- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование системы налогового планирования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012169 |
Тема: | Совершенствование системы налогового планирования |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Кафедра мировой экономики и менеджмента ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК Заведующий кафедрой д-р экон. наук, проф. ___________ И.В. Шевченко (подпись) _________________2018 г. Руководитель магистерской программы проф. д-р экон. наук, доц. ___________ М.Е. Листопад (подпись) _________________2018 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ Работу выполнила _________________________________В.А. Мартышевская (подпись, дата) Факультет экономический Направление магистерской подготовки 38.04.01 Экономика Программа магистерской подготовки Экономическая безопасность и устойчивость Научный руководитель доц., канд. экон. наук, доц. _______________________________О.Н. Руденко (подпись, дата) Нормоконтролер доц., канд. экон. наук ___________________________________ Ю.С. Клещева (подпись, дата) Краснодар 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………………………………………........ 3 1 Теоретические аспекты налогового планирования на предприятиях малого бизнеса……….……..…………………………………….……………………………………………………… 6 1.1 Сущность и виды налогового планирования в малом бизнесе.…………… 6 1.2 Основные принципы и особенности организации налогового планирования в малом бизнесе.…………………………………...……………………… 16 1.3 Методы налоговой оптимизации на малых предприятиях оптовой торговли……..……………………………...…………………………………………………….…… 22 2 Оценка состояния налогового планирования на малых предприятиях оптовой торговли……….………………….................................................................................................. 34 2.1 Исследование современного состояния отрасли оптовой торговли в разрезе субъектов малого бизнеса…………………………………….……………… 34 2.2 Расчет налоговой нагрузки на малые предприятия оптовой торговли………………………...……………………….................................................................... 43 3 Пути совершенствования налогового планирования на малых предприятиях оптовой торговли………….………………….…………….…….……….…. 52 3.1 Повышение эффективности налогового планирования на предприятиях с упрощенной системой налогообложения…………………. 52 3.2 Повышение эффективности налогового планирования на предприятиях с общей системой налогообложения………...…………………. 59 Заключение…………………………………………………………………………………………………….......... 69 Список использованных источников…………....................................................................................... 72 2 ВВЕДЕНИЕ В современной российской экономике роль малых форм предпринима-тельской деятельности значительно повышается. Обусловлено это тем, что данные хозяйствующие субъекты обладают большей гибкостью и адаптивно-стью к постоянно меняющимся условиям рынка, что является весьма важным для поддержания баланса спроса и предложения в экономике. При этом существует немало факторов, ограничивающих и сдерживаю-щих развитие малого бизнеса. К ним прежде всего относятся высокий уровень конкуренции и риска и ограниченность располагаемых малыми предприятиями финансовых, кадровых, материальных и прочих ресурсов. В нашей стране по-ложение малых предприятий осложняется также высоким уровнем налоговой нагрузки и изменчивостью налогового законодательства. Опыт российских предприятий малого бизнеса показывает, что многие предприниматели стремятся снизить налоговую нагрузку на свой бизнес путем ухода в теневой сектор экономики. В особенности это касается малых предпри-ятий оптовой торговли, где руководителями зачастую являются люди, начав-шие свою деятельность в качестве коммерсантов еще в конце прошлого столе-тия и привыкшие работать в обход закона. Однако постоянное совершенствование механизмов и способов налогово-го контроля, а также реальные возможности снижения налоговой нагрузки, предоставленные государством в рамках действующего налогового законода-тельства, все больше доказывают неэффективность применения незаконных методов ведения хозяйственной деятельности. Кроме того, мировая практика показывает, что действия субъектов пред-принимательства, направленный на регулирование и оптимизацию налоговых потоков внутри предприятия, признаются законным способ ведения бизнеса и весьма эффективным инструментом совершенствования всей финансово-хозяйственной деятельности. Подобные действия налогоплательщиков, в первую очередь, направлены на увеличение финансовых результатов за счет 3 получения налоговой экономии, избежание налоговых ошибок при организации и оформлении конкретных сделок, обеспечение большей динамики роста вы-ручки по сравнению с динамикой роста налоговых расходов и прочее. В эконо-мической литературе подобная деятельность субъектов предпринимательства называется налоговым планированием. В настоящее время для обеспечения устойчивого функционирования предприятий малого бизнеса, среди которых каждое четвертое на российском рынке работает в сфере оптовой торговли, возникает объективная необходи- мость внедрения и совершенствования системы налогового планирования. Цель исследования – разработать практические рекомендации по повы- шению эффективности налогового планирования на малых предприятиях опто-вой торговли. Для достижения поставленной цели были сформированы следующие за- дачи: – раскрыть содержание налогового планирования, определить основные принципы и особенности его организации на малых предприятиях; – изучить основные методы налоговой оптимизации, актуальные для ма- лых предприятий оптовой торговли; – оценить состояние налогового планирования как на отраслевом уровне, так и на уровне конкретных хозяйствующих субъектов; – на основании результатов критической оценки эффективности суще- ствующих способов и методов налогового планирования разработать практиче-ские рекомендации по повышению результативности их применения на малых предприятиях оптовой торговли. Объектом исследования являются финансово-хозяйственная деятельность малых предприятий оптовой торговли в целом и процесс исчисления, уплаты и оптимизации налоговых платежей, в частности. Предметом исследования являются организационно-экономические от-ношения, возникающие при применении методического инструментария нало- 4 гового планирования и анализа в практической деятельности предприятий ма-лого бизнеса в сфере оптовой торговли. В первой главе дано определение понятия «налоговое планирование в ма-лом бизнесе», раскрыты принципы и особенности налогового планирования на малых предприятиях и описаны применяемые методы налоговой оптимизации. Во второй главе проводится непосредственный анализ состояния отрасли оптовой торговли в России в разрезе субъектов малого бизнеса и налоговой нагрузки на предприятия данной сферы. В третьей главе обоснованы пути совершенствования налогового плани-рования на малых предприятиях оптовой торговли, применяющих как упро-щенную, так и общую системы налогообложения. Исследование проводилось на основе диалектического метода познания, позволяющего изучить экономические явления, реализовать сочетания ком-плексного, системного и ситуационного подходов к изучаемой проблеме. В хо-де исследования применялись методы системного анализа (дедукция и индук-ция, анализ и синтез, абстрагирование и другие), статистические и математиче-ские методы, сравнительно–исторический метод. Степень разработанности проблемы. Заинтересованность проблемой налогового планирования на российских предприятий нашла отражение в тру-дах отечественных ученных С.Е. Малакеевой, Н.А, Платонова, С.Н. Сайфеевой. Из современных теоретиков и практиков в области налогового менеджмента использованы труды Е.С. Вылковой, Л.Е. Голищева, А.В. Брызгалина, Е.Н. Ев-стегнеева, Ю.Б. Майбурова. и целого ряда других. Основной гипотезой исследования является предположение о том, что налоговое планирование играет важную роль в обеспечении устойчивого функ-ционирования малых предприятий, являясь неотъемлемой частью процесса управления бизнесом. Основываясь на результатах анализа современных спо-собов и методом налогового планирования посредством корректировки исполь- 5 зуемого инструментария, предполагается повысить эффективность функциони-рования субъектов малого бизнеса в сфере оптовой торговли. Материалы научного исследования могут быть применимы при реализа-ции функций налогового менеджмента. Отдельные положения диссертационно-го исследования имеют особую значимость для правоприменительной и нормо-творческой деятельности в сфере налогообложения малых предприятий. Мате-риалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при препода-вании дисциплин «Налоги и налогообложение», «Налоговое планирование и прогнозирование», «Управление финансами на предприятии». 6 1 Теоретические аспекты налогового планирования на предприятиях малого бизнеса 1.1 Сущность и виды налогового планирования в малом бизнесе Устойчивое функционирование и развитие предприятия зависит от выбо-ра им сценария своих взаимоотношений с государством в сфере налогообложе-ния, ввиду того что налоги составляют значительную часть затрат. Взвешенный и рациональный подход к исчислению налогов позволяет оптимизировать нало-говые расходы и тем самым способствует улучшению финансовое положение предприятия. Налоговое планирование является сравнительно новым явлением для рос-сийской экономики, и в настоящее время оно проходит этап эмпирического освоения накопленных фактических данных в данной области. Следуя логике научного подхода к изучению экономических категорий, необходимо кратко и исчерпывающе определить сущностные характеристики понятия налогового планирования. В научной литературе представлены разносторонние подходы к опреде-лению данной экономической категории. Ряд авторов основываются на подходе к определению налогового планирования c точки зрения минимизации налого-вых обязательств налогоплательщика. Другие же утверждают, что в основе налогового планирования лежит налоговая оптимизация [28]. Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация налогооб-ложения – это не одно и то же. По своей сути налоговая минимизация и опти-мизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогопла-тельщика, однако если минимизация применяется в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно связанный с расходной полити-кой предприятия и критериальной оценкой вариантов. Иными словами, понятие «налоговая оптимизация» шире понятия «налоговая минимизация». 7 Согласно Проставлению КС РФ от 27 мая 2003 г. №9-П оптимизация налоговых платежей – это такие действия налогоплательщика, которые хотя и имеют своей целью неуплату налога либо сокращение его суммы, но заключа-ются в применении предоставленных законом прав, связанных с освобождени-ем от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринима-тельской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа [14]. Налоговая оптимизация, можно сказать, основной элемент налогового планирования, связанный непосредственно с поиском способов снижения сово-купности налоговых платежей путем выбора между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов. Соответственно, налоговое планирование – это вовсе не обязательно налоговая оптимизация. Налоговая оптимизация (минимизация) может осуществляться как ле-гальными, соответствующими нормам действующего законодательства, так и нелегальными методами. Как совершенно точно подметил С.Н. Паркинсон, «от налогов невозможно увильнуть. От них можно лишь уклониться законным или незаконным способом. Оба способа также стары, как и сама налоговая система. И налоговые консультанты заняты своей сложной и трудоемкой работой…» [23]. Причем в определенных ситуациях использование незаконных методов становится более экономически оправданным, и последствия при обнаружении их использования менее обременительны, чем исполнение обязательств по уплате налогов в соответствии с нормами налогового законодательства. Нало-говая оптимизация (минимизация), осуществляемая методами, противоречащи-ми законодательству, называется уклонением от уплаты налогов. Такое деяние наказывается в предусмотренном законом порядке. В данной работе мы будем рассматривает именно законодательно предусмотренные возможности сниже-ния размера налоговых платежей, осуществляемых в рамках налогового плани-рования. В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщики наделяются правом использования различных налоговых льгот и специальных 8 налоговых режимов, выбора наиболее оптимального для них варианта ведения налогового учета, возможности получения отсрочки, рассрочки и инвестицион-ного налогового кредита с целью изменения сроков уплаты налогов. Для достижения основной цели деятельности любой коммерческой орга-низации, а именно для максимизации прибыли, компания может выбирать раз-личные варианты ведения своей финансово-хозяйственной деятельности. При это размеры и виды соответствующих выбранному варианту совокупных нало-говых платежей будут различаться. Налоговая оптимизация нацелена на выбор такого варианта, при котором сумма исчисленных налогов будет минимальна. Для налоговой оптимизации характерна особая методика. Суть данной методики состоит в расчете по альтернативным вариантам налогообложения налоговой нагрузки предприятия, оценке эффективности каждого варианта и определении оптимального из них. Под альтернативными вариантами налогообложения подразумеваются альтернативные способы с соответствующим им уровням налогообложения: – оформления и проведения отельных хозяйственных операций; – оформление и ведение целостных хозяйственных процессов (финанси- рование, сбыт, снабжение); – организация и структурирование бизнеса в целом. Проводить анализ таких альтернатив необходимо еще перед началом функционирования предприятия, то есть на этапе создания. Иными словами, в процессе создания хозяйствующего субъекта необходимо заложить определен-ную модель налоговой оптимизации путем выбора организационно-правовой формы предприятия, вида деятельности организации, ее местонахождения [50]. Помимо грамотной оптимизации налогов, налоговое планирование также включает анализ налоговых рисков. Под налоговым риском понимают возмож-ность наступления неблагоприятного события, в результате которого юридиче-ское или физическое лицо, принявшее то или иное решение в области налого-обложения, может утратить или недополучить ресурсы, лишиться предполага- 9 емой выгоды или понести дополнительные финансовые убытки либо потерять репутацию на рынке. Кроме анализа налоговых рисков при планировании конкретных сделок, предприятию необходимо систематически проводить проверку всего бизнеса с целью выявления налоговых рисков. Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Наиболее распространенным среди налоговых рисков является риск доначисления налогов и применения налоговых санкций по результатам проведения камеральных и выездных нало-говых проверок. Но кроме него также существуют риски усиления налогового бремени, риски неэффективного налогообложения, риски наступления уголов-ной ответственности. Для того чтобы обеспечить налогоплательщикам возможность самостоя-тельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разрабо-тала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Данная Концепция утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года № MM-3-06/333@ [44]. Согласно Концепции, общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, применяемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться: 1. Уровень налоговой нагрузки на предприятие ниже среднеотраслевых показателей. 2. Отражение в течении нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия убытков. 3. Отражение в декларации по налогу на добавленную стоимость значи-тельных сумм налоговых вычетов. 4. Более стремительный рост расходов по сравнению с ростом доходов от основных видов деятельности предприятия. 5. Низкий уровень заработных плат на предприятии по сравнению со 10 среднеотраслевыми показателями. 6. Неоднократное приближение к предельному значению, установлен- ных Налоговым кодексом РФ величин показателей, дающих право на примене-ние специальных налоговых режимов. 7. Отражение в декларации по налогу на прибыль за один налоговый пе- риод уровня расходов, максимально приближенного к уровню доходов пред-приятия. 8. Организация финансово-хозяйственной деятельности предприятия че- рез цепочку посредником без наличия экономически обоснованных на то при-чин. 9. Непредоставление по требованию налогового органа пояснений или запрашиваемых документов для проведения налоговых проверок, а также нали- чие информации об их утере или порче. 10. Неоднократная «миграция» предприятия из одного территориального налогового органа в другой. 11. Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов предприятия по сравнению со среднеотраслевыми показателями. 12. Ведение предприятием высокорискового вида деятельности. Используя данный перечень, налогоплательщик может своевременно оце-нивать налоговые риски и корректировать свои налоговые обязательства. Если риски достаточно высоки, то налоговые органы рекомендуют предприятию из-бавиться от сомнительных операций при расчете налоговых обязательств за со-ответствующий период, представить уточненные налоговые декларации и рас-четы и в пояснительной записке к уточненным декларациям сообщить о приня-тых мерах для снижения рисков. В том случае, если предприятие ведет свою деятельность в высокориско-вой области и не принимает никаких мер по снижению рисков, то существует высокая вероятность того, что ее включат в план выездных налоговых прове-рок. Результатом такой проверки будет практически неизбежное начисление 11 штрафов, пеней или назначение иного наказания, вплоть до уголовной ответ-ственности. Налоговое бюджетирование является еще одной важной составляющей налогового планирования предприятия. Налоговый бюджет включает в себя информацию о совокупности всех уплачиваемых организацией налогах и сбо-рах, об их плановых размерах и сроках уплаты. В ходе разработки налогового бюджета определяется совокупный результат управления налоговыми потока-ми, и принимаются решения о формировании источников уплаты налоговых платежей организации. Это обеспечивает возможность нивелировать возмож-ные негативные последствия развития событий и снизить опасность принятия ошибочного решения, то есть у предприятия в ходе налогового планирования появляется возможность управлять налоговыми рисками. Налоговый бюджет также позволяет разработать платежный налоговый календарь, используя который можно управлять налоговыми потоками пред-приятия, заранее определяя необходимые денежные средства на погашение за-долженности перед бюджетом и заблаговременно изыскивать их. Таким образом, путем разработки налогового бюджета предприятия реа-лизуется такой распространенный метод управления рисками, как резервирова-ние, которое позволяет снизить вероятность доначислений налогов, взимания штрафов и пеней за несвоевременную уплату [29]. Рассмотрев отдельные составляющие налогового планирования, можно сделать выводы о сущности данной экономической категории. В наиболее об-щем виде сущность налогового планирования заключается в определения наиболее эффективных направлений движения и объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков, оптимизации сумм налогов на предстоящий год и (или) перспективу, анализе и оценке налоговых рисков. В более узком смысле налоговое планирование трактуется как предвари-тельный расчет налогового поля предприятия по результатам деятельности на определенный период времени или по отношению к определенной сделке, в за- 12 висимости от различных форм ее реализации, с целью достижения определен-ных пропорций всех финансовых аспектов сделки. Налоговое поле предприятия представляет собой перечень всех необходимых к уплате за определенный пе-риод налогов, сборов и пошлин с учетом ставок или льгот [30]. Формализованное описание налогового планирование представляется нам достаточно сложным, поскольку налоговые аспекты работы каждого предприя-тия и финансовая схема каждой отдельно взятой сделки во многом уникальны, и практические рекомендации даются лишь после предварительной экспертизы конкретной ситуации. Тем не менее, при правильной организации налогового планирования, организация получает практическую возможность: – максимально увеличить прибыль; – оптимизировать налоговую нагрузку в рамках действующего налогово- го законодательства; – избежать и предотвратить существенные финансовые потери организа- ции в результате совершения налоговых правонарушений; – обеспечить прозрачности финансового состояния предприятия для соб- ственников, инвесторов, кредиторов; – эффективно руководить денежными патоками; – обеспечить лидерство в ценовой конкуренции. Налоговое планирование уместно на предприятий и когда оно находится на пике свое развития, и когда испытывает на себе влияние кризисных явлений экономики. При грамотном и всестороннем подходе улучшение финансового положения предприятия не будет связано с налоговыми правонарушениями. Нестабильность ситуации в российской экономики и довольно частые из-менения в законодательстве о налогах позволяют оставаться конкурентоспо-собными только тем организациям, которые способны быстро реагировать на подобные изменения, как правило, осуществить это могут только субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются многовариантными оптимизационными налоговыми расчетами. К таким субъектам относятся 13 прежде всего крупные компании и холдинговые структуры, которые осуществ-ляют налоговое планирование традиционно и обладают передовыми разработ-ками в области налогового планирования и где появляется круг факультатив-ных задач, непосредственно связанных с налоговой оптимизацией. Здесь нало-говое планирование становится неотъемлемым элементом всей системы финан-сового планирования деятельности компании. Оно включает целый спектр ин-струментов налогового планирования и оптимизационных схем. В структуре компании создаются специальные финансовые службы, на которые возлагают-ся функции по разработке и внедрению мероприятий налогового планирования. При этом на реализацию данных функций выделяется не мало средств из бюд-жета организации [58]. Иная ситуация имеет место на предприятиях малого бизнеса. Здесь нало-говое планирование либо вовсе отсутствует, либо эпизодически применяются отдельные его инструменты. Практически отсутствует и научные разработки на тему налогового планирования в данной сфере бизнеса. При этом необходимость использования инструментов налогового плани-рования на малых предприятий даже больше, чем на крупных предприятиях. Объяснится подобная ситуация тем, быстрое развитие малых форм хозяйствен-нее требует более эффективных способов ведения бизнеса и обеспечения кон-курентоспособности таких предприятий. Кроме того, положение осложняется высокий уровнем неопределенности и риска на рынке малых предприятий, вви-ду того что допущенные управленческие ошибки, касающиеся также налогово-го планирования, могут иметь весьма серьезные последствия для предприятий такого формата. Из этого следует вывод, что на малых предприятиях имеет место ряд предпосылок к организации налогового планирования: – при отсутствии системы налогового планирования на предприятии воз- никает опасность принятия неверных решений со стороны руководства фирмы, последствия которых могут существенно повлиять на положения малого пред- 14 прития; – очевидная нехватка финансовых, материальных и прочих ресурсов для развития малого бизнеса может быть в некоторой степени преодолена благода- ря внедрению системы эффективного налогового планирования; – в условиях неопределенности возникает необходимость быстрого реа- гирования на изменения внешней среды. В виду особых условий функционирования предприятий малого бизнеса, можно сформулировать следующее определение налогового планирования для данной категории хозяйствующих субъектов. Налоговое планирование на предприятиях малого бизнеса представляет собой совокупность действий нало-гоплательщика, направленных на создание резервов для уплаты налогов, сни-жение налогового бремени, выявление и анализ налоговых рисков, правильное исчисление и своевременную уплату налоговых платежей, организуемые в условиях ограниченности ресурсов и высокой степени риска [17]. Необходимо также отметить, что планирование на предприятиях малого бизнеса условно можно разделить на оперативное, краткосрочное, среднесроч-ное и стратегическое (таблица 1). Текущее налоговое планирование, в первую очередь, нацелено на опреде-ление оптимального для предприятия налогового поля. Это происходит на эта-пе предварительного налогового планирования, как при создании компании, так и при выборе новых видов деятельности предприятии. Такой вид налогового планирования нацелен на краткосрочную перспективу, а стратегическое нало- говое планирование нацелено, соответственно, на долгосрочную перспективу. Ввиду сложности прогнозирования изменений в налоговом законодатель- стве стратегическое планирование обычно существует только в теории. По этой причине наиболее среднесрочное налоговое планирование является наиболее распространенным на предприятиях малого бизнеса Важно отметить, что стратегическое планирование, как правило, суще-ствует лишь в теории, так как весьма трудно спрогнозировать изменения в об- 15 ласти действующего законодательства на длительный срок. В этой связи наиболее рациональным и распространенным на предприятиях малого бизнеса представляется среднесрочное налоговое планирование. Таблица 1 – Виды налогового планирования на малых предприятиях [49] Вид планирования Условия применения Временной горизонт Оперативное Текущие налоговые платежи, От 1 месяца до 3 месяцев учреждение компании, выбор но- вых видов деятельности Краткосрочное Текущее изменение налогового От 3 месяцев до 6 месяцев законодательства (к примеру, предполагаемое повышение или понижение налоговых ставок) Среднесрочное Прогнозируемые изменения нало- От 6 месяцев до 12 месяцев гового законодательства Долгосрочное (страте- Стабильное состояние налогового Свыше 12 месяцев гическое) законодательства В зависимости от степени налоговой нагрузки можно выделить классиче-ское и оптимизационное налоговое планирование. Каждому из этих видов налогового планирования соответствует определенная схема организации дан-ного процесса на малых предприятиях. Классическое налоговое планирование заключается в грамотном форми-ровании финансовых источников для оплаты налогов, сборов и взносов в соот-ветствии с привязкой конкретных налоговых платежей к налоговому календа-рю, составленному в рамках налогового законодательства. При оптимизацион-ном налоговом планировании предприятие путем грамотного использования льгот и пробелов действующего налогового законодательства организует и планирует свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы уплачивать в бюджет как можно меньше налогов. Для этого он внедряет налоговые схемы, 16 позволяющие применять формы хозяйственных операций, налогообложение которых минимально[41]. 1.2 Основные принципы и особенности организации налогового планирования в малом бизнесе Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять ком-плекс специальных мер по маневрированию в «налоговых воротах» и адапта-ции к изменчивому законодательства в области налогообложения. Активная де-ятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров. Принципы налогового планирования являются базовыми положениями, определяющими сущность и основу налогового планирования. На них строит-ся система применяемых методов и приемов налогового планирования органи-зации. При определении принципов следует учитывать, что налоговое планиро-вание является составной частью внутрифирменного планирования, в связи с чем на него распространяются общие принципы внутрифирменного планирова-ния, систематизация которых неоднократно производилась в трудах ученых. Целесообразно выделить в системе принципов налогового планирования общие и специальные. К общим относятся принципы, характерные для любого вида системы внутрифирменного планирования. К специальным относятся принципы, определяющие специфику процесса налогового планирования как подсистемы внутрифирменного планирования [46]. Сформулированные нами ниже принципы налогового планирования представлены на рисунке 1. Важно понимать, что принципы налогового плани-рования будут общими для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от размера бизнеса и характера осуществляемой деятельности. 17 К общим принципам налогового планирования можно отнести следую-щие два принципа. 1. Принцип системности. Этот принцип предполагает, что налоговое пла- нирование должно иметь системный характер. Налоговое планирование в каче-стве составной части входит в систему внутрифирменного планирования и вза-имосвязано с различными сферами финансово-хозяйственной деятельности компании – бюджетированием и организацией финансирования, снабжением, сбытом и пр. Для получения наибольшего эффекта к процессу налогового пла-нирования следует подходить системно, учитывая различные аспекты видения бизнеса компанией. Рисунок 1 – Общие и специальные принципы налогового планирования [13] 2. Принцип непрерывности. Этот принцип означает, что процесс налого- вого планирования должен осуществляться непрерывно. В процессе налогового планирования должны включаться все изменения и нововведения, которые 18 происходят в бизнесе компании. Ранее разработанные мероприятия, схемы оп-тимизации следует постоянно анализировать и корректировать в связи с изме-нениями в законодательстве, появлением новой арбитражной практики и разъ-яснений Минфина. Наиболее важен данные принцип непрерывности при осу-ществлении налогового планирования в условиях динамичного, нестабильного законодательств. К специальным принципам налогового планирования, по нашему мне-нию, относятся следующие. 3. Принцип законности. Этот принцип является основополагающим в нало- говом планировании, так как его соблюдение отделяет мероприятия налогового планирования от уклонения от уплаты налогов. Принцип законности предпола-гает, что налоговое планирование следует осуществлять в строгом соответствии с действующим законодательством. 4. Принцип альтернативности. Данный принцип предполагает разработку и анализ нескольких альтернативных вариантов – комплексов мероприятий, схем оптимизации – с определением наиболее оптимального из них применительно к конкретной компании. 5. Принцип точности. Он означает, что мероприятия, схемы в налоговом планировании должны быть точны, конкретизированы и детализированы в той степени, в которой их внедрение позволит получить наибольший эффект, то есть не должно быть никаких неясностей и условностей. Содержание этого принципа схоже с содержанием принципа разумности, выделенного С. Барульным: «Принцип разумности означает, что все хорошо, что в меру. Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие: государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали» [33]. Правда, на наш взгляд, суть самого термина «планирование» не включает возможности применения «грубых и необдуман-ных приемов». 19 6. Принцип коллегиальности (взаимодействия). Принцип коллегиальности в разработке мероприятий, схем налогового планирования является логическим дополнением принципа точности. Мероприятия, схемы налогового планирова- ния будут наиболее конкретизированы и детализированы при всесторонней проработке, включая проработку прежде всего с бухгалтерской, юридической и финансовой сторон. 7. Принцип комплексности. Этот принцип проявляется в двух аспектах. Во- первых, планирование всех налоговых платежей необходимо осуществлять с учетом их взаимного влияния. Так, например, многие налоги включаются в со-став расходов при исчислении налога на прибыль, и их снижение влечет за со-бой увеличение налога на прибыль. Во-вторых, в налоговом планировании должны комплексно учитываться все отрасли права, имеющие непосредствен-ное отношение к схемам оптимизации. В этом отношении принцип комплекс-ности дополняет принципы коллегиальности (взаимодействия) и точности. 8. Принцип соотношения экономической эффективности и налогово- правовых рисков. Экономические выгоды налогового планирования должны превышать затраты на его организацию и убытки в виде штрафов, пеней в слу-чае определения налоговыми органами, судами налоговых правонарушений. Но при выборе из возможных альтернатив в мероприятиях и схемах оптимизации следует руководствоваться не только экономическим эффектом, но и потенци-альными налогово-правовыми рисками. При равном экономическом эффекте выбирается схема с меньшим риском, при равных рисках – с большим эффек-том. Риски здесь следует понимать как вероятность квалификации действий налогоплательщика в качестве налоговых правонарушений, за что предусмот-рена соответствующая налоговая ответственность [39]. 9. Принцип индивидуальности. Этот принцип заключается в том, использо- вать те или иные мероприятия для снижения налогов можно, только изучив все особенности деятельности предприятия, то есть нельзя механически переносить какую-либо оптимизационную схему с одного предприятия на другое. 20 Для получения максимальной отдачи от налогового планирования, поми-мо соблюдения всех вышеперечисленных принципов, необходимо правильно организовать данный процесс на предприятии. Для малых предприятий процесс налогового планирования будет построен несколько иначе, чем на ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Организация эффективной системы налогового планирования
- Исследование методов финансового планирования и разработка рекомендаций по совершенствование системы финансового планирования на примере организации
- Совершенствование системы государственного стратегического планирования развития физической культуры и спорта