- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Современное состояние и перспективы развития железнодорожного транспорта в российской федерации
| Код работы: | K007266 |
| Тема: | Современное состояние и перспективы развития железнодорожного транспорта в российской федерации |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Современное состояние и перспективы развития железнодорожного транспорта в российской федерации
Курсовая работа по дисциплине
«Теория и практика экономической деятельности»
Исполнитель: К.В.Комлева
Студент группы: ЭМСП-14
Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент И.О. Фамилия
Предварительная оценка: _____________
Допуск к защите:_____________________
Дата защиты: _______________________
Оценка:_____________________________
Екатеринбург
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1
Теоретические аспекты исследования железнодорожного транспорта как вида экономической деятельности
1.1
Железнодорожный транспорт как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2
Факторы и условия функционирования и развития железнодорожного транспорта в РФ
1.3
Роль железных дорог в единой транспортной системе страны
2
Анализ состояния железнодорожного транспорта в РФ
2.1
Особенности железнодорожного транспорта
2.2
Оценка состояния железнодорожного транспорта в РФ
2.3
Тенденции и проблемы развития железнодорожного транспорта
3
Перспективы развития железнодорожного транспорта
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами. Во-первых, обострением проблем развития железнодорожного транспорта в условиях совершенствования рыночной экономики. Во-вторых, непосредственной близостью железнодорожного транспорта к каждому жителю страны, от функционирования субъектов которого напрямую зависит передвижение населения по стране и за пределы ее. В-третьих, необходимостью совершенствования нормативно-правового регулирования железнодорожного транспорта.
Транспорт является основой формирования внутреннего и международного рынков, обеспечивая развитие рыночной экономики. Он наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, и является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.
Современный транспортный комплекс подвержен влиянию противоречивых тенденций: являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ, а будучи особой отраслью экономики, транспорт оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений.
Целью курсовой работы является изучение сферы услуг железнодорожного транспорта в условиях развития постиндустриальных тенденций в современной экономике, определение перспектив развития транспорта.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру железнодорожного транспорта как вида экономической деятельности;
- систематизировать факторы и условия функционирования и развития железнодорожного транспорта;
- выявить тенденции и проблемы развития железнодорожного транспорта;
- охарактеризовать территориальную структуру железнодорожного транспорта в России;
- обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере железнодорожного транспорта;
Объект исследования – железнодорожный транспорт как вид деятельности, осуществляемой в рамках национальной экономики.
Предмет курсовой работы – тенденции, факторы и перспективы развития железнодорожного транспорта как вида экономической деятельности.
Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам железнодорожного транспорта, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на --- страницах машинописного текста, включает … рисунков, … таблиц, список использованных источников состоит из …. наименований
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА
Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.
Железнодорожный транспорт целесообразен для транспортировки крупных грузов на средние и дальние дистанции, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.
Автомобильный транспорт применяется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных транспортировках, а также при перевозке скоропортящихся и значимых малотоннажных грузов на средние и дальние дистанции.
Морской транспорт реализовывает преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.
Трубопроводный транспорт используется с целью транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния. [20, c287]
Вместе все виды транспорта образуют транспортный комплекс страны. Транспортный комплекс России включает 86 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 984 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 115 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 210тыс. км магистральных трубопроводов, электрифицированных линий 43,4 тыс. км. [1, c32]
В сложившейся современной транспортной системе, представленной широкими направлениями можно выделить три основных магистральных направления:
1) широтное магистральное сибирское направление «восток-запад», включающее в себя железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Кама и Волга;
2) меридиальное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованного в основном железнодорожными путями;
3) меридиальное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, образованное железнодорожными и трубопроводными, связывающими Поволжье и Кавказ с центром, севером европейской части страны и Уралом. [20, c288]
Железнодорожный транспорт - вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Из числа абсолютно всех типов автотранспорта во многих странах основное место занимает железнодорожный автотранспорт, что разъясняется его универсальностью: перспективой обслуживать все без исключения сферы экономики и удовлетворять потребности населения в транспортировках почти во всех климатических районах и в любое время года, высокой перевозной возможностью и эффективной транспортировкой крупных грузов на дальние дистанции, сравнительно быстрыми скоростями, надежностью и безопасностью, невысокой себестоимостью транспортировок, наименьшим воздействием на окружающую среду, нежели прочие виды автотранспорта.
Он объединяет в одно единое множество различные области и районы страны, гарантирует жизненный процесс абсолютно всех сфер экономики, реализацию социальных программ, финансовую и государственную защищенность страны, оказывает большое влияние в формирование межрегиональных и интернациональных.
«Железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, содержащий в себе инфраструктуру железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, другое имущество и предназначенное для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.
Железнодорожный транспорт необщего пользования – совокупность производственно-технологических комплексов, содержащих в себе железнодорожные пути необщего пользования, здания, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество, предназначенное для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд».
Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные дороги, предприятия, административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения, научно-исследовательские институты, вузы, техникумы, школы.
«Железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд».
«Главная задача железных дорог России – обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Нужно отметить, что важнейшие транспортные линии перегружены. Средняя скорость движение на железных дорогах около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации».
«Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования-технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование».
К главным достоинствам данного вида транспорта принадлежат значительная перевозная способность железных дорог и относительно невысокие удельные расходы на тонно-и пассажирокилометр при больших размахах транспартировок, сравнительно высокие скорости транспортировки, а также возможность его использования почти во всех климатических условиях.
«Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:
устойчивость работы железнодорожного транспорта;
доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;
развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;
согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации».
Первая железная дорога общего пользования в России протяженностью всего 26 км Санкт-Петербург — Царское Село — Павловск была введена в действие в 1837 г. и имела чисто демонстрационное значение. За три года до этого начала функционировать заводская железная дорога в Нижнем Тагиле.
Для осуществления перевозочного процесса железные дороги располагают техническими средствами, включающими в себя подвижной состав и инфраструктуру, в которую входят:
• железнодорожный путь с необходимым путевым развитием в раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;
• сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
• устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
• сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;
• устройства электроснабжения, в том числе тяговые подстанции и контактная сеть на электрифицированных линиях;
• устройства водоснабжения;
• устройства материально-технического снабжения.
Единое централизованное руководство работой железнодорожного транспорта осуществляет ОАО «РЖД» во главе с советом директоров. Совету директоров подчиняется правление ОАО «РЖД» во главе с президентом акционерного общества.
Задачи:
разработка Программы инновационного развития на следующий среднесрочный период,
достижение целевых показателей инновационного развития,
доведение уровня технического развития ОАО "РЖД" до лучших мировых показателей,
обеспечение качества предоставляемых услуг и эффективности производственной деятельности,
повышение уровня безопасности производственных процессов.
«Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц».
Миссия компании заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
Стратегические цели компании:
увеличение масштаба транспортного бизнеса;
повышение производственно-экономической эффективности;
повышение качества работы и безопасности перевозок;
глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;
повышение финансовой устойчивости и эффективности.
1.2 ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Технико-экономические характерные черты и достоинства железнодорожного транспорта заключаются в следующем:
• возможность постройки на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов - реализации железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);
• массовость транспортировок и существенная провозная способность железных дорог;
• универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;
• постоянность транспортировок вне зависимости от времени года, времени суток и погоды;
• возможность формирования непосредственной связи между крупными предприятиями по подъездным маршрутам и обеспечение доставки грузов по схеме "от двери до двери" без дорогостоящих перевалок;
• сравнительно низкая первоначальная стоимость транспортировки по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.
Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, но темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития в нашей стране.
Железнодорожный транспорт имеет следующие свойства:
1) Свойства, характеризующие функционирование транспорта:
а) платность и доступность транспортной системы;
б) пропускная и провозная способность;
в) техническое обеспечение транспортных объектов;
2) Свойства, характеризующие функционирование транспорта:
а) организационно-технологический уровень перевозного процесса;
б) эффективность работы и экономический механизм, используемый на транспорте;
в) уровень научно-технического прогресса;
3) Свойства, характеризующие взаимосвязи с территориальными социально- экономическими системами.
а) территориально-экономические связи;
б) расселение населения и пассажиропотоки;
в) взаимосвязь транспорта с социально-экономическими системами по материальным, трудовым и финансовым ресурсам;
г) транспорт и природная среда;
Современная техника дает возможность прокладывать железные дороги в различных регионах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах существенно дороже, нежели в равнинах. Приблизительно 70 % железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до 10%. Большие подъемы – от 12 до 17% - на магистральных дорогах встречаются на Урале, в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль железнодорожной дороги с эксплуатационной точки зрения эффективны. Однако при конструировании трассы путь часто удлиняется для подхода к крупным населённым пунктам и промышленным центрам, расположенным в стороне от прямой линии.
При выборе трассы железной дороги предусматривается возможность осыпей, обвалов. Неблагоприятные климатические условия затрудняют строительство и эксплуатацию дорог.
Необходимо отличать факторы, оказывающие большое влияние на развитие транспортной сети, и условия, воздействующие на ее структуру.
К основным факторам, оказывающих воздействие на развитие транспортной сети и железных дорог, принадлежат: развитие и размещение хозяйства, направление и мощность ключевых внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, расположение населенных пунктов и административных центров.
Сокращение дальности транспортировки грузов уменьшает транспортные расходы в процессе производства, что играет большую роль для народного хозяйства.
Вопросу уменьшения средней дальности перевозок на железных дорогах уделяется большое внимание.
Экономико-географические характерные черты районов, которые характеризуют разновидности грузов, направление и объем их вывоза или завоза, обуславливают транспортные связи.
1.3 РОЛЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ
Железнодорожный транспорт объединяет в единое множество многочисленные области и районы страны, гарантирует жизненный процесс абсолютно всех отраслей экономики, реализацию социальных проектов, экономическую и национальную защищенность страны, стремительно воздействует на развитие межрегиональных и международных связей. Железнодорожный транспорт России непростое многоотраслевое производство, в составе которого 17 железных дорог с входящими в них отделениями, станциями, локомотивными и вагонными депо, дистанциями пути, электроснабжения, сигнализации и связи и другими подразделениями; предприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава и контейнеров, производящие запасные части, оборудование и материалы, обеспечивающие средствами связи, а также сбор и обработку технологической информации, ведущие научные разработки в области техники, технологии и развития железнодорожного транспорта, организации и учреждения по подготовке кадров, обслуживанию социальной сферы [6, с.11].
Квалификация районов и их комплексное формирование не может быть без системы транспорта. Транспортный фактор проявляет воздействие на размещение производства, без его учета невозможно достигнуть рационального размещения производительных сил. Кроме того существенное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических трудностей. Особенность транспорта как сферы экономики состоит в том, что он сам не производит продукцию, а только лишь принимает участие в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.
Обслуживание железнодорожным транспортом для жителей страны должно быть своевременным, высококачественным и способным целиком удовлетворить потребности, имеющиеся у населения, а также у грузоотправителей и тех, кто получает груз при перевозках. Полагается различать железнодорожный транспорт на тот, что находится в общем пользовании, то есть тот, который задействован в транспортировке пассажиров и грузов, без учета предъявителя.
Кроме того имеется внешний или магистральный транспорт. Место железнодорожного транспорта в экономике зависит от транспортировок между теми, кто производит продукцию и теми, кто ее потребляет, а кроме того в транспортировке пассажиров. Помимо того, имеется ведомственный транспорт, который осуществляет перевозки компании или ведомства. Кроме того главная роль принадлежит внутрихозяйственному транспорту, деятельность которого ориентирована на удовлетворение технологических производственных нужд в рамках предприятий.
Железными дорогами соединены все районы и области страны, к тому же они важны в условиях нехватки автомобильных дорог для обеспечения перевозок и нормального товарооборота в сельском хозяйстве и промышленности населенных пунктов.
Основную роль играет железнодорожный транспорт в системе сообщения страны, так как железные дороги являются наиболее приспособленными к перевозкам больших объемов грузов и численного пассажиропотока. Они так же выступают в качестве универсального транспорта, способного к транспортировке всех видов груза во внутрирайонном и межрайонном сообщении.
Появление железных дорог, имеющих национальное значение, стало новой стадией в социальных и товарно-денежных отношениях. За счет их результата было ускорено развитие производства, натурального хозяйства.
В Российской Федерации железнодорожный транспорт – сфера экономики, в отсутствии которой никак не возможна бесперебойная деятельность всех экономических секторов. Для того чтобы наиболее подробно разобраться, какую роль представляет данная транспортная система необходимо проанализировать наиболее подробно ее сегменты:
Развитая транспортная система – залог развития экономики.
Выступает связующим звеном между разными системами экономики.
В качестве самостоятельной отрасли предлагает свою продукцию с рядом особенностей.
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РФ
2.1 ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО РАБОТЫ
Железные дороги являются крупными потребителями металла. Помимо того, железнодорожный транспорт считается крайне трудоемкой отраслью, эффективность труда в которой пониже, нежели в трубопроводном, морском и воздушном транспорте. В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится 14 человек, занимающихся в транспортировках.
Для того что бы оценить перевозочную работу применяется ряд показателей. В качестве главного определен коэффициент р - объем перевозок (отправления) грузов, тонн, обычно за год, применяемый для сети железных дорог. Данный коэффициент гарантирует равновесие планов производства с планами перевозок единым измерением - тоннами.
Грузооборот в тонно-километрах показывает собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние транспортировки. С целью снижение затрат на перевозки и ускорения доставки грузов план грузооборота должен осуществляться за счет увеличения количества перевезенного груза, а никак не за счет повышения дальности перевозки. Грузооборот считается обобщающим показателем. Применяется для определения потребности в подвижном составе и ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии и т. д.
К числу основных показателей принадлежит и количество перевезенных пассажиров. Пассажирооборот представляет собой сумму произведения числа перевезенных пассажиров на расстояние.
Приведенная продукция транспорта в приведенных тонно-километрах представлена в формуле (1):
(1)
где k - коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры.
Коэффициент перевода принимают равным 1 исходя из существовавшего в прошлом равенства себестоимости 1 тонно-километр и 1 пассажиро-км.
При определении же производительности труда на железнодорожном транспорте значение k в большинстве случаев принимают равным 2, что дает возможность более точно учесть затраты труда на выполнение перевозочной работы.
Грузонапряженность железных дорог, представленная в формуле (2), характеризуется средним количеством выполненных тонно-километров или приведенных тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины Lэкс.
или (2)
Под эксплуатационной длиной подразумевают протяженность железнодорожных линий между станциями без учета путей: второго главного, станционных и др.
Установлены также показатели использования вагонов и локомотивов.
Главнейшим качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу абсолютно всех ключевых служб дорог, подразделений и компаний, считается оборот вагона. Оборотом вагона именуют период от начала погрузки вагона до начала следующей его погрузки.
К основным экономическим показателям работы транспорта принадлежат производительность труда, себестоимость перевозок, а также прибыль.
Производительность труда обуславливается объемом выполненной продукции в приведенных тонно-километрах, пассажиро-километрах или тонно-километрах, приходящимся на одного работника эксплуатационного штата, а первоначальная стоимость транспортировок - отношением эксплуатационных затрат по перевозке к объему выполненной продукции. В эксплуатационные расходы входит зарплата с отчислениями на социальное страхование.
Доход предполагает собой разность между суммарными доходами дороги, отделения и эксплуатационными расходами на выполнение перевозок.
К ключевым производственным фондам принадлежат производственные и служебные сооружения, спецоборудование, станки.
Оборотные средства содержат в себе используемые производственные средства (материалы, сырье, топливо) и фонд обращения (запасы готовой продукции на складе, материалы и горючее в пути).
Рассмотренные экономические показатели объединены между собой: с повышением производительности труда уменьшается первоначальная стоимость, увеличивается прибыль и эффективность перевозок.
«Инвестиционная программа ОАО "РЖД" на 2016 год запланирована в объеме 424,1 млрд. рублей.
Значительная часть инвестиций в 2016 году направлена на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации, реализация которых осуществляется с участием государственной поддержки.
В 2016 году продолжены работы по проектам модернизации БАМа и Транссиба, комплексной реконструкции участка Междуреченск - Тайшет, развитию Московского транспортного узла, обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, строительству железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск, строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань".
Воплощается в жизнь реализация проектов в целях предоставления защищенности перевозочного процесса: в том числе мероприятия по обновлению приборов автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения. В целях увеличения транспортной доступности продолжать реализацию проектов по обновлению основных фондов пассажирского хозяйства.
Темпы развития российской экономики требуют надлежащего улучшения и формирования железнодорожной инфраструктуры, которая является базой транспортной системы страны. Основными задачами, закладываемыми в основу Инвестиционной программы, являются:
ликвидация "узких мест" на основных направлениях сети железных дорог с учетом перспективных объемов перевозок;
обновление парка подвижного состава;
обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса;
обеспечение инфраструктуры железных дорог новыми эксплуатационными качествами.
2.2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РФ
Железнодорожный транспорт обладает значительным рядом плюсов, которые и определили его преимущественное развитие в стране.
Железнодорожный транспорт наиболее эффективен в перевозках на дальние расстояния, и принимая во внимание большую территорию Российской Федерации, можно ожидать, он и в дальнейшем останется основным видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.
В структуре перевозимых железнодорожным транспортом грузов отчетливо выделяется каменный уголь и кокс (занимает первое место в грузообороте и второе - по объему перевозок). Третье место занимают нефтяные грузы. Существенную часть захватывают руда, черные металлы, строительные груза, минеральные и химические удобрения. На долю этих видов массовых грузов приходится почти 8/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта [9].
По данным Официального сайта Государственного Комитета Статистики железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки таких видов грузов, как каменный уголь и кокс (свыше 90% от объема их перевозки всеми видами транспорта), руда, минеральные удобрения, цемент (около 90% по каждому виду), черные металлы (свыше 75%), лесные грузы (свыше 60%), хлебные грузы (свыше 50%) [12].
Для железнодорожного транспорта свойственно акцентирование грузовых перевозок на основных направлениях транспортно-экономических связей. При этом крупная нагрузка приходится на незначительную протяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог.
К наиболее грузонапряженным линиям принадлежат Транссибирская магистраль, в особенности от Омска до Новосибирска. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Существенные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Северного Кавказа, Урало-Поволжья. Значительное количество лесных грузов идет с Сибири и из Европейского Севера. Зерновые грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей Северо-Запада, Северного Кавказа, Центрального района[13].
Железнодорожный транспорт представляет значительную роль в пассажирских перевозках. Невзирая на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в существенной мере обуславливается пропускной способностью железных дорог и конфигурацией.
На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров ездят в пригородном сообщении. В пассажирообороте ведущее значение представляют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота). Основная масса подобных транспортировок приходится на пригородные зоны Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.
Дальние пассажирские перевозки распределяются по железнодорожным линиям неравномерно. Доминирующие значение имеют 2 направления: южное - от Москвы по Курскому направлению и восточное - от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь. При этом восточный пассажиропоток формируется в основном из поездок пассажиров на средние расстояния, так как на расстояниях свыше 1000 км начинают преобладать перевозки пассажиров воздушным транспортом. Максимальный поток пассажиров обслуживается железнодорожным транспортом между Москвой и Санкт-Петербургом и на западных направлениях, связывающих Москву с - Минском, Киевом, Ригой и др.
Крупными железнодорожными узлами функционирования в дальнем сообщении являются Москва и Санкт-Петербург и Новосибирск.
На увеличение объема грузоперевозок повлияли оживление работы реального сектора экономики, повышение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг.
Динамика грузовых перевозок в России за 2010-2014 г.г. по видам транспорта наглядно представлена в таблице 1, отсюда можно сделать вывод, что объемы грузовых перевозок в 2013 году сократились с 8264 до 8006 млн. т. Несомненно, такая динамика связана с мировым экономическим кризисом. В 2014 году объемы перевозок по сравнению с 2013 годом уменьшился на 258 млн. т. Подобная динамика прослеживается почти по каждому виду транспорта.
Значительное место в транспортной системе приходится на железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 17,2% общего объема грузовых перевозок (1375,0 * 100% /8006).
Удельный вес железнодорожных перевозок в 2014 году составил 17,2%, что на 0,5% больше по сравнению с 2012 и 2013 года. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2014 года в % к 2012 году и 2013 составил соответственно 103,0% и 103,0%.
В целом количество грузовых перевозок в 2014 было наиболее низким за минувшие 4 года, в данном случае этому посодействовали введенные против РФ санкции и снижение товарооборота, как внутри страны, так и на международном уровне.
Таблица 1 - Динамика грузовых перевозок в России за 2010-2015 г.г. по видам транспорта
Вид транспорта
Объем перевозок млн.т.
Отклонение 2014 года, млн. т.
Темп роста 2014 года в %
2010
2011
2012
2013
2014
от 2012 года
от 2013 года
к 2012 году
к 2013году
1.Железнодорожный
удельный вес, %
1312
17
1382
16,6
1421
16,7
1381
16,7
1375
17,2
-46
-6
96,8
103,0
99,6
103,0
2.Трубопроводный
1061
1131
1096
1095
1078
-18
-17
98,4
98,5
3.Автомобильный
5236
5663
5842
5635
5417
-425
-218
92,8
96,1
4.Морской
37
34
18
17
16
-2
-1
89,0
94,1
5.Внутренний водный
102
126
141
135
119
-22
-16
84,4
88,1
4.Воздушный
1,1
1,2
1,2
1,2
1,3
0,1
0,1
108,4
108,4
Всего:
7750
8337
8519
8264
8006
-513
-58
94,0
97,0
Если проанализировать пассажирские перевозки, в таком случае можно сделать вывод, что кризис оставил и там свой след. По данным таблице 2 в 2014 году по сравнению с 2013 годом показатели перевозок пассажиров уменьшилось с 19625 единиц до 19545. Динамика железнодорожных перевозок пассажиров убывающая с 2013 по 2014. Согласно таблице 2 в 2014 году доля пассажирских перевозок железнодорожным транспортом составила 5,5% (1076* 100 /19545).
Можно сделать вывод, что пассажиры больше всего пользуются следующими видами транспорта: автобус, трамвай, троллейбус и метро. В то время как в общем объеме перевозок железнодорожный транспорт занимает второе место после автомобильного.
Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2014 года в % к 2012 году и 2013 составил соответственно -0,9% и 5 %.Безусловно, одним из ключевых характеристик динамики развития транспорта является грузооборот.
Таблица 2 - Динамика перевозок пассажиров в России за 2010-2014 г.г. по видам транспорта общего по....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:

