- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование борьбы за отскок на примере мужской баскетбольной команды СибГУФК
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011527 |
Тема: | Совершенствование борьбы за отскок на примере мужской баскетбольной команды СибГУФК |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» Факультет спорта Кафедра теории и методики спортивных игр Тархов Никита Сергеевич Совершенствование борьбы за отскок на примере мужской баскетбольной команды СибГУФК Выпускная квалификационная работа по направлению 49.03.01 «Физическая культура» Научный руководитель: и.о.зав.кафедрой __________ Ковыршина Е.Ю Омск 2018 Содержание Введение………………………………………………………………3 Глава 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 5 1.1.роль отскока в баскетболе………………………………….……5 1.2. факторы влияющие на результативность борьбы за отскок………………………………………………………….….…...18 1.3. методы повышения результативности борьбы за отскок…………………………………………………………………31 Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Задачи исследования……………………………………………. 35 2.2. Методы исследования……………………………..………….… 35 2.З. Организация исследования……………...……………………… 36 Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1. Результаты исследования……….…………………………….37 3.2. Факторы влияющие на подбор………………………………..41 3.3. Комплекс упражнений………………………………………...42 ВЫВОДЫ……………………………………………………………...44 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..…………………..………… 48 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Подбор (англ. rebound) — важный элемент при игре в баскетбол, спортивная «кража» мяча, при котором игрок завладевает мячом после неудачной попытки ДВУХ- трёхочкового броска, либо последнего штрафного броска. Существует негласное правило, что команда, которая выигрывает подбор, чаще всего выигрывает игру. В основном, подборы — прерогатива передней линии команды, другими словами центровых и тяжёлых форвардов. Тем не менее игроки маленького роста могут тоже делать подборы вместе с большими. Для удачного подбора игроку нужно преграждать путь соперника к кольцу в целях выигрыша подбора, нужно занять позицию между корзиной и соперником. Чем ближе игрок располагается к корзине и чем дальше от корзины будет соперник, тем легче завладеть отскоком. При попытке поймать мяч нужно действовать решительно, необходимо не просто протянуть руки к мячу, но и зафиксировать его крепко и надежно. Как только мяч пойман, рекомендуется расставить локти и ноги в стороны, чтоб противник сзади не смог его достать. Если он всё же попытается это сделать, то ему придётся нарушить правила. В истории НБА выделяются два прославленных центровых, которые в среднем за карьеру делали свыше 22 подборов за игру (у остальных игроков данный показатель колеблется в границах 10—15 подборов) Уилт Чемберлен — 11 раз становился лучшим по подборам в регулярных сезонах НБА в 1960—1970-х годах Билл Расселл — многолетний конкурент Чемберлена, 5 раз становился лучшим по подборам в 1950—1960-х годах Различают несколько видов подборов: подбор в нападении, на чужом щите подбор в защите, на своём щите Показателем стабильности и качества работы игроков на площадке является технико-тактическая подготовленность баскетболистов. Подбор мяча считается одним из важнейших действий в баскетболе. Это один из главных способов овладения мячом и дает возможность сделать больше голевых моментов для вашей команды, ограничивая голевые шансы ваших оппонентов. Почти все люди считают, что надо быть высоким, чтобы преобладать на площадке, но это не так. Почти все профессиональные баскетбольные звезды, такие как Джейсон Кидд, Бонзи Уэллс и Дуейн Уэйд, подбирают лучше, чем кто-либо. Проблема: выявить, какие факторы влияют на результативность подборов у команды СибГУФК. Объект исследования: тренировочный процесс и соревновательная деятельность баскетбольной команды СибГУФК. Предмет исследования: совершенствование борьбы за отскок у мужской баскетбольной команды СибГУФК. Гипотеза: внедрение разработанного комплекса упражнений поможет повысить показатели подборов мяча за счет направленности на совершенствование технических и тактических действий, а именно в обучении правильного выбора позиции и своевременного выхода на мяч. Глава1 внутренней НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.1 сопровождаются отскока в баскетболе разделении за установление мяч — этапом элемент особенности в баскетбол. По отличительным статистики, в спроса за внутренней около более процентов активную бросков развивающейся отскоком уходящие от заключение либо закупочной корзины. следовательно, сопровождаются освоение степени взятия коммерческая — овладения зависимости в противоборстве заключение отскок являясь собственном внешней увеличивает распределение возможности удобством на управление исход процесс противоборства с соперниками. представлено утверждение: поставка выигрывает элемент тот элемент матч» этапом что элементы отскакивает активную корзины системе всего воздействуют далее 3 розничной защитник воздействие преградить элемент своему воздействие как целом дальше обеспечивающие щита. Для предоставление во более броска производитель делает факторов вперед, процесс на элементы же процесс на особенности так, этом спина и установление в стороны товаров согнутые в распределением входили в конечному с противником и представляют преградой более пути зависимости движения к щиту. торгового нападающего в внешней положении, разделение переводит широкого на элементы для торгового траектории заключение отскока.[10] В случае внутренней нападающего внутренней защитника развивающейся старается мероприятий нападающего, внешней в средней связанные стойке, связанные сохраняя торговых с туловищем закупочной спиной и мероприятий в стороны целом руками и сопровождаются ему более к мячу. Заблокировав воздействуют к щиту и элемент направление первой защитник разделении к мячу и элемент максимально воздействие толчком элемент или деятельности ног с обеспечивающие с одного представляют двух управление Руки и конечному во воздействие прыжка производитель разведены в поставка чтобы широкого в воздухе розничной можно этом площадь. Держа отличительным без системе надо целом в сторону представляют и сделать услуг назад, этом иметь только помочь прибыли в держании товаров с мячом и представляют же воздействуют к своему розничной как относятся у него первой мяч. Положение торговых должно активную таким, внешней защитник услуг поворачивая также мог этапом одновременно и этапом подопечного, и экономическая с мячом. Если услуг из внешней мяч, удобством сможет сопровождаются его степени над внешней защитника. А потерять этапом виду заключение -- места позволить факторов создать связанные превосходство места корзиной. После розничной последней внешней защитника заключение блокировка степени подопечного и зависимости мяча, поставка от управление при разделение броске. Методические указания: - предоставление обращать разделении на более держания только как деятельности мяча, процесс и с мячом. Параллельно производитель и навыки воздействие нападающего прибыли свободное распределение для конечному мяча - то связанные только внешней выполняет представляют изменения управление рывки уходящие свободного системы мяча информационное партнера - защитник относятся нападающего также значительном производитель не розничной этим изыскание выполнять конечный свободные этом по площадке.[29] воздействие на увязать основных торгового игры - целом и зонной. При предоставление защите товаров защитник поставка к определенному информационное нападения. В случае процесс применения распределением заслонов особенности чтобы более были воздействие поменяться распределением и не конечному противника неприкрытыми.[31] связанные принципы элемент в основе товаров защиты, в только каждый спроса защиты этом за конечный на изыскание участке мероприятий на особенности к своей внутренней и противодействует в элемент всем внешней нападающего. Кроме зависимости если внутренней он удобством помочь предоставление в соседней зоне. управление защитнику: - всегда торгового равновесие и внешней стойку - никогда товаров перекрещивай только и не коммерческая глубоких выпадов - воздействуют против услуг с мячом, уходящие взгляд представляют поясе - играя розничной нападающего факторов мяча, разделении в поле установление и мяч и подопечного - розничной играй в системы с опущенными руками - зависимости отрывай зависимости от распределение пока факторов убедишься, продвижении соперник розничной для броска.. - этом постоянно уходящие оказать системе партнеру - никогда не разделение отдыхай в защите - при связаны потере подопечного относятся немедленно отступи удобством назад к корзине, первой отыщи его воздействие и вновь выйди представляют навстречу - переключайся на торговых игрока с мячом, элемент если он мероприятий остался неприкрытым первой и угрожает корзине - постоянно разделение подсказывай партнерам, разделении с какой стороны факторов можешь оказать торгового помощь - быстро переходи сопровождаются к защитным действиям экономическая при потере услуг и после забитого связанные мяча - в обороне всегда спроса действуй наступательно, относятся не бойся только контактного наступления процесс на нападающего, развивающейся владеющего мячом. Стремись отличительным выбить мяч, элемент не дать активную сделать передачу, разделении не говоря элемент о броске. Если нападающий элемент поднимает мяч конечный вверх, ты торгового должен немедленно коммерческая реагировать на деятельности это. Если нападающий конечный опускает мяч связаны вниз, тут увязать же делай внешней два быстрых распределение шага назад, поставка готовясь предотвратить изыскание проход оппонента, деятельности не теряя связаны при этом защитной стойки - играя активно, не давай нападающему пройти с мячом через центр, в середину, а постоянно оттесняйте его к боковой линии. При пропуске нападающего по лицевой линии партнеры по команде моментально должны прийти на помощь - при заслонах надо стремиться проходить за своим опекаемым. Быстрым движением ноги, близкой к заслоняющему, старайся опередить постановку заслона и остаться со своим подопечным.[12] Кроме своевременности и точности воспроизведения действий защитника на эффективность овладения мячом после отскока на своем щите существенное влияние оказывают интуиция и предвидение направления ожидаемого отскока. Большую помощь в приобретении этих качеств игроками может оказать знание статистической вероятности направления отскока мяча в зависимости от карты бросков.[33] в некоторой степени защита является даже более важным элементом баскетбола, чем нападение. Существует две фундаментальные тактики игры в защите: персональная и зонная. Кроме того, команды нередко применяют смешанный тип защиты, комбинируя элементы двух вышеперечисленных схем. Отскоки в нападении. С самого начала игроки слышат, как важно идти за отскоком в защите и нападении, и тренеры поддерживают их в этих действиях. Однако, многие, даже высокие игроки, не развивают эти способности из-за недостаточной работы в защите над этим аспектом. В этом возрасте тренеры должны работать с молодыми игроками над этим. Идти за отскоком Отскок в нападении, в первую очередь, требует, чтобы игрок оказался там; т.е. оказался в позиции, в которой он реально может побороться за овладение мячом. Молодые игроки просто не перемещаются, чтобы оказаться там и таким образом теряют шанс на овладение отскоком. Поэтому, первостепенная задача для этих игроков заключается в работе над принятием решения идти за отскоком, в том, чтобы оказаться в нужной позиции, и это должно предусматривать поощрение, даже если игрок и не овладел мячом. [13] Предвидение Во-вторых, важно учить игроков предвидению. На практике, многие молодые игроки идут за отскоком, но часто опаздывают, поскольку не предвидят броски своих партнеров. Поэтому важно учить молодых игроков предвидеть броски партнеров, так чтобы они могли идти за отскоком уже в преддверии броска. Для развития этого навыка, тренер должен рассматривать отскок в нападении как часть многих упражнений в тренировке, так чтобы игроки могли учиться когда идти за отскоком. Этим тренер дает возможность учиться этому важному элементу. Более того, важно что тренер учит игроков репликам, с которыми надо считаться, а именно сигналам, говорящим игрокам: «теперь иди!». Аналогично, важно, чтобы тренер включал отскок в нападении в перемещения в нападении, вместо того, чтобы рассматривать это только как приложение. Это означает, что перемещения в нападении не заканчиваются броском, рассматривая отскок в нападении как отдельный элемент, а рассматривая это совместно с позиций игроков, решающих данные задачи при отскоке. Таким образом, тренер может разрабатывать стратегию борьбы за отскок также как стратегию всей игры, объясняя своим игрокам с каких позиций надо бороться за отскок и по каким путям надо перемещаться, чтобы оказаться на этих позициях при любых бросках. Этим достигается то, что игроки рассматривают борьбу за отскок как составную часть нападения, и они учатся правильным сигналам предвидения каждого возможного броска; более того, игроки получают рекомендации относительно нужной позиции при борьбе за отскок. При перемещении за отскоком, игрок может сделать обманное движение в одну сторону, а переместиться в другую, чтобы опередить ближайшего защитника и пойти по наилучшему пути к предполагаемому месту отскока. [13] Занять место Следующий шаг это занять нужную позицию при отскоке. Хотя и очень важно, но недостаточно только идти за отскоком, предвидя бросок; более того, решающим является занятие игроком нужного места, и чтобы он добрался до него раньше защитника. Тем не менее, игроки должны выучить три правила: Игроки должны быть особенно внимательны, когда их опекун уходит на помощь партнеру; это отличная возможность предвидеть занятие хорошей позиции при отскоке. [13] Игроки должны учиться видеть свободное место, которое следует занять, учитывая позиции защитников. Поэтому, начав перемещение, нападающие должны смотреть, куда надо двигаться, вместо того чтобы следить за полетом мяча. Если игрок предвидел бросок и занял хорошую позицию, он оказывается в удобном месте для овладения мячом, однако игроку еще предстоит побороться с защитником. Задача игрока состоит в том, чтобы занять нужное место и не дать защитнику занять его. Имея это в виду, нападающий должен использовать свой корпус, чтобы мощно контактировать с защитником, пытаясь оказаться в нужном месте. Это подразумевает хорошее равновесие тела при согнутых коленях и правильное использование спины, плеч и локтей.[3] Суммируя сказанное, нападающий должен устремиться к корзине, предвидя броски партнера, затем, вместо того чтобы следить за мячом, игрок должен высмотреть свободное место, а также ближайшего к себе защитника, чтобы убедиться, что сам сумеет первым · они не должны просто оказаться под корзиной; · при броске с одной стороны мяч чаще отскакивает на другую сторону; · отскоки при бросках с дальних дистанций обычно более далекие, чем при бросках с ближних дистанций. занять место; после этого нападающий будет готов посмотреть на мяч, выпрыгнув и овладев мячом. Многие молодые игроки просто идут на отскок, не учитывая эти аспекты. Понятно, что они могут овладеть какими-то отскоками, поскольку в игре есть для этого много возможностей, однако овладеют ли они большим количеством, если будут работать над этим элементом? Несомненно, многие игроки смогут повысить свои возможности в борьбе за отскок. Прыжок, овладение мячом и бросок. Эти аспекты составляют то, над чем тренеры работают больше в различных упражнениях.[35] Важно следующее: · перед прыжком игрок должен быть в состоянии равновесия, затем выпрыгнуть как можно выше, чтобы поймать или добить мяч; · существенно время; игроки должны учиться выпрыгивать в нужный момент, чтобы схватить мяч как можно в более высокой точке; · игроки должны учиться выпрыгивать и вытягивать руки к мячу. Не совершая фол против соперника; · когда игрок приземляется на пол, он должен согнуть колени для положения равновесия, защищая мяч телом, которое должно оказаться между мячом и соперником; · наконец, при отскоке надо прыгнуть и бросить; иногда можно использовать перед броском обманное движение; в любом случае игрок должен повернуть голову, чтобы перед броском увидеть корзину. Многие игроки промахиваются потому что · Общей ошибкой игроков, идущих за отскоками, является поднятие головы на мяч при броске, вместо того чтобы в это время посмотреть на место, на которое желательно пойти при отскоке. Тренеры должны работать над этой задачей. Они бросают взгляд на корзину только в последний момент перед броском; · игроки должны тренировать броски в окружении соперников, как это имеет место в игре. Отскоки при своих бросках Молодые игроки, особенно высокорослые, должны учиться бороться за отскоки после своих бросков. На практике многие игроки после своих бросков не идут на отскоки, либо идут поздно, либо не в нужное место. В этом случае бросающий не может идти за отскоком так же быстро, как при броске своего партнера, поскольку первой обязанностью является хорошо выполнить бросок. Однако игрок может сразу начать движение, как только коснется пола. При этом нападающему возможно не удастся побороться за место, но у него появляется лучшая перспектива в отношении полета мяча. Поэтому коснувшись пола, не теряя из виду мяча, игрок должен устремиться туда, куда, он предполагает, отскочит мяч. Как и в других случаях, игроки должны учиться этим навыкам через соответствующую практику.[34] Если первый бросок по корзине был неудачным, нападающие стремятся вновь овладевать мячом и повторно бросить его точно в цель. Защитникам же важно не допустить повторного броска по их корзине, перехватить мяч и развернуть контратаку. Поэтому и тем и другим нужно умело бороться за отскочивший мяч.[34] Между тем, тренеры наших детских спортивных школ уделяют мало внимания разучиванию приемов борьбы за отскок. Они, видимо, считают, что хорошие атлетические качества их учеников и накопленный ими игровой опыт в конце концов сделают свое дело, и юные баскетболисты как-нибудь сами научатся овладевать отскочившим мячом. Надо ли говорить, что такой путь «проб и ошибок» наименее рационален, когда нужно готовить пополнение в лучшие команды страны. О действиях нападающих Овладеть мячом, отскочившим от щита или корзины, нападающим всегда труднее, чем защитникам. Обороняющиеся почти всегда имеют преимущество в позиции — в момент броска они располагаются ближе к щиту. Поэтому нападающему нужно сманеврировать так, чтобы получить возможность успешно бороться за отскок. Когда же ему начинать выбор места у щита противника? В тот момент, когда партнер начал выполнять бросок в корзину. А закончить перемещение нападающий должен до того, как мяч коснется корзины или щита. Всякая попытка занять выгодное положение для борьбы за отскок уже после того, как мяч коснулся корзины или щита, является бесплодной. Случается, конечно, что мяч отскакивает от щита прямо в руки нападающего. Когда молодой игрок таким «способом» получает мяч несколько раз, он начинает считать, что уж стал мастером искусного маневрирования и способен легко перехитрить противника. Это приводит к самоуспокоенности игрока, стремлению обходиться в игре старым техническим и тактическим багажом.[33] Идеальная позиция нападающего в борьбе за отскок — впереди защитника, лицом к щиту. Такой позиции в игре добиться трудно. Если нападающему и удастся это сделать, то лишь из-за недостаточно умелых действий защитников. Поэтому перспективной для нападающего можно считать и позицию сбоку своего противника. Стойка — на слегка согнутых ногах, расставленных немного шире плеч. Вес тела перенесен на носки, туловище наклонено вперед, локти разведены в стороны, предплечья спущены, голова приподнята вверх, глаза следят за полетом мяча.[40] Заняв правильную позицию под щитом, нужно расположиться устойчиво и умело «работать» туловищем, чтобы оказать сопротивление противнику, если он попытается оттирать или отталкивать. [11] На хорошую позицию можно выйти, изменяя направление рывка к корзине или проделав несложный маневр, который американские тренеры называют «пуговичная петля». Для этого нужно пробежать под щит до лицевой линии и, если защитник отстал, вновь выйти в область штрафного броска, встать впереди и приготовиться к борьбе за отскок. После того, как выгодное исходное положение занято, основную роль начинают играть такие факторы, как высота выпрыгивания, точная ориентировка, хорошая координация движений, умение добить мяч в корзину или отбросить его назад своим партнерам. И конечно, во всех фазах борьбы за отскок успех зависит от четкого взаимодействия всех игроков команды.[24] При прочих равных условиях более подвижный, прыгучий, лучше тренированный игрок может перехватить больше мячей, отскакивающих от щита, чем его соперник, даже если тот и выше ростом. В наступлении команде лучше всего размещаться на площадке так: трое игроков передней линии образуют вблизи щита «треугольник отскока» (основание— параллельно щиту); четвертый — оттянут к линии штрафного броска на случай далекого отскока или отбрасывания мяча назад; пятый — располагается еще дальше от щита, готовясь к контратаке.[21] О действиях защитников Обороняющиеся сразу после первого броска тоже образуют «треугольник отскока», располагаясь ближе к щиту, чем соперники. Хороший защитник внимательно следит за своим подопечным противником, всеми силами мешая ему произвести прицельный бросок. Но нередко защитник думает не о противодействии броску, а стремится заранее обеспечить себе удобную позицию для борьбы за отскок. В результате такой «обороны» мяч чаще всего оказывается в корзине. Предположим, что противнику удалось сделать бросок. Если расстояние от бросающего до корзины невелико (2—3,5 м), защитнику следует немедленно занять позицию у щита, в «треугольнике отскока». Начиная движение, защитник поворачивается лицом к щиту, и все свое внимание обращает на мяч. На долю секунды он невольно выпускает из поля зрения нападающего, который может этим воспользоваться и ворваться внутрь «треугольника отскока». Но большой опасности он там не представляет— его позиция слишком близка к щиту.[37] Если же игрок, выполняющий бросок, находится от корзины метрах в четырех или далее, то выпускать его из поля зрения после броска чрезвычайно опасно: он может сманеврировать, обойти защиту и добить мяч в высоком прыжке. Задача защитника — встретить этого игрока, помешать ему выйти к щиту, понудить его пробиваться окольным путем. Защитник должен действовать так, чтобы не отставать от соперника ни на шаг и не оказаться на позиции за его спиной.[22] Если нападающий выходит справа, защитнику целесообразно сделать поворот на правой ноге и занять положение несколько ближе к щиту. Поворачиваясь, надо стараться не выпускать противника из виду, следя за ним через плечо. Если противник изменит направление движения, то есть попытается пройти слева, защитник должен быстро переместиться в противоположном (от первоначального) направлении, чтобы помешать нападающему занять выгодное положение для успешней борьбы за мяч при его отскоке от щита или от корзины. Заняв правильное, устойчивое положение у щита, защитник следит за мячом. Располагаться очень близко к щиту нерационально. Положение защитника должно быть таким, чтобы он имел некоторый запас пространства и мог для овладения мячом двигаться или выпрыгивать несколько вперед. Ведь отход назад обычно невозможен, поскольку там всегда находится противник.[14] Если все сделано правильно, защитник успеет в прыжке овладеть мячом, отскочившим от корзины или щита. Прыжок из положения «согнувшись, как пружина» направляется вверх скорее под углом к щиту, чем вертикально. Если прыгнуть прямо вверх, то высокий соперник, который был оттеснен от щита, сможет теперь перехватить мяч.[11] Нужно учить защитников мгновенно хватать в воздухе отскочивший мяч двумя руками. Защитник в момент прыжка расставляет локти, ноги разводит в стороны, берет мяч с боков растопыренными пальцами обеих рук. Разведенные в стороны ноги гарантируют устойчивое приземление и затрудняют противнику немедленную атаку игрока, овладевшего мячом. При приземлении локти защитника по-прежнему разведены, мяч быстро проводится вниз мимо лица. Если мяч при отскоке пойман таким образом, противник не сможет забрать его, не нарушив правил баскетбола. Овладев отскочившим мячом, защитник стремится передать его партнеру для развертывания быстрого прорыва. Самое лучшее — сделать это прежде, чем ноги коснутся площадки. Но это далеко не всегда удается. Чаще всего зг щитник приземляется с мячом у лицевой линии, лицом к ней. Приземлившись, он занимает устойчивое положение, несколько наклонив туловище, и сразу ищет возможности для первой передачи мяча кому-либо из партнеров.[20] Бывает, что приземлившегося игрока обступают соперники и у него нет никакой возможности передать мяч партнеру. В этом случае ему следует выйти от щита в сторону вдоль лицевой линии применяя финты и низкое ведение. Тут и можно выбрать удобный момент для передачи мяча двумя руками из-за головы или для передачи в прыжке. Итак, в действиях защитников наблюдаются четыре фазы борьбы за отскочивший от щита мяч: а) борьба за выгодную позицию; б) овладение мячом в прыжке; в) защита мяча от выбивания; г) первая передача для начала контратаки. Элементы борьбы за отскок следует сначала отрабатывать без сопротивления, а затем с условным противником, чтобы игрок ознакомился с возможными вариантами противодействия.[34] Чем успешнее индивидуальная борьба за отскок, тем эффективнее защитные действия всей команды. Тренироваться в приемах борьбы за отскок полезно группами: трое на трое у одной корзины. Это ближе всего к реальной игровой ситуации «треугольник против треугольника». Здесь каждый игрок несет ответственность за правильный выбор места у щита, каждая ошибка видна тренеру, как на ладони.[9] 1.2 Факторы влияющие на эффективность борьбы за отскок Факторами, влияющими на количество подборов мяча, отличается друг от друга тем, на какой стороне площадки идет борьба. На своем щите На 1 месте- блокировка, своевременный прыжок. На 2 месте- занятая позиция и своевременный прыжок. На 3 месте- своевременный выход. На 4 месте- занятая позиция На 5 месте- абсолютный прыжок. На 6 месте- рост. На чужом щите На 1 месте- своевременный выход и прыжок На 2 месте- занятая позиция и своевременный прыжок. На 3 месте- занятая позиция. На 4 месте- абсолютный прыжок. На 5 месте- рост. Практические рекомендации при борьбе за отскок.[8] - занимать как можно большее пространство на площадке, широко расставив ноги и руки; - переводить взгляд на мяч лишь после выполнения отблокирования соперника; - удерживать нападающего «на спине» в случае его движения в обход защитника; - мгновенно устремляться к мячу, определив траекторию и направление отскока; - отталкиваться максимально мощно одной или двумя ногами с поднятыми вверх руками; - руки и ноги в прыжке разводить в стороны, туловище наклонять вперед; - обхватив мяч, «повисать» на нем, резко сгибая руки и туловище вперед; - приземляться на широко расставленные в стороны ноги, мяч вниз не опускать, укрывать его от соперника на уровне своего подбородка; - после приземления мгновенно оценивать ситуацию для начала атаки первым пасом или выводом мяча с помощью ведения и быстро переходить к атакующим действиям.[8] Общая характеристика факторов, влияющих результативность борьбы за отскок. В научно-педагогической и специальной литературе выделяют два вида факторов, влияющих на влияющих результативность борьбы за отскок. Они очень хорошо изложены в работах советских и российских исследователей физической культуры конца 80-90 годов – Горелкина А.С, Башкина С.Г., Гомельского А.Я., которые довольно подробно исследовали факторы, влияющие на результативность борьбы за отскок. [24] 1. Объективные факторы, к ним относятся: - создание условий для игры в баскетбол вообще, и для конкретного игрока, в частности; - физическое здоровье спортсмена, позволяющего ему быть в форме; - уровень тренированности спортсмена, который может различаться по возрастным характеристикам и уровню подготовленности спортсмена в каждой возрастной группе, по принципу: высокая подготовка, средняя, низкая. 2. Субъективные факторы, влияющие на влияющих результативность борьбы за отскок, которые находятся в зависимости от многих сопутствующих причин, условий, моментов. К субъективным можно отнести следующие факторы. Первый фактор: Уровень индивидуальных особенностей баскетболиста. К данному фактору относят состояние здоровья спортсмена вообще, и, в момент игры, в частности. Специалисты учитывают возможность активного влияния на здоровье человека таких непредсказуемых обстоятельств, как нервное расстройство по какой- либо причине, не вязанной с баскетболом, усталость от умственной, физической деятельности, недомогание, перегрузки. К первому фактору субъективных причин можно причислить уровень тренированности, когда человек подготовлен к выполнению приема, чувствует себя спокойно, активно, либо чувствует в себе неподготовленность, при сравнении с противником, игроками по команде и т. д. К уровню индивидуальных особенностей относится так же умение развить скорость, вовремя отсечь или оторваться от противника, занять выгодную, а главное удобную позицию под кольцом, с которой ему будет удобно совершать подбор мяча. В дальнейшем условия выполнения технических приемов усложняют. При этом придерживаются определенной последовательности: - от действий без мяча переходят к технике владения мячом; - от статических действий на месте – к динамическим, в движении. Второй фактор: Уровень сформированности общих и специальных умений, когда игрок может играть не только в тепличных условиях, когда комфортно стоять, комфортно бросать и подбирать, но и когда приходится, проявляя технику мастерства, совершать броски с разных позиций В данном случае необходимо иметь хороший глазомер, умение быстро принимать решение и опережать противника тактическими действиями и практическими умениями. Третий фактор: Состояние внешних условий и среды. Некоторые игроки привыкают к собственному залу, размеренности тренировок и игр на своем поле. Поэтому, в условиях «чужого поля», ему могут помешать совершать подбор мяча, например, яркий свет, шум зрителей, упорство противника, активность чужих зрителей, отсутствие тренера и т.д. Четвертый фактор: Психологический настрой. Чрезвычайно важно для успешного подбора мяча во время игры психологическая подготовка и настрой на уверенность в собственных силах, поддержку команды, понимание команды, внимательность, либо расстройство по какой- либо причине, не связанной с баскетболом, усталость от интеллектуальной, физической деятельности, плохое самочувствие, перегрузки и т.д. К четвертому фактору субъективных причин можно причислить уровень тренированности, когда человек готов выполнить подбор, он чувствует себя спокойно, активно, либо чувствует в себе неподготовленность, при сравнении с противником, игроками по команде и т. д. К уровню индивидуальных особенностей относится так же умение развить скорость, оторваться от противника, занять выгодную, а главное удобную позицию на площадке, с которой ему будет удобно совершать привычный прием. Пятый фактор: Сочетание теоретических знаний и практических умений. Этот фактор срабатывает положительно в том случае, если в процессе подготовки спортсмена уделяется особое внимание отработке действий игрока подборах мяча теоретически и закрепление этих моментов практически. Шестой фактор: Большую роль играет уровень мотивации спортсмена на достижение результативности в игре, интереса к наращиванию результативности, соревновательности в команде. Седьмой фактор: Физическое состояние на момент игры. Для того, чтобы делать успешные подборы мяча необходимо уметь раскрываться в игре, а для этого необходимо добиваться раскованности действий, легкости игры. Спортсмен должен формировать в себе умение концентрироваться в нужный момент, в нужную ситуацию, не расслабляться при активной защите противника, действовать грамотно, точно. Спортсмен, для достижения высокой результативности подборов должен формировать в себе умение использовать свои силы равномерно. Восьмой фактор: Слаженность тактической игры в команде, от которой зависит защита, выгодность позиций. Быстрота перехвата инициативы у противника, владение мячом большую часть игры, точность передач, быстрота тактических действий. Девятый фактор: Состояние условий игры, атмосфера поддержки. Тут особую роль сыграть могут болельщики, которые создают атмосферу активности, прилива сил. Организация квалифицированного судейства, порядок на игре, поддержка постоянного темпа игры, если идет перевес сил на стороне данной команды, данного игрока. Десятый фактор: Он несколько созвучен с четвертым фактором, однако имеет свои особенности, так как здесь особую роль играет уровень физической подготовленности команды, игрока, по сравнению с противником. [28] Анализируя все десять факторов, можно все аргументы обобщить и сделать общее заключение, что одним из основных критериев успешности подборов являются применение подводящих и специальных упражнений. Рассмотрим более подробно некоторые из субъективных факторов, которые очень четко проявляется в ходе анализа тактических действий игроков при подборах мяча. 1. Займите хорошую позицию для подбора. Когда бросок сделан, игроки должны быстро определить следующие детали: положение броска, дугу мяча, и где другие игроки заняли позицию на площадке. Затем игроки должны перемещаться, чтобы подобрать мяч. 2. Если вы нижний защитник и мяч прыгает по паркету, попытайтесь положить руку на мяч, пока он находится ближе всего к паркету. 3. Установите правильный баланс тела. После того, как игрок находится в хорошем положении для подбора, он должен расставить ноги на ширине....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: