- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование системы налогового планирования
| Код работы: | W012169 |
| Тема: | Совершенствование системы налогового планирования |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Кафедра мировой экономики и менеджмента
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК
Заведующий кафедрой
д-р экон. наук, проф.
___________ И.В. Шевченко
(подпись)
_________________2018 г.
Руководитель магистерской
программы проф.
д-р экон. наук, доц.
___________ М.Е. Листопад
(подпись)
_________________2018 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
Работу выполнила _________________________________В.А. Мартышевская
(подпись, дата)
Факультет экономический
Направление магистерской подготовки 38.04.01 Экономика
Программа магистерской подготовки Экономическая безопасность
и устойчивость
Научный руководитель
доц., канд. экон. наук, доц. _______________________________О.Н. Руденко
(подпись, дата)
Нормоконтролер
доц., канд. экон. наук ___________________________________ Ю.С. Клещева
(подпись, дата)
Краснодар 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………........ 3
1 Теоретические аспекты налогового планирования на предприятиях малого
бизнеса……….……..…………………………………….……………………………………………………… 6
1.1
Сущность и виды налогового планирования в малом бизнесе.……………
6
1.2
Основные принципы и особенности организации налогового
планирования в малом бизнесе.…………………………………...………………………
16
1.3
Методы налоговой оптимизации на малых предприятиях оптовой
торговли……..……………………………...…………………………………………………….…… 22
2 Оценка состояния налогового планирования на малых предприятиях
оптовой торговли……….………………….................................................................................................. 34
2.1 Исследование современного состояния отрасли оптовой торговли в
разрезе субъектов малого бизнеса…………………………………….………………
34
2.2 Расчет налоговой нагрузки на малые предприятия оптовой
торговли………………………...………………………....................................................................
43
3 Пути совершенствования налогового планирования на малых
предприятиях оптовой торговли………….………………….…………….…….……….…. 52 3.1 Повышение эффективности налогового планирования на
предприятиях с упрощенной системой налогообложения…………………. 52 3.2 Повышение эффективности налогового планирования на
предприятиях с общей системой налогообложения………...…………………. 59
Заключение…………………………………………………………………………………………………….......... 69
Список использованных источников…………....................................................................................... 72
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной российской экономике роль малых форм предпринима-тельской деятельности значительно повышается. Обусловлено это тем, что данные хозяйствующие субъекты обладают большей гибкостью и адаптивно-стью к постоянно меняющимся условиям рынка, что является весьма важным для поддержания баланса спроса и предложения в экономике.
При этом существует немало факторов, ограничивающих и сдерживаю-щих развитие малого бизнеса. К ним прежде всего относятся высокий уровень конкуренции и риска и ограниченность располагаемых малыми предприятиями финансовых, кадровых, материальных и прочих ресурсов. В нашей стране по-ложение малых предприятий осложняется также высоким уровнем налоговой нагрузки и изменчивостью налогового законодательства.
Опыт российских предприятий малого бизнеса показывает, что многие предприниматели стремятся снизить налоговую нагрузку на свой бизнес путем ухода в теневой сектор экономики. В особенности это касается малых предпри-ятий оптовой торговли, где руководителями зачастую являются люди, начав-шие свою деятельность в качестве коммерсантов еще в конце прошлого столе-тия и привыкшие работать в обход закона.
Однако постоянное совершенствование механизмов и способов налогово-го контроля, а также реальные возможности снижения налоговой нагрузки, предоставленные государством в рамках действующего налогового законода-тельства, все больше доказывают неэффективность применения незаконных методов ведения хозяйственной деятельности.
Кроме того, мировая практика показывает, что действия субъектов пред-принимательства, направленный на регулирование и оптимизацию налоговых потоков внутри предприятия, признаются законным способ ведения бизнеса и весьма эффективным инструментом совершенствования всей финансово-хозяйственной деятельности. Подобные действия налогоплательщиков, в первую очередь, направлены на увеличение финансовых результатов за счет
3
получения налоговой экономии, избежание налоговых ошибок при организации и оформлении конкретных сделок, обеспечение большей динамики роста вы-ручки по сравнению с динамикой роста налоговых расходов и прочее. В эконо-мической литературе подобная деятельность субъектов предпринимательства называется налоговым планированием.
В настоящее время для обеспечения устойчивого функционирования предприятий малого бизнеса, среди которых каждое четвертое на российском рынке работает в сфере оптовой торговли, возникает объективная необходи-
мость внедрения и совершенствования системы налогового планирования. Цель исследования – разработать практические рекомендации по повы-
шению эффективности налогового планирования на малых предприятиях опто-вой торговли.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие за-
дачи:
– раскрыть содержание налогового планирования, определить основные принципы и особенности его организации на малых предприятиях;
– изучить основные методы налоговой оптимизации, актуальные для ма-
лых предприятий оптовой торговли;
– оценить состояние налогового планирования как на отраслевом уровне,
так и на уровне конкретных хозяйствующих субъектов;
– на основании результатов критической оценки эффективности суще-
ствующих способов и методов налогового планирования разработать практиче-ские рекомендации по повышению результативности их применения на малых предприятиях оптовой торговли.
Объектом исследования являются финансово-хозяйственная деятельность малых предприятий оптовой торговли в целом и процесс исчисления, уплаты и оптимизации налоговых платежей, в частности.
Предметом исследования являются организационно-экономические от-ношения, возникающие при применении методического инструментария нало-
4
гового планирования и анализа в практической деятельности предприятий ма-лого бизнеса в сфере оптовой торговли.
В первой главе дано определение понятия «налоговое планирование в ма-лом бизнесе», раскрыты принципы и особенности налогового планирования на малых предприятиях и описаны применяемые методы налоговой оптимизации.
Во второй главе проводится непосредственный анализ состояния отрасли оптовой торговли в России в разрезе субъектов малого бизнеса и налоговой нагрузки на предприятия данной сферы.
В третьей главе обоснованы пути совершенствования налогового плани-рования на малых предприятиях оптовой торговли, применяющих как упро-щенную, так и общую системы налогообложения.
Исследование проводилось на основе диалектического метода познания, позволяющего изучить экономические явления, реализовать сочетания ком-плексного, системного и ситуационного подходов к изучаемой проблеме. В хо-де исследования применялись методы системного анализа (дедукция и индук-ция, анализ и синтез, абстрагирование и другие), статистические и математиче-ские методы, сравнительно–исторический метод.
Степень разработанности проблемы. Заинтересованность проблемой налогового планирования на российских предприятий нашла отражение в тру-дах отечественных ученных С.Е. Малакеевой, Н.А, Платонова, С.Н. Сайфеевой. Из современных теоретиков и практиков в области налогового менеджмента использованы труды Е.С. Вылковой, Л.Е. Голищева, А.В. Брызгалина, Е.Н. Ев-стегнеева, Ю.Б. Майбурова. и целого ряда других.
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что налоговое планирование играет важную роль в обеспечении устойчивого функ-ционирования малых предприятий, являясь неотъемлемой частью процесса управления бизнесом. Основываясь на результатах анализа современных спо-собов и методом налогового планирования посредством корректировки исполь-
5
зуемого инструментария, предполагается повысить эффективность функциони-рования субъектов малого бизнеса в сфере оптовой торговли.
Материалы научного исследования могут быть применимы при реализа-ции функций налогового менеджмента. Отдельные положения диссертационно-го исследования имеют особую значимость для правоприменительной и нормо-творческой деятельности в сфере налогообложения малых предприятий. Мате-риалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при препода-вании дисциплин «Налоги и налогообложение», «Налоговое планирование и прогнозирование», «Управление финансами на предприятии».
6
1 Теоретические аспекты налогового планирования на предприятиях малого бизнеса
1.1 Сущность и виды налогового планирования в малом бизнесе
Устойчивое функционирование и развитие предприятия зависит от выбо-ра им сценария своих взаимоотношений с государством в сфере налогообложе-ния, ввиду того что налоги составляют значительную часть затрат. Взвешенный и рациональный подход к исчислению налогов позволяет оптимизировать нало-говые расходы и тем самым способствует улучшению финансовое положение предприятия.
Налоговое планирование является сравнительно новым явлением для рос-сийской экономики, и в настоящее время оно проходит этап эмпирического освоения накопленных фактических данных в данной области. Следуя логике научного подхода к изучению экономических категорий, необходимо кратко и исчерпывающе определить сущностные характеристики понятия налогового планирования.
В научной литературе представлены разносторонние подходы к опреде-лению данной экономической категории. Ряд авторов основываются на подходе к определению налогового планирования c точки зрения минимизации налого-вых обязательств налогоплательщика. Другие же утверждают, что в основе налогового планирования лежит налоговая оптимизация [28].
Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация налогооб-ложения – это не одно и то же. По своей сути налоговая минимизация и опти-мизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогопла-тельщика, однако если минимизация применяется в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно связанный с расходной полити-кой предприятия и критериальной оценкой вариантов. Иными словами, понятие «налоговая оптимизация» шире понятия «налоговая минимизация».
7
Согласно Проставлению КС РФ от 27 мая 2003 г. №9-П оптимизация налоговых платежей – это такие действия налогоплательщика, которые хотя и имеют своей целью неуплату налога либо сокращение его суммы, но заключа-ются в применении предоставленных законом прав, связанных с освобождени-ем от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринима-тельской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа [14].
Налоговая оптимизация, можно сказать, основной элемент налогового планирования, связанный непосредственно с поиском способов снижения сово-купности налоговых платежей путем выбора между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов. Соответственно, налоговое планирование – это вовсе не обязательно налоговая оптимизация.
Налоговая оптимизация (минимизация) может осуществляться как ле-гальными, соответствующими нормам действующего законодательства, так и нелегальными методами. Как совершенно точно подметил С.Н. Паркинсон, «от налогов невозможно увильнуть. От них можно лишь уклониться законным или незаконным способом. Оба способа также стары, как и сама налоговая система. И налоговые консультанты заняты своей сложной и трудоемкой работой…» [23]. Причем в определенных ситуациях использование незаконных методов становится более экономически оправданным, и последствия при обнаружении их использования менее обременительны, чем исполнение обязательств по уплате налогов в соответствии с нормами налогового законодательства. Нало-говая оптимизация (минимизация), осуществляемая методами, противоречащи-ми законодательству, называется уклонением от уплаты налогов. Такое деяние наказывается в предусмотренном законом порядке. В данной работе мы будем рассматривает именно законодательно предусмотренные возможности сниже-ния размера налоговых платежей, осуществляемых в рамках налогового плани-рования.
В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщики наделяются правом использования различных налоговых льгот и специальных
8
налоговых режимов, выбора наиболее оптимального для них варианта ведения налогового учета, возможности получения отсрочки, рассрочки и инвестицион-ного налогового кредита с целью изменения сроков уплаты налогов.
Для достижения основной цели деятельности любой коммерческой орга-низации, а именно для максимизации прибыли, компания может выбирать раз-личные варианты ведения своей финансово-хозяйственной деятельности. При это размеры и виды соответствующих выбранному варианту совокупных нало-говых платежей будут различаться. Налоговая оптимизация нацелена на выбор такого варианта, при котором сумма исчисленных налогов будет минимальна.
Для налоговой оптимизации характерна особая методика. Суть данной методики состоит в расчете по альтернативным вариантам налогообложения налоговой нагрузки предприятия, оценке эффективности каждого варианта и определении оптимального из них.
Под альтернативными вариантами налогообложения подразумеваются альтернативные способы с соответствующим им уровням налогообложения:
– оформления и проведения отельных хозяйственных операций;
– оформление и ведение целостных хозяйственных процессов (финанси-
рование, сбыт, снабжение);
– организация и структурирование бизнеса в целом.
Проводить анализ таких альтернатив необходимо еще перед началом функционирования предприятия, то есть на этапе создания. Иными словами, в процессе создания хозяйствующего субъекта необходимо заложить определен-ную модель налоговой оптимизации путем выбора организационно-правовой формы предприятия, вида деятельности организации, ее местонахождения [50].
Помимо грамотной оптимизации налогов, налоговое планирование также включает анализ налоговых рисков. Под налоговым риском понимают возмож-ность наступления неблагоприятного события, в результате которого юридиче-ское или физическое лицо, принявшее то или иное решение в области налого-обложения, может утратить или недополучить ресурсы, лишиться предполага-
9
емой выгоды или понести дополнительные финансовые убытки либо потерять репутацию на рынке.
Кроме анализа налоговых рисков при планировании конкретных сделок, предприятию необходимо систематически проводить проверку всего бизнеса с целью выявления налоговых рисков. Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Наиболее распространенным среди налоговых рисков является риск доначисления налогов и применения налоговых санкций по результатам проведения камеральных и выездных нало-говых проверок. Но кроме него также существуют риски усиления налогового бремени, риски неэффективного налогообложения, риски наступления уголов-ной ответственности.
Для того чтобы обеспечить налогоплательщикам возможность самостоя-тельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разрабо-тала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Данная Концепция утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года № MM-3-06/333@ [44].
Согласно Концепции, общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, применяемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:
1. Уровень налоговой нагрузки на предприятие ниже среднеотраслевых показателей.
2. Отражение в течении нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия убытков.
3. Отражение в декларации по налогу на добавленную стоимость значи-тельных сумм налоговых вычетов.
4. Более стремительный рост расходов по сравнению с ростом доходов от основных видов деятельности предприятия.
5. Низкий уровень заработных плат на предприятии по сравнению со
10
среднеотраслевыми показателями.
6. Неоднократное приближение к предельному значению, установлен-
ных Налоговым кодексом РФ величин показателей, дающих право на примене-ние специальных налоговых режимов.
7. Отражение в декларации по налогу на прибыль за один налоговый пе-
риод уровня расходов, максимально приближенного к уровню доходов пред-приятия.
8. Организация финансово-хозяйственной деятельности предприятия че-
рез цепочку посредником без наличия экономически обоснованных на то при-чин.
9. Непредоставление по требованию налогового органа пояснений или запрашиваемых документов для проведения налоговых проверок, а также нали-
чие информации об их утере или порче.
10. Неоднократная «миграция» предприятия из одного территориального налогового органа в другой.
11. Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов предприятия по сравнению со среднеотраслевыми показателями.
12. Ведение предприятием высокорискового вида деятельности.
Используя данный перечень, налогоплательщик может своевременно оце-нивать налоговые риски и корректировать свои налоговые обязательства. Если риски достаточно высоки, то налоговые органы рекомендуют предприятию из-бавиться от сомнительных операций при расчете налоговых обязательств за со-ответствующий период, представить уточненные налоговые декларации и рас-четы и в пояснительной записке к уточненным декларациям сообщить о приня-тых мерах для снижения рисков.
В том случае, если предприятие ведет свою деятельность в высокориско-вой области и не принимает никаких мер по снижению рисков, то существует высокая вероятность того, что ее включат в план выездных налоговых прове-рок. Результатом такой проверки будет практически неизбежное начисление
11
штрафов, пеней или назначение иного наказания, вплоть до уголовной ответ-ственности.
Налоговое бюджетирование является еще одной важной составляющей налогового планирования предприятия. Налоговый бюджет включает в себя информацию о совокупности всех уплачиваемых организацией налогах и сбо-рах, об их плановых размерах и сроках уплаты. В ходе разработки налогового бюджета определяется совокупный результат управления налоговыми потока-ми, и принимаются решения о формировании источников уплаты налоговых платежей организации. Это обеспечивает возможность нивелировать возмож-ные негативные последствия развития событий и снизить опасность принятия ошибочного решения, то есть у предприятия в ходе налогового планирования появляется возможность управлять налоговыми рисками.
Налоговый бюджет также позволяет разработать платежный налоговый календарь, используя который можно управлять налоговыми потоками пред-приятия, заранее определяя необходимые денежные средства на погашение за-долженности перед бюджетом и заблаговременно изыскивать их.
Таким образом, путем разработки налогового бюджета предприятия реа-лизуется такой распространенный метод управления рисками, как резервирова-ние, которое позволяет снизить вероятность доначислений налогов, взимания штрафов и пеней за несвоевременную уплату [29].
Рассмотрев отдельные составляющие налогового планирования, можно сделать выводы о сущности данной экономической категории. В наиболее об-щем виде сущность налогового планирования заключается в определения наиболее эффективных направлений движения и объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков, оптимизации сумм налогов на предстоящий год и (или) перспективу, анализе и оценке налоговых рисков.
В более узком смысле налоговое планирование трактуется как предвари-тельный расчет налогового поля предприятия по результатам деятельности на определенный период времени или по отношению к определенной сделке, в за-
12
висимости от различных форм ее реализации, с целью достижения определен-ных пропорций всех финансовых аспектов сделки. Налоговое поле предприятия представляет собой перечень всех необходимых к уплате за определенный пе-риод налогов, сборов и пошлин с учетом ставок или льгот [30].
Формализованное описание налогового планирование представляется нам достаточно сложным, поскольку налоговые аспекты работы каждого предприя-тия и финансовая схема каждой отдельно взятой сделки во многом уникальны,
и практические рекомендации даются лишь после предварительной экспертизы конкретной ситуации. Тем не менее, при правильной организации налогового планирования, организация получает практическую возможность:
– максимально увеличить прибыль;
– оптимизировать налоговую нагрузку в рамках действующего налогово-
го законодательства;
– избежать и предотвратить существенные финансовые потери организа-
ции в результате совершения налоговых правонарушений;
– обеспечить прозрачности финансового состояния предприятия для соб-
ственников, инвесторов, кредиторов;
– эффективно руководить денежными патоками;
– обеспечить лидерство в ценовой конкуренции.
Налоговое планирование уместно на предприятий и когда оно находится на пике свое развития, и когда испытывает на себе влияние кризисных явлений экономики. При грамотном и всестороннем подходе улучшение финансового положения предприятия не будет связано с налоговыми правонарушениями.
Нестабильность ситуации в российской экономики и довольно частые из-менения в законодательстве о налогах позволяют оставаться конкурентоспо-собными только тем организациям, которые способны быстро реагировать на подобные изменения, как правило, осуществить это могут только субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются многовариантными оптимизационными налоговыми расчетами. К таким субъектам относятся
13
прежде всего крупные компании и холдинговые структуры, которые осуществ-ляют налоговое планирование традиционно и обладают передовыми разработ-ками в области налогового планирования и где появляется круг факультатив-ных задач, непосредственно связанных с налоговой оптимизацией. Здесь нало-говое планирование становится неотъемлемым элементом всей системы финан-сового планирования деятельности компании. Оно включает целый спектр ин-струментов налогового планирования и оптимизационных схем. В структуре компании создаются специальные финансовые службы, на которые возлагают-ся функции по разработке и внедрению мероприятий налогового планирования. При этом на реализацию данных функций выделяется не мало средств из бюд-жета организации [58].
Иная ситуация имеет место на предприятиях малого бизнеса. Здесь нало-говое планирование либо вовсе отсутствует, либо эпизодически применяются отдельные его инструменты. Практически отсутствует и научные разработки на тему налогового планирования в данной сфере бизнеса.
При этом необходимость использования инструментов налогового плани-рования на малых предприятий даже больше, чем на крупных предприятиях. Объяснится подобная ситуация тем, быстрое развитие малых форм хозяйствен-нее требует более эффективных способов ведения бизнеса и обеспечения кон-курентоспособности таких предприятий. Кроме того, положение осложняется высокий уровнем неопределенности и риска на рынке малых предприятий, вви-ду того что допущенные управленческие ошибки, касающиеся также налогово-го планирования, могут иметь весьма серьезные последствия для предприятий такого формата.
Из этого следует вывод, что на малых предприятиях имеет место ряд предпосылок к организации налогового планирования:
– при отсутствии системы налогового планирования на предприятии воз-
никает опасность принятия неверных решений со стороны руководства фирмы, последствия которых могут существенно повлиять на положения малого пред-
14
прития;
– очевидная нехватка финансовых, материальных и прочих ресурсов для развития малого бизнеса может быть в некоторой степени преодолена благода-
ря внедрению системы эффективного налогового планирования;
– в условиях неопределенности возникает необходимость быстрого реа-
гирования на изменения внешней среды.
В виду особых условий функционирования предприятий малого бизнеса, можно сформулировать следующее определение налогового планирования для данной категории хозяйствующих субъектов. Налоговое планирование на предприятиях малого бизнеса представляет собой совокупность действий нало-гоплательщика, направленных на создание резервов для уплаты налогов, сни-жение налогового бремени, выявление и анализ налоговых рисков, правильное исчисление и своевременную уплату налоговых платежей, организуемые в условиях ограниченности ресурсов и высокой степени риска [17].
Необходимо также отметить, что планирование на предприятиях малого бизнеса условно можно разделить на оперативное, краткосрочное, среднесроч-ное и стратегическое (таблица 1).
Текущее налоговое планирование, в первую очередь, нацелено на опреде-ление оптимального для предприятия налогового поля. Это происходит на эта-пе предварительного налогового планирования, как при создании компании, так
и при выборе новых видов деятельности предприятии. Такой вид налогового планирования нацелен на краткосрочную перспективу, а стратегическое нало-
говое планирование нацелено, соответственно, на долгосрочную перспективу. Ввиду сложности прогнозирования изменений в налоговом законодатель-
стве стратегическое планирование обычно существует только в теории. По этой причине наиболее среднесрочное налоговое планирование является наиболее распространенным на предприятиях малого бизнеса
Важно отметить, что стратегическое планирование, как правило, суще-ствует лишь в теории, так как весьма трудно спрогнозировать изменения в об-
15
ласти действующего законодательства на длительный срок. В этой связи наиболее рациональным и распространенным на предприятиях малого бизнеса представляется среднесрочное налоговое планирование.
Таблица 1 – Виды налогового планирования на малых предприятиях [49]
Вид планирования
Условия применения
Временной горизонт
Оперативное
Текущие
налоговые
платежи,
От 1
месяца до 3 месяцев
учреждение компании, выбор но-
вых видов деятельности
Краткосрочное
Текущее
изменение
налогового
От 3
месяцев до 6 месяцев
законодательства (к примеру,
предполагаемое повышение или
понижение налоговых ставок)
Среднесрочное
Прогнозируемые изменения нало-
От 6
месяцев до 12 месяцев
гового законодательства
Долгосрочное (страте-
Стабильное состояние налогового
Свыше 12 месяцев
гическое)
законодательства
В зависимости от степени налоговой нагрузки можно выделить классиче-ское и оптимизационное налоговое планирование. Каждому из этих видов налогового планирования соответствует определенная схема организации дан-ного процесса на малых предприятиях.
Классическое налоговое планирование заключается в грамотном форми-ровании финансовых источников для оплаты налогов, сборов и взносов в соот-ветствии с привязкой конкретных налоговых платежей к налоговому календа-рю, составленному в рамках налогового законодательства. При оптимизацион-ном налоговом планировании предприятие путем грамотного использования льгот и пробелов действующего налогового законодательства организует и планирует свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы уплачивать в бюджет как можно меньше налогов. Для этого он внедряет налоговые схемы,
16
позволяющие применять формы хозяйственных операций, налогообложение которых минимально[41].
1.2 Основные принципы и особенности организации налогового планирования в малом бизнесе
Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять ком-плекс специальных мер по маневрированию в «налоговых воротах» и адапта-ции к изменчивому законодательства в области налогообложения. Активная де-ятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.
Принципы налогового планирования являются базовыми положениями, определяющими сущность и основу налогового планирования. На них строит-ся система применяемых методов и приемов налогового планирования органи-зации.
При определении принципов следует учитывать, что налоговое планиро-вание является составной частью внутрифирменного планирования, в связи с чем на него распространяются общие принципы внутрифирменного планирова-ния, систематизация которых неоднократно производилась в трудах ученых.
Целесообразно выделить в системе принципов налогового планирования общие и специальные. К общим относятся принципы, характерные для любого вида системы внутрифирменного планирования. К специальным относятся принципы, определяющие специфику процесса налогового планирования как подсистемы внутрифирменного планирования [46].
Сформулированные нами ниже принципы налогового планирования представлены на рисунке 1. Важно понимать, что принципы налогового плани-рования будут общими для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от размера бизнеса и характера осуществляемой деятельности.
17
К общим принципам налогового планирования можно отнести следую-щие два принципа.
1. Принцип системности. Этот принцип предполагает, что налоговое пла-
нирование должно иметь системный характер. Налоговое планирование в каче-стве составной части входит в систему внутрифирменного планирования и вза-имосвязано с различными сферами финансово-хозяйственной деятельности компании – бюджетированием и организацией финансирования, снабжением, сбытом и пр. Для получения наибольшего эффекта к процессу налогового пла-нирования следует подходить системно, учитывая различные аспекты видения бизнеса компанией.
Рисунок 1 – Общие и специальные принципы налогового планирования [13]
2. Принцип непрерывности. Этот принцип означает, что процесс налого-
вого планирования должен осуществляться непрерывно. В процессе налогового планирования должны включаться все изменения и нововведения, которые
18
происходят в бизнесе компании. Ранее разработанные мероприятия, схемы оп-тимизации следует постоянно анализировать и корректировать в связи с изме-нениями в законодательстве, появлением новой арбитражной практики и разъ-яснений Минфина. Наиболее важен данные принцип непрерывности при осу-ществлении налогового планирования в условиях динамичного, нестабильного законодательств.
К специальным принципам налогового планирования, по нашему мне-нию, относятся следующие.
3. Принцип законности. Этот принцип является основополагающим в нало-
говом планировании, так как его соблюдение отделяет мероприятия налогового планирования от уклонения от уплаты налогов. Принцип законности предпола-гает, что налоговое планирование следует осуществлять в строгом соответствии
с действующим законодательством.
4. Принцип альтернативности. Данный принцип предполагает разработку и анализ нескольких альтернативных вариантов – комплексов мероприятий, схем оптимизации – с определением наиболее оптимального из них применительно к конкретной компании.
5. Принцип точности. Он означает, что мероприятия, схемы в налоговом планировании должны быть точны, конкретизированы и детализированы в той степени, в которой их внедрение позволит получить наибольший эффект, то есть не должно быть никаких неясностей и условностей.
Содержание этого принципа схоже с содержанием принципа разумности,
выделенного С. Барульным: «Принцип разумности означает, что все хорошо, что в меру. Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие: государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали» [33]. Правда, на наш взгляд, суть самого термина «планирование» не включает возможности применения «грубых и необдуман-ных приемов».
19
6. Принцип коллегиальности (взаимодействия). Принцип коллегиальности в разработке мероприятий, схем налогового планирования является логическим дополнением принципа точности. Мероприятия, схемы налогового планирова-
ния будут наиболее конкретизированы и детализированы при всесторонней проработке, включая проработку прежде всего с бухгалтерской, юридической и финансовой сторон.
7. Принцип комплексности. Этот принцип проявляется в двух аспектах. Во-
первых, планирование всех налоговых платежей необходимо осуществлять с учетом их взаимного влияния. Так, например, многие налоги включаются в со-став расходов при исчислении налога на прибыль, и их снижение влечет за со-бой увеличение налога на прибыль. Во-вторых, в налоговом планировании должны комплексно учитываться все отрасли права, имеющие непосредствен-ное отношение к схемам оптимизации. В этом отношении принцип комплекс-ности дополняет принципы коллегиальности (взаимодействия) и точности.
8. Принцип соотношения экономической эффективности и налогово-
правовых рисков. Экономические выгоды налогового планирования должны превышать затраты на его организацию и убытки в виде штрафов, пеней в слу-чае определения налоговыми органами, судами налоговых правонарушений. Но при выборе из возможных альтернатив в мероприятиях и схемах оптимизации следует руководствоваться не только экономическим эффектом, но и потенци-альными налогово-правовыми рисками. При равном экономическом эффекте выбирается схема с меньшим риском, при равных рисках – с большим эффек-том. Риски здесь следует понимать как вероятность квалификации действий налогоплательщика в качестве налоговых правонарушений, за что предусмот-рена соответствующая налоговая ответственность [39].
9. Принцип индивидуальности. Этот принцип заключается в том, использо-
вать те или иные мероприятия для снижения налогов можно, только изучив все особенности деятельности предприятия, то есть нельзя механически переносить какую-либо оптимизационную схему с одного предприятия на другое.
20
Для получения максимальной отдачи от налогового планирования, поми-мо соблюдения всех вышеперечисленных принципов, необходимо правильно организовать данный процесс на предприятии. Для малых предприятий процесс налогового планирования будет построен несколько иначе, чем на ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
| Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Организация эффективной системы налогового планирования
- Исследование методов финансового планирования и разработка рекомендаций по совершенствование системы финансового планирования на примере организации
- Совершенствование системы государственного стратегического планирования развития физической культуры и спорта

