VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современные проблемы функционирования российских туристских компаний на международном рынке

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000246
Тема: Современные проблемы функционирования российских туристских компаний на международном рынке
Содержание
Оглавление
Введение	2
Глава 1. Состояние развития международного рынка туристских услуг на современном этапе и тенденции его развития	5
1.1. Современное состояние и динамика развития международного рынка туристских услуг	5
1.2. Туристская деятельность в России: понятие, виды и правовое регулирование	15
1.3. Перспективы развития деятельности российских туристских компаний на международном рынке туристских услуг	20
Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «Турфирма «Нева»» на международном рынке	25
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия	25
2.2. Анализ внешних и внутренних факторов деятельности предприятия	29
Глава 3. Разработка программы развития деятельности  ООО «Туристская фирма «Нева»» на международном рынке	56
3.1. Характеристика программы, ее содержание и этапы реализации	56
3.2. Финансово-экономический и организационный аспект программы	61
3.3. Планируемая эффективность программы, анализ рисков и путей их снижения	69
Заключение	72
Список литературы	76
Приложение	80



Введение
    Интеграция мировой экономики, выражающаяся в активном межгосударственном взаимодействии, в постоянных деловых взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности в различных сферах экономики, включая туризм, влияет на граждан, побуждая их все чаще совершать поездки не только внутри своего государства, но и за его пределы в целях удовлетворения как личных, так и деловых потребностей. 
    Туризм как многогранное явление уже является феноменом настоящего времени в силу постоянного развития и востребованности в нем любого развитого государства. 
    По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) в России вклад сектора туризма и путешествий в 2011 г. составил 106 млрд. долл., или 5,9% ВВП. Из них туристический экспорт составил всего 16 млрд. долл., а доля поездок за рубеж составила 88% от общего оборота туристской сферы1. 
    Однако глобализационные процессы, находящие выражение в больших объемах информационных потоков, упрощении процедур оформления поездок за рубеж постепенно приводят к тому, что российские туристы все чаще обходятся без участия турфирм, специализирующихся на международном выездном туризме. Нестабильность макроэкономической обстановки, отказ от посещения отдельных арабских стран (в первую очередь Египта), популяризация внутреннего туризма (в том числе побережье Крыма) приводят к отказу российских туристов от услуг туроператоров и турагентств.  
    Данные тенденции заставляют задуматься о поиске новых способов привлечения клиентов в туристскую фирму, путем предоставления новых видов услуг, расширения географии туров.
    Более того, российские туристские фирмы и органы по управлению туризмом, вступающие на международный рынок, сталкиваются в своей деятельности с проблемами освоения новых методов продвижения и реализации турпродуктов, которые являются необходимым условием международной интеграции и современной организации туристского бизнеса во внешней и внутренней туристской среде. В связи с этим, анализ рынка международного туризма, изучение существующих методов продвижения и реализации, и разработка рекомендаций по внедрению новых действенных методов, с учетом специфических особенностей представляется особенно актуальным. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
    Практическая значимость заключается в разработке программы, которая может стать основой для развития деятельности туристкой фирмы на международном рынке. 
    Цель исследования заключается в изучении современных проблем функционирования российских туристских компаний на международном рынке и разработке предложений, по развитию данной деятельности.
    Задачи исследования:
    * рассмотреть современное состояние и динамика развития международного рынка туристских услуг;
    * раскрыть понятие «туристская деятельность», определить ее виды и основы правового регулирования;
    * охарактеризовать перспективы развития деятельности российских туристских компаний на международном рынке туристских услуг;
    * провести анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельность ЗАО «Турфирма «Нева»»;
    * рассмотреть организацию деятельность ЗАО «Турфирма «Нева»» на международном рынке;
    * разработать программу, направленную на развитие деятельности ЗАО «Турфирма «Нева» на международном рынке, представит ее финансово-экономическое обоснование.
    Объектом исследования выступает закрытое акционерное общество «Турфирма «Нева», предметом – организационно-экономические основы деятельности туристической компании на международном рынке.
    Вопросы становления, экономического значения туризма рассмотрены в работах В.И. Азара, М.Б. Биржакова, В.Г. Гуляева, И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, В.С. Сенина, В.Б. Сапруновой и других. 
    Тенденции развития мирового туризма, проблемы организации туризма, рассматриваются в работах таких зарубежных авторов как Д. Боуэн, Д. Гиль-берт, Х. Годфри, Ф. Котлер, К. Купер, Дж. Уокер, Д. Флетчер и других. 
    Проблемы развития, механизмы функционирования туристского рынка освещены в работах И.Т. Балабанова, А.М. Ветитнева, М.Г. Воронцовой, В.Г. Гуляева, А.Б. Здорова, Е.Н. Ильиной, А.Г. Папиряна, Г.М. Романовой, А.Д. Чудновского.
    Методология исследования построена на основе экономико-статистического, системного, сравнительного, абстрактно-логического, теоретико-прогностического и других общих и специальных научных методах исследования. 
    Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам организаций коммерческой деятельности в сфере туризма. 
    Эмпирической базой исследования явились материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, периодических изданий, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере туризма, интернет источники.
    Структурно работа включает три главы, введение, заключение и список литературы.
     

Глава 1. Состояние развития международного рынка туристских услуг на современном этапе и тенденции его развития
1.1. Современное состояние и динамика развития международного рынка туристских услуг
    
    Туризм вполне справедливо называют «феноменом XX века». Известно, что туризм больше чем в 70 странах мира является одним из трех основных источников поступления в государственный бюджет, а в 40 странах – первоисточником по уровню наполнения бюджета.2
    Современный туризм представляет собой межотраслевой комплекс, обеспечивающий решение важных экономических и соц. Задач в масштабе страны и в отдельных регионах и на отдельных территориях. 
    В настоящее время в научной литературе не сложилось его единого универсального определения понятия «туризм». Многоплановость этого явления нашла отражение в противоречивости различных определений туризма как «одного из видов активного отдыха», «большой экономической системы с разнообразными связями», «особого рода межличностной деятельности».
    Таким образом, сложность социально-экономического явления, как туризм, характеризуется наличием большого количества определений, они подвергаются доработке и усовершенствованию. Так, по определению, принятому ООН в 1954 г., «туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства». В Манильской декларации по мировому туризму 1980 г. записано: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения»3. В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 г. в Мадриде, дана следующая формулировка туризма: «один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».
    В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма: «Туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями». 
    Разносторонность форм туристского общения позволяет сформировать расширительную трактовку туризма как особого рода межличностную деятельность, которая в условиях интернационализации жизни превратилась: в форму использования свободного времени, в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.4 
    Туризм относится к числу высокодоходных и наиболее динамично развивающихся направлений экономики, являясь важной частью внешнеэкономической деятельности многих государств. Приток туристов обеспечивает рост потребительских расходов на территории принимающей стороны, обеспечиваются дополнительные рабочие места, ужесточаются требования к охране природы, архитектурных сооружений, памятников и пр., обеспечивающих приток туристов (рис. 1.1)

Рис. 1.1. Характерные экономические взаимодействия субъектов в сфере туризма5
    Здесь следует отметить, что многие страны, которые, развивая индустрию гостеприимства, первоначально преследовали преимущественно экономические цели, в настоящее время все большее внимание уделяют социальным и экологическим аспектам. Это, например, Испания, Кипр, Греция, Ирландия и др. Социологические опросы показали, что подавляющее число местных жителей (80%) отмечают благотворное влияние туризма на имидж и связывают с ним дальнейшее развитие территории.
    Важнейшими социально-экономическими функциями туризма являются: оздоровительная, экономическая и внешнеэкономическая, содействия занятости населения, системообразующая. Туризм как социально-экономическое явление обладает не только социально-культурным, но и экономическим качеством. Туризм предопределяет основные потоки движения людей, выбирающих не только место для отдыха, но и место реализации денежных сбережений, накапливаемых любым субъектом участия на период летнего отдыха (отпусков). 
    Число международных туристских прибытий в 2013 году достигло рекордного показателя в 1 млрд 87 млн, что на 52 млн прибытий больше (+5%) уровня прошлого года, сообщается в исследовании Всемирной туристской организации (UNWTO). В сообщении подчеркивается, что росту туристских прибытий не помешала экономическая ситуация в мире.6
    Лидером по темпу роста в абсолютном выражении стала Европа, которая в 2013 году приняла 563 млн международных туристов, что на 29 млн (+5%) туристов больше показателя прошлого года. Наибольшей популярностью пользовались Центральная и Восточная Европа (+7%) и Южно-Средиземноморская Европа (+6%).
    Значительный рост числа международных прибытий наблюдался в Азиатско-Tихоокеанском регионе(+6%), где число международных туристов возросло на 14 млн и составило в совокупности 248 млн. Среди субрегионов лучшего показателя добилась Юго-Восточная Азия (+10%).
    Около 169 млн прибытий зафиксировано в Американском регионе, что на 6 млн прибытий (+4%) больше уровня прошлого года. Ведущими направления стали Северная и Центральная Америка (+4% каждое). При этом замедлились темпы роста по сравнению с 2012 годом в Южной Америке (+2%) и на Карибах (+1%).
    Рекорд по числу прибытий зафиксирован в Африке. Регион посетили 56 млн туристов, что на 6% больше, чем в 2012 году.
    Лидеры по темпам роста среди стран-поставщиков туристов в 2013 году стали Россия и Китай. Туристские расходы Китая, ставшего в 2012 году самым крупным выездным рынком с показателем расходов в $102 млрд, возросли за первые три квартала 2013 года на 28%. Россия, занимающая пятую строку в списке крупнейших выездных рынков мира, сообщила об увеличении темпов роста туристских расходов на 26% за период с января по сентябрь 2013 года.
    Среди ключевых развитых стран, направляющих туристов, рост туристских расходов значительно ниже. Во Франции рост расходов на выездной туризм составил 6%, в США, Великобритании, Канаде и Австралии туристские расходы выросли на 3%. Напротив, сократили расходы на выездной туризм Германия, Япония и Италия.
    Существенный рост расходов на выездной туризм зафиксирован среди развивающихся рынков - в Турции (+24%), Катаре (+18%), Филиппинах (+18%), Кувейте (+15%), Индонезии (+15%), Украине (+15%) и Бразилии (+14%).
    В 2012 г. увеличилась средняя продолжительность путешествий на 5,5 % и составила 9,4 ночей (10,4 дня). На 10,6 % вырос уровень трат при путешествиях по Европе, что связано с инфляцией и с переходом ряда стран на единую европейскую валюту, который привел увеличение тарифов на туристские услуги. По целям поездок доминируют пляжные туры, связанные с пребыванием у воды (круизы, озерный туризм), лечебные туры и событийный туризм.
    Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистам положительными. Согласно прогнозу ВТО к 2015 г. в мире ежегодно будут путешествовать около 1.8 млрд человек, к 2020 г. – до 2 млрд, а доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн дол. США.
    Основной обмен туристами совершается между странами – поставщиками туристов, в то же время из тех же стран формируется основной поток туристов в развивающиеся государства.
    Специалисты области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежит как экономический так и социальный прогресс. Более детальный анализ позволяет среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие туризма, выделить главные: политические, экономические, социально-демографические, культурно-познавательные, научно-технические.
    Экономические факторы. Увеличение доходов людей в экономически развитых странах дает возможность населению этих стран увеличивать свои расходы на поездки и отдых. Мониторинг доходов европейских туристов определил, что в Туристском потоке почти всех государств по финансовому положению лидируют представители среднего класса (от 40 % в Нидерландах до 59 % в Италии), а также широко определена категория лиц с высокими доходами (Нидерланды, Германия, Великобритания), предъявляющие спрос на условия класса люкс.
    Политические факторы. Стабильная политическая обстановка в государстве – является залогом благоприятного существования туристского индустрии. Помимо этого, для модернизации туризма в той или иной стране важен тип международных отношений, сложившийся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или отдельно взятом регионе.
    На развитие туризма значительное воздействие оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это приводит к увеличению деловой активности населения планеты и появлению новых видов делового туризма.
    Социально-демографические факторы. Численность городского населения является важным фактором развитие туризма. Психологи сошлись во мнении, что урбанистический образ жизни отличают стресс, анонимность, отсутствие коммуникаций с людьми, отдаленность от природы. Поэтому туризм для городского населения является поиском душевного покоя и гармонии.
    Так же, на развитие туризма оказывают влияние такие факторы, как старение людей, более позднее вступление в брак, повышение доли одиноких людей, увеличение числа работающих женщин, откладывание рождения ребенка, рост числа бездетных семейных пар7. Увеличение средней продолжительности жизни и снижение рождаемости привели к увеличению количества пожилых людей в мире. Эта часть рынка является очень привлекательной для организаций индустрии туризма и сервиса, так как пенсионеры имеют практически неограниченным свободным временем и относительно высокой покупательной способностью. 
    Учитывая значимость этой части рынка, ВТО посвятила одну из своих собраний вопросам и проблемам развития туризма для «лиц пенсионного возраста», в ходе которого был разработан ряд инструкций для работников туристской сферы, а именно: в программах для данной группы туристов установить дополнительные меры безопасности; диетическое питание; медицинское обслуживание; культурные мероприятия; соответствующие возрасту физические нагрузки; предоставление ясной и четкой информации об организации отдыха; прогулки.
    В мегаполисах растет численность одиноких людей, которые обладают высоким уровнем образования, стремлением к профессиональному росту, мобильностью, высокими требованиями к комфорту и качеству жизни. На данный момент ведущие европейские туристские компании рассматривает таких туристов как одну из наиболее перспективных растущих целевых групп туристского рынка, создавая для них индивидуальный туристский продукт.8
    К культурным факторам относится удовлетворение этических, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию желания у людей к изучению, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Следует выделить, что причастность к тем или иным видам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различается по странам. Например, многие англичане (50 %), бельгийцы (40 %), немцы (35 %), итальянцы (35 %) отдают свое предпочтение пляжному отдыху; отдых в городах привлекает жителей Японии (49 %), Испании (37 %), Франции (30 %); в путешествиях по странам проводят свой отдых жители Франции (35 %).
    Научно-технический прогресс. В данное время благодаря научно-техническому прогрессу сокращается время пребывания в пути при путешествиях на дальние расстояния; модернизируются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более удобным для пассажиров; возникают новые чартерные авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные).9
    Таким образом, мировая экономика находится под воздействием глобальных тенденций, которые влияют на факторы устойчивого развития приоритетных сфер экономики, среди которых особое значение имеет туризм. За относительно короткий исторический период туризм превратился из небольшой подотрасли организации путешествий в одну из лидирующих сфер мировой экономики. 
    На современном этапе международный туризм представляет собой высокодоходный межотраслевой комплекс, является одним из ведущих экспортеров в мировой экономике, способствует укреплению многообразных (экономических, политических, культурных и других) связей между странами (регионами), имеет характер социальной ориентации целей развития современного общества. В XXI веке международный туризм стал массовым, доступным, рассчитанным на самый разный контингент и превратился практически в самостоятельное межотраслевое хозяйство. Международный туризм относится к сфере услуг, которая на сегодняшний день является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся. Всесторонний анализ современного состояния регионального рынка туристских услуг, тенденции его развития, вклада в мировую экономику чрезвычайно актуален. 
    Международный туризм представляет собой систематизированную деятельность всех участников рынка туристских услуг, направленную на предоставление туристского продукта (услуги) иностранным гражданам на территории какой-либо страны (региона) и лицам, постоянно проживающим в какой-либо стране, путешествующим за рубеж. 
    Примечательной чертой международного туризма в современных условиях считается постоянно растущая роль организаций (объединений) к этой сфере услуг. Организация Объединенных Наций, ее специализированные органы, другие международные организации стали все более конструктивно подходить к решению многих вопросов, связанных с функционированием сферы туризма. На сегодняшний день в мире существует порядка 70 международных организаций, в той или иной степени занимающихся проблемами развития туризма. 
    Опыт ряда стран показывает, что туризм является эффективным средством, позволяющим в небольшие сроки осуществить поступление в бюджет страны (региона) денежных средств в национальной валюте. Тем самым многие страны мира вкладывают значительные средства в развитие туристской инфраструктуры и в продвижение национального туристского продукта. 
    Международный туризм – «скрытый» экспорт, осуществляемый в пределах страны. Приобретая товары в стране пребывания, туристы вывозят их за пределы государства, тем самым увеличивая объем экспортируемых им товаров. В большинстве стран поступления от туризма составляют основную статью в бюджете. 
    В настоящее время, Россия, несмотря на высокий потенциал, по-прежнему занимает невысокое место на мировом туристском рынке: на ее долю приходится приблизительно 3% мирового туристского потока. По оценкам специалистов ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год.10 Однако по данным на 2013 год, количество иностранных гостей, приезжающих в Россию с деловыми, туристскими и частными целями составило 30 792 тыс. человек, в том числе:
* туристы – 2 665 тыс. чел.;
* служебные командировки – 5 816 тыс. чел.
    Необходимо отметить, что в 2013 году прирост в целом по прибытиям составил 9,28%, при этом деловые поездки сократились на 6,19%.
    Страны, лидирующие по количеству прибытий в Россию с туристской целью в 2013 году, представлены в табл. 1.1.
    Таблица 1.1
    Страны – лидеры по количеству прибытий в Россию в 2013 году
Страна
Количество прибытий, ед.
Германия
380 253
Китай
372 314
Соединенные штаты
197 334
Соединенное королевство
157 799
Турция
122 728
Италия
117 927
Франция
96 947
Финляндия
93 762
Израиль
92 478
Испания
70 193
Япония
55 092
Корея, республика
52 114
Украина
43 545
Канада
41 000
Австралия
36 117
1.2. Туристская деятельность в России: понятие, виды и правовое регулирование
    Россия имеет значительный потенциал для развития туристической отрасли.11 «Свободный, образованный, здоровый, активный человек – основа конкурентоспособности страны», - указывается в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012г. 
    В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.12 туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономическая выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.13
    В своих рекомендациях ВТО отмечает, что на нынешнем этапе развития туризма только государство и правительство играют в нем первостепеннейшую, если не единственную роль, а частнопредпринимательский сектор участвует в этом лишь частично.14
    В условиях современных экономических преобразований, повышения роли несырьевых секторов экономики, а также активного развития туризма сфера туристских услуг представляет собой движущую силу экономического развития и роста, как отдельных регионов, так и страны в целом. 
    Основополагающим документом, регулирующим туристскую деятельность, является Закон о туристской деятельности. 
    В соответствии со статьей 2 Закона о туристской деятельности законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 
    В последнее время в России принят целый ряд законодательных актов, определяющих туризм как одно из приоритетных направлений деятельности государства, в частности:
на федеральном уровне:
    * Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»15;
    * Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы16;
на региональном уровне (Санкт-Петербург):
    * Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 годы 17 (далее – Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра).
    Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.18
    Необходимо отметить, что Российская Федерация является членом ВТО. За время деятельности международных организаций был принят ряд важнейших документов по вопросам туризма, основные из них: Манильская декларация по мировому туризму; Гаагская декларация по туризму; Глобальный этический кодекстуризма; Хартия туризма и ее раздел «Кодекс туризма»; Осакская декларация по туризму; Осакская декларация тысячелетия.
    И хотя Россия признает важность содержащихся в международных актах положений, принципов туристской деятельности и туризма, указанные нормы носят декларативный характер, поскольку на практике их действие никак не влияет на применение российского законодательства из-за их рамочного характера и норм непрямого действия.
    В соответствии со ст. 1 Закона о туристской деятельности, туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
    Порядок въезда и выезда на территорию Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»19
    Вопросы оказания туристских услуг регулируются Гражданским кодексом РФ, федеральными законами (в частности, Законом об основах туристской деятельности), Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ20. 
    Туристская деятельность в Санкт-Петербурге регулируется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28.12.2012 № 741-126 «О туристской деятельности в Санкт-Петербурге»21.
    Согласно ст. 1 Закона о туристской деятельности, туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. При исследовании понятия «туристская деятельность» возникает ряд проблем, обусловленных, во-первых, отсутствием четкого законодательного определения туристской деятельности, во-вторых, открытым перечнем составляющих ее элементов, в-третьих, - в силу особого признака оказываемой туристской услуги – ее комплексности. Например, деятельность по оказанию аудиторских услуг законодатель прямо признает предпринимательской: «аудиторские организации, индивидуальные аудиторы…не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг…»22. 
    Значение понятия «иная деятельность по организации путешествий» в Законе не раскрывается, как и не устанавливаются критерии разграничения иной деятельности по организации путешествий и туроператорской (турагентской деятельности). Однако если исходить из содержания понятий «турагентская деятельность», «туроператорская деятельность» и «туристский продукт», то под иной деятельностью по организации путешествий можно понимать деятельность, не связанную с реализацией туристского продукта как комплекса услуг по перевозке и размещению туристов. К указанной деятельности можно отнести экскурсионную, гостиничную и т.п. предпринимательскую деятельность.
    Следует отметить преимущества туроператора при осуществлении им своих функций по сравнению с турагентом. Так, турагент всегда находится на пересечении правовых и иных интересов туристского бизнеса (он состоит в правоотношениях со старшим «партнером» - туроператором), с одной стороны, и туристом-потребителем (с последним турагент проводит, как правило, большой объем работы до заключения договора о реализации туристского продукта), с другой. В настоящее время признана главенствующая роль туроператора при оказании услуг, поскольку турагент является посредником в реализации созданного туроператором «продукта». Однако полностью снимать ответственность за качество исполнении обязательств турагентом (в частности, за неверное предоставлений информации о путешествии) нет необходимости.
    Правой формой возникновения обязательств между туроператорам и турагентом является договор. Договоры являются основными инструментами установления, действия, изменения и прекращения правоотношений как между ними, так и этими хозяйствующими субъектами и туристом.
    В Законе отсутствуют ограничения на заключение какого-либо вида договора, необходимого для оформления отношений между участниками туристских правоотношений. Наиболее подходящей конструкцией для оформления отношений между субъектами туристской деятельности является агентский договор по модели договора комиссии, когда турагент действует от своего имени.
    Все договоры в сфере туристской деятельности можно разделить на две большие группы: 
    1) договоры между субъектом туристской деятельности и туристом; 
    2) предпринимательские договоры, заключаемые между туроператором и третьими лицами, оказывающими отдельными услуги, входящие в туристский продукт (внешние), и (предпринимательские) договоры, заключаемые между туроператором и турагентом (внутренние). 
    Единственным законным способом возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей (обязательств) между туроператором и турагентом является заключение одного из четырех предпринимательских договоров (внутренних договоров), предусмотренных ГК РФ, среди которых следует выделить: договор возмездного оказания услуг, агентирования, комиссии и поручения, а также их сочетаний (смешанных договоров). 
    Следует отметить несоответствие положений ГК РФ и Закона о туристской деятельности о виде договора, оформляющего отношения сторон по оказанию туристских услуг: в ГК РФ данный договор предлагается называть договором оказания услуг по туристическому обслуживанию, в то время как в специальном Законе – договором о реализации туристского продукта. Закрепление в Законе о туристской деятельности правовой модели договора о реализации туристского продукта для оформления правоотношений между туроператором (турагентом) и туристом противоречит правовой природе возмездного оказания туристских услуг, позволяя квалифицировать данные отношения в качестве договора купли-продажи комплекса услуг (комплексной услуги), а также в других формах, не соответствующих действующему законодательству.
    Направленность туристской деятельности на систематическое извлечение прибыли (дохода), ее прямая связь с гражданами-потребителями туристских услуг влечет необходимость государственного регулирования такой деятельности в лице соответствующих государственных органов, в задачи которых входит поиск оптимального сочетания интересов субъектов туристской деятельности с публичными интересами. 

1.3. Перспективы развития деятельности российских туристских компаний на международном рынке туристских услуг
    
    В Российской Федерации туризм пока еще находится на стадии развития. Располагая значительным территориальным пространством, Россия является действительным обладателем ресурсного потенциала, но весьма слабо обустроенного. По мнению А.С. Кускова, «в настоящее время доля Российской Федерации в мировых показателях незначительна. Несмотря на высокий туристский потенциал, Россия занимает на сегодняшний день скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится чуть более 1 % мирового туристского потока».23
    По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Российская Федерация к 2020 году войдет в первую десятку стран-лидеров въездного туризма (47,1 млн туристов, 2,9 % – доля рынка) и в первую десятку стран-лидеров выездного туризма (30,5 млн туристов и 1,9 % – доля рынка). 
    Начиная с 2000 года, постоянно увеличивалось количество российских туристов, выезжающих за рубеж24. Количество туристов, прибывающих в Россию, за эти годы изменялось незначительно (рис. 1.2). 

    Рис. 1.2. Количество туристов, прибывших в Россию
    Сегодня можно говорить об итогах 2011 года, когда получены окончательные данные. По данным Росстата в 2011 году поставлен очередной рекорд роста количества туристских поездок российских туристов за рубеж25. Однако по оценкам экспертов Ассоциации туроператоров России (АТОР) с ростом турпотока будет падать рентабельность по основным массовым направлениям выездного туризма26. 
    В список из десяти наиболее посещаемых российскими туристами стран в 2011 году вошли: Турция, Китай, Египет, Финляндия, Таиланд, Германия, Испания, Греция, Италия, ОАЭ (табл. 1). Туристский поток в Египет в 2011 году снизился примерно на 30% по сравнению с 2010 годом. Однако, несмотря на снижение потока, Египет по-прежнему остается одним из наиболее популярных мест отдыха у россиян. 
    Политическая нестабильность в Египте в 2011 году серьезно повлияла на статистику других зарубежных пляжных направлений. Значительная часть туристов переориентировалась на Таиланд. По данным Росстата, поток в эту страну в 2011 года вырос почти в 3раза. В 2011 году у российских туристов возросла популярность Греции (58%). 
    Въездной поток зарубежных туристов в Россию показывает незначительный рост. Наибольшее количество туристов (людей, которые указывают целью своего прибытия именно туризм) в Россию приходится на Германию – 338,5 тысяч за девять месяцев 2012 года.
    Прирост потока туристов из Германии составил 10%. Далее идут Китай (276 тысяч), США (164,8 тысяч). 
    Общий поток зарубежных туристов совершенно не соответствует культурному и природному потенциалу России. Причины такой ситуации для специалистов не составляют секрета. Во-первых, за рубежом крайне мало знают о туристских возможностях России. К тому же, совершенно отсутствует рекламное продвижение туризма в России на государственном уровне. Во-вторых, по мнению иностранцев, в России слишком сложные процедуры получения виз для въезда. Особые сложности возникают там, где визовые формальности «нагнетаются» нашими консульствами. Это касается Италии, Финляндии, Германии, Испании - основных «поставщиков» туристов в Россию. Препоны, расставленные нашими чиновниками, ведут даже к спаду потоков туристов из этих стран. В-третьих, слишком завышенные и совершенно не обоснованные цены на все. Между тем, основную часть потоков туристов из-за рубежа составляют представители среднего класса, пенсионеры и молодежь. Наиболее значимые расходы на услуги проживания. При этом сервис далеко не всегда удовлетворяет иностранцев. В-четвертых, присутствие чувства незащищенности. Россия у большинства иностранцев ассоциируется с терроризмом, мафией, разгулом преступности. Список этот можно было бы продолжить, но и этого вполне достаточно для объяснения низкой туристской привлекательности России для иностранных туристов.27
    Итак, как убедительно доказывают цифры, в России сегодня нет четкой стратегии привлечения зарубежных туристов, как на уровне страны, так и на уровне регионов. Темпы прироста количества зарубежных туристов в Россию за последние десять лет намного ниже, чем средние мировые темпы роста туристских прибытий, не говоря уж о странах, лидирующих в .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44