VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение особенностей процесса признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007316
Тема: Изучение особенностей процесса признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество в Российской Федерации
Содержание
Введение

Право собственности  составляет основу любого общества, а правовое регулирование является, прежде всего, как системой норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих данные права. На сегодняшний момент собственность имеет важнейшее значение в связи с тем, что она является основой политических и экономических отношений, источником демократии, главным условием построения правового государства. Поэтому  охрана существующих отношений собственности - важнейшая задача любой  правовой системы.

Гарантией существования в Российской Федерации права частной собственности является статья 8 Конституции РФ, в которой закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Главной особенностью этой статьи является выделение частной собственности на первое место в списке. Этот момент тесно связан с провозглашением прав и свобод высшей человеческой ценностью, а их признания, соблюдения и защиты – обязанностью государства, а так же с целью сохранить характерную для частной формы собственности личную заинтересованность и уделить особое внимание именно ей.

На данный момент существует развернутое законодательство, регулирующее отношения в области частной собственности. Основой регулирования данных отношений является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Защита охраняемых гражданских прав и интересов обеспечивается  использованием методов защиты, установленных законом, под которыми понимаются предусмотренные законом правовые меры принудительного характера, с помощью которых происходит восстановление нарушаемых и оспариваемых прав. 

Выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права является правом истца. Но он вправе использовать не любой, а только конкретный способ, предусмотренный законодательством, в частности, в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Какой конкретно способ защиты будет избран, определяет специфика защищаемого права и характер правонарушения. В ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права, как признание права собственности.

Суд вправе признать право собственности только тогда, когда оно возникло в установленном законом порядке.

Однако в данной сфере существует немало вопросов, которые не имеют определенного решения, среди которых не последнее место занимает  проблема признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Значимость признания права собственности на бесхозяйные вещи, неоднозначность и  недостаточная теоретическая проработанность вопроса обосновывают выбор темы выпускной квалификационной работы и её актуальность.

Объектом выпускной квалификационной работы являются проблемы правового регулирования признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. 

Предметом работы являются нормы гражданского законодательства, регулирующие права муниципальных образований, на бесхозяйное недвижимое имущество. 

Целью настоящей работы является изучение особенностей процесса признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество в Российской Федерации. 

	Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

определить понятие бесхозяйной собственности;

рассмотреть правовые условия признания имущества бесхозяйным;

исследовать порядок приобретения бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность;

 изучить особенности признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество;

	Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.






1. Правовое положение бесхозяйного имущества в Российской Федерации

Понятие бесхозяйного движимого и недвижимого имущества в Российской Федерации

В самом всеобщем типе положение любой вещи в хозяйственной сфере может рассматриваться в двух плоскостях.  Для первой характерна стабильная связь между самой вещью и ее обладателем, который проявляет по отношению к ней нужную заботу и осмотрительность.

Такое состояние вещи является обыкновенным для имущественных правоотношений, а поведение ее обладателя в данном случае является критерием, по которому остальные участники гражданского оборота могут и должны судить о принадлежности такой вещи кому-либо, о наличии чьей-либо заинтересованности в ней.

На данный момент, основные положения, относительно бесхозяйного имущества, нормативно закреплены в главе 14 ГК РФ.

Понятие бесхозяйных вещей содержится в ст. 225 ГК РФ. 

В соответствии с данной статьей бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

К бесхозяйным, в силу указания закона, относятся бесхозяйные движимые вещи, как-то: брошенные вещи (ст. 226 ГК РФ), находки (ст. 227 ГК РФ), безнадзорные животные (ст. 230 ГК РФ), клады (ст. 233 ГК РФ) и бесхозяйное недвижимое имущество (ч. 3 ст. 225 ГК РФ). 

Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи, возможно, при наличии условий, прямо установленных в законе, либо в силу правил о приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Стоит отметить, что не следует смешивать бесхозяйное имущество с бесхозяйственно содержимым, когда собственник не принимает мер к сохранению имущества, представляющего определенную общественную ценность. 

Бесхозяйственно содержимое имущество изымается в установленных законом случаях в исковом порядке (ст. 293 ГК РФ).

	Так же отметим, что движимое имущество может быть признано бесхозяйным по заявлению владельца, который должен указать определяющие признаки вещи, а так же подтвердить отказ собственника от нее и вступление во владение данным имуществом.

Дела о признании недвижимого имущества бесхозяйным возбуждаются органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом по месту нахождения имущества. Возбуждению дела предшествует выявление и постановка на учет бесхозяйного имущества. Обращение к суду возможно по истечении года со дня принятия имущества на учет. В заявлении указывается конкретное имущество, и приводятся доказательства невозможности установления собственника.

Имущество лиц признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими не может быть признано бесхозяйным, над ним устанавливается опека или оно переходит по наследству согласно общим правилам.  В случае признания имущества бесхозяйным, собственник в праве защищать свои права в исковом порядке. 

В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Развитие правового регулирования  признания права собственности на бесхозяйное имущество

В русской доктрине гражданского права дореволюционного периода так и не сложилось единой позиции относительно возможности существования в отечественном правопорядке бесхозяйного имущества. Так, одни догматики со всей уверенностью суждений рассматривали оккупацию сугубо через завладение бесхозяйными вещами. Б.Б. Черепахин, в частности, отмечал, что «при оккупации (завладении) оккупант приобретает право собственности не потому, что вещь никому не принадлежит, а потому, что согласно норме объективного права захват никому не принадлежащих вещей при определенных условиях (при наличности определенных побочных обстоятельств) приводит к приобретению захватчиком права собственности на них».

Однако, никому не принадлежащее недвижимое имущество, в дореволюционном гражданском праве, становилось собственностью государства вместе со всем движимым имуществом, имевшим к нему прямое отношение. Остальные движимые вещи, существовавшие самостоятельно, лишаясь собственника, становились бесхозяйными и могли стать собственностью любого человека.

На сегодняшний день законодательства ряда государств предусматривают различные способы приобретения права собственности на движимые и недвижимые объекты. В гражданском праве Нидерландов и ряда других стран  прямо указывается на то, что частные лица могут стать субъектами приобретения права только на движимые вещи, тогда как государство признается субъектом приобретения права в отношении не только движимых, но и недвижимых вещей, в частности земли. 

Принятие ГК РСФСР 1922 г. внесло некоторые новшества в правовой режим бесхозяйного имущества. Понятие бесхозяйного имущества стало более узким: единственным критерием, который давал возможность отнесения имущества к бесхозяйному, являлась  неизвестность собственника. Предполагалось, что собственник имеется у всякого имущества.

В 1925 году была принята новая редакция ст. 68 ГК РСФСР, в которой дополнительно предусматривались слова: «…или которое не имеет собственника», расширившие состав бесхозяйного имущества. Данные правовые нормы просуществовали в таком виде вплоть до второй кодификации гражданского законодательства 1964 года. Принимая во внимание административно-правовое толкование понятия бесхозяйного имущества, стоит отметить, что административные органы пошли по пути дальнейшего, еще большего расширения данного понятия.

Согласно инструкции народного комитета коммунального хозяйства и народного комитета юстиции РСФСР от 22.10.1935 г. «О бесхозяйных строениях частновладельческого фонда» к бесхозяйным причислялись строения, собственники которых добровольно отказались от прав на строение, причем такой отказ от домовладений не требовал оформления в нотариальном порядке, а так же строения, владельцы которых признавались в установленном порядке безвестно отсутствующими. Указанное  положение противоречило ст. 69 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР, согласно которой, если лицо безвестно отсутствует и даже признано безвестно отсутствующим в установленном законом порядке, то над его имуществом учреждается опека, которая осуществляется в интересах отсутствующего собственника. Таким образом, имущество безвестно отсутствующего лица безосновательно причислялось к бесхозяйному.

Однако в отличие от ранних нормативно-правовых актов было установлено, что не могут быть отнесены к бесхозяйным, строения или другое имущество тех владельцев, местоположение которых достоверно установлено, даже если они проживают не в той местности, где находится имущество.

Признание строения бесхозяйным проходило в следующем порядке.  Советом депутатов трудящихся, на территории которого оказывалось строение собственник которого не известен,  при участии представителей от жильцов, составлялся акт о невозможности установить собственника данного строения, а в местной газете размещалась публикация о явке лица, считающего себя его собственником.

По истечении трех месяцев Местный Совет возбуждал ходатайство перед областным или краевым исполкомом или Советом Министров автономной республики о включении строения в качестве бесхозяйного в фонд местного Совета. Однако, если собственник сооружения смог предоставить доказательства на право собственности на данное сооружение в указанные сроки, то вопрос о признании объекта бесхозяйным, снимался 

Завершающим актом данной процедуры являлось постановление соответствующего исполкома или Совета Министров Республики о признании строения бесхозяйным. С момента вынесения данного постановления объект недвижимости становился собственностью государства.

Вместе  с административным порядком обращения бесхозяйного имущества в собственность государства у госорганов существовала возможность  истребования бесхозяйного имущества из чужого незаконного владения.

Нормативной основой для возникновения права государственной собственности на задавненное имущество являлось разъяснение Пленума Верховного Суда РСФСР от 29.06.1925 г. Стоит отметить, что на  сегодняшний день во всех подобных случаях собственником задавненного имущества, как правило, становится его фактический владелец. В советском законодательстве не существовало понятия  приобретательной давности, поэтому фактический владелец  не мог стать собственником чужой вещи по истечении установленного законом срока.

Так же  правила данного разъяснения указывали, что к изъятию государственного имущества из чужого незаконного владения сроки исковой давности не применялись. Некоторые советские юристы считли, что имущество, находящееся у незаконного владельца и не истребованное собственником в пределах срока исковой давности, нельзя рассматривать как бесхозяйное и считать государственной собственностью.

Важнейшей нормативной основой исследуемых правоотношений выступало постановление Пленума ВС РСФСР «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество» от 29 июня 1925 г. 

Презумпция права государственной собственности сводилась, главным образом, к тому, что всякое бесхозяйное и спорное имущество на территории РСФСР являлось государственным, пока не было установлено обратное. 

Такой порядок был обусловлен практически и имел особое политическое и хозяйственное значение в первые годы Советской власти, когда в связи с революцией и эмиграцией многие собственники оставили в России предприятия, имения и иное ценное имущество. Так же , указанная презумпция активно применялась в ходе и по завершению Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в отношении трофейного, а также выбывшего из владения государственных предприятий и организаций имущества, находящегося во владении неуправомоченных на то лиц, а также лиц, погибших и пропавших без вести во время войны. При помощи указанной практики в советском правопорядке получал свою реализацию один из способов повышенной охраны государственной собственности.

В отличии от ГК РСФСР 1922 года, по положениям которого  бесхозяйность имущества устанавливалась в административном порядке по распоряжению местных органов и официально признавалось, что для такого перехода имущества в собственность государства «вовсе не требуется санкции судебных органов», то ГК РСФСР 1964 г. установил именно судебный порядок признания имущества бесхозяйным.

Судебный порядок установления бесхозяйности имущества вызвал огромное количество споров. В частности, Ю.К. Толстой писал: «все споры о признании строения бесхозяйным должны разрешаться в судебном порядке, так как здесь имеет место гражданский спор». Однако, существовали так же и сторонники позиции законодателя, их мнение заключалось в следующем: «признание имущества бесхозяйным и передача его в фонд местных Советов является прерогативой административных органов, и суд не вправе вмешиваться в их решения». Но и среди них находились те, кто соглашался с неуместностью такого подхода, т.к. при этом на административный орган в некоторых случаях возлагались несвойственные ему судебные функции.

Становится ясно, что в советском праве бесхозяйность имущества представлялась как кратковременное состояние, единственным выходом из которого был переход имущества в собственность государства..

С течением времени презумпция права государственной собственности на бесхозяйное имущество утратила свою первоначальную значимость, и вместе с этим происходило сокращение ее применения на практике. 

С принятием и вступлением в законную силу с 1 июля 1990 года Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» правовой режим бесхозяйного имущества в очередной раз претерпел изменения, а своеобразный центр тяжести был перемещен в сторону фактических владельцев вещей. Такими владельцами стали, в частности, выступать: лицо, которое завладело этой вещью, нашло эту вещь, либо является собственником или владельцем того участка, либо того недвижимого имущества, где была обнаружена находка или найден клад.

Всех кто имеет некий интерес в определенных вещах, сегодня можно рассматривать как потенциальных собственников такого имущества. И за такими собственниками закон признает переходный правовой статус «возможных правообладателей».  Данный статус, довольно часто, при наличии условий, установленных законом, трансформируется в «регулярное» право собственности в отношении определенной вещи.

Действующий гражданский кодекс Российской Федерации сохраняет презумпцию права государственной собственности только на землю и прочие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Однако действующее законодательство не внесло кардинальных изменений в представление о приобретении права собственности на бесхозяйное имущество, не утратив преемственность с прежним порядком. Бесхозяйные недвижимые вещи по-прежнему принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. С момента постановки на учет также начинается течение срока, необходимого для предъявления соответствующего требования в суд.

Правовые условия признания имущества бесхозяйным

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В гражданском законодательстве существуют понятия движимого и недвижимого имущества. Признание недвижимых вещей бесхозяйными осуществляется только в судебном порядке судебный порядок (ст. 264-267 ГПК РФ). Право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательской давности (п. 2 ст. 225 ГК РФ). 

Бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они (вещи) находятся (п. 2 ст. 225 ГК РФ).

По истечении одного года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом (комитет по управлению муниципальным имуществом), может обратиться в суд с требованием о признании собственности на эту вещь. Заявление подается в суд по месту нахождения вещи (имущества).

Например, организация приобрела в собственность здание по договору купли-продажи от 05.05.2013 и с указанной даты осуществляет в его отношении все правомочия собственника (договор купли-продажи незаключенным или недействительным не признавался). Государственная регистрация перехода права собственности на спорное здание к организации была приостановлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на срок до 05.07.2013 по независящим от организации причинам.

05.05.2014 г. организация подала в арбитражный суд исковое заявление о понуждении к государственной регистрации перехода права собственности на указанное здание на основании ст. 551 ГК РФ.

05.05.2015 г. муниципальное образование, в порядке ст. 225 ГК РФ, обратилось в Управление с заявлением о принятии на учет указанного здания как бесхозяйной недвижимой вещи, мотивируя это тем, что в ЕГРП отсутствует соответствующая запись и собственник здания неизвестен. Данное заявление было удовлетворено.

В такой ситуации, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии неправомерно.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В статье 551 ГК РФ говорится  о том, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  госрегистрация прав приостанавливается госрегистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для госрегистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим госрегистрацию прав, по межведомственным запросам. Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (далее - Положение № 580), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Все прилагаемые к заявлению документы, за исключением случаев, установленных в настоящем Положении, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) должен быть возвращен органу местного самоуправления, второй - помещен в дело правоустанавливающих документов.

В соответствии с п. 21 Положения № 580 принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 № 1150/13 рассматривалось аналогичное дело и суд указал следующее. Спорное здание с декабря 2002 г. находится в открытом и непрерывном владении организации; организация осуществляет в его отношении все правомочия собственника; в подтверждение правомерности владения зданием организация представила упомянутый договор купли-продажи. Факт открытого владения организацией спорным объектом лицами, участвующими в деле, не оспаривается; названный договор купли-продажи, на основании которого организация вступила во владение, незаключенным или недействительным не признан. Изложенное свидетельствует о наличии условий, при которых имущество может быть приобретено организацией в собственность в силу приобретательной давности.

Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

22.04.2014 организация обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное здание на основании указанного договора купли-продажи. Следовательно, на момент поступления заявления муниципального образования о постановке спорного здания на учет как бесхозяйного имущества Управление обладало сведениями о притязаниях организации на это здание. Наличие правопритязаний организации на спорное здание подтверждает также поданное ей в арбитражный суд исковое заявление о понуждении к государственной регистрации перехода права собственности на данное здание к организации на основании ст. 551 ГК РФ.

При названных обстоятельствах отсутствуют основания для признания спорного здания бесхозяйным и постановки его на учет в качестве такового.

С учетом данной позиции Президиума ВАС РФ действия Управления в части удовлетворения заявления о принятии на учет здания как бесхозяйной недвижимой вещи неправомерны, поскольку у организации есть в наличии не признанный недействительным или незаключенным договор купли-продажи в отношении данного здания. Кроме того, организацией подано в арбитражный суд исковое заявление о понуждении Управления к госрегистрации перехода права собственности на указанное здание, что свидетельствует о наличии правопритязаний организации на указанное здание. Отсутствие госрегистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Отметим также, что комитет по управлению муниципальным имуществом должен в своем заявлении привести следующие сведения: 

а) какая именно вещь должна быть признана бесхозяйной; 

б) была ли поставлена бесхозяйная вещь на учет и истек ли годичный срок с этого времени; 

в) доказательства, подтверждающие существенные для дела обстоятельства.

Имущество лица, признанного безвестно отсутствующим, не может быть признано бесхозяйным, так как над ним установлена опека. Если собственник имущества известен, но отсутствует, то заявление должно быть оставлено без рассмотрения, а заинтересованные органы могут поставить вопрос о признании отсутствующего собственника безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Если суд в результате тщательного исследования доказательств придет к выводу о том, что данная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, он выносит решение об удовлетворении заявления. В резолютивной части решения должно быть указано: 1) о признании недвижимой вещи бесхозяйной (приведены ее наименование и признаки); 2) о признании права муниципальной собственности на данное бесхозяйное недвижимое имущество.

Если объявятся собственник вещи или его правопреемники, они могут предъявить иск о признании права собственности на бесхозяйную вещь (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ). В соответствии с ч. 3 п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйная недвижимая вещь (имущество), не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.




Глава 2. Особенности признания недвижимого имущества бесхозяйным, признание права собственности на него

Общая характеристика признания недвижимого имущества бесхозяйным

В настоящее время в гражданском и арбитражном процессах предусмотрено рассмотрение следующих видов дел, связанных с бесхозяйным имуществом:

1) о признании движимой вещи бесхозяйной (п. 6 ч. 1 ст. 262, глава 33 ГПК РФ);

2) о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (п. 6 ч. 1 ст. 262, глава 33 ГПК РФ);

3) об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом (п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ);

4) об установлении факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным (п. 1 ч. 2 ст. 218 АПК РФ).

В судебном порядке возможно приобретение права собственности в отношении брошенных вещей, за исключением вещей малоценных (ч. 2 ст. 226 ГК РФ), по давности добросовестного, открытого и непрерывного владения, длившегося не менее 5 лет.

Право собственности в таком случае должно возникать на основе решения суда о признании права собственности на бесхозяйную движимую вещь в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). 

Основанием вынесения такого решения являются:

1) признание вещи брошенной, т.е. установление факта отказа собственника от права собственности на вещь;

2) установление факта добросовестного, открытого и непрерывного владения вещью заявителем в течение 5 лет.

В рамках производства в судах общей юрисдикции ГПК РФ (ст. 293) говорит, что суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. 

При этом совершенно непонятно, как можно принять «решение о передаче в собственность» вещи, и без того находящейся во владении и пользовании лица, относящегося к ней как к своей собственной. 

Термин «передача» в данном случае неудачно маскирует факт признания судом права собственности на вещь с момента вынесения решения и ничто другое. 

Прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации с заявлением о признании бесхозяйным изъятое игровое оборудование в виде 16 игровых автоматов, 9 покерных столов, 1 видеорегистратора, 2 ноутбуков, 1 коробки с фишками, 3 видеокамер, 1 системного блока, и признании права собственности Российской Федерации на указанное имущество.

В судебном заседании помощник прокурора Жезлова А.Г. заявленные требования поддержала, в их обоснование суду пояснила, что прокуратурой Верх-Исетского района г. Екатеринбурга была проведена проверка соблюдения федерального законодательства в области организации и проведения азартных игр. В ходе проверки установлено, что по <...> в нарушение действующего законодательства осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр. Согласно протоколу осмотра места происшествия от <...>, по данному адресу изъяты 16 игровых автоматов, 9 покерных столов, 1 видеорегистратор, 2 ноутбука, 1 коробка с фишками, 3 видеокамеры, 1 системный блок. Указанное игровое оборудование опечатано печатью "для пакетов N 7 ОЭБ и ПК УМВД по г. Екатеринбургу" с пояснительной запиской, на которой указан номер КУСП, дата изъятия и адрес незаконного игрового заведения, и передано на ответственное хранение на склад, расположенный по <...>. До настоящего времени за изъятым игровым оборудованием никто не обращался, собственник изъятого имущества не установлен.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 12.11.2015 заявление прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с постановленным судом решением, полагая его незаконным и необоснованным, заявитель подал апелляционное представление, в которой указал на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Гаврина Ю.В. в заседании судебной коллегии доводы апелляционного представления поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционного представления. С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

 

Заслушав заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении поданного прокурором Верх-Исетского района г. Екатеринбурга заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не были представлены доказательства, свидетельствующие об отказе определенного собственника (гражданина, юридического лица) от права собственности на указанные в заявлении движимые вещи (игровые автоматы, покерные столы, видеорегистратор, ноутбуки, коробка с фишками, видеокамеры, системный блок), в связи с чем данные вещи не могут быть отнесены к категории брошенных вещей, и возможность признания их бесхозяйными с передачей в собственность Российской Федерации в данном случае отсутствует. Кроме того, судом указано на отсутствие индивидуализирующих признаков (модель, марка, производитель, внешнее описание, размеры, габариты, вес, состав (материал изготовления, конструктивные элементы, наличие или отсутствие определенного программного обеспечения), год изготовления и т.д.), позволяющих определенно идентифицировать каждую единицу указанного заявителем игрового оборудования для признания его бесхозяйным.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в установленном законом порядке либо поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44