VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Реализация государственной политики в жилищной сфере в субъекте Российской Федерации современное состояние и перспективы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011244
Тема: Реализация государственной политики в жилищной сфере в субъекте Российской Федерации современное состояние и перспективы
Содержание
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный университет»

Институт управления и региональной экономики

Кафедра государственного и муниципального управления



Беспалова Юлия Алексеевна



Реализация государственной политики в жилищной сфере в субъекте Российской Федерации: современное состояние и перспективы 
(на примере Волгоградской области)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению подготовки бакалавров

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»



Выполнила:

студентка группы ГМУ-132

Беспалова Юлия Алексеевна                              _______

                                                                                                                                                  (подпись)

Научный руководитель:

к.э.н., доцент кафедры ГМУ

Голодова Ольга Александровна                         _______

                                                                                                                                                (подпись)

Рецензент:

начальник правового отдела 

Администрации Новоаннинского 

муниципального района  

Волгоградской области

Комиссаров Сергей Николаевич                        _______

                                                                                                      (подпись)

«Работа допущена к защите»:                                  

Заведующий кафедрой 

государственного и муниципального

управления:

д.э.н., профессор

Курченков Владимир Викторович

Протокол заседания кафедры

от «___»________20___г.___№____                  _______

                                                                                                                                                (подпись)

Секретарь ГЭК:

Специалист по УМР кафедры ГМУ 

Макаренко Ольга Сергеевна                               _______

Защита состоялась                                               (подпись)

«__»______20___г.

Отметка ГЭК_______



Волгоград, 2017 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ	7

		1.1. Жилищная политика: понятие, сущность, особенности	7

	1.2. Цели, задачи и методы государственной политики в жилищной сфере	15

		1.3. Нормативно-правовая база реализации государственной политики в жилищной сфере	20

	ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ	29

	2.1. Характеристика государственной политики в жилищной сфере в Волгоградской области	29

	2.2. Оценка эффективности реализации государственной политики в жилищной сфере Волгоградской области	40

	2.3. Проблемы реализации государственной политики в жилищной сфере Волгоградской области	49

	ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ	57

	3.1. Комплекс мероприятий по совершенствованию реализации государственной политики в жилищной сфере	57

	3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий	68

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	75

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	78




ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования. Жилье – одно из наиболее важных условий в жизни каждого человека, одно из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище. Роль государства в определении условий проживания своих граждан – начало маховика управления, как в социальном, так и в экономическом плане.

Жильё является одним из главных оснований бытия человека, его жизнедеятельности. Для того чтобы вести здоровый образ жизни, полноценно трудиться, растить детей, приобретать и обновлять знания, человек должен иметь, прежде всего, жильё, доступ к ресурсам: социальным, экономическим, политическим духовным и т.д., позволяющим ему вести достойное существование. Без учёта данных факторов любые реформы, в том числе и жилищная, обречены на провал. Этим, в первую очередь, обусловливается актуальность избранной темы, ее научная и практическая значимость.

Жилищная сфера играет важную роль в социально-экономическом развитии любой страны и оказывает значительное влияние на инвестиционную активность и денежное обращение. В жилищной сфере консолидируются интересы гран и государства. Решение задач поступательного развития экономики предполагает создание эффективного  координационного механизма государственной политики в жилищной сфере с направлениями целесообразного воздействия государства в других сферах [34, c. 21]. 

Жилищная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии государства в целом. Она позволяет решить комплекс задач по улучшению жизненных условий граждан, социальному оздоровлению и стабилизации общества, созданию надежного инструмента накоплений и ликвидного обеспечения для внутренних и внешних инвесторов, направляющих свои ресурсы на развитие жилищной сферы.

 Реализации государственной политики в жилищной сфере уделяется повышенное внимание на всех уровнях власти - государственной (федеральной, региональной) и местной (муниципальной). Однако жилищная политика как социальное явление, как часть процесса современных преобразований в обществе, осуществляется с большими трудностями и сопровождается нередко не спрогнозированным тяжелейшим кризисом, охватывая все сферы реформируемой социальной жизни. Это, в свою очередь, обусловливает актуальность исследования жилищной политики как важнейшей из проблем социальной жизни человека, удовлетворения его потребностей, прежде всего, в жилье.

	В связи с этим возникает необходимость исследовать реализацию государственной политики в жилищной сфере, правоприменительную практику, выявить особенности деятельности муниципальных органов власти по основным направлениям жилищной политики, провести анализ норм нормативно - правовых актов, регламентирующих данную сферу, предложить пути совершенствования этих и других аспектов деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищной политики.

	Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в изучении теоретических основ жилищной политики, анализе реализации государственной политики в  жилищной сфере и разработке мероприятий по её совершенствованию. 

	Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

	изучить теоретические понятия государственной политики в жилищной сфере;

	определить цели, методы и задачи государственной политики в жилищной сфере;

	изучить законодательную базу реализации государственной политики в жилищной сфере;

	охарактеризовать государственную политику в жилищной сфере в Волгоградской области;

	провести анализ реализации государственной политики в жилищной сфере Волгоградской области;

	выявить проблемы реализации государственной политики в жилищной сфере Волгоградской области;

	предложить комплекс мероприятий по совершенствованию реализации государственной политики в жилищной сфере;

	оценить эффективности предлагаемых мероприятий.

	Объектом исследования является государственная политика в жилищной сфере, реализуемая в Волгоградской области. 

	Предметом исследования выступает система управленческих, организационно-правовых и экономических отношений, возникающих в процессе реализации государственной политики в жилищной сфере в Волгоградской области.

	Теоретико-методическая основа. Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам разработки и реализации основных направлений государственной политики в жилищной сфере, а также материалы периодической печати и нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов государственной власти и управления. 

	Проведенные исследования базируются на абстрактно-логическом методе, системном подходе, системном анализе как общенаучных методах познания.

	В работе широко использовались программные продукты операционной среды Windows 7: Microsoft Word 2007, Microsoft Excel 2007.

	Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Волгоградской области, материалы специализированных печатных изданий, данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области по проведению государственной жилищной политики. Научные статьи, статьи в газетах и журналах, написанные по исследуемой тематике, учебная и научная литература.

	Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы. В первой главе раскрываются теоретические основы государственной политики в жилищной сфере, во второй главе проводится анализ реализации государственной политики в жилищной сфере в Волгоградской области,  в третьей главе  разрабатываются мероприятия по совершенствованию реализации государственной политики в жилищной сфере».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ



	Жилищная политика: понятие, сущность, особенности



Одним из главных направлений социально-экономических преобразований в стране является развитие и реформирование жилищной сферы, которая создает необходимые условия для комфортного проживания и жизнедеятельности человека. Стратегической задачей функционирования данной сферы является создание условий для устойчивого и эффективного экономического оборота жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности граждан, поддерживаются и развиваются стандарты качества строительства и содержания жилья, воспроизводятся положительные импульсы для развития других отраслей [29, c. 90].

Понятие «жилищная сфера» для отечественной экономической науки и практики является относительно новым. Это вызвано длительным периодом преобладания в нашей стране отраслевого принципа управления народным хозяйством и ведомственного разграничения проектно-строительных функций и функций по содержанию жилья и предоставлению коммунальных услуг. Сущность и понятие «жилищная сфера» в российском законодательстве впервые было сформулировано и раскрыто в Законе РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», который на данный момент утратил силу, следующим образом: «Жилищная сфера – область народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт» [18]. Приведенное определение жилищной сферы достаточно полно отражает суть процессов создания и потребления жилья.

Можно привести и более широкое определение: это совокупность отраслей народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, а также многообразные виды деятельности, способствующие удовлетворению комплексной потребности [44, c. 28].

Жилищная сфера в настоящее время находится в состоянии переходного периода, характеризующегося поворотом от административно-распределительной и централизованно-управляемой системы к открытой, свободной, основанной на превращении жилища в товар, на самостоятельном взаимодействии хозяйствующих субъектов, повышении статуса потребителя жилья, удовлетворении потребностей населения в жилье на основе спроса и предложения. 

Универсального определения понятия «жилищная политика» в современной экономической теории нет. В настоящее время данное понятие не отражено ни в Жилищном кодексе Российской Федерации, ни в каком-либо другом законодательном или нормативном правовом акте. Различные авторы трактуют данное понятие по-своему, что приводит к противоречиям в понимании целей и задач государственной жилищной политики, основополагающих принципов ее формирования. К тому же, стоит отметить, что государственная жилищная политика юридически не выделена из социальной политики в целом (хотя на практике она разрабатывается и осуществляется автономно от других секторов социальной политики), при этом Конституцией Российской Федерации установлено специальное конституционное право каждого гражданина на жилище.

В результате анализа научной литературы я пришла к выводу, что в настоящее время существует множество авторских трактовок понятия «жилищная политика». Рассмотрим некоторые из них (см. табл. 1.1).





Таблица 1.1

Обзор определений понятия «жилищная политика»

Автор

Определение

Хлестунова Е. С.

часть социально-экономической политики страны, включающая комплекс взаимосвязанных целей, принципов, программ, механизмов и инструментов государственной, муниципальной и общественной деятельности, содействующих улучшению жилищных условий граждан и предпринимательству в жилищной сфере

Торопушина Е. Е.

деятельность органов власти по формированию и совершенствованию жилищной сферы, включающая установление приоритетов и направлений политики, методов и механизмов реализации поставленных целей для удовлетворения потребностей населения в жилье и благоприятной жилой среде

Зубарев Н. Ю.

целенаправленная система воздействия на жилищную сферу со стороны государства

Косарева Н. Б.

жилищная политика – это воздействие государства через государственные и муниципальные органы с помощью нормативно-правового регулирования, бюджетных и налоговых механизмов на всю совокупность жилищных отношений, включая финансирование и строительство жилья, его содержание, управление, владение, распоряжение и использование

Климанова Н. В.

деятельность государства, органов местного самоуправления, направленная на строительство жилых помещений, обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, обеспечение условий для приобретения гражданами жилых помещений, расселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, повышение уровня благоустройства жилищного фонда

Жилина В. И. 


Составная часть социально- экономической политики государства и план действий, описывающий цели и средства достижения жилищной системой нового качества условий проживания населения

Усов В. Б. 

Система мер федеральных и региональных органов власти в области управления жилищной сферой и регулирования социально-экономических отношений участников рынка жилья, направленных на обеспечение населения жильем в целях удовлетворения его важнейших потребностей

Источник: составлено автором



На мой взгляд, наиболее комплексное определение, максимально четко отражающее специфику деятельности государства в жилищной сфере дает Константин Юрьевич Прокофьев: «жилищная политика – это деятельность органов власти, направленная посредством установления современных целей, определения задач, принципов, разработки программ, инструментов, методов на обеспечение реализации конституционного права всех граждан на жилище, отвечающая различным потребностям и возможностям, а также законодательно установленным требованиям» [70, с. 61].

Одной из важнейших характеристик жилищной политики является её реализация с помощью различных форм вмешательства государства в строительство, распределение и использование жилищного фонда, регулирование жилищной хозяйства, независимо от формы собственности на недвижимость, землю или средства строительства. Классифицируя степень воздействия государства на экономику, можно выделить четыре основных способа влияния государства на жилищную политику и систему в целом:

непосредственное обслуживание. Здесь следует отметить систему технического обслуживания и содержания жилищного фонда, которая, получая значительную роль дотаций из местных бюджетов, по существу является государственной.

регулирование и контроль. Государство регулирует развитие частного предпринимательства в жилищной сфере через систему конкурсного привлечения для выполнения отдельных функций, стимулирования льготного налогообложения. Регулирование также необходимо в сфере инженерной инфраструктуры, где имеет место монопольный характер производства (водоснабжение, энергоснабжение, транспорт и т.д.). Государственные органы разрешают таким организациям получать разумную прибыль, но ограничивают их возможности повышать цены, поскольку общество зависит от предоставления такого рода услуг.

стабилизация и развитие. Государственные органы пытаются удержать под контролем резкие колебания строительного производства от роста к спаду, устанавливая льготные налоговые условия, формируя соответствующее, адекватное рынку правовое обеспечение, осуществляя расходы на жилищное строительство и инженерную инфраструктуру.

прямое воздействие. Государство осуществляет социальную поддержку в виде жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также приобретение и строительство жилья через программы адресной помощи малоимущим, военным, мигрантам [42, c. 58].

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что значительная роль форм участия государства проявляется в издании законов и распорядительных документов, создающих предложения или запреты. Эта деятельность имеет большое результативное влияние на развитие государственной жилищной политики.

При определении стратегии формирования государственной жилищной политики и выборе оптимального сценария развития рынка жилья, необходимо принимать во внимание следующие особенности жилищной сферы (см. рис.1.1):

Необходимость государственного регулирования жилищной сферы обосновывается следующими обстоятельствами:

жилищная сфера – особая отрасль рыночной экономики, отличающаяся  высокой капиталоёмкостью, медленной оборачиваемостью вложенных средств, наличием огромного количества разнообразных факторов, воздействующих на уровень квартирной платы и цены жилья.

Жилищная сфера играет чрезвычайно важную роль в экономике страны, воздействуя на спрос, занятость, темпы и размеры накопления. Обеспечению стабильного роста, нормальной занятости и уменьшению инфляции можно эффективно содействовать мерами государственной жилищной политики.

Около трети расходов населения в развитых странах приходится на оплату приобретения, аренду и эксплуатацию жилья. Таким образом, уровень потребительских расходов, индекс стоимости жизни и структура потребления населения в существенной степени зависят от уровня квартирной платы и цен на жилье. Состояние рынка жилья сильно влияет на социальное положение в стране, устойчивость существующей социально-экономической системы. 



Рис.1.1. Особенности жилищной сферы

Источник: сост. авт. по: Глинский, К. К. Концепция социальной жилищной политики и социального жилья в Российской Федерации / К. К. Глинский, В. Н. Кошман, В. Н. Пономарев. М. : Граница, 2015. - 148 с.

 

При чрезвычайных ситуациях активное участие государства  в восстановлении равновесия на рынке жилья совершенно необходимо. Решить проблему крыши над головой для миллионов граждан только за счет рыночного механизма без государственного вмешательства невозможно.

Государственное регулирование жилья, вплоть до применения административных мер, может стать необходимостью при спекуляции жильем, если налицо необоснованное взвинчивание цен на жилую недвижимость и квартирной платы [44, c.152].

Таким образом, государственная жилищная политика является важной составной частью социально-экономических преобразований в России и одним из главных направлений деятельности государственных органов. В процессе перехода к рыночной экономике содержание данной деятельности составляет реформирование жилищного сектора, центральное место в котором принадлежит реформе жилищной сферы.



1.2. Цели, задачи и методы государственной политики в жилищной сфере



Подходы к определению целей государственной жилищной политики также многочисленны и единого законодательно закрепленного подхода нет. В ходе анализа законодательных актов, периодических изданий, монографий, я выделила несколько наиболее точных и комплексных определений данного понятия.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. находим следующее определение цели государственной жилищной политики: это обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения [12].

На основании Конституции РФ (ст.40) стратегической целью государственной жилищной политики является реализация права на жилище всеми категориями граждан, независимо от их доходов путем стимулирования развития рыночных отношений в жилищной сфере, осуществления мер государственной поддержки прежде всего тех категорий граждан, которые не могут самостоятельно решить жилищную проблему. Конституция Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище [1].

На основании обобщения определений различных авторов, можно систематизировать основные цели государственной жилищной политики, которые сводятся к следующему (см. рис. 1.2):

Рис.1.2. Цели государственной жилищной политики 

Источник: составлено автором



К основным целям государственной жилищной политики на региональном уровне относятся:

обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан в регионе;

удовлетворение потребностей населения региона в качественном жилье на основе сбалансированного увеличения спроса и предложения на жилищном рынке конкретного региона;

создание и развитие инструментов, методов для привлечения внебюджетного финансирования в сферу строительства жилищного фонда региона;

строительство и реконструкция государственного и муниципального жилищного фонда, предназначенного для предоставления по договорам социального найма в регионе [52, c. 42].

Основными задачами государственной жилищной политики являются:

обеспечение соответствия объемов жилищного фонда потребностям населения и доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации;

создание набора механизмов жилищного финансирования, позволяющего каждой категории граждан решать свои жилищные проблемы в соответствии со своими возможностями и адекватно им сформированными потребностями;

обеспечение массового строительства жилья на уровне 1 кв.м. на человека в год путём:

 a) устранения правовых и административных барьеров в деятельности по строительству, предоставлению и обслуживанию жилья;

б) развития кадрового потенциала сферы строительства и управления жильём;

в) организации территориального планирования и проведения эффективной градостроительной политики, обеспечивающей сбалансированное развитие новых и ранее застроенных территорий путем обеспечения строительства инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры,

г) внедрения инноваций на рынке жилья, наиболее эффективных технологий строительства, управления и обслуживания жилья;

д) контроля соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре и земельным ресурсам;

е) эффективной тарифно-ценовой политики в жилищной сфере;

создание условий для приобретения собственного жилья широкими слоями населения (применяя различные способы снижения стоимости, либо субсидирования приобретения жилья для отдельных категорий граждан);

развитие сектора социального жилья;

создание сектора наёмного жилья;

повышение комфортности проживания населения в жилищном фонде;

обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья;

расширение сферы частно-государственного партнерства в жилищной сфере; 

внедрение механизмов саморегулирования строительной деятельности и управления жилищным фондом;

развитие механизмов страхования в жилищной сфере;

совершенствование правовых основ деятельности по строительству, предоставлению и эксплуатации жилья;

повышение эффективности системы контроля и надзора в строительном и жилищно-коммунальном комплексе путём совершенствования правовых основ функционирования системы контроля установление требований к жилью, строительным материалам;

развитие системы жилищного кредитования [27, c. 65].  

Также, приоритетной задачей в части обеспечения граждан России доступным жильем в период до 2030 года является повышение доступности жилья для населения и уровня комфорта жилищного фонда, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке жилья [69]. 

Основными задачи жилищной политики на региональном уровне являются:

создание комфортных условий для проживания;

увеличение обеспеченности жителей региона именно благоустроенной общей жилой площадью;

разработка и совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, затрагивающей жилищные права граждан;

ликвидация ветхого и аварийного жилья;

разграничение населения по группам и сокращение групп населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 

разработка и реализация методов и механизмов по повышению доступности жилья для различных категорий граждан с применением всех доступных форм и источников финансирования;

развитие арендного жилищного сектора посредством строительства доходных домов и домов для некоммерческого найма;

 создание условий для сбалансированного развития отраслевой структуры региональной экономики, позволяющего обеспечить темпы строительства жилья на уровне запланированных показателей;

организация жилищного консультирования населения;

повышение эффективности управления жилищным фондом;

обеспечение своевременного капитального ремонта жилого фонда;

внедрение энергосберегающих технологий и т.д [73, c. 24].

Основным методом реализации государственной политики в жилищной сфере, направленной на повышение доступности жилья отдельным категориям граждан и совершенствование жилищного рынка в РФ является программно-целевой, который заключается в решении крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и принятия органами управления системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей, связанных с устранением, подавлением, смягчением возникшей проблемы [71, c. 87].

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют следующие государственные жилищные программы:

«Жилье для российской семьи», с помощью которой можно по ипотеке приобрести жилье в домах, построенных специально по этой программе. В рамках программы предусмотрено строительство 25млн. кв. м. общей площади жилья экономического класса с необходимой социальной инфраструктурой. Квадратный метр такого жилья будет продаваться по цене ниже рыночной на 20% и не выше 30 тысяч рублей. Основными целями программы являются: поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; увеличение объемов строящегося жилья в Российской Федерации; повышение доступности жилья за счет снижения средней стоимости одного квадратного метра жилья [11];

«Молодая семья», согласно которой до 2018 года планируется обеспечить жильем более 170 000 российских пар. На государственную поддержку по данной программе могут рассчитывать семьи, в которых на каждого члена приходится не более 15 квадратных метров жилой площади;

 «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Программа предусматривает различные формы господдержки для тех, кто пока не готов брать ипотеку и стоит на очереди. В ожидании новой квартиры очередники могут снимать жилье, и город возмещает им часть расходов;

«Жилище», главной целью которой является формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством [10];

«Военная ипотека» - льготная система ипотечного кредитования, созданная на государственной основе для военных-контрактников, служащих в Вооруженных силах РФ. Эта система, позволяющая тысячам военных приобрести собственное жилье, значительно повышает престиж воинской службы и облегчает решение «квартирного вопроса» для множества семей. Военная ипотека была создана взамен старой программы обеспечения жильем военнослужащих РФ. На систему целевых жилищных займов, или военную ипотеку, вооруженные силы перешли с 1 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Обязательства по погашению ипотечного кредита во время прохождения участником НИС военной службы выполняет государство за счет средств государственного бюджета [9].

«Устойчивое развитие сельских территорий», в рамках которой предусмотрено повышение уровня жизни и предоставление удобных условий проживания в селах и деревнях. 

На основе анализа научных трудов ведущих исследователей жилищной сферы Прокофьевым были систематизированы принципы формирования жилищной политики на региональном уровне, к основным из которых он отнёс (см. табл. 1.2):

Таблица 1.2

Принципы формирования жилищной политики на региональном уровне

№ п/п

Принцип

Сущность

1.

принцип адекватности

предполагает соответствие формируемой жилищной политики поставленным целям и задачам развития жилищной системы региона, параметрам развития региональной экономики и решению наиболее значимых для общества проблем

2.

принцип финансовой обеспеченности

предусматривает ресурсное обеспечение реализации государственной жилищной политики посредством использования различных инструментов, подходящих для каждого конкретного региона и рассчитанных на все категории граждан

3.

принцип ответственности

предполагает определение конкретных органов власти на региональном уровне, ответственных за разработку и реализацию жилищной политики на региональном уровне, а также контроль за эффективностью достижения запланированных результатов



Окончание таблицы 1.2

4.

принцип системности

предопределяет учет внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на эффективность управляющих воздействий в жилищной сфере;

5.

принцип социально-экономической эффективности

предполагает достижение положительного социального и экономического результата от реализации жилищной политики;

6.

принцип доступности жилья

предполагает доступность жилья для населения с дифференцированными уровнями доходов, в том числе для граждан с минимальными доходами и потребностями группы аутсайдеров рыночной экономики

7.

принцип поддержания института семейных ценностей и стимулирования рождаемости

предполагает повышение роли семьи, преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей

8.

принцип неотделимости



подразумевает тесную связь жилищной политики с земельной политикой.

Источник: табл. сост. авт. по: Прокофьев, К. Ю. Государственная жилищная политика: понятие, задачи, цели, принципы и проблемы формирования и реализации [Текст] / К. Ю. Прокофьев // Региональная экономика: теория и практика. 2015. -  №43. С. 61

Таким образом, цели и задачи государственной политики в жилищной сфере определены, основными из которых являются гарантированная  Конституцией РФ реализация права на жилище всеми категориями граждан страны, независимо от их доходов, увеличению границ доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения. В связи с этим будут реализовываться различные механизмы и способы содействия населению в решении жилищных вопросов.



Нормативно-правовая база реализации государственной политики в жилищной сфере



Жилищное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы.

Нормативно-правовая база реализации государственной политики в жилищной сфере состоит из комплекса нормативно-правовых актов (далее – НПА), затрагивающих различные сферы и отрасли жизни. Сюда относятся Конституции РФ, Жилищный Кодекс РФ, Градостроительный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, федеральные законы и иные НПА Российской Федерации, а также законы и НПА субъектов Российской Федерации. 

Конституция Российской Федерации является правовой основой развития всего российского законодательства, в том числе жилищного законодательства. Данный документ законодательно закрепляет, что реализация жилищных прав является одной из важнейших составляющих прав и свобод человека и гражданина. На основании статьи 40 право на жилище относится к числу основных прав человека и гражданина. Согласно статьи 56, право на жилище не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения. Статья 40 также определяет следующие действия по реализации жилищной политики: органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1].

Жилищный кодекс РФ является одним из основополагающих документов, определяющим функции жилищного права: создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность; неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища; беспрепятственное осуществление вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, жилищных прав; сохранность жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению; равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений; восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты [2].

Согласно ст. 5 Жилищного Кодекса РФ, жилищное законодательство состоит непосредственного из самого Жилищного Кодекса РФ, принятых в соответствии с Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (см. рис. 1.2).

Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам:

Указ Президента РФ от 27 июля 2013 г.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44