VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Инвестиционные стратегии арабских стран персидского залива

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011294
Тема: Инвестиционные стратегии арабских стран персидского залива
Содержание
Министерство образования республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра международных экономических отношений

РЕДЖЕБОВ Данил Валерьевич

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ АРАБСКИХ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

Магистерская диссертация

специальность 1-25 80 02 «Мировая экономика»

Научный руководитель Калинин 

Дмитрий Станиславович

Кандидат экономических наук,

доцент



Минск, 2017


 

ОГЛАВЛЕНИЕ



	Введение	3

	ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АРАБСКИХ СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА	5

	1.1 Сущность, цели и инструменты инвестиционной политики государства	5

	1.2 Арабские страны Персидского залива, их место в мировом хозяйстве	13

	1.3 Регулирование инвестиционной деятельности в арабских странах Персидского залива	20

	ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРАБСКИХ СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА	28

	2.1 Динамика и направления инвестиционных потоков в арабских странах Персидского залива	28

	2.2 Основные проблемы осуществления инвестиционной деятельности в арабских странах Персидского залива	35

	ГЛАВА 3 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ	46

	3.1 Динамика и проблемы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на современном этапе	46

	3.2 Рекомендации по привлечению инвестиций в экономику Республики Беларусь	56

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	72

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	78

	ПРИЛОЖЕНИЕ А Отраслевые приоритеты привлечения инвестиций в Республику Беларусь	83




ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ



Бидун – лица без гражданства в Кувейте.

ООН – Организация Объединенных Наций.

Реципиент – получатель.

Улемы – высшие военные чиновники в Саудовской Аравии.

ЮНЕСКО – специализированное учреждение ООН по вопросам       образования, науки и культуры.




РЕФЕРАТ





Дипломная работа: 85 страниц, 12 табл., 11 рис., 60 источников, 1 прил.

инвестиции, арабские страны, инвестиционная деятельность, республика беларусь, инвестиционная политика

Объект исследования – инвестиции как важнейшая форма международного движения капитала в условиях глобализации мирового хозяйства.

Предмет исследования – проблема привлечения инвестиций в экономику арабских стран Персидского залива и Республики Беларусь, а также пути ее решения.

Цель работы: проанализировать современные тенденции привлечения инвестиций в арабские страны Персидского залива и Республику Беларусь, а также разработать направления повышения инвестиционной привлекательности республики на основе зарубежного опыта.

Методы исследования: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный.

	Исследования и разработки: изучены теоретические аспекты осуществления инвестиционной политики в арабских странах Персидского залива; проведен анализ инвестиционной деятельности в арабских странах Персидского залива; выявлены инвестиционные приоритеты Республики Беларусь и направления привлечения арабских инвестиций.

	Элементы научной новизны: на основе проведенного анализа выявлены проблемы и предложен комплекс мер по привлечению инвестиций в Беларусь.

	Область возможного практического применения: деятельность специалистов в области инвестиционной деятельности, учебный процесс.

	Экономическая и социальная значимость: реализация рекомендаций будет способствовать восстановлению экономического роста Республики Беларусь и повышению доходов населения.

	Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются  ссылками на их авторов. 

	

	

	_______








ABSTRACT





Diploma: 85 pages, 12 tab., 11 fig., 60 sources, 1 enc.

INVESTMENTS, ARAB COUNTRIES, INVESTMENT DEYA-TELNOST, REPUBLIC OF BELARUS, INVESTMENT POLICY

Object of research – investment as the most important form of the international capital flow in the conditions of globalization of the world economy.

Subject of research – a problem of attraction of investments into economy of the Arab Gulf States and Republic of Belarus, and also a way of her decision.

Work purpose: to analyse current trends of attraction of investments into the Arab Gulf States and Republic of Belarus, and also to develop the directions of increase of investment appeal of the republic on the basis of foreign experience.

Research methods: analytical, graphic, deductive, inductive, synthetic, comparative.

Researches and developments: theoretical aspects of implementation of investment policy in the Arab Gulf States are studied; the analysis of investment activity in the Arab Gulf States is carried out; investment priorities of Republic of Belarus and the direction of attraction of the Arab investments are revealed.

Elements of scientific novelty: on the basis of the carried-out analysis problems are revealed and the package of measures for attraction of investments into Belarus is offered.

Area of possible practical application: activity of experts in the field of investment activity, educational process.

Economic and social importance: implementation of recommendations will promote restoration of economic growth of Republic of Belarus and increase of the income of the population.

The author of work confirms that the analytical material given in her correctly and objectively reflects a condition of the studied process, and all theoretical, methodological and methodical provisions and concepts borrowed from literary and other sources are followed by references to their authors. 









_______ 




ВВЕДЕНИЕ



Повышение привлекательности страны для инвестиций и наилучшее использование преимуществ, связанных с их привлечением, является серьезным вызовом для национальных правительств и требует разработки и проведения сложных и комплексных мер экономической политики. Привлечение инвестиций в страну превращается в один из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также способствующих ее интеграции в мировые производственные процессы. Приход инвесторов в экономику принимающей страны может ускорить развитие местных предприятий, повысить качество человеческого капитала, создать новые рабочие места, привлечь передовые технологии и стимулировать их распространение в смежные отрасли. Поэтому в начале XXI в. отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции, что, в свою очередь, ставит перед национальными правительствами серьезные вызовы, связанные с разработкой и проведением сложных и комплексных мер экономической политики, направленных на повышение привлекательности страны для привлечения иностранных инвестиций и наилучшее использование преимуществ местоположения.

Инвестиции играют важнейшую роль в формировании капитала всех развивающихся стран. За это время многие страны – получатели иностранных инвестиций коренным образом пересмотрели свою политику в отношении их привлечения, проведя ряд реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата. В результате имеет место значительный рост притока иностранных инвестиций. Наблюдается тенденция смены факторов, играющих роль при принятии решения об осуществлении иностранных инвестиций, от традиционных (объем рынка, темпы экономического роста, численность населения т.д.) к нетрадиционным (условия бизнес-среды, потенциал развития информационной экономики и пр.), однако во многих случаях инвесторы по-прежнему отдают предпочтение крупным развивающимся странам. Привлекательный инвестиционный климат, созданный в условиях рыночной модели хозяйствования, является важным условием привлечения иностранных инвестиций, однако в свою очередь иностранные инвестиции способствуют успеху структурных реформ, что особенно актуально для арабских стран Персидского залива. 

Неотъемлемым элементом эффективного позиционирования арабских стран Персидского залива в мировой экономике и обеспечения национальных интересов является более глубокая интеграция стран в систему международных экономических отношений и стимулирование привлечения иностранных инвестиций для снижения зависимости от нефтегазовых доходов. Важнейшим инструментом интеграции субрегиона в международное движение капитала является привлечение иностранных инвестиций в ненефтегазовый сектор, чем обуславливается актуальность темы исследования.

Объектом исследования являются инвестиции как важнейшая форма международного движения капитала в условиях глобализации мирового хозяйства. Предметом исследования выступает проблема привлечения инвестиций в экономику арабских стран Персидского залива и Республики Беларусь, а также пути ее решения.

Цель исследования: проанализировать современные тенденции привлечения инвестиций в арабские страны Персидского залива и Республику Беларусь, а также разработать направления повышения инвестиционной привлекательности республики на основе зарубежного опыта.

Задачи исследования:

— выявить сущность, цели и задачи инвестиционной политики;

— провести анализ социально-экономического развития и инвестиционной политики в арабских странах Персидского залива;

— проанализировать динамику инвестиционных потоков в арабских странах Персидского залива и выявить существующие проблемы;

— показать особенности и проблемы привлечения инвестиций в Республику Беларусь;

— предложить рекомендации по совершенствованию процесса привлечения инвестиций в Республику Беларусь.

Методы исследования: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный.

Проблемы привлечения инвестиций в зарубежных странах раскрывается в научной литературе достаточно широко. К зарубежным авторам, изучавшим теоретические аспекты привлечения инвестиций, следует отнести Е. Головчанскую, Д. Григора, М. Тускаеву, И. Шевченко и др. Опыт привлечения инвестиций в арабских странах Персидского залива раскрывается в работах А. Абдуллы, К. Адиба, Б. Ахмеда, Э. Касаева и др. Среди белорусских ученых проблемой привлечения иностранных инвестиций в экономику Беларуси занимаются А. Дайнеко, Е. Петрушкевич, Н. Ульянова, Г. Шмарловская и другие авторы.

Информационной базой проведения исследования выступили монографии различных авторов, статьи периодических изданий, материалы международных организаций, статистические данные ООН, ЮНКТАД, Всемирного банка. Практическая значимость исследования состоит в разработке направлений стимулирования притока иностранных инвестиций в белорусскую экономику, что позволит привлечь новейшие технологии и обеспечить рост конкурентоспособности республики в мировом хозяйстве.




ГЛАВА 1 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АРАБСКИХ СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА



1.1 Сущность, цели и инструменты инвестиционной политики государства



Формирование привлекательного инвестиционного климата является неоспоримым и закономерным фактором экономического роста арабских стран. В условиях восстановления мировой экономики после финансового кризиса как никогда возрастает необходимость разработки сбалансированной инвестиционной политики государства, основной задачей которой является увеличение объема и диверсификация источников инвестиций [11, c. 6]. Инвестиционная политика государства нацелена на привлечение и максимально эффективное использование инвестиций в целях ускорения экономического и социального развития.

Необходимо отметить, что разработка теоретических основ инвестиционной политики государства была начата Дж. Кейнсом, который сформулировал экономическую модель регулирования рыночной экономики. Основой модели, построенной Дж. Кейнсом, является фактически сложившийся уровень занятости населения, который тесно связан с уровнем т.н. «эффективного спроса». В зависимости от состояния «эффективного спроса» формируется объем производства товаров и услуг в экономике, что, в свою очередь, формирует потребность субъектов хозяйствования в рабочей силе. Таким образом обеспечивается достижение равновесия в экономике, обеспечивается максимальная занятость населения, что особенно актуально для социально ориентированной рыночной экономики, стимулируется рост доходов работников, что позволяет им удовлетворять свои потребности в товарах и услугах. Эффективная инвестиционная политика в рамках модели Кейнса должна учитывать психологические особенности поведения людей и стимулировать рост склонности к формированию сбережений. Так необходимо обеспечить трансформацию сбережений в инвестиции. Также значение инвестиций и инвестиционной политики подчеркивается в модели Р. Харрода и Б. Домара, согласно которой инвестиционные вложения стимулируют рост национального дохода с помощью эффекта мультипликатора, а также позволяют обеспечить рост производственных мощностей в экономике страны [45, c. 1385]. В рамках исследования теоретических основ инвестиционной политики заслуживает внимания модель Дж. Хикса IS-LM, рассмотренная им в книге «Стоимость и капитал». Модель предусматривает взаимосвязь изменений на рынках товаров и денег, что позволяет более обоснованно принимать решения в рамках инвестиционной политики [54, c. 44].

Объектом инвестиционной политики являются инвестиции. Целесообразно рассмотреть существующие в научной литературе подходы к определению сущности инвестиций. Так,  в монографии «Основы инвестирования» инвестиции определяются как способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода [54, c. 16]. В Законе Республики Беларусь «Об инвестициях» приводится следующее определение инвестиций: любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности: движимое и недвижимое имущество, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты; права требования, имеющие оценку их стоимости; иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости [28]. 

В то же время представленные определения, по мнению автора, не отражают сложность категории инвестиций. Так, в определении, приведенном в законе «Об инвестициях», не отражена специфика применения различных источников инвестиционных вложений. Также необходимо уточнить трактовку инвестиций как объекта инвестиционной политики. Наиболее полным определением инвестиций в рамках темы исследования представляется следующее: часть сбережений и других активов субъектов экономики, вкладываемых на длительный срок и в условиях риска в расширение и обновление производства товаров, услуг и других общественных благ, в том числе и нерыночных, в денежной, материально-вещественной и нематериальной формах в целях максимизации суммарного потребления материальных и социальных благ в будущем [10, c. 14]. 

В научной литературе периодически встречается точка зрения о целесообразности использования понятий «вложения в основной капитал» и «инвестиции» как синонимов, однако, по мнению автора, инвестиции являются более широким понятием. Вложения в основной капитал осуществляются в целях увеличения производственных мощностей, инвестиции в условиях постиндустриальной экономики все чаще направляются на развитие наукоемких отраслей, человеческого капитала, научно-исследовательскую деятельность и пр. Спецификой государственного регулирования инвестиций в рамках инвестиционной политики является то, что инвестиционная политика государства по сравнению с инвестиционной деятельностью частных инвесторов преимущественно осуществляется с целью получения социального эффекта (например, создание новых рабочих мест, повышение уровня доходов населения и пр.), что актуально и для арабских стран Персидского залива. Однако необходимо отметить, что при осуществлении инвестиционных вложений с целью получения социального эффекта большое значение приобретает формирование правил отбора инвестиционных проектов, а также обеспечение целевого использования выделенных инвестиционных ресурсов.

Понятие инвестиционной политики государства также остается дискуссионным. Преимущественно инвестиционная политика государства рассматривается в тесной взаимосвязи с макроэкономической, структурной политикой, рассматривается как инструмент достижения целей социально-экономического развития государства. В данной трактовке инвестиционная политика государства представляет собой функцию государства в области модернизации и развития национальной экономики [49, c. 747]. Дополнительно необходимо отметить, что в научной литературе нет единого мнения в области эффективности государственного регулирования экономики и инвестиционной политики государства в частности. На основе анализа различных подходов автор считает возможным сделать вывод, что эффективность инвестиционной политики государства будет определяться не только масштабами инвестиционной поддержки и ее соответствием потребностям, но и направленность государственного регулирования. То есть инвестиционная политика государства должна выступать как инструмент антикризисного менеджмента на микроуровне, стимулировать снижение издержек на предприятиях и рост конкурентоспособности их продукции, создавать условия для приобретения и внедрения новых технологий производства. Следовательно, инвестиционная политика ведется в целях создания институциональных рамок для функционирования национальных предприятий, обеспечения конкурентных возможностей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Привлечение новейших технологий может быть реализовано только в рамках инвестиционной политики стимулирования иностранных инвестиций, которая возможна в арабских странах Персидского залива только в случае формирования организационно-юридических условий, соответствующих запросам иностранных инвесторов.

Также инвестиционная политика государства часто рассматривается в нормативном аспекте как отдельный элемент общей социально-экономической политики государства. При этом цель инвестиционной политики понимается как создание и поддержание условий для формирования такого объема предложения капитала, который бы удовлетворил потребности экономики в инвестициях. Однако, по мнению автора, более верной является трактовка инвестиционной политики как направление экономической политики государства, концепция которой предложена Я. Тинбергеном [10, с. 24]. По его мнению, экономическая политика призвана воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа, т.е. она реализует некую упорядоченную экономическую идею, зафиксированную в правовых актах, о том, каким именно способом наиболее эффективно при имеющихся ресурсах организовать процесс общественного производства и распределения благ. На основе анализа научной литературы следует сделать вывод, что наиболее полным и обоснованным определением инвестиционной политики государства является следующее: концепция эффективного управления инвестиционной деятельностью в арабских странах Персидского залива, содержанием которой являются стратегическая идея организации инвестиционной деятельности и комплекс целенаправленных мероприятий по регулированию экономических отношений в инвестиционных процессах всех уровней, а целью – обеспечение стабильного и эффективного функционирования системы общественного воспроизводства в конкретных экономических условиях с учетом национальной специфики анализируемой группы стран.

Главной целью государственной инвестиционной политики является обеспечение эффективности использования национальных интеллектуальных, природных и производственных ресурсов, обеспечение конкурентоспособности, структурный маневр, учитывающий модель и систему ценностей экономики арабских стран Персидского залива и обеспечивающий её конкурентоспособность и устойчивый экономический рост [11, c. 8]. Также следует выделить и вторичные цели инвестиционной политики государства (рисунок 1.1).



Вторичные цели инвестиционной политики государства

Повышение инвестиционной привлекательность страны

Сбалансирование платежного баланса

Преодоление монополизации экономики и изменение ее структуры

Расширение ресурсной базы финансовой системы страны и повышение ее устойчивости

Усиление позиций страны в мировом хозяйстве

Рисунок 1.1 – Вторичные цели инвестиционной политики государства

Примечание – Источник: [11, c. 8].



Как правило, инвестиционная политика в развивающихся странах ориентируется на привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Позитивное влияние ПИИ на экономическое развитие страны связано с тем, что прямые иностранные инвестиции — это не только источник финансирования деятельности предприятия, а совокупность активов для прибыльного развития бизнеса при существенном влиянии компании-инвестора на управление им. Субъектами инвестиционной политики государств являются транснациональные корпорации (формирующие предложение ПИИ на мировом рынке), страны-доноры ПИИ (осуществляют регулирование оттока ПИИ путем создания условий для экспорта инвестиций), а также страны-реципиенты, испытывающие потребность в иностранных инвестиционных вложениях [55, c. 6].

Как правило, вывоз инвестиций ведется транснациональными компаниями, благодаря владению ими ценными активами: капиталом, технологиями, информацией, квалифицированным персоналом, доступом на рынки сырья, доступом на рынки сбыта, управленческим и организационным опытом, научно-исследовательской базой, оптимальным размером и устойчивостью, созданными брендами, экономией на масштабе, географической и производственной диверсификацией и др. Наличие таких активов создает основу для открытия зарубежных филиалов, что позволяет вовлекать в собственный бизнес новые ресурсы, выходить на новые рынки, а также снижать себестоимость товаров и услуг за счет эффекта масштаба. Также в условиях глобализации мировой экономики выход на зарубежные рынки с помощью зарубежных инвестиций способствует росту конкурентоспособности продукции и корпорации в целом. В зависимости от мотивов вывоза инвестиций за рубеж инвестиционная политика государства стимулировать ресурсо-ориентированные, рыночно-ориентированные и другие виды инвестиций (ориентированные на повышение эффективности внутреннего производства, ориентированные на поиск стратегических активов и пр.).

В случае реализации инвестиционной политики по привлечению ресурсо-ориентированных ПИИ необходимым условием является наличие в стране-реципиенте сырьевых ресурсов, нехватка которых имеет место на рынках, на которых работают транснациональные компании. Выгода от осуществления ресурсо-ориентированных ПИИ для инвесторов состоит в возможности минимизировать риск отсутствия сырьевых ресурсов в случае ценовых колебаний, что особенно важно при значительных транспортных затратах. В качестве факторов инвестиционной привлекательности государства при осуществлении данного типа иностранных инвестиций, помимо сырьевых ресурсов, выступают: дешевая рабочая сила, технологические и новаторские активы, инфраструктура (транспортные коммуникации, связь и пр.) [55, c. 8].

Стимулирование государством рыночно-ориентированных инвестиций осуществляется в целях вытеснения конкурентов с существующих или новых рынков. Решение об инвестициях в целях поиска новых рынков для национальных товаров осуществляется на основе размера рынка, дохода на душу населения, темпов роста рынка, возможности доступа с товарами страны-реципиента инвестиций на региональные и глобальные рынки, наличие человеческого капитала в стране-реципиенте и пр. В данном случае инвестиционную политику необходимо ориентировать на улучшение позиций и имиджа страны на мировом рынке [55, c. 12].

Инвестиции, которые направлены на рост эффективности, решают преимущественно внутрикорпоративные задачи ТНК. Роль данного типа инвестиций при реализации государственной инвестиционной политики невелика. Решения об осуществлении инвестиций, ориентированных на повышение эффективности деятельности корпорации, принимаются в зависимости от стоимости необходимых корпорации активов, стоимости сделок (процедуры осуществления внешнеторговых операций, закрытость рынка страны-реципиента, сложность осуществления коммуникаций, наличие необходимого сырья и комплектующих, степень вовлеченности принимающей страны в интеграционные процессы и пр.). Значение данных инвестиций для арабских стран Персидского залива, по мнению автора, невелико. Однако могут быть актуальными ПИИ, ориентированные на стратегические активы, при осуществлении которых зарубежные компании покупают конкурентоспособные производства или их подразделения в стране-получателе инвестиций. ПИИ, ориентированные на стратегические активы, получили распространение в форме слияний и поглощений (СиП). Следовательно, государственная инвестиционная политика может быть направлена на упрощение совершения сделок слияния и поглощения внутри страны с участием зарубежных инвесторов.

В случае, если государственная инвестиционная политика ориентирована на стимулирование вывоза инвестиций, возможны следующие положительные результаты:

	рост конкуренции между предприятиями;

	увеличение национального продукта за счет доступа к зарубежным рынкам и ресурсам;

	новые возможности для роста экспорта товаров;

	обеспечение дохода в форме технологий и прибыли.

В то же время автор дипломной работы поддерживает мнение, что в случае стимулирования вывоза инвестиций из страны возможно возникновение оттока не избыточного капитала, а капитала, недостающего национальной экономике. Чрезмерный отток инвестиций из страны-донора может привести к сокращению количества рабочих мест и росту уровня безработицы, так как фактически снижается величина производственного потенциала государства. Следовательно, бесконтрольный вывоз инвестиций из страны следует рассматривать скорее как отрицательное явление, которое может вызвать относительное замедление экономического роста и недостаточные темпы увеличения жизненного уровня населения.

Те арабские страны Персидского залива, которые являются реципиентами иностранных инвестиций, заинтересованы в их привлечении с помощью инвестиционной политики благодаря положительному воздействию на экономическое развитие [36, c. 10]. Эффекты привлечения иностранных инвестиций можно разделить на следующие основные группы:

	макроэффекты (влияние на рост ВВП, НТП, производительности и т.д.);

	микроэффекты (управленческий опыт и т.д.);    

	отраслевые эффекты (рост производительности, вторичные внутри- и межотраслевые эффекты и т.д.).

На уровне национальной экономики стимулирование привлечения иностранных инвестиций обеспечивает стране-реципиенту рост экспорта товаров и услуг, увеличение объема сбережений и инвестиций в стране, рост курса национальной валюты и объема золотовалютных резервов, создание новых рабочих мест, доступ к более новым технологиям производства и увеличение производительности труда, а также диверсификацию внешнеэкономических связей. На уровне субъектов хозяйствования государственная инвестиционная политика, направленная на привлечение ПИИ, стимулирует рост эффективности их деятельности благодаря передаче технологий и управленческого опыта, возможности обучения работников на предприятиях компании-инвестора, реструктуризации компании и пр.

По мнению автора, для арабских стран Персидского залива особенно значимым является такой эффект привлечения иностранных инвестиций, как распространение новейших технологий производства не только на предприятиях-объектах ПИИ, но и в отрасли. Это достигается за счет перемещения квалифицированных работников из компаний, принадлежащих иностранным инвесторам, в национальные компании, а также путем имитации технологий национальными компаниями. Также филиалы ТНК облегчают доступ местных предприятий к технологиям производства и управления путем налаживания различных типов связей. В то же время необходимо отметить, что привлечение иностранных инвестиций крупных ТНК не является однозначно положительным воздействием на принимающую экономику. Возможны также и отрицательные последствия для страны, принимающей иностранный капитал, степень которых зависит от проводимой политики привлечения иностранных инвестиций страной-реципиентом [55, c. 10]. Среди потенциальных негативных эффектов от привлечения иностранных инвестиций, актуальных для арабских стран Персидского залива, следует выделить следующие:

	уклонение от налогов и злоупотребление практикой формирования трансфертных цен ТНК;

	вытеснение национальных производителей и подавление национального предпринимательства; 

	вытеснение национальной продукции, технологий, торговых сетей и деловой практики [55, c. 14]. 

	Также следует отметить, что часто ТНК стремятся получить льготы по соблюдению природоохранного и трудового законодательства, что приводит к агрессивному воздействию на окружающую среду. Помимо этого, чрезмерное влияние транснациональных корпораций на национальную экономику может привести к возникновению лоббистов в органах власти и принятию решений в интересах инвесторов, а не государства. В результате возникает угроза экономической безопасности страны, особенно с малой экономикой (что характерно для большинства арабских стран Персидского залива), следовательно, государственная инвестиционная политика должна учитывать такие аспекты.

В рамках инвестиционной политики государства используются следующие основные инструменты (рисунок 1.2).





Инструменты инвестиционной политики

Бюджетно-налоговая политика

Денежно-кредитная политика

Государственные закупки

Установление стратегических целей и инвестиционных приоритетов

Формирование ориентировочных программ по инвестированию структуры экономики на основе национальных приоритетов

Субсидирование социально значимых инфраструктурных проектов

Государственно-частное партнерство (ГЧП)



Рисунок 1.2 – Инструменты инвестиционной политики

Примечание – Источник: [55, c. 14].

Конкретное сочетание инвестиционных инструментов устанавливается правительством страны с учетом национальных особенностей. Так, бюджетно-налоговая политика должна носить стимулирующий характер в форме предоставления налоговых льгот по инвестиционным вложениям, денежно-кредитную политику целесообразно ориентировать на снижение стоимости кредитных ресурсов в экономике страны, государственные закупки представляют собой важный инструмент формирования платежеспособного спроса на продукцию вновь созданных и модернизированных предприятий и пр. Также эффективность инвестиционной политики предполагает необходимость формулировки ее стратегических целей, а также приоритетных направлений инвестиционных вложений. Также в рамках инвестиционной политики целесообразно использовать субсидирование социально значимых проектов, недостаточно привлекательных для частных инвесторов.

Таким образом, инвестиционная политика является важнейшим условием развития экономики, осуществления структурных преобразований, укрепления конкуренции, в том числе и на мировом рынке. При формировании инвестиционной политики необходимо учитывать конкретные возможности той или иной страны. При этом сформированная инвестиционная программа должна ориентироваться на все источники инвестиционных ресурсов, как внутренние, так и внешние [11, c. 14]. Объем инвестиционных ресурсов в каждом конкретном периоде развития страны в решающей степени зависит от пропорций, в которых распределяется доход (на потребление и накопление). В этой связи следует сказать, при решении вопросов повышения инвестиционной активности, наиболее сложная задача - это обоснование цели и структуры инвестиционной политики с привязкой дифференцированного подхода к секторам экономики, различающихся по уровню государственного вмешательства в установление равновесия на рынках товаров и капитала.



1.2 Арабские страны Персидского залива, их место в мировом хозяйстве



Под арабскими странами Персидского залива в мировой политике принято подразумевать ряд государств: это Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Катар, Иран и Ирак. Географическая близость и наличие общих границ являются важнейшим фактором развития различных хозяйственных связей. Общность языка упрощает общение и взаимное сотрудничество. Мощным фактором, объединяющим арабские страны, является ислам. Сходство арабских стран Персидского залива в значительной мере определяются неэкономическими параметрами [57, c. 49]. В то же время экономическое и социальное развитие арабских стран Персидского залива различно, для многих из них характерна незавершенность структурного реформирования экономики. Необходимо отметить, что в течение последних 20-25 лет во многих арабских странах Персидского залива при поддержке международных финансовых организаций были реализованы пакеты рыночных реформ, направленные на создание высокоэффективной рыночной экономики. При этом реформы осуществлялись достаточно быстрыми темпами, однако их результаты в различных странах оказались противоречивыми. Реформирование экономики арабских стран Персидского залива осуществлялось по таким направлениям, как: дерегулирование, ликвидация монополий в отдельных секторах экономики, приватизация государственных предприятий. Дерегулирование в анализируемой группе стран было направлено на упрощение внешнеторговой деятельности предприятий, создание условий для роста экспорта товаров и услуг, либерализацию валютного рынка, сохранение только естественных монополий. В результате произошло изменение структуры ВВП арабских стран Персидского залива: в частности, увеличилась доля сферы услуг и обрабатывающей промышленности [35, c. 261].

Необходимо отметить, что реализация рыночных реформ несомненно оказала положительное воздействие на социально-экономическое развитие арабских стран Персидского залива, однако основополагающим фактором ускорения экономического роста в анализируемой группе стран оказалось улучшение ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти и газа. Благодаря высоким ценам на углеводороды и растущему спросу на их поставки арабские государства Персидского залива вплоть до 2008 г. демонстрировали стабильный экономический рост, однако мировой финансово-экономический кризис выявил уязвимости национальных экономик арабских стран Персидского залива. Так, в результате снижения мировых цен на нефть до 40 долл США за баррель в 2009 г. произошел резкий рост бюджетного дефицита, снизился уровень жизни в арабских странах Персидского залива. Повышение цен на нефть до уровня 70-80 долл, за баррель в 2010 г. способствовало увеличению нефтедобычи и восстановлению промышленного производства и в целом улучшению темпов роста экономик стран – нефтеэкспортеров [35, c. 258]. Посткризисное восстановление темпов социально-экономического развития арабских стран Персидского залива также основывалось на не.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.