- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность, задачи, виды и принципы мониторинга муниципальных образований
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008980 |
Тема: | Сущность, задачи, виды и принципы мониторинга муниципальных образований |
Содержание
1.1 Сущность, задачи, виды и принципы мониторинга муниципальных образований. 1.1 Основные понятия и сущность мониторинга На сегодняшний день развитие общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в жизни, экономике и также в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных направлениях отраслей и сферах жизнедеятельности города, является одним из важнейших условий организации эффективного управления его развитием. Самым общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за различными процессами с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению. Мониторинг – это комплексная система, в которой проводится систематический анализ и наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза. Основная область применения мониторинга – это информация, ее добыча, обслуживание и управления в предметных областях деятельности. Мониторинг является одной из важнейших частей контроля. Мониторинг представляет собой универсальную систему, он используется в самых разных сферах деятельности, от экономики и управления, до энергетики и оборонных предприятий, а цели могут как совпадать, так и кардинально отличаться, при этом мониторинг структурно мало чем отличается, только мелкими переменными, которые касаются определённой деятельности. Вместе с тем, степень изученности и интенсивность использования его в разных сферах деятельности неравнозначны. Наибольший успех в развитии мониторинг получил в социологии и экологии, как в практическом направлении, так и в теоретическом. Можно утверждать, что данная дисциплина достигла определенного уровня зрелости в решении проблем мониторинга, как на прикладном, так и на теоретическом уровнях в сфере экономики. В большинстве, научное сообщество принимает понятие мониторинг. Достаточно глубоко проработан его методологический аппарат, созданы средства измерения, адекватные поставленным задачам, существует отлаженная система реализации мониторинга, включающая в себя сбор, хранение, обработку и распространение получаемой информации, статус его закреплен на законодательном уровне. Степень важности мониторинга зависит от того, насколько важные и крупные функции он должен выполнить, к таким функция относятся следующие: * наблюдение за состоянием организации на основе установленных системой показателей (индикаторов); * определение степени отклонения фактически полученных данных о деятельности организации от предусмотренных; * проведение диагностики с целью выявления состояния организации, причины появления проблем в управлении и на основе полученных данных об отклонениях или серьезных ухудшениях в состоянии и развитии сформировать основания для возможных путей ее решения; * предложение оперативных, своевременных управленческих решений по нормализации деятельности всей организации в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями; * позволяет осуществлять регулярную текущую корректировку целей и показателей развития организации в случае ее необходимости, включая стратегические. Если мы хотим, чтобы мониторинг действительно мог оказывать весомую помощь руководству организации, необходимо формирование его системы на основе научно разработанной методологии и практико-ориентированных методик. Разработка мониторинга невозможна без четкого определения показателей (индикаторов) изучаемой системы, в данном случае – муниципального образования. Понятие показателя используется довольно широко во множественных областях. Конкретно в этой работе под показателем понимается обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Данные Показатель выступает в роле методологических инструментом, обеспечивающих возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. В такой науке как социология под показателями и индикаторами понимается доступная для наблюдения, измерения и анализа, характеристика изучаемого объекта, т.е. эти три понятия дополняют друг друга, делая систему единой. При этом целесообразно их разделение на три независимых друг от друга элемента, а уже в конце соединить. Показатели это такие характеристики объекта, которые получаются на основе статистических данных. Индикаторы – это производные, полученные на основе изучения, обобщения, сравнения показателей. Помимо того, что мониторинг является не только информационной базой для функционирования управления, но он при этом еще и сам реализуется при помощи базовых функций управления. Исходя из того, что мониторинг позиционирует как одна из общих функций управления, можно уверенно сказать, что он является основой для реализации других управленческих функций, в том числе планирования, организации, мотивации, контроля и тд. Мониторинг становится составной частью системы управления и его составной части – информационной подсистемы или даже базы, а также мониторинг является обязательной функцией управления муниципальным образованием, которая позволяет выполнять другие управленческие функции, в первую очередь создавать условия для качественного социально-экономического развития любой социальной системы, тем более если речь идет о таком большем, неповоротливом и медлительном организме, как муниципальное образование. 1.2 Виды мониторинга Мониторинг мы можем классифицировать по ряду различных факторов. Зависит от того, какие цели, факторы, задачи мы имеем. Взависимости от этих составляющих, можно выделить несколько видов мониторинга, такие как: * Динамический, это когда в качестве основы для экспертизы служат данные о динамике роста или снижения того или иного показателя, объекта или явления. Это самый легкий и примитивный способ, который может использоваться как аналог экспериментального плана временных серий. Для простых по своей структуре систем, местного мониторинга (цен, доходов населения и пр.) этот подход может оказаться не эффективным. В данном случае, при проведении мониторинга на первое месте мы ставим опасности и риск их возникновения, а выявление причин является второстепенный целью, в силу того, что причины довольно прозрачны и зачастую очевидны. * Конкурентный, когда в качестве основой для экспертизы берутся результаты аналогичного обследования иных систем. В таком случае, мониторинг является аналогом плана с многочисленными сериями опытов и испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большой системы проводится параллельно друг другу, одним инструментарием, в одно и тоже время, то это дает основание сделать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме того такой подход позволяет оценить величину рисков и опасности, ее критичность. * Сравнительный, это когда в качестве основания для экспертизы, берутся результаты такого же или похожего обследования одной или нескольких систем более высокого уровня. Такой случай обладает спецификой в проведении мониторинга, и не имеет особой силы, и не берется в рассчет при планировании экспериментов. Он заключается в том, что информация по системе сравнивают с результатами, полученными для более высокоуровневой системы. * Комплексный, если используют не одну, а несколько оснований для экспертизы. В данном случае мы не рассматриваем мониторинг, который реализуется единичным измерением, думая, что динамичность является определяющим признаком мониторинга, но, в литературе можно встретить примеры использующие названия мониторинг к единственным испытаниям. В таком случае мониторинг вырождается в исследование по плану единичного случая, со всеми последствиями которые предпологает данный способ. Применительно к социальным системам, можно выделить пять видов мониторинга исходя от ихцелей: * Информационный – структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения. * Базовый или фоновый – изучение и попытка выявить новые проблемы, а так же опасности до того момента, как они станут осознаваемы и проблематичными на уровне управления. За объектом мониторинга организуется слежение при помощи периодичного измерения показателей или по другому индикаторов, которые достаточно точно его определяют. * Проблемный – выявление закономерностей, опасностей, процессов, и тех проблем, которые известны и носят угрожающий характер с точки зрения управления. Этот вид мониторинга может быть разделен на две составляющих, в зависимости от видов управленческих задач. * Проблемы функционирования – представляет собой базовый мониторинг местного характера, посвященный одной основной задаче или проблеме. Реализация этого мониторинга не имеет ограничений по временным характеристикам * Проблемы развития – текущие задачи развития и предмет исследования данного вида мониторинга существует некоторое время. Также еще мы можем выделить следующие виды мониторинга: * Реализация программ: Этот вид мониторинга направлен на сбор информации об основных ресурсах и продуктах программы. * Анализ качества предоставленных услуг: Данный вид мониторинга направлен на сбор информации о качестве, предоставляемых услуг с использованием «обратной связи». * Финансовый менеджмент: Финансовый мониторинга нужно использовать для отслеживания направлений использования ресурсов и результатов, получаемых при использовании ресурсов. * Мониторинг оборудования: Программа или целой сетью программ, которые сплетаются между собою для мониторинга и управлением оборудованием ( например управление системой отопления или канализации) - датчиками и приборами. Позволяет управлять процессами дистанционно с использованием Интернет или локальных сетей. * Определение степени удовлетворенности клиентов: Данный вид мониторинга очень тесно связан с мониторингом качества услуг. Инструментами данного вида мониторинга являются различные опросы, интервью и иные способы обратной связи. При проведении мониторинга программы должны отслеживать такие элементы, как: * использование ресурсов ( ресурсные издержки или сумму потраченную на их приобретение) * процесс исполнения программы (соответствие плану, а именно количество ресурсов и сроков выполнения работ, отведенных по графику работ, соблюдение технологий, методов, процедур): * конечный и промежуточный результат проведения программы (продвижение цели по плану и графику работ): * влияние проведения программы (как проведение программы влияет на местность, население и в целом на ситуацию, конкретные примеры влияния ). Исходя из вышеперечисленного мы можем утверждать, что в процессе мониторинга важен метод обработки и анализа информации, и также четкое определение лиц, которые получают доступ к данной информации. Также хочется отметить, что мониторинг стал самостоятельным направлением в науке и в управленческой деятельности частности, где происходит различные процессы, такие как интеграция измерений, исследований, эксперимента, информатики и управления. Мониторинговая система приобрела комплексный, целостный характер. 1.3 Процесс формирования мониторинга для планирования социально-экономического развития муниципального образования Рассмотрим и детально разберем взаимодействие мониторинга и одной из основных общепринятых функций управления – планирования на примере муниципального образования. Муниципальное образование это сложное социально-экономическая система, в которую должны входить следующие пункты: * Устойчивость к неблагоприятным внешним раздражителям и иным вредоносным воздействиям * Нацеленность на планомерное и устойчивое развитие. С помощью управление мы можем поддерживать с одной стороны на достигнутом уровне все жизненно необходимые системы, важные для жизнеобеспечения муниципального образования, обилие и качество муниципальных услуг, а также одновременно создавать условия для дальнейшего развития. Управление развитием имеет четкую цель, а именно повышение уровня развития в соответствии с важнейшей целью муниципального образования – социально-экономическое развитее своей территории, а если говорить проще, то повышение качества жизни жизни населения. Сущность управления муниципальным образованием состоит в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на все объекты, находящиеся в его ведении, субъекты хозяйствования и социально-экономические процессы, обеспечивающие рост качества жизни граждан с помощью эффективного и расчетливого использования потенциала территории и гармонизации интересов государства, населения, экономических субъектов, но не в угоду отдельных личностей. Реализация этой основной цели развития муниципального образования невозможна без создания взвешенной и оптимальной стратегии развития муниципального образования. Значение планирования стратегии муниципальных образований набирает оборот в результате того, что с переходом к рыночным отношениям заметно ослабла роль государства в сфере регулирования. Это проявилось в следующих изъянах: * Сокращение государственных инвестиций в региональное и местное развитие; * Отменяются большинство региональных экономических и социальных дотаций, а регионы доноры фактически лишаются финансирования, что в свою очередь грозит тем, что регионы доноры могут не справится с обеспечением остальных и торможению, а то и вовсе остановке развития. Система планирования (в первую очередь стратегическое) приобретает большое значение не только для властных структур, но и для всех слоев населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. Качественное планирование необходимо для любой социальной организации, так как качественное планирование позволяет увеличить эффективность деятельности органов управления. Предварительно скоординированное и увязанное планирование предоставляет возможность оптимально построить будущие взаимодействие всех структур и уровней управления, а также субъектов муниципальных образований, поддерживать пропорциональность в их развитии. В процессе планирования, разработки и осуществление стратегии повышается уровень взаимодействия управленческих структур между собой, устраняется дублирование, достигается более экономное и эффективное распределение ресурсов. Для реализации процесса планирования муниципального образования любого уровня (стратегического или тактического) необходимо выполнение следующих условий: * Наличие подготовленных и специализированных кадров, способных не только создать план муниципального образования, но и увязать его со стратегией систем высшего уровня (республиканским, общероссийским); * создать базовую основу или климат для реализации запланированного; * Наладить систему эффективного взаимодействия муниципальных органов власти с предприятиями рыночного сектора; * Иметь актуальную информацию, обрабатывать полученную базу данных, позволяющую обеспечить потребности прогнозирования перспектив территориального развития и на его основе формировать планы. Главы муниципальных образований испытывают потребность в информационных источниках, способных объективно и правильно отражать как текущее состояние социально-экономического положения в муниципальном образовании, так и его позитивные или негативные изменения. Важнейшим условием для эффективного планирования необходимо наличие полной, точной, оперативной информации об объекте управления. Источником, откуда можно получить данную информацию, является мониторинг социально-экономический развития муниципального образования , который в качестве инструмента выявления и учета потребностей, является центром системы социально-экономического планирования, определяет не только перспективные цели, но и все технологии разработки плана, его комплексность, обоснованность, сбалансированность, эффективность. Именно поэтому планирование, особенно такой сложной и многогранной социально-экономической системы, какой и является муниципальное образование, невозможно без системы управленческого и экономического мониторинга, включающей в себя систему показателей внутренней и внешней среды, размера бюджета, приоритетные задачи, первостепенные цели, которые указаны в стратегии развития муниципального образования. Для реализации процесса формирования планов муниципального образования необходима современная информационная база, позволяющая обеспечить потребности прогнозирования перспектив территориального развития, и контроля выполнения планов. Эти конкретные функции берет на себя мониторинг, выступающий в роле механизма прогнозирования, и контроля результатов. Для сформированного мониторинга муниципального образования характерна и требуется полный охват территории и постоянный контроль, с готовностью к быстрому реагированию информационных потоков. Системообразующим фактором в данном случае выступает управление, задающее цель для создания мониторинга организации в целом. Для того чтобы сформировать систему мониторинга, необходимо найти те направления управленческой деятельности и объекты, которые будут находиться под систематическом контролем. Затем необходимо определить те критерии или индикаторы, на основании которых информация, которую мы получаем, оценивалась бы, сравнивалась и анализировалась. Объектами мониторинга (сферой мониторинга) становятся основные составляющие внутренней и внешней среды, система образующие связи, позволяющие существовать муниципальному образованию как целостной, открытой и самостоятельной системе. На основании выделенных критериев (индикаторов) мы должны определить первоначальное состояние объекта, над которым проводится эксперимент или наблюдение. Ключевым моментом в дальнейшем является определение методики для сбора информации. В каждом конкретном случае берутся те методики, которые позволяли оперативно, с минимальными затратами, в полном объеме и достаточно объективно получить необходимые сведения. Полученная благодаря мониторингу информация преобразуется в понятную и удобную для использования форму. Затем проводится анализ и прогнозирование развития исследуемого сектора деятельности муниципального образования. С позиции управления, создание мониторинга и дальнейшее его функционирование в системе управления муниципальным образованием требует тщательного подхода, но мониторинг необходим для управления и контроля муниципальным образованием. Обязательными условиями эффективной работы мониторинга являются: • разработка системы критериев (индикаторов); • поиск подходящих путей их сбора; • обозначение периодичности получения данных; • назначение и утверждение сотрудников или отдела ответственного за сбор и систематизацию мониторинговой информации; • контроль реализации мониторинга; • обработка и оформление мониторинговой информации в удобной для применения форме. Общая характеристика процесса формирования мониторинга и использование полученных данных в разработке амбициозного плана развития муниципальных образований (Приложение 1). Сформированная система мониторинговых показателей Обеспечивается встроенным и глубоким представлением о состоянии муниципального образования, а также содействовать более эффективному управлению. Проводимый мониторинг позволяет нам получить сравнительный анализ состояния и динамики развития муниципального образования, выявить трансформационные процессы, а также осуществлять сравнительный анализ с другими муниципальными образованиями, территориями, средними показателями по стране. Это позволяет нам учитывать неработающие элементы соседних муниципальных образований и изменять или заменять механизмы в нашем муниципальном образовании для более эффективной работы и выполнения стратегии развития. Также анализ имеющихся систем мониторинга отдельных муниципальных образований позволяет нам сделать вывод о том, что мониторинг его организаторами понимается как отслеживание каких-то определенных сфер и отраслей, т.е. определение состояния на данный момент. Особенность этой системы, дающей нам возможность использовать мониторинг в реализации функций управления, заключается в создании системы регулярного наблюдения и контроля, позволяющей выявить динамику процессов. Поэтому планирование должно опираться на анализ информации, которую мы получили в ходе мониторинга процессов развития муниципальных образований. В силу различных характеристик, неравномерности развития и наличие множества своеобразных факторов существования муниципальных образований позволяет каждому из них выбрать определенный индикатор. Но мы можем выделить основные направления мониторинга. В литературе делается попытки выделения этих показателей. В целом они представляют собой статистические данные. Мы же хотим рассмотреть наиболее интересным подход, представленный в работах , но и этот подход не дает общей картины развития муниципального образования. Приложение 1 Процесс формирования мониторинга для планирования социально-экономического развития муниципального образования Из чего мы можем сделать вывод, что , в состав мониторинга должны входить разнообразные информационные источники, такие как: * Статистические данные, * Комплексные коэффициенты социально-экономических показателей, * Данные социологических исследований. Особую важность и наиболее сложную в получении информации являются результаты мониторинговых исследований происходящих на муниципальной территории экономических, социальных, духовных, экологических и военных явлений, и в их взаимосвязи. Обобщение совокупности полученной информации способствует организации прогнозирования основных тенденций их развития муниципального образования. Из-за того, что экономические и социальные вопросы муниципального образования очень тяжело совместить, но они влияют друг на друга, то эта проблема требует точного и целенаправленного отбора мониторинговых показателей (индикаторов) для того, чтобы они соответствовали состоянию данного муниципального образования, его развитию, направленности, и не ухудшали показатели ни одной из этих двух сфер. Исходя из вышесказанного, можно выделить основные направления проведения мониторинга: • Показатели социального состояния муниципального образования (качество жизни населения); • Уровень экономического развития муниципального образования; • Уровень потенциала развития муниципального образования; • Финансово-бюджетное состояние муниципального образования и варианты увеличить доходы; • Аналогичные средние показатели по РФ и РК (при помощи данным государственной статистики); • Выполнение плановых показателей и реализации стратегий и программ развития за предыдущий период; • Параметры внешних факторов и внешней среды вцелом, влияющие на развитие муниципального образования. Основные направления формируются как фундамент, на базе которого можно развивать и конкретизировать вопросы муниципального уровня, развивать их дальше исходя из главной целевой установки, к которой относится улучшение качества жизни населения. Из данной установки могут вытекать решение следующих задач в данном направлении: • Рост эффективности работы муниципального образования, к которому относятся жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, благоустройство территории; • Развитие и совершенствование социальной инфраструктуры муниципального образования, включающей образование, здравоохранение, культуру, физическая культура и спорт; • организация мероприятий по охране окружающей среды и природопользования; • повышение эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования; • создание условий для роста доходной части бюджета за счет рационального использования муниципальной собственности; • рациональное использование бюджетных средств для реализации программ и проектов (муниципальных или национальных). Для создания системы социально-экономического мониторинга муниципального образования необходимо в каждой группе показателей выявить при помощи метода экспертных оценок. Экспертная группа должна включать в себя узко квалифицированные кадры, теоретиков и практиков, объединенных по основным направлениям, можно по сферам жизнедеятельности муниципального образования. В первую очередь они определяют частные показатели, а задача заключается в разработке максимального количества показателей. На данном этапе мы можем применить метод «мозгового штурма». Затем следует укрупнение параметров, создание интегральных показателей. Здесь мы применяем экспертный опрос с помощью методом Дельфи. Задача данного этапа является создание системы показателей. На заключительном, третьем этапе нам необходимо создать одну группу состоящую из экспертов, в задачи этой группы будет входить завершение процесса формирования показателей. В конечном результате должны быть сделаны выводы и внедрены в систему, которая будет включать в себя следующие показатели: • Конкретные индикаторы, за которыми будет идти пристальное наблюдение; • Периодичность их отслеживания и сроки предоставления; • Методы, которые будут задействоваться при сборе получаемых показателей; • Вид представляемой информации; • Должностное лицо, которое в соответствии с его должностными обязанностями будет вменяться сбор конкретных данных, ответственность за состояние, качество и сроки предоставления информации; • Круг или уровень распространения информации полученной при помощи мониторинга. Полученные данные в итоге работы такой системы мониторинга, дадут нам возможность провести анализ ситуации, увидеть наметившиеся тенденции, и благодаря этим данным построить возможные прогнозы развития муниципального образования, и на основе этих прогнозов строить планирование социально-экономического политики развития муниципального образования. В конечном формировании мониторинговых систем и их показателей подсистема управления муниципального образования может осуществлять ранжирование наиболее ценных направлений, определить наиболее приоритетные из них и именно те цели, которые необходимо в срочном порядке решить, первоначальные цели. Если мы сможем определить эти вопросы раньше всего, то нам представится возможность приоритетные и наиболее эффективные направления планирования. Если число подконтрольных нам показателей велико, но управляющая подсистема требует анализ их взаимосвязей, то глава муниципального образования обычно использует мониторинг с применением разнообразных современных компьютерных программ и иных систем наблюдения. Мы так же хотим отметить еще одно свойство мониторинга, связанного с его функциональными особенностями. На данный 2017 год в муниципальных образованиях сохраняется склонность к традиционной линейно-функциональной организационной структуре управления. Но неожиданно появилась тенденция перехода от жестких механистических организационных структур к гибким, органическим. Именно мониторинг является важным фактором для определения ситуации, необходимой для перераспределения. Управленческий мониторинг дает возможность выявить наиболее эффективную реализацию тех или иных взаимосвязей различных процессов и покажет альтернативные варианты путей организационного развития. Особенностью управленческого мониторинга как функции управления заключается в том, что мониторинг, выступая в роле общей функции управления, создает основания для реализации альтернативных и иных управленческих функций, не только планирования. В этом случае выделенные направления отслеживания данных при помощью мониторинга могут являться главным толчком для формирования организационной структуры управления муниципальным образованием. Возведенная система мониторинга для самой эффективной системы планирования социально-экономического развития муниципального образования выполняет и функцию контроля. Сформированные механизмы исполнения задачи и ее непосредственного контроль, на основе информации и тех данных, которые мы получаем в ходе мониторинга, позволяют нам быстро реагировать на происходящие трансформации и иные процессы внутри среды и за ее приделами, внося необходимые коррективы в планы, программы и проекты. Исходя из вышеперечисленного, мы можем уверенно сказать, что мониторинг становится составной частью системы управления и его составной части – информационной подсистемы. Из всего сказанного мы делаем вывод, что мониторинг является востребованной и необходимой функцией управления муниципальным образованием, которая позволяет выполнять различные управленческие функции, а также предугадывать риски тех или иных решений, так же мониторинг, как механизм создает условия для качественного социально-экономического планирования социальной системы, тем более такой многофункциональной и неповоротливой , как муниципальное образование. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: