VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социоспортивная реабилитация лиц

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006636
Тема: Социоспортивная реабилитация лиц
Содержание
АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Факультет психологии, педагогики и социологии



Кафедра социологии





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА бакАлавра



  на тему: Социоспортивная реабилитация лиц 

с ограниченными возможностями здоровья по зрению в России





Направление: Социальная работа

Квалификация: Бакалавр



Выполнил



               Студент Рябов Виктор Юрьевич





Группа ср401_341









Научный руководитель



проф,, к.ист.н. В.В. Колков









«Допустить к защите

в Государственной экзаменационной комиссии»

Заведующий кафедрой

____________________/____________________/

Дата________________













МОСКВА

2018







СОДЕРЖАНИЕ







Введение





РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы исследования  социоспортивной реабилитации лиц, с ограниченными возможностями по зрению



РАЗДЕЛ 2. Роль адаптивной физической культуры в социоспортивной реабилитации



РАЗДЕЛ 3. Дзюдо, как ресурс социоспортивной реабилитации.  

Исследование в технике «кейс-стади»



РАЗДЕЛ 4. «Центр единоборств» для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению как социальный проект.



Заключение 



Список использованных источников и литературы 



Приложения







































Введение



                                                

Актуальность проблемы исследования. Согласно имеющимся прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) число слепых людей на нашей планете к 2020 году возрастет до 75 млн человек, а слабовидящих - до 200 млн человек. Каждые пять секунд на Земле слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок. 

Утрата зрения у взрослого человека приводит к кардинальной перестройке психики и поведения. На первых этапах эти процессы сопровождаются негативными, отрицательными психологическими проявлениями, внутренним беспокойством. Любой человек, страдающий заболеваниями органов зрения, независимо от уровня угрозы потери зрения, всегда будет иметь опасение и даже страх стать слепым. Такие серьезные заболевания как глаукома, атрофия зрительных нервов, тотальное помутнение роговицы, практически лишая больных зрения, порождают сложную парадигсу переживаний, ведущих к трансформации привычного жизненного уклада, затруднению адаптации.

Участие лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в общественной и трудовой деятельности, размер оплаты труда, уровень потребления товаров краткосрочного и длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование - являются наиболее важными социально-экономическими и социально-демографическими характеристиками, определяющими положение незрячих и слабовидящих людей в обществе. Эти характеристики, являются фундаментом правовых основ социальной защиты инвалидов по зрению, которые направлены, прежде всего, на решение проблем профессионального обучения и трудоустройства, на повышение  материального положения инвалидов и их семей, что выражается в укреплении сети реабилитационных центров и специализированных учебных заведений и предприятий, расширении социальных льгот по обеспечению инвалидов жилой площадью, по уплате налогов и т.д. 

В восстановлении потерянной связи с окружающей действительностью, может помочь социоспортивная реабилитация, задача которой состоит в стабилизации морально-психологического состояния данной категории граждан при помощьи положительных эмоций, получаемых в процессе занятия спортом. Также это способствует развитию коммуникативных способностей у людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению с другими людьми и между собой.

Объект исследования: социспортивная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Предмет исследования: инновационные технологии социоспортивной реабилитации. 

Цель исследования: на основе исследования инновационных технологий социоспортивной реабилитации лиц, с ограниченными возможностями здоровья по зрению разработать социальный проект по созданию Центра единоборств для слабовидящих и слепых.

Задачи исследования:

–  проанализировать теоретические аспекты социоспортивной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

–  рассмотреть адаптивную физическую культуру в рамках технологии социоспортивной реабилитации;

–  исследовать дзюдо как ресурс социоспортивной реабилитации в технике «кейс-стади»;

–  предложить инновационное спортивное заведение в рамках социального проекта.

Выбор темы исследования данного направления обоснован тем, что особое значение для инвалида с патологией органа зрения после проведения восстановительных мероприятий приобретают вопросы социально-психологической помощи, эмоциональной поддержки, как со стороны близких людей, так и общества в целом. Социоспортивная реабилитация предопределяет дальнейший процесс интеграции инвалида в систему трудовых отношений и его возвращение в структуру общественных связей.

Степень научной разработанности темы исследования.

Законодательно права и льготы лиц с нарушением зрения зафиксированы в ряде международных (Конвенция о правах инвалидов, Всемирный доклад об инвалидности) и российских нормативно-правовых документов (Конституция РФ, ФЗ №181).

Обращение к научной литературе показывает, что проблемам реабилитации слепых и слабовидящих граждан посвящены труды российских психологов: Л.Н. Силкина, О.А. Богуна, З.Г. А.Г. Литвака. Неоценимый вклад по данной проблематике внесли кандидат психологических наук В.А. Момот и доцент кафедры физической культуры МосГУ Л.Е. Аргун. Эти проблемы также стали предметом изучения социологов: С.А. Хрусталёва, Н.М. Платоновой.  Педагогические аспекты решения проблем инвалидности по зрению освещается в работах: Е.И. Холостовой, М.В. Коробова.  Работы этих ученых способствовали более глубокому изучению вопроса реабилитации лиц, утративших зрение. 

















































РАЗДЕЛ 1.

Теоретические основы исследования  социоспортивной реабилитации лиц, с ограниченными возможностями по зрению





Свыше миллиарда человек, или около 15% населения земного шара (согласно оценке глобальной численности населения 2010 года), живут с какой-либо формой инвалидности. Это более высокий показатель, чем предыдущая оценка, выполненная Всемирной организацией здравоохранения в 1970-х годах и составлявшая 10%.  

Согласно Всемирной организации здравоохранения, в мире порядка 39 миллионов слепых людей и 246 миллионов с плохим зрением. До 80% всех случаев потери зрения можно предупредить. Акцент делается на две причины нарушений зрения в мире – это нескорректированные аномалии рефракции (42%) и катаракта (33%). Во всех странах существуют экономически эффективные вмешательства по снижению нагрузки обоих заболеваний.

Чаще всего нарушение зрения и его утрата  наблюдается  у  пожилых  людей.  В 2010 г. 82% слепых и 65% людей с умеренной слепотой были старше 50 лет. Более  бедные слои населения чаще страдают от нарушений зрения, включая слепоту.

Почти невозможно найти точные статистические данные по слепым и слабовидящим. В обществах слепых неофициально заявляют, что слепых на самом деле на порядок больше. Простой пример: люди с  сахарным диабетом часто теряют зрение. Но они не спешат переходить в категорию слепых, т.к. если они получат статус слепого, значит перестанут бесплатно получать инсулин. К тому же, не все слепые обращаются в общества слепых, по количеству членов которого и ведется учет и статистика. Большинство слабовидящих граждан, например, всю жизнь находящиеся в малых населенных пунктах, не знают о существовании подобных учреждений. И подобных ситуаций масса. В процентном соотношении, количество инвалидов по зрению по отношению к населению Земли (по данным ООН) составляет: 0.55% населения полностью слепые и 3,5% населения инвалиды по зрению.

Примерно 45 тыс. граждан Российской Федерации ежегодно становятся инвалидами из-за нарушения работы зрительного органа. Всего же количество учтенных слепых и слабовидящих в нашей стране составляет около 218 тыс человек, из них абсолютно слепых – 103 тыс. Такие данные привел Главный офтальмолог РФ, директор МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца Владимир Нероев.

Всемирная организация здравоохранения среди распространенных причин слепоты указывает следующие заболевания (в скобках указана доля случаев слепоты):

- катаракта (47,9 %)

- глаукома (12,3 %)

- снижение зрения, связанное со старением (8,7 %)

- помутнение роговицы (5,1 %)

- диабетическая ретинопатия (4,8 %)

- слепота у детей (вызывается частности дефицитом витамина А, катарактой и ретинопатией у недоношенных (РН)) (3,9 %)

- трахома (3,6 %)

- онхоцеркоз (0,8 %)

Причем для взрослых и детей эти данные отличаются. Так, для взрослых приводятся следующие данные: около 65% всех людей, страдающих от нарушений зрения — это люди в возрасте 50 лет и старше, в то время как эта возрастная группа составляет 20% населения земного шара. В связи с ростом численности пожилого населения во многих странах все большее число людей подвергается риску утраты зрения в результате глазных болезней и процессов старения. 	

В свою очередь  —  19 миллионов детей имеют нарушения зрения. Из них у 12 миллионов детей нарушения зрения вызваны аномалиями рефракции — состояниями, которые можно легко диагностировать и корректировать. Для 1,4 миллиона детей, имеющих необратимую слепоту на всю оставшуюся жизнь, необходимы мероприятия по зрительной реабилитации для их полного психологического и личного развития. Кроме заболеваний слепоту могут вызвать инфекции (например, бленнорея, сифилис и др.). В мире все чаще встречается слепота, развивающаяся с возрастом, а также вызванная неконтролируемым диабетом. С другой стороны, в результате своевременных медико-санитарных действий уменьшается число случаев слепоты, развивающейся из-за инфекции.



Тотальная слепота приводит к внезапному ограничению основных направлений жизнедеятельности. Ослепшие люди практически навсегда утрачивают способность к самообслуживанию и физической независимости.

Из-за недостаточности зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других рецепторов. Доминирующей становится акустическая и тактильная информация. Весомое значение имеет форма и фактура предметов и материального мира в целом. В процессе восприятия окружающего пространства участвуют руки, ступни, в осязании мелких предметов – язык и губы.

Слух в жизни слепых играет замещающую роль. Слух у незрячих обострен и реагирует на мельчайшие акустические детали при передислокации в пространстве. При решении задач реабилитационного характера важен акцент на управлении акустической информацией в социально-бытовой среде  незрячих. Выделяются и усиливаются необходимые для ориентации звуки и заглушаются различные помехи и шумы. При подготовки среды жизнедеятельности для лиц, утративших зрение — особое внимание обращается на акустические и изоляционные характеристики строительных материалов и конструкций.

Приспособляемость организма к новой действительности наделяет слепого особой чувствительностью, дающей  возможность  различения не только контуров, но и цвета крупных объектов. Незрячий, обладающий таким качеством, по мере сближения с большими предметами ощущает препятствие, иногда может определить размеры и вид материала объекта.

Дополнительные технические средства и приспособления закрепляются на использовании функций кожной чувствительности, помогающие инвалиду по зрению при передислокации: звуковые маяки на остановках и пешеходных переходах, рельефные надписи и акустическая информация внутри городских транспортных средств, электронные системы открывания дверей. 

Путем прямого и косвенного восприятия окружающего пространства, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации развивается способность ориентироваться. Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть качественно продумана, дабы не допустить переизбытка, способствующего созданию "тепличных" условий и утрате навыков пространственной ориентировки.

Способность к ориентации включает в себя:

– определение времени по общепринятым признакам;

–определение местонахождения по пространственным ориентирам, запахам, звукам;

– определение нахождения внешних объектов, восприятие событий и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам;

–восприятие, адекватное реагирование на поступающую информацию, пониманию связей между предметами и явлениями.



         Всесторонняя деятельность индивида по зрению является решающим условием как для преодоления препятствий, встающих на его пути, так и для профилактики негативных изменений, распада психики при слепоте.

Тем не менее, слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику деятельности. Это проявляется в трансформации характера сенсорной трансляции, т.е. в ограничении или полном выпадении зрительной трансляции процессов, протекающих в окружающее пространстве и замене её трансляцией осязательной и слуховой. Более того дефекты зрения значительно ограничивают спектр человеческих ресурсов и сил, так как некоторые виды деятельности требуют наличие зрительной функции «онлайн». Успешное выполнение деятельности, по мнению А.Г. Литвака, является важнейшим показателем замещения дефекта. Трудовая общественная и спортивная   деятельность является основным фактором реинтеграции инвалидов по зрению в социум. Однако, вовлечение ослепших, слепых и слабовидящих в трудовую деятельность связано с определёнными трудностями. Лица внезапно утратившие зрение или с резким ухудшением зрения, находящиеся в состоянии депрессии, могут сформировать внутри себя установки на неработоспособность.

Особое значение для реинтеграции в социум инвалидов со зрительной дисфункцией имеют меры социальной реабилитации. Реализация этих мер обеспечивается для незрячих вспомогательными техническими средствами:

– для передвижения и ориентации (трость, собака-поводырь, бионический протез.)

– для самообслуживания – средства культурного, бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы для приготовления пищи, приспособления для ухода за детьми и др.)

– для информирования и досуга (приборы и средства для чтения и письма по Брайлю, специальные компьютерные устройства и др.)

– для трудовой деятельности – средства и приспособления, которыми слепых снабжает работодатель в зависимости от вида трудовой деятельности. 

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих применяются специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.

Слепые и слабовидящие нуждаются в посторонней помощи при необходимости самостоятельного пользования транспортом, в связи с чем, возникают определенные трудности. Необходимо изменение величины указателей, усиление контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют инвалидам по зрению использовать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных – верхней и нижней – ступеней, края платформы и др.) 



Прежде чем, затрагивать аспект социоспортивной реабилитации необходимо коснуться ее основы, а именно социально-психологической реабилитации. 

В целом можно отметить, что социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению тесно связана с проблемами их адаптации и реинтеграции и проводится с целью облегчения процесса их активного приспособления к новой реальности.

Основные этапы социально-психологической реабилитации:

1. Этап получения первичных сведений.

На данном этапе изучаются и принимаются во внимание данные анализа медицинских и других документов, выдвигаются гипотезы о состоянии психического здоровья инвалидов, выявляются проблемные, социально значимые вопросы.

2. Этап клинико-психологического обследования.

Этот этап служит для оценки функционального состояния инвалидов по зрению, изучения их психологических и личностных особенностей, психических процессов познавательной сферы, определения уровня психоэмоциональных нарушений и психического здоровья до проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий. На данном этапе в зависимости от психического статуса и задач реабилитационного процесса определяются уровень физиологического потенциала организма и адаптивные возможности личности.

3. Этап восстановительного лечения.

Данный этап предполагает проведение собственно реабилитационных мероприятий и лечебно-корригирующих воздействий, подбор которых осуществляется на основе результатов обследования. Целесообразным является проведение периодического контроля за динамикой психологического статуса и корректировка (при необходимости) лечебных мероприятий.

4. Этап оценки эффективности лечения и реабилитации, на котором проводится вторичное обследование инвалида по окончании курса реабилитации, исследует эффективность комплексного лечения относительно данных первичного обследования. Современные научные разработки позволяют более дифференцированно подходить к определению понятий. Если социально-психологическая реабилитация в большей степени предполагает восстановление нарушенных вследствие потери зрения психических функций, процессов, адекватного поведения и личности слепых и слабовидящих людей и направлена на создание компенсированной и адекватной психической деятельности, осуществляемой психологическими средствами и методами, то под собственно социально-психологической реабилитацией следует понимать поиск, разработку, обоснование наиболее эффективных методов восстановления морально-психологического статуса инвалидов по зрению, перенесших нервные заболевания, хирургические операции (протезирование), имеющих тяжелые хронические заболевания, а также в случаях изменения жизненных стереотипов или при социальной дезадаптации. Социально-психологическая реабилитация обозначает восстановление нарушенных или формирование новых когнитивных, мотивационных и эмоциональных ресурсов личности у больных и инвалидов с трудностями социальной адаптации в целях интеграции их в общество. Сегодня большинство реабилитационных программ имеют именно психосоциальную направленность, которая наиболее адекватно отражает цели восстановления личного и социального статусов человека.

Реализация программы социально-психологической реабилитации предполагает успешную реинтеграцию человека, ставшего инвалидом по зрению к окружающей среде. 

По мнению исследователей, адаптация имеет три аспекта.

1. Адаптация индивида к предметному миру затрагивает область более простых и организованных психологических выражений (сенсорика, перцепция). В практическом аспекте это проблема замещения слепоты за счет более качественной работы других рецепторов (осязание, обоняние, слух). Таким образом, первый аспект социально-психологической реабилитации – становление в рамках развития восприятия внешнего предметного мира.

2. Адаптация к социальному окружению, социальной действительности представляет парадигму направленную на развитие коммуникабельных способностей незрячих, преодоление социальных, бытовых, психологических препятствий в общении, обусловленных полной или частичной утратой зрительного анализатора. Выражение адаптации слепого к социальной действительности, к социальному окружению представляют собой более сложные морально-психологические течения и состояния: способность установки социальных контактов, специфика общения, развитие коммуникативных и организаторских навыков, различные варианты поведения в конфликтных ситуациях и т. д.

3. Осознание незрячим самого себя в новой кондиции. Этот аспект является наиболее сложно организованным и играет важную роль в практике социально-психологической реабилитации. Он вызывает определенные трудности и напрямую зависит от индивидуальных качеств, черт характера инвалида по зрению и качества оказываемой помощи.



В случае, если адаптация к окружающей среде прошла успешно, необходимо разработать индивидуальный план реабилитации (далее ИПР) исходя из биологических, физиологических и социально-психологических сторон незрячего, а также социальных, средовых факторов, разрешающих в той или иной степени реализовать его потенциальные возможности, в том числе и в спорте.

Оценочный фактор социально-психологической реабилитации инвалида по зрению является необходимым диагностическим этапом, обязательным для определения специфической направленности, объема, состава и качества проводимых восстановительных процедур. При составлении ИПР учитывается реабилитационный потенциал (РП), под которым понимается совокупность биологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик инвалида по зрению, а также социально-средовых факторов, позволяющих реализовать его потенциальные возможности, навыки.

Итоговая оценка реабилитационного потенциала проводится на основании результатов изучения составляющих его направлений. К ним относятся:

– биомедицинский потенциал – способность слепого к восстановлению или замещению нарушений в целостности органов зрения, зрительных функций в целом;

– личностный потенциал – тенденция и возможность личности слепого активно участвовать в процессе реабилитации и стремиться к достижению поставленных реинтеграционных задач;

– психофизиологический потенциал – способность задействовать  сохранившееся функциональные способности незрячего для возобновления социально-бытовых навыков и привычных для него видов деятельности;

– образовательный потенциал – тенденция незрячего к постижению общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков;

– социально-бытовой потенциал – способность к самообслуживанию, а также самостоятельному проживанию и ведению личного хозяйства;

–  профессионально-трудовой потенциал – возможности возрождения профессионального и трудового статуса или достижения иных целей в области трудовой (в нашем случае спортивной) деятельности;

– социально-средовой потенциал – доступность незрячему вернуться в привычные условия семейной и общественной жизни.

Особую роль в социоспортивной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых (ВОС), где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. ВОС имеет собственную ежегодную программу «Реабилитация инвалидов по зрению», в которой определяет основные направления деятельности Центрального правления ВОС, региональных организаций, учреждений ВОС на тот или иной период. Реализация программы позволит достичь таких целей развития Общества, как  дальнейшее повышение уровня социальной поддержки инвалидов по зрению, наиболее полное удовлетворение их потребностей в реабилитации и трудовой занятости, защита прав и интересов инвалидов по зрению........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%