VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование направлений формирования благоприятного инвестиционного имиджа муниципальных образований

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011720
Тема: Совершенствование направлений формирования благоприятного инвестиционного имиджа муниципальных образований
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ	6
1.1 Инвестиции и их роль развитии территорий	6
1.2 Факторы инвестиционной привлекательности муниципальных образований	10
1.3	Методы оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования	12
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ)	25
2.1 Инвестиционной потенциал г. Ростова-на-Дону	25
2.2 Сравнительный анализ доминирующих факторов, влияющих на инвестиционный имидж г. Ростова-на-Дону	29
2.3   Деятельность органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону в решении проблем повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования	45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	61
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сравнительная характеристика методик оценки инвестиционной привлекательности регионов	
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Сводная таблица основных проблем и мероприятий по совершенствованию инвестиционной привлекательности г. Ростова-на-Дону и достигнутых результатов………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
     Инвестиции открывают новые возможности для социально-экономического развития территорий. Ключевую роль в процессе привлечения инвестиций в регион играют региональные органы власти, их основными задачами являются создание и поддержание условий для увеличения притока частных инвестиций в реальный сектор экономики, модернизация производства, повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов, минимизация рисков для инвесторов. В данной работе проанализируем инвестиционную привлекательность и конкурентные преимущества на примере Ростовской области; изучим актуальные проблемы усиления конкурентоспособности региона, формирования стратегических направлений развития и инвестиционной привлекательности области. Инвестиции рассматриваются как основной инструмент развития региона.
     В настоящее время г. Ростов-на-Дону относится к числу экономически развитых и инвестиционно-привлекательных субъектов федерации. 
     Актуальность темы исследования обусловлена ролью муниципальных образований в условиях рыночной ориентации российской экономики, расширением состава и содержания, решаемых ими задач, а, следовательно, принимаемых управленческих решений, от эффективности которых зависит региональное развитие. За годы экономических преобразований отношения центра и регионов изменились так, что последние получили право распоряжаться ограниченными ресурсами, при этом повысилась их ответственность за результаты хозяйствования. В настоящее время придается особое значение такой инвестиционной деятельности, которая была бы в органическом единстве с общегосударственными социально- экономическими приоритетами. Поступление инвестиционных вкладов в муниципальное образование влечет за собой ряд положительных изменений:
     - увеличиваются налоговые поступления за счет реализации инвестиционных проектов;
     - создаются новые рабочие места, вследствие чего повышается уровень благосостояния населения;
     - возрастает количество выставок и конгрессов регионального и федерального значения;
     - развиваются деловая и транспортная инфраструктуры;
     - становится более востребованным механизм государственно-частного партнерства;
     - расширяются внутренние рынки сбыта;
     - активизируется пространственное развитие города, строительство новых районов и расширение в агломерацию;
     - увеличивается конкурентоспособность региональной продукции.
     Целью данной работы является совершенствование направлений формирования благоприятного инвестиционного имиджа муниципальных образований (на примере г. Ростова-на-Дону).
     Объектом исследования является муниципальное образование – город Ростов-на-Дону.	
     Предмет исследования - формы и методы повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований.
     Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 
1) узнать, как инвестиции влияют на развитие муниципального образования;
      2) выявить факторы инвестиционной привлекательности муниципальных образований
     3) рассмотреть основные методики оценки инвестиционной привлекательности города;
     4) оценить инвестиционную привлекательность г. Ростова-на-Дону;
     5) провести сравнительный анализ доминирующих факторов, влияющих на инвестиционный имидж г. Ростова-на-Дону;
     6) изучить деятельность правительства г. Ростова-на-Дону в целях поддержания благоприятного инвестиционного климата.
     Методы, использованные при написании дипломной работы:
     1) анализ научной литературы или правовых документов;
     2) дедукция организует необходимый переход от общих явлений к частным;
     3) метод обобщения – предполагает получение выводов об общих свойствах объектов исследования.
      Информационной базой дипломной работы являются законодательные акты по вопросам инвестиционного развития региона и муниципального образования, отчётные показатели города Ростова-на-Дону, материалы Федеральной служба государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области.
      Теоретическую основу работы сформулировали труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам инвестиционной привлекательности муниципального образования и региона, такие как И. В. Гришина, И. И. Ройзман А. Г. Шахназаров, К. Гусева.
      Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения А.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ИМИДЖА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ	

1.1 Инвестиции и их роль развитии территорий

      В настоящее время инвестиции, их объем, состав (типы), дифференциация по направлениям и формам собственности, представляют весьма существенную основу хозяйственного развития страны, ее регионов и муниципальных образований, стратегическое острие которой направлено на существенное повышение благосостояния народа.
      Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики – это вопрос развития производств, снижения вероятности социальных взрывов и фактор реструктуризации хозяйственной системы территории. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг – это еще не решение проблемы. Осуществить задачу экономического развития возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности, стремясь к наиболее полной реализации объективных возможностей территории и условий деятельности предприятий, не боясь отказываться от привычного во имя целесообразного. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью – ключевой вопрос текущего момента.
      Что же такое «инвестиционная привлекательность» территории? Понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие определенных условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.1 В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности принято выделять «инвестиционный потенциал», - количественную характеристику инвестиционной привлекательности, и «инвестиционный риск» - ее качественную характеристику. Однако, не стоит забывать и то, что на предпочтения инвестора влияет гораздо более широкий круг факторов (включая культурные и психологические), чем те, что традиционно умещают в рамки «инвестиционного потенциала» и «инвестиционного риска». Поэтому, процесс реализации инвестиционной привлекательности – это творческий, индивидуализированный и, требующий «понимающих» подходов, процесс.
      Социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований связано с формированием финансового механизма, представляющего совокупность форм и методов организации, планирования и стимулирования финансово-хозяйственной деятельности в определенном социально-экономическом пространстве. В условиях децентрализации финансовых функций перед региональными и муниципальными властями встает трудная задача по организации хозяйственной деятельности в непроизводственной сфере с учетом социальных интересов населения и требований рынка. Это предполагает разработку эффективных схем привлечения финансовых ресурсов в региональные и муниципальные инвестиционные проекты, имеющие ярко выраженную социальную направленность.
      В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях экономики становится все более актуальной. Так как эффективность инвестиционной деятельности в наибольшей степени определяется уровнем инвестиционной привлекательности, реализуемой в рамках инвестиционной стратегии, исследование сущности понятия инвестиционная привлекательность приобретает особую важность.
      Под понятием инвестиционная привлекательность муниципального образования следует понимать обобщенную характеристику в плане перспективности, выгоды, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в его развитие за счет собственных средств и средств других инвесторов.
      Для того, чтобы более подробно узнать, что же такое инвестиционная привлекательность, необходимо рассмотреть такое понятие, как «инвестиции».
      Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. 2
      Некоторые люди считают, что инвестирование и кредитование это одно и тоже, но это не так. При кредитовании кредитор (т.е. человек, который дает деньги) знает, что его средства вернутся к нему с определённым процентом вне зависимости от результата. В отличие от него инвестор не может быть уверен в том, что все его вложенные средства будут возвращены; это рискованный вид деятельности, который зависит лишь от успешности проекта, в противном случае инвестор может частично или полностью потерять свои деньги.
      Для того, чтобы инвестор захотел вкладывать свои деньги в предприятие, он должен быть в нем уверен. Это значит, что предприятие должно иметь отличную репутацию, грамотно обработанный и эффективный план деятельности на будущее; его деятельность должна быть прозрачной. Важную роль играет соотношение прибыли и риска, каждый вкладчик будет стараться выбрать проект с наименьшим уровнем риска, даже если при этом прибыль тоже будет небольшой.
      Инвестиции играют важную роль, как на макро-, так и на микроуровне. Они определяют будущее страны в целом, а также отдельного субъекта хозяйствования и являются побудителем развития экономики.
      В производственной сфере инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста.
      Инвестиции в рыночно-ориентированной экономике являются важнейшим элементом рациональной организации бизнеса и эффективного использования свободных денежных средств. В инвестиционном процессе участвует широкий круг субъектов рыночной экономики - от физических лиц, мелких и средних фирм до крупнейших международных корпораций, банков и правительств. 
      Инвестиции по-разному функционируют в кругообороте рыночного хозяйства. Реальные инвестиции функционируют в процессе воспроизводства основных, оборотных фондов и интеллектуального капитала, при этом обеспечивают прирост капитального имущества. Они направлены на элементы физического капитала (движимое и недвижимое имущество) и обеспечивают первичный рынок инвестиций.
      Финансовые инвестиции вкладываются в финансовые активы, их оборот и отражают вторичный рынок инвестиций. С помощью финансовых активов увеличивается скорость перелива капитала из одной сферы инвестиционной деятельности в другую, обеспечивая тем самым мобильность финансовых активов на инвестиционном рынке.
      Привлечение инвестиций позволяет создать новые рабочие места, внедрить новые технологии, повысить качество продукции, увеличить денежные поступления и заработную плату. Все это способствует улучшению социального положения населения страны, росту его благосостояния, повышению качества жизни и потребительского спроса.
      Таким образом, главное назначение инвестиций - обновление основного капитала, составляющего производственный и научно-технический потенциал экономики любой страны.
1.2 Факторы инвестиционной привлекательности муниципальных образований
      Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необходимы как объективные, так и субъективные условия, и предпосылки.3
      К объективным относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. 
      К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию. 
      Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления. 
      Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала территории признаются следующие факторы:
      - ресурсно-сырьевой потенциал, то есть средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов: минерально-сырьевых, земельных, водных, лесосырьевых, рекреационных;
      - производственный потенциал –отражает совокупный результат хозяйственной деятельности на анализируемой территории;
      - потребительский потенциал – выражает совокупную покупательную. способность населения региона и измеряется денежными доходами в среднем на душу населения, среднемесячной заработной платой работников в экономике, соотношением среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, долей платных услуг в денежных расходах населения;
      - инфраструктурный потенциал – отражает экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обустроенность;
      - интеллектуальный потенциал, который отражает образовательный уровень населения через показатели удельного веса специалистов с высшим и средним образованием на 10 тыс. человек населения, количество высших учебных заведений, количество профессорско-преподавательского состава количество обучающихся в аспирантурах и докторантурах;
      - институциональный потенциал – отражает степень развития ведущих институтов рыночной экономики и выражается через количество кредитных организаций, их совокупный уставной капитал, величину долей государственных, частных и смешанных предприятий;
      - инновационный потенциал – выражается в показателях количества академических научных учреждений, количество разработанных и внедренных инновационных проектов. Отражает уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе;
      - трудовой потенциал – выражается через показатели численности трудоспособного населения, численность экономически активного населения, уровень безработицы, естественный прирост на 1000 жителей, средней продолжительности жизни населения, уровень миграции населения;
      - финансовый потенциал территории, характеризуется прибыльностью предприятий, объемом налоговой базы, доходностью бюджета территории. Другая составляющая инвестиционной привлекательности, понятие «инвестиционный риск», отражает целесообразность осуществления капиталовложений на данной территории, вероятность потери инвестиций или дохода от них. 
      В отличие от факторов инвестиционного потенциала, инвестиционный риск – более динамичная характеристика, способная измениться в сравнительно короткий промежуток времени. В рамках понятия «инвестиционный риск» выделяются следующие составляющие:
      - экономический риск – показатель, отражающий тенденции в экономическом развитии региона;
      - политический риск – представляющий тенденции политической жизни территории;
      - социальный риск – отражающий уровень социальной напряженности;
      - экологический риск – связан с уровнем загрязнения окружающей среды;
      - криминальный риск – отражает уровень преступности в регионе с учетом тяжести совершаемых преступлений.
      Инвестиционный риск в отдельном регионе или на отдельной территории является составной частью, используемого в международной практике понятия «кантри-риска», являющегося обобщенной характеристикой данной страны в целом, как делового партнера с учетом различных политических и экономических факторов. «Кантри-риск» отражает вероятность нежелательного развития сделок с предпринимателями и предприятиями данной страны, когда становится трудным или невозможным не только получение первоначально планируемых выгод, но и само выполнение сделки и возврат вложенного капитала. Таким образом, инвестиционный риск территории органически связан с показателем «кантри-риска»
      
1.3	Методы оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования

      В настоящее время существует несколько подходов к определению инвестиционной привлекательности территории:
      - сопоставление величин реальных и нормативных капиталовложений;
      - расчет простого индекса инвестиционной привлекательности по отношению реальных и нормативных капиталовложений;
      - расчет расширенного индекса инвестиционной привлекательности, который определяется как среднее геометрическое индексов инвестиционной привлекательности и объема капиталовложений.
      Инвестиционная привлекательность состоит из двух компонентов: инвестиционного потенциала и уровня территориальных инвестиционных рисков. 
      Инвестиционный потенциал муниципального образования – это совокупность объективных социально-экономических свойств муниципального образования, имеющих высокую значимость для потенциальных инвесторов и способствующих развитию инвестиционных процессов, протекающих на местном (муниципальном) уровне хозяйствования.4
      Под территориальным инвестиционным риском понимается вероятность неполного использования инвестиционного потенциала муниципального образования, некоторые ограничения, препятствующие привлечению инвестиций в городскую экономику.
      Все методы оценки инвестиционной привлекательности условно можно разделить на три группы:
      – применяющие экспертные балльные оценки (методика Гарвардской школы бизнеса5, методика журнала «Euromoney»6, методика присвоения кредитного рейтинга7);
      – применяющие статистические балльные оценки (методика экономического департамента Банка Австрии8, методика РА «Эксперт»9, методика К. Гусевой10, методика А.И. Бланка11);
      – применяющие свод частных показателей в интегральный показатель (методика экономического департамента Бан Австрии, методика РА «Эксперт», методика К. Гусевой, методика А.И. Бланка).
      Применение большинства из упомянутых методик, во-первых, требует проведения ряда трудоемких и дорогостоящих экспертных процедур. Но, как показывает практика, экспертные балльные оценки неизбежно являются в значительной мере субъективными и обычно сглаживают реальный разброс исследуемых территориальных характеристик. 
      Во-вторых, часть упомянутых методик не дает возможности убедиться в адекватности полученных результатов из-за отсутствия в методике объективного критерия достоверности.
      В-третьих, обзор методик оценки инвестиционной привлекательности показал, что в основном объектом оценки выступают страны, регионы или корпорации. На уровне муниципальных образований нет четко обоснованной методики оценки инвестиционной привлекательности, хотя муниципальное образование в отличие от корпорации является одновременно экономическим, социальным и политическим субъектом заимствования. Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки научно обоснованной методики анализа инвестиционной привлекательности муниципальных образований, основанной на использовании количественных методов диагностики, адекватность которых в полной мере бы подтверждалась результатами количественных исследования.
      Впервые сравнительные оценки инвестиционной привлекательности стран появились более 40 лет назад. Первая работа в этой области была проведена учеными Гарвардской школы бизнеса в 1969 г. В основу межстранового сопоставления была положена экспертная шкала, включающая такие характеристики, как законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов, стабильность национальной валюты, возможность экспорта капитала, а также использования национального капитала, устойчивость политической ситуации, уровень инфляции. При этом состав показателей был недостаточно детальным для учета всех условий, принимаемых во внимание инвесторами. Кроме того, практически все факторы, используемые в методике, опирались на экспертные оценки, что вносило значительную долю субъективизма в конечный результат.12
      Последующее развитие методологии оценки инвестиционной привлекательности связано с усложнением и увеличением набора экспертно- оцениваемых параметров и добавлением статистических показателей. Как правило, при оценке применялись следующие показатели: макроэкономические (ВНП, национальный доход, ВВП и т. д.), обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами, степень развития инфраструктуры, уровень участия государства в экономике.
      Переход ряда стран в конце 1980-х – начале 1990-х гг. к рыночной экономике определил специфические условия инвестирования в них, в результате назрела необходимость разработки новых методологических подходов. В ответ на появившуюся потребность ряд экспертов (например, журналы The Wall Street Journal Europe’s, Multinational Business, консультационная фирма PlanEcon) применительно к странам с переходной экономикой подготовили упрощенные методики, использовавшиеся для оценки инвестиционной привлекательности. Они учитывали разнообразные факторы: географическое положение страны по отношению к мировым экономическим центрам, объем институциональных преобразований в экономике, состояние и результаты осуществляемых реформ, эффективность использования трудовых ресурсов и др.
      Однако оценка инвестиционной привлекательности может проводиться не только на уровне стран. В крупных федеративных государствах целесообразно оценивать инвестиционную привлекательность отдельных субъектов. Очевидно, что для России наиболее применим подход определения инвестиционной привлекательности регионов. Что касается российских реалий, значимой деталью для оценки инвестиционного потенциала регионов является наличие серьезных межрегиональных экономических, социальных и политических различий. Этот факт предопределяет необходимость исследования инвестиционных характеристик на региональном, а не на государственном уровне.
      В последние годы в нашей стране активизировалась работа в области оценки инвестиционной привлекательности регионов с помощью разных методик. Однако в настоящее время инвестиционный потенциал рассматривается большинством авторов как один из компонентов инвестиционного климата (инвестиционной привлекательности) региона и, как правило, оценивается в рамках одного из этапов таких исследований. Таким образом, применяемые к оценке инвестиционного климата (инвестиционной привлекательности) методологические подходы можно использовать и в оценке регионального инвестиционного потенциала.
      Сравнительный анализ методик указывает на их разнообразие, как по методологическому обоснованию системы исследования, так и по методу оценки инвестиционной ситуации. Одни ученые и специалисты отдают предпочтение балльным, преимущественно экспертным, методам оценки факторов, другие используют для этой цели статистические, количественные данные. Однако, учитывая, что ряд факторов, характеризующих инвестиционный потенциал, не поддается количественному измерению, в некоторых методиках используется смешанный вариант.
      Примером использования преимущественно экспертных оценок может служить методика, разработанная рейтинговым агентством «Эксперт РА». В ней инвестиционный климат рассматривается как результирующая двух элементов – инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. В первый включен трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный и природно-ресурсный потенциалы.
      Экспертным путем определяются оценки весов каждой составляющей риска и потенциала, и рассчитываются интегральные показатели. 
      Рейтинги многих международных агентств также преимущественно основываются на экспертных оценках. Как правило, такие рейтинги уделяют особое внимание оценке финансово-бюджетной системы и уровня платежеспособности регионов.
      В качестве примера критериев присвоения рейтинга можно привести методику агентства FitchRatings. Оценка ведется по четырем основным направлениям: долг и прочие долгосрочные обязательства, финансы, управление и администрирование, экономика. Рейтинги FitchRatings определяются на основе сравнительного анализа финансовых показателей и более субъективных критериев с учетом удельного веса каждого показателя, определенного экспертным путем. Кроме того, FitchRatings присваивает рейтинги долговым обязательствам регионов в национальной и иностранной валюте.
      К преимущественно экспертным методам относится и методика оценки инвестиционного климата регионов России, разработанная Институтом экономики РАН в 1996 г. В рамках этой методики используются 75 частных факторов регионального инвестиционного потенциала. При этом большинство (65 факторов) оценивается экспертами, и только10 опираются на данные статистики. Все факторы инвестиционного потенциала региона сводятся в семь групп:
      ?  ресурсный потенциал;
      ?  производственный потенциал;
      ?  степень развитости инфраструктуры;
      ?  социально-политическая обстановка;
      ?  социально-культурный потенциал;
      ?  организационно-правовой потенциал;
      ?  финансовый потенциал.
      После разбивки по группам каждому фактору присваивается весовой коэффициент. В рамках этой методики используется следующая градация: значение 3 присваивается факторам, которые оказывают весьма сильное влияние на инвестиционный климат региона, значение 2 – умеренное влияние,1 – слабое, но различимое влияние.
      Методика позволяет выделить восемь групп регионов с различными типами инвестиционного климата:
      ?  наиболее благоприятный инвестиционный климат для всех типов инвесторов;
      ?  благоприятный инвестиционный климат для крупных инвесторов (в основном в сырьевые виды экономической деятельности);
      ?  потенциально благоприятный инвестиционный климат;
      ?  средний инвестиционный климат;
      ?  менее благоприятный инвестиционный климат (регионы имеют ярко выраженную сельскохозяйственную ориентацию);
      ?  неблагоприятный инвестиционный климат (депрессивные регионы);
      ?неблагоприятный инвестиционный климат (низкий уровень социально-экономического развития регионов);
      ?  неопределенный инвестиционный климат (условия инвестирования в большой степени определяются внешнеэкономическими факторами).
      С точки зрения анализа составляющих инвестиционной привлекательности регионов следует отметить методику оценки региональных рисков в России, выполненную Институтом перспективных исследований (Institute for Advanced Studies – IAS) по заказу Банка Австрии в 1995 г. Подход учитывает98 частных факторов, определяющих региональный инвестиционный риск, которые сведены в 11 групп. По каждой из групп рассчитывается итоговый балл региона. На основе обобщенной информации определяется рейтинговое место региона по каждой группе –частный рейтинг. Затем вычисляется общий рейтинг по региональному риску, на основании которого проводится группировка субъектов Федерации по шести классам: от достаточно благоприятной ситуации для различных видов инвестиций до чрезвычайно неблагоприятного инвестиционного климата.
      Таким образом, подобные методики, основываясь преимущественно на экспертных балльных оценках, в значительной мере субъективны и сглаживают или сжимают реальный разброс региональных характеристик: эксперты инстинктивно тянутся к середине заданной шкалы и остерегаются крайних оценок.
      Еще одним методом, имеющим широкое распространение, являются статистические балльные оценки. Суть метода в том, что числовые значения статистических показателей сводятся к балльным оценкам по какой-либо шкале. Недостатком является то, что метод не может в достаточной мере отразить степень дифференциации статистических показателей по регионам из-за ограниченного числа применяемых интервалов разбивки данных или заранее заданного диапазона балльных оценок.
      Широко применяются на практике и методы свода частных показателей в интегральный. Так, одной из методик, основанной преимущественно на данных Росстата с использованием методологии инвестиционной регионалистики, является методика анализа инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации для частных инвесторов, разработанная при участии И. В. Гришиной, И. И. Ройзмана и А. Г. Шахназарова.13 В основу методики положено определение интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов России на основе ряда частных факторов. Оценку инвестиционной привлекательности осуществляют посредством 17 характеристик, объединенных в следующие группы:
      ?  природно-географический потенциал (оценка запасов основных природных ресурсов, показатель географического положения региона по отношению к внешнеторговым выходам России);
      ?  производственно-финансовый потенциал (например, объем промышленного производства и темп его изменения, степень развития малого предпринимательства в исследуемом регионе, экспорт продукции из региона за рубеж);
      ?  социальный потенциал (обеспеченность жителей региона жильем, легковыми автомобилями, телефонными аппаратами, стоимостной объем платных услуг на душу населения и др.);
      ?  региональный инвестиционный риск, позволяющий оценить уровень безработицы и преступности, сложившийся в регионе, уровень политической стабильности, а также степень конфликтности трудовых отношений.
      Критерием отнесения того или иного частного фактора инвестиционной привлекательности к числу конкурентных преимуществ или отставаний региона является его региональная количественная оценка. Так, к региональным конкурентным преимуществам относятся факторы инвестиционного потенциала, по которым региональное значение превышает среднероссийский уровень на 20 % и более, а также факторы инвестиционного риска, по которым региональное значение составляет менее 0,8 от среднероссийского уровня (т. е. ниже на 20 % и более).
      Соответственно, к региональным конкурентным отставаниям относятся факторы инвестиционного потенциала региона, по которым региональное значение составляет менее 0,8 от среднероссийского уровня, и факторы инвестиционного риска, по которым региональное значение превышает среднероссийский уровень на 20 % и более.
      Состав факторов и порядок их свода в интегральный показатель определяются в соответствии с разработанными в Совете по изучению производительных сил Минэкономразвития России и Российской академии наук методическими рекомендациями, по оценке инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.14
      Подобные интегральные рейтинги, составленные с использованием указанных методов оценки и свода частных факторов, дают лишь иллюстрацию того, что один регион лучше или хуже другого по определенному признаку (или по своду признаков). Но такие рейтинги не показывают, насколько один субъект Федерации превосходит другой или насколько он уступает другому. Так, между регионами, занимающими 40-е и 41-е места в рейтинге, разница может быть, как на 0,1 %, так и на 10 %. Кроме того, достаточно сомнительным является сочетание таких методов оценки и свода частных показателей с применением различных весовых коэффициентов значимости. Это связано с тем, что определение величин весовых коэффициентов производится также экспертным путем, что дополняет субъективную балльную оценку показателей не менее субъективной оценкой их значимости.
      Безусловно, для отдельных признаков, не поддающихся статистическому измерению (например, для оценки географического положения региона по отношению к внешнеторговым выходам России), применение экспертных балльных оценок – вынужденная необходимость. Однако таких признаков немного, и они не являются основополагающими. Главную роль ввиду их большей объективности должны играть фактические (в основном данные государственной статистики) и количественные характеристики по инвестиционно-значимым показателям регионов.
      Помимо рассмотренной классификации довольно часто используется классификация инвестиционной привлекательности регионов с точки зрения методологического подхода. При этом выделяют три наиболее характерных подхода: узкий, факторный и рисковый.
      В качестве основного показателя оценки инвестиционной привлекательности хозяйственной системы, в том числе региональной, сторонники узкого подхода предлагают принять уровень прибыльности используемых активов, рассчитываемый по двум вариантам: отношение прибыли от реализации товаров, работ, услуг к общей сумме используемых активов и отношение балансовой прибыли к общей сумме используемых активов.
      Данный подход привлекает сравнительной простотой анализа и расчетов. Благодаря его универсальности, возможно использование подхода для оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих систем различного уровня. Кроме того, в нем отражена главная цель предпринимательской деятельности – получение прибыли от вложенных в объект средств и их возврат через определенный промежуток времени.
      Недостатком узкого подхода к оценке является то, что в нем не отражен баланс интересов, а инвестиционный климат не связан с инновационным типом развития и экономической устойчивостью. Этот метод игнорирует объективные связи фактора инвестиций с другими ресурсными факторами развития регионов.
      Суть факторного подхода заключается в составлении укрупненных групп, в которые включаются близкие по смыслу показатели, называемые факторами. Сводным показателем инвестиционной привлекательности в факторном подходе является сумма средневзвешенных оценок по факторам. Зачастую сводный показатель не может дать однозначного ответа о привлекательности того или иного региона, поэтому он обычно дополняется информацией о состоянии, динамике развития факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность. Кроме того, при принятии решения каждый инвестор может ориентироваться на индивидуальный набор факторов.
      Достоинством рейтинговой методики является простота, сравнительная дешевизна, наглядность полученных результатов.
      Сторонники рискового подхода в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают инвестиционный потенциал или инвестиционные риски.
      Таким образом, в настоящее время существует больш.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.