- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Современная система международной уголовной юстиции
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001834 |
Тема: | Современная система международной уголовной юстиции |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. Современная система международной уголовной юстиции 6 1.1. Правовые предпосылки формирования современной международной уголовной юстиции 6 1.2. Правовые основы международной уголовной юстиции 11 1.3. Институциональные модели современной международной уголовной юстиции 23 ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ ПО БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ КАК ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ 30 2.1. Правовые основы создания и деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии 30 2.2. Организация Международного трибунала по бывшей Югославии, его компетенция и судопроизводство 36 2.3. Основные правовые проблемы функционирования Международного трибунала по бывшей Югославии: эффективность и объективность 42 ГЛАВА III. РЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРИБУНАЛА ПО БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ 52 3.1. Доктрина «совместных преступных действий» в решениях Международного трибунала по бывшей Югославии 52 3.2. Злоупотребление концепцией геноцида в расследовании военных преступлений 58 3.3. Международно-правовое значение судебного процесса над Слободаном Милошевичем 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью более детального исследования доктрины и международной практики рассмотрения уголовных преступлений, которая совершенствуется по мере развития международных отношений, в соответствии с требованиями времени. Глобализация мирового порядка приводит к существенным изменениям во взаимоотношениях людей, различных социальных институтов. Появляются новые угрозы международной безопасности, такие как международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, киберпреступность. Международный трибунал по бывшей Югославии был создан с цельюсудебного преследования лиц, нарушившихмеждународное гуманитарное право на территории бывшей республики Югославии в 1991- 2008 г. (когда грубо попирались Женевские конвенции 1949 года, нарушались законы и обычаи войны, геноцид и преступления против человечности). В ведении трибуналабылипреступлениявысокой общественной опасности -умышленные убийства, пытки, незаконныедепортирования и захваты заложников. Наряду с изложенным, предусматривались судебные преследования лиц, применявших отравляющие вещества, или к тем, чьи действия привели к бессмысленному разрушению городов либо других населенных пунктов, памятников истории. Объектом исследования являются общественные отношения и интересы, связанные с установлением и возможностью реализации ответственности индивидов за совершение международных преступлений, а также общественные отношения в сфере осуществления сотрудничества при реализации уголовной ответственности. Предметом исследования является правовой статус и механизм осуществления правосудия Международным трибуналом по бывшей Югославии, а также его взаимодействие с национальными системами уголовного правосудия. Целью исследования является комплексный анализ положений, касающихся деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии. Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи: - рассмотреть правовые предпосылки формирования современной международной уголовной юстиции; - исследовать правовые основы международной уголовной юстиции; -провести анализ институциональных моделей современной международной уголовной юстиции; - охарактеризовать правовые основы создания и деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии; - определить особенности организации Международного трибунала по бывшей Югославии, его компетенцию и судопроизводство; - выявить основные правовые проблемы функционирования Международного трибунала по бывшей Югославии; - проанализировать сущность доктрины «совместных преступных действий» в решениях Международного трибунала по бывшей Югославии; - рассмотреть злоупотребление концепцией геноцида в расследовании военных преступлений; - определить международно-правовое значение судебного процесса над Слободаном Милошевичем. Методологическую основу исследования составили метод диалектики, позволяющий рассматривать все явления окружающей действительности в развитии и взаимосвязи, а также исторический, сравнительно-правовой и формально-логический методы научного познания. Законодательную основуисследования составили международное законодательство, судебная практика. Изучен значительный объем общетеоретической и специальной литературы, связанной с объектом и предметом данного исследования. Степень разработанности темы исследования. Отдельные вопросы правового статуса и механизма осуществления правосудия Международным трибуналом по бывшей Югославии подвергались анализу в научных трудах таких авторов, как А.Х. Абашидзе, Е.Г. Борисова, Е.Ю. Гуськова, Д. Локленд, А.Б. Мезяев, С. Милошевич, Н.Г. Михайлов, Н.И. Рыжков, А.М. Солнцев и др. Теоретическая и практическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения дополняют и развивают соответствующие положения международного уголовного права. Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрена современная система международной уголовной юстиции; во второй главе проведен анализ Международного трибунала по бывшей Югославии как института международной уголовной юстиции; в третьей главе проанализированы решения Международного трибунала по бывшей Югославии как отражение отдельных тенденций развития международного уголовного правосудия. ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ 1.1. Правовые предпосылки формирования современной международной уголовной юстиции Предложения о создании подобного Международному уголовному суду (далее - МУС) органа высказывались задолго до его образования. Однако единства мнений относительно вопроса о моменте возникновения идеи создания такого органа среди ученых нет. Так, А.Г. Волеводз исходит из того, что отсчет следует вести с 1815 г., а именно с высказывания «…антифранцузской коалиции намерения предать суду Наполеона Бонапарта…»1. В то же время Г. Верле считает отправной точкой Версальский мирный договор от 28 июня 1919 г.2. Ни в коем случае не умаляя значение классификаций, данных этими исследователями, необходимо отметить, что следует придерживаться точки зрения А.А. Ковалева, который считает, что идея создания международного уголовного суда возникла в 1872 г., когда Г. Муанье, будучи президентом Международного Комитета Красного Креста, призвал международное сообщество основать международный трибунал для осуждения лиц, виновных в совершении массовых тяжких преступлений в ходе франко-прусскойвойны3. Всилуограниченностиобъемаисследования и достаточной степени изученности данного вопроса, обозначим лишь основные этапы становления международной уголовной юстиции. 1. Идея создания Международного уголовного суда была действительно высказана еще в XIX в. уже упомянутым выше Г. Муанье в связи с франко-прусской войной. «Он предложил проект Конвенции об учреждении международного судебного органа для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении Женевской конвенции об улучшении положения больных и раненых в воюющих армиях от 22 августа 1864 г.», где были разрешены вопросы о порядке формирования суда, его функционирования, целях создания и прочее. 2. Примечательно то, что, пожалуй, одним из первых в мире научных трудов, посвященных данному вопросу, стала докторская диссертация русского ученого Московского императорского университета Л.А. Камаровского. Фундаментальность его труда заключалась в том, что он не просто описывает в нем возможность создания подобного института, но и анализирует данный вопрос, начиная с разрешения межнациональных конфликтов в Древней Греции и заканчивая XIX в. Впоследствии его книга была переведена на французский язык и опубликована в Париже в 1887 г.4. 3. На международно-правовом уровне идея Международного уголовного суда (покаеще как суда adhoc) впервые была обозначена в 227 ст. Версальского мирного договора. В соответствии с последней германский Император Вильгельм II Гогенцоллерн, «…виновный в тяжком оскорблении международной морали и нерушимости международных договоров…», должен был предстать перед специально созданным международным судом. Однако Нидерланды отказались его выдавать, а последовавшие за этим процессы по военным преступникам, организованные в Германии, наглядно показали недостаточность национальной уголовной юрисдикции для преследования международных преступлений. «Преследование военных преступников военными судами Союзников не удалось по причине упорного нежелания Германии выдавать Союзникам запрошенных ими лиц». И даже после того, как Германия приняла Закон о судебном преследовании за совершение военных преступлений и проступков, из более чем 1,5 тыс. инициированных процессов лишь 13 были доведены до стадии судебного слушания. 4. 16 ноября 1937 г. в Женеве была открыта для подписания Конвенция по созданию Международного уголовного суда для преследования лиц, виновных в терроризме, которую подписали 13 государств. Хотя она и не вступила в силу, тем не менее значима, поскольку именно в рамках этой конвенции, а также Конвенции о предупреждении и наказании за терроризм, среди государств сформировалось убеждение о целесообразности и необходимости создания международного института с аналогичной юрисдикцией. В частности, п. 137 этого документа устанавливает: «Содружество государств осознает, что еще одна подобная война приведет к крушению цивилизации. Поэтому Содружество имеет не только право, но и обязанность предотвратить разрушение цивилизации - как на физическом, так и на духовном уровне. Содружество государств обладает таким же правом, как и любое другое общество индивидов на защиту своего существования от преступности и организацию своей собственной системы безопасности посредством организации постоянно действующей международной уголовной юстиции»5. 5. Ключевым событием в вопросе становления международного уголовного правосудия стали судебные разбирательства над военными преступниками в Нюрнберге и Токио после Второй мировой войны. В 1948 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций создала специальную Комиссию международного права, цель которой заключалась в том, чтобы «рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагалось бы рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступлений геноцида и других преступлений, которые будут относиться к компетенции этого органа на основании международных конвенций». В 1950 г. был создан специальный комитет, подготовивший проект Статута суда к 1951 г. Согласно последнему, суд должен был обладать юрисдикцией в отношении любых дел, которые могут быть переданы ему договаривающимися сторонами. Впоследствии проект дорабатывался, однако Генеральная Ассамблея постановила отложить его рассмотрение до того момента, как будет дано определение преступлению агрессии. Вскоре работа была и вовсе приостановлена, что было вызвано начавшейся «холодной войной». 6. По окончании «холодной войны» начался этап возрождения идеи становления международных судебных институтов. Совет Безопасности ООН создал два международных уголовных трибунала (Международный трибунал по бывшей Югославии - далее МТБЮ, - и Международный трибунал по Руанде) в качестве «вспомогательных органов» в целях реализации мер «для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Причем уставы данных трибуналов непосредственно устанавливали свое превосходство над национальным законодательством и системой правосудия в Югославии и Руанде. Несмотря на это обстоятельство, Генеральный секретарь ООН в отчете от 3 мая 1993 г. относительно данных уставов отметил, что в них воплощаются те «нормы международного гуманитарного права, которые, вне всякого сомнения, составляют часть обычного права». Действительно, МТБЮ внес существенный вклад в разъяснение норм международного права в уголовно-процессуальной сфере, поскольку процессуальные и доказательственные нормы деятельности Нюрнбергского трибунала содержали положения, которые неоднократно подвергались критике (например, ст. 16 не предусматривала права подачи апелляции и пр. МТБЮ являлся не только образцом для созданного немного позднее Международного Трибунала по Руанде, но и был с ним непосредственно связан. Так, вплоть до 2003 г. Канцелярия Прокурора у них была единой. Анализируя такое положение дел, некоторые исследователи стали утверждать, не преуменьшая при этом, конечно же, значение Токийского и Нюрнбергского трибуналов и прочих международных институтов, образованных в ХХ в., что именно МТБЮ и МТР стали не только так называемыми первопроходцами, расчистившими путь для МУС, но что они продолжают пролагать его и поныне. 7. В 1989 г. Комиссия международного права ООН возобновила работу над проектом кодекса преступлений против мира и безопасности человечества по инициативе стран Карибского бассейна при особой роли Тринидад и Тобаго, поскольку им была необходима международная помощь в борьбе с наркоторговлей, которая достигала колоссальных масштабов в этом регионе. Спустя пять лет, в 1994 г. Комиссия по международному праву представила Генеральной Ассамблее ООН отчет о проделанной работе в ходе 46 сессии, в котором был отражен Проект Статута Международного уголовного суда, детально регламентировав вопросы юридической природы суда, его взаимоотношения с ООН, применимого права, судопроизводства и пр. 8. 17 декабря 1996 г. специально созданный Подготовительный комитет представил свой отчет по вопросу образования Международного уголовного суда, отметив, что дипломатическую конференцию по утверждению Статута Международного уголовного суда целесообразнее всего будет провести в 1998 г. В этот период времени, с 1996 по 1998 гг., проект Международного уголовного суда неоднократно подвергался пересмотру вплоть до принятия окончательной версии на Римской конференции 1998г. 9. По итогам конференции, проведенной в Риме, в ее заключительный день, 17 июля 1998 г., подавляющим большинством голосов был принят Римский Статут Международного уголовного суда. 10. После того, как 1 июля 2002 г. было превышено необходимое для этого число в шестьдесят ратификаций, Римский Статут вступил в силу. Таким образом, исследована идея построения международной уголовной юстиции и выяснено, что она отнюдь не нова ни для истории, ни для доктрины права. Кроме того, каждый рассмотренный этап становления международной уголовной юстиции знаменовался общей целью. Последняя заключается в том, чтобы посредством консолидации усилий всего международного сообщества создать такую систему, при которой самые серьезные преступления, вызывающие обеспокоенность всего международного сообщества, не остались безнаказанными, а также для того, чтобы утвердить всеобщий мир, безопасность и благополучие. Сегодня такая консолидация международного сообщества отражена в постоянно действующем Международном уголовном суде, который в условиях глобализации, утверждения международных стандартов производства по уголовному делу, конвергенции систем уголовного процесса и прочее призван реализовать указанную цель и внести новую лепту в дело утверждения международной уголовной юстиции. 1.2. Правовые основы международной уголовной юстиции В 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права рассмотреть вопрос об учреждении Международного уголовного суда и провести соответствующую подготовительную работу. 17 июля 1998 г. на Дипломатической конференции под эгидой ООН представители 120 государств подписали Римский статут Международного уголовного суда, который вступил в силу 1 июля 2002 г. Принятие Статута представляет собой революцию в области международного права, роль которого все более возрастает. Россия подписала Статут, но пока не ратифицировала его6. Примечательной особенностью нынешнего этапа развития международного сообщества является все более ощутимое влияние различных организаций на международной арене. Как отмечал известный юрист-международник Г.И. Тункин7, участие государств в той или иной международной организации, обладающей международной правосубъектностью, или признание правосубъектности такой организации не только ее членами, но и другими государствами «делают подобную международную организацию общепризнанным субъектом международного права, субъектом ergaomnes». Международный уголовный суд - международная организация, создание которой обусловлено объективными условиями развития международного права и международных отношений, необходимостью поиска согласованных действий государств в решении важнейших международных проблем8. Учреждение и деятельность МУС свидетельствуют о том, что система международных организаций пополнилась новой организацией по поддержанию международного правопорядка. Для раскрытия юридической природы международной организации большое значение имеют пять основных признаков9: 1) договорная основа; 2) наличие определенных целей и задач; 3) создание в соответствии с нормами и принципами международного права; 4) самостоятельные права и обязанности, закрепленные в учредительном документе; 5) соответствующая организационная структура. Договорной основой МУС является его Статут, определяющий цели и задачи, структурную компетенцию, принципы деятельности этой международной организации, штаб-квартира которой находится в Гааге. Исследуя правовую природу Международного уголовного суда, нужно исходить из учета всей совокупности правовых актов, регламентирующих его характер и деятельность, а также из места данной международной организации в общей системе международных связей. МУС относится к категории межправительственных (межгосударственных) международных организаций постоянного характера специальной компетенции10. Основными целями и задачами создания Международного уголовного суда являются: - защита прав и свобод человека; - обеспечение неотвратимости наказания и привлечения к юридической ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против мира и человечества, предупреждение подобных преступлений в будущем11. Международный уголовный суд - наднациональный институт, независимый от государств, входящих в его состав12. МУС осуществляет юрисдикцию в отношении лиц, совершивших серьезные преступления, признанные международным сообществом. В юрисдикцию МУС входит привлечение к уголовной ответственности лиц, включая государственных, политических, военных руководителей, виновных в нарушении международного гуманитарного права. Этот новый международный судебный орган обладает функциональнойправосубъектностью, содержание и специфика которого определяется Римским статутом МУС13. Статья 4 Статута устанавливает, что МУС обладает международнойправосубъектностью. Большинство авторов, исследовавших проблему правосубъектности, справедливо считают, что международные организации являются субъектами международного права особого рода14. Главная особенность правосубъектности международных организаций состоит в том, что они имеют целевое назначение, т.е. международные организации могут быть участниками лишь строго определенных видов правоотношений. Иного мнения придерживается С.В. Черниченко15, который считает, что факт существования межправительственной организации еще не говорит оее международной правосубъектности. Лишь установив, что она обладает международной правосубьектностью, можно утверждать, что она является субъектом международного права. Международные организации являются полноправными субъектами международного права, объем и содержание правосубъектности которых ограничен их учредительными актами (уставом, статутом, хартией и т.п.). В современных условиях глобализации и интернационализации общественной жизни международные организации принимают активное участие в правоотношениях. Именно международные межправительственные (межгосударственные) организации являются формой координации коллективной деятельности государств на международной арене, их сотрудничества в той или иной сфере. Исследователь Г.В. Игнатенко16 подчеркивает, что «Международный уголовный суд в качестве субъекта международного права обладает самостоятельной юрисдикцией, которая в определенных ситуациях переплетается с юрисдикций государств и их судов». Это позволяет ему осуществлять свои функции и полномочия на территории государств-участников, а также по специальному соглашению на территории любого другого государства. Таким образом, Международный уголовный суд - это международная межправительственная организация, представляющая собой объединение государств, созданное в соответствии со Статутом, определяющим цели и задачи, структуру и компетенцию организации, обладающей международными правами и обязанностями в объеме, установленном в учредительном договоре. Анализ деятельности МУС свидетельствует о том, что Суд оказывает существенную помощь государствам в расследовании международных преступлений. Поскольку акты государства - это действия его должностных лиц, для наказания виновных нельзя ограничиваться применением санкций только к государству. К международной ответственности должны быть привлечены непосредственные организаторы и исполнители преступных деяний - конкретные физические лица. Следует иметь в виду, что, в отличие от других международных судебных органов, именно Международный уголовный суд преследует лиц, виновных в преступлениях против человечности. К органам суда относятся: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Палата предварительного производства, Канцелярия Прокурора, Секретариат и др. МУС состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет Ассамблеей государств - участников Суда. Председатель Международного уголовного суда - Сан Хан Сон (Южная Корея) избран 11 марта 2012 г. на 3 года. Для осуществления правосудия в МУС необходимо, чтобы: - прокурор МУС начал расследование по своей инициативе в отношении государства-участника; - прокурор государства-участника передал Суду определенную ситуацию; - Совет Безопасности ООН инициировал передачу суду материалов конкретной ситуации нарушения Статута МУС конкретным государством-участником. Соответственно Статута, когда прокурором делается вывод касательно наличия достаточного основания для проведения расследований, то от прокурора следует обращениек Палате предварительного производства засанкциейпо поводу проведения расследований и предоставляется уже собранный материал. Потерпевшее лицо может делать представление вПалату предварительного производства соответственно правил процедуры доказываний. В Палате обстоятельно изучается весь материал и делается вывод касательно того, что имеется достаточно оснований для осуществления действий по расследованию и что указанное дело находится под юрисдикцией Суда. Прокурор МУС имеет право начинать расследование по собственной инициативе на основе официальной информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда (ст. 15). Все обвинения и ордеры на арест, выданные прокурором, должны утверждаться комитетом из 3 судей на основе доказательств, представленных прокурором. Статут МУС установил юрисдикцию Суда в отношении: - преступлений геноцида; - преступлений против человечности; - военных преступлений; - преступлений агрессии17. Геноцид - чудовищное преступление, направленное на полное или частичное уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Статья 6 Статута соответствует определению геноцида, которое дано в Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г. Статут содержит полное перечисление преступлений против человечности: - убийство; - истребление; - порабощение; - депортация или насильственное перемещение населения; - заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права; - пытки; - изнасилования, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести и т.п., которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву; - насильственное исчезновение людей; - апартеид; - другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью (ст. 7). Исходя из содержания ст. 7 Статута, истребление - это умышленное создание условий для уничтожения населения (отсутствие продуктов питания, лекарств и т.п.); депортация - насильственностьпри перемещениилиц, которые стали объектами выселений или подпали под действиеиногопринудительного действия (действий), из региона, где они проживали на законных основаниях; под принудительной беременностью понимаютнезаконность лишения свободы женщин, которые стали беременными принудительно, с преследованием цели изменить этнический состав населения илипри совершениидругих нарушений в международном праве. Статут перечисляет преступления, признающиеся военными, среди них - умышленное убийство; применение пыток или бесчеловечного обращения, включительно с биологическими экспериментами; умышленные причинениястраданий либо серьезного телесного повреждения, умышленность лишения военнопленных справедливости и нормальностив судопроизводстве; незаконность депортациилибо перемещения, незаконность лишениясвободы; взятие заложника (заложников); иныевесомые нарушения военных законов или обычаев, которые установлены в международном гуманитарном праве (следует изпункта 2 «а» I-VIII, также пункта 2 «b» I-XXVI, также пункта2 «c» I-XII статьи 8 в Статуте МУС)18. Таким образом, Римский статут подробно и обстоятельно систематизировал все составы военных преступлений. Эти положения не применяются к случаям восстановления закона и порядка в государстве, защиты его единства и территориальной целостности законными средствами. В перечне преступлений Статута МУС указывается агрессия - международное преступление, однако в Статуте нет определения понятия агрессии, которое имеется в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.19. Согласно резолюции, агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства20. Массовые разрушения и гибель мирных граждан в Афганистане, Сербии, Ираке, Чечне, Ливии, Египте, Сирии, Конго, Кении, Уганде, Южном Судане и в других странах свидетельствуют о необходимости мирного урегулирования межнациональных конфликтов как внутри каждой страны, так и на международной арене21. Решение глобальных проблем современности возможно только в условиях мира. Международное сообщество должно разработать согласованные меры по созданию механизма регулирования международных отношений в целях предотвращения агрессивных войн и создания всеобъемлющей системы международной безопасности. Для этого необходимо осуществлять военно-политическое, экономическое, экологическое, гуманитарное сотрудничество государств в рамках международных межправительственных организаций22. Следует отметить, что в компетенцию Международного уголовного суда входят преступления, совершенные после вступления в силу Римского статута. В соответствии со ст. 77 Римского статута Суд может назначить лицу, признанному виновным в совершении преступления, одну из следующих мер наказания: - лишение свободы на определенный срок (не более 30 лет), пожизненное лишение свободы; - штраф; - конфискацию имущества и доходов, полученных в результате преступной деятельности. Суд также определяет государство, в котором преступник будет отбывать наказание. Однако государство исполнения приговора не может сократить срок лишения свободы. Эти вопросы решает МУС (ст. 110)23. Необходимо привести некоторые примеры из практики деятельности Международного уголовного суда. Так, в декабре 2003 г. Президент Уганды передал материалы дела, касающиеся повстанцев Прокурору МУС, который установил, что в деле достаточно оснований для подготовки первого расследования в истории Международного уголовного суда. Обвиняемыми по ситуации в Уганде являются Жозеф Кони24, ВинсентоОтти, ОкотоОдьямб, Доминика Онгвена, которые совершили преступления против человечности и военные преступления в Северной Уганде, являясь высокопоставленными членами Армии сопротивления Бога (повстанческая военная группировка)25. 3 марта 2004 г. Правительство Демократической Республики Конго передало в Международный уголовный суд заявление о проведении расследования в отношении вооруженного конфликта, происходившего в Итури (часть территории ДРК) в период с августа 2002 г. по май 2003 г.26. Прокурор МУС 22 июня 2007 г. запросил у Суда ордер на арест ЖерменаКатанги и МатьеНгуджоло Шуи, обвиняемых в совершении военных преступлений, в том числе массовых умышленных убийств гражданского населения, уничтожении их собственности, разграблениинаселенных пунктов, обращении в сексуальное рабство, наборе и вербовке детей в возрасте до 15 лет в состав национальных вооруженных сил, их использования для активного участия в боевых действиях. Эти лица находились под стражей в следственном изоляторе Суда в Гааге. 26 сентября 2008 г. МУС утвердил обвинения в отношении данных лиц и признал потерпевшими 366 человек, которые имеют право участвовать в судебном производстве. Слушания по данному делу продолжаются27. 14 марта 2012 г. решением МУС был признан виновным гражданин Демократической Республики Конго Томас ЛубангаДьило - лидер «Союза конголезских патриотов» и участник итурийского конфликта, который обвинен в использовании детей до 15 лет в военных действиях. Кроме того, прокурор выдал ордеры на арест 5 членов вооруженного формирования в Уганде, обвиняемых в массовых похищениях детей, которых они вербовали в свои ряды, используя в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов. 8 марта 2011 г. Палата предварительного производства удовлетворила ходатайство Прокурора МУС о проведении расследования. Однако 31 марта 2011 г. Правительство Кении подало протест в отношении рассмотрения дела в суде на том основании, что оно ведет уголовное расследование по данному делу, но МУС отклонил этот протест и в сентябре 2011 г. обвинения были утверждены. В докладе Международного уголовного суда, который он предоставил Организации Объединенных Наций, отмечается, что значительное количество убийств и похищений людей совершается в Уганде, Демократической Республике Конго, Южном Судане, Центрально-Африканской Республике. Согласно сведениям, имеющимся в МУС, в 2008 г. повстанцы под руководством Джозефа Кони убили более 2000 человек, похитили свыше 2500 человек, совершили нападения на 300 000 жителей только в Демократической Республике Конго28. 15 делнаходятся в настоящее время в производстве Международного уголовного суда29. Канцелярия Прокурора МУС проводит предварительное изучение ситуаций в связи с совершением международных преступлений в Афганистане, Грузии, Гвинее, Колумбии, Гондурасе и Нигерии. Необходимо указать, что особенностьюмеждународногопреступленияявляется характерная ему масштабность. Теория и практика международных отношений свидетельствуют о том, что в международном праве сформировался принцип индивидуальной ответственности за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности30. Поэтому деятельность МУС является одним из ярких примеров сотрудничества государств в борьбе с преступностью31. Одной из главных задач Суда является то, что все лица, подпадающие под действие международных договоров по борьбе с преступностью, не должны уйти от ответственности. Принцип неотвратимости наказания - один из основных принципов международного уголовного права. Анализ доктрины международного права и международной практики позволяет утверждать, что проблема ответственности в международном праве - комплексная и обширная, она рассматривается как одно из свойств международных отношений и является важным фактором поддержания порядка в этих отношениях. Международно-правовые санкции, предусмотренные международным правом, являются принудительными мерами, применяемыми к субъектам международного права в ответ на международные преступления, и призваны гарантировать и обеспечить международную законность и правопорядок32. Вопросы ратификации и соблюдения Статута МУС в России обсуждались на международной конференции «Римский статут Международного уголовного суда: имплементация на национальном уровне», которая проходила в Москве в феврале 2004 г.33. Основная задача этой конференции - привлечь внимание государственных органов, должностных лиц, ученых, общественных объединений к проблеме присоединения государств к Статуту МУС, его ратификации Россией и другими государствами (США, Китаем, Индией, Израилем)34. Точка зрения о том, что полномочия Международного уголовного суда нарушают государственный суверенитет России, ограничивают конституционные полномочия Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, не отвечает изменениям, происходящим в международных отношениях и международном праве, которые должны обеспечить подлинное уважение, гарантированность прав человека, их эффективную защиту35. Содержание Статута МУС свидетельствует о том, что Суд не заменяет, а лишь дополняет систему правосудия в России, которую необходимо реформировать в дальнейшем. Модернизация российского права требует внести изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации36. Анализ практической деятельности Международного уголовного суда свидетельствует о том, что она пока не идеальна, т.к время рассмотрения дел в суде растягивается на многие годы, не выработан четкий механизм порядка отбывания наказания. Необходимо и дальше совершенствовать правовые стандарты в области уголовной юстиции, разработать и принять новые международно-правовые акты по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В целом можно констатировать, что создание и деятельность МУС означает известный прогресс в правовом регулировании и координации сотрудничества в борьбе с преступностью. И хотя масштабы деятельности Международного уголовного суда в данное время пока невелики, появление и развитие таких организаций представляет значительный шаг вперед на пути расширения и совершенствования основных направлений и форм международного сотрудничества. 1.3. Институциональные модели современной международной....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: