- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Современное состояние и перспективы развития железнодорожного транспорта в российской федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007266 |
Тема: | Современное состояние и перспективы развития железнодорожного транспорта в российской федерации |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» Современное состояние и перспективы развития железнодорожного транспорта в российской федерации Курсовая работа по дисциплине «Теория и практика экономической деятельности» Исполнитель: К.В.Комлева Студент группы: ЭМСП-14 Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент И.О. Фамилия Предварительная оценка: _____________ Допуск к защите:_____________________ Дата защиты: _______________________ Оценка:_____________________________ Екатеринбург 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Теоретические аспекты исследования железнодорожного транспорта как вида экономической деятельности 1.1 Железнодорожный транспорт как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 1.2 Факторы и условия функционирования и развития железнодорожного транспорта в РФ 1.3 Роль железных дорог в единой транспортной системе страны 2 Анализ состояния железнодорожного транспорта в РФ 2.1 Особенности железнодорожного транспорта 2.2 Оценка состояния железнодорожного транспорта в РФ 2.3 Тенденции и проблемы развития железнодорожного транспорта 3 Перспективы развития железнодорожного транспорта Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами. Во-первых, обострением проблем развития железнодорожного транспорта в условиях совершенствования рыночной экономики. Во-вторых, непосредственной близостью железнодорожного транспорта к каждому жителю страны, от функционирования субъектов которого напрямую зависит передвижение населения по стране и за пределы ее. В-третьих, необходимостью совершенствования нормативно-правового регулирования железнодорожного транспорта. Транспорт является основой формирования внутреннего и международного рынков, обеспечивая развитие рыночной экономики. Он наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, и является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. Современный транспортный комплекс подвержен влиянию противоречивых тенденций: являясь инфраструктурной отраслью, транспорт находится в зависимом положении от отраслей производства материально-вещественных благ, а будучи особой отраслью экономики, транспорт оказывает существенное влияние на региональное распределение производственных мощностей, участвует в процессе воспроизводства и выступает важной составной частью системы экономических отношений. Целью курсовой работы является изучение сферы услуг железнодорожного транспорта в условиях развития постиндустриальных тенденций в современной экономике, определение перспектив развития транспорта. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы: - раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру железнодорожного транспорта как вида экономической деятельности; - систематизировать факторы и условия функционирования и развития железнодорожного транспорта; - выявить тенденции и проблемы развития железнодорожного транспорта; - охарактеризовать территориальную структуру железнодорожного транспорта в России; - обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере железнодорожного транспорта; Объект исследования – железнодорожный транспорт как вид деятельности, осуществляемой в рамках национальной экономики. Предмет курсовой работы – тенденции, факторы и перспективы развития железнодорожного транспорта как вида экономической деятельности. Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам железнодорожного транспорта, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на --- страницах машинописного текста, включает … рисунков, … таблиц, список использованных источников состоит из …. наименований 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров. Железнодорожный транспорт целесообразен для транспортировки крупных грузов на средние и дальние дистанции, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния. Автомобильный транспорт применяется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных транспортировках, а также при перевозке скоропортящихся и значимых малотоннажных грузов на средние и дальние дистанции. Морской транспорт реализовывает преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий. Трубопроводный транспорт используется с целью транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния. [20, c287] Вместе все виды транспорта образуют транспортный комплекс страны. Транспортный комплекс России включает 86 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 984 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 115 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 210тыс. км магистральных трубопроводов, электрифицированных линий 43,4 тыс. км. [1, c32] В сложившейся современной транспортной системе, представленной широкими направлениями можно выделить три основных магистральных направления: 1) широтное магистральное сибирское направление «восток-запад», включающее в себя железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Кама и Волга; 2) меридиальное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованного в основном железнодорожными путями; 3) меридиальное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, образованное железнодорожными и трубопроводными, связывающими Поволжье и Кавказ с центром, севером европейской части страны и Уралом. [20, c288] Железнодорожный транспорт - вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Из числа абсолютно всех типов автотранспорта во многих странах основное место занимает железнодорожный автотранспорт, что разъясняется его универсальностью: перспективой обслуживать все без исключения сферы экономики и удовлетворять потребности населения в транспортировках почти во всех климатических районах и в любое время года, высокой перевозной возможностью и эффективной транспортировкой крупных грузов на дальние дистанции, сравнительно быстрыми скоростями, надежностью и безопасностью, невысокой себестоимостью транспортировок, наименьшим воздействием на окружающую среду, нежели прочие виды автотранспорта. Он объединяет в одно единое множество различные области и районы страны, гарантирует жизненный процесс абсолютно всех сфер экономики, реализацию социальных программ, финансовую и государственную защищенность страны, оказывает большое влияние в формирование межрегиональных и интернациональных. «Железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, содержащий в себе инфраструктуру железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, другое имущество и предназначенное для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Железнодорожный транспорт необщего пользования – совокупность производственно-технологических комплексов, содержащих в себе железнодорожные пути необщего пользования, здания, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество, предназначенное для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд». Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные дороги, предприятия, административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения, научно-исследовательские институты, вузы, техникумы, школы. «Железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд». «Главная задача железных дорог России – обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Нужно отметить, что важнейшие транспортные линии перегружены. Средняя скорость движение на железных дорогах около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации». «Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования-технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование». К главным достоинствам данного вида транспорта принадлежат значительная перевозная способность железных дорог и относительно невысокие удельные расходы на тонно-и пассажирокилометр при больших размахах транспартировок, сравнительно высокие скорости транспортировки, а также возможность его использования почти во всех климатических условиях. «Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации». Первая железная дорога общего пользования в России протяженностью всего 26 км Санкт-Петербург — Царское Село — Павловск была введена в действие в 1837 г. и имела чисто демонстрационное значение. За три года до этого начала функционировать заводская железная дорога в Нижнем Тагиле. Для осуществления перевозочного процесса железные дороги располагают техническими средствами, включающими в себя подвижной состав и инфраструктуру, в которую входят: • железнодорожный путь с необходимым путевым развитием в раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций; • сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров; • устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов; • сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов; • устройства электроснабжения, в том числе тяговые подстанции и контактная сеть на электрифицированных линиях; • устройства водоснабжения; • устройства материально-технического снабжения. Единое централизованное руководство работой железнодорожного транспорта осуществляет ОАО «РЖД» во главе с советом директоров. Совету директоров подчиняется правление ОАО «РЖД» во главе с президентом акционерного общества. Задачи: разработка Программы инновационного развития на следующий среднесрочный период, достижение целевых показателей инновационного развития, доведение уровня технического развития ОАО "РЖД" до лучших мировых показателей, обеспечение качества предоставляемых услуг и эффективности производственной деятельности, повышение уровня безопасности производственных процессов. «Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц». Миссия компании заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Стратегические цели компании: увеличение масштаба транспортного бизнеса; повышение производственно-экономической эффективности; повышение качества работы и безопасности перевозок; глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему; повышение финансовой устойчивости и эффективности. 1.2 ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Технико-экономические характерные черты и достоинства железнодорожного транспорта заключаются в следующем: • возможность постройки на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов - реализации железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин); • массовость транспортировок и существенная провозная способность железных дорог; • универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью; • постоянность транспортировок вне зависимости от времени года, времени суток и погоды; • возможность формирования непосредственной связи между крупными предприятиями по подъездным маршрутам и обеспечение доставки грузов по схеме "от двери до двери" без дорогостоящих перевалок; • сравнительно низкая первоначальная стоимость транспортировки по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного. Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, но темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития в нашей стране. Железнодорожный транспорт имеет следующие свойства: 1) Свойства, характеризующие функционирование транспорта: а) платность и доступность транспортной системы; б) пропускная и провозная способность; в) техническое обеспечение транспортных объектов; 2) Свойства, характеризующие функционирование транспорта: а) организационно-технологический уровень перевозного процесса; б) эффективность работы и экономический механизм, используемый на транспорте; в) уровень научно-технического прогресса; 3) Свойства, характеризующие взаимосвязи с территориальными социально- экономическими системами. а) территориально-экономические связи; б) расселение населения и пассажиропотоки; в) взаимосвязь транспорта с социально-экономическими системами по материальным, трудовым и финансовым ресурсам; г) транспорт и природная среда; Современная техника дает возможность прокладывать железные дороги в различных регионах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах существенно дороже, нежели в равнинах. Приблизительно 70 % железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до 10%. Большие подъемы – от 12 до 17% - на магистральных дорогах встречаются на Урале, в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль железнодорожной дороги с эксплуатационной точки зрения эффективны. Однако при конструировании трассы путь часто удлиняется для подхода к крупным населённым пунктам и промышленным центрам, расположенным в стороне от прямой линии. При выборе трассы железной дороги предусматривается возможность осыпей, обвалов. Неблагоприятные климатические условия затрудняют строительство и эксплуатацию дорог. Необходимо отличать факторы, оказывающие большое влияние на развитие транспортной сети, и условия, воздействующие на ее структуру. К основным факторам, оказывающих воздействие на развитие транспортной сети и железных дорог, принадлежат: развитие и размещение хозяйства, направление и мощность ключевых внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, расположение населенных пунктов и административных центров. Сокращение дальности транспортировки грузов уменьшает транспортные расходы в процессе производства, что играет большую роль для народного хозяйства. Вопросу уменьшения средней дальности перевозок на железных дорогах уделяется большое внимание. Экономико-географические характерные черты районов, которые характеризуют разновидности грузов, направление и объем их вывоза или завоза, обуславливают транспортные связи. 1.3 РОЛЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ Железнодорожный транспорт объединяет в единое множество многочисленные области и районы страны, гарантирует жизненный процесс абсолютно всех отраслей экономики, реализацию социальных проектов, экономическую и национальную защищенность страны, стремительно воздействует на развитие межрегиональных и международных связей. Железнодорожный транспорт России непростое многоотраслевое производство, в составе которого 17 железных дорог с входящими в них отделениями, станциями, локомотивными и вагонными депо, дистанциями пути, электроснабжения, сигнализации и связи и другими подразделениями; предприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава и контейнеров, производящие запасные части, оборудование и материалы, обеспечивающие средствами связи, а также сбор и обработку технологической информации, ведущие научные разработки в области техники, технологии и развития железнодорожного транспорта, организации и учреждения по подготовке кадров, обслуживанию социальной сферы [6, с.11]. Квалификация районов и их комплексное формирование не может быть без системы транспорта. Транспортный фактор проявляет воздействие на размещение производства, без его учета невозможно достигнуть рационального размещения производительных сил. Кроме того существенное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических трудностей. Особенность транспорта как сферы экономики состоит в том, что он сам не производит продукцию, а только лишь принимает участие в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Обслуживание железнодорожным транспортом для жителей страны должно быть своевременным, высококачественным и способным целиком удовлетворить потребности, имеющиеся у населения, а также у грузоотправителей и тех, кто получает груз при перевозках. Полагается различать железнодорожный транспорт на тот, что находится в общем пользовании, то есть тот, который задействован в транспортировке пассажиров и грузов, без учета предъявителя. Кроме того имеется внешний или магистральный транспорт. Место железнодорожного транспорта в экономике зависит от транспортировок между теми, кто производит продукцию и теми, кто ее потребляет, а кроме того в транспортировке пассажиров. Помимо того, имеется ведомственный транспорт, который осуществляет перевозки компании или ведомства. Кроме того главная роль принадлежит внутрихозяйственному транспорту, деятельность которого ориентирована на удовлетворение технологических производственных нужд в рамках предприятий. Железными дорогами соединены все районы и области страны, к тому же они важны в условиях нехватки автомобильных дорог для обеспечения перевозок и нормального товарооборота в сельском хозяйстве и промышленности населенных пунктов. Основную роль играет железнодорожный транспорт в системе сообщения страны, так как железные дороги являются наиболее приспособленными к перевозкам больших объемов грузов и численного пассажиропотока. Они так же выступают в качестве универсального транспорта, способного к транспортировке всех видов груза во внутрирайонном и межрайонном сообщении. Появление железных дорог, имеющих национальное значение, стало новой стадией в социальных и товарно-денежных отношениях. За счет их результата было ускорено развитие производства, натурального хозяйства. В Российской Федерации железнодорожный транспорт – сфера экономики, в отсутствии которой никак не возможна бесперебойная деятельность всех экономических секторов. Для того чтобы наиболее подробно разобраться, какую роль представляет данная транспортная система необходимо проанализировать наиболее подробно ее сегменты: Развитая транспортная система – залог развития экономики. Выступает связующим звеном между разными системами экономики. В качестве самостоятельной отрасли предлагает свою продукцию с рядом особенностей. 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РФ 2.1 ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО РАБОТЫ Железные дороги являются крупными потребителями металла. Помимо того, железнодорожный транспорт считается крайне трудоемкой отраслью, эффективность труда в которой пониже, нежели в трубопроводном, морском и воздушном транспорте. В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится 14 человек, занимающихся в транспортировках. Для того что бы оценить перевозочную работу применяется ряд показателей. В качестве главного определен коэффициент р - объем перевозок (отправления) грузов, тонн, обычно за год, применяемый для сети железных дорог. Данный коэффициент гарантирует равновесие планов производства с планами перевозок единым измерением - тоннами. Грузооборот в тонно-километрах показывает собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние транспортировки. С целью снижение затрат на перевозки и ускорения доставки грузов план грузооборота должен осуществляться за счет увеличения количества перевезенного груза, а никак не за счет повышения дальности перевозки. Грузооборот считается обобщающим показателем. Применяется для определения потребности в подвижном составе и ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии и т. д. К числу основных показателей принадлежит и количество перевезенных пассажиров. Пассажирооборот представляет собой сумму произведения числа перевезенных пассажиров на расстояние. Приведенная продукция транспорта в приведенных тонно-километрах представлена в формуле (1): (1) где k - коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры. Коэффициент перевода принимают равным 1 исходя из существовавшего в прошлом равенства себестоимости 1 тонно-километр и 1 пассажиро-км. При определении же производительности труда на железнодорожном транспорте значение k в большинстве случаев принимают равным 2, что дает возможность более точно учесть затраты труда на выполнение перевозочной работы. Грузонапряженность железных дорог, представленная в формуле (2), характеризуется средним количеством выполненных тонно-километров или приведенных тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины Lэкс. или (2) Под эксплуатационной длиной подразумевают протяженность железнодорожных линий между станциями без учета путей: второго главного, станционных и др. Установлены также показатели использования вагонов и локомотивов. Главнейшим качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу абсолютно всех ключевых служб дорог, подразделений и компаний, считается оборот вагона. Оборотом вагона именуют период от начала погрузки вагона до начала следующей его погрузки. К основным экономическим показателям работы транспорта принадлежат производительность труда, себестоимость перевозок, а также прибыль. Производительность труда обуславливается объемом выполненной продукции в приведенных тонно-километрах, пассажиро-километрах или тонно-километрах, приходящимся на одного работника эксплуатационного штата, а первоначальная стоимость транспортировок - отношением эксплуатационных затрат по перевозке к объему выполненной продукции. В эксплуатационные расходы входит зарплата с отчислениями на социальное страхование. Доход предполагает собой разность между суммарными доходами дороги, отделения и эксплуатационными расходами на выполнение перевозок. К ключевым производственным фондам принадлежат производственные и служебные сооружения, спецоборудование, станки. Оборотные средства содержат в себе используемые производственные средства (материалы, сырье, топливо) и фонд обращения (запасы готовой продукции на складе, материалы и горючее в пути). Рассмотренные экономические показатели объединены между собой: с повышением производительности труда уменьшается первоначальная стоимость, увеличивается прибыль и эффективность перевозок. «Инвестиционная программа ОАО "РЖД" на 2016 год запланирована в объеме 424,1 млрд. рублей. Значительная часть инвестиций в 2016 году направлена на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации, реализация которых осуществляется с участием государственной поддержки. В 2016 году продолжены работы по проектам модернизации БАМа и Транссиба, комплексной реконструкции участка Междуреченск - Тайшет, развитию Московского транспортного узла, обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, строительству железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск, строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва-Казань". Воплощается в жизнь реализация проектов в целях предоставления защищенности перевозочного процесса: в том числе мероприятия по обновлению приборов автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения. В целях увеличения транспортной доступности продолжать реализацию проектов по обновлению основных фондов пассажирского хозяйства. Темпы развития российской экономики требуют надлежащего улучшения и формирования железнодорожной инфраструктуры, которая является базой транспортной системы страны. Основными задачами, закладываемыми в основу Инвестиционной программы, являются: ликвидация "узких мест" на основных направлениях сети железных дорог с учетом перспективных объемов перевозок; обновление парка подвижного состава; обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса; обеспечение инфраструктуры железных дорог новыми эксплуатационными качествами. 2.2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РФ Железнодорожный транспорт обладает значительным рядом плюсов, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт наиболее эффективен в перевозках на дальние расстояния, и принимая во внимание большую территорию Российской Федерации, можно ожидать, он и в дальнейшем останется основным видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения. В структуре перевозимых железнодорожным транспортом грузов отчетливо выделяется каменный уголь и кокс (занимает первое место в грузообороте и второе - по объему перевозок). Третье место занимают нефтяные грузы. Существенную часть захватывают руда, черные металлы, строительные груза, минеральные и химические удобрения. На долю этих видов массовых грузов приходится почти 8/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта [9]. По данным Официального сайта Государственного Комитета Статистики железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки таких видов грузов, как каменный уголь и кокс (свыше 90% от объема их перевозки всеми видами транспорта), руда, минеральные удобрения, цемент (около 90% по каждому виду), черные металлы (свыше 75%), лесные грузы (свыше 60%), хлебные грузы (свыше 50%) [12]. Для железнодорожного транспорта свойственно акцентирование грузовых перевозок на основных направлениях транспортно-экономических связей. При этом крупная нагрузка приходится на незначительную протяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог. К наиболее грузонапряженным линиям принадлежат Транссибирская магистраль, в особенности от Омска до Новосибирска. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Существенные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Северного Кавказа, Урало-Поволжья. Значительное количество лесных грузов идет с Сибири и из Европейского Севера. Зерновые грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей Северо-Запада, Северного Кавказа, Центрального района[13]. Железнодорожный транспорт представляет значительную роль в пассажирских перевозках. Невзирая на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в существенной мере обуславливается пропускной способностью железных дорог и конфигурацией. На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров ездят в пригородном сообщении. В пассажирообороте ведущее значение представляют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота). Основная масса подобных транспортировок приходится на пригородные зоны Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Дальние пассажирские перевозки распределяются по железнодорожным линиям неравномерно. Доминирующие значение имеют 2 направления: южное - от Москвы по Курскому направлению и восточное - от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь. При этом восточный пассажиропоток формируется в основном из поездок пассажиров на средние расстояния, так как на расстояниях свыше 1000 км начинают преобладать перевозки пассажиров воздушным транспортом. Максимальный поток пассажиров обслуживается железнодорожным транспортом между Москвой и Санкт-Петербургом и на западных направлениях, связывающих Москву с - Минском, Киевом, Ригой и др. Крупными железнодорожными узлами функционирования в дальнем сообщении являются Москва и Санкт-Петербург и Новосибирск. На увеличение объема грузоперевозок повлияли оживление работы реального сектора экономики, повышение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг. Динамика грузовых перевозок в России за 2010-2014 г.г. по видам транспорта наглядно представлена в таблице 1, отсюда можно сделать вывод, что объемы грузовых перевозок в 2013 году сократились с 8264 до 8006 млн. т. Несомненно, такая динамика связана с мировым экономическим кризисом. В 2014 году объемы перевозок по сравнению с 2013 годом уменьшился на 258 млн. т. Подобная динамика прослеживается почти по каждому виду транспорта. Значительное место в транспортной системе приходится на железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 17,2% общего объема грузовых перевозок (1375,0 * 100% /8006). Удельный вес железнодорожных перевозок в 2014 году составил 17,2%, что на 0,5% больше по сравнению с 2012 и 2013 года. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2014 года в % к 2012 году и 2013 составил соответственно 103,0% и 103,0%. В целом количество грузовых перевозок в 2014 было наиболее низким за минувшие 4 года, в данном случае этому посодействовали введенные против РФ санкции и снижение товарооборота, как внутри страны, так и на международном уровне. Таблица 1 - Динамика грузовых перевозок в России за 2010-2015 г.г. по видам транспорта Вид транспорта Объем перевозок млн.т. Отклонение 2014 года, млн. т. Темп роста 2014 года в % 2010 2011 2012 2013 2014 от 2012 года от 2013 года к 2012 году к 2013году 1.Железнодорожный удельный вес, % 1312 17 1382 16,6 1421 16,7 1381 16,7 1375 17,2 -46 -6 96,8 103,0 99,6 103,0 2.Трубопроводный 1061 1131 1096 1095 1078 -18 -17 98,4 98,5 3.Автомобильный 5236 5663 5842 5635 5417 -425 -218 92,8 96,1 4.Морской 37 34 18 17 16 -2 -1 89,0 94,1 5.Внутренний водный 102 126 141 135 119 -22 -16 84,4 88,1 4.Воздушный 1,1 1,2 1,2 1,2 1,3 0,1 0,1 108,4 108,4 Всего: 7750 8337 8519 8264 8006 -513 -58 94,0 97,0 Если проанализировать пассажирские перевозки, в таком случае можно сделать вывод, что кризис оставил и там свой след. По данным таблице 2 в 2014 году по сравнению с 2013 годом показатели перевозок пассажиров уменьшилось с 19625 единиц до 19545. Динамика железнодорожных перевозок пассажиров убывающая с 2013 по 2014. Согласно таблице 2 в 2014 году доля пассажирских перевозок железнодорожным транспортом составила 5,5% (1076* 100 /19545). Можно сделать вывод, что пассажиры больше всего пользуются следующими видами транспорта: автобус, трамвай, троллейбус и метро. В то время как в общем объеме перевозок железнодорожный транспорт занимает второе место после автомобильного. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2014 года в % к 2012 году и 2013 составил соответственно -0,9% и 5 %.Безусловно, одним из ключевых характеристик динамики развития транспорта является грузооборот. Таблица 2 - Динамика перевозок пассажиров в России за 2010-2014 г.г. по видам транспорта общего по....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: