VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование системы налогового планирования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012169
Тема: Совершенствование системы налогового планирования
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)

Кафедра мировой экономики и менеджмента


ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК

Заведующий кафедрой

д-р экон. наук, проф.
___________ И.В. Шевченко
(подпись)

_________________2018 г.

Руководитель магистерской
программы проф.
д-р экон. наук, доц.

___________ М.Е. Листопад
(подпись)

_________________2018 г.


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Работу выполнила _________________________________В.А. Мартышевская
(подпись, дата)

Факультет	экономический


Направление магистерской подготовки 38.04.01 Экономика


Программа магистерской подготовки  Экономическая безопасность


и устойчивость


Научный руководитель
доц., канд. экон. наук, доц. _______________________________О.Н. Руденко
(подпись, дата)

Нормоконтролер

доц., канд. экон. наук ___________________________________ Ю.С. Клещева
(подпись, дата)


Краснодар 2018

СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………………………………………………........	3

1 Теоретические аспекты налогового планирования на предприятиях малого

бизнеса……….……..…………………………………….………………………………………………………    6

1.1
Сущность и виды налогового планирования в малом бизнесе.……………
6
1.2
Основные принципы и особенности организации налогового


планирования в малом бизнесе.…………………………………...………………………
16
1.3
Методы налоговой оптимизации на малых предприятиях оптовой


торговли……..……………………………...…………………………………………………….……   22

2 Оценка состояния налогового планирования на малых предприятиях

оптовой торговли……….…………………..................................................................................................   34

2.1   Исследование современного состояния отрасли оптовой торговли в

разрезе субъектов малого бизнеса…………………………………….………………
34
2.2   Расчет налоговой нагрузки на малые предприятия оптовой

торговли………………………...………………………....................................................................
43

3 Пути совершенствования налогового планирования на малых

предприятиях оптовой торговли………….………………….…………….…….……….…. 52 3.1 Повышение эффективности налогового планирования на

      предприятиях с упрощенной системой налогообложения…………………. 52 3.2 Повышение эффективности налогового планирования на

предприятиях с общей системой налогообложения………...………………….   59

Заключение……………………………………………………………………………………………………..........  69

Список использованных источников………….......................................................................................  72














2

ВВЕДЕНИЕ


     В современной российской экономике роль малых форм предпринима-тельской деятельности значительно повышается. Обусловлено это тем, что данные хозяйствующие субъекты обладают большей гибкостью и адаптивно-стью к постоянно меняющимся условиям рынка, что является весьма важным для поддержания баланса спроса и предложения в экономике.

     При этом существует немало факторов, ограничивающих и сдерживаю-щих развитие малого бизнеса. К ним прежде всего относятся высокий уровень конкуренции и риска и ограниченность располагаемых малыми предприятиями финансовых, кадровых, материальных и прочих ресурсов. В нашей стране по-ложение малых предприятий осложняется также высоким уровнем налоговой нагрузки и изменчивостью налогового законодательства.

     Опыт российских предприятий малого бизнеса показывает, что многие предприниматели стремятся снизить налоговую нагрузку на свой бизнес путем ухода в теневой сектор экономики. В особенности это касается малых предпри-ятий оптовой торговли, где руководителями зачастую являются люди, начав-шие свою деятельность в качестве коммерсантов еще в конце прошлого столе-тия и привыкшие работать в обход закона.

     Однако постоянное совершенствование механизмов и способов налогово-го контроля, а также реальные возможности снижения налоговой нагрузки, предоставленные государством в рамках действующего налогового законода-тельства, все больше доказывают неэффективность применения незаконных методов ведения хозяйственной деятельности.

     Кроме того, мировая практика показывает, что действия субъектов пред-принимательства, направленный на регулирование и оптимизацию налоговых потоков внутри предприятия, признаются законным способ ведения бизнеса и весьма эффективным инструментом совершенствования всей финансово-хозяйственной деятельности. Подобные действия налогоплательщиков, в первую очередь, направлены на увеличение финансовых результатов за счет

3

получения налоговой экономии, избежание налоговых ошибок при организации и оформлении конкретных сделок, обеспечение большей динамики роста вы-ручки по сравнению с динамикой роста налоговых расходов и прочее. В эконо-мической литературе подобная деятельность субъектов предпринимательства называется налоговым планированием.

     В настоящее время для обеспечения устойчивого функционирования предприятий малого бизнеса, среди которых каждое четвертое на российском рынке работает в сфере оптовой торговли, возникает объективная необходи-

мость внедрения и совершенствования системы налогового планирования. Цель исследования – разработать практические рекомендации по повы-

шению эффективности налогового планирования на малых предприятиях опто-вой торговли.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие за-

дачи:

     – раскрыть содержание налогового планирования, определить основные принципы и особенности его организации на малых предприятиях;

– изучить основные методы налоговой оптимизации, актуальные для ма-

лых предприятий оптовой торговли;

– оценить состояние налогового планирования как на отраслевом уровне,

так и на уровне конкретных хозяйствующих субъектов;

– на основании результатов критической оценки эффективности суще-

ствующих способов и методов налогового планирования разработать практиче-ские рекомендации по повышению результативности их применения на малых предприятиях оптовой торговли.

     Объектом исследования являются финансово-хозяйственная деятельность малых предприятий оптовой торговли в целом и процесс исчисления, уплаты и оптимизации налоговых платежей, в частности.

     Предметом исследования являются организационно-экономические от-ношения, возникающие при применении методического инструментария нало-


4

гового планирования и анализа в практической деятельности предприятий ма-лого бизнеса в сфере оптовой торговли.

     В первой главе дано определение понятия «налоговое планирование в ма-лом бизнесе», раскрыты принципы и особенности налогового планирования на малых предприятиях и описаны применяемые методы налоговой оптимизации.

     Во второй главе проводится непосредственный анализ состояния отрасли оптовой торговли в России в разрезе субъектов малого бизнеса и налоговой нагрузки на предприятия данной сферы.

     В третьей главе обоснованы пути совершенствования налогового плани-рования на малых предприятиях оптовой торговли, применяющих как упро-щенную, так и общую системы налогообложения.

     Исследование проводилось на основе диалектического метода познания, позволяющего изучить экономические явления, реализовать сочетания ком-плексного, системного и ситуационного подходов к изучаемой проблеме. В хо-де исследования применялись методы системного анализа (дедукция и индук-ция, анализ и синтез, абстрагирование и другие), статистические и математиче-ские методы, сравнительно–исторический метод.

     Степень разработанности проблемы. Заинтересованность проблемой налогового планирования на российских предприятий нашла отражение в тру-дах отечественных ученных С.Е. Малакеевой, Н.А, Платонова, С.Н. Сайфеевой. Из современных теоретиков и практиков в области налогового менеджмента использованы труды Е.С. Вылковой, Л.Е. Голищева, А.В. Брызгалина, Е.Н. Ев-стегнеева, Ю.Б. Майбурова. и целого ряда других.

     Основной гипотезой исследования является предположение о том, что налоговое планирование играет важную роль в обеспечении устойчивого функ-ционирования малых предприятий, являясь неотъемлемой частью процесса управления бизнесом. Основываясь на результатах анализа современных спо-собов и методом налогового планирования посредством корректировки исполь-





5

зуемого инструментария, предполагается повысить эффективность функциони-рования субъектов малого бизнеса в сфере оптовой торговли.

     Материалы научного исследования могут быть применимы при реализа-ции функций налогового менеджмента. Отдельные положения диссертационно-го исследования имеют особую значимость для правоприменительной и нормо-творческой деятельности в сфере налогообложения малых предприятий. Мате-риалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при препода-вании дисциплин «Налоги и налогообложение», «Налоговое планирование и прогнозирование», «Управление финансами на предприятии».


















































6

     1 Теоретические аспекты налогового планирования на предприятиях малого бизнеса


1.1 Сущность и виды налогового планирования в малом бизнесе



     Устойчивое функционирование и развитие предприятия зависит от выбо-ра им сценария своих взаимоотношений с государством в сфере налогообложе-ния, ввиду того что налоги составляют значительную часть затрат. Взвешенный и рациональный подход к исчислению налогов позволяет оптимизировать нало-говые расходы и тем самым способствует улучшению финансовое положение предприятия.

     Налоговое планирование является сравнительно новым явлением для рос-сийской экономики, и в настоящее время оно проходит этап эмпирического освоения накопленных фактических данных в данной области. Следуя логике научного подхода к изучению экономических категорий, необходимо кратко и исчерпывающе определить сущностные характеристики понятия налогового планирования.

     В научной литературе представлены разносторонние подходы к опреде-лению данной экономической категории. Ряд авторов основываются на подходе к определению налогового планирования c точки зрения минимизации налого-вых обязательств налогоплательщика. Другие же утверждают, что в основе налогового планирования лежит налоговая оптимизация [28].

     Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация налогооб-ложения – это не одно и то же. По своей сути налоговая минимизация и опти-мизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогопла-тельщика, однако если минимизация применяется в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно связанный с расходной полити-кой предприятия и критериальной оценкой вариантов. Иными словами, понятие «налоговая оптимизация» шире понятия «налоговая минимизация».


7

     Согласно Проставлению КС РФ от 27 мая 2003 г. №9-П оптимизация налоговых платежей – это такие действия налогоплательщика, которые хотя и имеют своей целью неуплату налога либо сокращение его суммы, но заключа-ются в применении предоставленных законом прав, связанных с освобождени-ем от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринима-тельской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа [14].

     Налоговая оптимизация, можно сказать, основной элемент налогового планирования, связанный непосредственно с поиском способов снижения сово-купности налоговых платежей путем выбора между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов. Соответственно, налоговое планирование – это вовсе не обязательно налоговая оптимизация.

     Налоговая оптимизация (минимизация) может осуществляться как ле-гальными, соответствующими нормам действующего законодательства, так и нелегальными методами. Как совершенно точно подметил С.Н. Паркинсон, «от налогов невозможно увильнуть. От них можно лишь уклониться законным или незаконным способом. Оба способа также стары, как и сама налоговая система. И налоговые консультанты заняты своей сложной и трудоемкой работой…» [23]. Причем в определенных ситуациях использование незаконных методов становится более экономически оправданным, и последствия при обнаружении их использования менее обременительны, чем исполнение обязательств по уплате налогов в соответствии с нормами налогового законодательства. Нало-говая оптимизация (минимизация), осуществляемая методами, противоречащи-ми законодательству, называется уклонением от уплаты налогов. Такое деяние наказывается в предусмотренном законом порядке. В данной работе мы будем рассматривает именно законодательно предусмотренные возможности сниже-ния размера налоговых платежей, осуществляемых в рамках налогового плани-рования.

     В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщики наделяются правом использования различных налоговых льгот и специальных


8

налоговых режимов, выбора наиболее оптимального для них варианта ведения налогового учета, возможности получения отсрочки, рассрочки и инвестицион-ного налогового кредита с целью изменения сроков уплаты налогов.

     Для достижения основной цели деятельности любой коммерческой орга-низации, а именно для максимизации прибыли, компания может выбирать раз-личные варианты ведения своей финансово-хозяйственной деятельности. При это размеры и виды соответствующих выбранному варианту совокупных нало-говых платежей будут различаться. Налоговая оптимизация нацелена на выбор такого варианта, при котором сумма исчисленных налогов будет минимальна.

     Для налоговой оптимизации характерна особая методика. Суть данной методики состоит в расчете по альтернативным вариантам налогообложения налоговой нагрузки предприятия, оценке эффективности каждого варианта и определении оптимального из них.

     Под альтернативными вариантами налогообложения подразумеваются альтернативные способы с соответствующим им уровням налогообложения:

– оформления и проведения отельных хозяйственных операций;

– оформление и ведение целостных хозяйственных процессов (финанси-

рование, сбыт, снабжение);

– организация и структурирование бизнеса в целом.

     Проводить анализ таких альтернатив необходимо еще перед началом функционирования предприятия, то есть на этапе создания. Иными словами, в процессе создания хозяйствующего субъекта необходимо заложить определен-ную модель налоговой оптимизации путем выбора организационно-правовой формы предприятия, вида деятельности организации, ее местонахождения [50].

     Помимо грамотной оптимизации налогов, налоговое планирование также включает анализ налоговых рисков. Под налоговым риском понимают возмож-ность наступления неблагоприятного события, в результате которого юридиче-ское или физическое лицо, принявшее то или иное решение в области налого-обложения, может утратить или недополучить ресурсы, лишиться предполага-


9

емой выгоды или понести дополнительные финансовые убытки либо потерять репутацию на рынке.

     Кроме анализа налоговых рисков при планировании конкретных сделок, предприятию необходимо систематически проводить проверку всего бизнеса с целью выявления налоговых рисков. Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Наиболее распространенным среди налоговых рисков является риск доначисления налогов и применения налоговых санкций по результатам проведения камеральных и выездных нало-говых проверок. Но кроме него также существуют риски усиления налогового бремени, риски неэффективного налогообложения, риски наступления уголов-ной ответственности.

     Для того чтобы обеспечить налогоплательщикам возможность самостоя-тельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разрабо-тала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Данная Концепция утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года № MM-3-06/333@ [44].

     Согласно Концепции, общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, применяемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

     1. Уровень налоговой нагрузки на предприятие ниже среднеотраслевых показателей.

     2. Отражение в течении нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия убытков.

     3. Отражение в декларации по налогу на добавленную стоимость значи-тельных сумм налоговых вычетов.

     4. Более стремительный рост расходов по сравнению с ростом доходов от основных видов деятельности предприятия.

5. Низкий уровень заработных плат на предприятии по сравнению со



10

среднеотраслевыми показателями.

6. Неоднократное приближение к предельному значению, установлен-

ных Налоговым кодексом РФ величин показателей, дающих право на примене-ние специальных налоговых режимов.

7. Отражение в декларации по налогу на прибыль за один налоговый пе-

риод уровня расходов, максимально приближенного к уровню доходов пред-приятия.

8. Организация финансово-хозяйственной деятельности предприятия че-

рез цепочку посредником без наличия экономически обоснованных на то при-чин.

     9. Непредоставление по требованию налогового органа пояснений или запрашиваемых документов для проведения налоговых проверок, а также нали-

чие информации об их утере или порче.

     10. Неоднократная «миграция» предприятия из одного территориального налогового органа в другой.

     11. Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов предприятия по сравнению со среднеотраслевыми показателями.

12. Ведение предприятием высокорискового вида деятельности.

     Используя данный перечень, налогоплательщик может своевременно оце-нивать налоговые риски и корректировать свои налоговые обязательства. Если риски достаточно высоки, то налоговые органы рекомендуют предприятию из-бавиться от сомнительных операций при расчете налоговых обязательств за со-ответствующий период, представить уточненные налоговые декларации и рас-четы и в пояснительной записке к уточненным декларациям сообщить о приня-тых мерах для снижения рисков.

     В том случае, если предприятие ведет свою деятельность в высокориско-вой области и не принимает никаких мер по снижению рисков, то существует высокая вероятность того, что ее включат в план выездных налоговых прове-рок. Результатом такой проверки будет практически неизбежное начисление


11

штрафов, пеней или назначение иного наказания, вплоть до уголовной ответ-ственности.

     Налоговое бюджетирование является еще одной важной составляющей налогового планирования предприятия. Налоговый бюджет включает в себя информацию о совокупности всех уплачиваемых организацией налогах и сбо-рах, об их плановых размерах и сроках уплаты. В ходе разработки налогового бюджета определяется совокупный результат управления налоговыми потока-ми, и принимаются решения о формировании источников уплаты налоговых платежей организации. Это обеспечивает возможность нивелировать возмож-ные негативные последствия развития событий и снизить опасность принятия ошибочного решения, то есть у предприятия в ходе налогового планирования появляется возможность управлять налоговыми рисками.

     Налоговый бюджет также позволяет разработать платежный налоговый календарь, используя который можно управлять налоговыми потоками пред-приятия, заранее определяя необходимые денежные средства на погашение за-долженности перед бюджетом и заблаговременно изыскивать их.

     Таким образом, путем разработки налогового бюджета предприятия реа-лизуется такой распространенный метод управления рисками, как резервирова-ние, которое позволяет снизить вероятность доначислений налогов, взимания штрафов и пеней за несвоевременную уплату [29].

     Рассмотрев отдельные составляющие налогового планирования, можно сделать выводы о сущности данной экономической категории. В наиболее об-щем виде сущность налогового планирования заключается в определения наиболее эффективных направлений движения и объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков, оптимизации сумм налогов на предстоящий год и (или) перспективу, анализе и оценке налоговых рисков.

     В более узком смысле налоговое планирование трактуется как предвари-тельный расчет налогового поля предприятия по результатам деятельности на определенный период времени или по отношению к определенной сделке, в за-


12

висимости от различных форм ее реализации, с целью достижения определен-ных пропорций всех финансовых аспектов сделки. Налоговое поле предприятия представляет собой перечень всех необходимых к уплате за определенный пе-риод налогов, сборов и пошлин с учетом ставок или льгот [30].

     Формализованное описание налогового планирование представляется нам достаточно сложным, поскольку налоговые аспекты работы каждого предприя-тия и финансовая схема каждой отдельно взятой сделки во многом уникальны,

и практические рекомендации даются лишь после предварительной экспертизы конкретной ситуации. Тем не менее, при правильной организации налогового планирования, организация получает практическую возможность:

– максимально увеличить прибыль;

– оптимизировать налоговую нагрузку в рамках действующего налогово-

го законодательства;

– избежать и предотвратить существенные финансовые потери организа-

ции в результате совершения налоговых правонарушений;

– обеспечить прозрачности финансового состояния предприятия для соб-

ственников, инвесторов, кредиторов;

– эффективно руководить денежными патоками;

– обеспечить лидерство в ценовой конкуренции.

     Налоговое планирование уместно на предприятий и когда оно находится на пике свое развития, и когда испытывает на себе влияние кризисных явлений экономики. При грамотном и всестороннем подходе улучшение финансового положения предприятия не будет связано с налоговыми правонарушениями.

     Нестабильность ситуации в российской экономики и довольно частые из-менения в законодательстве о налогах позволяют оставаться конкурентоспо-собными только тем организациям, которые способны быстро реагировать на подобные изменения, как правило, осуществить это могут только субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются многовариантными оптимизационными налоговыми расчетами. К таким субъектам относятся


13

прежде всего крупные компании и холдинговые структуры, которые осуществ-ляют налоговое планирование традиционно и обладают передовыми разработ-ками в области налогового планирования и где появляется круг факультатив-ных задач, непосредственно связанных с налоговой оптимизацией. Здесь нало-говое планирование становится неотъемлемым элементом всей системы финан-сового планирования деятельности компании. Оно включает целый спектр ин-струментов налогового планирования и оптимизационных схем. В структуре компании создаются специальные финансовые службы, на которые возлагают-ся функции по разработке и внедрению мероприятий налогового планирования. При этом на реализацию данных функций выделяется не мало средств из бюд-жета организации [58].

     Иная ситуация имеет место на предприятиях малого бизнеса. Здесь нало-говое планирование либо вовсе отсутствует, либо эпизодически применяются отдельные его инструменты. Практически отсутствует и научные разработки на тему налогового планирования в данной сфере бизнеса.

     При этом необходимость использования инструментов налогового плани-рования на малых предприятий даже больше, чем на крупных предприятиях. Объяснится подобная ситуация тем, быстрое развитие малых форм хозяйствен-нее требует более эффективных способов ведения бизнеса и обеспечения кон-курентоспособности таких предприятий. Кроме того, положение осложняется высокий уровнем неопределенности и риска на рынке малых предприятий, вви-ду того что допущенные управленческие ошибки, касающиеся также налогово-го планирования, могут иметь весьма серьезные последствия для предприятий такого формата.

     Из этого следует вывод, что на малых предприятиях имеет место ряд предпосылок к организации налогового планирования:

– при отсутствии системы налогового планирования на предприятии воз-

никает опасность принятия неверных решений со стороны руководства фирмы, последствия которых могут существенно повлиять на положения малого пред-


14

прития;

     – очевидная нехватка финансовых, материальных и прочих ресурсов для развития малого бизнеса может быть в некоторой степени преодолена благода-

ря внедрению системы эффективного налогового планирования;

– в условиях неопределенности возникает необходимость быстрого реа-

гирования на изменения внешней среды.

      В виду особых условий функционирования предприятий малого бизнеса, можно сформулировать следующее определение налогового планирования для данной категории хозяйствующих субъектов. Налоговое планирование на предприятиях малого бизнеса представляет собой совокупность действий нало-гоплательщика, направленных на создание резервов для уплаты налогов, сни-жение налогового бремени, выявление и анализ налоговых рисков, правильное исчисление и своевременную уплату налоговых платежей, организуемые в условиях ограниченности ресурсов и высокой степени риска [17].

      Необходимо также отметить, что планирование на предприятиях малого бизнеса условно можно разделить на оперативное, краткосрочное, среднесроч-ное и стратегическое (таблица 1).

     Текущее налоговое планирование, в первую очередь, нацелено на опреде-ление оптимального для предприятия налогового поля. Это происходит на эта-пе предварительного налогового планирования, как при создании компании, так

и при выборе новых видов деятельности предприятии. Такой вид налогового планирования нацелен на краткосрочную перспективу, а стратегическое нало-

говое планирование нацелено, соответственно, на долгосрочную перспективу. Ввиду сложности прогнозирования изменений в налоговом законодатель-

стве стратегическое планирование обычно существует только в теории. По этой причине наиболее среднесрочное налоговое планирование является наиболее распространенным на предприятиях малого бизнеса

     Важно отметить, что стратегическое планирование, как правило, суще-ствует лишь в теории, так как весьма трудно спрогнозировать изменения в об-


15

ласти действующего законодательства на длительный срок. В этой связи наиболее рациональным и распространенным на предприятиях малого бизнеса представляется среднесрочное налоговое планирование.


Таблица 1 – Виды налогового планирования на малых предприятиях [49]

Вид планирования
Условия применения
Временной горизонт






Оперативное
Текущие
налоговые
платежи,
От 1
месяца до 3 месяцев

учреждение компании, выбор но-



вых видов деятельности








Краткосрочное
Текущее
изменение
налогового
От 3
месяцев до 6 месяцев

законодательства (к примеру,



предполагаемое  повышение  или



понижение налоговых ставок)






Среднесрочное
Прогнозируемые изменения нало-
От 6
месяцев до 12 месяцев

гового законодательства





Долгосрочное (страте-
Стабильное состояние налогового
Свыше 12 месяцев
гическое)
законодательства











     В зависимости от степени налоговой нагрузки можно выделить классиче-ское и оптимизационное налоговое планирование. Каждому из этих видов налогового планирования соответствует определенная схема организации дан-ного процесса на малых предприятиях.

     Классическое налоговое планирование заключается в грамотном форми-ровании финансовых источников для оплаты налогов, сборов и взносов в соот-ветствии с привязкой конкретных налоговых платежей к налоговому календа-рю, составленному в рамках налогового законодательства. При оптимизацион-ном налоговом планировании предприятие путем грамотного использования льгот и пробелов действующего налогового законодательства организует и планирует свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы уплачивать в бюджет как можно меньше налогов. Для этого он внедряет налоговые схемы,




16

позволяющие применять формы хозяйственных операций, налогообложение которых минимально[41].


     1.2 Основные принципы и особенности организации налогового планирования в малом бизнесе


     Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять ком-плекс специальных мер по маневрированию в «налоговых воротах» и адапта-ции к изменчивому законодательства в области налогообложения. Активная де-ятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

     Принципы налогового планирования являются базовыми положениями, определяющими сущность и основу налогового планирования. На них строит-ся система применяемых методов и приемов налогового планирования органи-зации.

     При определении принципов следует учитывать, что налоговое планиро-вание является составной частью внутрифирменного планирования, в связи с чем на него распространяются общие принципы внутрифирменного планирова-ния, систематизация которых неоднократно производилась в трудах ученых.

     Целесообразно выделить в системе принципов налогового планирования общие и специальные. К общим относятся принципы, характерные для любого вида системы внутрифирменного планирования. К специальным относятся принципы, определяющие специфику процесса налогового планирования как подсистемы внутрифирменного планирования [46].

     Сформулированные нами ниже принципы налогового планирования представлены на рисунке 1. Важно понимать, что принципы налогового плани-рования будут общими для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от размера бизнеса и характера осуществляемой деятельности.


17

     К общим принципам налогового планирования можно отнести следую-щие два принципа.

1. Принцип системности. Этот принцип предполагает, что налоговое пла-

нирование должно иметь системный характер. Налоговое планирование в каче-стве составной части входит в систему внутрифирменного планирования и вза-имосвязано с различными сферами финансово-хозяйственной деятельности компании – бюджетированием и организацией финансирования, снабжением, сбытом и пр. Для получения наибольшего эффекта к процессу налогового пла-нирования следует подходить системно, учитывая различные аспекты видения бизнеса компанией.


































Рисунок 1 – Общие и специальные принципы налогового планирования [13]



2. Принцип непрерывности. Этот принцип означает, что процесс налого-

вого планирования должен осуществляться непрерывно. В процессе налогового планирования должны включаться все изменения и нововведения, которые


18

происходят в бизнесе компании. Ранее разработанные мероприятия, схемы оп-тимизации следует постоянно анализировать и корректировать в связи с изме-нениями в законодательстве, появлением новой арбитражной практики и разъ-яснений Минфина. Наиболее важен данные принцип непрерывности при осу-ществлении налогового планирования в условиях динамичного, нестабильного законодательств.

     К специальным принципам налогового планирования, по нашему мне-нию, относятся следующие.

3. Принцип законности. Этот принцип является основополагающим в нало-

говом планировании, так как его соблюдение отделяет мероприятия налогового планирования от уклонения от уплаты налогов. Принцип законности предпола-гает, что налоговое планирование следует осуществлять в строгом соответствии

с действующим законодательством.

   4. Принцип альтернативности. Данный принцип предполагает разработку и анализ нескольких альтернативных вариантов – комплексов мероприятий, схем оптимизации – с определением наиболее оптимального из них применительно к конкретной компании.

   5. Принцип точности. Он означает, что мероприятия, схемы в налоговом планировании должны быть точны, конкретизированы и детализированы в той степени, в которой их внедрение позволит получить наибольший эффект, то есть не должно быть никаких неясностей и условностей.

Содержание этого принципа схоже с содержанием принципа разумности,

выделенного С. Барульным: «Принцип разумности означает, что все хорошо, что в меру. Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие: государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали» [33]. Правда, на наш взгляд, суть самого термина «планирование» не включает возможности применения «грубых и необдуман-ных приемов».


19

   6. Принцип коллегиальности (взаимодействия). Принцип коллегиальности в разработке мероприятий, схем налогового планирования является логическим дополнением принципа точности. Мероприятия, схемы налогового планирова-

ния будут наиболее конкретизированы и детализированы при всесторонней проработке, включая проработку прежде всего с бухгалтерской, юридической и финансовой сторон.

7. Принцип комплексности. Этот принцип проявляется в двух аспектах. Во-

первых, планирование всех налоговых платежей необходимо осуществлять с учетом их взаимного влияния. Так, например, многие налоги включаются в со-став расходов при исчислении налога на прибыль, и их снижение влечет за со-бой увеличение налога на прибыль. Во-вторых, в налоговом планировании должны комплексно учитываться все отрасли права, имеющие непосредствен-ное отношение к схемам оптимизации. В этом отношении принцип комплекс-ности дополняет принципы коллегиальности (взаимодействия) и точности.

8. Принцип   соотношения   экономической   эффективности   и   налогово-

правовых рисков. Экономические выгоды налогового планирования должны превышать затраты на его организацию и убытки в виде штрафов, пеней в слу-чае определения налоговыми органами, судами налоговых правонарушений. Но при выборе из возможных альтернатив в мероприятиях и схемах оптимизации следует руководствоваться не только экономическим эффектом, но и потенци-альными налогово-правовыми рисками. При равном экономическом эффекте выбирается схема с меньшим риском, при равных рисках – с большим эффек-том. Риски здесь следует понимать как вероятность квалификации действий налогоплательщика в качестве налоговых правонарушений, за что предусмот-рена соответствующая налоговая ответственность [39].

9. Принцип индивидуальности. Этот принцип заключается в том, использо-

вать те или иные мероприятия для снижения налогов можно, только изучив все особенности деятельности предприятия, то есть нельзя механически переносить какую-либо оптимизационную схему с одного предприятия на другое.


20

     Для получения максимальной отдачи от налогового планирования, поми-мо соблюдения всех вышеперечисленных принципов, необходимо правильно организовать данный процесс на предприятии. Для малых предприятий процесс налогового планирования будет построен несколько иначе, чем на .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.