоревна
____________________________________
(подпись)
Научный руководитель доктор педагогических наук, доцент,
зав.кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью
Тарханова Ирина Юрьевна
____________________________________(подпись)
Допустить к защите
зав.кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью
Тарханова Ирина Юрьевна
___________________________________(подпись)
« ____ » мая 2018 г.






Ярославль, 2018 г

Содержание

Введение	3
Глава 1.Теоретические аспекты технологии социальной реабилитации несовершеннолетних	9
1.1. Сущность и  содержание  технологии социальной реабилитации	9
1.2. Нормативно-правовые основы оказания социальных услуг детям	14
1.3. Особенности современных технологии социальной реабилитации несовершеннолетних в г. Ярославле и Ярославской области	19
Глава 2.Реализация современных технологий реабилитации несовершеннолетних в деятельности социально-реабилитационных центров Ярославской, Костромской и Вологодской областей.	30
2.1. Описание выборки и методов исследования	30
2.2. Анализ  реализации современных технологий реабилитации в центрах социальной  реабилитации несовершеннолетних в  Ярославской, Костромской, Вологодской областях	35
2.3. Рекомендации по совершенствованию технологий социальной реабилитации несовершеннолетних	57
Заключение	61
Список литературы	64
Приложения	69




Введение
     Прoблемa социальной реабилитации детей является aктуальной на сегoдняшний день для oбщества. Этo связано с тем, что дети, в силу их недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического и жизненного опыта, нуждаются в пoвседневной oпеке взрослых, а на уровне государства— в социальной защите и пoддержке. Поэтому содержание детей, удовлетворение их потребностей и защита являются обязанностью общества и государства. Родители также нуждаются в помощи и поддержки как со стороны общества ,так и государства, поэтому необходима комплексная помощь всем членам семьи для её полноценного существования и развития.
     В соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ярославской области при работе с семьей и ребенком, оказавшимися в социально опасном положении, осуществляется взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Деятельность данных органов направлена на своевременное выявление семей, нуждающихся в помощи, проведение реабилитационной работы с семьей с целью изменения ситуации. В качестве объекта профилактической и реабилитационной работы рассматриваются дети, которые находятся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, прежде всего дети из семей, где родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Основными целями учреждении системы социальной защиты Ярославской области являются: 
     - сокращение численности детей, находящихся в социально опасном положении, в том числе социальных сирот; 
     - обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье;
      - предотвращение утраты родительского попечения детьми, проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении. 
     Как сделать жизнь несовершеннолетнего достойной, насыщенной активной деятельностью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит внимания, удовлетворить потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общество. Необходимо обеспечить ему такие условия, при которых несовершеннолетний мог бы чувствовать себя в комфортно и безопасно. 
     Значительное место в . изучении проблем детской и подростковой безнадзорности и беспризорности занимают исследования отечественных ученых Л.С.Алексеевой, О.А.Ахвердовой, М.И.Буянова, Ж.М.Глозмана, Л.А.Гриценко,B.И.Зубкова, В.Ф.Кондратишко, П.И.Люблинского, А.С.Макаренко,C.М.Никитина, В.В.Павловой, А.Е.Рацимора, В.И.Свидерского, С.Степанова, Б.Ш.Ширгалина и других. Изучением педагогических аспектов социальной реабилитации детей и подростков занимались Л.С.Алексеева, Е.Б.Бреева, В.Н.Гуров, Д.В.Гуров, Г.М.Иващенко, Е.Н.Ким, И.Б.Котова, А.Д.Кошелева,A.С.Макаренко, В.А Сысенко, С.Стивенсон, К.Д.Ушинский, А.Ф.Шадура,B.И.Ширинский, Е.Н.Шиянов. Специфика отклонений в поведении безнадзорных и беспризорных с точки зрения психологии показана в работах М.А.Алемаскина, С.А.Беличевой, Л.М.Зюбина, А.Г.Ковалева, Т.Д.Молодцовой, Д.И.Фельдштейна и других. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении детей занимаются К.Ш.Ахияров, В.Г.Баженов, В.Г.Бочарова, Ю.В.Гербеев, В.Н.Гуров, Д.В.Гуров, Н.В.Квитковская, Э.Г.Костяшкин, А.И.Кочетов, И.А.Невский, А.И.Островский, И.В.Павлов, Ю.И.Юричка, Н.В.Ялпаева.
     Социологические аспекты раскрываемой проблемы отражены в социологических исследованиях Ю.Н.Крупка, Ф.А.Лопушанского, К.К.Матвеева, Н.Смелзера, С.Стивенсона, И.К.Туркевич, Ф.Э.Шэреги, В.А.Ядова и др.
     Несмотря на то что отдельные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах российских и зарубежных ученых, в целом педагогические аспекты реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков остаются недостаточно изученными, что затрудняет поиск педагогических мер по их социальной адаптации и социализации. Это порождает ряд противоречий между имеющимися теоретическими разработками и меняющимися объективными потребностями социально-педагогической практики. Среди них наиболее актуальными являются следующие:
     - между потребностями общества и государства в полноценном, разносторонне развитом подрастающем поколении и реальным наличием большого количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков, которые составляют значительную часть социальной структуры общества;
     - между потенциальными возможностями учреждений социального обслуживания населения в преодолении детской и подростковой безнадзорности и беспризорности и недостаточной теоретической и практической разработанностью этой проблемы;
     - между общественной потребностью в социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков и недостаточной разработанностью технологий их социальной реабилитации в условиях учреждений социального обслуживания населения.
     Учитывая сказанное, проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы современные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних?
     Объект: процесс социальной реабилитации несовершеннолетних.
     Предмет: современные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних.
     Цель работы: выявить эффективные современные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, определить перспективы их развития.
     Гипотеза: эффективные современные технологии отличаются от традиционных технологии социальной реабилитации созданием комплексных, многоуровневых реабилитационных воздействий, позволяющих с минимальными финансовыми и кадровыми затратами решать актуальные для данной территории и данной социо-культурной ситуации социальные проблемы несовершеннолетних, а также предупреждать их дальнейшее усугубление.  
     Задачи:
     1.Раскрыть сущность и  содержание  технологии социальной реабилитации;
     2.Проанализировать нормативно-правовые основы оказания социальных услуг детям;
     3.Определить особенности применения технологий социальной реабилитации несовершеннолетних в Ярославской области;
     4. Провести сравнительный анализ использования современных технологий в деятельности центров социальной реабилитации для несовершеннолетних с социально–реабилитационными центрами ближайших областей (Ярославская область, Костромская область, Вологодская область);
     5.Разработать рекомендации по совершенствованию технологии социальной реабилитации несовершеннолетних.
     Методологической основой исследования является социокультурный подход суть которого состоит в том, что жизненное разнообразие признаётся важнейшим ресурсом, отправным моментом для анализа ситуации, выявления социальных проблем и их решения, основой развития практики социальной реабилитации несовершеннолетних.
     Теоретические основы исследования:
     1.Ключевую роль для исследования имеет работа "Социальная работа. История, теория и практика" Е. И. Холостовой, в которой изложены основные вопросы и проблемы по истории, теории, технологии социальной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования .
     2.Важным представляется исследование Алексеевой И.А. "Жестокое обращение с ребенком: причины, последствия, помощь", в котором описывается взаимосвязь социального сиротства и насилия, пути воспроизведения насилия из поколения в поколение, а также основные методы психологической работы с детьми группы риска по социальному сиротству. В данном исследовании также  затрагиваются вопросы организации различных форм помощи детям: кризисных служб, социально-реабилитационных центров, приютов, центров дневного пребывания, а также вопросы организации психологической помощи и привлечения к сотрудничеству родителей; аспекты оказания психиатрической помощи.
     3. Кандидатская диссертация И.Ю. Тархановой "Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков" в которой описывается сущность и содержание процесса реабилитации, описываются её условия и принципы.
     База исследования: Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ярославской области социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Медвежонок», социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росинка», , Костромской областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Добрый дом» , социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» г.Рыбинск, Буйский социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко», Галичский социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних, Нейский социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних, Нерехтский социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга», социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теремок» г. Судиславль, Островский социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток" г. Череповец, Вологодский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс», Грязовецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Лада». 
     Методы исследования: контент-анализ, сбор информации, обработка данных, измерение, описание, сравнение, сравнительный анализ, обобщение, метод экспертной оценки, дедуктивный вывод, теоретический анализ литературы и нормативно-правовых актов, изучение и обобщение опыта деятельности социозащитных учреждений для несовершеннолетних, статистические методы.
     Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении сравнительного анализа современных технологий социальной реабилитации несовершеннолетних и разработке их классификации.
     Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по применению и оценке эффективности современных технологий социальной реабилитации.
     Выпускная квалификационная работа состоит их введения, двух глав - теоретической и эмпирической, заключения и списка литературы.

Глава 1.Теоретические аспекты технологии социальной реабилитации несовершеннолетних

1.1. Сущность и  содержание  технологии социальной реабилитации
     Социальная реабилитация- восстановление личностных ресурсов клиента,  социального статуса клиента, достижение его материальной независимости, и реализация с помощью социально-средовой ориентации и  социально-бытовой адаптации.
     По мнению Н.Ф. Басова, задачами социальной реабилитации являются:
     1.содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим  включением его в окружающую жизнь. 
     2.оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения. 
     3.развитие коммуникативных навыков.
     Как отмечает Куликова Н. И. в «Технологии социальной реабилитации», основными направлениями социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков в социально-реабилитационных центрах являются:
     - профилактика безнадзорности, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
     - предоставление несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
     - обеспечение доступной и своевременной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации. 
     Центры социальной реабилитации включают в себя:приемное отделение, отделение диагностики социальной дезадаптации, отделение реализации программ социальной реабилитации, отделение социально-правовой помощи, семейная воспитательная группа.[17]
     В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка.[17]
     Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников. Индивидуальная программа реабилитации реализуется как в условиях дневного стационара центра, так и в семейной воспитательной группе. В организацию сопровождения несовершеннолетних можно отследить по следующим мероприятиям, входящим в индивидуальный план работы с подростками:[14]
* появление у подростков устойчивых интересов;
* формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
* повышение интереса подростков к образовательному процессу;
* увеличение количества подростков, занимающихся в кружках, спортивных секциях, клубах и т.п.;
* сокращение количества подростков, состоящих на учёте в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН), уменьшение количества проявлений асоциального поведения у подростков;
* уменьшение количества причин, по которым подростки попадают в «группу риска»;
* проведение анкетирования, опросов участников мероприятий с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости подростков в мероприятия;
* создание условий для обеспечения защиты прав несовершеннолетних;
* социальной реабилитации и адаптации в обществе;
* стабилизация числа беспризорных детей и подростков.[14]
     Особого внимания требует организация индивидуальной деятельности с подростками, которая определяется по следующей логике:
* представление о самом себе;
* отношения к миру;
* актуализация круга проблем, которые волнуют подростка и которые требуют своего решения.[14]
     Специалисты центров используют для сбора информации следующие основные методы и приемы: наблюдение, беседу, анкетирование, опрос, биографический метод и метод экспертной оценки.
     Процесс реабилитации - это сложное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечении недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств), социально-средовую(восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды).[13]
     Практически все безнадзорные и беспризорные дети и подростки имеют различные психические расстройства,недоверчивы, очень трудно идут на контакт, поэтому нуждаются в комплексной реабилитации.
     Комплексная программа реабилитации включаетследующие направления:диагностическое, индивидуальное и групповое консультирование, коррекционное, организация здорового образа жизни, работа по развитию коммуникативных навыков и личностному росту несовершеннолетних,  профилактическая работа с семьей, организация консультирования по вопросам детско-родительских отношений.[15]
     Поскольку реформирование политической, социальной и экономической жизни России обострило существующие социальные проблемы, привело к возникновению новых, которые в первую очередь отражаются на жизнедеятельности семьи, а следовательно, затрагивают интересы детей, вследствие чего наблюдается рост «социальных сирот».Декларативность законодательной базы, а также привычные устаревшие представления и подходы к социальной реабилитации социальных сирот не позволяют полностью раскрыть потенциал этих детей. Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению их  в существующих государственных учреждениях не удовлетворяют изменившееся общество. Федеральные законы гарантируют права социальных сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Социальные сироты чаще своих сверстников оказываются жертвами или участниками преступлений, с большим трудом устраиваются на работу, теряют принадлежащее им жилье, с трудом создают семью. Для них вхождение в самостоятельную жизнь не всегда проходит успешно, так как сопряжено с социально-экономическими и психолого-педагогическими сложностями. 
     Специфика деятельности социально-реабилитационного центра с введением инновационных форм работы педагогического коллектива с воспитанниками потребовала переосмысления целей воспитания, изменение форм и методов работы. Результатом внедрения модели социальной реабилитации является формирование позитивных форм социализации:[15]
      - способность жить в социальном пространстве, соблюдение прав и обязанностей, позитивное отношение к людям, активное и ответственное отношение к себе; 
     - сформированность социальных навыков, расширение социальной сети, социальная адаптация (принятие себя, других, осознание жизненного пространства, изменение эмоциональной сферы (снижение тревожности, повышение уверенности в себе)), изменение мотивации к учению как основе познавательной активности. Одним из важных результатов внедрения модели социальной адаптации и реабилитации является необходимость взаимодействия специалистов в работе с детьми и повышение их профессионального мастерства.[15]
     Таким образом, практика работы учреждений социальной реабилитации показывает, что сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних. Однако перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, нехватка средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений снижают эффективность предпринимаемых действий.



1.2. Нормативно-правовые основы оказания социальных услуг детям
     Защита прав ребенка - это защита его прав на реализацию его природных способностей, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки, удовлетворение потребностей ребенка. Кроме того, защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его гражданских прав как в семье, так и в интернатных учреждениях.
     Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и  помощь. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды ,комфортной и доброжелательной для жизни детей.Конституция РФ гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства [16]
     Основные законы и нормы в области 
     -Стратегия действии в интересах детей Ярославской области на 2012 - 2017 годы, утвержденная Постановлением Правительства Ярославской области от 27 сентября 2012 года № 972-п.
     Данная стратегия рассматривает молодежь как активного субъекта преобразований в регионе. Главный толчок, который способен обеспечить инновационное развитие, занимающую активную позицию. Государственная и общественная система не просто учитывает потенциал молодежи, но и создает условия для профессиональной, творческой и гражданской самореализации, включая ее в социально-экономическую жизнь и развития региона. Наибольший интерес для специалистов социальной сферы представляют отдельные пункты Стратегии. «Так пункт 2.4. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей, предполагает разработку и реализацию программ по пропаганде семейных ценностей, защищенного детства, профилактике насилия в отношении детей; развитие профилактической социальной и психологической помощи детям с целью профилактики суицидального поведения; а также создание условий для организации досуговой деятельности детей и подростков по месту жительства.» [6] Это даёт нам основания считать, что приоритетным подходом в системе социальной защиты детства является семейно-ориентированный подход, и все усилия специалистов социальной защиты должны быть направлены на сохранение семейной среды воспитания ребенка, оптимизацию детско-родительских отношений.
     -закон  Ярославской области от 19.12.2008 г. № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области»(с изменениями на: 15.06.2017)
     В основах Социального кодекса лежит адресная помощь и дифференцированный подход, помощь оказывается «гражданам,признанным нуждающимися в предоставлении социального обслуживания с учетом их индивидуальных потребностей и в соответствии с индивидуальной программой, в которой указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также мероприятия по социальному сопровождению.» [7].Предоставляются следующие виды услуг: «социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-трудовые услуги, социально-правовые услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, срочные социальные услуги.» [7]
-Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
     «В данном законе необходимо обратить внимание на статью 6. «Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг» ,то есть не допускается разглашать  информацию о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна»[2] , поскольку разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность .Получатели социальных услуг имеют свои права и обязанности, которые прописаны в статье 9 и 10. К правам относятся: «уважительное, гуманное отношение, получение бесплатной информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, выбор поставщика или поставщиков социальных услуг, отказ от предоставления социальных услуг, защиту своих прав и законных интересов, участие в составлении индивидуальных программ, обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания» [2], а также на надлежащий уход. К обязанностям можно отнести предоставление сведении и документов, необходимых для предоставления социальных услуг, своевременное информирование поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг, соблюдение условии договора о предоставлении социальных услуг.» [2]
     -Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
     В документе специалистам по социальной защите необходимо обратить внимание на специализированные учреждения для несовершеннолетних , нуждающихся в социальной реабилитации, здесь в установленном порядке в данные учреждения «поступают лица, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в семьях и находящиеся в социально-опасном положении, заблудившиеся, самовольно ушедшие из дома, не имеющие место жительства, оказавшиеся в иной трудной ситуации. В специализированное учреждение не могут быть приняты лица в состоянии алкогольной и наркотической зависимости, а также с признаками психического обострения психического заболевания. Специализированные учреждения принимают участие в выявлении причин безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказывают индивидуальную психологическую помощь, помогают восстановить  социальный статус»[4], несовершеннолетние находятся на полном государственном обеспечении, специалисты по социальной защите уведомляют родителей и их законных представителей о нахождении несовершеннолетнего в данном учреждении, также специалисты содействуют органам опеки и попечительств в осуществлении  устройства детей .
             -Постановление Правительства Ярославской области от 08.10.2014 №988-п «О перечне обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, для признания его нуждающимся в социальном обслуживании»
    В документе необходимо обратить внимание на следующий перечень обстоятельств :
    1. Оставление несовершеннолетними постоянного места жительства, влекущее необходимость его доставки к месту постоянного проживания, в том числе за пределы Ярославской области.
    2. Нахождение несовершеннолетнего вследствие безнадзорности или беспризорности в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.
3. Проживание несовершеннолетнего в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации..» [8]
-Постановление Правительства Ярославской области от 18.12.14 №1335-п « О порядке предоставления социальных услуг поставщикам социальных услуг и признании утратившим силу постановления администрации области от 04.04.2005 № 46-А
     В постановлении приведен порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, в полустационарной форме социального обслуживания, стандарты предоставления социальных услуг..» [9]
             Таким образом, нормативно-правовые акты раскрывают весь спектр прав и гарантии получателей социальный услуг, в документах  описаны виды социальных услуг и условия их получения, приведена деятельность специализированных учреждении для несовершеннолетних, оказывающих адресную помощь семье, большую роль играет поддержка возможностей семьи по воспитанию и содержанию детей ,улучшение семейного образа жизни, специалисты по социальной защите помогают не только детям, но и родителям. Главная задача специализированного учреждения –вернуть несовершеннолетнего в семью, не допустить рецидива, а также восстановить ребенка в социальном статусе, в коллективе сверстников, учебы и т.д.
     
     
     
     
     

1.3. Особенности современных технологии социальной реабилитации несовершеннолетних в г. Ярославле и Ярославской области

     Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.
     Классификация реабилитации:
     а) медицинская(полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания)
     б) психологическая (преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности)
     в)профессиональная (обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем)
     г) бытовая(предоставление нормальных условий жизни подростка)
     д) социальная(процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде)
     ж)социально-экономическая(комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав)
     з)социально-педагогическая (система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования)[12].
     Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах, приводя к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Традиционные социальные технологии характеризуются малой наукоёмкостью, не мотивируют социальный объект к переменам.
     Критерии по которым технологии можно разделить на традиционные и современные.
     -ориентация на овладения клиентом способностей социального самообеспечения, социальной самозащиты;
     -ориентация на индивидуальную оценку потребностей получателя социальных услуг;
     -инициативные действия новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.
     Этапы сопровождения проблемной семьи в Ярославской области.
     М.И. Рожков предложил взять за основу четыре этапа социально-педагогического сопровождения субъектов.
     Первый – этап проблематизации, задачами которого являются обнаружение проблемы, выявление ее сути, изучение причины возникновения, конкретная формулировка проблемы, которую надо решить.
     Необходимо использовать методы психолого-педагогической и социально-педагогической диагностики, в том числе и самодиагностики, чтобы выяснить, что повлияло на возникновение проблемы, какие факторы повлияли, почему так произошло. Наиболее эффективным способом установления причин является привлечение к этому процессу участников проблемной ситуации. Это могут быть близкие люди, друзья, соседи, педагоги. Родителям и (или) ребенку важно помочь самим установить, понять причины и принять участие в определении диагноза проблемы. 
     На втором (поисково-вариативном) этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы, определяется степень участия взрослых и ребенка в этом процессе, а также средства сопровождения.
     Поиск вариантов связан с рассмотрением возможных и допустимых способов решения проблемы. Для поиска вариантов решения проблемы семьи или конкретного ее члена целесообразно привлечение тех лиц, которые могут помочь в ее решении.
     Для разрешения проблем, затрагивающих социальную, физическую или духовно-нравственную безопасность семьи или конкретного ребенка, необходим их углублённый анализ, чтобы разработать несколько действительно различающихся альтернатив, включая возможность бездействия. 
     Особое значение имеет сопровождение семьи в ситуациях выбора, когда необходимо осознанно принять решение. Для этого важно осознать цель выбора, иметь определенный объем информации о ситуации, в которой находится семья. В результате анализа ситуации с помощью специалистов члены семьи осуществляют выбор.
     Таким образом, оценка вариантов решений - важная составляющая этого этапа. Практически любой вариант сопряжен с отрицательными аспектами, поэтому почти все решения семейных проблем содержат компромисс. Для сопоставления решений применяют выработанные критерии, главным из которых является гуманность по отношению к семье, ребенку и неущемление интересов других людей. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности. Под принятием решения понимается только сознательный выбор.
    На третьем (практически-действенном)этапе совершаются совместно с семьей, ребенком реальные или виртуальные действия, которые приводят членов семьи к решению проблемы.
    Особенностью реализации поставленной задачи является ее преимущественно вероятностный характер. Невозможно с точностью гарантировать последовательность развития тех или иных событий, реакцию человека на изменившуюся ситуацию. На основе прогноза мы можем лишь предполагать возможные последствия реализации решения. Часто правильность выбранного решения становится очевидной после начала его осуществления. В реализации решения возможна оперативная корректировка, в зависимости от условий и возможностей субъектов сопровождения семьи. Эффективность реализации поставленной задачи повышается, если при включении всех субъектов сопровождения семьи осуществляется согласованность действий и оперативная, мобильная корректировка запланированного в изменившихся ситуациях.
    На четвертом (аналитическом) этапе субъекты сопровождения семьи анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления. Данный этап предусматривает контроль и оценку результатов решения проблемы. Для согласования фактических результатов с ожидаемыми необходимо обеспечить систему их отслеживания и контроля. Оперативный контроль осуществляется, начиная с момента реализации принятого решения.
    Средства оказания помощи проблемным семьям.
    Под средствами оказания помощи проблемным семьям понимают совокупность методов, методик, техник, способов и приёмов организации взаимодействия специалистов организаций и учреждений системы профилактики и проблемных семей, применяемых с целью изменения состояния в семье.
    Технология социально-педагогического консультирования
Консультирование как один из методов социально-педагогической помощи играет важную роль в реабилитации безнадзорных детей и подростков, поскольку решение многих перечисленных выше проблем требует прежде всего информационного обмена между педагогом и подростком. Процесс любой консультации предполагает соблюдение основных принципов: целесообразность и целеустремленность, добровольность и ненавязчивость, методическая грамотность и компетентность.
     Под консультацией понимае.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44