- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Современное содержание российского и европейского образования.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001706 |
Тема: | Современное содержание российского и европейского образования. |
Содержание
Содержание Введение 2 1. Современное содержание российского и европейского образования 4 1.1 Характеристика содержания современного российского образования 4 1.2 Общая характеристика содержания современного европейского образования 9 Глава 2. Модернизация образования в России в XXI веке 17 2.1 Государственные стандарты нового поколения как путь модернизации образования в России на современном этапе. 17 2.2 Влияние Болонского процесса на содержание современного российского образования 22 Заключение 27 Библиография 28 Введение Образование –социально-обусловленный процесс, который вызван необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Содержание образования является одним из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования следует понимать ту систему компетенций, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, эта часть общественного опыта, соответствующая поставленным целям и передающаяся следующим поколениям.Вопросы о том, каким должно быть содержание образования, чему учить, что развивать и воспитывать всегда занимали умы великих педагогов, ученых, представителей педагогической науки, таких как Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт, Спенсер, Гексли и др. Современное мировое образование состоит из множества национальных образовательных систем, которые отличаются культурными традициями, уровнями целей и задач, качественному состоянию. Вместе с тем, мировое сообщество стремится преодолеть профессиональную замкнутость и культурную ограниченность в образовании.Поэтому объединение усилий заинтересованных стран с целью поиска ответов на вопросы о содержании образования, переосмысление полученных результатов становится важной составляющей для определения собственных ориентиров. Но накопленный опыт не всегда становится достоянием других стран, что в известной мере тормозит развитие единого образовательного пространства. За последнее время в России произошли существенные изменения в сфере содержания образования. В условиях модернизации содержания образования весьма значимой оказывается проблема анализа, адаптации и использования образовательного опыта других стран, интегрирование его в содержание российского образования. Целью данного реферата является установление соответствия содержания современного российского современному мировому уровню. В соответствии с намеченной целью в реферате определены следующие задачи: * выявить проблемы содержания современного российского образования * определить основные линии влияния Болонского процесса на содержание российского образования на современном этапе Исходя из цели и задач исследования, можно определить объект исследования: содержание российского образования. Предметом же исследования является содержание современного российского образования. Для выполнения исследования, решения его целей и задач использовались следующие методы: * изучение психолого-педагогической литературы; * анализ Конституции российской Федерации, Закона РФ «Об образовании», Государственных стандартов образования нового поколения, документов Болонского процесса с позиции исследуемой проблемы. 1. Современное содержание российского и европейского образования 1.1 Характеристика содержания современного российского образования Содержание образования – совокупность систематизированных компетенций, взглядов и убеждений, которые отражают определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки. Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем [9:349]. Конкретное содержание образования зависит, прежде всего, от контингента учащихся: младшие школьники или старшеклассники, дошкольники или студенты. Цели, а потом и содержание образования в каждом случае специфичны. И если контингент уже известен, то в зависимости от цели определяется конкретное содержание образования и обучения. Согласно Онушкину В. Г. И Огареву Е. И.: «Содержание образования основной элемент образовательного процесса, составляющийоснову, на которой достигаются его социальные цели. В общем виде термин обозначаетсовокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, которые необходимо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс. Характер и объем подлежащего освоению социально-культурного опыта зависятот конкретных обстоятельств места и времени, в частности, от типа образовательногоучреждения и его уровня. Названная совокупность определяет предметное содержаниеразличных направлений образовательной деятельности, подразделенных в соответствиисо структурой социального опыта. К числу его основных составляющих относятся: а)опыт эффективной практической деятельности, т.е. успешного выполнения задач втрудовой, экономической, политической, социальной и иных областях; б)познавательный опыт – методы и результаты постижения закономерностей развитияокружающей действительности; в) опыт социального взаимодействия в процесседостижений общих целей; г) нравственно-этический опыт, отраженный в морали, праве,иных нормах человеческого общежития; д) духовно-культурный опыт – образно-эмоциональное восприятие жизни, эстетическое отношение к ее проявлениям»[11: 187]. На конец 2015 года стало очевидным, что вся система образования приобретает постепенно профессиональную направленность. Система образования смещает свои ориентиры в пользу рынка труда. Будущее человека определяется необходимостью найти свое место в мире престижных, важных для общества профессий. Смещение ориентиров в образовательной сферы постепенно вытесняет понимание уникальности человеческой личности, ее предназначения, талантов и способностей. Цель и смысл человеческой жизни сводятся к полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими становятся социальная адаптация и профессионализация. При таком подходе к системе образования уже не остается места для общеобразовательной или университетской подготовки, нет места и духовно-нравственному воспитанию.Все ограничивается получением необходимой начальной грамотности, различными уровнями компетенции, коммуникативными тренингами и технологиями общения. Изучив педагогическую литературу по теме содержания российского образования, мы пришли к выводу, что современные реформы нанесли наибольший ущерб именно содержанию образования. Неопределенность ориентиров образования, как результат изменчивости рынка труда, который не всегда предсказуем, привела к неконтролируемойизменчивости содержания образования, что есть следствие постепенного распада единого образовательного пространства России, которое является одной из важных основ единения народа и целостности государства. Ориентация обучения на раннюю профессионализацию отнимает у человека свободу в плане профессионального самоопределения. Содержание образования в современных государственных нормативных документах, различных исследованиях представлено на недостаточном уровне. Отражение проблемы происходит поверхностно, порой даже фиктивно.Новый государственный проект, касающийся содержания образования, не предусматривает раскрытие механизмов реализации, контроля, санкций за неисполнение норм. Тем не менее, становится очевидным тот факт, что безосмысление общих вопросов образования, невозможно перейти к частным. Многие школы нового типа ставят перед собой ориентиром тот или иной вуз истроят содержание образования, которое отразит специфику вуза, но не включит в себя интересы обучающихся.Это и становится одной из главных причин, почему содержание российского образования страдает то перегруженности, то от искажения характера формирования обучающегося, то от отставания от современной науки. Существует педагогический принцип: связь школы с жизнью общества. Но также становится необходимым принцип связи школы с жизнью ребенка. Возведение первого принципа к Абсолюту, привело ксоциоцентрическому виду мышления. Тем не менее, критерии отбора содержания образования должны основываться не только на потребностях общества, но и индивида. Содержание образования –это социальный заказ к школе.Но для существования человека необходимо учитывать и его потребности в образовании. Во-первых, содержание образования должно обеспечить передачу социального опыта от старших поколений – младшим для дальнейшего развития.Неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, которые должны быть усвоены, была установлена И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным и др.Опыт, состоящий из 4 элементов, где каждый представляет специфический вид содержания образования: – знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; – опыт осуществления известных способов деятельности; – опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных; – опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру. Во-вторых, содержание образования, которое осуществляется в процессе обучения, должно предоставить индивидуальный способ существования человека, которое реализуется посредствам развития всех основных сфер и включает в себя: – систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер; – систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности. Для овладения всеми перечисленными элементами, необходимо, чтобы каждый предмет вносил свой вклад. В соответствии с вышеизложенными теоретическими соображениями, содержание образования должно удовлетворять следующим требованиям: – соответствие социальному заказу общества; – соответствие потребностям учащихся; – соответствие критериям отбора содержания образования. Согласно статистике на 2015 год, в вузы поступает около трети выпускников школы. Принимая во внимание этот факт, во многих зарубежных школах использовалась система предметов по выбору, с целью снижения требований к «невузовским» учащимся. Результат оказался шокирующим: снизился уровень общего развития учащихся и их общеобразовательной подготовки.Еще одна ошибка в том, акцентируя внимание на гуманитарном аспекте содержания образования, уделяется меньше внимания основам наук.Как результат: снижение подготовки учащихся в области физико-математической подготовки. Для избежания подобных ошибок при отборе содержания образования, образовательный стандарт должен предусматривать: – выделение обязательного для всех школ ядра образования; – усиление значимости гуманитарных аспектов содержания образования; – сохранение внимания к циклу точных наук; – усиление внимания к всестороннему развитию школьников; – ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности. Минимальное общее среднее образование не может гарантироватьдальнейшее образование в вузе, но оно является обязательным для получения рабочей профессией и вполне достаточным для полноправного включения в трудовую жизнь.Общее среднее образование дает возможность продолжения обучения в вузе по выбранному профилю. Уровень требования к абитуриентам вузов определяет требования к уровню подготовленности выпускников школ, имеющих общее среднее образование. Необходимый уровень развития всех основных сфер жизни человека является необходимым. В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знания. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, котораяне затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно-дифференцированной. Таким образом, изучив состояние содержание образования в России на современном этапе,мы пришли к заключению, что необходима его более тщательная проработка, особое внимание должно уделяться развитию личности; помимо ориентации содержания образования на рынок труда, должно реализовываться создание конкурентоспособной личности.Стандарт образования должен полно раскрывать механизмы реализации цели, контроля, санкции за неисполнение норм. Согласно новой реформе, цель современного образования – воспитание патриота, но средства реализации цели должны избираться самим образовательным учреждением. 1.2 Общая характеристика содержания современного европейского образования В Лиссабоне в 2000 году проходил саммит, где определялись цели и содержание образования в Евросоюзе.Выводы саммита подтвердили, что успешность перехода к экономике и обществу, которые основаны на знании, должна сопровождаться процессом непрерывного обучения (lifelonglearning). Отсюда следует, что системы образования Европы должны не только закладывать основу для предстоящих перемен, но и должны сами изменяться.Члены Европейской комиссии и стран ЕС определили непрерывное образование как всестороннюю учебную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе с целью постоянного улучшения компетенций. «Непрерывное образование» имеет огромное значение в современных условиях по ряду причин: * Европа стала «обществом, основанном на знании» (knowledge-basedsociety).Это значит, что решающим фактором развития, конкурентоспособности и эффективности рынка труда являются знания, информация и мотивация к постоянному получению новых знаний. * Европейцы живут в сложной социально-политической среде, где невозможно полноценное развитие личности принеумении активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию. Только образование, в самом широком смысле этого слова, способно помочь справится с этой задачей. Эти два аспекта социально-экономических перемен тесно взаимосвязаны, так как определяют основные цели непрерывного образования: активная гражданская позиция и конкурентоспособность на рынке труда. Успешная профессиональная карьера дает возможность участия в гражданском обществе, так как карьера представляет фундамент личной независимости, благосостояния, самоуважения, тем самым определяет качество жизни.Потому занятость – важный параметр развития гражданского общества.Не стоит упускать из виду тот факт, что успех на рынке труда, а также участие в общественных процессах предусматривают наличие определенных компетенций, постоянно развиваемых посредствам доступа к современным знаниям.На достижение данной цели и должны ориентироваться все усилия государств-членов ЕС, действия местных организаций, стремления каждого человека, который и является главным действующим лицом в системе непрерывного образования. В настоящее время существуют три вида образовательной деятельности: * формальное образование, которое завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата; * неформальное образование, которое не сопровождается обычно выдачей документа, происходит в клубах, кружках, индивидуальных занятиях с репетитором, тренером; * информальное образование, которое включает нашу индивидуальную познавательную деятельность, которая сопровождает нашу жизнь и не всегда носит целенаправленный характер. До настоящего времени учитывалось лишь формальное образование при формировании политики в сфере образования, две остальные категории оставались без внимания.Но в рамках непрерывного образования неформальное и информальное образование становятся равноправными участниками процесса обучения. Свои стандарты содержания образования существуют во всех странах ЕС.В рамках нашего исследования, рассмотрим содержание образования в Великобритании. Стандарты для большинства общеобразовательных предметов (theNationalCurriculum) на обязательном уровне обучения построены для четырех ступеней образования, которые,согласно терминологии Закона образования, называются ключевыми стадиями. Первая стадия – учащиеся 1–2классов, вторая — 3–6, третья — 7–9, четвертая — 10–11 классов. Для каждого предмета на каждой ключевой стадии есть свой стандарт, который определяет компетенции, которыми необходимо овладеть учащимся, а также критерии оценки (attainmenttargets). Критерии оценки подразделяются на 8 уровней, которые распределены по нарастающему уровню трудности.По завершении первых 3-х ключевых стадий, учащиеся оцениваются по 8 уровням достижений, а по завершениипоследней – средством проверки является экзамены. Стандарт по каждому предмету состоит из двух частей: первая часть – для учителя и формулирует компетенции, которые необходимо развить у учащихся; вторая – для ученика, где определены умения, которыми должен обладать учащийся. В конце каждого стандарта идет описание критериев оценки учащихся по основным разделам. Национальный учебный план регулярно пересматривается и дополняется, так как он должен отвечать постоянно изменяющимся требованиям общества и учащихся. Дополнения, внесенные в 2004 году в Национальный учебный план, качаются изменения в четвертом ключевом этапе обучения.Данные изменения дают школам возможность предоставить широкие возможности для выбора и, наряду с этим, гарантируют получение базовых компетенций, которые будут необходимы при продолжении обучения и трудоустройства. На финальном ключевом этапе обучения будущие выпускники должны увидеть, каким образом их образование связано либо с дальнейшим обучением, либо с трудоустройством, как получаемое ими образование поможет развить необходимые компетенции в умении анализа информации, решения проблем, составления последовательных и аргументированных суждений, во взаимодействии с окружающими. Четвертый ключевой этап обучения Национального учебного плана: – охватывает всех обучающихся, не зависимо от их способностей; – применяет в рамках гибкость в мотивации и поощрения учеников, которые допущены Национальным учебным планом; – способствует кооперации различных учебных заведений для разработки программ, которые будут соответствовать индивидуальности каждого ребенка.Следующие учебные дисциплины являются обязательными на последнем ключевом этапе обучения: английский язык, математика, естествознание, информационно-коммуникационные технологии, физическая культура, граждановедение, история религии, половое воспитание, профориентация. Все эти дисциплины составляют минимум, предоставляемый школой учащимся. Профориентация является обязательным теперь предметом, начиная с 7-го класса.Все учебные дисциплины в рамках Национального учебного плана ориентированы на всестороннее развитие учащихся: моральное, социальное, духовное, культурное.В поддержании развития, большие возможности на первом и втором ключевых этапах обученияпредоставляются в курсе религии и рекомендациях по личностному, социальному и физическому здоровью, которые не закреплены законодательно, и граждановедению(13:Электронный ресурс). Учебные программы по каждой учебной дисциплине и ключевому этапу обучения определяют содержание образования, а стандарты успеваемости школьников – конечные учебные цели. Тем не менее, каждая школа самостоятельно организовывает свой учебный план с расчетом на то, что с его помощью будут реализовываться учебные программы. На каждом этапе обучения учащиеся развивают, приобретают, совершенствуют свои компетенции. Некоторый спектр умений связан с определенной учебной дисциплиной (например, рисование на уроках ИЗО), другой – с разными дисциплинами (например, навыки исследования в истории, географии).Общие навыки, такие как коммуникативные, навыки творческого мышления, совершенствования – универсальны и важны для эффективного процесса обучения. Они также лежат в основе Национального учебного плана. Таким образом, содержание европейского образования продолжает процесс своего совершенствования и развития: используются новейшие технологии, для получения лучших результатов, в учебный план включаются новые учебные дисциплины, доступное самообразование, которое ориентируется на рынок труда, формирует гражданское самосознание. Рассмотренный нами пример содержания образования в Великобритании дает ясное представление, что в соответствии с потребностями рынка, общества, новые учебные дисциплины включаются в Национальный стандарт образования, который постоянно дополняется и обновляется. Содержание образования в России и Европе на настоящее время имеет схожие цели, но сами способы достижения заданной цели различны. Глава 2. Модернизация образования в России в XXI веке 2.1 Государственные стандарты нового поколения как путь модернизации образования в России на современном этапе. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В этом проекте не прописаны механизмы реализации, контроля, санкции за неисполнение норм. Указаны цели (воспитать патриотизм), а какими средствами – проблема школы. По новому законопроекту, обязательных бесплатных предметов останется три. Все учреждения поделят на три большие группы – казенные, бюджетные и автономные. Финансироваться из казны будет только та часть образования, на которую есть госзаказ. Объем этого госзаказа определяет муниципальный орган, которому конкретное образовательное учреждение подчиняется. В соответствии с этим законом муниципалитет вправе выдать госзаказ только на три урока в день. В старших классах предлагается оставить три обязательных предмета: «Россия в мире», «ОБЖ» и «физкультура». По ним ЕГЭ сдаваться не будет. Остальное – по выбору. Из 6 предметных областей: «русский (или родной) язык и литература», «иностранные языки», «математика и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство» надо выбрать по 1-2 предмета. Итого: минимум – 6, максимум – 14 предметов по выбору (сейчас в школах доходит до 21 предмета). По замыслу, предоставление выбора дисциплин и глубины их изучения (базовый, усложнённый, профильный уровни) должно научить старшеклассников эффективнее применять полученные знания, сделать их более самостоятельными, избавить от перегрузок. Остальные уроки могут стать платными. Предметы станут платными, а потому – добровольными. А поскольку в России за чертой бедности находится около 40% семей, то очевидно, что многие дети знаний по «добровольным» предметам получить, скорее всего, не смогут. А это уже, по сути, классовое расслоение. Похожей система образования была до 1917 года. Предлагают ввести новую должность –тьюттер. Он будет помогать составлять учебный план. Попытка приблизиться к западу и осуществить данную реформу может привести как к снижению качества образования, так и к уменьшению количества людей, способных получить образование. Государство оставляет за собой обязанность финансировать обязательную программу и отслеживать «качество» выпускников по довольно формальному критерию – ЕГЭ. Получается, государство больше не гарантирует ученикам качественное среднее образование. С другой стороны, данный стандарт предусматривает выбор учеником тех дополнительных предметов, которые понадобятся в его профессиональной области, то есть, например, ученик может выбрать только математику и информатику, которые требуются для поступления в тот или иной вуз. Однако, ребенка, молодого человека, а значит, и всей семьи, на раннюю профессионализацию лишает человека в первую очередь свободы на профессиональное определение. Это приведёт к узконаправленности образования, школа не будет давать возможности для воспитания всесторонне развитой личности (2:Электронный ресурс). Основные составляющие этой части реформы – снижение объёма получаемого образования (через «оптимизацию», то есть уменьшение количества ВУЗов) и качества образования (через «деление» среднего и высшего образования на части, которые потом переводятся на платную основу). Последнее объясняется так: «сегодняшнее российское образование не соответствует реальным потребностям экономики». Нормальный человек, понимающий, что образование есть залог развития страны, услышав такую фразу, поймёт: «не соответствует» - значит, не хватает образования и высокообразованных специалистов. Однако дело обстоит иначе. Нашей экономике, нашему государству не нужно так много образованных людей. Потому, что «бизнесом они не востребованы». Фактически это разрушает традиционную для России со времён Петра Великого систему образования, когда главным заказчиком и потребителем образованных кадров было государство. Именно оно заботилось о том, чтобы образованных специалистов в державе было как можно больше. Результатом было наличие достаточного количества подготовленных кадров для развития промышленности и науки. Своей вершины такая политика достигла в СССР, когда объём выпускаемых специалистов достиг максимального уровня – а качество подготовки самих специалистов было более чем высоким. Но самое главное: каждый, кто имел желание и способности, мог получить образование и двигаться дальше по жизни, развиваясь, поднимаясь по служебной лестнице, повышая своё качество жизни и обеспечивая экономику качественной работой. Для того чтобы сегодня исправить ситуацию в стране к лучшему, чтобы перейти к экономике высокотехнологичной промышленности и опережающего развития, необходимо наращивать темпы подготовки высокообразованных специалистов с одновременным улучшением качества образования. Нынешнее время показывает: без высокоразвитых технологий государство не сможет существовать. А технологии невозможны без высочайшего уровня образования. Собственно, и чрезвычайно высокий уровень советского образования является для этого явно недостаточным. Его следовало наращивать – а не снижать. Целенаправленное снижение качества и количества образования будет иметь результатом ускоренную деградацию отечественной науки и промышленности, снижение качества человеческого материала, резкое повышение уровня бедности, преступности, социального расслоения. Следствием будет продолжающееся снижение качества и продолжительности жизни, численности населения (и невозможность удержать российские территории – тем более, что снижение научно-промышленного потенциала неминуемо ведёт к снижению обороноспособности страны). Таким образом, реформа содержания образования может быть губительна не только для отдельно взятого человека, семьи или школы, но и для всей страны в целом. Как уже было отмечено, на сегодняшний день содержание образования ориентированно на рынок труда. Однако заказчиком образования должно выступать государство. «Бизнес» не справится с задачей развития страны, если этим не будет заниматься само государство (собственно, ради этого люди и выбирают «власть»). Задача государства и власти – не в урезании образования, а в создании условий для развития проектов, которые будут потреблять высокообразованных специалистов, и укреплять страну. Таким образом, современные реформы содержания образования, полная коммерциализация среднего образования, введение стандартов нового поколения, где четко не прописаны способы реализации заданных целей, могут привести к упадку качества образования в России, а также к более глобальным проблемам. 2.2 Влияние Болонского процесса на содержание современного российского образования Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему: * введение трёхуровневой системы высшего образования; * введение кредитной системы; * контроль качества образования; * расширение мобильности; * обеспечение трудоустройства выпускников; * обеспечение привлекательности европейской системы образования [12:Электронный ресурс]. Однако мероприятия, связанные с реализацией этих предложений, вызывают противоречивые оценки и усиливающуюся дискуссию. Необходим анализ путей и средств оптимальной интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство. Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта. В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования. Это переход на двухступенчатую систему высшего образования; введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц, и отражение учебной программы в приложении к диплому; повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала; обеспечение необходимого качества высшего образования; взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. Болонский процесс не занимается средним образованием как особой проблемой. Встречающиеся иногда утверждения, согласно которым принципы Болонского процесса «требуют», чтобы, к примеру, обладатель диплома бакалавра учился в общей сложности не менее 15 лет, плохо соответствуют действительности. Между тем проблема соотношения высшего и среднего образования чрезвычайно важна. Школа закладывает фундамент образования, и успешность освоения программы вуза не в последнюю очередь зависит от качества школьного образования. Хороший уровень школьного образования повышает шансы на поступление в вуз и тем самым делает высшее образование более доступным. В России и, ранее, в Советском Союзе преемственность вузовского образования по отношению к школьному формально проявлялась в принципе, согласно которому запрещалось включать в программу вступительных экзаменов в вуз вопросы, выходящие за рамки школьной программы. В ряде западных стран, однако, не считается, что школьный «аттестат зрелости» достаточен для поступления в любой вуз. Например, во Франции наиболее престижными, элитными высшими учебными заведениями выступают так называемые Школы (GrandesEcoles). Получаемое в них образование расценивается гораздо выше, чем университетское. Если в Сорбонну и другие университеты можно поступить сразу же после среднего учебного заведения с аттестатом бакалавра, то перед поступлением в Ecole надо пройти двухлетнее обучение в «подготовительных классах» (classespreparatoires). Классы как раз специально подготавливают учащегося, дают ему знания и умения, необходимые для получения высшего образования, но не обеспеченные (или обеспеченные недостаточно) образованием средним. Близкую функцию выполняли в Англии так называемые MatriculationClasses для школьников (ср. также Abiturklassen в Германии); в основном на взрослых в Великобритании рассчитаны курсы «доступа к высшему образованию» (AccesstoHigherEducationProgrammes), обычно одногодичные, которые выдают сертификат, позволяющий претендовать на высшее образование. Что касается дополнительных курсов в России,необходимообратить вниманиена развитие сети подготовительных отделений при ведущих вузах с программой, нацеленной не только на повышение шансов поступления в вуз, но на «разгрузку» учебной программы вуза. Хотя формально российское высшее образование считается и называется «профессиональным», в действительности примерно 20% учебного времени в вузе отдано общим дисциплинам. Возникает непростая проблема. С одной стороны, дисциплины циклов ГСЭ и ЕН определенно важны, они носят общенаучный и мировоззренческий характер, предупреждают однобокость узкого профессионала.С другой, они не оставляют достаточного места для дисциплин специализации и в этом смысле ставят российского студента в неравное положение по отношению к студенту западного вуза, где таких обширных общих курсов обычно нет; особенно это сказывается при разработке совместных образовательных программ. Возможно, частичный выход состоял бы именно в перенесении некоторых общих курсов в школьную программу, а некоторых – в программу подготовительных отделений. В большинстве европейских стран молодежь учится в средней школе на год, два, а то и три дольше, чем в России. Это ставит под вопрос совокупную длительность обучения российских студентов, что затрудняет признание эквивалентности дипломов. Чисто механическое удлинение обучения еще на один год вполне удовлетворит партнеров по общему образовате....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: