- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методы борьбы с коррупцией в современной России (на примере МЧС России)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008975 |
Тема: | Методы борьбы с коррупцией в современной России (на примере МЧС России) |
Содержание
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России» Кафедра государственного и муниципального управления №44 Дисциплина 44/16: «Политический процесс, управление и регулирование» КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Методы борьбы с коррупцией в современной России (на примере МЧС России)» Автор: слушатель 541 учебной группы майор Солоденко Роман Владимирович Проверил: доцент, кандидат военных наук, Чумаченко Александр Петрович Химки - 2016 г. ЗАДАНИЕ на курсовую работу по дисциплине «Политический процесс, управление и регулирование» студенту ___Солоденко Роману Владимировичу ( фамилия, имя, отчество ) Тема: «Методы борьбы с коррупцией в современной России (на примере МЧС России)». Цель работы: провести анализ социального явления коррупция, сфер его проявления в современных условиях, на примере МЧС России рассмотреть существующие методы борьбы коррупцией. Основные вопросы, подлежащие разработке: 1. Понятие явления «коррупция». История его возникновения. 2. Анализ механизмов борьбы с коррупцией. 2.1 Основные законодательные и правовые акты о борьбе с коррупцией в России. 2.2 Основные методы борьбы с коррупцией в России. 3. Анализ методов борьбы с коррупцией в подразделениях МЧС России. 3.1 Организационные методы борьбы с коррупцией. 3.2 Технические методы борьбы с коррупцией. Ожидаемые результаты и предполагаемая практическая реализация _ Изучить понятие явления «Коррупция», сферы его проявления. Изучить нормативно-правовую базу в Российском законодательстве в области противодействия коррупции. Определить организационные и технические методы борьбы с коррупцией в МЧС России и дать оценку их эффективности К защите представить: * пояснительную записку объемом 30-40 листов; * слайды к докладу по существу выполненной работы Основная рекомендованная литература и материалы: 1.Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы 2.Ведомственный нормативно-правовые акты (в системе МЧС России) Руководитель: К.В.Н., доцент_________ ____________________ __ Чумаченко А.П. (ученые степень и звание) ( подпись ) ( фамилия, инициалы ) Задание получил _________________ ____Солоденко Р.В. «___» ______________ 2016г. ( подпись ) ( фамилия, инициалы студента ) ( дата получения задания) Содержание Введение…………………………………………………………………….4 1. Понятие коррупция. История возникновения, виды и сферы проявления коррупции в России………………………………………………………..6 2. Анализ механизмов борьбы с коррупцией в России……………….17 2.1 Основные законодательные и правовые акты о борьбе с коррупцией в России………………………………………………………………… ….17 2.2. Основные методы борьбы с коррупцией в России. ……..…… ….25 3.Анализ методов борьбы с коррупцией в МЧС России………………. 28 3.1. Организационные методы борьбы с коррупцией………… ………28 3.2. Технические методы борьбы с коррупцией…………………………29 Заключение…………………………………………………………………31 Список литературы…………………………………………………… …33 ВВЕДЕНИЕ Коррупция представляет собой социальное явление, оказывающее негативное влияние на общество и государство в целом. Применительно к современной России, проблема коррупции стала не только одним из признаков политического режима, а степенью отражения его дисфункциональности. На сегодняшний день коррупция достигла беспрецедентных масштабов, и превратилась в угрозу национальной безопасности. Именно поэтому в целях борьбы коррупцией, необходимо ужесточения законодательства, а именно в части наказания для коррупционеров. Особая опасность коррупции состоит в том, что она выступает катализатором организованной преступности. Злоупотребляя своими должностными полномочиями, работник органов власти или управления начинает состоять как бы на двух службах: официальной и в преступной организации. Симбиоз коррупции и организованной преступности представляет самую серьезную опасность для государства и общества. Актуальность данной темы заключается в том, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьёзную угрозу интересам национальной безопасности страны. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует её политической и экономической изоляции. Все это определяет необходимость формирования в обществе постоянно функционирующей действенной системы ограничения коррупции и борьбы с ней. Борьба с коррупцией и её проявлениями ведётся на протяжении всей истории российского государства. Однако как показывает практика, государство ещё полностью не может искоренить коррупцию и напротив очень часто оно само провоцирует на совершение коррупционных преступлений. В последние годы коррупция стала самой злободневной темой в общественной жизни России. Более половины граждан, опрошенных в ходе социологических исследований, относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу интересам национальной безопасности России. Объектом исследования данной работы является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России). Предметом исследования данной работы является совокупность действий и мер, предпринимаемых в МЧС России по борьбе с коррупцией. Цель работы – провести анализ основных законодательных и правовых акты о борьбе с коррупцией в РФ и в МЧС России, определить основные методы борьбы с коррупцией в МЧС России. Задачи исследования: * Рассмотреть понятие коррупции, историю ее возникновения; * Рассмотреть законодательство РФ в сфере противодействия коррупции, а также основные методы борьбы с коррупцией в России; * Провести анализ методов борьбы с коррупцией в МЧС России. Курсовая работа состоит из трех глав. Основное внимание в первой главе уделено понятию коррупции и истории ее возникновения. Во второй главе раскрываются основные нормативно-правовые акты РФ в сфере противодействия коррупции а также основные методы борьбы с коррупцией в России. В третьей главе проведен анализ применяемых методов борьбы с коррупцией в МЧС России. 1. Коррупция. Понятие, история возникновения, виды и сферы проявления коррупции в современной России. 1.1. Понятие термина коррупция. История возникновения коррупции. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррумпировать [лат. corrumpere] - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами. Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. На мой взгляд наиболее подходящее определение этого явления следующее: коррупция - это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. ? 1 ? Когда именно появилась коррупция точно утверждать нельзя. Известно, что во времена формирования государств в древнейших центрах человеческой цивилизации (Египет, Месопотамия, Китай, Индия и Иудеи в III — II тысячелетиях до н. э.) коррупция уже существовала и процветала. Об этом свидетельствуют многочисленные древние трактаты, которые уже в то время отражают методику борьбы с коррупцией: * В "Поучении Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" (Египет, XXII в. до н.э.) указывается: "Возвышай своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Непристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается". * В Ветхом Завете: "Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12)" . * Древнеиндийский трактат «Артхашастра» (IV в. до н. э.) указывает, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством, но содержит подробное описание 40 способов хищения имущества из казны. ? 5 ? В Европе коррупция в больших масштабах начинает распространяться в эпоху раннего Средневековья, когда денежные отношения начали стремительно развиваться, когда наблюдался значительный рост численности государственного аппарата и сращивание ветвей государственной власти вопреки принципам римского права. В тот период коррупцию отождествляют с грехом, обольщением дьявола, что влечет за собой новое понимание коррупции как антисоциального явления, пронизывающего все общество сверху донизу. Коррупция становится первоосновой любого отступления от закона. Однако как бы ни была распространена коррупция, с ней удавалось бороться — коррупционеров сжигали на кострах или лишали конечностей путем их отрубания. Появление коррупции в России было связано с возникновением системы «кормления» в Киевской Руси. Князья направляли в провинции своих воевод и наместников без какого-либо содержания, но наделяя их почти безграничными полномочиями, позволявшими им «кормиться» за счет населения. По возвращении, излишки накопленного добра отнимались у них в пользу казны. В итоге это привело к чудовищным злоупотреблениям своими полномочиями и баснословным взяткам. К XV веку коррупция приобрела уже системный характер. Чиновники выполняли за взятки не только какие-то действия, но и даже свои прямые обязанности (мздоимство), что было нормой в пределах, не нарушающих закона. Если же имело место лихоимство, т. е. совершение незаконных действий благодаря своему положению, с которым пытались бороться. С XVI века коррупция стала существовать в своем новом проявлении — в виде вымогательства. При царе Алексее Михайловиче, Глава Земского приказа Леонтий Плещеев превратил суд в место, где все было построено исключительно на вымогательстве, а все судебные дела решались по принципу — «кто больше даст, тот и выиграет». К первой попытке борьбы с коррупцией следует отнести деятельность Петра I. В своих указах Петр I вводит репрессивные меры, вплоть до смертной казни, для всех тех, кто был замечен в коррупции. Именно в царствование Петра I впервые было осознано, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина. После смерти Петра I коррупция продолжила расцветать. Дошло до того, что «государственные мужи» России не стеснялись пользоваться незаконной финансовой поддержкой других стран. На протяжении всего царствования династии Романовых коррупция являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") - 12 тысяч рублей. Однако не стоит винить в существовании коррупции только чиновников. За века крепостного права, в условиях которого подношения хозяину были естественными, сложились и особенности менталитета. «Традиция подарков» переносилась на взаимоотношения с государственной властью, поэтому люди приносили подношения, рассматривая их не как взятку, а именно как подарок и не осознавая, что они тем самым развращают чиновников. Например, государственным служащим, в свою очередь, сложно было противиться взятке, так как отказ от «подарка» воспринимался как обида. К началу второй половины XIX века основным законом, определяющим круг преступного поведения и устанавливающим его наказуемость, было Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. В разделе «О преступлениях и проступках по службе государственной и общественной» названного Уложения содержалась глава VI «О мздоимстве и лихоимстве». В итоге к середине XIX века чиновники практически всех рангов постоянно злоупотребляли своим положением и находились при этом в страхе перед разоблачением. К XX веку коррупцией были охвачены все высшие офицеры, которым прежде жажда наживы вообще была не свойственна, и которые всегда жили понятиями доблести, чести и достоинства. Это привело не только к подрыву доверия, но и к ряду государственных измен. Казалось, что революции удалось искоренить коррупцию, но на самом деле она лишь приобрела новые «черты и проявления». В СССР при постоянном дефиците продукции, оборудования, товаров, продуктов, возможности получить жильё и прочее многие, а точнее большинство, занимающие хоть какие-то посты, считали само собой разумеющимся отпускать за взятки дефицитную продукцию, выделять оборудование и материалы, назначать на ответственные должности, корректировать и снижать плановые задания, скрывать махинации. В России первым термин «коррупция» ввел А. Я. Эстрин в своей работе «Взяточничество», вышедшей в 1913 году, где определил ее как «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще» ? 7 ? Декрет СНК «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Интересно, что в этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался «к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам», а все имущество подлежало конфискации. История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой властью, не увенчавшись успехом. Эта борьба характеризуется несколькими интересными и важными чертами: Во-первых, власти не признавали слово «коррупция», позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и т.п. Отрицая термин, отрицали понятие, а значит - явление. Тем самым заранее обрекали на неудачу и анализ этого явления, и любую борьбу с его частными уголовно наказуемыми последствиями. Во-вторых, советское «правосознание» непродуктивно объясняло причины коррупционных явлений. В качестве причин коррупции перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь, в области воспитания трудящихся. В-третьих, практически неприкосновенны были высшие советские и партийные сановники. В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг. В-пятых, коррупция нередко выступала в качестве единственно возможного средства внедрения рыночных отношений в плановую экономику. В июле 1991 г. было принято Постановление Секретариата ЦК КПСС «О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики». Но, как ни странно, ни о взяточничестве, ни о коррупции в нем не было ни слова. Проблема коррупции в России имеет многовековую историю. Данный аспект повлиял на формирование морально — идеологических устоев в обществе. Вследствие чего у населения выработалась такая привычка, как высокая терпимость всех основных слоев населения к коррупции, сформировалось снисходительное отношение к данному явлению. Коррупция приобрела в России системный характер 1.2. Виды и сферы проявления коррупции в современной России На основе условного критерия коррупцию можно разделить на мелкую (низовую, повседневную или бытовую) коррупцию, с помощью которой граждане решают свои повседневные проблемы: выплаты «гаишникам», оформление документов, взятки в судах, медицинских учреждениях, военкоматах и т.д.) и крупную (вершинную, элитарную, деловую коррупцию, т.е. ту, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса). ? 1 ? Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь и взаимозависимость. Первая, низовая, действуя на уровне повседневных потребностей предпринимателей и иных граждан, стала почти нормой и пронизывает самые различные слои общества. Основная масса коррупционных дел связана с разоблачениями именно на этом уровне. Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций, например за превышение скорости, управление автомобилем в состоянии опьянения и т.д. Верхушечная коррупция характеризуется: * высоким социальным положением субъектов ее совершения; * изощренно-интеллектуальными способами их действий; * огромным материальным, физическим и моральным ущербом; * исключительной латентностью посягательств; * снисходительным и даже бережным отношением властей к этой группе преступников. Если мелкая коррупция повседневно "высасывает" материальное благосостояние людей, то элитарная (верхушечная) коррупция поглощает огромные куски государственной и частной экономики. Основные источники коррупции многообразны. Первый и самый безграничный - государственные финансовые и товарные потоки. Второй источник - карманы граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и противоправные актуальные потребности и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников. Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны. В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов: 1. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции. 2. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ. 3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества. 4. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных "накладных расходов" в результате чего страдает потребитель. 5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции. В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему: 1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества "двойной стандарт" морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др. 2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране. 3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью. В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем: 1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок. 2. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в "пятую колонну" и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны. 3. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции. 4. Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства - диктатуре. ? 3 ? Коррупционные отношения возникают и бурно развиваются, если существует государственное регулирование различных сфер экономической жизни: введением экспортно-импортных ограничений, предоставлением субсидий и налоговых льгот приватизированным отраслям, наличием контроля над ценами, политикой множественных валютных курсов. Нерегулируемый рынок расцветает всюду и всегда, где и когда у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться дефицитными ресурсами, благами. Частный сектор инициирует коррупцию, делает ее неуправляемой, всеохватывающей, затрачивает огромные средства на ее воспроизводство. Вместе с тем институциональными причинами коррупции являются высокая степень закрытости в работе государственных ведомств, скрытая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, кадровая политика, способствующая продвижению чиновников независимо от итогов их деятельности. Расширению коррупции содействуют также прогрессирующая дисфункциональность общественных институтов, недостаточная информированность, организованность, активность граждан, пассивность гражданских структур в отношении действий властей и чиновников, характеризующихся вседозволенностью. Без коррупции невозможно существование теневой экономики, как и без последней не будет опоры у коррупции. Наибольшее распространение коррупция в России получила в следующих сферах: криминальной экономике (наркобизнес, нелегальная торговля оружием, контрабанда сырьевых ресурсов, нелегальная миграция, отмывание денег и сокрытие доходов, экономический шпионаж, терроризм, таможенные преступления), налоговой политике, предпринимательском секторе, отраслях социальной и развлекательной сфер, связанных с уклонением от налогов на доход с капитала путем вложения средств за границей, в области обращения денег, ценных бумаг, драгоценных камней и металлов, имеющих отношение к становлению крупного бизнеса. Коррупция в современном мире, в том числе и в России, приобрела не сравнимые с любым предшествующим периодом размеры. Причем материальные, политические и морально-нравственные издержки резко возросших в последние десятилетия масштабов коррупции в нашей стране стали столь очевидными и опасными для ее государственного строя, политической и социально-экономической стабильности и ее дальнейшего развития, что проблема необходимости усиления антикоррупционной борьбы и повышения ее эффективности вышла за рамки чисто правового поля и приобрела значение одной из острейших политических проблем. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых показано, что рост масштабов коррупции непосредственно связан с процессами, происходящими в странах с переходной экономикой. 2. Анализ механизмов борьбы с коррупцией в России 2.1. Основные законодательные и правовые акты о борьбе с коррупцией в России. После распада СССР власти Российской Федерации, про возгласив принципы демократии и правового государства в качестве одной из основ проводимой политики, объявили решительную борьбу с таким негативным и опасным явлением для государства и общества, каким является коррупция в системе государственной власти и управления. 4 апреля 1992 года был принят указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Указ был принят в целях усиления борьбы с коррупцией на период до принятия закона о государственной службе. В нём обращает на себя внимание факт отсутствия понятия «коррупция» и говорится лишь о том, что данное явление (коррупция) в органах власти и управления ущемляет конституционные права граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности. В целях борьбы с коррупцией Указом предлагалось провести аттестацию всех государственных служащих и запретить служащим государственного аппарата: а) заниматься предпринимательской деятельностью; б) оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; в) выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства, а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе (исключением в этом запрете являются научная, преподавательская и творческая деятельность); г) самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товарищества ми с ограниченной ответственностью или иными хозяйственными субъектами. Указом установлено для государственных служащих обязательное предоставление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также об обязательствах финансового характера. Следует отметить, что к этому времени ещё не были чётко сформулированы конституционные основы правовой системы России, на начальном этапе разработки находились Уголовный Кодекс, закон о государственной службе и другие законодательные акты, на основе которых возможна реальная борьба с коррупцией. Попытки законодательного регулирования борьбы с коррупцией были предприняты Государственной Думой ещё в 1994 году - проект закона о борьбе с коррупцией. Он имел несколько версий, дополнялся и изменялся, в том числе по замечаниям Президента Российской Федерации. Одна из этих версий в 1997 году трижды принималась Государственной Думой и трижды отклонялась Советом Федерации. С четвёртой попытки барьер Совета Федерации был преодолён, но Президент наложил Вето. Взамен этого законопроекта Президент внёс свой проект закона «О борьбе с коррупцией». Однако в сентябре 1998 года он был отклонён в первом чтении. Очередная попытка принятия законопроекта по борьбе с коррупцией была предпринята в ноябре 2002 года. Принятый Государственной Думой во втором чтении проект федерального закона «О противодействии коррупции» в итоге не был утверждён. Этот законопроект в отличие от предыдущих содержал более чёткие и обоснованные определения, в большей степени учитывающие общепризнанные международные характеристики, принятые в рамках глобальных международных актов. При подготовке проекта закона использовались Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» и «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию», Конвенция ООН и ряд других международных рекомендаций. Законопроект предполагал создание специального органа при Президенте Российской Федерации — Национального Совета. Такие органы существуют во многих цивилизованных европейских странах и призваны обеспечить осуществление единой государственной политики по противодействию коррупции. Несмотря на то, что этот законопроект не был принят, 24 ноября 2003 года Указом Президента Российской Федерации № 1384 был образован Совет при Президенте по борьбе с коррупцией. Цели создания Совета принципиально совпадали с изложенными в законопроекте и включали следующие важные аспекты: — совершенствование государственной политики по противодействию коррупции в федеральных органах власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления; — устранение причин и условий, порождающих коррупцию; — искоренение злоупотреблений и пресечение преступлений с использованием должностного положения; — обеспечение соблюдения норм служебной этики государственными служащими; — создание благоприятных условий для развития экономики страны. В состав Совета входили Председатель Правительства, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда и Председатель Высшего Арбитражного Суда. В рамках Совета работали две Комиссии — Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. Результаты деятельности Совета обществу остались неизвестны, а коррупция в период деятельности Совета, по образному выражению Д.А. Медведева, разрослась как раковая опухоль. В 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31.10.2003 года и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 года, которые, бесспорно, являются базовыми международными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по противодействию коррупции. Ратификация указанных Конвенций предопределила деятельность государства по включению их положений в национальное законодательство. Рис.1 Понятие коррупции и основные принципы противодействия коррупции. Начиная с 31.07.2008 года Президент РФ утверждает Национальный план противодействия коррупции (принимается на определенный срок), который определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере. Одним из ключевых моментов явились меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, в том числе по приведению антикоррупционного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями международного права. Также следует отметить, что в 2008 г. состоялся визит в Российскую Федерацию экспертов Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), по итогам которого был подготовлен оценочный доклад по Российской Федерации, содержащий в том числе рекомендации по совершенствованию антикоррупционного законодательства. В целях реализации Национального плана и рекомендаций ГРЕКО в декабре 2008 г. принят пакет федеральных законов, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации. Эти положения в качестве основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предлагаются такие мероприятия, как: * проведение единой политики в области противодействия коррупции; * создание механизмов взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами системы гражданского общества; * введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; * обеспечение доступа граждан к информации, независимости СМИ, неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и ряд других мероприятий. Однако механизмы реализации этих направлений борьбы с коррупцией пока не разработаны и не приняты. Передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям превратилась в ещё больший уровень коррупции, что ещё больнее ударило по малому бизнесу. В дальнейшем вносятся положения о необходимости государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомления об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, предотвращении конфликта интересов, а также ответственности физических и юридических лиц за коррупционные нарушения. Практически серьезных результатов эти мероприятия не принесли. По оценкам группы ГРЕКО «коррупция в России — это широко распространённое системное явление. Большинство, если не все государственные службы поражены этой гангреной, в том числе судебный аппарат. Это синдром, который затрагивает общество в целом, в том числе его основы. Феномен коррупции в России требует обстоятельного изучения. Нужны участие гражданского общества и международный опыт. Высокая степень прозрачности публичной администрации и независимость СМИ должны быть приоритетом в России». Авторы этого исследования отмечают, что в законе и Национальном плане по борьбе с коррупцией об этом только о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: