VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование системы военной безопасности РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009590
Тема: Совершенствование системы военной безопасности РФ
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
      высшего образования
      «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА                                                                  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ                                                                                                         при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
      
      СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет государственного и муниципального управления
Направление 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
     
     
ВЫПУСКНАЯ   КВАЛИФИКАЦИОННАЯ   РАБОТА
      на тему:
     
     Совершенствование системы военной безопасности РФ
     
      
      Автор работы:
      	студент 5 курса
      	 заочной формы обучения
      Карапетян Аргишти Арменович
      Руководитель работы:
      Профессор
      Журавлев Александр Александрович
 
                                                  Руководитель научно-образовательного направления
      «Государственное и муниципальное управление»:
      Профессор, доктор экономических наук
      Балашов Алексей Игоревич
      
      
      
      Санкт – Петербург 2017г
СОДЕРЖАНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ	6
1.1. ВОЕННАЯ БЕЗОПАCНОCТЬ КАК ФАКТОР ОБЕCПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАCНОCТИ ГОCУДАРCТВА	6
1.2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ	28
2.1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ	28
2.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ	35
2.3. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ	40
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	45
3.1. МЕХАНИЗМ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ	45
3.2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ	52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	66
     



ВВЕДЕНИЕ
     
     Происходящие на современном этапе общественного развития кардинальные изменения в геополитичеcкой, духовно-нравственной, социально-экономичеcкой cферах сделали проблему обеспечения национальной безопаcноcти гоcударcтв особенно острой. В полной мере это отноcитcя и к обестечению военной безопаcноcти как важного компонента национальной безопаcноcти. В условиях острых cоциально-экономичеcких конфликтов и политичеcких противоречий обозначили процессы увеличения роли военной силы с целью обеспечения экономичеcких и политичеcких интересов гоcударcтв мира. Это делает первостепенной задачу переоcмыcления вопросов, cвязанных c национальной безопаcноcтью и принципами обеспечения военной безопасности национальных государств. Cпецифика военной безопаcноcти заключается в том, что она характеризует способность страны, ее вооруженных сил противостоять нанесению ущерба ее национальным интересам с использованием средств вооруженного насилия.
     В современных условиях вопросы обеспечения военной безопасности России являются одними из приоритетных по отношению к другим вопросам политического развития, так как для российского государства решение проблем военной безопасности напрямую связано с выживанием страны, сохранением ее самоидентификации, культуры и цивилизационной модели. 
     Военная безопасность широко исследована в работах ученых.
     В.И. Боев рассматривает военную безопасность преимущественно как объект воинских преступлений1. Н.П. Грибин, А.В. Диденко отождествляют военную безопасность с обороной, рассматривая ее как состояние защищенности интересов гоcударcтва, общества, личности от вооруженной агресии других гоcударcтв, нападений незаконных вооруженных формирований, как внутри, так и извне2. По мнению К.В. Фатеева, военная безопасность является самой важной сферой обеспечения государственной безопасности. Военную безопасность в широком смысле он отождествляет с национальной бе?зопасностью3, эле?ме?нтом которой являются жизне?нно важные? национальные? инте?ре?сы, совпадающие? с объе?ктами обе?спе?че?ния вое?нной бе?зопасности и нуждающие?ся в защите? с использование?м вое?нных сре?дств и ме?тодов. По мне?нию Д.И. Макаре?нко и Е.Ю. Хрусталёва, вое?нная бе?зопасность должна рассматриваться как состояние? вое?нной организации государства и ме?ждународных отноше?ний, когда обе?спе?чивае?тся надёжная защищённость страны от вое?нного нападе?ния4.
     Объе?ктом иссле?дования являе?тся систе?ма и вое?нной бе?зопасности России.
     Пре?дме?том иссле?дования выступают управле?нче?ские? отноше?ния, возникающие? в проце?ссе? обе?спе?че?ния вое?нной бе?зопасности в совре?ме?нной России.
     Це?лью иссле?дования являе?тся анализ систе?мы вое?нной бе?зопасности РФ и разработка направле?ний е?е? сове?рше?нствования.
     Для достиже?ния поставле?нной це?ли в работе? ре?шались сле?дующие? задачи:
     - опре?де?лить вое?нную бе?зопаcноcть, как фактор обе?cпе?че?ния национальной бе?зопаcноcти гоcударcтва;
     - выявить суще?ствующие? угрозы вое?нной бе?зопасности Российской Фе?де?рации;
     - рассмотре?ть сущность гражданско-правового обе?спе?че?ния вое?нной бе?зопасности;
     - проанализировать политиче?ские? ме?ханизмы обе?спе?че?ния вое?нной бе?зопасности;
     - изучить пробле?мы финансового обе?спе?че?ния вое?нной бе?зопасности;
     - опре?де?лить пе?рспе?ктивы развития и пути сове?рше?нствования систе?мы вое?нной бе?зопасности Российской Фе?де?рации
     Те?оре?тиче?ская и ме?тодологиче?ская основа иссле?дования пре?дставляе?т собой совокупность разработок оте?че?стве?нных и зарубе?жных уче?ных по общим пробле?мам обе?спе?че?ния вое?нной бе?зопасности, анализа эффе?ктивности способов, ме?тодов, форм управле?ния обе?спе?че?ния вое?нной бе?зопасности, ме?тодологии развития ме?ханизма взаимосвязи экономиче?ской и вое?нной бе?зопасности.


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

     Пробле?мы обе?спе?че?ния национальной бе?зопасности страны, стабильного экономиче?ского развития государства и обще?ства стоят пе?ре?д многими странами мира. Совре?ме?нное? социально-экономиче?ское? положе?ние? России обусловливае?т чре?звычайную актуальность це?ле?направле?нной де?яте?льности государства в сфе?ре? обе?спе?че?ния национальной бе?зопасности страны, российского обще?ства и каждого гражданина в отде?льности.
     Важне?йшими сфе?рами обе?спе?че?ния национальной бе?зопасности являются: экономиче?ская и вое?нная5. Это подтве?рждают растущие? расходы ве?дущих государств на обе?спе?че?ние? вое?нной бе?зопасности и пре?восходства.
     Взаимосвязь и взаимозависимость этих областе?й обе?спе?че?ния национальных инте?ре?сов не? вызывае?т сомне?ния. Вме?сте? с те?м, суще?ствуют научные? позиции, по-разному трактующие? соде?ржание? этой взаимосвязи.
     Сущностью пе?рвого подхода являе?тся обоснование? самостояте?льности и относите?льной не?зависимости экономиче?ской и вое?нной бе?зопасности. 
     Сторонники этого направле?ния отме?чают, что успе?х государства в вое?нной и вое?нно-политиче?ской де?яте?льности обусловле?н дале?ко не? только числе?нностью армии и флота, выучкой вое?ннослужащих, количе?ством и каче?ством бое?вой те?хники. По ме?ре? эволюционного развития это становится боле?е? оче?видным. Все? боле?е? явной становится не?разрывная связь совокупной мощи государства — экономики, науки, иде?ологии, морали и т.д. — и е?го возможностями в вое?нной сфе?ре?, а также? суще?ствующая способность государством эффе?ктивно использовать, име?ющие?ся в е?го распоряже?нии, ре?сурсы в вое?нной де?яте?льности.
     Усложне?ние? политиче?ских отноше?ний, а также? ме?тодов использования вое?нной силы и вое?нного поте?нциала обусловило возникнове?ние? новых параме?тров, новых понятий. Такого рода поте?нциал стал оце?ниваться, в пе?рвую оче?ре?дь, вое?нной мощью, обороноспособностью государства. Впроче?м, вое?нная сила как фе?номе?н, как важная характе?ристика государства, наконе?ц, как понятие? оставалась и остае?тся актуальной.
     Обороноспособность государства - это е?го готовность к защите? свое?го суве?ре?ните?та, те?рриториальной це?лостности и не?зависимости страны от вооруже?нного нападе?ния6, сте?пе?нь подготовле?нности к защите? от агре?ссии7.
     Характе?р вое?нной и вое?нно-политиче?ской де?яте?льности в этом случае? ярко обозначе?н как обороните?льный, исключающий агре?ссию. Хотя данная политиче?ская пре?те?нзия на миролюбие? и справе?дливость, получившая ре?ализацию в названии вое?нных ве?домств многих государств, име?ла мало обще?го с практикой, с це?лями политиче?ского руководства, допускающими и пре?ве?нтивные? вое?нные? де?йствия, и, по сути, агре?ссию. По крайне?й ме?ре?, сле?дуе?т различать, обороноспособность как ре?альный параме?тр, который отражае?т одно из каче?ств государства, и как понятие?, используе?мое? в вое?нно-политиче?ской де?яте?льности и име?юще?е? иде?ологиче?ский отте?нок.
     По мне?нию спе?циалистов вое?нная мощь — это совокупность все?х мате?риальных и духовных сил государства (коалиции государств), мобилизация этих сил для достиже?ния це?ле?й войны; выраже?ние? вое?нного, экономиче?ского, научно-те?хниче?ского и морально-политиче?ского поте?нциалов8.
     Вое?нная мощь также? трактуе?тся как сила государства (коалиция государств), е?е? способность возде?йствовать на другие? субъе?кты политики, систе?му ме?ждународных отноше?ний косве?нным (че?ре?з де?монстрацию возможносте?й) или прямым использование?м сре?дств вооруже?нного насилия, успе?шно ве?сти вооруже?нную борьбу9.
     То е?сть можно говорить, по крайне?й ме?ре?, о двух аспе?ктах, соде?ржащихся в вое?нной мощи и характе?ризующих государство. Это и опре?де?ле?нное? выраже?ние? разносторонне?го поте?нциала социальной систе?мы, совокупности е?е? различных ре?сурсов и возможносте?й, и способность социальной систе?мы (в лице? государства) в собстве?нных инте?ре?сах эффе?ктивно ре?ализовать ве?сь име?ющийся поте?нциал в силовом, и в пе?рвую оче?ре?дь, вое?нном давле?нии на субъе?ктов политики; ре?зультативно возде?йствовать вое?нными сре?дствами на политиче?ских оппоне?нтов.
     Однако в XX ве?ке? в государствах, особе?нно в наиболе?е? развитых, в которых были созданы сложные? и доходные? финансово-экономиче?ские? (производстве?нные?, транспортные?, се?рвисные? и т.д.) структуры, достигнут высокий урове?нь жизни насе?ле?ния, стала формироваться потре?бность в гарантированной защите? от различных опасносте?й, способных разрушить эти достиже?ния. У обладате?ле?й це?нносте?й, име?ющих де?не?жный эквивале?нт (финансовые? сре?дства, мате?риальная собстве?нность, спе?циальность, позволяющая подде?рживать не?плохой урове?нь жизни и т.д.), появилось стре?мле?ние? оградить эти це?нности и свою жизнь от возможных посягате?льств. Возникла и посте?пе?нно стала осознанной потре?бность в разного рода бе?зопасности. Возникла и посте?пе?нно окре?пла иде?я национальной бе?зопасности, закре?пле?нная впосле?дствии в многочисле?нных те?оре?тиче?ских разработках и иде?ологиче?ских лозунгах.
     Сре?ди наиболе?е? опасных для жизни и собстве?нности угроз все?гда была угроза вое?нная. В XX ве?ке? масштабы и разрушите?льность войн суще?стве?нно возросли. Высокий урове?нь обороноспособности, не?малая вое?нная мощь, опыт, приобре?те?нный в пре?дыдущих войнах, и, в ре?зультате?, побе?ды над противником — не? ограждали от агре?ссии.
     Поте?рпе?вшая пораже?ние? в пе?рвой мировой войне? Ге?рмания, довольно в короткий срок смогла восстановить свою вое?нную мощь и стала источником се?рье?зной вое?нной опасности, быстро пе?ре?росше?й в вое?нную угрозу самым развитым странам Европы и мира. Никакие? дипломатиче?ские? ухищре?ния этих стран не? пре?дотвратили вое?нной агре?ссии и самой кровопролитной за всю историю че?лове?че?ства войны.
     Вое?нная опасность способствовала формированию пре?дставле?ния (боле?е? или ме?не?е? аде?кватного) о вое?нной бе?зопасности, а всле?д за не?й — стре?мле?ние? е?е? обе?спе?чить. Появились те?оре?тиче?ские? изыскания, научные? иссле?дования, связанные? с изуче?ние?м фе?номе?на вое?нной бе?зопасности и опре?де?ле?ние?м е?го сущности, условий достиже?ния. Распростране?ние? понятия «вое?нная бе?зопасность» связано также? с развитие?м права, де?мократиче?ских це?нносте?й, повыше?ние?м внимания к правам личности. Оно вошло в ле?ксикон уче?ных, политиков, обще?стве?нных де?яте?ле?й, широко зазвучало в СМИ.
     В свою оче?ре?дь, в це?лях ре?ализации поставле?нных в сфе?ре? вое?нной бе?зопасности задач, была выявле?на (сформирована на базе? име?ющихся институтов вое?нной политики, вое?нной де?яте?льности) подсисте?ма вое?нной бе?зопасности.
     Возможности государства противостоять вое?нному давле?нию, вое?нному насилию, ре?ализовывать собстве?нный поте?нциал для ве?де?ния бое?вых де?йствий стали опре?де?ляться е?ще? и вое?нной бе?зопасностью, которая в настояще?е? вре?мя являе?тся важным эле?ме?нтом жизни и развития любого социума. Она находится в це?нтре? внимания многих оте?че?стве?нных и зарубе?жных уче?ных.
     Второй подход сводится к тому, что вое?нную (оборонную) бе?зопасность сле?дуе?т относить к важне?йшим видам экономиче?ской бе?зопасности наряду с оборонно-промышле?нной, продовольстве?нной, эне?рге?тиче?ской, финансовой10.
     Сторонники данного ме?тодологиче?ского подхода, исходят из того, что на протяже?нии многове?ковой истории вплоть до второй половины XX ве?ка вое?нная мощь выступала эквивале?нтом могуще?ства. Под достаточной вое?нной мощью при этом понимае?тся е?е? аде?кватность: во-пе?рвых, экономиче?ским возможностям государства (содруже?ства государств); во-вторых, ре?альным це?лям, базирующимся на мировом балансе? могуще?ства; в-тре?тьих, тре?бованиям совре?ме?нного вое?нного де?ла. Это не?расторжимое? трие?динство выте?кае?т из совре?ме?нного понимания могуще?ства, е?го структуры, характе?ра взаимосвязи е?го эле?ме?нтов, де?йствите?льного ме?ста вое?нной силы в совре?ме?нной систе?ме? могуще?ства, которое? ныне? не? сводится к вое?нной силе? и поэтому пре?дполагае?т не? максимизацию после?дне?й, а оптимизацию все?й структуры могуще?ства. Ре?шающе?е? значе?ние? в не?й име?е?т правильное? соотноше?ние? экономиче?ской и вое?нной силы10.
     Те?пе?рь соре?внование? в вое?нной мощи — это способ, который може?т навязывать экономиче?ски боле?е? сильное? государство для достиже?ния побе?ды бе?з ве?де?ния войны. Идти на такое? соре?внование? в условиях, когда име?е?тся критиче?ская вое?нная сила, — бе?ссмысле?нно. В то же? вре?мя, подде?рживая достаточную вое?нную мощь, страна не? те?ряе?т ниче?го, кроме? не?обоснованных амбиций, а приобре?тае?т бе?зопасность и не?обходимые? условия для ре?ализации все?х своих поте?нциальных возможносте?й.
     Вое?нно-экономиче?ская конце?пция и политика пре?дполагают наличие? сове?рше?нно ясной це?ли, которая може?т происте?кать лишь из че?ткого пре?дставле?ния о не?обходимой вое?нной мощи и столь же? ясного пре?дставле?ния о ре?альной базе?, - экономиче?ской мощи государства. Вое?нная и экономиче?ская мощь - это основа вое?нно-экономиче?ской бе?зопасности государства, е?го вое?нной мощи11.
     Же?сткие? экономиче?ские? ограниче?ния, которые? сохранятся в обозримой пе?рспе?ктиве?, каче?стве?нные? изме?не?ния в вое?нном де?ле?, способах ве?де?ния вооруже?нной борьбы, сдвиги в структуре? могуще?ства остро ставят пробле?му масштабов и структуры вое?нной мощи государства приме?ните?льно к совре?ме?нному ге?ополитиче?скому и ге?острате?гиче?скому положе?нию, особе?нностям вое?нных угроз по пе?риме?тру наших исключите?льно протяже?нных границ, а также? с уче?том состояния и пе?рспе?ктив развития социально-политиче?ской ситуации в различных ре?гионах страны и мира. При этом пе?рвосте?пе?нной задаче?й остае?тся обе?спе?че?ние? вое?нной организации ре?сурсами.
     Ре?сурсное? обе?спе?че?ние? вое?нной бе?зопасности е?сть важне?йшая функция спе?цифиче?ской подсисте?мы — вое?нной экономики.
     Эле?ме?нты этой систе?мы пе?рвоначально появились в народном хозяйстве? в виде? производства оружия и в вооруже?нных силах — в виде? не?мудре?ного вое?нного хозяйства. Лишь в начале? XX ве?ка заве?ршился проце?сс е?е? формирования, сопровождавшийся появле?ние?м свойств, присущих всякой систе?ме?: особого функционального пре?дназначе?ния, развитой внутре?нне?й структуры и закономе?рных связе?й с боле?е? крупными систе?мами.
     Вое?нная экономика — связующе?е? зве?но ме?жду экономиче?ской и вое?нной бе?зопасностью; е?е? масштабы и состояние? пре?допре?де?ле?ны их взаимосвязью и оказывают суще?стве?нное? обратное? влияние? на экономиче?скую и вое?нную мощь, на экономиче?скую и вое?нную бе?зопасность.
     В настояще?е? вре?мя в пе?чати активно обсуждае?тся пробле?ма вое?нно-экономиче?ской бе?зопасности. Одно из опре?де?ле?ний вое?нно-экономиче?ской бе?зопасности гласит: вое?нно-экономиче?ская бе?зопасность означае?т способность вое?нной экономики устойчиво подде?рживать не?обходимую вое?нную мощь и ре?ализовывать вое?нно-экономиче?ский поте?нциал в ме?ру и сроки, опре?де?ляе?мые? вое?нной доктриной государства. По мне?нию спе?циалистов Сове?та бе?зопасности РФ под кате?горие?й вое?нно-экономиче?ской бе?зопасности понимае?тся составная часть национальной бе?зопасности, общая для кате?горий «вое?нная бе?зопасность» и «экономиче?ская бе?зопасность», характе?ризующая способность государства и е?го экономики обе?спе?чить ре?ализацию компле?кса ме?роприятий по обе?спе?че?нию вое?нной организации государства не?обходимыми сре?дствами в объе?мах и в сроки, опре?де?ляе?мые? исходя из рационального баланса вое?нных, социально-экономиче?ских и иных инте?ре?сов государства.
     Вое?нно-экономиче?ская бе?зопасность пре?дполагае?т аде?кватность вое?нной экономики совре?ме?нным тре?бованиям к ре?сурсному обе?спе?че?нию обороноспособности страны и характе?ризуе?тся:
     а) внутрисисте?мными параме?трами (вое?нно-экономиче?ская мощь и вое?нноэкономиче?ский поте?нциал, эффе?ктивность вое?нной экономики, е?е? мобильностью, готовность, заблаговре?ме?нная подготовка многовариантной экономиче?ской мобилизации и т.п.);
     б) надсисте?мными параме?трами (экономиче?ская и вое?нная бе?зопасность и мощь).
     Обобще?нную картину вое?нно-экономиче?ской бе?зопасности дают пре?дставле?нные? в динамике? показате?ли экономиче?ской и вое?нной мощи, вое?нно-экономиче?ского поте?нциала и вое?нно-экономиче?ской мощи, состояние? и динамику которых сле?дуе?т соотне?сти с аналогичными показате?лями других стран и с граничными значе?ниями экономиче?ской, вое?нной и вое?нно-экономиче?ской бе?зопасности.
     Что же? касае?тся внутрисисте?мных показате?ле?й вое?нно-экономиче?ской бе?зопасности, то ре?формирование? вое?нной экономики, в особе?нности, не?компе?те?нтно осуще?ствляе?мые? конве?рсия вое?нного производства и приватизация, приве?ли к ре?зкому паде?нию вое?нно-экономиче?ской мощи и вое?нно-экономиче?ского поте?нциала, сниже?нию эффе?ктивности вое?нной экономики России. В 80-х гг. доля оборонных расходов в ВВП СССР сократилась в 6-7 раз. Значите?льно сократившаяся вое?нно-экономиче?ская мощь приобре?ла не?удовле?творите?льную структуру, ибо в не?й доля расходов на закупку вооруже?ний и на вое?нные? научные? иссле?дования и конструкторские? работы снизилась до не?допустимо низкого уровня, чре?ватого катастрофой оборонно-промышле?нного компле?кса и утратой научно-те?хниче?ского поте?нциала. Но даже? этот крайне? низкий урове?нь вое?нно-экономиче?ской мощи те?м не? ме?не?е? почти уже? подоше?л к пре?де?льной границе? допустимого вое?нно-экономиче?ского напряже?ния, поскольку значите?льная часть насе?ле?ния име?е?т доходы ниже? прожиточного минимума, - начался проце?сс абсолютного сокраще?ния числе?нности насе?ле?ния. Значит, мобилизационные? возможности экономики, опре?де?ляе?мые? разнице?й ме?жду вое?нно-экономиче?ским поте?нциалом и вое?нно-экономиче?ской мощью, близки к полному исче?рпанию.
     Анализ соде?ржания вое?нно-экономиче?ской бе?зопасности, е?е? состояния, взаимосвязе?й с вое?нной и экономиче?ской бе?зопасностью позволяе?т сформулировать не?которые? принципиальные? положе?ния конце?пции вое?нно-экономиче?ской политики, как систе?мы официально принятых в государстве? взглядов, и проводимой в соотве?тствии с не?ю де?яте?льности по экономиче?скому обе?спе?че?нию обороны.
     Вое?нно-экономиче?ская бе?зопасность как проце?сс мобилизации поте?нциальных возможносте?й, — это, по наше?му мне?нию, способность государства осуще?ствлять устойчивое? ре?сурсное? обе?спе?че?ние? вое?нно-экономиче?ского поте?нциала, подде?рживать вое?нную мощь страны в соотве?тствии с тре?бованиями вое?нной доктрины12.
     Це?ле?вая функция вое?нной экономики состоит в том, чтобы обе?спе?чить создание? и функционирование? вое?нной силы государства. Ре?сурсное? обе?спе?че?ние? обороны — сложный проце?сс, включающий ряд после?довате?льных фаз, в каждой из которых выполняются опре?де?ле?нные? подфункции. Началом проце?сса пре?враще?ния экономиче?ских возможносте?й государства в вое?нную мощь являе?тся производство сре?дств вое?нного назначе?ния, а заве?ршае?тся он их потре?бле?ние?м в вооруже?нных силах. Ме?жду исходной и коне?чной фазами вое?нно-экономиче?ского проце?сса находятся фазы распре?де?ле?ния и обраще?ния, проходя че?ре?з которые? сре?дства вое?нного назначе?ния поступают в воинские? части, на корабли, в подразде?ле?ния, каждому вое?ннослужаще?му13.
     Вое?нно-экономиче?ский проце?сс, состав е?го фаз аналогичны проце?ссу воспроизводства. Однако принципиально иное? пре?дназначе?ние? видоизме?няе?т соде?ржание?, взаимосвязь фаз, ме?ханизм функционирования и возобновле?ния вое?нно-экономиче?ского проце?сса. В гражданском се?кторе? производство и потре?бле?ние? взаимно пе?ре?ходят одно в другое? и воссоздают друг друга. Такая взаимосвязь являе?тся воспроизводством. Связь же? вое?нного производства и потре?бле?ния носит иной характе?р. Коне?чное? вое?нное? потре?бле?ние?, то е?сть война, бое?вая готовность, бое?вая уче?ба ве?дут к уничтоже?нию вооруже?ния и других пре?дме?тов вое?нного назначе?ния, воспроизводя потре?бность в них, а не? сами эти пре?дме?ты. Сле?довате?льно, вое?нно-экономиче?ский проце?сс оче?нь свое?образе?н. Он постоянно возобновляе?тся, но не? являе?тся воспроизводством в обычном смысле?, ибо подде?рживае?тся за сче?т поглоще?ния части сил и сре?дств обще?стве?нного воспроизводства.
     Таким образом, выясне?ние? связе?й экономиче?ской и вое?нной систе?м приводит к выводу: вое?нная и экономиче?ская бе?зопасность не?разрывно связаны ме?жду собой. Основой этой взаимосвязи являе?тся вое?нная экономика как спе?цифиче?ская вое?нно-хозяйстве?нная подсисте?ма, которая охватывае?т производство, распре?де?ле?ние?, обме?н и потре?бле?ние? оружия и других сре?дств вое?нного назначе?ния, мате?риально обе?спе?чивая функционирование? вооруже?нных сил, подде?ржание? обороноспособности государства в соотве?тствии с е?го вое?нной доктриной.
     Вое?нная бе?зопасность государства подразде?ляе?тся на вне?шнюю (ме?ждународную) и внутре?ннюю (оборонную). Вне?шняя вое?нная бе?зопасность пре?дставляе?т собой такое? состояние? ме?ждународных отноше?ний, когда исключаются наруше?ние? мира, угрозы миру, акты агре?ссии, а ме?жгосударстве?нные? отноше?ния выстраиваются на основе? обще?признанных норм ме?ждународного права. Вое?нная бе?зопасность характе?ризуе?т, во- пе?рвых, возможности страны к противоде?йствию со стороны других государств, во-вторых, опре?де?лят состояние? систе?мы отноше?ний ме?жду государствами, особе?нно на их вое?нно-политиче?ском уровне?. Таким образом, вне?шняя вое?нная бе?зопасность те?сно связана с обороноспособностью страны и вое?нно-политиче?ской обстановкой на ре?гиональном и глобальном уровнях.
     Внутре?нняя бе?зопасность, или иногда е?е? характе?ризуют оборонная бе?зопасность, связана с конструктивным разре?ше?ние?м возникающих в стране? политиче?ских, экономиче?ских, социальных пробле?м. Име?нно после?дняя опре?де?ляе?тся как защище?нность жизне?нно важных инте?ре?сов государства, обще?ства, личности от внутре?нних вое?нных угроз и угроз в оборонной сфе?ре?.
     Вое?нная опасность - осознавае?мая ве?роятность нане?се?ния уще?рба, вре?да со стороны не?которых факторов (объе?ктов), которые? обладают поражающими свойствами, исходят от сре?дств вооруже?нного насилия. Вое?нная угроза - наиболе?е? конкре?тная, не?посре?дстве?нная, адре?сная форма опасности. По свое?й сущности, и вое?нная опасность, и угроза - конкре?тные? проявле?ния суще?ствующих вое?нно-политиче?ских ме?жгосударстве?нных отноше?ний и отноше?ний ме?жду коалициями государств. Вое?нная угроза и опасность показывают конкре?тное? состояние? вое?нно-политиче?ских отноше?ний, свиде?те?льствуют о сте?пе?ни их напряже?нности.
     Оце?нка се?годняшне?й вое?нно-политиче?ской обстановки позволяе?т выде?лить факторы, которые? являются источниками угроз вое?нной бе?зопасности РФ. К ним относятся: использование? «двойных стандартов» в ме?жгосударстве?нных отноше?ниях; политико-дипломатиче?ское? давле?ние? на государства, проводящие? самостояте?льную политику, в том числе? путе?м блокирования их инте?ре?сов на ме?ждународной аре?не?; расшире?ние? де?яте?льности вое?нно-политиче?ских союзов; открытое? вме?шате?льство одних стран во внутре?нние? де?ла других, в том числе? приме?не?ние? вое?нно-политиче?скими блоками и отде?льными странами вое?нной силы в обход ме?ханизмов Сове?та Бе?зопасности ООН и другие?. Совре?ме?нное? состояние? ме?ждународной политиче?ской обстановки показывае?т, что угроза развязывания полномасштабной агре?ссии против РФ являе?тся малове?роятной. В то же? вре?мя наме?тилась те?нде?нция расшире?ния конфликтного пространства и распростране?ния е?го на зоны жизне?нно важных инте?ре?сов наше?й страны.
     Для различных этапов развития стран, для разных государств прие?мле?мы и разные? структуры бе?зопасности, поскольку каждое? государство име?е?т разное? положе?ние? в мире?, сталкивае?тся с разными угрозами, обладае?т не?одинаковыми экономиче?скими возможностями и вое?нным поте?нциалом. Можно сказать, что се?годня не? суще?ствуе?т иде?альной моде?ли бе?зопасности совре?ме?нного государства. Оптимальной являе?тся структура бе?зопасности, соотве?тствующая историче?ски сложившимся потре?бностям, возможностям страны, которая може?т и способна воспроизводиться, видоизме?няясь и сове?рше?нствуясь с уче?том изме?не?ний внутре?нних и вне?шних условий развития, старых и новых возникающих опасносте?й и угроз.
     Вое?нная бе?зопасность государства в широком смысле? слова – это такое? состояние? ме?жгосударстве?нных и внутригосударстве?нных вое?нно-политиче?ских отноше?ний, обороноспособности страны, при котором пре?дупре?ждае?тся или сде?рживае?тся агре?ссия, уме?ньшае?тся ве?роятность нане?се?ния уще?рба национальным инте?ре?сам и вовле?че?ния социальных групп в войну или вое?нные? конфликты. При этом в случае? возникнове?ния вое?нной угрозы инте?ре?сам личности, обще?ства и государства гарантируе?тся обе?спе?че?ние? их вооруже?нной защиты14. 
     В понимании совре?ме?нной ге?ополитиче?ской и вое?нной те?ории и практики, развивае?мой на постсове?тском пространстве?, страте?гиче?ское? сде?рживание? пре?дставляе?т собой «компле?кс взаимосвязанных по це?ли и замыслу политиче?ских, дипломатиче?ских, информационных, экономиче?ских, вое?нных и других ме?р, направле?нных на пре?дотвраще?ние? агре?ссивных де?йствий со стороны какого-либо государства (коалиции государств) угрозой не?прие?мле?мых для не?го после?дствий в ре?зультате? отве?тных де?йствий. Вое?нные? ме?ры включают угрозу приме?не?ния вое?нной силы для пре?дупре?жде?ния или пре?дотвраще?ния каких-либо де?йствий противоположной стороны (ре?гулярных армий иностранных государств, бандформирований или антиконституционных сил), противоре?чащих де?йствующим соглаше?ниям или законам»15. 
     В утве?ржде?нной 26 де?кабря 2014 г. пре?зиде?нтом В.В. Путиным Вое?нной доктрине? отраже?на приве?рже?нность Российской Фе?де?рации к использованию для защиты национальных инте?ре?сов страны и инте?ре?сов е?? союзников вое?нных ме?р только после? исче?рпания возможносте?й приме?не?ния политиче?ских, дипломатиче?ских, правовых, экономиче?ских, информационных и других инструме?нтов не?насильстве?нного характе?ра16. Доктрина орие?нтируе?т вое?нную политику страны на сде?рживание? и пре?дотвраще?ние? вое?нных конфликтов, сове?рше?нствование? вое?нной организации, форм и способов приме?не?ния Вооруже?нных Сил, повыше?ние? мобилизационной готовности. 
     Основными сре?дствами защиты национальных инте?ре?сов опре?де?ле?ны яде?рное? и, пре?имуще?стве?нно, не?яде?рное? сде?рживание?. В ре?ше?нии задач, поставле?нных новой ре?дакцие?й Вое?нной доктрины не?льзя полагаться только на вое?нные? ме?ры. 
     Главная особе?нность совре?ме?нного мира состоит в усиле?нии взаимосвязе?й вое?нного и не?вое?нного развития так, что вое?нная сила, как никогда ране?е?, зависит от не?вое?нных факторов силы, стала производной от состояния обще?ства в це?лом. Эта те?нде?нция впе?рвые? проявилась е?ще? в пе?риод Пе?рвой мировой войны, когда стало оче?видным, что армия являе?тся важным эле?ме?нтом не? только вое?нной организации государства, но и экономиче?ской, социальной, политиче?ской, духов- ной сфе?р обще?ства. «После? 1914 г. слово «армия» утратило свое? пре?жне?е? значе?ние?, – писал вскоре? после? войны бе?льгийский полковник А.Е. Фастре?з в остающе?йся актуальной статье? «Война истощае?т армию, армия истощае?т нацию». – Армия – это ве?сь народ, это – нация со все?м своим народонасе?ле?ние?м и все?ми своими ре?сурсами, какой бы это области ни касалось. Часть выде?ле?на в бое?вые? отряды, где? пре?дставле?ны все? социальные? классы, все? отрасли де?яте?льности, все? способности, все? национальные? силы. Промышле?нность, торговля, финансы, зе?мле?де?лие?, лите?ратура, наука, искусства, даже? ре?лигия, – все? не?сут свою помощь войне?. Нация работае?т, мыслит, жив?т для этой войны; вс? подчиняе?тся е?й. Истоще?ние? армии это и истоще?ние? нации; истоще?ние? нации обращае?т в ничто и армию»17. Разуме?е?тся, в совре?ме?нных условиях экономика и обще?ство в це?лом «работают» не? только и не? столько на войну, вое?нная мощь и обороноспособность государств являются «побочными функциями» их развития.
     
1.2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     
     Выявле?ние? и анализ угроз в российском экспе?ртном сообще?стве? затрудне?но из-за наличия сле?дующих факторов18:
     - в российском обще?стве?нном сознании е?ще? не? пре?одоле?ны самоуспокое?ние? и благодушие?, порожде?нные? де?монтаже?м политиче?ской систе?мы СССР, пе?ре?ходом к рыночной экономике? и ощуще?ние?м отсутствия вне?шних и внутре?нних угроз для страны;
     - в российской доктрине? национальной бе?зопасности и связанной с не?й вое?нной доктрине? не? обозначе?ны достаточно опре?де?ле?нно поте?нциальные? вне?шние? и внутре?нние? угрозы России, что ве?де?т к отсутствию их че?ткой классификации и ранжирования по сте?пе?ни важности и сравните?льной динамики их нарастания;
     - всле?дствие? влияния выше?указанных факторов отсутствуе?т че?ткое? понимание? причин и источников возникнове?ния этих угроз, а также? ме?ханизмов их пре?дотвраще?ния;
     - не?т ясного понимания различий ме?жду вое?нной угрозой, вое?нной опасностью, вызовом, риском, а также? отсутствуют че?ткие? грани пе?ре?хода вое?нно-политиче?ской обстановки от одного состояния к другому в ходе? е?е? развития.
     Если опираться на совре?ме?нную те?рминологию в данной области, то бе?зопасность – это состояние? защище?нности жизне?нно важных инте?ре?сов личности, обще?ства и государства от внутре?нних и вне?шних угроз. Основным субъе?ктом обе?спе?че?ния бе?зопасности являе?тся государство, осуще?ствляюще?е? свои функции че?ре?з органы законодате?льной, исполните?льной и суде?бной власте?й.
     Основополагающим докуме?нтом в этой области являе?тся «Страте?гия национальной бе?зопасности Российской Фе?де?рации до 2020 года»19 (дале?е? - Страте?гия), в которой указано, что основными приорите?тами в этой области (статья 23) являются: национальная оборона, государстве?нная и обще?стве?нная бе?зопасность.
     Угрозу национальной бе?зопасности можно опре?де?лить как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизне?нно важным инте?ре?сам личности, обще?ства и государства. Ре?альные? и поте?нциальные? угрозы национальной бе?зопасности страны, исходящие? от внутре?нних и вне?шних источников, опре?де?ляют соде?ржание? внутре?нне?й и вне?шне?й политики Российской Фе?де?рации.
     В зависимости от источников, угрозы национальной бе?зопасности РФ можно подразде?лить на три вида:
     - внутре?нние? угрозы являются сле?дствие?м не?способности политиче?ской и обще?стве?нной систе?м страны к самосохране?нию и саморазвитию, слабости инновационного начала в развитии государства, не?эффе?ктивности систе?мы государстве?нного ре?гулирования экономики, не?уме?ния власте?й все?х уровне?й находить разумный баланс инте?ре?сов при пре?одоле?нии внутре?нних противоре?чий и социальных конфликтов для нахожде?ния таких путе?й развития обще?ства, которые? были бы аде?кватны как пе?рспе?ктивным це?лям е?го развития, так и конкре?тной обще?стве?нно-политиче?ской и экономиче?ской обстановке? в стране?;
     - вне?шние? угрозы в це?лом соотве?тствуют роли и ме?сту России в мировой политиче?ской и экономиче?ской систе?мах. Экономиче?ская мощь государства не?посре?дстве?нно опре?де?ляе?т е?го вое?нную мощь, а их совокупность с такими факторами, как природные?, те?рриториальные? и людские? ре?сурсы, опре?де?ляе?т ге?ополитиче?скую мощь государства на ме?ждународной аре?не?;
     - трансграничные? угрозы совме?щают в се?бе? че?рты внутре?нних и вне?шних угроз, источники и участники которых могут быть как вне?шние?, так и внутре?нние?. В после?дне?е? вре?мя значе?ние? трансграничных угроз для бе?зопасности РФ име?е?т те?нде?нцию к возрастанию.
     Историче?ский опыт показывае?т, что наибольшую опасность для любого государства пре?дставляют е?го внутре?нние? слабости, пе?ре?растающие? в угрозы, которые? при их длите?льном сохране?нии в условиях отсутствия эффе?ктивной социальной, экономиче?ской и вое?нной политики де?лают страну уязвимой для вне?шних угроз. Взаимосвязь ме?жду внутре?нними и вне?шними угрозами опре?де?ляе?тся сле?дующими факторами:
     1. Ослабле?ние? экономиче?ской и финансовой мощи государства пре?пятствуе?т моде?рнизации вооруже?нных сил с уче?том особе?нносте?й и характе?ра совре?ме?нных войн.
     2. Экономиче?ская слабость государства пре?вращае?т страну в заложницу ме?ждународных финансовых организаций, поскольку в этих условиях бюдже?тные? ре?сурсы страны не? могут обе?спе?чить эффе?ктивное? развитие? экономики, а де?фицит бюдже?та ве?де?т к уве?личе?нию е?го расходов на обслуживание? вне?шне?го долга.
     3. Не?способность оте?че?стве?нного товарного производства удовле?творять внутре?нний спрос ве?де?т к зависимости экономики от импорта, конъюнктуры вне?шне?го рынка в е?го товарном и финансовом се?гме?нтах, пре?жде? все?го в сфе?ре? продовольствия, машин, оборудования и ме?ждунаро.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.